Научная статья на тему 'Влияние конструкта «новой этики» на рекламную коммуникацию в индустрии моды: социально-философский аспект'

Влияние конструкта «новой этики» на рекламную коммуникацию в индустрии моды: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная философия / рекламная коммуникация / общество потребления / «новая этика» / интерироризация / общественные отношения. / Social philosophy / advertising communication / consumer society / “new ethics” / interiorization / public relations.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Антонина Викторовна, Рукавицына Елена Александровна, Феньвеш Татьяна Анатольевна

Понятие «мода» исследуется с точки зрения социальной философии как многомерное понятие, являющееся одним из атрибутов социума, проявляющийся в виде визуального языка символов и имиджей. Доказано, что мода обладает широким информационным и коммуникативным потенциалом, считываемым в некоторых социальных контекстах, а также явно носящим эвристическую функцию. Выявлена связь моды c основными механизмами основных конструктов общества потребления, в которых товар становится способом социальной дифференциации. Процесс интериоризации превращает моду в ценность, переводя ее в плоскость аксиологического конструкта. Рекламная коммуникация изучена как инструмент интериоризации модных тенденций в ходе общественных отношений. «Новая этика» обозначена как включение некоторых субкультурных меньшинств в общую канву социальной жизни под эгидой непреходящей важности индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE “NEW ETHICS” CONSTRUCT ON ADVERTISING COMMUNICATION IN THE FASHION INDUSTRY: SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

The concept of “fashion” is studied from the point of view of social philosophy as a multidimensional concept, which is one of the attributes of society, manifested in the form of a visual language of symbols and images. It has been proven that fashion has a wide information and communication potential, readable in some social contexts, and also clearly has a heuristic function. The connection between fashion and the basic mechanisms of the main constructs of consumer society, in which goods become a way of social differentiation, has been revealed. The process of interiorization turns fashion into value, transferring it to the plane of an axiological construct. Advertising communication has been studied as a tool for internalizing fashion trends in the course of public relations. The “new ethic” is designated as the inclusion of certain subcultural minorities into the general fabric of social life under the auspices of the enduring importance of individuality.

Текст научной работы на тему «Влияние конструкта «новой этики» на рекламную коммуникацию в индустрии моды: социально-философский аспект»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Влияние конструкта «новой этики» на рекламную коммуникацию в индустрии моды: социально-философский аспект

Андреева Антонина Викторовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности, Гуманитарный институт, Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]

Рукавицына Елена Александровна,

кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности, Гуманитарный институт, Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]

Феньвеш Татьяна Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, Институт психологии, педагогики и социологии, Сибирский федеральный университет

E-mail: [email protected]

Понятие «мода» исследуется с точки зрения социальной философии как многомерное понятие, являющееся одним из атрибутов социума, проявляющийся в виде визуального языка символов и имиджей. Доказано, что мода обладает широким информационным и коммуникативным потенциалом, считываемым в некоторых социальных контекстах, а также явно носящим эвристическую функцию. Выявлена связь моды c основными механизмами основных конструктов общества потребления, в которых товар становится способом социальной дифференциации. Процесс интериоризации превращает моду в ценность, переводя ее в плоскость аксиологического конструкта. Рекламная коммуникация изучена как инструмент интериоризации модных тенденций в ходе общественных отношений. «Новая этика» обозначена как включение некоторых субкультурных меньшинств в общую канву социальной жизни под эгидой непреходящей важности индивидуальности.

Ключевые слова: социальная философия, рекламная коммуникация, общество потребления, «новая этика», интерирориза-ция, общественные отношения.

Термин «мода», бесспорно, является одним из наиболее известных, но, одновременно, трудноопределяемых в современном обществе. В нем отсутствует единое предметное основание, что делает затруднительным однозначное определение. Представляется затруднительным сведение данного понятия к некоей «мере» или «стандарту» как фиксирует этимология. История моды как социокультурного феномена кристаллизует две магистральные линии его определения: праксеологическая (утилитарная) и, с другой стороны, мода может рассматриваться в качестве логики и идеологии человеческого существования, тогда знаковыми становятся ее онтологические и антропологические характеристики.

