6. Makeeva V.S., Tokareva K.E. Personal'nye fitnes-programmy v regulirovanii sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Materialy nauchnojkonferenciis mezhdunarodnym uchastiem, RGUFKSMiT, 2014.
7. Barteneva N.E. Social'nye funkcii fitnesa: opyt 'empiricheskogo issledovaniya. Vektor nauki TGU. 2016; 1 (35): 67 - 72.
8. Britvina V.V., Lisickaya T.S., Kuvshinikova S.I. Metodika mental'noj gimnastiki (Body Mind Gymnastic - BM-Gym). Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2012; 2: 17.
9. Lopatina T.P., Borouhina E.V. Primenenie fitnes-tehnologij dlya povysheniya polozhitel'noj motivacii k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture studentov. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2017; 30: 31 - 36.
10. Osokina E.A. Sovremennye fitnes-tehnologii: zadachi, funkcii, celevoe naznachenie. Nauka i shkola. 2011; № 2: 102 - 104.
11. Rybakova E.O. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya studentov fizkul'turnogo vuza sredstvami fitnesa. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12 (130): 177 - 181.
12. Filippova S.O. Fitnes, fitnes-tehnologiya i fitnes-industriya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2008: 25 - 32.
13. Ponomarev G.N., Sajkina E.G., Loseva N.A. Fitnes-tehnologii kak put' povysheniya interesa i 'effektivnosti uroka fizicheskoj kul'tury v shkole. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2011; 8: 55 - 60.
14. Bekbergenova S.R. Sajkl kak tehnologiya ozdorovleniya. Nauchnyjzhurnal. 2017; 7 (20): 77 - 79.
15. Burkova O.V., Lisickaya T.S. Pilates - fitnes vysshego klassa. Moskva: Centr poligraficheskih uslug «RADUGA», 2005.
16. Suetina E.I., Opletin A.A. Opredelenie ponyatiya «fitnes» i ego rol' v zhiznedeyatel'nosti studenta XXI veka. Sbornik materialov molodyh uchenyh i studentov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2016.
17. Shutova T.N. Klassifikaciya fitnes-programm i tehnologij, ih primenenie v fizicheskom vospitanii studentov. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i Sport. 2017; 2: 116 - 122.
18. Endelman K. Five keys to a successful mat program IK. Endelman II Club Solutions. 2005: 12 - 14.
19. Ives J. C. Beyond the mind-body exercise hype I J. S Ives II Physician and Sports medicine. 2000; Vol. 28: 67 - 81.
20. Ivanenko O.A. Harakteristika napravleniya fitnesa Mind& Body (razum i telo): uchebno-metodicheskoe posobie. Chelyabinsk: UralGUFK, 2008.
21. Shirokova E.A. Ispol'zovanie sredstv miofascial'nogo reliza v fizicheskom vospitanii studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport, 2018; 3: 93 - 98.
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 371
Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State medical University of Health Care Ministry
of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Tsechoyeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPACT OF THE IDENTITY CRISIS ON MENTAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS. The article provides a theoretical justification of the impact of the identity crisis on the mental health of boys and girls. The author reveals the destructive impact of the social environment conditions on the mental health of young men and women, provides a rationale for the identity crisis as a normative and non-normative crisis. The normative crisis of identity is revealed as a natural process. In the case of crisis situations in the lives of young people, there are conditions and factors that provoke the failure of the adaptive mechanisms of the individual during the identity crisis. Identity crisis in adolescence has led to a high degree of probability of psychic trauma, which brings to the fore with the task of providing psychological assistance to boys and girls.
Key words: mental health of students, normative and non-normative psychological crisis, identity crisis, educational environment of university, emotionally unstable students.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. клинической психологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Республика Ингушетия,
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье дано теоретическое обоснование влияния кризиса идентичности на психическое здоровье юношей и девушек. Автор, раскрывая деструктивное воздействие условий социальной среды на психическое здоровье юношей и девушек, дает обоснование кризиса идентичности как нормативного и ненормативного кризиса. Нормативный кризис идентичности раскрыт как закономерный процесс. В случае кризисных ситуаций в жизни молодых людей, появляются условия и факторы, провоцирующие срыв адаптационных механизмов личности в период кризиса идентичности. Кризис идентичности в юношеском возрасте обусловил высокую степень вероятности психической травматизации, что выдвигает на первый план задачу оказания психологической помощи юношам и девушкам.
