Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА'

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
зависимость / фаббинг / интернет-зависимость / зависимость от социальных сетей / addiction / phubbing / Internet addiction / social network addiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова В.И.

В статье приводится обзор зависимости от интернета и от социальных сетей. Выявлены основные исследовательские тренды в обозначенной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPUTER ACTION ON EMOTIONAL SPHERE OF A TINAGER

The article provides an overview of addiction to the Internet and social networks. The main research trends in the designated topic have been identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА»

УДК 37.159

Петрова В.И.

студент магистрант по направлению Психолого-педагогического образования

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Стерлитамак, Россия)

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА

Аннотация: в статье приводится обзор зависимости от интернета и от социальных сетей. Выявлены основные исследовательские тренды в обозначенной теме.

Ключевые слова: зависимость, фаббинг, интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей.

В наше время использование интернета становится все более распространенным в повседневной жизни людей. Использование онлайн-медиа облегчает жизнь человека, поскольку позволяет удовлетворить его интересы и реализовать цели, касающиеся их академической, личной и социальной жизни [1]. Подростки относятся к той части населения, которая сильно увлечена Интернетом. В цифровом мире у молодых людей есть возможность собирать информацию, взаимодействовать с другими людьми и строить свою личную идентичность, что является одним из наиболее важных психологических процессов, которые происходят в период полового созревания. Однако широкое использование Интернета сопряжено со значительными рисками, которые в основном связаны с развитием зависимости [2]. Интернет-зависимость - это серьезный психологический феномен, который проявляется у подростков во всем мире. Молодые люди демонстрируют компульсивное поведение в цифровом мире, которое влияет на их эмоциональную функциональность.

Таким образом, подростки проводят много часов в Интернете, с трудом отрываются от него, отстраняются от общения и испытывают неприятные чувства. Это означает, что интернет-зависимость превращается в современную форму психопатологии отягощающую психическое здоровье [3].

Интернет-зависимость в подростковом возрасте - психологический феномен, оказывающий негативное влияние на психическое здоровье и развитие. Согласно результатам многочисленных исследований, зависимость связана с тревогой, депрессией, суицидом, издевательствами и возникновением поведенческих проблем.

Обзор современных эмпирических исследований показал, что подростки, страдающие интернет-зависимостью, имеют высокий риск развития депрессии, тревожных расстройств и суицидальных мыслей. Что касается депрессивных расстройств, то были получены данные об отягощающей роли зависимости как расстройства, а также конкретных его видов и, в частности, дисфункционального использования социальных сетей в проявлении этой формы психопатологии. Если говорить более конкретно, то широкое использование Интернета было достоверно связано с возникновением депрессивных симптомов у подростков [3]. Этот вывод был сделан во многих исследованиях. В недавнем систематическом обзоре О.Н. Митрофановой и ее коллег, зависимость от социальных сетей в подростковом возрасте способствует возникновению депрессивной психопатологии. Подростки находятся в постоянном поиске своей личной идентичности при этом они могут не осознавать негативных последствий проблемного использования социальных сетей. Попытки социализации в цифровом формат могут привести к появлению депрессивных симптомов в реальной жизни [5].

Кроме того, результаты обзорного исследования показали, что интернет-зависимость как психическое расстройство положительно связана с депрессией у молодых людей. Неправильное пользование Интернетом, по-видимому, повышает риск развития депрессивных [6]. Исследование, проведенное на китайских подростках, было направлено на изучение механизмов, лежащих в

основе взаимосвязи между интернет-зависимостью и депрессией. Выборка исследования состояла из 532 подростков, обучающихся в государственных средних школах. Результаты исследования показали положительную связь между интернет-зависимостью и депрессией. В этой положительной взаимосвязи присутствует опосредующий фактор - гармоничное/позитивное развитие подростков.

Эта связь опосредована ровным/позитивным развитием подростков. Результаты показывают, что проблемное использование Интернета может привести к депрессии, однако в этой взаимосвязи присутствуют усугубляющие и защитные опосредующие факторы [4].

Еще одним исследованием, подтверждающим негативное влияние интернет-зависимости на суицидальные мысли у подростков, является исследование А.А. Николаевой и ее коллег. Проведенный статистический анализ показал, что 11,5 % участников демонстрировали суицидальные мысли о самоубийстве и 28,4 % - интернет-зависимость [6]. Также было обнаружено, что у студентов с интернет-зависимостью более высокий уровень суицидальных мыслей по сравнению с теми, кто не страдает зависимостью, и по сравнению с теми, кто не имеет специфической клинической картины. Исследователи отметили, что значительное и высокое присутствие суицидальных мыслей у подростков, страдающих интернет-зависимостью, по сравнению с теми, у кого нет такой зависимости от Интернета по сравнению с теми, кто не имел зависимости, не зависело от депрессии, качества жизни и других клинических факторов.

Таким образом, подростки с проблемным использованием Интернета испытывали негативные последствия, которые были связаны с повышенным риском возникновения суицидальных мыслей [1].

