Научная статья на тему 'Влияние коррупции на развитие демократии в Китае на примере правления Чан Кайши'

Влияние коррупции на развитие демократии в Китае на примере правления Чан Кайши Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
395
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние коррупции на развитие демократии в Китае на примере правления Чан Кайши»

82

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

от местных источников финансирования при реализации проектов и программ. Вместе с тем относительная слабость местных властей и несамостоятельность в решении наиболее важных, с точки зрения местного бизнеса, вопросов, приводит к тому, что бизнес охотнее сотрудничает с региональным уровнем власти. Примером тому служит ситуация в г. Краснодаре. В городе присутствуют признаки коалиции роста: политическая повестка дня, главный приоритет которой — это развитие экономики; реализация крупномасштабных инвестиционных проектов на территории города; бурное развитие строительного бизнеса. Однако говорить о существовании полноценной коалиции на уровне города не приходится — наблюдаемые признаки соотносятся с региональным, а не локальным, режимом роста. Главная причина состоит в том, что финансово-строительный бизнес не рассматривает местную власть в качестве серьезного партнера и предпочитает обладающую большим ресурсным потенциалом региональную власть.

В.О. ЕНИКЕЕВ

Самарский государственный университет

ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В КИТАЕ НА ПРИМЕРЕ ПРАВЛЕНИЯ ЧАН КАЙШИ

Коррупция является одной из наиболее главных проблем на пути существования и развития современного цивилизованного общества. Действительно, это проявляется в замедлении экономического роста, разрушении функционировании государственного аппарата, дезорганизации общественных отношений и в прочих явлениях. При этом, до сих пор является затруднительным ответить на вопрос: «А что же такое коррупция?». Дело в том, что существует несколько подходов к изучению данного вопроса. Антропологический подход, на мой взгляд, является сейчас одним из наиболее популярных подходов исследованию проблем коррупции. Сторонники данного подхода дают коррупции следующее определение, которое в русском варианте звучит примерно следующим образом: «Злоупотребление служебным положением в корыстных целях»1. Отправной точкой в этом определении является слово «злоупотребление», которое носит субъективный характер. Кто же должен определять, является ли совершенное деяние злом или нет? Сторонники антропологического подхода изучают культурные особенности народов и их отношение к рассматриваемым деяниям. На мой взгляд, данный подход не способен выявить объективность происходящих событий и дать четкую перманентную оценку деянию. Антропологический подход способен выявить лишь отношение людей к происходящим процессам в обществе, а не описать объективные реалии, т.е. сказать, что конкретно произошло в данный момент.

1 Коррупция в России и мире. Определение Коррупции // URL: http://www. indem.ru/corrupt/whoww/111.htm

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

83

Существует и другой (материалистический) подход рассмотрения коррупции, который как раз таки четко отвечает на вопрос: «Что же произошло?». Дефиниция коррупции в этом подходе принимает следующий вид: «Использование служебного положения для присвоения общественных фондов в личную собственность». Как мы видим, субъективная оценка деяния, следуя данному определению, исключена, т.к. все понятия здесь носят объективный характер. Я хотел бы подчеркнуть, что необходимо рассматривать не аспект деятельности лица, занимающее какое-либо служебное положение, а именно факт использования этого служебного положения для присвоения общественных фондов в личную собственность. Т.е. всегда необходимо задаться следующим вопросом: «Сумело бы данное лицо произвести некое деяние, не занимая данного служебного положения?».

Различия между двумя этими подходами можно описать следующим образом на примере выпавшего снега: в первом случае определяется отношению к тому, какой выпал снег (много его или мало, белый он или грязный и т.д.). Во втором подходе мы рассматриваем, а относится ли вообще выпавший снег к осадкам.

Существует также схожее, но немного видоизмененное определение коррупции: «Незаконное поведение лица, находящегося на общественной должности, направленным на удовлетворение частных интересов»1. Характерным различием данного определения и вышеприведенного является тот факт, что первое рассматривается в контексте легальности совершенного деяния, тогда как второе обращается к моменту перераспределения материальных благ из одной собственности в другую. Здесь я отмечаю, что фактор легальности является не совсем корректным, т.к. все нормативно-правовые акты принимаются людьми (субъектами), которые также могут быть заинтересованы в осуществлении какой-либо деятельности на законных основаниях.

