Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПОЗИТОРОВ И ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НЕМЕЦКО - ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ РУСИ'

ВЛИЯНИЕ КОМПОЗИТОРОВ И ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НЕМЕЦКО - ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ РУСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОР / ПЕНИЕ / ПРИДВОРНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА / РЕГЕНТ / МУЗЫКА / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСКУССТВО / ВОКАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковалев М. В., Химич М. Д., Афанасьева Т. Ю.

Статья посвящена значению немецко - Петербургского периода в истории богослужебного пения, проблемам, с которыми пришлось столкнуться при введении новшества в церковное пение. Рассматривается биография и творчество А. Ф Львова, как важной фигуры в истории периода, а также влиянию Немецко -Петербургского периода на современное церковное пение на примере хора Белгородской Православной Духовной семинарии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF COMPOSERS AND CHURCH LEADERS OF THE GERMAN-PETERSBURG PERIOD ON THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF LITURGICAL SINGING IN RUSSIA

The article is devoted to the significance of the German-Petersburg period in the history of liturgical singing, the problems that had to be faced when introducing innovations in church singing. The author examines the biography and work of A. F. Lvov, as an important figure in the history of the period, as well as the influence of the German-Petersburg period on

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПОЗИТОРОВ И ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НЕМЕЦКО - ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ РУСИ»

УДК 291.2

М. В. Ковалев, Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью), [email protected]

М.Д. Химич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Белгородский Государственный институт искусств и культуры, Россия, Белгород, [email protected]

Т. Ю. Афанасьева, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общетеоретических и гуманитарных дисциплин Белгородский Государственный институт искусств и культуры, Россия, Белгород, [email protected]

Влияние композиторов и церковных деятелей немецко-петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения Руси

Аннотация. Статья посвящена значению немецко-петербургского периода в истории богослужебного пения, проблемам, с которыми пришлось столкнуться при введении новшеств в церковное пение. Рассматривается биография и творчество А. Ф. Львова как важной фигуры в истории периода, а также влиянию немецко-петербургского периода на современное церковное пение на примере хора Белгородской Православной Духовной семинарии.

Ключевые слова: хор, пение, Придворная певческая капелла, регент, музыка, Православие, искусство, вокал.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

195

Kovalev M. V. Belgorod Orthodox Church Theological Seminary (with a missionary orientation) e-mail:[email protected]

Himich M. D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Education Belgorod State Institute of Arts and Culture Russia, Belgorod e-mail: [email protected]

Afanasyeva T. Yu. Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of General Theoretical and Humanitarian Disciplines Belgorod State Institute of Arts and Culture Russia, Belgorod e-mail: [email protected]

The influence of composers and church leaders of the German-Petersburg period on the historical development of liturgical singing in Russia

Abstract. The article is devoted to the significance of the German-Petersburg period in the history of liturgical singing, the problems that had to be faced when introducing innovations in church singing. The author examines the biography and work of A. F. Lvov, as an important figure in the history of the period, as well as the influence of the German-Petersburg period on

Keywords: choir, singing, Court Singing chapel, regent, music, rthodoxy, art, vocal.

Начало перехода от предыдущего периода в истории развития богослужебного пения Русской Православной Церкви ознаменовался назначением на пост директора Придворной певческой капеллы полковника Алексея Федоровича Львова,

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

196

сына бывшего директора капеллы 02 января 1837 г. С периода его вступления в должность стилистика хорового церковного пения и в капелле, и в самой Русской церкви претерпевает значительные перемены от вектора итальянской музыки в сторону немецкой до гармонии протестантского хорала, занимающего в то время лидирующую позицию.

Придворная певческая капелла ничуть не уступает своего главенствующего значения в русском хоровом церковном пении, ее цели стали проявляться все ярче вплоть до того, что директор Придворной певческой капеллы взял на себя бразды правления по отношению к руководству богослужебным пением Русской Церкви, что продолжалось до конца XIX века, когда в капелле стали обучать регентскому делу.

В связи с этим итальянское музыкальное влияние, когда мелодия хоровых сочинений для церковных хоров имела основное значение, заменяется немецким музыкальным влиянием; мелодия уступает свое основное значение гармонии и гармонизации мелодии, гармоническая схема делается обязательной, подстать немецкому протестантскому хоралу.

Церковно-певческим законодательным центром устанавливается Петербург - именно благодаря Придворной певческой капелле, обучению регентов и цензорским полномочиям директоров капеллы. В связи с этим данный отрезок времени мы можем считать петербургским, а по тому, как гармонии хора с немецко-протестантской направленностью придается наибольшее значение -немецко-петербургским периодом.

