Научная статья на тему 'Влияние конструктивных элементов государства на развитие правовой системы'

Влияние конструктивных элементов государства на развитие правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / "FORM OF GOVERNMENT" / "GOVERNMENT" / "STATE MODE" / "LEGAL SYSTEM"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резникова Е. В.

В статье рассматривается участие государства в формировании и развитии правовой системы. Определяется влияние элементов государства, таких как форма правления, государственное устройство, государственный режим на развитие правовой системы. Дается характеристика правовой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DESIGN ELEMENTS OF THE STATE ON THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL SYSTEM

In the article the states participation in the formation and development of the legal system. Determined by the infl uence of the elements of the state, such as the form of government, government, state regime for the development of the legal system. The characteristics of the legal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Влияние конструктивных элементов государства на развитие правовой системы»



УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.В. РЕЗНИКОВА

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, предпринимательского и трудового права Орловского государственного университета E-mail: nauka_ogu@mail.ru Тел. (4862) 75 21 18

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается участие государства в формировании и развитии правовой системы. Определяется влияние элементов государства, таких как форма правления, государственное устройство, государственный режим на развитие правовой системы. Дается характеристика правовой системы Российской Федерации.

Ключевые слова: форма правления, государственное устройство, государственный режим, правовая система.

Основным нормативным правовым актом, закрепляющим форму и сущность государства, является Конституция, которая также определяет правовую систему государства и направление её развития. Нельзя не согласиться с мнением О.А. Пугиной о том, что «в качестве совокупности основополагающих норм конституция имеет значение для всей правовой системы».1 Конституция определяет характеристику основных элементов государства и его правовой системы, а также определяет основные направления их взаимодействия. Какие-либо изменения формы государства, правовой системы государства влекут за собой изменение конституции государства. Не случайно, что в ходе эволюционного развития той или иной правовой системы конституция изменяется постепенно и последней из нормативных правовых актов. А в ходе революционных преобразований она отменяется сразу и первой2. Характеристика конституции позволяет выявить влияние конструктивных элементов государства на развитие правовой системы.

Как известно, основными элементами государства являются форма правления, государственное устройство, государственный режим страны. Указанные элементы отражают сущность и содержание государства. Согласно мнению Л. Дюги, «характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории»3. Элементы формы государства «могут

1 Пугина О.А. Преемственность элементов российской правовой системы и проблемы конституционно-правового регулирования. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11

2 Бобылев В.А., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества// Государство и право. 2004. № 7. С. 108.

3 Дюги Л. Конституциональное право Общая теория госу-

быть самостоятельны, каждый сам по себе может развиваться и изменяться независимо от других»,4 и каждый из них оказывает самостоятельное влияние на формирование и развитие правовой системы государства.

Согласно ст. 80 Конституции РФ главой государства является Президент. Высшим органом законодательной и представительной власти является Федеральное собрание РФ. По своей форме правления Российская Федерация является правовым государством, сочетающим черты парламентской и президентской республики, при этом положение Президента все же является доминирующим в системе власти. «Форма правления современного Российского государства является результатом тяготения российской государственности к централизованной исполнительной власти, вызванного геополитическими и историческими факторами, а также сложностями современного этапа развития»5. В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того, какую роль органы власти играют в формировании внутригосударственного права, определяются особенности правовой системы государства. Зависимость правовой системы от сложившейся формы правления в государстве очевидна, так как правовая система представляет собой комплекс всех явлений правовой действительности. Правовая система включает правовую действительность и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины, а также правовые нормы,

дарства М, 1908. С. 129.

4 Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: академический проект, 2005. С. 155-156.

5 Пугина О.А. Преемственность элементов российской правовой системы и проблемы конституционно-правового регулирования. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11.

© Е.В. Резникова

действующие в стране6. Пределы участия органов государственной власти в принятии нормативных правовых актов определяются конституцией государства. Согласно Конституции РФ устанавливается порядок взаимодействия Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, полномочия Президента при принятии федеральных законов, определены органы и должностные лиц, обладающие правом законодательной инициативы. «Активным и важным элементом правовой системы выступает также правотворчество, без которого нормы права потеряли бы свою надежность и не

выполняли бы необходимых функций, направлен" 7

ных на поддержание правовой системы»'.