Еще одним характерным моментом в определении коррупции является тот факт, что лицо, дающее взятку (или передающее материальные блага из общественных фондов) не является коррупционным. По опросам российского центра ИНДЕМ большинство респондентов считают, что инициатором взятки является именно чиновник2. Тем не менее, из примера УК РФ мы можем видеть, что дача взятки является уголовно наказуемым преступлением3. В моем понимании, дача взятки не может рассматриваться сама по себе как коррупционное деяние, поскольку в интересах человека стоит желание добиться своей цели наиболее простым путем. Давая взятку, тем самым, человек соблазняет должностное лицо на преступление. Но может ли должностное лицо эту взятку не брать? Безусловно, может, но только в

1 Джеймс Скотт. Анализ коррупции в развивающихся странах. Том. 11, № 3, 1969,

С. 315-341.

2 Коррупция глазами населения. Взятка: кто виноват? // URL: http://www.anti-corr.ru/awbreport/rutxt/231.htm

3 УК РФ. Статья 291. Дача взятки // URL: http://www.consultant.ru/popular/ ukrf/10_41.html#p5170

С \

Какие механизмы могут

использоваться для предупреждения подобного пути развития общества?

V________________J

84

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

том случае, когда существует система по предотвращению взяткодательст-ва. Помогут ли должностному лицу правоохранительные органы в задержании взяткодателя для дальнейшей безопасности человека? Если ответ отрицателен, то, на мой взгляд, в этих случаях как раз и вводятся меры наказания за дачу взятки. Выходит, что признание взяткодательства — это уже некая системная проблема, которая не разрешима с помощью одного шага.

В процессах международных отношений также рассматривается такая коррупционная практика, как компрадорская буржуазия. Она присутствует, как правило, в странах с развивающейся экономикой путем корреляций с представителями стран с развитыми экономикой.

Здесь я хотел бы подчеркнуть, что, говоря о компрадорской буржуазии как об особой разновидности международной коррупции, нужно понимать

ее характерную особенность. Компрадорская буржуазия занимается получением личной выгоды путем торговли национальными интересами. Если должностное лицо решило просто получить выгоду, используя свое положение, то это классифицируется просто как коррупция. Если должностное лицо решило при определенной сделке присвоить общественные фонды, принадлежащие большим слоям населения, то это и есть затрагивание национальных интересов. При этом, общественные фонды могут лишь абстрактно принадлежать населению (как например, полезные ископаемые, к которым люди не имеют прямого доступа) либо находиться в потенциальном владении, которое может достигаться за счет проведения определенной государственной политики (государство прекращает интеграцию с одной страной ради отношений с другой, несмотря на экономические потери).

В своей работе я хотел бы рассмотреть роль коррупционных отношений при сотрудничестве гоминьдановского правительства и западных стран (в частности, США). Я считаю, что, проводя коррупционную деятельность посредством получения личной экономической помощи, Гоминьдан и его руководитель Чан Кайши негативно повлияли на развитие демократических основ в обществе и создавали авторитарную модель правления.

Рассмотрим первый случай. В конце 30-х годов Китай находился в трудном положении. Страна была фактически раздроблена на 2 части: «националистическую» и «коммунистическую». При этом на протяжении последних десяти лет главной управляющей силой страны являлся Гоминьдан — националистическая партия Китая. Поэтому именно эта партия рассматривалась как определяющая дальнейшие векторы развития страны и приковывала наибольшее внимание других стран, за исключением Советского Союза, который старался уделять большее внимание своим союзникам по Коминтерну — Коммунистической Партии Китая.

J L

Под коррупцией понимается факт использования этого служебного положения для присвоения общественных фондов в личную собственность.

и___________________________________________________г

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

85

Правительство Гоминьдана в Нанкине фактически стало основополагающей силой страны на протяжении последующих 9 лет. Восстанавливая страну после больших потрясений, а также продолжая борьбу против своих соперников, несмотря на то, что КПК не раз заключало союзнические договоры с Гоминьданом, Чан Кайши и его сподвижники прибегали к помощи и поддержке западных государств. Многие из этих отношений как раз таки и несли в себе коррупционную составляющую. Влияние коррупционных отношений можно проследить, главным образом, в двух проявлениях: во внутренней и внешней политике гоминьдановского правительства. При этом, правительство Гоминьдана проводило политику уже ранее описанной мной компрадорской буржуазии, действия которой направлены на фактическое лишение народа его общих благ. Такая политика, как правило, проводится для достижения правительством укрепления своей власти путем получения личных выгод от прочих акторов, чьи национальные интересы являются обособленными от данных.

