Научная статья на тему 'Влияние кризиса на развитие промышленного производства региона'

Влияние кризиса на развитие промышленного производства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ТЕНДЕНЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фукина С. П.

Приведены результаты исследования тенденций развития промышленного производства России, в том числе Республики Татарстан. Особое внимание уделено выявлению влияния кризиса на происходящие процессы в отечественной промышленности. Предложены антикризисные меры, способствующие эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фукина С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса на развитие промышленного производства региона»

УДК. 332.12 (470.41)

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

С. П. ФУКИНА, старший преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Институт экономики, управления и права, г. Казань

Приведены результаты исследования тенденций развития промышленного производства России, в том числе Республики Татарстан. Особое внимание уделено выявлению влияния кризиса на происходящие процессы в отечественной промышленности. Предложены антикризисные меры, способствующие эффективности производства.

Ключевые слова: кризис, тенденция, промышленность, обрабатывающие производства, автомобилестроение, оздоровительные мероприятия.

Главная особенность развития российской экономики в докризисный период — смещение акцента на добывающие производства, что привело к росту нефтегазовых доходов страны и позволило сформировать резервный фонд страны. Негативная сторона сложившейся тенденции заключается в том, что экономика страны оказалась в зависимости от конъюнктуры мирового ресурсного рынка. Можно утверждать, что без структурных изменений в экономике, без модернизации и развития промышленности и производственной инфраструк-

туры нельзя обеспечить оздоровления народного хозяйства страны.

Благосостояние населения любой страны во многом обусловлено развитием промышленного производства. Оценка вклада различных отраслей в развитие промышленности представляется актуальной, особенно в кризисныхусловиях.

Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики страны или региона, является индекс промышленного производства.

Установлено, что индекс промышленного производства в Российской Федерации начал свое снижение в 2005г. на 2,9% и составил 105,1 % (табл. 1). Основными причинами снижения этого показателя являются нехватка оборотных средств, снижение конкурентоспособности произведенной продукции, физическое и моральное старение основных фондов предприятий промышленного производства, низкий уровень производительности труда и материальной заинтересованности работников. До 2008 г. значение индекса существенно не изменилось инаходилосьнауровне 106,3% [1, 3—5, 7].

Таблица 1

Динамика индекса промышленного производства в Российской Федерации (РФ), в том числе в Республике Татарстан (РТ), в процентах к предыдущему году

Индекс, отрасль промышленности Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009

РФ РТ РФ РТ РФ РТ РФ РТ РФ РТ РФ РТ

Индекс промышленного производства 108,0 106,1 105,1 104,8 106,3 108,1 106,3 108,9 102,1 105,8 89,2 92,3

Добыча полезных ископаемых 106,8 102,7 101,4 102,5 102,5 101,9 101,9 102,0 100,2 101,0 98,8 100,6

Обрабатывающие производства 110,5 111,4 107,6 107,8 108,3 115,6 109,5 117,5 103,2 110,5 84,0 86,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101,1 100,7 100,9 100,7 104,9 105,1 99,8 100,7 101,4 97,4 95,2 90,5

%

Добыча полезных ископаемых в РФ - -и- Обрабатывающие производства в РФ

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в РФ ~ Добыча полезных ископаемых в РТ

Обрабатывающие производства в РТ — •— Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в РТ

Рис. 1. Динамика индексов промышленного производства в Российской Федерации и Республике Татарстан в2004—2009 гг., %

В 2008 г. кризис привел к сокращению промышленного производства, и индекс в Российской Федерации сократился на 4,2%. В 2009г. индекс продолжил свое снижение и составил 89,2%, что наЗ,1 % ниже регионального значения.