Отметим, что первым философом, указывающим на антропологическую составляющую понятия моды как ключевую в своей системе, стал Адам Смит [11, 195]. В его системе мода является неотъемлемым предикатом в тех сферах, где главенствует чувство вкуса. Мораль как сфера бытования моды рассматривалась мыслителем лишь косвенно, максимального проявления «модное» достигает в одежде и мебели, а также таких видах искусств как музыка, поэзия и архитектура. Наиболее важным для нашего исследования является положение Иммануила Канта. Он рассматривает моду как одно из ключевых понятий, меняющую образ жизни людей. Разумеется, что мода не основополагающая характеристика экзистенциальных переломов, но Кант включает ее в систему общественных практик: «Исходя из самого понятия, можно сказать, что любая мода - это меняющийся образ жизни» [3, 35].

Далее, отметим труд «Философия моды» Георга Зим-меля [2, 227],. который рассматривает моду как всеобъемлющий феномен, уводя акцент с праксеологической составляющей этого термина. Отметим, что все упомянутые выше мыслители так или иначе отмечают связь моды с производством и ношением одежды как маркера социального статуса. Соглашается с Г. Зиммелем и Жиль Липовецки: «Мода - это определенная форма социальных изменений, которая не зависит от определенного объекта. Она в первую очередь представляет собой социальный механизм, который характеризуется своеобразной краткосрочностью и большей или меньшей степенью изменчивости и влияет на весьма разнообразные сферы жизни групп лиц» [5,18]. Липовецки предлагает анализировать моду как элемент социальной системы. Именно от моды будет строится понимание одежды как социального феномена. Мода становится ключевым механизмом для определения изменений в таких социальных феноменах как человеческое тело, логотип, политика, искусство, и, разумеется, одежда [10, 33-41].

Следовательно, «мода» с точки зрения философии может рассматриваться как многомерное понятие, являющееся одним из атрибутов социума, проявляющий-

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

ся в виде визуального языка символов и имиджей. Как атрибут социума, мода обладает широким информационным и коммуникативным потенциалом, считываемым в некоторых социальных контекстах, а также явно носящим эвристическую функцию. Понятие моды тесно связано с конструктами общества потребления. В этом отношении товар становится способом социальной дифференциации, механизмом которого и является мода.

Так, в работе «Законы подражания», выпущенной в 1890 году Габриэлем Тарда [13, 215] убедительно доказано, что желания людей, детерминированные общественными отношениями, подчиняются определенным «законам подражания». В историческом контексте это обуславливается сложившейся общественной иерархией, в которой низшие социальные слое подражают высшим. Однако уже в конце XIX века Тарда обозначает изменение в этом процессе, показывая, что подражание действует и в обратную сторону. То есть высшие слои вполне могут подражать низшим. Мы может сделать вывод, что, с точки зрения философии социокультурный феномен моды снимает основное противоречие между соответствием образцу (эталону) и индивидуальностью. Этот процесс бесконечен, потому что каждый раз снятие противоречия приведет к гибели моды на явление в соответствующем социальном контексте зарождения следующей модной тенденции, согласно законам диалектики. Следовательно, именно мода позволяет человеку быть одновременно самим собой и маркировать себя как принадлежащего определенной социальной группе.

Связь понятия «мода» с социальными нормами кристаллизуется в индустриальном и постиндустриальном типах обществ. Прежде всего, речь идет о моделях потребительского поведения, в которых мода носит характер внешнего регулятива. Разумеется, согласно законам диалектики, существование внешнего регулятива вполне вероятно подвергается процессу интериориза-ции, становясь внутренней потребностью индивида, это, во многом, вкладывается в выражение «быть модным». Процесс интериоризации превращает моду в ценность, переводя ее в плоскость аксиологического конструкта. Разумеется, интериоризация модных конструктов требует особых инструментов в контексте развития общественных отношений. Одним из таких инструментов в обществе потребления может стать маркетинговая коммуникация.

Нормативное содержание является связующим звеном между модой и моралью, что является особенно ценным для нашего исследования. Понимание моды как социальной нормы проявляется через сравнительный анализ этого понятия с его «историческим предшественником» - обычаем. Представляется недостаточным рассматривать обычай исключительно как инструмент сохранения прошлого опыта.

