Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КАЧКИ СУДНА НА СОСТОЯНИЕ СНА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЫБАКОВ'

ВЛИЯНИЕ КАЧКИ СУДНА НА СОСТОЯНИЕ СНА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЫБАКОВ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КАЧКИ СУДНА НА СОСТОЯНИЕ СНА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЫБАКОВ»

Из практики

УДК 613.68:812.886.21-07:612.821.7

В. А. Скрупский

ВЛИЯНИЕ КАЧКИ СУДНА НА СОСТОЯНИЕ СНА И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЫБАКОВ

НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва

Необходимой предпосылкой сохранения устойчивой работоспособности и здоровья экипажей в длительных рейсах являютс-я оптимальные условия сна и отдыха на судне. Однако условия сна человека в море существенно отличаются от береговых. Основным, наиболее важным отличием, являются изменения положения тела человека на койке во время качки судна.

Изучая количественные характеристики ускорений, возникающих при качке, многие авторы [1, 2, 5] установили, что угловые ускорения в направлении нос — корма при движении судна носом на волну во время жестокого шторма составляют 1—2°/с2, а линейные в направлении гравитационной составляющей — 0,22 g. При движении лагом к волне угловые ускорения в направлении борт—борт составляют 3— 5 град/с2, а линейные — 0,18—0,2 ц. Кроме интенсивных вестибулярных воздействий, вызывающих у некоторых членов экипажа морскую болезнь [1, 2], спящий человек смещает тело по отношению к койке. При многодневном шторме по мере уменьшения симптомов морской болезни все более проявляется отрицательное действие качки на сон. В условиях длительной и беспрерывной качки у большинства членов экипажа сон нарушен, а у некоторых лиц расстройства сна становятся основной причиной развития астенического состояния [4].

Во время сна в условиях судна тело человека описывает сложные траектории колебаний относительно линии горизонта и койки, которые можно подразделить на колебания, происходящие вдоль и поперек оси тела. Угловые колебания, направленные вдоль тела горизонтально лежащего человека, приводят к изменению положения головного и ножного конца койки, смещению в такт качке внутренних органов, что субъективно более неприятно, чем при поперечных смещениях тела. Воздействие гравитационных ускорений и антиортостатического положения тела на гемодинамику мозга приводит к затруднению венозного оттока из полости черепа и атонии сосудов мозга, если воздействие продолжается длительно [3, 6, 7]. Судовая качка по своим параметрам отличается от ускорений, воспроизведенных в указанных работах в модельных условиях, и

действие ее длительное, поэтому изучение влияния на организм человека знакопеременных ускорений в натурных условиях становится весьма актуальным. Однако данных о неблагоприятном влиянии качки на состояние сна и процессы восстановления показателей физиологических функций в литературе мы не нашли.

В связи с этим в длительных (175-суточных) рейсах, проходивших в низких (около 40°) широтах и характеризовавшихся значительным числом штормовых дней (в среднем 70 % от длительности рейса), проведены изучение неблагоприятного влияния качки на сон человека и поиск таких условий сна экипажа, при которых это влияние было бы минимальным. Для этого в каютах главной палубы средней части судна во время штормов 6—8 баллов по шкале Бофорта и при движении лагом к волне, когда судно испытывает бортовую качку, в течение 5—6 ч производилась регистрация качки. Разработанное нами устройство позволяло с помощью датчика инерционно-маятникового типа, помещенного на койках экипажа, разложить сложные колебания во время качки на две составляющие: колебания в направлении нос — корма и борт—борт. Рассчитывали средние угловые ускорения в градусах на 1 с2 вдоль тела (что соответствовало качке в направлении борт—борт при поперечном расположении спальных мест относительно продольной оси судна или качке в направлении нос — корма при продольном расположении спальных мест) и поперек тела горизонтально лежащего человека. Одновременно с записью качки на специально разработанном актографе, использующем принцип инвертирующего сумматора на операционном усилителе сигналов от 2 независимых тензодатчиков, регистрировали двигательную активность человека во время сна.

С целью физиологической оценки неблагоприятного воздействия качки в период сна обследован 41 мужчина в возрасте 27—35 лет со стажем работы на флоте от 3 до 9 лет однородной профессиональной группы, с одинаковым уровнем шума в каютах (50±3 дБ А) и режимом сна — бодрствования (ночным сном и ра-

Реограмма сосудов передней мозговой артерии (а) и дифференцированная реограм-

ма (б).