В Республике Татарстан — крупнейшем регионе Приволжского федерального округа — в 2005 г. индекс промышленного производства снизился на 1,3 %. К 2008 г. в регионе наблюдается подъем производства, и индекс увеличивается до 108,9% (на 4,1 %). В кризисный период индекс в Республике Татарстан сократился на 16,6% и составил 92,3%. Установлено, что наибольшему воздействию кризиса в России, в том числе и в регионе Приволжского федерального округа, подверглись обрабатывающие производства. В Российской Федерации в 2009 г. объем обрабатывающего производства сократился на 19,2%, и индекс составил 84%. В Республике Татарстан аналогичный показатель сократился к концу анализируемого периода на 23,7 % и составил 86,8%. Выявленная тенденция свидетельствует о снижении объемов производства.

В ходе анализа установлено, что индекс промышленного производства в Республике Татарстан с 2006 по 2009 гг. превышает значения российских

показателей. Этому способствовало более динамичное развитие обрабатывающих производств в регионе (рис. 1).

Наименьшему воздействию макроэкономических факторов в Российской Федерации и в регионе, в том числе и финансово-экономическому кризису, подвержено добывающее производство (рис. 1). Например, в Республике Татарстан в течение анализируемого периода индекс промышленного производства добывающих отраслей существенно не изменился: его значение колеблется от 100,6% до 102,7%.

Состояние промышленности также характеризует объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, который представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены и фактически отгружены (переданы) в отчетном периоде на сторону (другим юридическим или физическим лицам).

В течение анализируемого периода объем отгруженных товаров собственного производства в Российской Федерации увеличился на 81% и составил 24 709 млрд руб. Аналогичный показатель в регионе до кризиса увеличился на 87 % (табл. 2).

Таблица 2

Динамика объема отгруженных товаров собственного производства в Российской Федерации и Республике Татарстан, млн руб.

Объем отгруженных товаров собственного производства Год

2005 2006 2007 2008 2009

В Российской Федерации 13 625 ООО 17 068 ООО 20 613 000 24 709 ООО 21 484 ООО

В Республике Татарстан 499 834,3 612 354,1 758 188,5 932 882,4 859 016,1

Необходимо отметить, что несмотря на абсолютный рост названного показателя, темпы его изменения снижаются с начала анализируемого периода. Кроме этого снижение темпов роста объема отгруженных товаров в Республике Татарстан более стремительное, чем в России [3,-5, 7].

После наступления финансово-экономического кризиса объем отгруженных товаров в Российской Федерации сократился на 13 %. В регионе влияние кризиса было менее значительным, что подтверждается снижением объема отгруженных товаров лишь на7,9 %.

Падение данного показателя обусловлено снижением объема отгруженных товаров обрабатывающих производств: в Республике Татарстан этот показатель сократился на 101,04 млрд руб. (на 16,9%) — рис. 2.

Было установлено, что, несмотря на кризис, объем отгруженных товаров добывающих отраслей региона увеличился на 16,4 млрд руб. Выявлено,

что, несмотря на абсолютный рост данного показателя, темпы изменения объема отгруженных товаров в республике снижаются. Данное явление не связано с воздействием кризиса, а происходит вследствие влияния государственной политики, которая нацелена на сокращение доли сырьевых отраслей и топливно-энергетического комплекса и снижение доли нефтегазовых доходов в ВВП.

Из анализа структуры промышленности видно, что наибольшую долю имеют обрабатывающие производства, но динамика неустойчива (рис. 3).

Тенденция изменения доли обрабатывающих производств в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, схожа: до 2008 г. наблюдается увеличение доли обрабатывающих производств, после наступления кризиса значение показателя снижается.

В крупнейшем регионе Приволжского федерального округа доля обрабатывающих производств в промышленности до кризиса увеличилась

^

а

х

ч

И

Я Л

а

ъ

е?

ъ ©

К

я »

и «

и и о Рч

18 000 000

16 000 000

14 000 000

12 000 000

10 000 000

8 000 000

6 000 000

4 000 000

2 000 000

700 000

600 000

500 000 ^ &

«

ч

400 000 -Я я н и а

300 000 5 Л

н

я

200 000 а ч

о И

100 000 ш Рч

2005

2006

2007

2008

2009

Добыча полезных ископаемых в Российской Федерации Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в Российской Федерации

Обрабатывающие производства в Республике Татарстан

Обрабатывающие производства в Российской Федерации Добыча полезных ископаемых в Республике Татарстан Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в Республике Татарстан

Рис. 2. Динамика объема отгруженных товаров по отраслям в Российской Федерации и Республике Татарстан в 2005—2009 гг.