В зависимости от встроенности в систему социокультурных институтов можно наблюдать как процессы реставрации и сохранения, так и серьезные революционные сдвиги, регулируемые обычаем. Однако, обычай -это регулятив для социально-однородных обществ закрытого типа, которые Маркс называл «докапиталистическими»: «Во всех этих формах основой развития является воспроизводство заранее данных (в той или иной степени естественно сложившихся или же исторически возникших, но ставших традиционными) отношений отдельного человека к его общине и определенное, для него предопределенное, объективное существование как в его отношении к условиям труда, так и в его отношении к своим товарищам по труду, соплеменникам и т.д..» [6, 275] Здесь можно говорить о процессах поглощения индивидуального сознания коллективным.

Дихотомия «коллективное-индивидуальное» во многом опосредует феномен моды как регулятива социально дифференцированного и мобильного общества. По Тар-ду, в таком обществе нет препятствий для культурных заимствований и подражания, а социальная мобильность развита как по вертикали, так и под горизонтали. Таким образом мода может быть рассмотрена как часть инструментального уровня культуры, смещаемый с ценностно-регулятивного аспекта, регулируемого моралью.

В данной статье мода понимается как регулятивная норма социального поведения. Как уже отмечалось выше, она носит внешний по отношению к индивиду характер и является ключевым мотивом поведения индивида в обществе потребления. Исследуем влияние так называемой «новой этики» на механизмы рекламной коммуникации в контексте философии моды. Для этого обратимся к «новой этике» как социальному явлению.

Конструкты «новой этики» на современном этапе имеют очень слабую теоретическую изученность. Мы присоединяемся к мнению И.А. Тульпе и М.Ю. Смирнова о том, что это скорее устойчивое словосочетание, чем научный термин: «Оно охватывает обширную тематику: харассмент (MeToo), проявления расового неравенства (Black Lives Matter), а также неравенства гендерного (сексизм) и возрастного (эйджизм), избыточность (или недостаточность) политкорректности, феминистские проявления в социально-экономической и этикетной сферах, экологическую повестку. В рубрику «новой этики» попадают разнообразные аспекты поведения в интернет-коммуникациях, новое потребительское поведение, особое место занимают проблемы биоэтики, нейроэтики, медицинских и генетических исследований (при широком разбросе мнений - от обвинений в покушении на божественное итворчество до борьбы за права замороженных оплодотворенных яйцеклеток)» [14, 32]. Это мнение также разделяет А.А. Гусейнов, отмечая, что в отечественной медиасфере обсуждение «новой этики» только началось и сразу в негативном ключе [1].

Отметим, что при явной отрицательной риторике в исследованиях, посвященных «новой этике», мы, вслед за некоторым авторами, также фиксируем новый этический подход: включение некоторых субкультурных меньшинств в общую канву социальной жизни под эгидой непреходящей важности индивидуальности. В истории культуры мы видим нарастание значимости частного, когда персональное приобретает характер общезначимого, то есть кристаллизовано движение от частного к общему.

На современном этапе можно выделить три ключевых направления «новой этики» в контексте работы с потребителем. Во-первых, это усиление тенденции социального многообразия и мобильности. Это все более акцентирующая себя индивидуализация, призывающая рассматривать человека как единство духовной и телесной неповторимости и нестандартности. Во-вторых, налицо изменение представления об агрессивности, которая принимает все более не-физический характер, обретая виртуализированную сущность. Третья тенденция является требованием времени, диктует соответствие реальной этике для всех видов цифровых коммуникаций.

На территории нашей страны исследования отношения потребителей к тенденциям «новой этики» проводилось в 2020-м году. Актуальными в контексте проведенного исследования становятся такие витальные ценности как здоровье, это показывает достаточно активно проявившая себя дихотомия понятий «бодипозитив -ЗОЖ». Каждый четвертый россиянин видит для себя

актуальной проблемы экологии. Существенным становится вопрос равенства полов. Отметим, что большинство опрошенных 67% - готовы отказаться от товара или услуг бренда, который не считается с требованиями «новой этики». Причем каждый второй из них больше никогда не вернется к данной компании [11]. Таким образом, конструкты «новой этики» не чужды современному обществу, что делает предмет исследования еще более актуальным.

Хотя «новая этика» оказывает существенное влияние на общество, бизнес и рекламные коммуникации в целом, табуируя некоторые аспекты общественных отношений, это никоим образом не означает, что автоматически будет изменяться потребительское поведение. «Новая этика» на сегодня остается модной тенденцией, не переходя рамки создания устойчивых рамок потребительского поведения. Одним из ключевых явленией «новой этики» в сфере одежды является бодипозитив. Это социальное движение, направленное на развитие доброжелательного отношения к любому человеческому телу. Данная тенденция достаточно тяжело воспринимается российским потребителем, однако многие отечественные бренды нижнего белья представляют в своей рекламе модели для женщин разных комплекций.