Стоит сказать несколько слов о значении самой капеллы. Во-первых, в Певческой хоровой капелле перестали существовать регентские классы для экстернов, они были доступны только слушателям капеллы, но хоровая певческая капелла продолжала выпускать регентов. Теперь это были представители из числа одаренных хористов - воспитанников придворной капеллы, познавших плоды репертуарных традиций.

Во-вторых, огромное внимание стала заслуживать не музыкальная сторона, а богослужебно-певческая, внутри обихода генерал-майора Н. И. Бахметева, преемника по директорству А. Ф. Львова

В этот период, который мы рассматриваем, с 1837 года по конец последнего десятилетия XIX века, окончательно определились характерные черты петербургской школы русского хорового церковного пения.

С середины XIX века большое внимание уделялось изучению исконно русского богослужебного пения по первоисточникам и не только, применялись и му- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

197

зыкальный алфавит, и синодальные богослужебные певческие книги - и все это носило не только практический характер, но и имело теоретическую значимость, что явилось характерной чертой периода расцвета русской хоровой церковно-певческой культуры, в которой, однако, царит хаос и своевластие в противовес уставу директора капеллы.

Начинается изучение русского церковного пения, сначала - пения Христианской Церкви в целом, затем - Церкви Западной, католической, а затем - православной, греческой. Но это изучение, особенно усердное на Западе, не представляло особого интереса для русских; пение греческой Церкви стало известно только в самых общих чертах. Для нас важно, что исследование истории и семиографии пения Русской Православной Церкви началось в третьем периоде. Исследование богослужебного пения русской православной церкви имело не только теоретическое, но и практическое значение, что характерно для третьего периода.

Третий период главным образом связан с хоровой музыкой, нежели с богослужебным пением, уставное же пение стало многовековой историей этого периода, что привело к значительному уменьшению произведений хорового репертуара и неизбежному сокращению штата капеллы.

Но особенно характерна для третьего периода законодательная роль Придворной певческой капеллы и ее почти деспотическая цензура духовных и музыкальных произведений, предназначенных для печати и исполнения во время богослужений. Эта цензура, неправильно понятая, привела к юридическому конфликту в последней четверти XIX века, между капеллой и музыкальным издательством П. Юргенсона в Москве. Этот конфликт привел к появлению новых тенденций в цензуре капеллы и в состав церковных хоров, которые уже характерны для следующего, четвертого периода второй эпохи в истории богослужебного пения.

Третий период - это время необычайного расцвета русского хорового церковно-певческого творчества, период своевластия хористов и владельцев хоров взамен устоявшимся музыкальным принципам, период развития хорового церковного наследия благодаря руководству Придворной певческой капеллы.

И все же, время хорового церковного искусства безоговорочно явилось отдельной частью музыки, созданной в Российской империи.

Уже с конца предыдущего периода можно было говорить о двух ветвях церковно-певческого искусства. Одна из ветвей - хоровое пение, свободно сочиняемое композиторами различных направлений, незаметно переходящее в светскую музыку. Только текст отличает это хоровое пение от светской музыки.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

198

Другая ветвь - это пение, в котором мелодия не зависит от прихоти, воображения и искусства композитора (и особенно от вкуса "зрителей" и исполнителей) - уставное пение, которое составляет саму службу. Говоря о третьем периоде второй эпохи, нам придется говорить главным образом о первой ветви церковно-певческого хорового искусства. Хоровое исполнение "нотного пения" требовало от хора необходимые и постоянные спевки для изучения нотных произведений по нотам. Дьячки-псаломщики пели по традиции более в один голос, но не по нотам, а по памяти. Конечно, не исключена возможность, что дьяконы иногда пели хоровые аранжировки (гармонизации) из рукописных тетрадей.

Поскольку использование рукописных тетрадей было официально запрещено, организованные хоры певчих, которые теперь каким-то образом контролировались, больше не использовали их. Но дьяконы могли использовать рукописные тетради своих предшественников. Поскольку это были уставные напевы, то со стороны исполнителей синодальных указов возражений не было. Но мало-помалу и эта практика прекратилась, и почти повсеместно была заменена практикой, предписанной для всех церковных хоров в России директором Придворной певческой капеллы.

А. Ф. Львов поистине был важной личностью в немецко-петербургский период. Композитор, автор музыки к гимну "Боже, царя храни!", генерал-майор, тайный советник, долгие годы был приближен к царской семье.