Также учеными выявлено влияние киберзависимости на изображение подросткового клинического стресса, что выражается в обнаружении положительной корреляции между зависимостью и стрессом. Иными словами, подростки, страдающие зависимостью от Интернета, также демонстрируют

высокую тревожность [5]. В этой связи, как и в связи депрессия-аддикция, присутствуют опосредующие факторы. Фактором, который, по-видимому, усиливал положительную связь между зависимостью и стрессом, была способность подростков быть в одиночестве [11]. Подростки, испытывающие психологические проблемы, с большей вероятностью испытывают негативное влияние проблемного использования Интернета на их тревожность. По сути, эта группа несовершеннолетних сталкивается с психологическими проблемами, которые приводят к возникновению различных форм психопатологии, когда они становятся зависимыми от цифрового мира [3].

Кроме того, изучение влияния интернет-зависимости на возникновение психических расстройств привело к выводам, касающимся расстройств, связанных с суицидальными мыслями. Этот вывод можно интерпретировать, если учесть негативное влияние киберзависимости на психосоциальное развитие подростков. Молодые люди, пристрастившиеся к Интернету, сталкиваются с проблемами и конфликтами при взаимодействии в реальном мире, в результате чего они уходят из социального контекста. Социальная замкнутость и трудности с реинтеграцией в социальную сеть друзей и/или семьи приводят к стремлению подростков причинить себе вред [2].

Также интернет оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние и развитие подростков. В этом контексте можно рассмотреть результаты исследований, посвященных влиянию интернет-зависимости на различные психоэмоциональные состояния и развитие подростков, на различные психоэмоциональные характеристики, такие как самооценка. В двух эмпирических исследованиях киберзависимость оказывала негативное влияние на самооценку подростков [5].

Молодые люди с дисфункциональным использованием Интернета демонстрировали низкую самооценку. Этот вывод можно интерпретировать, подчеркнув, что широкое использование Интернета и, в частности, социальных сетей влияет на самооценку. В частности, использование социальных сетей влияет на представление людей о себе.

Также обзор некоторых исследований, выявил данные о поведенческих проблемы подростков, страдающих интернет-зависимостью. В частности, подростки демонстрировали экстернализационные поведенческие проблемы, такие как делинквентность, гиперактивность/отвлекаемость, враждебность, импульсивность, агрессия и оппозиционное поведение [2, 3, 4].

По сути, интернет-зависимость негативно влияет на поведение подростков в социальном окружении. Экстернализационные проблемы, проявляющиеся у подростков с проблемным использованием Интернета, понимаются через изучение психологических характеристик, которые способствуют возникновению этого феномена. Если говорить более конкретно, то молодые люди, активно использующие цифровые медиа, испытывают трудности в регулировании своих эмоций и поведения. Трудности такого рода вызывают зависимость и, как следствие, неспособность людей прекратить пользоваться интернетом. Кроме того, барьеры в регулировании эмоций и поведения также связаны с экстернализационными проблемами. Следовательно, подростки, ставшие зависимыми, сталкиваются с проблемами эмоционального характера, которые усугубляются вовлечением в онлайн и проявляются в экстернализационном поведении [1].

Наконец, результаты некоторых исследований включают данные, свидетельствующие о влиянии зависимости на поведение подростков и, в частности, их вовлеченность в феномен буллинга. Три исследования, включенные в эту категорию, подчеркивают связь между киберзависимостью и виктимизацией подростков [4,5]. Подростки, то есть те, кто злоупотребляет использованием онлайн-медиа, чаще становились жертвами буллинга. Виктимизация касалась как школьной и онлайн-среды. Этот вывод показывает, что на социальное поведение молодых людей влияет их активного взаимодействия с Интернетом, что приводит к принятию ими агрессивного поведения других людей и негативные последствия, которые они вызывают. Эта группа подростков находится в уязвимом психосоциальном положении, что связано с повышенным риском виктимизации [2].

Молодые люди, страдающие зависимостью, как правило, испытывают социальные трудности, которые вызывают одиночество, трудности в социальном взаимодействии, неуверенность в себе и низкую самооценку. Все эти характеристики тесно связаны с виктимизацией как в школе, так и в Интернете [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аймедов К.В., Асеева Ю.А., Толмачев А.А., Табачников С.И. Психологические особенности лиц, склонных к киберкоммуникативной зависимости на примере социальной сети Instagram // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. № 11(4). С. 731-738;

2. Григорьев Н.Ю., Чвякин В.А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2. С. 150-161;

3. Дроздикова-Зарипова А.Р., Давлиева Е.Р., Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования // Вестник НЦБЖД. 2019. № 3. С 35-44;

4. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345-362;

5. Митрофанова О.Н., Максина В.А. Гаджет-зависимость как риск-фактор жизнедеятельности человека // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Южно-Сахалинск, 0304 декабря 2018 года. Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет. 2019. С. 105-107;

6. Николаева А.А, Павлова Т.С. Зависимость молодежи от социальных сетей // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 4(29). С. 7-12.

Petrova V.I.

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Sterlitamak, Russia)

INFLUENCE OF COMPUTER AICTION ON EMOTIONAL SPHERE OF A TNAGER

Abstract: the article provides an overview of addiction to the Internet and social networks. The main research trends in the designated topic have been identified.

Keywords: addiction, phubbing, Internet addiction, social network addiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.