Научная статья на тему 'Влияние кризиса на Украине на развитие логистики в соседнем регионе Российской Федерации'

Влияние кризиса на Украине на развитие логистики в соседнем регионе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТАМОЖНЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / РЕГИОН / REGION / CUSTOM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ярославцева Юлия Ивановна, Шарапова Елена Анатольевна

Абстрагируясь от политических оценок событий, произошедших на Украине в начале 2014 года, в статье предпринята попытка дать оценку влияния ситуации сложившейся на территории соседнего государства на развитие транспортно-логистической инфраструктуры Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ярославцева Юлия Ивановна, Шарапова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE CRISIS IN UKRAINE ON THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN THE NEIGHBOURING REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstracting from political assessments of the events in Ukraine in early 2014, the article attempts to assess the impact of the situation prevailing in the territory of neighbouring States for the development of transport and logistics infrastructure of the Voronezh region

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса на Украине на развитие логистики в соседнем регионе Российской Федерации»

УДК 658.7(470.324)

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА УКРАИНЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В СОСЕДНЕМ РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2016

Ярославцева Юлия Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Экономики и основ предпринимательства» Шарапова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и основ предпринимательства» Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, Воронеж (Россия) Аннотация. Абстрагируясь от политических оценок событий, произошедших на Украине в начале 2014 года, в статье предпринята попытка дать оценку влияния ситуации сложившейся на территории соседнего государства на развитие транспортно-логистической инфраструктуры Воронежской области. Ключевые слова: транспорт, логистика, таможня, инфраструктура, регион.

THE IMPACT OF THE CRISIS IN UKRAINE ON THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN THE NEIGHBOURING REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2016

Yaroslavceva Yulia Ivanovna, candidate of economical science, associate professor of the chair

«Economics and entrepreneurship» Sharapova Elena Anatolievna, candidate of economical science, associate professor of the chair

«Economics and entrepreneurship» Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering, Voronezh (Russia) Abstract. Abstracting from political assessments of the events in Ukraine in early 2014, the article attempts to assess the impact of the situation prevailing in the territory of neighbouring States for the development of transport and logistics infrastructure of the Voronezh region.

Keywords: transport, logistics, custom, infrastructure, region

С началом тысячелетия, в мировом сообществе, меняются условия экономического развития. Новые возможности обусловлены концентрацией мировых интеллектуальных и финансовых ресурсов, созданием новых прорывных технологий, формированием логистических систем транспортировки, благодаря которым обеспечивается развитие международного сотрудничества.

Вместе с тем, череда финансово-экономических кризисов последнего десятилетия и их последствия обнажили существенные проблемы. В частности одним из важнейших факторов, влияющих на перспективы развития отдельных стран, является слабое развитие логистических систем национальных транспортных инфраструктур, в том числе региональных.

То, что Воронежская область обладает серьезным логистическим потенциалом, который можно и нужно реализовывать, очевидно. Транспортная доступность Воронежской области, ее локация на пересечении международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток, близость границы с Украиной являются общеизвестными фактами. Необходимость воплотить имеющийся потенциал в проект крупной региональной транспортно-логистической системы не вызывает сомнений [1].

Одним из главных факторов способствующих формированию в регионе транспортно-логистической системы, является выгодное транспортно-географическое положение. В частности взаимодействие с Украиной, является фактором, способным стимулировать развитие приграничных районов Воронежской области.

Осенью 2012 года в Воронежской области (село Бугаевка) на границе с Украиной открылся современный таможенный пункт. Пункт пропуска «Бугаевка» Кантемировского таможенного поста Воронежской таможни, существует уже более 20 лет. В дни его основания, на границе с Украиной появились оборудованные вагончики, которые предполагалось использовать лишь временно, и по такой временной схеме пост действовал до 2012 года.

Строительство нового поста стало возможным в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. МАПП «Бугаевка» был внесен в план строительства новых современных пунктов пропуска для обеспечения

всех необходимых условий по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля в зоне деятельности Воронежской таможни на российско-украинской границе [2, 3].

Пропускная способность МАПП «Бугаевка» - 500 автомобилей в сутки, в том числе - 100 грузовых, 380 легковых, 20 автобусов. Пропускная способность по количеству людей (водители и пассажиры) предусмотрена в количестве 2 040 человек в сутки [2]. В состав МАПП «Бугаевка» входит: здание автовокзала, контрольно-пропускные пункты на выезд и въезд в Российскую Федерацию, два поста весового контроля, павильоны транспортного и пограничного контроля, здание кинологической службы, санитарно-карантинный пост, дизельная и трансформаторная подстанция и ряд других объектов, предназначенных для обеспечения деятельности пункта пропуска.

То есть условия для пропуска грузов и пассажиров, на границе созданы самые благоприятные. Однако возникает вопрос, возможно ли полноценно использовать новые возможности, если нет другой необходимой инфраструктуры - логистических комплексов, техцентров, производственных площадок, торговых зон и т.д. В настоящее время из-за нестабильной ситуации на территории Украины и как следствие снижения грузопотока, развитие объектов инфраструктуры представляется сомнительным.

Существует несколько типов грузопотоков, проходящих через экономическое пространство Воронежской области. Одним из приоритетных, является обслуживание импортно-экспортных грузопотоков из (в) Украины.