Алексей Львов вошел в историю своей выдающейся работой в качестве главы Капеллы и в области хорового литургического пения. Львов имеет большое значение в этой сфере. Ему мы обязаны нынешними формами церковного пения в Русской Православной Церкви, его упорядоченности и стилю. Его духовные и музыкальные произведения и перевод установленных законом песнопений по сей день звучат в церквях во время церковных служб. К сожалению, в период СССР на имя Львова фактически был наложен запрет.

Алексей Федорович Львов был представителем старинного дворянского рода. Музыкальные способности проявлялись у него еще в раннем возрасте. Получив хорошее музыкальное образование, параллельно он окончил в 1818 году инженерные курсы института, затем он был направлен на военную службу в военные поселения Новгородской губернии, где прослужил восемь лет под руководством графа Аракчеева. Граф высоко ценил Алексея Федоровича Львова за честность и трудолюбие. Вернувшись в Санкт-Петербург, Львов был назначен адъютантом графа Бенкендорфа.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

199

Алексей Федорович прошел русско-турецкую войну 1828-29 гг. По окончанию войны, Алексей Львов был награжден бантом к Ордену Святого Владимира IV степени и Орденом Святой Анны II степени. За период турецкой войны умения Львова были оценены на самом высоком уровне, самим императором Николаем I, который поручил ему "делать гильзы перед выходом в море". С того момента Львов сопровождал государя повсюду от России до зарубежья.

Основным делом жизни Алексея Львова была служба в армии. Даже после назначения на должность директора капеллы, он остался на службе в армии и получал воинские звания и награды. Музыка была его любимым занятием, но официально это было "побочное" занятие.

Алексей Федорович никогда не бросал уроки музыки. Не имея возможности выступать на публичных концертах из-за своего служебного положения, он, играя музыку в вечерах благотворительности, снискал славу гениального скрипача. Только в поездках за границу Львов общался с широкой публикой.

В 1840 году Алексей Федорович за долгое время своей службы взял первый отпуск и уехал частным лицом в Европу - в Лейпциг, Берлин, Париж и Лондон. В течение этой поездки он представал перед публикой как выдающийся скрипач. Так же он встречался с музыкальными светилами Европы того времени, такими как Спонтини, Мейербером и Керубини, играл дуэты с Листом. В Германии под руководством Мендельсона Львов исполнил скрипичный концерт, который он сам сочинил. Тогда Мендельсон сказал Львову, послушав его концерт: "Не играй слишком хорошо - я не умею дирижировать". Шуман писал о нем: "... если в России играют, как г-н Львов, то всем нам нужно ехать в Россию не учить, а учиться". Благодаря непрерывному общению с выдающимися музыкантами Европы талант Львова раскрылся в большей степени, а его игра приобрела красоту и благородство. В то же время Львов был замечательным дирижером.

В августе 1833 года граф Бенкендорф передал Львову сожаления государя, что у Российской Империи нет своего гимна, а так же граф добавил, что император, зная о музыкальном таланте Львова, поручил ему сочинять мелодию гимна. Прежде в России использовалась музыка английского гимна на слова Жуковского: "Боже, царя храни, дай дни славные долги на земле". Эта задача показалась Алексею Федоровичу очень сложной. Он почувствовал необходимость написать величественный, сильный, чуткий гимн, понятный для всех, несущий на себе отпечаток национальности, пригодный для церкви, пригодный для армии, пригодный для народа, от ученого до простого люда.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

200

Впервые гимн прозвучал 23 ноября 1833 г. в Придворной певческой капелле, на мероприятии присутствовали император и императрица. Прослушав его, император был в восхищении.

Первое исполнение нового гимна на публике состоялось в Москве, в Большом театре, 11 декабря 1833 года. По просьбе публики гимн был исполняем трижды. Официальный гимн "Молитва русского народа" утвержден 25 декабря 1833 г., в годовщину изгнания войск Наполеона из России. В 1834 г. Алексею Львову было присвоено звание адъютанта корпуса, в 1836 г. получил звание полковника.

В конце 1836 года умирает отец Алексея Львова Федор Петрович Львов, возглавлявший Придворную певческую капеллу. 2 января 1837 года директором Капеллы был назначен Алексей Федорович. На это повлияли превосходное знание музыки и выдающийся талант скрипача, а также личное знакомство с императором. С этого момента он полностью посвятил себя любимому делу и сблизился с дирижером Капеллы Михаилом Ивановичем Глинкой, назначенным на эту должность за день до Львова.