Ключевые слова: психическое здоровье студентов, нормативный и ненормативный психологический кризис, кризис идентичности, образовательная среда вуза, эмоционально неустойчивые студенты.
Современное общество характеризуется динамичными изменениями. Растет новое поколение молодежи, образованное, нестандартно мыслящее, дерзкое в своих поисках истины. Об этом поколении складывается порой противоречивое мнение у старших, но проблема отношений между старшими и младшими поколениями стара как мир. Они другие! Как часто мы слышим от взрослых людей, считая, что в студенческом возрасте юноши и девушки отличаются от студентов двадцатилетней тридцатилетней давности. Критики сетуют на безграмотность молодежи, обвиняя систему современного школьного образования, подогнанную к подготовке к единому государственному экзамену, критикуют молодых за отсутствие самостоятельности [1]. Общество понимает, что будущее страны рождается в школах и вузах. Знакомо утверждение, кто будет учить и лечить в будущем, когда уйдут профессионалы на заслуженный отдых.
Стране нужны гибко мыслящие и нестандартно действующие люди, подтверждающие личностные возможности к социально-психологической адаптации в реальных исторических условиях общества. Негативные явления современной стрессогенной среды отражаются как на старших, так и на младших поколениях, у которых рушится смысл жизни, деформируются личностные особенности, нарушается психическое здоровье.
Начало обучения в вузе совпадает с началом юношеского возраста, неоднозначного и сложного периода онтогенеза. Общепринято считать наиболее
сложным период пубертатного развития, подростковый возраст, а юношеский возраст менее проблемным. Вероятно, такой взгляд ошибочный, так как кризис юношеского возраста, как любой нормативный кризис, имеет ряд специфических особенностей. Слово «кризис» происходит от греческого кrisis, означает решение, поворотный пункт, исход. В самом термине мы отмечаем, что есть что то неизбежное, но необходимое и жизненно важное. В этом возрасте личность находится перед необходимостью принять решение, выбрать из возможных альтернатив единственное, которое приведет его к жизненному прогрессу, а не регрессу. Период кризиса в юношеском возрасте, как и любой нормативный кризис, кардинально меняет жизнь молодого человека на каждом уровне. Смыслообразу-ющий или когнитивный уровень привносит новые жизненные ценности и новую иерархию ценностей; аффективный уровень формирует способность проходить испытание, сохранять целостность; поведенческий уровень приводит к необходимости вырабатывать новые паттерны поведения, которых не было у студента до поступления в вуз.
Важнейшим критерием взросления является степень индивидуализации, развития социальной зрелости, влияющих на самосознание, самоопределение и социальную ответственность в студенческом возрасте. Присвоение юношами и девушками социальных норм и правил не происходит стандартно и автоматически. Обретение молодыми людьми личной идентичности является многоу-
ровневым процессом, в котором есть определенная структура, фазы. Эти фазы различны по психологическому содержанию ценностно-волевого аспекта, характеру проблематики жизненных трудностей, которые переживают молодые люди. Различны темп и интенсивность переживаний в юношеском возрасте, на которые непосредственно влияют изменения тематики проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни, интересов, привязанностей, идентификационных образцов, способов преодоления трудностей.
У молодых людей происходят изменения в образе «Я», потеря старой идентичности и обретение новой, перестройка личностных смыслов, на состояние личности оказывают влияние защитные механизмы, выстраивается новая иерархия ценностей и происходит выбор жизненных стратегий и способа поведения [1]. В жизни юноши девушки изменяется внутреннее ощущение себя в мире; меняется содержание чувства безопасности; субъективная характеристика течения времени, время либо «останавливается», либо его остро не хватает; в физическом состоянии происходит спад всех функций и растет чувство тревоги. Кризис задевает практически все структуры существования юноши и девушки: внешние аспекты жизни (студенческую жизнь как досуг и учебную деятельность, положение в семье, социальные нормы, межличностные коммуникации).
Кризисное состояние, появляющееся у молодых людей, требует умения сконцентрироваться и использовать имеющиеся у них силы для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Выбор стратегии преодоления трудностей в этот период зависит от типа и свойств проблем и осознания собственных возможностей. Стратегии преодоления трудностей в период юношеского кризиса и решение проблемных ситуаций формируются и апробируются в детском и подростковом возрасте, рефлексия и оценка их эффективности происходит в подростковом и юношеском возрасте.
