УДК 37.159
Петрова В.И.
студент магистрант по направлению Психолого-педагогического образования
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Стерлитамак, Россия)
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ПОДРОСТКА
Аннотация: в статье приводится обзор зависимости от интернета и от социальных сетей. Выявлены основные исследовательские тренды в обозначенной теме.
Ключевые слова: зависимость, фаббинг, интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей.
В наше время использование интернета становится все более распространенным в повседневной жизни людей. Использование онлайн-медиа облегчает жизнь человека, поскольку позволяет удовлетворить его интересы и реализовать цели, касающиеся их академической, личной и социальной жизни [1]. Подростки относятся к той части населения, которая сильно увлечена Интернетом. В цифровом мире у молодых людей есть возможность собирать информацию, взаимодействовать с другими людьми и строить свою личную идентичность, что является одним из наиболее важных психологических процессов, которые происходят в период полового созревания. Однако широкое использование Интернета сопряжено со значительными рисками, которые в основном связаны с развитием зависимости [2]. Интернет-зависимость - это серьезный психологический феномен, который проявляется у подростков во всем мире. Молодые люди демонстрируют компульсивное поведение в цифровом мире, которое влияет на их эмоциональную функциональность.
Таким образом, подростки проводят много часов в Интернете, с трудом отрываются от него, отстраняются от общения и испытывают неприятные чувства. Это означает, что интернет-зависимость превращается в современную форму психопатологии отягощающую психическое здоровье [3].
Интернет-зависимость в подростковом возрасте - психологический феномен, оказывающий негативное влияние на психическое здоровье и развитие. Согласно результатам многочисленных исследований, зависимость связана с тревогой, депрессией, суицидом, издевательствами и возникновением поведенческих проблем.
Обзор современных эмпирических исследований показал, что подростки, страдающие интернет-зависимостью, имеют высокий риск развития депрессии, тревожных расстройств и суицидальных мыслей. Что касается депрессивных расстройств, то были получены данные об отягощающей роли зависимости как расстройства, а также конкретных его видов и, в частности, дисфункционального использования социальных сетей в проявлении этой формы психопатологии. Если говорить более конкретно, то широкое использование Интернета было достоверно связано с возникновением депрессивных симптомов у подростков [3]. Этот вывод был сделан во многих исследованиях. В недавнем систематическом обзоре О.Н. Митрофановой и ее коллег, зависимость от социальных сетей в подростковом возрасте способствует возникновению депрессивной психопатологии. Подростки находятся в постоянном поиске своей личной идентичности при этом они могут не осознавать негативных последствий проблемного использования социальных сетей. Попытки социализации в цифровом формат могут привести к появлению депрессивных симптомов в реальной жизни [5].
Кроме того, результаты обзорного исследования показали, что интернет-зависимость как психическое расстройство положительно связана с депрессией у молодых людей. Неправильное пользование Интернетом, по-видимому, повышает риск развития депрессивных [6]. Исследование, проведенное на китайских подростках, было направлено на изучение механизмов, лежащих в
основе взаимосвязи между интернет-зависимостью и депрессией. Выборка исследования состояла из 532 подростков, обучающихся в государственных средних школах. Результаты исследования показали положительную связь между интернет-зависимостью и депрессией. В этой положительной взаимосвязи присутствует опосредующий фактор - гармоничное/позитивное развитие подростков.
Эта связь опосредована ровным/позитивным развитием подростков. Результаты показывают, что проблемное использование Интернета может привести к депрессии, однако в этой взаимосвязи присутствуют усугубляющие и защитные опосредующие факторы [4].
Еще одним исследованием, подтверждающим негативное влияние интернет-зависимости на суицидальные мысли у подростков, является исследование А.А. Николаевой и ее коллег. Проведенный статистический анализ показал, что 11,5 % участников демонстрировали суицидальные мысли о самоубийстве и 28,4 % - интернет-зависимость [6]. Также было обнаружено, что у студентов с интернет-зависимостью более высокий уровень суицидальных мыслей по сравнению с теми, кто не страдает зависимостью, и по сравнению с теми, кто не имеет специфической клинической картины. Исследователи отметили, что значительное и высокое присутствие суицидальных мыслей у подростков, страдающих интернет-зависимостью, по сравнению с теми, у кого нет такой зависимости от Интернета по сравнению с теми, кто не имел зависимости, не зависело от депрессии, качества жизни и других клинических факторов.
Таким образом, подростки с проблемным использованием Интернета испытывали негативные последствия, которые были связаны с повышенным риском возникновения суицидальных мыслей [1].
Также учеными выявлено влияние киберзависимости на изображение подросткового клинического стресса, что выражается в обнаружении положительной корреляции между зависимостью и стрессом. Иными словами, подростки, страдающие зависимостью от Интернета, также демонстрируют
высокую тревожность [5]. В этой связи, как и в связи депрессия-аддикция, присутствуют опосредующие факторы. Фактором, который, по-видимому, усиливал положительную связь между зависимостью и стрессом, была способность подростков быть в одиночестве [11]. Подростки, испытывающие психологические проблемы, с большей вероятностью испытывают негативное влияние проблемного использования Интернета на их тревожность. По сути, эта группа несовершеннолетних сталкивается с психологическими проблемами, которые приводят к возникновению различных форм психопатологии, когда они становятся зависимыми от цифрового мира [3].
