Научная статья на тему 'Влияние криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних'

Влияние криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещенко Ольга Вадимовна

В статье автор рассматривает воздействие криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних как фактора, способствующего формированию у них противоправного поведения, развития деформаций личности и мотивации к совершению преступлений, правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with criminal subculture influence on legal consciousness of minors as a factor contributing to their illegal behavior, personality deformation and wrong doing motivation.

Текст научной работы на тему «Влияние криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних»

ВЛИЯНИЕ КРИМИНАЛЬНОМ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Лещенко Ольга Вадимовна

Преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России, г. Псков

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает воздействие криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних как фактора, способствующего формированию у них противоправного поведения, развития деформаций личности и мотивации к совершению преступлений, правонарушений.

ABSTRACT

The article deals with criminal subculture influence on legal consciousness of minors as a factor contributing to their illegal behavior, personality deformation and wrong - doing motivation.

Ключевые слова: правосознание, криминальная субкультура, преступление, правонарушение, несовершеннолетние, деформация личности, АУЕ.

Keywords: legal consciousness, criminal subculture, crime, misdemeanor, minors, deformation of a personality, AUE.

Правосознание является сложноорганизованным и многофункциональным феноменом, который оказывает влияние на развитие общественных отношений и поэтому в современных условиях развития цивилизованного государства существенно возрастают требования к уровню правового сознания всех членов общества. Одним из основных условий формирования законопослушного общества является положительное отношение к нормам права и действующим законам. Проводимая в России государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование у общества высокого уровня правовой культуры, соблюдение традиций безусловного уважения к правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения [7].

Становление общепринятых базовых установок, ценностей, формирование правосознания происходит в несовершеннолетнем возрасте граждан и выражается в их социально-правовой активности в различных сферах жизнедеятельности общества. Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом, и возможные его качественные изменения смогут укрепить всю правовую систему цивилизованного государства.

Правосознание несовершеннолетних относится к особому субъекту группового правосознания, которое характеризуется внутренней неоднородностью состава и сложным возрастным критерием, определяющим принадлежность к группе [11, с. 67], и как правовая категория означает совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентиров, выражающих их отношение к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным, что есть правонарушение. Однако, правильное суждение о понятии и сущности права дается не всякому человеку и не на любом уровне его умственного и духовного развития [2, с. 382].

Отличительной чертой правового сознания несовершеннолетних является то, что процесс его формирования происходит в период возрастных изменений индивидуумов, и на этапе становления их познавательных (когнитивных) компонентов личности.

Одной из особенностей такого становления выступает поисковый характер, заключающийся в стремлениях несовершеннолетних найти смысл жизни, понять сущность

правовых норм, законности, правопослушного поведения. Трудность такого поиска на ближайшую и дальнейшую перспективу заключается в сложности правильного совмещения. Отношение к миру имеет ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют несовершеннолетних не сами по себе, а в связи с их собственным отношением к ним. Они постоянно оценивают себя и других, причем, даже частные проблемы рассматриваются ими в морально-оценочной плоскости [8, с. 22].

Одной из важнейших особенностей юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками, которая присуща и другим возрастным группам. Но именно поведение юношества характеризуется как «по сути коллективно-групповое» [6, с. 93]. Общение со сверстниками рассматривается как «очень важный и специфический канал информации», как «специфический вид деятельности», в ходе которого «вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия», как специфический вид эмоционального контакта, основанный на осознании групповой принадлежности [9, с. 10].

Преступный мир зачастую больше привлекает несовершеннолетних, чем законопослушное общество, и в последнее время многие юноши оказываются под воздействием криминальной субкультуры, что способствует развитию у них противоправного поведения, деформациям их правосознания и совершению правонарушений (преступлений).

Криминальная субкультура явление в современном мире весьма динамичное, которое развивается и совершенствуется с измене-нием характера и динамики преступности несовершеннолетних.

Криминальная субкультура несовершеннолетних - это образ жизнедеятельности подростков, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности [1, с. 60].