Назначение Алексея Фёдоровича было важным для истории Капеллы. За годы его руководства старейший русский хор достиг высокого совершенства. Берлиоз говорил о хоре: "Сравнивать хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с этими замечательными певцами - все равно, что сравнивать несчастную труппу высшего итальянского театра с оркестром Парижской консерватории".

Чтобы навести порядок в церковном хоровом пении по всей России, необходимо было создать штат из хорошо подготовленных хоровых деятелей и преподавателей церковного пения. Преследуя эту цель, Львов в1846 году в Капелле открывает классы для подготовки руководящих регентов церковных хоров.

Одной из главных забот Львова было решение вопроса о правильном музыкальном воспитании мальчиков-певцов Капеллы и обустройстве их будущего после того, как они теряли голос. Впервые обучение молодых певцов игре на оркестровых инструментах было введено в Капелле в 1740 году по приказу Анны Иоанновны.

В отличие от Министерства Императорского Двора, работа оркестровых классов окончательно утвердилась в Капелле. Теперь у юных певцов была возможность продлить жизнь музыкой. Молодые российские музыканты получили практическое и теоретическое музыкальное образование и постепенно вытеснили дорогих иностранцев.

Но, пожалуй, самым главным достижением Львова было составление и издание "Употребления простого церковного пения в Высоком суде", сделанного в 1848 году

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

201

по приказу Николая I, а также переложение в четырёхчастный смешанный припев некоторых мелодий, напечатанных для одного голоса в синодальных богослужебных песнопениях. Львов уже два года наводит порядок в церковной певческой жизни. Его основными сотрудниками в этом деле были преподаватели Капеллы П.М. Воротников и Г.Я. Ломакин, а также инспектор Капеллы П.Е. Беликов. Точно сохранив распев, Львов добавил ему простую, понятную гармонию. Многие пробелы были заполнены. Сам Львов характеризует свои гармонизации так: "Не должно быть никаких моих сочинений, ничего, кроме сохранения мелодий и правильного применения к ним четырехголосной гармонии". Указом Николая I использование этих гармонизаций было обязательным для всех церквей России.

Исполнение гимнов из рукописных "тетрадей" было изгнано. Кроме того, запрещалось печатать и исполнять в церкви какие-либо произведения без их согласования с директором Придворной капеллы. Львов твердо надеялся, что церковное пение быстро "уравняется", станет единообразным в Петербурге, Москве, а затем и по всей России. Но именно эта сторона деятельности Львова встретила сопротивление церковных властей. В своих мемуарах Львов горько сетовал на негативное отношение московского духовенства к его транскрипциям старинных песнопений: "Эти упрямые невежды не могли смириться с мыслью, что порядок церковного пения исполняется не ими, а человеком, не принадлежащим к духовенству». Будни Львова получили весьма неоднозначные оценки современников. Но довольно скоро, в связи с увеличением числа хоровых руководителей, прошедших школу Капеллы, новый Обиход прижился настолько глубоко, что стал решительно вытеснять местные обычаи церковного пения. Обе части Обихода 1848 года были раскуплены так быстро, что в следующем, 1849 году, пришлось выпустить второе издание, а к концу 60-х годов было выпущено уже более 12 изданий.

Работая над церковными песнопениями, Алексей Фёдорович переосмысливает свое понимание фундаментальных основ русской музыкальной традиции, в результате появляется трактат "О свободном или асимметричном ритме", где он, пожалуй, первым среди отечественных исследователей открывает глубокую зависимость мелодических интонаций и ритмического построения от речи, от значения и интонации слова. Он положил начало новому направлению церковного пения, выделив священный текст. До Львова никто не задумывался отказываться от привычных тактовых делений.

"Язык наших молитв имеет особый характер: ему должен соответствовать характер пения", - писал Львов. Многие писатели хотели подчинить некоторые

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

202

старинные напевы правильному ритму и определенным размерам. Конечно, в результате получилось пение, удовлетворяющее обычным законам музыкального ритма, но пение было отделено от молитвы, и тесная связь между словом и пением была разрушена. Чтобы соответствовать музыкальным условиям, композиторы были вынуждены прибегать к разным звукам, допускать чрезмерное повторение слов, их несоответствующую длину и, что хуже всего, их одновременное произношение певцами, что затрудняло разборчивость речи, терялась не только сила, но само его значение часто пропадало ... Таким образом, те, кто думал объединить древние напевы нашей церкви в единый ритм, ошибались, и их труд мог только способствовать принижению красоты речи и мелодии. Духовные произведения Львова отличаются разнообразием гармонии, упорядоченностью, свободой и красотой переливов, желанием избежать искусственного и максимально приблизиться текстам песнопений. К его лучшим произведениям относятся: "Херувимская №1", "Достойно есть №2", "Вечери Твоея тайныя" и "Взбранный Воеводе". Алексей Львов начал сочинять церковные молитвы около 1831 года.