По окончании средней школы старшеклассник стоит перед очень сложным выбором, который может усугубиться кризисом учебно-профессиональной ориентации, несформированностью профессиональных намерений, сомнением по поводу правильности выбранной профессии. К сожалению, результаты наших исследований показали отсутствие серьезной профориентационной работы и сознательного выбора будущей профессии у школьников [1]. В юношеском возрасте не до конца осознана «Я- концепция», необходима коррекция жизненных целей и смыслов.
Во время обучения в высшем учебном заведении возможен кризис профессионального обучения, являющийся как следствием неудовлетворенности профессиональным образованием, так и кризисными жизненными ситуациями студента. Кризисные ситуации у студента могут вызвать разочарование в выборе профессии, непомерные учебные нагрузки, преобладание общеобразовательных дисциплин и недостаточное количество прикладных, практических предметов по специальности. Детально ознакомившись с будущей профессией, студент осознает ошибочный выбор, что вызывает фрустрации у юноши и девушки [1]. Проблема осложняется осознанием ненужности своей профессии после окончания учебного заведения, трудностями трудоустройства, обусловленные требованиями работодателей. Разочарования в будущей профессии могут появиться на старших курсах, с увеличением практико-ориентированных дисциплин. Современные вузы достаточно много работают над проблемой сделать обучение содержательным и глубоким, помочь студенту стать компетентным в будущей профессиональной деятельности, заниматься научно- исследовательской деятельностью, определиться с будущим местом работы во время прохождения практики и на него ориентироваться. Основным фактором деструктивного развития кризиса может стать завышенное ожидание студента по поводу своих возможностей, недооценка собственной значимости и способностей, рутин-
Библиографический список
ность обучения, несовпадение реальности с ожиданиями от профессиональной деятельности. Деструктивным выходом из кризиса может быть отчисление из высшего учебного заведения, отказ от сферы будущей профессиональной деятельности, в худшем варианте формирование синдрома «выученной беспомощности», в котором закрепляется тактика избегания борьбы и уход от решения проблем в трудных жизненных ситуациях [2].
Юноша или девушка могут самостоятельно выбрать способы преодоления кризисных ситуаций, но не всегда конструктивные. Наиболее деструктивными для них способами преодолевающего поведения являются депрессивная стратегия и аффективно-агрессивная, основой которых являются механизмы инерции [3]. В поведении инерция проявляется в состоянии бездействия, формируется мнение, что в данной ситуации нет конструктивного выхода. Появившаяся проблемная ситуация способна вызвать аффективные реакции (реакцию гнева с вербальной и невербальной агрессией, страха, тревоги, печали и т. п.). Аффективные реакции могут выступить как мотивирующая сила преодоления кризисных ситуаций, но могут привести к внутриличностному конфликту, подавленности, плохому самочувствию, апатии, осложнениям в сфере общения [3].
Оптимальным способом поведения в юношеском возрасте является выбор активной стратегии поведения в кризисе, направленной на разрешение создавшихся проблем, формирование оптимистического мировоззрения, устойчивой самооценки, реалистичного подхода к ситуации, сильно выраженной мотивацией достижения. Основу адаптивного преодоления способны обеспечить только конструктивные способы разрешения кризисных ситуаций, что приведет к положительной динамике в развитии личности. Выбор пассивной стратегии свойственен юношам и девушкам, подчиняющимся внешним обстоятельствам, в своем поведении руководствующимся подчинению социальным требованиям, нормам. У молодых людей с пассивной стратегией отсутствует стремление к независимости, способность принимать самостоятельно решение, брать на себя ответственность. Наглядным примером юношей и девушек с пассивной стратегией преодоления является проявление механизма регрессии, детские формы поведения, при которых ответственность перекладывается на других. Последствием регрессивного поведения может стать алкоголизм и наркомания. Некоторым молодым людям свойственен выбор защитного механизма, связанного с отрицанием проблемы, что только может усугубить проблему. К негативным последствиям неконструктивных стратегий преодоления можно отнести психологическое и физическое истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонницу; негативную установку к вузу; к учебной деятельности; пренебрежение исполнением обязанностей студента; увеличение приема тонизаторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства, «слабые» наркотики); уменьшение аппетита или переедание; отрицательную самооценку; усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия [2].
