Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В АУДИТОРСКОЙ ФИРМЕ'

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В АУДИТОРСКОЙ ФИРМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ / МИССИЯ / ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермишина Е.Б.

Предметом рассмотрения в данной статье выступает корпоративная культура организации, влияющая на особенности поведения работников и показатели их удовлетворенности условиями труда, на стиль руководства и перспективы развития организации, что обусловлено потребностью повышения эффективности деятельности организации. Данный аспект определяет актуальность темы. Корпоративная культура организации включает в себя нормы, правила и ценности, сформированные в организации и обусловленные её целями, ее разделяют все работники организации. Корпоративная культура является элементом стратегической важности, так как, если существующие ценности и установки не соответствуют стратегии, они вряд ли будут успешны. Создание и поддержка корпоративной культуры может принести большую пользу организации. Целенаправленное формирование корпоративной культуры направлено на эффективное использование человеческих ресурсов, повышение уровня управляемости организацией, усиление сплоченности коллектива, мотивирует сотрудников на достижение целей организации и повышение эффективности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермишина Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CORPORATE CULTURE ON EMPLOYEES AND LABOR EFFICIENCY IN AN AUDIT FIRM

The subject of consideration in this article is the corporate culture of the organization, which affects the characteristics of employees' behavior and indicators of their satisfaction with working conditions, the management style and prospects for the development of the organization, which is due to the need to improve the efficiency of the organization. This aspect determines the relevance of the topic. The corporate culture of the organization includes norms, rules and values formed in the organization and determined by its goals, it is shared by all employees of the organization. Corporate culture is an element of strategic importance, since if the existing values and attitudes do not correspond to the strategy, they are unlikely to be successful. Creating and maintaining a corporate culture can be of great benefit to the organization. Purposeful formation of corporate culture is aimed at the effective use of human resources, increasing the level of manageability of the organization, strengthening team cohesion, motivation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В АУДИТОРСКОЙ ФИРМЕ»

4. Gladchenko, A.V. HR-issues in the robotization of business processes in an organization / A.V. Gladchenko, M.A. Ratkovskaya // Siberian Financial School. - Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2019. - No. 1(132). - S. 25-27.

5. Dyakov, S.A. Venture business in modern Russia / S.A. Dyakov, A.I. Mirnaya, D.I. Kokunko // Business Bulletin of the Entrepreneur. 2021. No. 5 (3). pp. 51-55.

6. Dyakov, S.A. Using the BCG matrix as a key tool for analyzing the competitive position of an organization (JSC "KUBAN") / S.A. Dyakov, A.I. Pisetskaya // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 6-2 (50). pp. 83-86.

7. Dyakov, S.A. Management and assessment of financial risks of an enterprise using digital technologies / S.A. Dyakov, I.I., Mikhleva, S.E. Majuga // Natural Humanitarian Research. 2021. No. 36 (4). pp. 117-121.

8. Dyakov, S.A. Digital transformation of industry transport logistics management / S.A. Dyakov, A.S. Matveev, D.P. Pozoyan // Journal of Applied Research. 2021. V. 3. No. 1. S. 16-23.

9. Eliferov, V.E. Business processes. Regulation and management / V.E. Eliferov, V.V. Repin. - Moscow: Eksmo, 2016. - 300 p.

10. Kleimenova E.V. Essence and types of benchmarking as a modern method of business management / E.V. Kleimenova, Z.E. Husky // Finance and Credit. - 2012. - No. 33. - S. 68-74.

11. Klochkova M.S. Merchandising / M.S. Klochkov. - Moscow: Dashkov i Co, 2014. - 266 p.

12. Konnova, A.A. Methodology for the application of accounting engineering tools / A.A. Konnova // Topical issues of sustainable development of Russia in student research: managerial, legal and socio-economic aspects. - Chelyabinsk: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2019. - P. 201-203.

13. Leinik, M.S. X-reengineering of business processes in a digital economy / M.S. Leinik, V.A. Zyryanova // Technologies and corporate information systems in optimizing business processes in the digital economy: materials of the international scientific and practical part-time conference. - Yekaterinburg: Ural State University of Economics, 2019. - P. 56-59.

14. Miroshnichenko Yu.V. Improving the efficiency of management of a commercial enterprise based on business process reengineering / Yu.V. Miroshnichenko // Actual problems of innovative development of the economy: abstracts of the reports of the international scientific and practical conference. - Belgorod: Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2014. - P. 197-199.

15. Organization of commercial activities in the infrastructure of the market: textbook / V.V. Kuimov, Yu.Yu. Suslova, E.V. Shcherbenko, O.N. Vladimirova, [i dr.]; ed. V.V. Kuimova. - Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2017. - 553 p.