По своей форме правления Российская Федерация является республикой, которая характеризуется как демократическое, правовое, социальное государство, что закреплено в ст. 1, 7 Конституции Российской Федерации. Как известно, основной характеристикой правового государства является подчинение власти праву. Но как справедливо отмечают В.О. Лучин и Н.А. Боброва, только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву. И только при условии существования гражданского общества государство оказывается «под правом», становится правовым8. Контрольными функциями за соблюдением законности в деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации наделены органы законодательной, исполнительной и судебной властей. В зависимости от органов, осуществляющих контроль, выделяется президентский контроль, контроль органов исполнительной власти, осуществляемый органами общей компетенции, отраслевой и межотраслевой компетенции, контроль органов законодательной власти и контроль органов судебной власти. Но в данном случае речь идет о государственном контроле, т.е. о контроле государства за законностью деятельности своих структур и органов. Для характеристики правового государства интерес представляет возможность осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти всех уровней и должностных лиц, так как цель общественного контроля, как правильно указывает Н.Ю. Бондарь, состоит в соблюдении в процессе государственной деятельности прав, сво-

6 См.: Васечко А. А. Понятие международного договора в правовой системе России.// Международное публичное и частное право. 2007. № 1.

7 Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: академический проект, 2005. С. 492.

8 Лучин В.О., Боброва Н.А. Конституционный строй

России: основные политико-правовые характеристики// Право и политика. 2003. № 10. С. 27

бод и законных интересов граждан, а также в поддержании нормативно установленного механизма профессионального обеспечения осуществления государственных полномочий на уровне, отвечающем потребностям и воле социума, его правосубъ-екта - народа9. Субъекты общественно-правового контроля, их задачи, полномочия, пределы и объемы воздействия определяются действующим законодательством. Субъекты общественного контроля могут использовать и правовые, и социальные контрольные механизмы. Таким образом, характерная для правового демократического государства система права должна включать механизм общественного контроля за деятельностью государства, так как общественный контроль за законностью деятельности органов государственной власти представляет собой явление, оказывающее воздействие на правовую жизнь общества. Возможность осуществления общественного контроля в Российской Федерации закреплена на законодательном уровне, так, например, реализация Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ позволяет гражданам знакомиться с деятельностью судов, с принимаемыми судами решениями. Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» урегулированы вопросы по установлению требований к обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти. Указанным законом, а также иными нормативными правовыми актами, касающимися свободы информации, обеспечения гражданам права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти реализуется закрепленное в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 29) право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» федеральные государственные власти обязаны освещать свою деятельность в государственных средствах массовой информации, в результате чего обеспечивается доступ граждан к государственному управлению, создается возможность осуществления контроля со стороны общества за деятельностью органов государственной

9 Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправлениие. 2009. № 3.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

власти. Кроме того, законодательную основу для осуществления общественного контроля составляют Закон «Об обращениях граждан», Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие нормативные акты. Тем не менее, несмотря на закрепленную нормативными актами возможность в той или иной степени осуществлять общественный контроль, следует согласиться с мнением Н.Ю. Бондаря, что «анализ действующего законодательства показывает, что на данный момент можно найти лишь штрихи по обозначенной проблеме».10

Государственный режим - наиболее изменчивый элемент формы государства. «Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти»11. Существующий в Российской Федерации государственный режим можно охарактеризовать как демократический. О демократическом государственном режиме позволяет судить анализ положений Конституции государства, провозглашающей высшей ценностью человека, его права и свободы, принцип разделения властей, прямого действия Конституции, идеологического и политического плюрализма. Государственный режим в большей степени, чем остальные элементы формы государства, способен учитывать потребности общества, изменяющуюся политическую обстановку. Следует согласиться с имеющейся в юридической литературе точкой зрения, о том, что существующий в Российской Федерации режим является стабильным и моноцентричным, что объясняется сосредоточением властных полномочий в руках главы государства и отсутствия каких-либо иных «центров» силы как в рамках системы разделения властей, так и в целом среди субъектов политической системы.12. Государственный режим сказывается на структуре государственной власти, оказывает влияние как на форму правления, так и на государственное устройство. «Сегодня центральная федеральная власть способна провести любое властное решение, в том числе и насильственными методами, в любом субъекте Российской Федерации»13. Демократический государственный режим характеризуется наличием

10 Бондарь Н..Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправлениие. 2009. № 3.

11 Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: академический проект, 2005. С. 155-156.

12 Кондрашев А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 21 - 32.

13 Пугина О.А. Преемственность элементов российской

правовой системы и проблемы конституционно-правового регули-

рования. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11.