Кризис идентичности в юношеском возрасте обусловил высокую степень вероятности психической травматизации, что выдвигает на первый план задачу оказания психологической помощи юношам и девушкам. Достаточно важно, психодиагностически не только констатировать состояния, которые представлены субъективно и объективно, но и обнаружить признаки возможных психопатологических последствий, распознать нормальные психофизиологическое реагирование и прогностически опасные реактивные состояния студента. Однако за психологической помощью к специалистам студенты обращаются редко [3]. Либо эти обращения не на пике переживания кризисной ситуации, а спустя тот или иной период времени. Например, сниженное настроение, чувство вины, нарушение межличностного функционирования могут свидетельствовать как о расстройствах адаптации, так и об остром стрессовом расстройстве.
1. Медведева Н.И., Боев И.В. Деструктивное воздействие стрессовых факторов социальной среды на психологическое здоровье человека. Вестник Ставропольского государственного университета. 2011; 6 (2): 96 - 99.
2. Медведева Н.И. Психологическая поддержка родителями ребенка в период подготовки к ЕГЭ. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 415 - 416.
3. Цечоева РХ. Психологическая помощь студентам с эмоциональной неустойчивостью в адаптации к условиям образовательной среды вуза Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69) 2: 415 - 416.
References
1. Medvedeva N.I., Boev I.V. Destruktivnoe vozdejstvie stressovyh faktorov social'noj sredy na psihologicheskoe zdorov'e cheloveka. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 6 (2): 96 - 99.
2. Medvedeva N.I. Psihologicheskaya podderzhka roditelyami rebenka v period podgotovki k EG'E. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 415 - 416.
3. Cechoeva R.H. Psihologicheskaya pomosch' studentam s 'emocional'noj neustojchivosfyu v adaptacii k usloviyam obrazovatel'noj sredy vuza Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 2 (69) 2: 415 - 416.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 371
Nurmagomedova N.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Katsiev M.A., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ABILITY OF A TEACHER TO INCREASE INFORMATION LITERACY OF STUDENTS. The article studies the ability of a computer science teacher to improve information literacy of students. The increase in information literacy is determined by the rapid progress of science, the widespread use of innovative technologies in all social areas. The teacher of Informatics in the professional activity and the purposes of the basic educational program, has to be able to master new pedagogical resources and didactic potential of educational systems, to be able to design their development, to be able to introduce various innovative techniques and receptions in pedagogical process at occupations with any category of citizens. There is a certain experience of communication of young people with elderly, meeting during the holidays with veterans of war, veterans of labor, communicating with the loved ones. This communication gives an idea about the students, who the elderly people are, what their features are, how to build communication with them. The effective communication between teachers of Informatics and pensioners should contribute to the knowledge of the features of this age.
Key words: information literacy, Informatics teacher, future teacher, student.
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, экономики и дизайна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.А. Кациев, ассистент каф. бизнес-информатика ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
СПОСОБНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье изучена способность учителя информатики к повышению информационной грамотности учащихся. Повышение информационной грамотности определяется стремительным прогрессом науки, широким применением инновационных технологий во всех социальных областях. Учитель информатики в своей профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, должен уметь осваивать новые педагогические ресурсы и дидактический потенциал образовательных систем, уметь проектировать их развитие, уметь внедрять всевозможные инновационные техники и приемы в педагогический процесс на занятиях с любой категорией граждан. Существует определённый опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами войны, с ветеранами труда, общение со своими близкими. Данное общение дает представление студентов о том, кто такие люди преклонного возраста, каковы их особенности, как строить с ними общение Эффективной коммуникации между учителями информатики и пенсионерами должно способствовать знание особенностей данного возраста.
Ключевые слова: информационная грамотность, учитель информатики, будущий учитель, учащийся.
На сегодняшний день высокая грамотность в области информационных технологий станет необходимым фактором для приема на большинство имеющихся на рынке вакансий. Осведомленность и умение эффективно использовать продукцию отрасли информационных технологий определяет первоначальный спрос на нее со стороны граждан.
Повышение информационной грамотности определяется стремительным прогрессом науки, широким применением инновационных технологий во всех социальных областях [1]. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога - это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.