16. Ostapenko, A.O. Influence of corporate culture on improving the efficiency of the enterprise / A.O. Ostapenko // Topical issues of economics and management: materials of the international scientific and practical conference. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University, 2017. - S. 171-177.

17. Privalov, I.V. Features of the use of Process mining as a tool for improving business processes / I.V. Privalov, Yu.S. Bolshakova // Socioeconomic transformations and problems: a collection of scientific papers. - Nizhny Novgorod: Research Sociological Center, 2019. - S. 82-91.

18. Rysmyatov A.Z. To the question of the features of the formation and main trends in the development of the digital innovation ecosystem in regional agro-industrial clusters / A.Z. Rysmyatov, S.A. Dyakov // In the collection: Innovative development of the agro-industrial complex: Economic problems and prospects. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the Faculty of Economics of the Kuban State Agrarian University. 2020. S. 305-310.

19. Rysmyatov A.Z. Place and role of digital innovation ecosystems in the management of regional agro-industrial complex / A.Z. Rysmyatov, S.A. Dyakov // In the collection: External relations of the regions of the South of Russia: experience, problems, development prospects. collection of scientific papers based on the materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of the Adyghe State University. Maykop, 2020. S. 164-170.

20. Rysmyatov A.Z. Mechanisms and tools for the processes of delocalization and outsourcing as an objective trend of specialization and innovative restructuring of agricultural enterprises / A.Z. Rysmyatov, I.V. Balashova, T.A. Tereshchenko, S.A. Dyakov // Service sector: innovations and quality. 2018. No. 38. S. 73-85.

21. Saenko, I.I. Application of a dynamic method for assessing competitiveness in the development of a strategy for sustainable development of the meat industry of the Krasnodar Territory / I.I. Saenko, S.A. Dyakov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 1 (36). pp. 206-216.

22. Management of business processes of the enterprise: textbook. allowance / comp. E.V. Pirogov. - Ulyanovsk: UlGTU, 2017. - 107 p.

23. Hammer, M. Reengineering ofthe corporation: a manifesto for a revolution in business / M. Hammer, D. Champi; SPBU. - St. Petersburg 1997. - 275 p.

24. Big Data [Electronic resource]. - Access mode: https://www. uplab.ru/blog/big-data-technologies.

25. V-ratio. Strategic management tools [Electronic resource]. - Access mode: Instrumenty_strategicheskogo_upravlenia.pdf.

EDN: JFHVXS

Е.Б. Ермишина - к.э.н., доцент кафедры государственного и корпоративного управления, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), elena-ermishina @ mail.ru,

E.B. Ermishina - Candidate of Economics, Associate Professor ofthe Department of State and Corporate Governance, Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Krasnodar)..

ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В АУДИТОРСКОЙ ФИРМЕ THE IMPACT OF CORPORATE CULTURE ON EMPLOYEES AND LABOR EFFICIENCY IN AN AUDIT FIRM

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает корпоративная культура организации, влияющая на особенности поведения работников и показатели их удовлетворенности условиями труда, на стиль руководства и перспективы развития организации, что обусловлено потребностью повышения эффективности деятельности организации. Данный аспект определяет актуальность темы.

Корпоративная культура организации включает в себя нормы, правила и ценности, сформированные в организации и обусловленные её целями, ее разделяют все работники организации. Корпоративная культура является элементом стратегической важности, так как, если существующие ценности и установки не соответствуют стратегии, они вряд ли будут успешны. Создание и поддержка корпоративной культуры может принести большую пользу организации. Целенаправленное формирование корпоративной культуры направлено на эффективное использование человеческих ресурсов, повышение уровня управляемости организацией, усиление сплоченности коллектива, мотивирует сотрудников на достижение целей организации и повышение эффективности труда.

Abstract. The subject of consideration in this article is the corporate culture of the organization, which affects the characteristics of employees' behavior and indicators of their satisfaction with working conditions, the management style and prospects for

the development of the organization, which is due to the need to improve the efficiency of the organization. This aspect determines the relevance of the topic.

The corporate culture of the organization includes norms, rules and values formed in the organization and determined by its goals, it is shared by all employees of the organization. Corporate culture is an element of strategic importance, since if the existing values and attitudes do not correspond to the strategy, they are unlikely to be successful. Creating and maintaining a corporate culture can be of great benefit to the organization. Purposeful formation of corporate culture is aimed at the effective use of human resources, increasing the level of manageability of the organization, strengthening team cohesion, motivation.

Ключевые слова: корпоративная культура, кодекс профессиональной этики аудиторов, миссия, ценности организации, компетенции сотрудников, развитие персонала, традиции.

