ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ПРОБЛЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. И. КРИВОШАПКИН, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: 8(4112) 44-60-35
В. В. НИКИФОРОВА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
Рассматриваются современное состояние минерально-сырьевой безопасности в Республике Саха (Якутия) и факторы влияния кризисных явлений на нее.
Ключевые слова: месторождение полезных ископаемых, минерально-сырьевая безопасность, экономический кризис, инвестиции.
Экономическая безопасность Российской Федерации диктуется глобальным мировым кризисом, который негативно влияет на все отрасли экономики. Внешние угрозы в этот период достигают наибольших значений, и негативные последствия могут сильно отразиться на всей российской экономике. Между тем уровень экономической безопасности определяют уже сложившиеся формы и способы хозяйствования. Потеря многих производственных мощностей, выпускающих конечную продукцию, экспорт сырьевых ресурсов, составляющих основу российской экономики, прежде всего топливно-энергетических, усугубляют положение экономики.
Цены на эти ресурсы во многом определяют бюджетную политику правительства относительно темпов и масштабов устойчивого развития экономики страны, что в свою очередь создает необходимость разработки и принятия мер, в том числе антикризисных, позволяющих смягчить или вообще исключить резкое падение производства и глубокие социальные потрясения.
Экономическая безопасность страны означает устойчивое состояние и развитие национальной экономики во время глобального мирового кризиса, и она должна обеспечить:
• достаточно стабильный социально-экономический уровень жизни народа, политическую и военную надежность государства;
• экономическую самостоятельность и защищенность от негативных факторов внутренних и внешних угроз. При этом, если факторами внутренней угрозы можно управлять, предупредить и своевременно устранять их, то факторы внешней угрозы диктуют условия функционирования национальной экономики в конкретной геополитической обстановке, в соответствии с которыми необходимо строить экономическую политику страны;
• глубоко обоснованные тактические цели государства, в свою очередь обеспечивающие защиту экономических интересов страны;
• выход из кризисных ситуаций, если такие возникнут, с наименьшими потерями, разработкой и принятием антикризисных мер с учетом создавшихся условий, требующих принятия неординарных экономических и политических решений.
Минерально-сырьевой потенциал России огромен, характеризуется крупными масштабами и комплексностью месторождений и является привлекательным объектом для инвестирования иностранного капитала и международного сотрудничества. Вместе с тем многие зарубежные страны хотят видеть Россию только в качестве поставщика сырья, а не в качестве поставщика продукции глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов.
С целью упорядочения и ограничения доступа юридических лиц с участием иностранных инвесторов (или иностранных инвесторов) к богатствам недр разработаны и приняты Федеральные законы от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этими законами внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в действующий Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и сформулированы правила в отношении предварительного согласования сделок с иностранными инвесторами при предоставлении им участков недр.
Наиболее востребованными на мировом рынке продуктами недропользования являются нефть, газ, цветные и благородные металлы, алмазы и уран. В соответствии с этим и слагается конъюнктура мирового рынка. Однако с течением времени под влиянием технологической революции, в том числе внедрения нанотехнологий во все сферы экономики, которые, несомненно, затронут отрасли добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, могут быть внесены существенные коррективы в структуре мировой конъюнктуры. Может случиться так, что считающиеся ныне не пригодными для эксплуатации месторождения могут стать высокорентабельными из-за возникновения потребности в виде полезного ископаемого, содержащегося в них. Наличие подготовленных месторождений многих видов полезных ископаемыхв России, которые отсутствуют во многих других странах, — положительный фактор, уменьшающий непредвиденные потрясения из-за непредсказуемых изменений мировой конъюнктуры.
Снижение спроса внутреннего рынка из-за сокращения производства в отраслях машиностроения и военно-промышленного комплекса вынудило резко увеличить экспорт цветных и благородных металлов за рубеж. Наблюдается высокий уровень поставки на экспорт нефти и нефтепродуктов, а также природного газа. Хотя экспорт продукции минерально-сырьевого комплекса (МСК) обеспечивает валютное поступление в страну, чрезмерный рост его никак нельзя расценивать как положительный фактор. Возросший рост его при снижении объемов переработки до конеч-
ного продукта, который имеет такую тенденцию и в будущем, не только вызывает диспропорцию между производством и потреблением, но и существует реальная угроза скатывания экономики страны к модели сугубо экспортно-сырьевого типа. Такая модель экономики ставит страну в полную зависимость от цен мирового рынка на продукцию МСК и от агрессивной политики стран, не обладающих достаточными запасами стратегически важного сырья, но имеющих большой спрос на них. Сказанное необходимо рассматривать как одну из важнейших внешних угроз, к которой правительство должно относиться с постоянным вниманием для своевременного принятия организационных, правовых и политических мер по предотвращению ее негативного влияния на безопасность МСК и в целом экономическую безопасность страны.