Маркетинговые стратегии активно формируют рекламную коммуникацию в контексте формирования потребительских предпочтений, делая бренды более узнаваемыми. Со второй половины XX века проявляется такое явление как fashion-маркетинг [14]. Это время нового расцвета моды как социального регулятора, именно в этот период она становится процветающим экономическим институтом, получив институциональный уровень. Мода как социально-экономическое явление начинает не только реагировать на перемены, согласуясь с «законами подражания», но и активно инициировать социальные изменения. Fashion - маркетинг является действенным способом взаимодействия с потребителем, не только фокусируя его внимание на предмете продаже, как и предполагает рекламная коммуникация, но и дополняет визуальный контакт эмоциональными и рациональными аргументами, конструируя потребительский выбор.

В рекламной коммуникации на современном этапе можно зафиксировать нарастающие тенденции «обратной связи» с потребителем. Возникает концепция социально-этичного маркетинга, которую разработали: Ф. Котлер [4; 7], Г. Армстронг [9], Д. Сондерс [12, 233243] и В. Вонг компании должны направлять свою деятельность не только на удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли, но и на заботу об обществе и его благополучии в долгосрочной перспективе. Мода в рекламной коммуникации получает свой вектор развития в контексте современной виртуализации общественной жизни, проявляется новая аксиологическая модель, трансформирующая поведение потребителей. Образцы модного поведения учитывают различия в социальном поведении, формируя явление социальноэтичного маркетинга. Вектор внимания начинает смещаться с простого потребления в сторону этической осознанности. Tampere University of Applied Sciences пишет о том, что долгое время мода ориентировалась в основном на людей «нормального роста и телосложения». Изменения давно назрели - но в последние годы потребители стали требовать от брендов большего и не будут терпеть «бесчувственность» к культуре новой этики [15]. Изменения ценностей потребителей оказывает прямое влияние на модный маркетинг: бренды строят свои маркетинговые стратегии исходя из проблем общества.

Для выявления особенностей рекламной коммуникации в контексте использования конструктов «новой

этики» было проведено социологическое количественное исследование: «Выявление уровня осведомленности и запоминаемости трендов новой этики в фэшн-ин-дустрии среди жителей г. Красноярска: особенности формирования маркетинговой контент-стратегии». Актуальность данного исследования обусловлена стремительным ростом трендов «новой этики». Многие бренды в своей коммуникационной стратегии начали использовать данную тенденцию для удовлетворения запросов различных групп потребителей. Гипотезой исследования стало утверждение о том, что высокий спрос рекламодателей на использование трендов «новой этики» в своих рекламных кампаниях, оказывается не актуальным для российского потребителя. Цель исследования: выявить считывается ли потребителями рекламная кампания от брендов одежды, использующих тренд «бодипозити-ва» как части «новой этики» в рекламной коммуникации.

Генеральную совокупность исследования составили жители Красноярска, генеральная совокупность в исследовании сегментировалась по возрасту, от 18 до 60 лет. Такой возрастной ценз обуславливается активной покупательской способностью и деятельностью потребителей в модной сфере. Также у данной возрастной группы сформировалось мнение, касательно трендов новой этики, в отличие от более молодого поколения. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики [8] общий объем генеральной совокупности составил 1 338 834 человек. Размер выборки исследования составил 390 человека. Доверительная вероятность исследования составила 95%. Доверительный интервал равен 5%. Исследование проводилось в октябре-ноябре 2023 года.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов считают наиболее популярными тренами новой этики: ЗОЖ (63,3%) и экологичную продукцию, разумное потребление (60,3%). На втором месте по популярности трендов социальное положение, то есть равенство, борьба с дискриминацией и гендерные стереотипы. Бодипозитив оказался самым непопулярным трендом новой этики (13%). Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что реклама ЗОЖ является лидирующей среди всех представленных 5 направлений.

Следующий блок вопросов был посвящен контентмаркетингу брендов, использующих новую этику, а именно бодипозитив. Большинство респондентов актуальным для размещения рекламы считают площадку Интернет, то есть они замечают рекламу в социальных сетях, меньше всего опрашиваемых замечают рекламу на радио и в печатных журналах.

