Научная статья на тему 'Влияние количества обучающихся на эффективность затрат на дистанционное образование в вузе (на примере университета «Дубна»)'

Влияние количества обучающихся на эффективность затрат на дистанционное образование в вузе (на примере университета «Дубна») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУММАРНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Е.А., Васюкова Е.А.

Исследуются сложный и не всегда однозначно определенный в своем содержании механизм дистанционного образования (ДО) и обучения, а также особенности его внедрения и экономически эффективного использования для достижения целей всеобщего доступного образования граждан. Актуальность заявленной темы обуславловается востребованностью ДО в современном российском обществе и недостаточным научным исследованием экономических основ данной сферы общественных отношений в литературе. Проведена оценка влияния количества обучающихся на эффективность затрат на ДО на примере университета «Дубна», дан сравнительный анализ затрат различных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомова Е.А., Васюкова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А Number of Students Influence on the Efficiency of Costs for Distance Education (for the «Dubna» University)

The research object is complex mechanism of distance education and self-education. The peculiarities of its introduction and economic efficient using are discussed. The theme is urgent because of distance education necessity in modern Russia and insufficient study of economic bases of distance education in literature. А number of students influence on the efficiency of costs for distance education for the «Dubna» University is estimated. The cost analysis for different education forms is given.

Текст научной работы на тему «Влияние количества обучающихся на эффективность затрат на дистанционное образование в вузе (на примере университета «Дубна»)»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА

ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА

ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ

НА ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ

(на примере университета «Дубна»)

Е.А. Пахомова, Е.А. Васюкова

Исследуются сложный и не всегда однозначно определенный в своем содержании механизм дистанционного образования (ДО) и обучения, а также особенности его внедрения и экономически эффективного использования для достижения целей всеобщего доступного образования граждан. Актуальность заявленной темы обуславловается востребованностью ДО в современном российском обществе и недостаточным научным исследованием экономических основ данной сферы общественных отношений в литературе. Проведена оценка влияния количества обучающихся на эффективность затрат на ДО на примере университета «Дубна», дан сравнительный анализ затрат различных форм обучения.

Ключевые слова: эффективность, дистанционное образование, суммарные издержки.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационное развитие является единственной возможностью для России занять в мировом экономическом пространстве XXI в. достойное место. Но оно требует увеличения интеллектуального потенциала страны, а значит, повышения возможностей доступа граждан к образованию.

Этому способствует дистанционное образование (ДО).

Ряд авторов, работающих в интересующей нас области, различают понятия «обучение» и «образование» (Андреев, 2004; Агапонов, 2003; Богданова, Федосеев, 2005; Вудли, Кирквуд, 1998; Грачев, Минзов, 1999; Егоршин, Кручинин, 2000). Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков; образование - это результат обучения личности (Андреев, 2004).

Дистанционное обучение - это способ обучения, при котором преподаватель и обучающиеся пространственно находятся в различных местах (Андреев, 2004). Исторически дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако в наше время это не просто самостоятельная работа учащегося с литературой и выполнение контрольных заданий; обучение использует аудио-, видео- и компьютерные системы (Агапонов, 2003), в образовательном процессе применяются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных технологиях. Таким образом, дистанционное образование - особая форма, сочетающая элементы очной, очно-заочной, заочной форм обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа (Андреев, 2004).

Дистанционные образование и обучение тесно связаны: образование - это процесс передачи знаний (за него ответствен преподаватель и учебный центр), а обучение - это процесс получения знаний (за него ответствен обучающийся) (Егоршин, Кручинин, 2000).

Основу дистанционного образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также лично (Околелов, 2004).

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КРИТЕРИИ

Под экономической эффективностью затрат на ДО, согласно (Виленский, Лившиц, Смоляк, 2008), мы будем понимать категорию, в денежной форме отражающую соответствие результатов и затрат целям и интересам участников. Оценка производится с точки зрения одного из участников образовательного про-цеса - вуза, на примере университета «Дубна», расположенного в г. Дубна Московской области.

Для анализа экономической эффективности затрат на ДО университета «Дубна» в работе были использованы следующие исходные данные:

• смета на организацию образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий (прил. 1);

• калькуляция на предоставление образовательных услуг по очной форме обучения (прил. 2);

• калькуляция на предоставление образовательных услуг по заочной форме обучения (прил. 3).