Keywords: corporate culture, code of professional ethics of auditors, mission, values of the organization, competencies of employees, staff development, traditions.

На состояние корпоративной культуры организации оказывают влияние факторы, формирующие ее. Важным фактором, накладывающим свой отпечаток на корпоративную культуру, является отрасль, в которой функционирует организация. Так как любая организация является открытой системой, то на нее оказывают воздействия различные факторы окружающей среды, как, например: политическая и экономическая ситуация, законодательство, НТ11, потребители, конкуренты и т.д. [2].

Аудиторские фирмы работают на высоко конкурентном рынке, являются чувствительными к изменениям и нуждам потребителей. Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на данный сегмент рынка, являются: сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся; жесткая экономия при планировании заказчиками аудиторских и консалтинговых услуг расходов на привлечение аудиторов и консультантов; снижение или фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; снижение платежеспособности клиентов; сложившаяся практика проведения открытых конкурсов по закупкам аудиторских услуг.

Поэтому вопрос формирования корпоративной культуры для аудиторских фирм стоит достаточно остро, так как корпоративная культура является индикатором состояния фирмы, регулятором взаимоотношений между фирмой, сотрудниками, клиентами.

Рассмотрим отдельные элементы корпоративной культуры аудиторских фирм. Миссией аудиторской фирмы является обеспечение безопасности, прозрачности и правильной организации бизнеса своих клиентов. Целью аудиторской фирмы является определение истинного положения вещей клиентов, оказание помощи компетентными специалистами в любой спорной ситуации и нахождении верных решений в области бухгалтерского и налогового учета и отчетности. В основе философии аудиторской фирмы лежат приоритет интересов клиента и профессионализм сотрудников. Практика профессиональной деятельности основывается на комплексном предоставлении услуг, среди которых выделяются: аудиторские услуги; аудит бизнеса; бухгалтерская экспертиза; консультационные услуги.

Аудиторская деятельность, как и любая другая профессиональная деятельность, имеет свой кодекс этики, так как лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, как никто другой заинтересованы во взаимном доверии и высоком качестве предоставляемых услуг. Кодекс профессиональной этики аудиторов представляет собой подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми руководствуются все аудиторы на территории РФ при осуществлении своей профессиональной деятельности. К основным фундаментальным принципам кодекса профессиональной этики аудиторов относятся:

1. Независимость - аудитор должен быть профессионально независим от субъекта предпринимательской деятельности, то есть не иметь родственных отношений или имущественных интересов с проверяемым лицом.

2. Честность - правдивость и объективность предоставляемой информации по итогам проведения аудиторской проверки, а также ее надежность.

3. Объективность - это непредвзятость, беспристрастность, а также неподвластность какому-либо влиянию со стороны при рассмотрении профессиональных вопросов и формировании выводов и заключений при проведении аудиторской проверки.

4. Конфиденциальность - аудитор, проводящий аудиторскую проверку, не имеет права разглашать или раскрывать информацию, полученную им в ходе предоставления профессиональных услуг, а также использовать ее в своих целях без согласия клиента.

5. Профессиональная компетентность - это обладание необходимым объемом знаний и навыков, которые позволяют аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.

Структура и размер фирмы также являются факторами, влияющими на формирование корпоративной культуры. В крупных компаниях с иерархической структурой культура более формальна и кон-

сервативна, чем в небольших фирмах. Каждая маленькая фирма индивидуальна, и чем меньше в ней сотрудников, тем больше степень индивидуальности. Поэтому аудиторской фирме необходимо найти те идеи и ценности, которые смогут сплотить коллектив, причем, чем больше будет вклад всех сотрудников, тем легче будут внедряться изменения. Ценности - это представления о должном, лучшем, самом важном, ради чего стоит трудиться, это представления о воображаемом совершенстве в разных сферах жизни.

Успешность аудиторской фирмы во многом определяет высокообразованный персонал: руководитель, аудиторы и специалисты. От эффективности их работы напрямую зависит эффективность работы всей фирмы. Все большую привлекательность для высокообразованного персонала, работников умственного труда, представляют не только материально исчислимые стимулы (оплата и условия труда, наличие социального пакета и др.), но и нематериальные (возможность обучения и карьерного роста, радость от общего дела и уважительные отношения с коллегами и руководством). В фирме должны быть определены цели и корпоративные ценности.Аудиторская фирма должна четко сформулировать ценности, которые разделяют все сотрудники. Словесное выражение ценностей аудиторской компании должны отражаться на рекламных материалах, прайс-листах, сайте фирмы и т.д. Несомненно, ценности аудиторской фирмы связаны с требованиями профессиональной этики. Поэтому можно предложить следующие составляющие словесного выражения ценностей аудиторской фирмы:

1. Мы честны с клиентами и между собой. Самое дорогое для фирмы - это репутация. В долгосрочной перспективе такая стратегия выгодна и позволяет получать радость от работы.