Чан Кайши искал экономической поддержки со стороны западных стран для борьбы за политическую власть в Китае. США и Англия на рубеже 30-х и 40-х годов предоставили несколько крупных денежных займов, которые должны были выплачиваться редкими металлами1. При этом сумма займовых денежных средств была меньше реальной стоимости металлов. Происходило даже своеобразное соперничество между английскими и американскими компаниями, которые стремились получить право на монопольное владение теми или иными материальными ресурсами. Так, в 1942 английская компания «Пекин Синдикат» получила вознаграждение от Чан Кайши за ликвидацию договора о присутствии на китайском рынке. Вместо этого, лидер Гоминьдана решил привлечь американских предпринимателей, что являлось условием продолжения экономической и военной поддержки Националистической партии в борьбе за свою власть2. Также и Англия, стремясь сохранить свое влияние на Дальнем Востоке, старалась не отставать от США и с 1939 по 1943 годы предоставила Гоминьдану заем на сумму около 8 миллионов фунтов стерлингов3. Взамен на все это, го-миньдановское правительство получало военный протекторат для удовлетворения личных целей — противоборства и уничтожения своих соперников коммунистов. Хочу отметить, что Гоминьдан не имел никакого законного (конституционного) основания для борьбы с коммунистами. Это объясняется тем, что в рассматриваемый период в Китае не было конституционных норм, по которым партии националистов принадлежало право защищать государственную целостность страны. КПК имела абсолютно равные права с ГМД на то, чтобы претендовать на власть в стране.

1 Болдырев Б.Г. Займы как орудие закабаления Китая империалистическими державами (1840-1948 гг.). М., 1962. С. 192-194.

2 Там же. С. 194.

3 Там же.

С л

Возможно ли развитие демократии в обществе при существовании коррупции?

V_________________J

86

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Стоит отметить, что американское правительство также предоставляло займы Гоминьдану в виде ленд-лиза, т.е. на предоставляемые денежные средства осуществлялась покупка американского вооружения, боеприпасов и прочей материальной помощи китайскому народу. С 1942 года до окончания войны США предоставили ленд-лиз общей суммой более чем 1,5 миллиарда долларов. На практике же, Гоминьдан приобретал оружие не для борьбы за независимость и освобождение от врагов в виде японской армии ради блага всего народа, а использовал это для борьбы с 8-й и Новой 4-й армией своих противников из КПК1.

В 1942 году американское правительство предоставило Китаю заем в 500 миллионов долларов. Гоминьдан заявил, что 200 миллионов из этих денег будут использованы в качестве стабилизационного и укрепляющего ресурса китайской экономики. Действительно, эти 200 миллионов были предоставлены нескольким правительственным банкам, которые занялись скупкой обесценившихся банкнот. Эта скупка производилась путем использования золотого запаса данных банков. Все дело состояло в том, что основная часть бумажных денежных знаков принадлежала непосредственно членам ГМД2. Таким образом, данный обмен золотого ресурса на бумажные денежные знаки привел к обогащению определенного круга гоминьдановской верхушки.

Одно из главных проявлений использования полномочий в личных целях со стороны Гоминьдана произошло в 1943 году. Руководитель китайской разведки Дай Ли подписал договор с Рузвельтом о создании Китайско-Американской организации сотрудничества (САКО)3. Американское правительство перечисляло деньги в этот проект для создания специально подготовленных вооруженных групп, которые должны были заниматься борьбой с японскими оккупантами, располагавшимися, как правило, на территории власти Центрального Правительства Ван Цзинвэйя. Но на практике эти средства использовались для удовлетворения личных целей гоминьданов-ского руководства. В САКО создавались вооруженные группировки, занимавшиеся физическими расправами с оппозиционерами4.