0

0

80

70

60

50

40

30

20

10

67,81

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68,25

65,53

22,4'

39,46

2,4

21,80

33,1<

2,6'

21,78

7.33

61,96

21,34

7,34

64,15

28,7!

23,03

7,10

33,13

3,5!

8,97

1 2 3 4 5 6 2005

1 2 3 4 5 6 2006

1 2 32 00 74 5 6 2007

1 2 230 0 84 5 6 2008

1 2 3 4 5 6 2009

Рис. 3. Структура промышленного производства в Российской Федерации и Республике Татарстан, %: 1 — добыча полезных ископаемых в Российской Федерации; 2 — обрабатывающие производства в Российской Федерации; 3 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды в Российской Федерации; 4 — добыча полезных ископаемых в Республике Татарстан; 5— обрабатывающие производства в Республике Татарстан; 6 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды в Республике Татарстан

о

на 11,9 % и составила 64,15 %; 28,75 % промышленности приходилось на добывающие производства региона и 8,97 % — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В 2009 г. доля обрабатывающих производств в республике сократилась на 6,24 % и составила 57,91 %, в то время как доля добывающих производств увеличилась на 4,38% и достигла уровня 2006г. — 33,13%. Выявленная тенденция подтверждает тот факт, что обрабатывающие производства в Республике Татарстан более подвержены кризисным процессам.

Важно отметить, что в регионе доля обрабатывающих производств сократилась на 6,4 %, в то время как среднероссийский показатель снизился на 4,8 %. Тем самым региональное обрабатывающее производство значительнее пострадало от финансово-экономического кризиса.

В результате анализа было установлено, что в кризисный период развитие промышленности в Российской Федерации и Республике Татарстан осуществлялось главным образом за счет добывающих производств, атакже производства и распределения электроэнергии, газа и воды, доля которых в 2009 г. увеличивается.

Что касается вклада промышленного производства региона в промышленность Российской

Федерации, то доля отгруженных товаров Республикой Татарстан в объеме российских товаров незначительна и составляет около 4 % в течение всего анализируемого периода (табл. 3).

Из данных табл. 3 очевидно, что наибольший вклад Республики Татарстан в промышленность Российской Федерации приходится на добывающее производство (5—6%). Причем после 2008 г. доля отгруженных товаров добывающей промышленности региона в добывающей промышленности России увеличилась на 0,66% и достигла 5,75%. Доля отгруженных товаров обрабатывающих производств Республики Татарстан в промышленности Российской Федерации существенно не изменилась в течение анализируемого периода и находилась в диапазоне (3,00—3,65 %).

На современном этапе развития экономического потенциала страны одной из ведущих и перспективных отраслей промышленности, во многом определяющей уровень и темпы ее развития, является автомобилестроение. В Республике Татарстан автомобилестроение представлено ОАО «КамАЗ», ОАО «КВЗ», ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова», ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького».

Массовость производства легковых и грузовых автомобилей, высокий уровень кооперации

Таблица 3

Вклад производства Республики Татарстан в промышленность России, %

Показатель Годы

2005 2006 2007 2008 2009

Доля объема отгруженных товаров Республики Татарстан в объеме отгруженных товаров в Российской Федерации, всего 3,67 3,59 3,68 3,78 4,00

Вклад добывающей промышленности Республики Татарстан в добывающую промышленность Российской Федерации 6,44 5,46 5,19 5,09 5,75

Вклад обрабатывающего производства Республики Татарстан в обрабатывающие производства Российской Федерации 2,94 3,26 3,36 3,55 3,65

Вклад производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Республике Татарстан в производство и распределение электроэнергии, газа и воды Российской Федерации 2,45 2,08 2,59 2,57 2,65

с другими отраслями напрямую влияют на долю добавленной стоимости в выпускаемой продукции и инновационную составляющую в реальном секторе всей экономики, что особенно актуально в условиях структурной реорганизации и оздоровления народного хозяйства (табл. 4) [5].