2. Клиент всегда (или почти всегда) прав. Наша фирма работает для клиента. У клиента должна быть уверенность в том, что он правильно поступил, когда обратился к нам. Клиенту должно быть удобно работать с нами.

3. Мы постоянно развиваемся. Мы должны постоянно двигаться вперед. В основе развития фирмы лежит саморазвитие и личностный рост каждого нашего сотрудника. Мы стараемся не просто выполнять работу, а делать немного больше для развития себя и нашей фирмы.

4. Бизнес - это прежде всего люди и отношения. Для нас важны порядочность, человечность, инициатива, доверие, четкость даже в мелочах, ответ за свои слова.

Эти составляющие создают надежный дружный коллектив и фирму, а работу делает позитивной, приятной и перспективной. Основное назначение словесной формулировки ценностей аудиторской фирмы заключается в том, что в ней объединяются личные (доверие, надежность, достижение, доход), социальные (взаимоотношения с заинтересованными сторонами, возможность действовать, выгода фирмы), моральные (честность, справедливость, ориентация на прибыль) и компетентностные (продвижение, улучшения, профессионализм) цели.

Таким образом, в аудиторской фирме создаются условия, когда, достигая организационных целей, сотрудники имеют возможности получить ожидаемый результат, удовлетворяют личные цели, при этом реализуется миссия, стратегия фирмы.

Следует отметить, что традиционно аудиторская сфера определяет ряд специфических требований к формированию и развитию корпоративной культуры, обусловленных в первую очередь, спецификой деятельности аудиторских фирм. Так, высокая степень ответственности, клиентоориентирован-ность и защита коммерческой тайны требуют определенной степени формализации процессов, командной работы, коллегиального решения вопросов и психологической устойчивости.

Мерами предосторожности, установленными аудиторской профессией, нормативными правовыми актами, являются, в частности:

а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимые для занятия профессиональной деятельностью;

б) требование постоянного повышения профессиональной квалификации;

в) руководство по корпоративному поведению;

г) профессиональные стандарты (стандарты аудиторской деятельности);

д) процедуры мониторинга и дисциплинарного воздействия со стороны аудиторской профессии и уполномоченных государственных органов;

е) внешние проверки уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.

Интегрируя компетенции и сильные стороны сотрудников в единое целое, корпоративная культура формирует высокий уровень внутреннего и внешнего признания фирмы и обеспечивает ее устойчивое развитие.

Аудиторской фирме можно предложить модель компетенций сотрудника, способствующую повышению уровня личной ответственности и достижению высоких результатов, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Модель компетенций сотрудника аудиторской фирмы

Компетенции Индикаторы поведения сотрудника

Управление Результатом и ответственность - воспринимает порученное дело как личное, несет ответственность за достижение конечного результата; - проявляет инициативу и проактивность в работе: - продумывает процесс достижения результата, необходимые сроки, взвешивает риски; - достигает поставленных целей, самомотивирован, проявляет настойчивость, смелость для достижения целей.

Управление собой - рефлексивен, знает свои сильные и слабые стороны; - адаптивен, постоянно работает над своим развитием; - управляет своими эмоциями, понимает контекст, эмоции и аргументы других людей, анализирует вербальные и невербальные проявления, прогнозирует реакцию на свое поведение; - слушает, ясно и коротко излагает свои мысли и аргументы, умеет вести конструктивную дискуссию, решать конфликтные ситуации; - ведет здоровый образ жизни, умеет концентрироваться; - ведет себя в соответствии с ценностями и приоритетами культуры аудитора.

Клиентоориенти-рованность - вовлекает клиента, проактивно определяет потребности клиентов; - предлагает оптимальные решения для клиента; - строит долгосрочные доверительные отношения с клиентами, выступает для них консультантом; - формирует новые услуги и тренды, предвосхищая потребности клиентов

Системное мышление и решение проблем - анализирует компоненты проблемы и их взаимодействие до глубины, необходимой для обоснованного принятия решения; - синтезирует аргументы и информацию, целостно оценивает ситуацию, правильно определяет суть проблемы, проверяет соответствие выводов предпосылкам; - владеет инструментами принятия решений, избегает основных ловушек мышления; - опирается на анализ объективных данных, а не на знакомые по опыту, привычные подходы; - принимает во внимание разные точки зрения, использует опыт организации и рынка; - способен изменить решение при наличии новых аргументов.