Кроме того, изучение влияния интернет-зависимости на возникновение психических расстройств привело к выводам, касающимся расстройств, связанных с суицидальными мыслями. Этот вывод можно интерпретировать, если учесть негативное влияние киберзависимости на психосоциальное развитие подростков. Молодые люди, пристрастившиеся к Интернету, сталкиваются с проблемами и конфликтами при взаимодействии в реальном мире, в результате чего они уходят из социального контекста. Социальная замкнутость и трудности с реинтеграцией в социальную сеть друзей и/или семьи приводят к стремлению подростков причинить себе вред [2].
Также интернет оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние и развитие подростков. В этом контексте можно рассмотреть результаты исследований, посвященных влиянию интернет-зависимости на различные психоэмоциональные состояния и развитие подростков, на различные психоэмоциональные характеристики, такие как самооценка. В двух эмпирических исследованиях киберзависимость оказывала негативное влияние на самооценку подростков [5].
Молодые люди с дисфункциональным использованием Интернета демонстрировали низкую самооценку. Этот вывод можно интерпретировать, подчеркнув, что широкое использование Интернета и, в частности, социальных сетей влияет на самооценку. В частности, использование социальных сетей влияет на представление людей о себе.
Также обзор некоторых исследований, выявил данные о поведенческих проблемы подростков, страдающих интернет-зависимостью. В частности, подростки демонстрировали экстернализационные поведенческие проблемы, такие как делинквентность, гиперактивность/отвлекаемость, враждебность, импульсивность, агрессия и оппозиционное поведение [2, 3, 4].
По сути, интернет-зависимость негативно влияет на поведение подростков в социальном окружении. Экстернализационные проблемы, проявляющиеся у подростков с проблемным использованием Интернета, понимаются через изучение психологических характеристик, которые способствуют возникновению этого феномена. Если говорить более конкретно, то молодые люди, активно использующие цифровые медиа, испытывают трудности в регулировании своих эмоций и поведения. Трудности такого рода вызывают зависимость и, как следствие, неспособность людей прекратить пользоваться интернетом. Кроме того, барьеры в регулировании эмоций и поведения также связаны с экстернализационными проблемами. Следовательно, подростки, ставшие зависимыми, сталкиваются с проблемами эмоционального характера, которые усугубляются вовлечением в онлайн и проявляются в экстернализационном поведении [1].
Наконец, результаты некоторых исследований включают данные, свидетельствующие о влиянии зависимости на поведение подростков и, в частности, их вовлеченность в феномен буллинга. Три исследования, включенные в эту категорию, подчеркивают связь между киберзависимостью и виктимизацией подростков [4,5]. Подростки, то есть те, кто злоупотребляет использованием онлайн-медиа, чаще становились жертвами буллинга. Виктимизация касалась как школьной и онлайн-среды. Этот вывод показывает, что на социальное поведение молодых людей влияет их активного взаимодействия с Интернетом, что приводит к принятию ими агрессивного поведения других людей и негативные последствия, которые они вызывают. Эта группа подростков находится в уязвимом психосоциальном положении, что связано с повышенным риском виктимизации [2].
Молодые люди, страдающие зависимостью, как правило, испытывают социальные трудности, которые вызывают одиночество, трудности в социальном взаимодействии, неуверенность в себе и низкую самооценку. Все эти характеристики тесно связаны с виктимизацией как в школе, так и в Интернете [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аймедов К.В., Асеева Ю.А., Толмачев А.А., Табачников С.И. Психологические особенности лиц, склонных к киберкоммуникативной зависимости на примере социальной сети Instagram // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2020. № 11(4). С. 731-738;
2. Григорьев Н.Ю., Чвякин В.А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2. С. 150-161;
3. Дроздикова-Зарипова А.Р., Давлиева Е.Р., Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования // Вестник НЦБЖД. 2019. № 3. С 35-44;
4. Максименко А.А., Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Сапоровская М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345-362;
5. Митрофанова О.Н., Максина В.А. Гаджет-зависимость как риск-фактор жизнедеятельности человека // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, Южно-Сахалинск, 0304 декабря 2018 года. Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет. 2019. С. 105-107;
6. Николаева А.А, Павлова Т.С. Зависимость молодежи от социальных сетей // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 4(29). С. 7-12.
Petrova V.I.
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Sterlitamak, Russia)
INFLUENCE OF COMPUTER AICTION ON EMOTIONAL SPHERE OF A TNAGER
Abstract: the article provides an overview of addiction to the Internet and social networks. The main research trends in the designated topic have been identified.
Keywords: addiction, phubbing, Internet addiction, social network addiction.