Научная статья на тему 'Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния'

Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глобенко Римма Рифкатьевна

В статье анализируются влияние и роль двигательной активности как главного компонента физической рекреации, на успешную адаптацию молодежи к условиям обучения в вузе, уровень физического и психологического здоровья и подчеркивается необходимость обязательного включения ее в специфические формы образовательного процесса и досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глобенко Римма Рифкатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния»

привел к хорошим результатам. Такая работа, несомненно, может пригодиться и другим школам, где есть инклюзивное образование. Преподаватели таких школ должны верить в каждого своего ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребенка ждут успехов и достижений, независимо от его национальности, принадлежности к той или иной культуре, языка, пола и способностей. В инклюзивной школе дети учатся и в дальнейшем находят применение своим знаниям. Инклюзивная школа очень важна, так как она способствует достижению успехов в обучении. Она помогает формировать общество, в котором будет оценена индивидуальность каждого человека.

Литература

1. Clough P. Routes to inclusion. In P. Clough & J. Corbett (Eds.), Theories of inclusive education: A students' guide (p. 1-33). London: Sage Publication Company, 2000.

2. Corbett J. & Slee R. An international conversation on inclusive education. In F. Armstrong, D. Armstrong & L. Barton (Eds.), Inclusive education: Policy, contexts and comparative perspectives (p. 133- 146). London: David Fulton, 2000.

3. Engestrom Y. Expansive learning at work: Toward an activity theoretical reconceptualization // Journal of Education and Work, 2001. № 14 (1). P. 133-156.

4. Waitoller F. R., Kozleski E. B. & Gonzalez T. (2016). Professional inquiry for inclusive education // Learning amidst institutional and professional boundaries. Journal of School Effectiveness and School Improvement, 2016. № 27 (1). P. 62-79.

Влияние качества физической рекреации студентов на уровень их физического развития и психоэмоционального состояния

Глобенко Р. Р.

Глобенко Римма Рифкатьевна / Globenko Rmma RiJkatievna - старший преподаватель, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал), г. Севастополь

Аннотация: в статье анализируются влияние и роль двигательной активности как главного компонента физической рекреации, на успешную адаптацию молодежи к условиям обучения в вузе, уровень физического и психологического здоровья и подчеркивается необходимость обязательного включения ее в специфические формы образовательного процесса и досуга.

Ключевые слова: физическая рекреация, двигательная активность, физическая подготовка, психоэмоциональное состояние, студент.

Введение

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», реализация мероприятий которой предусмотрена в два этапа (2013-2015 г. г. и 2016-2020 гг.), значительное место уделено профилактике заболеваний населения и формированию здорового образа жизни. Эти вопросы объединены в отдельную подпрограмму, что подчеркивает их приоритетность. Несомненно, особенно актуальны вопросы формирования здорового образа жизни для молодежи и, в частности, для студенчества, как передовой ее части. От физического и психического уровня здоровья будущих специалистов во многом зависит успешность их профессиональной подготовки и деятельности на благо общества и государства.

Цель работы

Целью работы является оценка влияния физической рекреации на уровень физического и психологического состояния (ФПС) студентов, с помощью методов анкетирования, тестирования, математической статистики, изучения и анализа литературных источников. В

исследовании принимали участие 23 студента группы ФК-11/21 (2015/2016 г. г. обучения) кафедры физической культуры (направление подготовки «физическая культура и спорт») Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал). Оценивался условный уровень ФПС в зависимости от уровня двигательной активности (ДА) учащихся.

Предмет исследования и анализ полученных результатов

Физическая рекреация — это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Таким образом, основной составной частью физической рекреации является двигательная активность (ДА). Под физической рекреацией (ФР) студентов необходимо понимать ДА с использованием средств физической культуры, спорта, туризма, а также организации активного отдыха [1] - [4].