Инновационность и digital навыки - предлагает новые ценные идеи для совершенствования имеющихся и выработки новых услуг, процессов; - постоянно изучает новые тенденции и осваивает новые методы и навыки, необходимые в его деятельности; - автоматизирует процессы в своей функции; - использует аналитику данных при принятии решений и планировании изменений.

Развитие команд и сотрудничество (руководитель) - создает сильные и эффективные команды, поощряет наличие сотрудников с разным опытом, взглядами, характером; - развивает команду: является наставником, поощряет лучших, предпринимает действия в случае неэффективности сотрудников, инициирует и поддерживает обмен опытом и открытое обсуждение проблем с целью совместного поиска решений; - делает все от него зависящее для привлекательности аудиторской фирмы и поддержания высокой вовлеченности сотрудников в условиях постоянных изменений; - налаживает горизонтальное взаимодействие, выстраивает партнерские и продуктивные отношения с коллегами.

Данный перечень компетенций показывает, какие сотрудники нужны аудиторской фирме для реализации стратегии и достижения поставленных целей, а также определяет направления работы при составлении оптимального плана личностного развития сотрудников. Данная модель компетенций призвана задавать единые требования при подборе и оценке сотрудников, стать важным фактором таких HR-процессов, как обучение и развитие кадров и определить вектор развития корпоративной культуры аудиторской фирмы.

Фактором, который оказывает сильнейшее влияние на формирование корпоративной культуры организации, является культура руководителя. Руководитель должен учитывать обстоятельства внешней среды, реалии складывающейся обстановки, а также должен владеть в достаточной полноте элементами общей культуры, для того, чтобы освоить элементы корпоративной культуры и привить их подчиненным [4].

Руководителю аудиторской фирмы необходимо обогащать внутреннюю культуру, быть собранным и целеустремленным, принципиальным и высоконравственным, с развитым чувством ответственности. Владеющий корпоративной культурой руководитель постоянно озабочен совершенствованием системы управления и повышением адаптационных возможностей фирмы. Это особенно важно при нестабильности внешней среды - изменчивости государственной политики, недоразвитости рыночной инфраструктуры, росте инфляции, необязательности деловых партнеров.

Для руководителя необходимы профессиональные, индивидуально-личностные и социально-психологические качества, которые в комплексе обеспечивают успешность его работы на конкретной управленческой должности. Поэтому к современному руководителю аудиторской фирмы предъявляются весьма высокие профессиональные требования. Основными из них являются:

- наличие знаний в области управления аудиторской фирмой;

- компетентность вопросов технологии оказания услуг аудиторской фирмой;

- владение навыками администрирования и предпринимательства, умение владеть ситуацией,

проявлять инициативу и творчество;

- способность принимать обоснованные и компетентные решения на основе анализа ситуации и знания возможности коллектива;

- умение анализировать деятельность и действие конкурентов;

- способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, меры государственного регулирования экономики;

- знание делового потенциала своих подчиненных, их способностей и физических возможностей выполнения конкретных поручений;

- гражданственность, требовательность к себе и к другим, высокий уровень общей управленческой культуры.

Для руководителя аудиторской фирмы также важными факторами являются:

- ясность изложения мысли, правильная речь;

- умение устанавливать хорошие взаимоотношения с клиентами, сотрудниками, что помогает гораздо быстрее добиться поставленных целей;

- умение поощрить сотрудников, что позволит более эффективно ими управлять, выявлять наиболее инициативных и таким образом, улучшать производительность труда;

- умение прислушиваться к советам;

- умение правильно одеться (в соответствии с обстановкой), убедительно себя подать, что поможет создать имидж руководителя.

Корпоративная культура охватывает все имеющиеся функции управления персоналом (планирование, развитие, адаптацию, мотивацию, аттестацию) и формирует у сотрудников мировоззрение, новое видение проблем, связанных с деятельностью организации. В аудиторской фирме одной из главных управленческих проблем является качество управления персоналом. Цели и ценности фирмы, а также атмосфера в коллективе являются прерогативой руководителя фирмы [1].

На современном рынке труда отмечается резкое уменьшение количества потенциальных соискателей, способных работать на высококонкурентном рынке аудиторских услуг. Поэтому одним из аспектов корпоративной культуры является заботливое отношение руководителя к персоналу, справедливое вознаграждение, своевременная оплата труда, мотивация труда сотрудников; формирование благоприятного социально-психологического климата.