Установлено, что до наступления кризиса 2008 г. автомобилестроение в виде производства грузовых и легковых автомобилей динамично развивалось. В России с 2004 по 2008 г. производство легковых автомобилей увеличилось на одну треть, но под влиянием кризиса производство сократилось на 59 %, и выпуск в 2009 г. составил 597 тыс. шт. Необходимо отметить, что основой роста объемов производства легковых автомобилей в стране стала сборка иномарок. В течение анализируемого периода на территории страны были собраны автомобили зарубежных брендов: Toyota Camry; Nissan: X-Trail, Teana; Chevrolet: Captiva, Lacetti, Aveo, Epica, Rezzo, TrailBlazer, Tahoe; Opel: Astra, Antara;Skoda Octavia; Volkswagen: Polo, Passat, Jetta; Kia: Spectra, Rio JB, Sorento, Opirus, Carnival; Hyundai: Accent, Sonata, Santa Fe Classic, Elantra и др.

В Республике Татарстан значительный спад производства легковых автомобилей (на 68,1%) произошел в 2006 г., что было связано с реорганизацией Завода микролитражных автомобилей (ЗМА) в г. Набережные Челны. В 2005 г. корпорация «Северсталь-авто» завершила сделку по приобре-

тению 99,6% акций ЗМА, а в 2006г. полностью прекратили выпуск «Оки». Производство завода было реорганизовано для сборки внедорожника Бва^Уо^ Rexton. После проведенных мероприятий объем производства легковых автомобилей в Республике Татарстан увеличился почти в 4 раза и составил 36тыс. шт. Наступивший кризис привел к сокращению производства на 85%, выпуск автомобилей составил 5,4тыс. шт.

Объем производства грузовых автомобилей в России до 2008 г. также увеличивался, причем темпы роста этого показателя были выше темпов роста объема производства легковых автомобилей.

Было установлено, что падение объемов производства грузовых автомобилей в Российской Федерации (на 10 %) началось в 2008 г., в то время как в Республике Татарстан наблюдается увеличение объемов производства на 17,2%. Кризис негативно сказался на производстве грузовиков и привел к сокращению производства в Российской Федерации на 64,3 %, в регионе — на 54,9 %.

Необходимо отметить, что вклад региона в производство грузовых автомобилей в Российской Федерации составляет почти одну треть, что связано со сосредоточением крупнейших заводов автомобилестроения. На сегодняшний день темпы развития республиканского автомобилестроения определяют ОАО «КамАЗ» и ОАО «СОЛЛЕРС-Елабуга», на долю которых приходится около по-

Таблица 4

Динамика количества грузовых и легковых автомобилей, выпускаемых в Российской Федерации

и Республике Татарстан, тыс. штук

Вид продукции Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Автомобили легковые:

в Российской Федерации 1 110,0 1 069,0 1 178,0 1 294,0 1 471,0 597,0

в Республике Татарстан 41,3 30,4 9,7 21,8 36,0 5,4

Автомобили грузовые:

в Российской Федерации 200,0 205,0 245,0 285,0 256,0 91,4

в Республике Татарстан 29,2 32,0 42,8 52,8 61,9 27,9

Рис. 4. Вклад автомобилестроения в промышленность Республики Татарстан, %

100 90 80 70 60

50

40

30

20

10

0

2005 2006 2007 2008 2009

□ Объем отгруженных товаров собственного производства Республики Татарстан (транспортные средства и оборудование)

□ Объем отгруженных товаров собственного производства Республики Татарстан (прочие виды промышленного производства)

ловины всех объемов продукции машиностроения и приборостроения (рис. 4).

