21. Ганстер Д.С., Фузилеры М.Р Контроль на рабочем месте. Международный обзор промышленной и организационной психологии. 1989: 236 - 280.
22. Джонсон М., Ледбеттер Л. Роль преподавателей в общем процессе принятия решений в школе: критические точки зрения. Документ, представленный на ежегодном заседании американской научно-педагогической Ассоциации, Атланта, США. 1993.
23. Паркер Майк и Джейн Слотер. Союз и управления стрессом. Расширение возможностей и эксплуатации в мировой автомобильной промышленности. Детройт: Уэйнский Университет пресс, 1995: 41 - 53.
24. Ландсбергис А.П., Кэхилл Дж. Влияние бережливого производства и связанное с ним Новые системы организации труда и здоровье работника. Журнал о профессиональной психологии здоровья. 1999; 4 (2): 108 - 130.
References
1. Adler N. Vvedenie. V Fisher, Miha'eli N (redakciya). Izmeneniya i sovershenstvovaniya sistemy obrazovaniya: 'esse. lerusalim, 2010.
2. Bl'ez Zh. 'Effektivnoe uchebnoe rukovodstvo uchitelyam o principah prodvizheniya prepodavaniya i obucheniya v shkolah. Vestnik obrazovaniya. 2000; 38 (2): 130 - 141.
3. Lokk A.E., Shvajger D.M. Uchastie v reshenii. Issledovaniya v oblasti organizacionnogo povedeniya. 1979; 1: 265 - 339.
4. Shahar N. Posledstviya izmeneniya proektom shkoly na udovletvorennost' uchitelej svoim trudom vospriyatie trudnostej obucheniya. Obuchenie i vospitanie. 1997; 13: 43.
5. Vinkler D. Vyyavlenie vliyaniya decentralizacii obrazovaniya na kachestvo obrazovaniya. Vashington, okrug Kolumbiya: obrazovatel'naya programma po uluchsheniyu kachestva 2, agentstvo SShA po mezhdunarodnomu razvitiyu (AMR SShA). Akademiya razvitiya obrazovaniya, 2005.
6. Ko'en Zh. Svyaz' decentralizacii i shkoly po povysheniyu kachestva. Akademiya razvitiya obrazovaniya SShA, 2004.
7. Dzhemison, E., Dzhemison. Vliyanie kachestva obrazovaniya na rost dohodov i snizhenie smertnosti. 'Ekonomika obrazovaniya 2007, (26) 6: 758 - 770.
8. Gaziel G. Samoupravlyaemaya shkola: teoriya, issledovaniya ipraktika. Ramota: Tel'-Avivskij Universitet, 2002.
9. Shahar H. & Magen-nagar N. Uchastie v prinyatii reshenij i chuvstvo avtonomii i stepeni udovletvorennosti pedagogov, kommentarij v upravlenie i organizaciyu obrazovaniya. 2010.
10. Chabb Dzh. Dolzhen li rynok kontrolirovat' obrazovatel'nyj process prinyatiya reshenij? Amerikanskie Politicheskie Nauki: obzor; 1998, Jun 90, ch. 84; Vypusk 2.
11. Ndo A., Miran M. Posledstviya shkol'nogo upravleniya. Mezhdunarodnyj zhurnal obrazovaniya Administracii. 2006; (20) 2: 126 - 116.
12. Apodaka-Taker M. Na baze shkoly menedzhmenta: vzglyad iz gosudarstvennyh i chastnyh nachal'nyh shkol. Analiz Obrazovatel'noj Politiki Arhivov, 10 (23). Available at: http://epaa.asu.edu/epaa/ v10n23.html. 2002
13. Roznozer N., Shimron S. Delegirovanie polnomochiji vozmozhnostej. Centr Haim Zipri obschinnogo obrazovaniya, kompaniya obschinnyh centrov v Izraile LTD, 2000.
14. Peters. Politika obrazovaniya, blagosostoyanie i yazyk rynka. Avstralijskij Issledovatel' v oblasti obrazovaniya. 2002, (27) 2: 63 - 86.
15. Shahar N. Posledstvij izmeneniya proekta shkoly na udovletvorennost' uchitelej svoim trudom i svoim vospriyatiem trudnosti obucheniya. Obuchenie i vospitanie. Uchitel'. 1997; 13: 43 - 57.
16. Lam S.S. K., Chen h. P. Podhody k kollektivnomu vzaimodejstviyu i rabotosposobnosti rabotnikov v raznyh kul'turah. Akademicheskij zhurnal menedzhmenta. 2002; Vyp. 45: 905 - 914.
17. Tejlor L.D. Uchastie pedagoga v prinyatii reshenij. Obrazovatel'naya ocenka i strategicheskij analiz. 1994; 16: 302 - 319.