Криминальная субкультура обуславливает антиобщественное и криминальное поведение несовершеннолетних, их система ценностей, установок и жизненных стилей имеет ярко выраженную противоправную направленность. Носители криминальной субкультуры оказывают влияние на несовершеннолетних не только тогда, когда вместе с ними входят в преступные группировки, внутри групп, но и при

опосредованном совершении противоправных деяний, часто являясь вдохновителями и организаторами их преступной деятельности. Немаловажная роль в этом принадлежит атрибутике и образу жизни так называемых «авторитетов», которые из-за кризисных явлений в нашей стране и ослабления семейных уз часто выполняют функции единственных наставников или даже кумиров для несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основанной на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, к преступной деятельности, но и сами становятся проводниками данной субкультуры среди других несовершеннолетних. Вовлекая сверстников в свой круг общения, они в свою очередь приобщают их к криминальной субкультуре, пропагандируют криминальный образ жизни, рекрутируют из их среды соучастников для совершения преступлений. Характер преступной деятельности таких групп отличается большой общественной опасностью [3, с. 8].

Криминальная субкультура среди несовершеннолетних связана с дефектами (деформациями, отклонениями) их правового сознания. Под воздействием криминальной субкультуры их правосознание деформируется, они способны совершать преступления, в их поведенческой сфере превалируют низменная и корыстная направленности, им свойственна размытость в сознании личности таких нравственных понятий, как долг, совесть, честность, достоинство, а также в силу притупления нравственных, эстетических и иных чувств [10, с. 234].

Большему влиянию криминального окружения поддаются именно те подростки, которым присущи несформирован-ность или искаженность основных структурных элементов их правосознания, проявляющихся в отсутствии либо неправильной или недостаточной сформированности правовых установок, убеждений, взглядов и представлений [4, с. 46-47].

В последние годы среди молодежи динамично развивается криминальная субкультура АУЕ («арестанский устав/ уклад един»), которая пропагандирует жизнь по воровским понятиям. Базовый принцип АУЕ - неподчинение системе власти. Такой принцип, господствующий среди представителей данной субкультуры, несет реальную угрозу российскому государству и обществу. «Ауешники» (носители криминальной субкультуры АУЕ) не приемлют государство, для них чуждо чувство патриотизма, проявлять его среди них считается неприличным, официальные законы и нормы права они не признают, им присущи низкие морально-этические, общекультурные и духовные качества личности. Такие понятия как мораль, нравственность, справедливость для явления несовместимые.

Сегодня в Забайкалье криминальная субкультура АУЕ является одной из главных проблем региона и как справедливо отметил председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов: «ее надо искоренять» [5].

Несомненно, любая криминальная субкультура оказывает негативное влияние на правовые установки и ценностные ориентации несовершеннолетних, не позволяет должным

образом формировать у них законопослушное поведение в обществе, усугубляет имеющиеся деформации личности, способствует снижению уровня их правовых представлений, убеждений и в целом их правовому сознанию. Российскому государству необходимо предпринимать меры для борьбы с распространением криминальной субкультуры в обществе, а особенно среди несовершеннолетних, так как сегодняшние «дети» это завтрашние «взрослые».

Список литературы:

1. Бабаев, Т.М., Каргина Н.В. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина -М.: РУДН, 2010. - 127 с.

2. Гранат, Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1998. - Т. 2. - 640 с.

3. Денисов, Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника / Н. Л. Денисов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 22 с.

4. Долгова, А.И. Правовое воспитание молодежи / А.И. Долгова. - М.: Юридическая литература, 1979. - 85 с.

5. Жубрин, М. Садитесь, дети [электронный ресурс] // Русская планета [сайт]. - URL: http://chita.rusplt.ru/index/ sadites-deti-20894.html (дата обращения: 20.04.2016)

6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета, № 151, 14.07.2011.

8. Панова, О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Панова. - М., 2005. - 185 с.

9. Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С. 3-17.

10. Сапогов, В.М. Проблемы преодоления деформации правосознания и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях изоляции от общества // Борьба с преступностью: теория и практика [Электронный ресурс]: тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции (Могилев, 25 марта 2016 года) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Моги-левский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. - С. 233-238.

11. Смолова, Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук / Т.Ю. Смолова. - Саратов: РГБ, 2006. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.