Следует отметить, что минерально-сырьевая безопасность понятийно и по существу отличается от безопасности МСК и представляет собой обеспеченность объектов МСК рентабельными разведанными запасами полезного ископаемого на длительный срок. Если подходить к данному вопросу сугубо с этих позиций, чем меньше при добыче извлекается запасов, тем выше минерально-сырьевая безопасность. Единственным требованием к ней является гарантия сбалансированности добычи и подготовки запасов полезного ископаемого. При этом следует иметь в виду, что подготовка запасов к промышленному освоению — многостадийный и сложный процесс, требующий значительных финансовых вливаний, отдача от которых может быть получена через некоторый, иногда длительный, промежуток времени. Кроме того, подготовка квалифицированных кадров, способных решать такие задачи, также процесс длительный, с которым в последнее время наблюдаются проблемы. Для того чтобы обеспечить минерально-сырьевую безопасность, необходимо, чтобы все предшествующие этапы работ проводились своевременно и достаточно опережали последующие, начиная от поисково-съемочных и кончая детальной разведкой месторождений. В настоящее время исследователи отмечают, что исчерпывается поисковый задел, являющийся научной основой для обоснования и проведения разведочных работ по наращиванию запасов, который был создан в советское время. Также исчерпываются промышленные запасы, добываемые в экономически освоенных районах, и добывающие предприятия вынуждены перейти на разработку месторождений с худшими экономическими показателями или осваивать сырьевые
ресурсы в отдаленных труднодоступных местах. Серьезно подорвана материально-техническая база производства, существенный урон понесла и научно-практическая компонента изучения недр. Если так продолжится и дальше, то в ближайшей перспективе может возникнуть реальная угроза минерально-сырьевой безопасности страны.
Министр геологии СССР Е.А. Козловский, анализируя состояние минерально-сырьевой базы советского периода и современное ее состояние, выдвигает задачи, необходимые для повышения уровня исследования недр:
• восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;
• проведение научно-аналитической разработки минерально-сырьевой политики длительной перспективы (20, 30, 50 лет);
• анализ и оценка перспектив экспорта и импорта минерального сырья и разработки предложений по покрытию дефицита;
• разработка предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;
• разработка приоритетов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других странах, выработка политических и экономических предложений для проведения в жизнь поставленных задач;
• отработка стратегических и тактических лагов государства, исходя из главной задачи — поступления в страну минерального сырья, особенно стратегически важного;
• анализ и оценка действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработка предложений по их усовершенствованию;
• контроль и оценка государственного минерально-сырьевого баланса;
• обеспечение защиты геологических интересов России на мировом уровне и др. [1]. Исследование особенностей и укрепления
минерально-сырьевой базы в разрезе обеспечения экономической безопасности регионов должно осуществляться с учетом этих выдвинутых задач.
Впервые исследования экономической безопасности Республики Саха (Якутия) были предприняты Институтом региональной экономики Академии наук РС (Я) (ИРЭ АН РС (Я)) в конце прошлого века, результаты которых были опубликованы в
1999 г. [2]. В дальнейшем системно проведен комплексный анализ региональной экономической безопасности республики, разработаны критерии оценки экономической безопасности в отраслях экономики [3]. В этих работах изложены научные и практические видения сотрудников ИРЭ АН РС (Я), освещены существующие, и могущие возникнуть в перспективе проблемы экономической безопасности в различных отраслях экономики республики, в том числе минерально-сырьевой. Известно, что основную часть валового регионального продукта республика получает за счет добычи полезных ископаемых, следовательно, минерально-сырьевая безопасность — одна из важнейших составляющих экономической безопасности в целом. Отсюда следует, что минерально-сырьевая политика Республики Саха (Якутия) должна вырабатываться исходя из наличия собственных минерально-сырьевых ресурсов и масштабов потребности в них с учетом собственного потребления и экспорта.
Понятие «минерально-сырьевая безопасность» — это обеспеченность добывающего предприятия разведанными запасами сырья выше минимального порогового значения, которое в зависимости от мощности предприятия определяет, сколько лет потребуется для того, чтобы осуществить планомерную ликвидацию его без существенных социально-экономических потрясений с учетом полного извлечения запасов из недр. В целом для республики в качестве показателя минерально-сырьевой безопасности может быть принята обеспеченность запасами любого добываемого вида минерального сырья. Она должна определить возможность добычи полезного ископаемого:
• в объеме, обеспечивающем необходимую потребность экспорта в то время, когда данный вид полезного ископаемого имеет самую низкую мировую конъюнктуру;
• в объеме, удовлетворяющем внутреннюю потребность республики в сырье в год наименьшего спроса на него, наблюдаемый в период последних 10 лет.