18. Leitvud K. Vliyanie transformacionnogo liderstva na organizacionnye usloviya i vzaimodejstvie studenta s uchebnym zavedeniem. Zhurnal Upravlenie obrazovaniem. 2000; 38 (2): 112 - 129.
19. Marks M.H. & Luis S.K. Vprave li uchitel' povliyat' na zanyatiya? Posledstviya vliyaniya pedagoga na uchebnuyu praktiku i uspevaemost'. Obrazovatel'naya ocenka i strategicheskij analiz. 1997; 19 (3): 245 - 275.
20. Elboim - Dror R. Tri shkoly v menedzhmente i teorii upravleniya. Teoriya i ee primenenie vobrazovanii. lerusalim: Evrejskij Universitet, 1987: 63 - 80.
21. Ganster D.S., Fuzilery M.R. Kontrol' na rabochem meste. Mezhdunarodnyj obzor promyshlennoj i organizacionnoj psihologii. 1989: 236 - 280.
22. Dzhonson M., Ledbetter L. Rol' prepodavatelej v obschem processe prinyatiya reshenij v shkole: kriticheskie tochki zreniya. Dokument, predstavlennyj na ezhegodnom zasedanii amerikanskoj nauchno-pedagogicheskoj Associacii, Atlanta, SShA. 1993.
23. Parker Majk i Dzhejn Sloter. Soyuz i upravleniya stressom. Rasshirenie vozmozhnostej i 'ekspluatacii v mirovoj avtomobil'noj promyshlennosti. Detrojt: U'ejnskij Universitet press, 1995: 41 - 53.
24. Landsbergis A.P., K'ehill Dzh. Vliyanie berezhlivogo proizvodstva i svyazannoe s nim Novye sistemy organizacii truda i zdorov'e rabotnika. Zhurnal o professional'noj psihologii zdorov'ya. 1999; 4 (2): 108 - 130.
Статья поступила в редакцию 28.11.16
УДК 37.02
Zueva T.N., senior teacher, Novosibirsk Institute of Training and Further Training of Specialists in Education (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF COMPLEX EXPERIMENTAL WORK ON FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF PRESCHOOL CHILDREN. The article shows that an early use of socio-pedagogical flexibility ensures the timely and effective development of mental and physical work of children based on innovative integrated work in a kindergarten. The work establishes measuring of the influence of the applied traction mode on the studied parameters in connection with the age, sex and individual characteristics of children. Thus, specific values are determined by morphological and functional and motor activity. The author explores ways of solution of the problem of speech disturbances (in 68-70% of cases) of preschool children aged from 4 to 7. In other words, it shows the effectiveness of the complex socio-pedagogical work in accordance with the sensitive period of development of certain motor characteristics in the first period of childhood.
Key words: innovative complex work, model of physical activity, physical education of children of preschool age, psychophysical readiness.
Т.Н. Зуева, ст. преп., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье показано, что раннее применение социально-педагогической гибкости обеспечивает своевременное и эффективное развитие психофизических показателей детей на базе инновационной комплексной работы в условиях детского сада. Установлена мера влияния примененных двигательных режимов на изучаемые показатели в связи с возрастом, полом и индивидуальными особенностями детей. Так, определены конкретные величины морфофункциональных и двигательных
показателей; кроме этого выявлена степень решения проблемы речевых нарушений (в 68-70% случаев) дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет. Другими словами, показана эффективность комплексной социально-педагогической работы, согласованной с сенситивными периодами развития определенных двигательных качеств в период первого детства.
Ключевые слова: инновационная комплексная работа, модели двигательной активности, физическое воспитание дошкольников, психофизическая подготовленность.
В дошкольном воспитании последних десятилетий специалисты отмечают рост числа детей, имеющих различные проблемы, в их числе узкий диапазон двигательных действий, снижение объема двигательной активности и физической подготовленности, нарушения речи и другие. Преодоление взаимосвязанных нарушений (двигательных, соматических, психоэмоциональных, речевых) зависит от ранней профилактики, включающей здоровье формирующую работу в условиях детского сада [1, с. 33 -35]. Поэтому важно точно знать какое влияние, в частности, на физическую и функциональную подготовленность детей оказывает комплексная социально-психологическая, логопедическая и педагогическая работа в условиях дошкольного учреждения.
Цель исследования - определить влияние комплексной опытно-экспериментальной работы на функциональную и физическую подготовленность дошкольников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, документированных материалов и речевых карт, психолого-педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, опытно-экспериментальная работа (ОЭР). Полученные данные изучены методами математической статистики с помощью прикладной программы Excel.