Сосудистая дистопия после сна в условиях периодических знакопеременных ускорений в направлении голова — ноги во время бортовой качки судна.

ботой в дневное время), что исключало воздействие этих факторов на сон.

В настоящее время на морских рыбопромысловых судах спальные места экипажа проектируются длинником как поперек (суда типа РТМС), так и параллельно (суда типа БМРТ) продольной оси судна, что обусловливает преимущественное воздействие качки в направлении вдоль и поперек тела соответственно. Поэтому в зависимости от условий сна, которые определялись степенью демпфирования спальных мест и их ориентацией относительно продольной оси судна, выделены 3 группы лиц: 1-я (15 человек)—спавшие на койках, установленных поперек продольной оси судна, 2-я (20 человек) и 3-я (6 человек)—спавшие на койках, установленных параллельно продольной оси судна, причем у лиц 3-й группы были подвесные койки.

До и после сна изучали показатели умственной работоспособности (тест с кольцами Лан-дольта), статической мышечной вынослизости при 75 % нагрузке от максимального усилия (кистевая динамометрия), мозговой гемодинамики (реоэнцефалография).

Наибольшие угловые ускорения (2,2± ±0,1 град/с2) в направлении вдоль тела в период сна во время качки судна были отмечены у лиц 1-й группы. При ориентации коек параллельно оси судна (у лиц 2-й группы) они были меньше— 1,3±0,12 град/с2, а у лиц 3-й группы, спавших на подвесных койках, еще меньше — 1,1 ±0,1 град/с2.

В направлении поперек тела угловые ускорения также оказались минимальными у лиц 3-й группы (0,5±0,05 град/с2) по сравнению с лицами 2-й (2,2±0,14 град/с2) и 1-й (1,1± ±0,1 град/с2) групп.

Соответственно условиям сна у рыбаков 1-й группы его характеристики были наихудшими: продолжительность засыпания была больше (20±2 мин), чем у лиц 2-й (8,7±0,8 мин) и 3-й (7,5±1,5 мин) групп, длительность спокойных промежутков сна у лиц 1-й группы — меньше (45±5,5 мин), чем у лиц 2-й (51±2 мин) и 3-й (81 ±4,5 мин) групп (Р^0,05).

Морфологический анализ рсоэнцефалограмм

у лиц 1-й группы показал разнонаправленное влияние периодических изменений положения тела на гемодинамику мозга. На рисунке представлен фрагмент реоэнцефалограммы одного из обследованных после сна при углорых ускорениях 2,2 град/с2, направленных вдоль тела, что иллюстрирует изменчивость сосудистого тонуса и венозного оттока из полости черепа. Ди-стоническая сосудистая реакция на воздействие качки в период сна часто сопровождалась жалобами на почти полное отсутствие сна, чувство разбитости, головную боль, мелькание му-шек перед глазами, желудочный дискомфорт и др.

После сна эффект отдыха, судя по восстановлению за время сна физиологических функций, у лиц 1-й группы не проявился. Так, показатели умственной работоспособности и мышечной выносливости после сна, наоборот, снизились на 13 и 10 % соответственно, степень мозгового кровенаполнения (реографический индекс)—на 25% по сравнению с исходными (до сна) при Рг^0,05.

У лиц 3-й группы при наименьших угловых ускорениях тела в период сна изменения физиологических показателей оказались более оптимальными. У представителей этой группы вследствие более благоприятных условий для ^ восстановления физиологических функций в процессе сна отмечалось после сна повышение умственной работоспособности на 7 % (при неизмененных показателях мышечной выносливости), увеличение кровенаполнения мозга (реог-рафического индекса) на 22 % по сравнению с исходным (Р^0,05).

У лиц 2-й группы по сравнению с 1-й и 3-й изменения физиологических показателей и сна носили промежуточный характер.

Выводы. 1. Расположение коек на судах перпендикулярно продольной оси судна вызывает во время бортовой качки максимальные угловые ускорения, направленные вдоль тела человека, что неблагоприятно отражается на объективной и субъективной характеристике ^ сна, снижает умственную работоспособность и мышечную выносливость, вызывает функцио-

нальные дистонические изменения мозговой гемодинамики.