Согласно данным Воронежской таможни, за 2014 год географическая направленность экспортных поставок в регионе ее деятельности представлена 73 странами мира. Украина является главным партнером, влияющим на объемы экспорта (36,5% от экспорта в целом). Рост по сравнению с предшествующим годом составил 3%. За 2015 год географическая направленность экспортных поставок в регионе деятельности Воронежской таможни представлена 80 странами мира. Украина осталась главным партнером, влияющим на объемы экспорта, но его доля снизилась (31,9% от экспорта в целом) [4].

Что касается импорта из Украины, то в 2014 году по сравнению с 2013 годом он уменьшился в 1,5 раза. За 2014 год участники внешнеэкономической деятельно-

сти вели закупки продукции в 82 странах мира. Однако Украина по-прежнему остается одним из постоянных крупных партнеров, влияющих на объемы импорта (18,0% от импорта в целом). За 2015 год участники внешнеэкономической деятельности вели закупки продукции в 84 странах мира. Размер импорта из Украины снизился (16,4% от импорта в целом), но не лишил ее первенства среди общего числа стран, влияющих на объемы импорта [4].

Изменение грузопотока в направлении Украины в средне- и долгосрочной перспективе прогнозировать сложно. Многое будет зависеть от стабилизации ситуации на территории Украины и того, будет или нет развернута инфраструктура пограничного экономического сотрудничества, включающая в себя таможенно-погра-ничную и транспортно-логистическую инфраструктуру.

С 2015 года Российское правительство приняло решение начать реконструкцию и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины. Часть участка дороги сольется с действующей веткой, проходящей по территории Ростовской области, а часть будет построена «с нуля». Общая стоимость проекта (Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск) обойдется в 56,6 млрд. рублей. Финансирование будет предоставляться равномерными траншами в течение трех ближайших лет.

В Кантемировском районе Воронежской области в 2015 году началось строительство железной дороги в обход Украины на участке Журавка (Воронежская область)

- Миллерово (Ростовская область). Новая железная дорога к 2018 году свяжет Белгородскую и Ростовскую области.

Между станциями Журавка и Миллерово около 120 километров. Ранее российские поезда преодолевали это расстояние по территории Украины (около 26 км), дважды пересекая границу. В советские годы, когда железную дорогу строили, выбрали самый короткий путь. Но после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства. Этот участок - линия Россошь

- Чертково - Миллерово - расположен в Луганской области Украины. Проект строительства железной дороги в обход Украины на участке Журавка (Воронежская область) - Чертково (Ростовская область) представлен на рисунке 1.

в Ростовской области (от Чертково до Батайска - 330 км). Проект реконструкции и строительства железной дороги в обход территории Украины представлен на рисунке 2. Проект планируется реализовать в течение семи лет.

Рисунок 1 - Проект строительства железной дороги в обход Украины на участке Журавка - Чертково

Два электрифицированных пути проложат по территории Воронежской области в Ростовскую. Новые тяговые подстанции и современные системы безопасности позволят поездам развивать большую скорость: пассажирским - до 160 километров в час, грузовым - до 90 километров в час.

В целом же обход украинской территории, по проекту железнодорожных экспертов, должен покрыть расстояние около 800 км. Он должен связать ст. Прохоровка в Белгородской области сначала со ст. Журавка (400 км) затем - ст. Чертково, а его конечный пункт - ст. Батайск

Рисунок 2 - Проект реконструкции и строительства железной дороги в обход территории Украины

Новая ветка обеспечит не только независимость пассажирских и грузовых перевозок от изменчивой ситуации в соседнем государстве, но и социально-экономическое развитие районов, по территории которых она будет проходить. Дорога пройдет вблизи семи российских населенных пунктов. Столько же появится станций, на которых местные жители смогут не только ждать поезда, но и работать.

Строительство железной дороги в обход Украины - важный логистический шаг способствующий повышению пропускной способности дороги, которая будет соответствовать всем новейшим стандартам, ускорению движения грузовых и пассажирских поездов, а также решение проблемы имущественного статуса инфраструктуры общего пользования сети железных дорог России, которые сейчас проходят по территории сопредельных государств - в данном случае Украины.

Новый железнодорожный путь можно также считать первым этапом строительства скоростной магистрали в южном направлении, предусмотренного Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [5].

Таким образом, можно с однозначностью утверждать, что ситуация сложившаяся на территории соседнего государства оказывает значительное влияние на развитие транспортно-логистической инфраструктуры региона и, как следствие, актуализирует процесс дальнейших научных исследований, направленных на поиск продуктивных вариантов формирования транспортно-логистической системы Воронежской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макаров Е.И., Ярославцева Ю.И. Основные направления развития транспортно-логистической инфраструктуры Воронежской области // Международный научный журнал «European Social Science Journal» («Европейский журнал социальных наук»). - М.: АНО «Международный исследовательский институт». 2012. № 7. С. 468-473.

2. «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»). Письмо ФТС РФ от 21.08.2009 № 21-50/39656.

3. Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс]. - URL: http://www.regnum.ru (дата обращения 01.02.2015г.).

4. Федеральная таможенная служба. Центральное таможенное управление [Электронный ресурс]. - URL: http://ctu.customs.ru (дата обращения 01.02.2015г.).

5. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.