В период кризиса на рынке труда актуальным становится вопрос привлечения в аудиторские организации высококвалифицированных специалистов, их мотивации и закрепления на рабочих местах. Необходимо понимать особенности трудового поведения высококвалифицированного персонала в аудиторской сфере. Работники ориентированы на интересную работу и стабильно высокий доход. Стабильный уровень заработной платы является условием привлечения специалистов в организацию. Работник удовлетворен, когда уровень его зарплаты признается справедливым и адекватным.

Для всех сотрудников денежная мотивация является сильным стимулом. Вознаграждение труда стимулирует человека к достижению определенных результатов. Мотивацию аудиторов лучше всего реализовывать через материальное стимулирование по результатам характерных для аудита отчетных периодов.

Аудиторской фирме необходимо определить систему поощрений и оценки работы сотрудников, выделить критерии, по которым начисляются премии. К таким критериям относятся:

- тщательное соблюдение нормативов. Если нет замечаний к работе аудитора, его стоит премировать;

- внутренняя работа аудиторов. В зависимости от потребностей предлагаются различные показатели, например, отсутствие нарушений и ошибок во время работы; способность к принятию быстрых и правильных решений; соблюдение сроков выполнения работ и сроков сдачи; своевременная и качественная подготовка отчетности, анализ и правильное распределение рабочего времени; умение решать проблемы и оценивать ситуацию; отсутствие замечаний по результатам различных проверок; высокие результаты при выполнении сложной внеочередной работы; высокая скорость при одновременном выполнении различных функций и т.д.

Система мотивации сотрудников должна быть понятной и прозрачной. Утверждать ее надо на общем совещании, сразу отвечая на все вопросы. Аудиторской компании следует находить новые возможности для мотивации персонала. В период неопределенности целесообразно более активно применять нематериальное стимулирование, больше внимания уделять формированию положительного имиджа фирмы, идеологии и культуре в фирме, построению и налаживанию процессов взаимодействия, созданию боевого духа [5].

Нематериальная мотивация может оказаться эффективнее, если разработать ее через личностные цели. Аудиторской фирме предлагается разработать для сотрудников дополнительный социальный пакет. Данный пакет может включать в себя оплату обучения для работников, оплату дополнительного повышения квалификации.

Это мотивационное мероприятие будет эффективным, потому что социальные гарантии имеют фундаментальное значение при выборе работы. Дополнительный социальный пакет даст возможность удержать ценных сотрудников от перехода в другую организацию, стимулируя их к долгосрочному сотрудничеству [3].

Критериями уровня вовлеченности личностного потенциала сотрудника служат качественные характеристики отдачи физических и интеллектуальных сил, творческий энтузиазм работников в процессе трудовой деятельности. Для эффективного решения ежедневных задач и стратегических планов аудиторской фирмы необходимо развитие кадров.

Рассмотрим комплекс мер по развитию персонала, которые можно предложить в аудиторской фирме (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 - Комплекс мер по развитию персонала аудиторской фирмы

Меры содействия развитию и профессиональному росту сотрудников Факторы, способствующие развитию личности и улучшению результатов работы

Постановка перед каждым сотрудником достижимых и стимулирующих целей Развитие системы коммуникаций, внимание к мелочам, наличие системы конструктивной обратной связи

Решение сотрудником все более сложных проблем Уважительное отношение к сотруднику, наставничество

Повышение ответственности каждого сотрудника Заинтересованность во мнениях и суждениях сотрудников

Делегирование полномочий сотрудникам по решению задач, проблем фирмы Открытость новациям и креативным предложениям. Развитие в каждом сотруднике источника новых идей.

Предоставление работнику всей необходимой информации Привлечение к постоянному пересмотру своих рабочих методов. Достаточная свобода действий

Поощрение личной инициативы, предложений инновации, экспериментирования, соразмерного риска, творчества Право на ошибку и действия с соразмерным риском. Поощрение и признание любых успехов

Уважительный контроль Подбадривающие советы. Возможность продвижения по службе. Необходимая информированность. Поощрение конструктивной критики.

Доведение до всего персонала корпоративных целей и миссии фирмы Ограничение контроля, введение системы самоконтроля

Развитие кадров должно стать самой важной задачей менеджмента персонала аудиторской фирмы и выражаться:

- в поддержке обучения и развития работников;

- в распространении в коллективе новых знаний и передового опыта;

- в обучении молодых сотрудников опытными работниками;

- в обучении на рабочих местах.

Также очень важно контролировать удовлетворенность и вовлеченность персонала. Целесообразно проводить раз в год анонимные опросы с целью выявления степени удовлетворенности и вовлеченности персонала.