Несмотря на то, что комплексных исследований и методик по обоснованию выбора средств, методов и форм организации занятий ФР со студентами крайне недостаточно, необходимо отметить, что в свете методологических оснований процесс организации ФР студентов кафедры Физической культуры имеет выверенную структуру. Его можно разделить на системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы [5 - 6].

Системный подход - это способ организации наших действий, охватывающий любой род деятельности, выявляющий закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При разработке структурно-функциональной модели организации ФР студентов необходимо руководствоваться следующими системными принципами: целостности, позволяющей рассматривать одновременно систему как единое целое и в тоже время как подсистему для вышестоящих уровней; структурности, позволяющей анализировать элементы системы и их взаимосвязь в рамках конкретной организационной структуры; иерархичности, то есть наличия множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Системный подход в разработке методики организации ФР студентов позволяет рассматривать ее как систему с множеством взаимосвязанных элементов. Результатом деятельности такой системы является повышение ДА студентов, позволяющей поднять уровень физического здоровья и физическую подготовленность.

Ответвлением системного анализа является деятельностный подход, сущность которого при организации ФР заключается в подборе содержания рекреационно-оздоровительных занятий, разработке путей оптимизации ДА. Процесс деятельности одновременно является и процессом формирования человеческих способностей.

Ориентация на личность, учет индивидуальных возможностей, способностей, интересов каждого студента при организации и проведении занятий с использованием средств ФР предусматривает реализацию личностно -ориентированного подхода. Этот подход предполагает рассмотрение ФР не только как средства укрепления здоровья и развития физических кондиций студента, но и как явления общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; как способа развития личности, обеспечивающего творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия со сверстниками.

Необходимо отметить также, что при организации ФР студентов кафедры Физической культуры, принимавших участие в исследовании, были учтены следующие специфические принципы: принцип добровольного участия, принцип гедонизма, принцип оздоровительной направленности, принцип учета особенностей профессиональной деятельности, принцип клубности.

При анкетировании студентам было предложено оценить качество их ФР через степень ДА, а также уровень физического и психоэмоционального состояния в разные периоды их обучения по условной десятибалльной шкале. При оценке уровня ДА требовалось учитывать, прежде всего, активность участия студента в спортивных мероприятиях

82

кафедры физической культуры, в соревнованиях и сборах, а также в общественной и социальной жизни университета.

При оценке физического состояния, требовалось учитывать личный уровень физической подготовки, физическую форму, результаты выполнения спортивных нормативов.

Психоэмоциональное состояние оценивалось методом тестирования, в том числе, с помощью теста исследования тревожности (опросник Спилберга). Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Результаты исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели уровней ДА и ФПС студентов в различные периоды обучения

Студент/условный уровень в семестре: 1-м /2-м /3-м /4-м Уровень ДА (качество ФР) Уровень физической подготовки Уровень психоэмоционального состояния

1 с. 2 с. 3 с. 4 с. 1 с. 2 с. 3 с 4 с 1 с. 2 с. 3 с. 4 с.

Ст.1 4 7 6 7 3 6 7 8 5 5 8 8

Ст.2 5 8 8 8 5 6 7 8 7 7 8 8

Ст.3 4 6 6 7 3 6 5 7 5 5 4 7

Ст.4 8 8 8 9 8 8 8 9 9 9 9 9

Ст.5 5 7 7 9 3 5 7 8 4 6 6 7

Ст.6 4 8 9 9 5 5 8 9 4 4 9 9

Ст.7 9 9 9 9 9 9 9 9 8 8 8 8

Ст.8 5 4 6 8 5 5 7 8 5 5 6 7

Ст.9 8 3 8 9 8 6 8 9 7 3 7 8

Ст.10 7 7 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Ст.11 3 5 7 8 3 5 7 8 4 5 9 9