При этом следует иметь в виду, что по минерально-сырьевой отрасли пороговое значение обеспеченности ресурсом составляет порядка 9—12 лет, а для отдельных горнодобывающих предприятий — 3—7 лет [2].
Кризисные явления влияют на проблему минерально-сырьевой безопасности как разнонаправленно действующий фактор.
Во-первых, минерально-сырьевые ресурсы, которые остаются востребованными, взвинчивают
цены на мировом рынке, и конъюнктура на них повышается. Так, например, в настоящее время повышается спрос на золото, что способствует увеличению его добычи. В Республике Саха (Якутия) имеются значительные запасы рудного золота в таких крупных месторождениях, как Нежданин-ское и Кючюс, на которых возможно создание крупного горнорудного предприятия с надежной минерально-сырьевой базой с обеспеченностью в несколько десятилетий. Однако, что касается золотодобычи из россыпных месторождений, то здесь возникает реальная опасность исчерпания запасов, особенно на крупных и средних месторождениях. Мелкие месторождения, несмотря на их многочисленность, имеют незначительные суммарные запасы. Возможности обнаружения и подготовки к эксплуатации крупных и даже средних по запасам россыпных месторождений, по мнению специалистов, практически исчерпаны. Избежать снижения объема добычи золота, не только в кризисное время, но и в целом, возможно за счет перехода на добычу из рудных месторождений.
При наличии достаточно надежных подготовленных запасов рудного золота вряд ли целесообразно специально заниматься бесперспективными поисками крупных богатых россыпных месторождений золота. Определенный интерес при наличии соответствующей технологии могут представлять россыпи тонкого золота бассейна реки Вилюй, суммарные запасы которых могут быть значительны, но они чрезвычайно трудно уловимы;
Во-вторых, речь идет о минерально-сырьевых ресурсах, спрос на которые падает. С точки зрения обеспеченности добывающих предприятий запасами сокращение добычи полезного ископаемого укрепляет их минерально-сырьевую базу, и срок отработки тех наличных эксплуатируемых запасов продлевается. Однако возникает опасность, что из-за нехватки финансовых ресурсов во время кризиса могут быть запущены опережающие подготовительные работы по наращиванию необходимой минерально-сырьевой базы действующего предприятия;
В-третьих, речь идет о геолого-поисковых работах за счет бюджетных средств. Эти работы должны выявить перспективные месторождения для дальнейшего разворачивания более детальных работ по подготовке месторождения к освоению. При достаточно глубоком кризисе бюджетные средства могут быть секвестрированы, что может отрицательно повлиять в конечном итоге на обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами по всем видам полезных ископаемых.
Своевременное проведение этих работ — очень важный и ответственный этап наращивания и подготовки минерально-сырьевых ресурсов. Если этого не сделать своевременно, то работа может растянуться на долгие годы и в итоге даст отрицательный результат. Выявленные перспективные участки становятся объектами торгов на аукционе на предмет дальнейшей подготовки месторождений к эксплуатации и добыче полезного ископаемого.
У Республики Саха (Якутия) очень большая по площади территория, обладающая крупным минерально-сырьевым потенциалом, но из-за чрезвычайно трудной транспортной доступности изучена все еще слабо. Удорожание вертолетных часов и упадок малой авиации в настоящее время еще более усложняет задачу. В то же время следует учесть, что вероятность открытия новых богатых крупных месторождений не исчерпана.
В целом полезные ископаемые Якутии характеризуются: неравномерностью размещения месторождений по территории республики, слабым развитием инфраструктуры (особенно транспортной) или ее полным отсутствием, отрицательно влияющим на освоение удаленных крупных и богатых месторождений (например, Кючюского золоторудного). В условиях рынка эти факторы могут обусловливать невостребованность уже созданной минерально-сырьевой базы. Например, в настоящее время под угрозой находится дальнейшее существование Депутатского горно-обогатительного комбината, имеющего очень крупные сырьевые ресурсы целой группы оловоносных месторождений. Из-за того, что в Якутии сосредоточены и добываются запасы стратегически важных для страны видов полезных ископаемых, которые не исчерпываются учтенными, ее территория становится предметом повышенных интересов инвесторов крупных мощных транснациональных компаний и стран, что само по себе представляет угрозу минерально-сырьевой безопасности не только республики, ноив целом России.
Список литературы
1. Козловский Е. А. Минерально-сырьевая безопасность страны / Промышленные ведомости, 2008. 3—4. www/promved.ru.
2. Экономическая безопасность Республики Саха (Якутия): сущность, критерии, показатели, их пороговые значения. Якутск: ИРЭ АН PC (Я), 1999. 81с.
3. Экономическая безопасность Республики Саха (Якутия): Отраслевые аспекты / Е.Г. Егоров, M. Е. Тарасов, Е. Н. Федорова и др. Новосибирск: Наука, 2005. 288 с.