Экономическая эффективность затрат на ДО исследуется по следующим направлениям:

1) анализ безубыточности предоставления образовательных услуг;

2) оценка нормы рентабельности;

3) сравнение стоимости дистанционного обучения и других форм обучения.

НАХОЖДЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Для анализа безубыточности необходимо организовать учёт затрат по следующим группам:

• постоянные издержки;

• переменные издержки.

Постоянные издержки (FC, fixed cost) -издержки, не изменяющиеся в зависимости от числа обучающихся. Переменные издержки (VC, variable cost) - издержки, меняющиеся пропорционально числу обучающихся (Гальперин, Игнатьев, Моргунов, 2002).

Желательным является если не прибыльность, то по крайней мере безубыточность проекта. Определенная совокупная сумма затрат на предоставление образовательных услуг сравнивается с результатами работы (выручкой от их реализации). Количество обучающихся, при котором достигается равенство затрат выручке, соответствует точке самоокупаемости (рентабельности, равновесия). Она показывает, что при данном количестве обучающихся деятельность становится рентабельной (Камаев, 2003). Точка безубыточности (break-even point) - уровень предоставляемых услуг, при котором величина издержек равна выручке. Начиная с этой точки образовательное учреждение получает прибыль. Иногда точку безубыточности называют мертвой точкой или порогом рентабельности, так как продажи ниже этой точки ведут к получению убытков, а продажи выше точки безубыточности приносят прибыль (Ковалев, 1997).

Найдем точку безубыточности по данным приложения 1:

Bep =

FC p - VC'

где FC - постоянные затраты; VC - переменные затраты; p - цена единицы продукции. Подставим числовые данные:

Вер = (47 520,00 + 288 000,00 + 87 906,24 + +25 000,00 + 50 000,00 + 83 673,94): : (18 000,00 -1650,00) « 35,60.

Таким образом, ДО в университете «Дубна» будет безубыточным при количестве студентов в 36 человек.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важными показателями экономической эффективности работы организации являются относительные показатели - рентабельность, прибыльность, доходность и т.п., раскрывающие, сколько рублей прибыли приходится на один рубль вложенного в организацию капитала (Ионова, Селезнева, 2006).

Рассчитаем следующие показатели рентабельности для группы обучающихся в 36 человек.

• Рентабельность услуг (Я)):

Л =-100%.

1 N

р

где Рр - прибыль от реализации; ^ - выручка от реализации. Подставим данные исследования:

Л = 648 000,00 - 641500,18 - юо% =

1 648 000,00

Таким образом, при наборе студентов в 36 человек рентабельность оказываемых услуг составляет 1,003%. Однако желательно, чтобы уровень рентабельности составил не менее 25% (Ионова, Селезнева, 2006).

Найдем число обучающихся, которое необходимо набрать для удовлетворения данного показателя рентабельности:

0,25 = (18 000х-582100,18-194,4х--55,6 х - 416,6 х -150 х - 833,3х)/ 648 000, х = 45,5.

Таким образом, чтобы обеспечить 25%-й уровень рентабельности оказываемых услуг, необходимо набрать 46 человек.

• Аналогично определим рентабельность основной деятельности (Я2):

Л = ТС • 100%,

где Рр - прибыль от реализации; ТС - затраты на оказание образовательных услуг.

_ _ 648 000-641500,18 __

_-641500,18--100/°_ 1'°13/о'

Таким образом, при наборе студентов в 36 человек рентабельность основной деятельности составляет 1,013%.

Желательно, чтобы уровень рентабельности составил не менее 25% (Ионова, Селезнева, 2006).

Найдем число обучающихся, которое необходимо для удовлетворения данного показателя рентабельности:

0,25 _(18 000х — 582100,18-194,4х--55,6 х - 416,6 х-150 х - 833,3х)/641500,18, х _ 45,4.

Таким образом, чтобы обеспечить нормальный 25%-й уровень рентабельности основной деятельности, необходимо набрать 46 человек.

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ЗАТРАТ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

На основе представленных в приложениях 1-3 данных проведем сравнительный анализ затрат по различным формам обучения. Для начала сопоставим затраты всех

форм обучения в расчете на 36 обучающихся (табл. 1).