Ст.12 4 5 6 7 4 6 8 8 4 7 7 8

Ст.13 8 9 9 9 8 8 9 9 8 9 9 9

Ст.14 7 7 8 8 7 7 7 9 8 8 8 10

Ст.15 3 3 5 5 3 4 5 6 5 5 5 5

Ст.16 5 6 6 7 5 7 7 8 5 4 4 4

Ст.17 6 7 7 8 5 5 8 7 5 5 7 7

Ст.18 4 7 7 8 5 7 7 7 7 7 6 8

Ст.19 5 6 7 7 5 5 5 5 5 5 5 5

Ст.20 6 5 7 8 5 6 8 8 5 7 7 8

Ст.21 7 7 8 9 8 8 8 8 7 8 8 8

Ст.22 6 6 6 6 7 7 8 8 8 7 7 9

Ст23 4 5 8 8 3 5 8 8 3 5 5 5

Средние величины исследуемых уровней по группе студентов приведены в таблице 2.

Таблица 2. Усреднённые значения уровней ДА и ФПС группы студентов в разные периоды обучения

Группа/условный уровень в семестре: 1-м /2-м /3-м /4-м Уровень ДА (качество ФР) Уровень физической подготовки Уровень психоэмоционального состояния

1 с. 2 с. 3 с. 4 с. 1 с. 2 с. 3 с. 4 с. 1 с. 2 с. 3 с. 4 с.

Гр. ФК-11/21 5,52 6,30 7,17 7,87 5,43 6,26 7,35 7,91 5,91 6,17 6,96 7,56

Из приведенных результатов исследования, несмотря на некоторую субъективность полученных данных, можно сделать следующие заключения:

1. Благодаря отработанным программам организации учебного процесса и досуга студентов по направлению подготовки «физическая культура и спорт»» на кафедре физической культуры КФУ им. В. И Вернадского СЭГИ (филиал) в 2015 - 2016 гг., заключающихся в критериальном

преобразовательном отношении к физкультурно-рекреационной практике, качество физической рекреации повышалось от семестра к семестру;

2. При этом прослеживается однозначная, прямо пропорциональная связь между уровнем двигательной активности студента (качеством рекреации) и уровнем его физического и психоэмоционального состояния. Выводы.

Таким образом, правильная организация физической рекреации студентов имеет направленность на достижение полезных для организма приспособительных результатов. Полезные приспособительные результаты выступают в роли системообразующих факторов.

Использование возможностей деятельностного подхода при организации и проведении занятий с применением средств физической рекреации, позволяет организовывать не только «внешнюю», практическую деятельность студентов (уровень физической подготовки), но и «внутреннюю», мыслительную (теоретическую) деятельность сознания, связанную с осознанием студентом себя как личности: своей «престижности», профессиональной пригодности (психоэмоциональное состояние). Таким образом, физическая рекреация - это не только средство укрепления здоровья и развития физических кондиций студента, но и явление общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; способ развития личности, обеспечивающий творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия со сверстниками, психологическое здоровье.

Литература

1. Горовой В. А. Структурно-функциональная модель и методика организации физической рекреации студентов / В. А. Горовой // Мир спорта, 2010. № 4. С. 68-65.

2. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский. М. МГПИ, 1982. 156 с.

3. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические проблемы / И. М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 2. С. 25-28.

4. Фурманов А. Г. Физическая рекреация : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Фурманов. Минск: МЕТ, 2009. 495 с.

5. Фурманов А. Г. Физическая рекреация как фактор укрепления и сохранения здоровья в структуре учебного и свободного времени студентов / А. Г. Фурманов, В. Г. Горовой // Мир спорта, 2009. № 2. С. 64-67.

6. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность культуры / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 1995. № 4. С. 2-8.

Эффективность применения элементов адаптивной двигательной рекреации при работе с детьми-инвалидами Глобенко Р. Р.

Глобенко Римма Рифкатьевна / Globenko Rmma RiJkatievna - старший преподаватель, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал), г. Севастополь

Аннотация: в статье анализируется эффективность применения адаптивной двигательной рекреации при волонтерской работе с детьми-инвалидами двух нозологических групп, а также влияние на нее микросоциума и возрастного фактора. Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивная двигательная рекреация, ребенок-инвалид, реабилитация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.