Непрерывное образование - это путь роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни. Подробный анализ современного состояния информационной грамотности населения и запроса общества на его повышение, общедоступность информационных услуг, выявление современных требований к способности учителя информатики повышать информационную грамотность учащихся осуществлять поддержку социально-значимых проектов, позволил нам подойти к характеристике и главным составляющим способности учителя к реализации решений, направленных на повышение информационной грамотности населения. Информационная грамотность помимо владения персональным компьютером также предполагает умение людей пенсионного возраста осознавать информационные потребности, уметь находить, оценивать, применять и создавать информацию в культурном и социальном контекстах, поддерживать социально-значимые проекты. Обязательным условием успешного повышения грамотности учащихся в области информационных технологий является и дальнейшее распространение доступа к сети Интернет на всей территории России, включая широкополосный доступ для домохозяйств.
Проанализировав большой пласт теоретико-методологического материала о сути и содержании способности учителя информатики повышать информационную грамотность учащихся, мы пришли к пониманию того, что главными составляющими способности учителя повышать информационную грамотность учащихся должны стать следующие элементы: развивающе-знаниевый, креативно-творческий, технолого-методический, коммуникативно-толерантный.
Развивающе-знаниевый. Для того, чтобы активно и продуктивно проводить занятия с учащимися важно знать, прежде всего, особенности людей, специфику и психологию их возможное информационное развитие, знать принципы практического обучения. Только в этом случае учитель информатики будет способным эффективно и продуктивно передавать знания компьютерной грамотности, научить учащихся обращаться с персональным компьютером.
Креативно-творческий элемент играет ведущую роль в способности учителя информатики поддерживать социально-значимые проекты. Социально-значимый проект, в первую очередь, касается социально-незащищенной, социально уязвимой группы граждан, куда относятся и пенсионеры, люди преклонного возраста. Целью такого проекта является создание и поддержка в изменившейся
материальной среде, в рыночных условиях, частичной капитализации экономики, людей пожилого возраста. Социально-значимый проект направлен на изменения, модернизацию или кардинальное решение устаревших форм жизни граждан, что невозможно без креативных и творческих качеств учителя информатики. Такой проект будет положительно влиять на жизнь людей или отдельного человека, если его организаторы будут проявлять креативность и смекалку в разработке и решении какой-то проблемы.
Формирование у будущего учителя креативности и творчества предполагает создание особых условий для их развития, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями пенсионерами и применения полученных знаний на практике.
Технолого-методический. Данный элемент предполагает владение учителем информатики современными технологиями, способность и умение учиться, способность к самообразованию, критическому мышлению, самостоятельной интерпретации добытой информации. Технолого-методический элемент также предполагает, что учитель математики и информатики должен быть способен интегрировать современные ИКТ в процесс обучения своих взрослых учеников (пенсионеров) и уметь выстраивать перспективные линии собственного развития, стимулируя саморазвитие людей пожилого возраста на базе инновационных тенденций и разработок. Методическая культура учителя рассматривается авторами как «устойчиво положительное отношение к методической деятельности, сформированные нормативные способы выполнения методической деятельности и оформления её продуктов; направленность на творческую самореализацию в данной деятельности; способность к передаче культурного опыта методи-ческоидеятельности» [2; 3].
Процесс обучения - это специально организованное взаимодействие учителя и учеников, сопровождаемое новыми продуктивными техниками и технологиями для достижения поставленных образовательных целей. Если учитель ставит задачу стимулирования процесса обучения с пенсионерам, то он обязан постоянно находиться в поиске новых технологий, методов, средств, способных улучшить процесс получения знаний пенсионерами. Коммуникативно-толерантный элемент способности учителя информатики повышать информационную грамотность у людей третьего возраста предполагает - это, прежде всего, научиться понимать этих людей, быть толерантными, уважать пенсионный возраст и принимать самое активное участие в их адаптации к инновационной информационной среде. Говоря о таком качестве учителя информатики, как коммуникативность, важно отметить, что в современном мире данное качество приобретает еще большую значительность по причине того, что явление «конфликт отцов и детей» сегодня определяется не просто как нарушение общения и коммуникации, а определенный разрыв между поколениями. Эффективной коммуникации между учителями информатики и пенсионерами должно способствовать знание особенностей данного возраста, чему, к сожалению, в вузе не учат, за исключением несколько лекций по андрагогике. В вузе не учат тому, как правильно стареть, как относиться к людям, старшим тебя по возрасту, у молодых нет понятия культуры старости. Чаще всего звучит лозунг - будущее принадлежит молодым. Однако на самом деле, будущее современных молодых людей - это и старость в том числе. Существует определённый опыт коммуникации молодых людей с людьми преклонного возраста - это встречи в ходе проведения праздников с ветеранами