На удовлетворенность своим трудом влияют также психологический климат в коллективе. В аудиторской фирме необходима благоприятная продуктивная корпоративная культура, построенная на доверии, уважении и честности. Благоприятная корпоративная культура характеризуется высоким уровнем взаимоуважения и понимания между сотрудниками, что выливается в требовательность к себе и коллегам при сохранении нормальной реакции на критику.

В аудиторской фирме работникам необходимо создать удобное рабочее место, хорошие санитарные условия, позаботиться о достаточно хорошей освещенности офиса, изоляции от шума, красивом оформлении офиса. Работники должны быть обеспечены необходимыми информационными базами, специальной литературой.

Аудиторской фирме рекомендуется обратить внимание на формирование традиций. День рождения фирмы является особым праздником, символизирующим стабильность, прочность и надежность ее положения. Каждый новый день рождения фирмы - это новый этап ее деятельности, новые достижения, новые клиенты, новые успехи. Празднование дня рождения фирмы поможет созданию духа единой и сплоченной команды профессионалов, будет способствовать укреплению кадрового состава, усилению чувства корпоративной гордости, формированию благоприятного имиджа фирмы. Празднование дня рождения фирмы также создает почву для неформального общения.

Каждый сотрудник должен стремиться к увеличению показателей работы, а, следовательно, и общей прибыли фирмы. Например, можно ввести программу «сотрудник года».

Таким образом, развитие корпоративной культуры даст аудиторской фирме ряд преимуществ:

—улучшаются деловые взаимоотношения;

- уменьшаются непродуктивные затраты времени;

—повышается конкурентоспособность фирмы.

Корпоративная культура является стратегическим инструментом, способствующим развитию аудиторской фирмы, позволяющим ориентировать сотрудников на достижение общих бизнес-целей, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и улучшать общение. Формирование корпоративной культуры должно вестись целенаправленно и последовательно.

Аудиторской фирме можно предложить ряд направлений по совершенствованию корпоративной культуры, которые, на наш взгляд, могли бы способствовать повышению эффективности деятельности аудиторской фирмы, соответственно, качеству предоставляемых услуг, увеличению прибыли:

1) ведение целенаправленной работы по формированию общих корпоративных целей, ценностей и норм поведения;

2) создание модели компетенций сотрудника, способствующей повышению уровня личной ответственности и достижению высоких результатов деятельности, а также определяющую вектор развития корпоративной культуры аудиторской фирмы;

3) создание понятной и прозрачной системы оценки и вознаграждения сотрудников, использование методов нематериальной мотивации;

4) использование комплекса мер по развитию персонала;

5) создание комфортных рабочих условий для сотрудников;

6) формирование традиций аудиторской фирмы.

Провести оценку социально-экономической эффективности корпоративной культуры непросто, так как процесс оценки корпоративной культуры связан с качественными категориями (нормы поведения, традиции, ценности и т. д.). Управление корпоративной культурой аудиторской фирмы является разновидностью творческого управленческого труда, который не поддается нормированию. Затраты на разработку и реализацию конкретных мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры, как и результаты мероприятий, не всегда можно измерить количественно.

Реализация мероприятий по управлению корпоративной культурой аудиторской фирмы связана с социально-психологическими результатами, которые проявляются опосредованно через деятельность коллектива фирмы в целом. Результат отдельных мероприятий по изменению корпоративной культуры может быть быстрым, но большинство мероприятий могут дать результат через определенное время.

Тем не менее, можно говорить о повышении социальной эффективности мероприятий по управлению корпоративной культурой в аудиторской фирме. Социальный эффект - это видимая реакция коллектива работников на изменения внутренней среды функционирования предприятия.

Содержание социального эффекта представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Социальная эффективность мероприятий по управлению корпоративной культурой аудиторской фирмы

Социальный эффект Показатели эффективности

Развитие индивидуальных способностей сотрудников Повышение уровня творческой инициативы, уровня трудовой мотивации, уровня групповой сплоченности, снижение уровня конфликтности. Увеличение уровня общей культуры работников. Рост трудовой активности работников

Развитие трудового потенциала работника Повышение уровня профессиональных знаний, навыков, умений путем повышения квалификации, самообразования. Повышение уровня трудовой и исполнительской дисциплины. Повышение степени ответственности за действия и результаты труда, уровня самодисциплины.

Обеспечение согласования целей работников и руководителя Увеличение числа работников, выразивших позитивное отношение к работе. Ориентация на цели и результаты, коллектив, развитие персонала Низкий уровень текучести кадров.

Формирование благоприятного имиджа организации Лояльность персонала к организации и хорошие отзывы о ней за пределами организации. Увеличение числа постоянных клиентов.

Обеспечение стабильной занятости Прирост дохода работников.