Второй случай проявления коррупции в американо-китайских отношениях произошел в 1943 году. В ноябре 1949 года уже после провозглашения Китайской Народной Республики Чан Кайши продолжал вести довольно успешные военные действия против коммунистов, но уже на территории островов Цзиньмэнь в Тайваньском проливе, ожидая непременной поддержки со стороны США. Однако, генеральный консул США Джон Макдональд совершенно неожиданно представил демарш, по которому США не собирались предоставлять режиму Чан Кайши помощь. Американцы связывали это с тем фактом, что обстановка на острове Формоза (Тайвань) вызывает

1 Там же. С. 197

2 Там же.

3 Воронцов В.Б. Судьба Китайского Бонапарта. М., 1989. С. 230.

4 Там же. С. 230.

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

87

опасения в связи с плохим управлением и недовольствами среди местных жителей. Также было заявлено, что политика США изменится в том случае, если китайское правительство предоставит своему населению более высокий политический и экономический уровень благосостояния1. Чан Кайши был очень рад предоставленному ему условию и был готов следовать всем представленным принципам, так как он ни в коем случае не хотел отдавать власть кому-либо другому2. Такое стремление лидера Гоминьдана абсолютно противоречило уже вышеупомянутой Конституции, которая предоставляла право голосования для населения3. Таким образом, Чан Кайши уже заранее был готов пойти определенные уступки в своей государственной политике ради удовлетворения своей потребности в самовыражении на политическом поприще. При этом, Генералиссимус не уставал демонстрировать своему народу изрядный патриотизм и демократичность на примере его фразы 1950 года: «От народа зависит, быть мне на службе общества или нет»4. США не отказала и в поддержке Чан Кайши при начале управления молодой Китайской Республике на новой для себя территории при новых обстоятельствах. Летом 1950 года разразившаяся война между Северной и Южной Кореей внесла коррективы в дальнейшее становление Китая: КНР вместо того, чтобы продолжать освобождение, по их мнению, незаконно оккупированного острова Тайвань, была вынуждена вмешаться в войну на стороне КНДР, в то время как Западные армии были вовлечены в военные действия на стороне Корейской Республики, согласно резолюциям 84 и 85 1950 г. СовБеза ООН5. В связи с этим, 31 июля главнокомандующий силами ООН в Корее генерал Макартур прибыл в Китайскую Республики для того, чтобы попросить помощи китайской армии в корейской войне. На тот момент, Китайская Республика по-прежнему оставалась членом Совета Безопасности ООН. Однако президент США Трумэн не был согласен с планами ООН и заявил, что он считает целесообразным, чтобы Тайвань оставался нейтральным. При этом, США выделили Тайваню военный заем размером в 71 млн. долларов6. С 1961 по

1 Taylor J. The Generalissimo: Chiang Kai-shek and the struggle for modern China. P. 417.

2 Ibid.

3 Constitution of the Republic of China // URL: http://english.president.gov.tw/ Default.aspx?tabid=1107

4 Галенович Ю.М. Цзян Чжунчжэн, или неизвестный Чан Кайши. М., 2000. С. 153.

5 Резолюция 84 и 85 (1950) // URL: https://docs.google.com/viewer?a = v&q = cache :XDuJ9dQIjDkJ:www.un.org/russian/documen/scresol/1950/res88.pdf + &hl = ru&gl = ru& pid = bl&srcid = ADGEEShFMThv-6XCIrwvXm8Mk00cIWRIU8td7FrRvV0hV8MDuYJaBeU SWP47e2kwINFcplw9gPnqC_TnJ9VwvGWdP6npl355hoUQIU8Q4S1Dl46Q6eat1mUFpCL nMa0xa_OigRtHa7et&sig = AHIEtbQeAj0n7361xByLnJZlOK72J-TrFQ

6 Галенович Ю.М. Цзян Чжунчжэн, или неизвестный Чан Кайши. С. 154.

J L

Компрадорская буржуазия Гоминьдана негативно повлияла на развитие демократических основ в обществе и создала авторитарную модель правления.

И________________________________________________Г

88

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1966 года США выплачивала ежегодный заем размером в 100 млн. долларов1. Главным образом, коррупция со стороны Гоминьдана и, в частности, Чан Кайши состояла в том же, что и в период руководства материковым Китаем. Генералиссимус сильно держался за свою власть, боясь передачи ее кому-либо другому, какой-либо другой политической силе. На этот раз нарушалась уже конституция страны, которая провозглашает принципы всеобщих, равных, прямых выборов2. В 5-х годах в Тайване помимо Гоминьдана существовали также Младокитайская, Социал-демократическая и Либеральная партии3. Но ни одна из них не смогла составить практически никакой конкуренции на выборах националистам. Кроме того, в 1958 году 78 влиятельных деятелей обратились к самому Чан Кайши с просьбой создать новую партию, на чем им вскоре было отказано. При этом активно использовались и средства массовой информации, где оппозиция обвинялась в связях с агентами с материка4.