С

ряда признаков, прежде всего, наличием правового порядка в государстве и защищенностью личности государством. Согласно точке зрения Н.Ю. Бондаря, государство в лице соответствующих органов и должностных лиц - прежде всего исполнитель воли граждан, народа, общества, а не наоборот14. Таким образом, охарактеризовать существующие в государстве средства и методы осуществления государственной власти как демократические можно не только потому, что органы государственной власти строго и неукоснительно соблюдают исполнение любых норм, но и потому, что органы государственной власти способствуют реализации гражданами закрепленных за ними прав и свобод. Воздействие государственного режима как элемента формы государства на правовую систему заключается в необходимости наличия демократического законодательства и в строгом его соблюдении на любом уровне государственной власти, ориентации национального законодательства на общеевропейские стандарты в области защиты личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

По своему государственному устройству Российская Федерация является федерацией с сильной централизацией. Единое централизованное государство предполагает единство российской правовой системы, согласованность её составляющих обеспе-чиваетсяраспространением суверенитетаРоссийской Федерации на всю её территорию, провозглашением верховенства Конституции Российской Федерации и федерального закона на всей территории Российской Федерации, возможность признания в судебном порядке недействительными нормативных актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Единство правовой системы Российской Федерации имеет некоторые особенности, которые заключаются в её многоуров-невости. В соответствии с существующей в юридической литературе классификацией, предложенной И.Н. Мукиенко, Российская Федерация является государством с трехуровневой правовой системой: федеральная правовая система, региональная правовая система и правовая система округов в составе других субъектов,15 хотя наиболее распространенным является выделение федеральной правовой системы и системы права субъектов федерации. Провозглашая в своей Конституции федерализм, Россия автоматически признает право субъектов на собственное пра-

14 Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправлениие. 2009. № 3.

15 Цит. по: Лиличан О.П., Лаврик М.А. Региональная правовая система как категория современной юриспруденции.// Юридический мир. 2009. № 2.

ПРАВО

вотворчество, отсюда неизбежно возникает ситуация многослойности, разноуровневости правовой системы страны, что формально выражается в иерархии источников права16. Различия в самобытности, самостоятельности и специфичности правовых массивов субъектов Российской Федерации позволяют выделить региональные правовые системы в России. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. указано, что оценка закона возможна лишь «во взаимосвязи со всей системой действующего правового регулирования соответствующих отношений на федеральном и региональном уровнях»17.

Единство правовой системы означает, что правовая система субъектов федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации. Единство правовой системы государства обеспечивается конституционным принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федерального закона на всей территории Российской Федерации и возможностью аннулирования в судебном порядке нормативных актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Путем применения судебного порядка признания нормативно-правового акта субъекта Федерации

16 Лиличан О. П., Лаврик М. А. Региональная правовая система как категория современной юриспруденции.// Юридический мир. 2009. № 2.

17 По делу о проверке конституционности положений пункта 2 ст. 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области» в связи с запросом Челябинского областного суда: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. № 16-П// Российская газета. № 233. 2003. 18 ноября. .

противоречащим Конституции и федеральному закону государство осуществляет воздействие на формирование правовой системы. Но недостатком такого воздействия является отсутствие механизма контроля за исполнением судебных решений, так как в настоящее время законодательно не урегулирован вопрос о наступлении негативных правовых последствий для субъекта Федерации в лице губернатора или президента, или публично-правовом лице представительного (законодательного) органа власти в случае неисполнения судебного решения по приведению законодательства и правоприменительных практик субъекта Федерации в соответствие с федеральным законом. Не урегулирован также вопрос об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Проблема единства правового пространства характерна не только для Российской Федерации. Практически все государства встречаются в той или иной форме с проблемой внутреннего расшатывания правового пространства, включая проблему обеспечения верховенства федерального закона. Один из способов решения указанных проблем -реализация механизмов, связанных с персональной ответственностью. Многие законодательные акты РФ содержат нормы, обязывающие государственных чиновников прямо или косвенно отчитываться о своей работе, например, закон о политических партиях, согласно которому депутаты подконтрольны партии и могут быть отозваны партией из числа членов Государственной Думы, закон о местном самоуправлении.

Библиографический список

1. Бобылев В.А., Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества// Государство и право. 2004. № 7.

2. Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации// Государственная власть и местное самоуправлениие. 2009. № 3.

3. Васечко А.А. Понятие международного договора в правовой системе России.// Международное публичное и частное право. 2007. № 1.

4. Дюги Л. Конституциональное право Общая теория государства М, 1908.

5. Кондрашев А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 21-32.

6. Лиличан О.П., ЛаврикМ.А. Региональная правовая система как категория современной юриспруденции.// Юридический мир. 2009. № 2.

7. Лучин В. О., Боброва Н.А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики// Право и политика. 2003. № 10.

8. Пугина О.А. Преемственность элементов российской правовой системы и проблемы конституционно-правового регулирования. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11. // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 21 - 32.

9. Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: академический проект, 2005.

E.V. REZNIKOVA

INFLUENCE OF DESIGN ELEMENTS OF THE STATE ON THE DEVELOPMENT

OF THE LEGAL SYSTEM

In the article the state's participation in the formation and development of the legal system. Determined by the influence of the elements of the state, such as the form of government, government, state regime for the development of the legal system. The characteristics of the legal system of the Russian Federation.

Key words: "form of government", "government", "state mode", "legal system".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.