Таким образом, влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности аудиторской фирмы связано с повышением эффективности работы персонала организации. Хороший социально-психологический климат, высокая степень сплоченности сотрудников и их нацеленность на успех общего дела способствуют повышению уровню качества аудиторских услуг, что влияет на увеличение общей эффективности работы аудиторской фирмы.

Непосредственная отдача от проведения мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры может быть оценена через изменение обобщающих показателей эффективности работы предприятия: рост прибыли за рассматриваемый период; рост стоимостных показателей оказанных услуг; повышение производительности труда персонала организации; изменение рентабельности; рост числа заказчиков; изменение показателей эффективности управления персоналом.

Источники:

1. Багян Г.А., Макурина А.А. Современные проблемы управления персоналом организации в Российской Федерации // Modern Science. -2021. - № 6-1. С. 71-74.

2. Гогина Е.А., Демененко И.А. Взаимосвязь организационной культуры и корпоративного обучения персонала // Вектор экономики. -2018. - № 11 (29). - С. 131.

3. Зиновьева О.Г. Влияние организационной культуры на приверженность сотрудников // Вопросы устойчивого развития общества. -2020. - № 6. - С. 16-20.

4. Тройченко А.О. Алгоритм анализа влияния организационной культуры на эффективность управления персоналом // Экономика и социум. - 2019. - № 12 (67). - С. 1453-1457.

5. Тихомиров П.В., Чирковская Е.Г. Оценка корпоративной культуры организации сотрудниками с разным типом мотивации // Образование личности. - 2019. - № 1. - С. 59-63.

References:

1. Bagyan G.A., Makurina A.A. Modern problems of organization personnel management in the Russian Federation // Modern Science. - 2021. - No. 6-1. pp. 71-74.

2. Gogina E.A., Demenenko I.A. Interrelation of organizational culture and corporate training of personnel // Vector of Economics. - 2018. - № 11 (29). - P. 131.

3. Zinovieva O.G. The influence of organizational culture on the commitment of employees // Issues of sustainable development of society. - 2020. -No. 6. - Pp. 16-20.

4. Troichenko A.O. Algorithm for analyzing the impact of organizational culture on the effectiveness of personnel management // Economy and society. - 2019. No. 12 (67). pp. 1453-1457.

5. Tikhomirov P.V., Chirkovskaya E.G. Evaluation of the corporate culture of the organization by employees with different types of motivation // Personality education. - 2019. - No. 1. - Pp. 59-63.

EDN: JFOAGU

Е.В. Королёва - к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

E.V. Koroleva - Candidate of Economics, Associate Professor, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University;

М.О. Ефремова - аналитик, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

M.O. Efremova - Analyst, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University;

С. Попова - магистрант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

S. Popova - master student, Peter the Great St Petersburg Polytechnic Ш^^Нуж.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ STUDY OF THE IMPACT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация. Представленное исследование нацелено на анализ актуальной проблемы влияния системы образования на экономическое развитие регионов. В настоящий момент образовательные учреждения играют существенную роль в регионе, оказывая как традиционные,так и иновационные услуги, связанные с трансфером технологий и генераций знаний. Эта тенденция особенно ярко подчеркивается в рамках цифровой трансформации экономики. В рамках исследования проанализировано влияние системы образования на экономическое развитие регионов с применением регрессионного анализа. Нами были представлены данные в разрезе регионов за 2017-2019 года. В результате было доказано положительное влияние таких факторов, как количество персональных компьютеров, задействованных в образовательном процессе, доля организаций, использующих в образовании дистанционные технологии и доля населения, имеющего высшее образование, в возрасте 25-64 лет. Статистическая значимость факторов подчеркивает значимость образовательной деятельности для экономического развития регионов. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость в области принятия управленческих решений.

Abstract. The presented study is aimed at analyzing the actual problem of the influence of the education system on the economic development of regions. Currently, educational institutions play a significant role in the region, providing both traditional and innovative services related to the transfer of technologies and knowledge generation. This trend is especially clearly emphasized in the framework of the digital transformation of the economy. The study analyzes the impact of the education system on the economic development of regions using regression analysis. We presented data by regions for 2017-2019. As a result, the positive impact of such factors as the number of personal computers involved in the educational process, the proportion of organizations using distance technologies in education and the proportion of the population with higher education aged 25-64 years was proved. The statistical significance of the factors emphasizes the importance of educational activities for the economic development of regions. The obtained results of the study are of practical importance in the field of managerial decision-making.

Ключевые слова: экономическое развитие регионов, ВРП, образование, регрессионный анализ

Keywords: economic development of regions, GRP, education, regression analysis.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-78-10123).

Acknowledgments: The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (project no. 20-78-10123).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.