Далее респондентам предлагалось выбрать формат контента, который запоминается больше всего. Уверенно лидируют короткие видеоролики (15 секунд) (73,3%) и фото материалы (54,1%). Меньше всего голосов было отдано трансляциям и подкастам, это можно обосновать тем, что современный потребитель живет в спешке и многозадачности, зачастую некогда потреблять контент, длившейся более двух минут. Поэтому информация должна быть емкой и запоминающейся. Актуальным и запоминающимся контентом для большинства респондентов: продающий, развлекательный и полезный.

Из предложенных постов масс-маркета одежды, формат, содержащий использование тренда бодипозитив выбрали 218 человек, это говорит о лояльности респондентов к применению новой этики в рекламе брендов. Половина респондентов скорее согласны с утверждением, что особенности тела - уникальный способ привлечения целевой аудитории. Можно сделать вывод, что потребители приветствуют, пропаганду в рекламе с помощью разных особенностей человека. Также респонденты

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

скорее согласны с утверждением, что реклама с характерным бодипозитивом не воспринимается российскими гражданами. Можно сделать вывод, что тренд бодипози-тива недостаточно популярен у российского потребителя.

Таким образом, на основе проведенного количественного опроса выяснилось, что основные тренды «новой этики» считываются потребителями в сегменте рынка индустрии моды. При этом «бодипозитив» является наименее понятным и востребованным в контексте визуального наполнения рекламной коммуникации, однако покупатель воспринимает стандартные размеры одежды и внешность моделей как «отвлеченную» красивую картинку. В этом отношении использование «бо-дипозитива» может оцениваться как положительный аргумент в сторону покупки с учетом индивидуальности самого потребителя. Также задачи исследования были выполнены, оценена осведомленность, запоминаемость и узнаваемость потребителей к рекламе брендов, определена частота обращения внимания потребителя на рекламу в интернете, определили уровень лояльность к бо-дипозитиву потребителей в рамках рекламных кампаний брендов, выявлена и проранжирована значимость трендов новой этики у респондентов, определены актуальные каналы коммуникации для рекламных кампаний, связанных с бодипозитивом. В ходе социологического исследования подтвердилась гипотеза о несоответствии трендов «новой этики» отклику целевой аудитории в ходе рекламной коммуникации.

Обозначим некоторые важные выводы по социологическому исследованию: витальные ценности все еще являются основой аксиологической модели поведения потребителей, она мало изменилась и соответствует традиционной. Особенно важным, на наш взгляд, является обозначение основных видов контента в соцсетях: продающий, развлекательный и полезный. То есть потребитель не совсем понимает и принимает «новую этику» как особенное содержание рекламной коммуникации, оставаясь на уровне что продавать, а не как. Продукт все еще первичен, несмотря на все заявления теоретиков общества потребления.

Таким образом, современная fashion-индустрия характерна активными темпами смены модных тенденций, что в свою очередь обусловлено сменой спроса потребителей. Мода, являясь весьма сложным социокультурным феноменом, тесно связана с ценностными установками и тенденциями развития общества. В виду всего происходящего бренды стремятся отличится конкурентными условиями, прибегая к использованию социально-этичных тенденций в продвижении, в том числе конструктов «новой этики». Следовательно, маркетинг в фэшн-индустрии как основа рекламной коммуникации в условиях «новой этики» должен быть нацелен на постоянную разработку новых способов сделать контент одновременно доступным и разнообразным, как физически, так и визуально. Люди хотят иметь доступ к аутентичному контенту и видеть в нем свое отражение, что безусловно, доказывает необъективность только негативного осмысления новых этических веяний в контексте рекламных коммуникаций.

Литература

1. Гусейнов, А.А. Что нового в «новой этике»? // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 91-106.

2. Зиммель, Георг. Избранно. Москва: Юрист, 1996. 266 с.

3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Москва: Наука, 2002. 200 с.

4. Котлер, Филип. Маркетинг XXI века. Маркетинг от А до Я. Новые маркетинговые технологии. Десять смертных грехов маркетинга. Санкт-Петербург: Нева, 2005. 425 с.

5. Липовецкий Жиль Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. 336 с.

6. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. 1. М., Издательство политической литературы, 1968с. 317 с.

7. Основы маркетинга: Ф. Котлер. Москва: Издательство «Вильямс», 2007. 943 с.