Организация ОЭР и контингент. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) № 455, 414 города Новосибирска являются ведущими учреждениями по внедрению инноваций в физическое воспитание дошкольников (ФВД) и реализуют несколько новаторских программ, включающих комплексную физкультурно-оздоровительную работу в условиях детского сада. На базе этих ДОУ более десяти лет нами осуществляется ОЭР с использованием инновационного направления в физическом воспитании и специального оборудования. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы и образовательного процесса для всех воспитанников определяются традиционной и инновационной программами в этих ДОУ. В качестве инновационной составляющей процесса ФВД применяется авторская программа «Альпинёнок» [2, с. 40 - 43]. Программа разработана
для детей среднего (4 - 5 лет) и старшего (5 - 7 лет) дошкольного возраста, прошла апробацию и применяется в ФВД. Данная программа предусматривает использование скалолазных стендов в ФВД и других формах в режиме дня. В соответствии с программой опытно-экспериментальные занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в специализированных группах (СГ). В течение учебного года запланировано и проводится 38таких занятия с использованием оборудования для лазания. Конструкция ска-лолазного стенда представлена: «скалодромом» (деревянные модули, имеющие различные вариации рельефа и конфигурацию (вертикальный, нависающий и с отрицательным уклоном), «стенолазом» (простая конструкция, состоящая из деревянных брусков с углублениями, которые закреплены на стене горизонтально, вертикально и ступенчато). Данное оборудование смонтировано в соответствии с правилами техники безопасности, оснащено по требованиям санитарных норм и установлено в физкультурном зале ДОУ. В содержание физкультурных занятий на «стенолазе» и «скалодроме» включены прикладные упражнения в лазанье, комбинированные перемещения, игры, свободное лазанье, выполнение специальных упражнений на месте и в движении, лазанье по временному отрезку. В других формах занятий в режиме дня детей так же используются специальные упражнения в лазании: свободное лазание, лазание с элементами на сложность, по времени, ориентирование по маршруту, подвижные игры, элементы соревнования и другое. Дополнительно нами включены ежедневные свободные передвижения на «стенолазе» и спортивное занятие по «скалолазанию». Охвачено медико-педагогическим обследованием 719 детей (дети являются воспитанниками ДОУ № 455) в возрасте 4 - 7 лет: дети СГ с нарушениями речи (356 чел.: 208 мал. и 148 дев.) и общеобразовательных групп (ОГ) с нормой развития (363 чел.: 189 мал. и 174 дев.). Дети принимали участие в ОЭР в цикле ряда учебных лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных выявил следующее. При 12-часовом пребывании детей в ДОУ учебные занятия в СГ составляют 50,3%, в ОГ - 51,0%;
Таблица 1
Соотношение ОДА, учебных занятий и отдыха
Виды деятельности Возраст, лет
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
6 группа СГ, % 9 группа ОГ, % 11 группа СГ, % 4 группа ОГ, % 12 группа СГ, % 4 группа ОГ, %
Сон 16 16 16 16 16 16
Организованная ДА 43 40 26 33 27 33
Учебные занятия 41 44 58 51 57 51
Таблица 2
Модели двигательной активности дошкольников СГ и ОГ
Периоды, циклы Формы двигательной активности Соотношение формы двигательной активности и времени пребывания в ДОУ (12 часов), %
СГ ОГ
Ежедневно Утренняя гимнастика 1,38 1,38
Физкультминутка 0,69 0,69
Игры на прогулке 12,5 12,5
В недельном цикле Подвижные игры 4,16 4,16
Учебные занятия по физической культуре 4,16 4,16
Экспериментальное занятие по физической культуре 4, 16 -
Занятия лечебной гимнастикой 4,16 4,16
Ритмика 3,16 3,16
Логоритмика 4,16 4,16
Музыкальные занятия 4,16 4,16
Месячный цикл Физкультурный досуг, праздники, соревнования 8,3 8,3
Таблица 3
Динамика показателей пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе)
Циклы учебных лет Показатели измеряли в сек. 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Приросты, % Приросты, % Приросты, % Приросты, % Приросты, % Приросты, %
1 год На вдохе 10,9 11,3 8,8 7,6 31,8 21,9
На выдохе 32,5 43,3 29,2 11,9 2,2 7,2
Частота дыхания, к-во/ 1 мин -6,9 -7,4 -2,8 -4,3 -2,5 -4,2
2 год На вдохе 4,2 3,7
На выдохе 21,1 14,3
Частота дыхания, к-во /1 мин -14,1 -12,5
3 год На вдохе 10,6 16,5
На выдохе 12,5 20,7
Частота дыхания, к-во /1 мин +2,9 -0,8
4 год На вдохе 35,2 15,0 14,7 3,3 23,2 8,1
На выдохе 26,1 59,3 1,8 30,0 5,7 13,0
Частота дыхания, к-во /1 мин +9,7 +7,4 +8,3 +36,4 -4,6 -1,0
организованная двигательная деятельность (ОДА) в СГ и ОГ колеблется в диапазоне от 26% до 43% в режиме дня ДОУ. Выявлена тенденция снижения объема движений в связи с увеличением возраста дошкольников: данное соотношение у возрастов 4 - 5 лет практически равнозначное, а возрасте от 5 к 7 годам объем ОДА снижается (табл. 1).