Продолжались и откровенные репрессивные методы борьбы с оппозицией. Прибыв в 1949 году на Тайвань, Чан Кайши и его команда были абсолютно непопулярными среди местного тайваньского населения. Хотя количество возмущений среди коренных жителей было довольно не высоким и незначительным, продолжался «белый террор», направленный на смещение с руководства страной нелегитимной власти. Согласно документам Министерства Юстиций, раскрытым в 1990-е годы, за период власти Гоминьдана в общей сложности было арестовано около 30 тысяч человек, многие из которых были обвинены по ложным приговорам5.

Одним из самых громких дел того периода был скандал, связанный с главой провинции Тайвань Ву Куо-Ченом, который обвинял секретную полицию Тайваня под рукодством сына Чан Кайши Цзян Цзинго в угрозах и покушения х на свою жизнь. В 1952 году Ву открыто выступил с предупреждением Президенту о возможных нападках со стороны разгневанных жителей в связи с пытками и шантажом со стороны данного органа. В 1953 году Чан Кайши не без согласия своей жены Сун Мэйлин решился удовлетворить просьбу чиновника об отставке в связи с психическим расстройством, а также отправить всю его семью в США6.

Подводя итог в целом, я делаю вывод, что коррупционные отношения китайского правительства с западными странами негативно отразились на развитии демократических принципах управления на китайских территориях. Экономические отчисления со стороны западных стран в целом комплексе проблем повлияли на потерю власти над еще четко несформировав-

1 Там же. С. 176.

2 Constitution of the Republic of China // URL: http://english.president.gov.tw/ Default.aspx?tabid=1117

3 Воронцов В.Б. Судьба Китайского Бонапарта. С. 323.

4 Там же. С. 324.

5 Jay Taylor. The Generalissimo: Chiang Kai-shek and the struggle for modern China. P. 464.

6 Ibid. P. 465.

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

89

шимся государством Бирма. Также в самом Китае в результате коррупции блокировались механизмы проведения реальной конкурентной демократической борьбы между политическими силами данной страны, что впоследствии привело к фактическому разделению страны на две части: материковую и островную (Тайвань). Неразвитыми оказались демократические принципы и на Тайване при продолжающемся авторитарном режиме Чан Кайши, который по-прежнему продолжал получать помощь от западных стран.

С. ШАФАТОВА

Самарский государственный университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КИТАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. Успешное решение многих задач в сфере экономики и социальной жизни создало массу дополнительных проблем, которые в новом веке придется решать новому поколению китайских руководителей1.

Дореформенный уровень развития Китая был отсталым в экономическом, социальном и культурном отношениях. Установившаяся в стране тоталитарная командно-административная система закрыла передвижения между городом и деревней. Значительная часть крестьян, рабочих, кустарей оказалась замкнутой в небольших самообеспечивающихся хозяйствах, изолированных от современной техники. Социальное происхождение как политическое клеймо оказывало влияние на всю последующую жизнь человека.

Реформы, которые в течение 29 лет осуществляются в Китае — это повод для многочисленных дискуссий. Заинтересованные специалисты, аналитики, политики по-разному оценивают их характер, успехи и неудачи, способы осуществления, цели, а самое главное — перспективы. Недостатка в прогнозах нет: крайними проявлениями их являются, с одной стороны, утверждения о том, что Китай в ближайшем будущем — в течение 20-25 лет — окончательно превратится в самую могучую державу мира. С другой стороны, встречаются и заявления (Г. Чана и др.), предрекающие Китаю экономический коллапс тоже в ближайшее время.

Что все-таки будет в результате продолжающегося реформирования? Этот вопрос волнует практически всех. Приобщится ли Китай к капиталистическому миру западного образца? Или он достигнет-таки торжества

1 Основные проблемы современного Китая. Ху Цзиньтао // URL: http://www. istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/529-osnovnye-problemy-sovremennogo-kitaya-xu-czintao. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.