8. Оценка численности постоянного населения на 01.01.2022 г. / КРАССТАТ: [сайт]. URL: https:// krasstat.gks.ru/folder/32970 (Дата обращения: 10.12.2023)

9. Родионова Д.Д. Феномен моды в зеркале философии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 3341.

10. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.

11. Сондерс, Джордж. Что в действительности делают писатели, когда они пишут свои произведения // Иностранная литература. 2018. № 8. С. 233-243.

12. Тард, Габриэль Законы подражания: перевод

с французского. Москва: Академический проект, 2011.302 с.

13. Тульпе И.А., Смирнов М.Ю. «Новая этика» как социальный диагноз // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 1. С. 30-38.

14. Фоминичева А. Маркетинг в индустрии моды: возможности и особенности развития [Электронный ресурс] / А. Фоминичева // marketing.spb.ru. 2012. Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/ branch/fashion.htm (Дата обращения: 11.10.2023)

15. Estrina, V. The Rise of Body Positivity and Inclusivity in Fashion Marketing / V, Estrina// Tampere University of Applied Sciences. 2021. P. 49.

THE INFLUENCE OF THE “NEW ETHICS” CONSTRUCT ON ADVERTISING COMMUNICATION IN THE FASHION INDUSTRY: SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

Andreeva A.V., Rukavitsyna E.A., Fenvesh T.A.

Siberian Federal University

The concept of “fashion” is studied from the point of view of social philosophy as a multidimensional concept, which is one of the attributes of society, manifested in the form of a visual language of symbols and images. It has been proven that fashion has a wide information and communication potential, readable in some social contexts, and also clearly has a heuristic function. The connection between fashion and the basic mechanisms of the main constructs of consumer society, in which goods become a way of social differentiation, has been revealed. The process of interiorization turns fashion into value, transferring it to the plane of an axiological construct. Advertising communication has been studied as a tool for internalizing fashion trends in the course of public relations. The “new ethic” is designated as the inclusion of certain subcultural minorities into the general fabric of social life under the auspices of the enduring importance of individuality.

Keywords: social philosophy, advertising communication, consumer society, “new ethics”, interiorization, public relations.

References

1. Guseinov A.A. What's new in the “new ethics”? // Sheets of Applied Ethics. 2021. № 58. Р. 91-106.

2. Zimmel' Georg. Favorites: [2 vol.] Moscow: Yurist, 1996. 266 p.

3. Kant I. Anthropology from a pragmatic point of view. Moscow: Nauka, 2002. 200 p.

4. Kotler Philip. Marketing of the XXI century. Marketing from A to Z. New marketing technologies. Ten deadly sins of marketing. St. Petersburg: Neva, 2005. 425p

5. Lipovetskii Zhil'. Empire of the Ephemeral. Fashion and its fate in modern society. Moscow: «Novoe literaturnoe obozrenie» Publishing House, 2012. 336 p.

6. Marks K. Forms preceding capitalist production/ Marks K., Engels F. Collected works - Vol.46, part.1., Moscow: Publishing house of political literaturezdatel'stvo politicheskoi literatury, 1968. 317 p

7. Marketing Basics: Kotler. Moscow: «Villyams» Publishing House, 2007. 943 p.

8. Estimation of the resident population as of 01/01/2022 / KRASSTAT: [website]. URL: - https://krasstat.gks.ru/fold-er/32970 (Access date: 12/10/2023)

9. Rodionova D.D. The phenomenon of fashion in the mirror of philosophy // Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2012. № 18. P. 33-41.

10. Smit A. Theory of moral sentiments. - Moscow: Respublika, 1997. 351 p

11. Sonders Dzhordzh. What Writers Really Do When They Write Their Work // foreign literature. 2018. № 8. P. 233-243.

12. Tard Gabriel' de. Laws of imitation: perevod s frantsuzskogo. -Moskva: Akademicheskii proekt, 2011. 302 p.

13. Tul'pe I.A., Smirnov M. Yu. “New ethics” as a social diagnosis // Concept: philosophy, religion, culture. 2022. T. 6, № 1. P. 3038.

14. Fominicheva A. Marketing in the fashion industry: opportunities and development features/ A. Fominicheva // marketing.spb.ru. 2012. (date of the application: 11.10.2023)

15. Estrina V. The Rise of Body Positivity and Inclusivity in Fashion Marketing / V, Estrina// Tampere University of Applied Sciences. 2021. P. 49.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.