Исходя из данных рис. 4, доля объема отгруженных товаров автомобилестроения составляет более 20 % промышленного производства региона. В докризисный период вклад регионального автомобилестроения в промышленной продукции составлял почти 30 %. Значительное падение объемов производства автомобилестроения привело к сокращению его доли в промышленности в 2009 г. до21%.

В результате исследования было установлено:

1) влиянию кризиса в Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, значительно подвержены обрабатывающие производства;

2) в кризисных условиях развитие промышленности осуществляется за счет добывающих производств, а также производства и распределения электроэнергии, газаи воды;

3) существенному влиянию кризиса в России, в том числе и в Республике Татарстан, подвержено автомобилестроение, существование которого обеспечивается за счет сборки автомобилей зарубежных брендов.

В целях развития отечественного промышленного производства необходимо проводить оздоровление и укрепление обрабатывающих производств, которые в свою очередь необходимо модернизировать и реорганизовывать, внедрять инновационные технологии. Для реализации оздоровительных мероприятий необходимо привлечение инвес-

тиционных ресурсов и обеспечение доступности кредитных ресурсов банков РФ. Важно отметить, что оздоровление российской экономики и переход промышленности на новый инновационный технологический уклад невозможны без повышения инвестиционной активности. Поэтому государственное вмешательство должно способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности отечественных предприятий (создание льготных условий кредитования, предоставление государственных гарантий и т. п.).

Развитию обрабатывающих производств могут способствовать также следующие мероприятия:

• повышение качества и эффективности менеджмента на всех его уровнях;

• обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасныхтехнологий;

• стимулирование развития двойных технологий, технологического обновления массовых секторов экономики (автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение), которые имеют решающее значение для повышения технологического уровня промышленности и импортозамещения;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;

• расширение номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники. Приоритетными должны стать федеральные,

региональные и муниципальные меры, направленные на снижение безработицы и рациональное использование человеческого фактора, значительное повышение производительности труда за счет усовершенствования организации производства и последовательного осуществления принципов материального стимулирования работников.

В сложившихся условиях для оздоровления автомобилестроения России и всех ее регионов необходимы инвестиционные ресурсы и поддержка государства. Государственная поддержка может быть представлена в следующих формах:

• прямая поддержка (финансовая и кредитная помощь нуждающимся предприятиям);

• косвенная поддержка (налоговое, таможенное регулирование).

В частности, Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в 2009 г. было принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 г. Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 г. разработана на основании:

• решения Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики;

• основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010г.;

• Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2];

• Транспортной стратегии Российской Федерации на период до2030г.;

• законодательных и иных нормативных правовых актов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. Развитию автомобилестроения в России, в

том числе и в Республике Татарстан будут способствовать Программа утилизации подержанных легковых автомобилей; участие в поставках автомобильной и дорожно-строительной техники для сельскохозяйственных товаропроизводителей

через ОАО «Росагролизинг», в поставках техники в регионы для обновления парка пассажирских перевозок, коммунальной, дорожной и специальной техники.

Реализация названной стратегии приведет к увеличению к 2020 г. доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении: легковых автомобилей — до 80%; легких коммерческих автомобилей — до 61 %; грузовых автомобилей — до 97 %; автобусов -до99 % [6].

Итак, в рамках оздоровления промышленности России необходимо акцентировать внимание на восстановление и укреплении обрабатывающих производств, так как они менее всего защищены от воздействия кризисов. Развитие обрабатывающих производств в регионах будет способствовать поступательному движению экономики и укреплению конкурентных позиций страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Карачаровский В. Противоречия промышленного роста // Экономист. 2005. № 11. С. 35-44.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Промышленность Республики Татарстан за 2004 год: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ (Татарстанстат). Казань, 2005. 199 с.

4. Промышленность Республики Татарстан за 2008 год: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ (Татарстанстат). Казань, 2009. 169 с.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

6. Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года: приказ Минпромторга России от 23.04.2010 № 319.

7. Татарстан в цифрах 2009: краткий стат. сборник. Татарстанстат. Казань, 2010. 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.