При 36 обучающихся затраты на дистанционную форму обучения превосходят затраты на заочную форму в 1,03 раза, что составляет разницу в 21 436,18 р., и меньше затрат на очную в 2,88 раза, что составляет разницу в 1 206 451,9 р.

Теперь сопоставим затраты всех форм обучения в расчете на 46 обучающихся (табл. 2).

При 46 обучающихся затраты на дистанционную форму обучения меньше затрат на заочную форму в 1,24 раза, что составляет разницу более 150 тыс. р., и меньше затрат на очную в 3,68 раза, что составляет разницу более 1,7 млн р.

Снижение затрат в расчете на одного студента в дистанционной форме обучения происходит как за счет снижения неизменной части постоянных затрат, так и относительно небольшой доли переменных затрат в общей структуре затрат на ДО.

Расчеты показывают, что при числе обучающихся в 12 человек затраты на ДО равны затратам на очную форму обучения и составляют более 600 тыс. р. Затраты на ДО равны затратам на заочную форму обучения при числе обучающихся в 38 человек и составляют более 640 тыс. р. При числе обучающихся, равном 46 человек, затраты на дистанционное обучение равны 658 тыс. р., что значительно меньше душевых затрат на все иные формы обучения. Таким образом, очевидно, что эко-

Таблица 1

Сравнительный анализ затрат различных форм обучения в расчете на 36 человек

Показатель Очное* ** Заочное Дистанционное***

1 Прямые затраты на одного студента 32 084 11 566

2 Косвенные расходы на одного студента 19 248 5658

3 Итого расходов на одного студента 51 332 17 224 17 819,449

4 Число студентов 36 36 36

5 Итого расходов на 36 студентов 1 847 952 620 064 641 500,18

* См. приложение 2. ** См. приложение 3. *** См. приложение 1.

Таблица 2

Сравнительный анализ затрат различных форм обучения в расчете на 46 человек

Показатель Очное Заочное Дистанционное

1. Прямые затраты на одного студента 32 084 11 566

2. Косвенные расходы на одного студента 19 248 5658

3. Итого расходов на одного студента 51 332 17 224 14 304,351

4. Число студентов 46 46 46

5. Итого расходов на 46 студентов 2 361 272 792 304 658 000,18

номическая эффективность ДО растет с ростом числа обучающихся.

Анализ проведенных расчетов для числа обучающихся, при котором обеспечивается либо безубыточность ДО (36 чел.), либо показатели рентабельности ДО составляют не менее 25% (46 чел.), для различных форм обучения показывает, что для традиционных форм душевые затраты остаются постоянными (для очной 50,1 тыс. р. и заочной 17,0 тыс. р.), в то время как для ДО снижаются при увеличении числа студентов. Поэтому представляется, что экономическая эффективность ДО, возрастающая с ростом числа обучающихся, может служить ещё одним, экономическим аргументом в пользу распространения ДО в добавление к таким качествам ДО, как асинхронность (распределенность во времени и пространстве), непрерывность, особенно важном для масштабов России в условиях демографического спада.

Литература

Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование. 2004. № 4. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Проблемы дистанционного образования в России // Информатика и образование. 2005. № 3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

Теория и практика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2008.

Вудли А., Кирквуд А. Методы оценки в дистанционном образовании // Дистанционное образовании. 1998. № 1.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: Экономическая школа, 2002.

Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1999. № 3.

Гревилл Р. Затраты на дистанционное/открытое образование и их расчет // Дистанционное образование. 2002. № 4.

Егоршин А.П., Кручинин В.А. Емкость рынка и качество дистанционных образовательных услуг // Дистанционное образование. 2000. № 2.

Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. М.: ТК Велби, 2006.

Камаев В.Д. Экономическая теория. М.: Владос, 2003.

Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оленьков Д. Как измерить знания? // Вестник НАУФОР. 2006. № 4.

Околелов О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2004. №3.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 августа 2003 г. № 14-52-994ин/13 «О порядке формирования документов по государственным образовательным стандартам».

Полат Е.С. Дистанционное обучение: Организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1998. № 3.

Сеппо А. Анализ расходов и ценообразование в дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1998. № 4.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последними изменениями и дополнениями).