2. Продольное расположение спальных мест сокращает интенсивность угловых ускорений, направленных вдоль тела, в 1,7 раза, а устройство подвесной койки параллельно оси судна — в 2 раза и дополнительно к этому снижает угловые ускорения в направлении поперек тела в 2,2 раза.

3. Положительный эффект от уменьшения неблагоприятного влияния качки на сон членов экипажа и физиологические функции организма показывает целесообразность и физиологическую оправданность оборудования коек судов длительного плавания устройствами против качки и предпочтительность ориентации спальных мест соответственно продольной оси судна.

Литература

1. Барнацкий В. Н. /'/Косм. биол. — 1981. — № 1, —С. 61.

2. Воячек В. И. II Военная отоларингология. — М., 1946.— С. 121—133.

3. Москаленко Ю. Е., Вайнштейн Г. Б., Касьян И. И. Внутричерепное кровообращение в условиях перегрузок и невесомости. — М., 1971. — С. 97—193.

4. Страхов А. П. Адаптация моряков в длительных океанских плаваниях. — Л., 1976. — С. 61—62.

5. De Wit G. //Acta oto-laryng. ;(Stockh.). — 1957, —Vol. 48. —P. 172—175.

6. Jenkner F. L. Rheoencephalography. A Method for the Continuous Registration of Cerebrovascular Changes.— Springfield, 1962.

7. Lifshitz К.Ц J. nerv. ment. Dis. — 1963. — Vol. 136. — P. 388-398.

Поступила 19.02.86

УДК 616.98:579.84]-022.369-084

М. С. Жарикова, И. П. Семенова, А. Т. Козлова

О ПРОФИЛАКТИКЕ ГОСПИТАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ВЫЗВАННЫХ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНОЙ МИКРОФЛОРОЙ

Московская областная санэпидстанция

Профилактика и борьба с госпитальными инфекциями в современных условиях находятся в центре внимания больничной гигиены. Как известно, в этиологии инфекций все больший удельный вес приобретает разнообразная гра-мотрицательная микрофлора, механизм распространения которой чаще всего связан с множественными контактно-бытовыми путями передачи [1—4, 7—14]. В связи с этим, помимо исследований воздуха, возрастает значимость исследований смывов с поверхностей аппаратуры и предметов обихода в стационарах. Однако в существующих методических документах [5, 6] недостаточно четко сформулированы основные направления исследований этих микроорганизмов. Самим понятием «бактерии группы кишечных палочек» (БГКП) не предусматривается выявление определенного микроорганизма, а также суммарной оценки энтеробактерий, поскольку исследования заканчиваются определением лишь ферментации глюкозы до кислоты и газа.

Практически не предусмотрена такая идентификация представителей так называемых «гра-мотрицательных неферментирующих бактерий» (ГНБ), хотя данные литературы свидетельствуют и о их возрастающей роли в возникновении различных заболеваний [2, 7—9, 12, 13]. Между тем сам факт повышения удельного веса определенного этиологического агента при профилактических обследованиях объектов окружающей среды стационаров может свидетельствовать о надвигающемся эпидемиологическом неблагополучии, предотвратить которое позво-

лило бы своевременное проведение комплекса целенаправленных мероприятий с учетом различий в механизме передачи инфекции [2, 11].

Установление частоты распространения конкретных микроорганизмов — возбудителей заболеваний — имеет значение и в связи с тенденциями к изменениям ведущей роли различных представителей грамотрицательной микрофлоры в этиологии госпитальных инфекций. Так, по нашим данным, за последние годы значительно снизилась заболеваемость госпитальным саль-монеллезом, синегнойной инфекцией. А изменения этиологической структуры требуют изменений как мер профилактики, так и в первую очередь методики самих исследований.

В связи с вышеизложенным целью данной работы являлось изучение характера грамотрицательной микрофлоры в смывах с объектов окружающей среды трех видов отделений больниц: родильных, хирургических и детских; выявление удельного веса каждого из представителей микробов семейства энтеробактерий (МСЭ) и ГНБ, а также общего количества обоих видов этих бактерий по сравнению со Staphylococcus aureus; определение состава микрофлоры, относящейся к БГКП, и установление значимости этого показателя для оценки частоты обнаружения МСЭ в целом.

Было проведено более 5400 исследований смывов с объектов окружающей среды и более 1200 анализов различных выделений у больных. В работе принимало участие 8 бактериологических лабораторий районных и городских санэпидстанций. Исследования проводили по единой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.