Анализ модели двигательной активности детей показал следующее (табл. 2).
Двигательная деятельность, организованная традиционно, составляет в среднем 2,6 часа, а использование специального оборудования для лазания увеличивает объем ОДА еще на 20 минут в день. В недельном цикле проводится 1 экспериментальное физкультурное занятие (30 мин) по «скалолазанию» (в год 38 часов), что увеличивает объем двигательной активности примерно на 1/3 в недельном цикле.
Ниже представлены результаты измерений морфофункци-ональных и двигательных показателей, полученные в 1-ый год организации ОЭР (в возрасте детей 4 г. - 1 обсл.) и на 4-ый год внедрения ОЭР (в возрасте детей 7 л. - 2 обсл.). Результаты обследования данных показателей детей СГ двух выпусков показывают, что за три года наибольшие приросты произошли в развитии двигательных качеств - сила в диапазоне от 46,5 до 80,0%, скоростно-силовых от 27,7 до 45,3%, скорости от 3,6 до 33,7%, равновесии от 25,0 до 210,0% и ловкости от 10,7 до 16,3%. Показатели физического развития в ОГ и СГ имели положительную динамику.
Анализ результатов функциональных проб показал следующее (табл. 3). Колебания величин приростов в возрасте 4-5 лет происходили в границах от 6,9 до 43,3%; в 6-7 лет - от 2,5 до
Библиографический список
31,8%; в 5-6 лет - от 2,8 до 29,2%; при этом темпы улучшения показателей дыхания у девочек часто оказывались выше, чем у мальчиков.
Установлена положительная динамика изучаемых признаков и в течение лет проведения ОЭР Величины приростов здесь нарастали от 1-го ко 2-му и 3-му годам проведения ОЭР и колебались в диапазоне от 1,0 до 59,3%. Максимальные темпы улучшения показателей дыхания фиксированы у детей 4 - 5 лет на 3-4-ий год применения ОЭР (табл. 3). Динамические изменения (данные по диагонали от 2-го до 4-го года ОЭР) показывают устойчивый рост величин приростов: они имеют большие величины у мальчиков (в возрасте 4 - 5 и 6 - 7 лет), чем у девочек. То есть установлено, что два сравниваемых двигательных режима (традиционный и ОЭР) по-разному оказали влияние на показатели детей в связи с полом и дополнительностью влияния ОЭР
Выявлено, что раннее применение социально-педагогической гибкости на базе комплексной физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей, частью которой является увеличение доли упражнений лазанья, обеспечивает положительное влияние на развитие морфофункциональных, двигательных показателей и решение проблемы речевых нарушений дошкольников в 68-70% случаев [3, с. 6]. Определено, что эффективность ФВД детей зависит от совокупности факторов и условий (внутренних и внешних), и показана необходимость комплексной физкультурно-оздоровительной работы, а так же учета ряда других признаков: пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, связанных с индивидуально-типологическими особенностями детей уже на этапе первого детства.
1. Горбунов С.А., Горбунов С.С. Реализация инновационных подходов в системе физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2010; 5: 33 - 35.
2. Зуева Т.Н. Организация двигательной активности детей и ее вариативный компонент как экспериментальная часть. Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.С. Пирусского. Томск, 2010; 40 - 43.
3. Зуева Т.Н., Додонова Л.П. Влияние комплексной физкультурно-оздоровительной работы на динамику нарушений речи дошкольников. Теория и практика физической культуры. 2014; 3: 64.
References
1. Gorbunov S.A., Gorbunov S.S. Realizaciya innovacionnyh podhodov v sisteme fizicheskogo vospitaniya. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2010; 5: 33 - 35.
2. Zueva T.N. Organizaciya dvigatel'noj aktivnosti detej i ee variativnyj komponent kak 'eksperimental'naya chast'. Fizicheskaya kul'tura, zdravoohranenie i obrazovanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj pamyati V.S. Pirusskogo. Tomsk, 2010; 40 - 43.
3. Zueva T.N., Dodonova L.P. Vliyanie kompleksnoj fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty na dinamiku narushenij rechi doshkol'nikov. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014; 3: 64.
Статья поступила в редакцию 28.11.16