Рукопись поступила в редакцию 31.03.2008 г.

Приложение 1

Смета на организацию образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий

Приложение 2 Калькуляция на предоставление образовательных услуг по очной форме обучения

Постоянные затраты, р.

ППС - зарплата 47 520,00 330 • (94 ч + 50 ч)

Центр дистанционного образования (в том числе

затраты на подготовку учебно-методических

материалов, создание электронной библиоте-

ки, организацию связи, обучение ППС и т.д.) 288 000,00 12 мес. • 24 000

Начисления (26,2%) 87 906,24

Транспортные и командировочные расходы 25 000,00

Реклама 50 000,00

Расходы университета (15%) 83 673,94

Итого постоянные за-

траты 582 100,18

Переменные затраты, р.

Канцтовары 7000,00 194,4 р./чел.

Бумага 2000,00 55,6 р./чел.

Расходные материалы 15 000,00 416,7 р./чел.

Ведение личных дел, зачетки и дипломы 5400,00 150 р./чел.

Непредвиденные расходы 30 000,00 833,3 р./чел.

Итого переменные затраты 59 400,00 1650 р./чел.

ИТОГО ЗАТРАТЫ 641 500,18

Смета составлена из расчета 36 студентов.

Сумма

Наименование расходов на одного

студента, р.

Прямые затраты

Заработная плата 23 210,00

Прочие выплаты 232,00

Начисления на оплату труда 6081,00

Арендная плата за пользование

имуществом (бассейн) 1585,00

Увеличение стоимости материальных

запасов 976,00

Итого прямые расходы 32 084,00

Косвенные расходы

Заработная плата 7737,00

Прочие выплаты 77,00

Начисления на оплату труда 2027,00

Услуги связи 344,00

Транспортные услуги 864,00

В том числе:

наем транспорта 432,00

командировки 432,00

Коммунальные услуги 3726,00

Услуги по содержанию имущества 3145,00

В том числе:

вывоз и утилизация твердых бытовых

отходов 131,00

техническое обслуживание котельной 81,00

обслуживание домофонов 2,00

техническое обслуживание и

эксплуатация лифта 18,00

дератизация и дезинсекация 31,00

ремонтные работы 170,00

сервисное техническое обслуживание

копировально-множительной техники 47,00

прочие 2665,00

Прочие услуги 331,00

В том числе:

техническое обслуживание средств по-

жарной сигнализации 24,00

охрана университетского городка - Дубна 80,00

мойка автомобилей 29,00

юридические услуги 52,00

прочие 102,00

информационные услуги 44,00

Прочие расходы 997,00

Итого косвенные расходы 19 248,00

Прибыль 3968,00

Всего себестоимость, р. 55 300,00

Приложение 3 Калькуляция на предоставление образовательных услуг по заочной форме обучения

Сумма

Наименование расходов на одного

студента

Прямые затраты, р.

Заработная плата 9040,00

Прочие выплаты 90,00

Начисления на оплату труда 2368,00

Арендная плата за пользование имуще-

ством (бассейн) 0,00

Увеличение стоимости материальных за-

пасов 68,00

Итого прямые расходы 11 566,00

Косвенные расходы

Заработная плата 3013,00

Прочие выплаты 30,00

Начисления на оплату труда 790,00

Услуги связи 74,00

Транспортные услуги 451,00

В том числе:

найм транспорта 226,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

командировки 225,00

Коммунальные услуги 266,00

Услуги по содержанию имущества 941,00

В том числе:

вывоз и утилизация твердых бытовых

отходов 9,00

техническое обслуживание котельной 6,00

обслуживание домофонов 1,00

техническое обслуживание и эксплуата-

ция лифта 1,00

дератизация и дезинсекация 2,00

ремонтные работы 12,00

сервисное техническое обслуживание

копировально-множительной техники 3,00

прочие 907,00

Прочие услуги 24,00

В том числе:

техническое обслуживание средств по-

жарной сигнализации 2,00

охрана университетского городка - Дубна 6,00

мойка автомобилей 2,00

юридические услуги 4,00

прочие 7,00

информационные услуги 3,00

Прочие расходы 69,00

Итого косвенные расходы 5658,00

Прибыль 576,00

Всего себестоимость, р. 17 800,00

В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.