Среди светских произведений Львова наиболее известны Концерт для скрипки ля минор; 24 каприса; Фантазия на русские темы для скрипки, мужского хора и оркестра; "Дуэль" для скрипки и виолончели. В 1843 году он написал оперу "Бьянка и Гуальтьеро", которая в 1844 году с большим успехом была поставлена в Дрездене. В Петербурге на это и другие музыкальные произведения отреагировала Дирекция Императорских театров, покровительствовавшая всему итальянскому.

Оперы Львова очень сдержанные. Вторая опера Львова, под названием "Ундина", не имела успеха. В 1847 году Львов написал оперу "Староста Борис Петрович", "Эпизод 1812", оперу "Эмма" и оперетту Барбара. К сожалению, оперы Львова, как и другие его светские произведения, полностью забыты. Львов-виртуоз и Львов-композитор светской музыки настолько затмил Львова-композитора и церковно-певческого деятеля, что вошел в историю русской музыкальной культуры только как духовный композитор и автор государственного гимна.

В 1861 году Алексей Федорович Львов был произведен в чин обер-гофмейстера, а также покинул пост директора Капеллы по состоянию здоровья. В 1867 году он окончательно навсегда оставляет занятия музыкой и уезжает сначала за границу, а затем в свое римское имение под Ковно, где и умирает 16 (28) декабря 1870 года.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

В немецко-петербургский период партесное пение получило дальнейшее развитие. Алексей Фёдорович Львов внес в партесное пение немецкий порядок и красоту. В наше время каждый церковный хор использует такой вид пения. Все реже я встречаются другие направления церковного пения.

Хор Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), исполняя богослужебные партесные песнопения, старается вбирать самые лучшие традиции этой и других эпох. Семинарский хор также ведет миссионерскую деятельность, исполняя богослужебные песнопения на различных мероприятиях, в школах и других учебных заведениях, а семинаристы посещают с миссионерской поездкой дальние регионы нашей страны, где также исполняют богослужебные песнопения в храмах на службе. Преподаватель церковного пения в семинарии тщательно отбирает хористов, а те, кто по какой-то причине не владел своим голосом и достаточным количеством знаний, получает возможность раскрыть в себе этот дар Божий. В хоре существует преемственность поколений хористов: абитуриенты, отобранные для хорового послушания, равняются и прислушиваются к правильному пению старшекурсников, которые, в свою очередь, с первых дней учебы также вторили лучшим певцам и регентам семинарских хоров, которые на службах звучат антифонно, на 2 лика. При хоре существует своя школа пения: изучения гласовых (тропарей, стихир, ирмосов, прокимнов), богослужебных и требных песнопений. Семинаристы на спевках изучают произведения для богослужений, проходят курс теории и практики хорового сольфеджио, получают начальные знания для дальнейшего участия в богослужении в качестве хористов и регентов. Хор ведет свою миссионерскую работу: выступает перед школьниками, студентами и жителями Белгородской и других областей Российской Федерации. Сводный хор "Благовест" под руководством доцента кафедры музыкального образования БГИИК, кандидата педагогических наук, преподавателя церковного пения БПДС, обладателя гран-при первого Международного конкурса "Поющее Белогорье" Химич Маргариты Дмитриевны с 2015 года является неоднократным лауреатом международных конкурсов и фестивалей, получает высокие оценки и лидирующие места в различных международных конкурсах, принимают участие в различных мероприятиях и радует прихожан в семинарском храме. Находясь на богослужении, всегда приятно слышать упорядоченное, гармоничное и красивое обновленное партесное пение. Семинарский хор не стоит на месте, а с каждым днем наращивает багаж знаний различных церковных песнопений, шлифует талант, поднимая свой профессиональный уровень.

- влияние композиторов и церковных деятелей немецко-

петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

204

Библиография

1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской православной церкви, том I. - М: ПСТБИ, 2004.-490 с.

2. Трубин, Н.Г. Духовная музыка [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних музыкально-педагогических учебных заведений / Трубин Николай Григорьевич. - Смоленск: Смядынь, 2004. - 229 с.

3. Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. - М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.-240 с.

влияние композиторов и церковных деятелей немецко-петербургского периода на историческое развитие богослужебного пения руси

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.