Научная статья на тему 'Влияние износа несущих элементов шарниров скольжения универсальных шпинделей на их нагруженность и напряженность'

Влияние износа несущих элементов шарниров скольжения универсальных шпинделей на их нагруженность и напряженность Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние износа несущих элементов шарниров скольжения универсальных шпинделей на их нагруженность и напряженность»

УДК 62-229.331

В.В.Суглобов, Р.В.Суглобов

ВЛИЯНИЕ ИЗНОСА НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ШАРНИРОВ СКОЛЬЖЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ШПИНДЕЛЕЙ НА ИХ НАГРУЖЕННОСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ

Результаты исследований [1-3] показывают, что износ несущих элементов шарнира универсального шпинделя вызывает перераспределение контактных давлений между ними. В отличие от общепринятых [4, 5] и широко используемых в практике проектирования шпинделей линейных эпюр распределения контактных давлений данные ряда экспериментов свидетельствуют об их криволинейном характере. Причем, как показано в [1], схемы нагружения элементов шарнира по мере износа вкладышей постоянно изменяются. Именно неравномерным износом вкладышей объясняют переформирование первоначальной эпюры давлений, близкой к треугольной, в белее сложную - выпуклую и авторы [6].

Износ вкладышей в традиционных конструкциях шарниров (рис. 1а) влечет за собой замыкание монтажных зазоров между камнем и лопастью и участие камня в передаче вращающего момента. При этом разгружаются периферийные участки вкладышей, растет величина равнодействующей силы, увеличиваются изгабающие нагрузки, действующие на элементы шарнира.

В данной работе представлены результаты оценки изменений напряженности лопасти при нарушениях расчетной схемы ее нагружения (рис. 16)1 Полагая, что контактные давления между лопастью и вкладышами, а также лопастью и камнем распределены по близкому к треугольному закону, можем записать

где Т - вращающий момент, передаваемый шпинделем; Rh,RK - равнодействующие давлении в контактах лопасти с вкладышами и камнем.

Приведем действующие силы и моменты к центру тяжести опасного сечения одной ветви лонасти (сечение 1-1, расположенное на расстоянии д от плоскости VOZ) точке О'. Тогда напряженное состояние опасного сечения лопасти будет определяться:

- сдвигающими усилиями

Т ~ В-в ' h + ' 'а- >

а.)

ZK - Rk

(3)

- изгибающими моментами

Mz=Rh-d

(4)

My-RK-d

- скручивающим моментом

(6)

у I д шарнир скольжения универсального шпинделя

А I - лопасгь, 2 - вилка, 3 - вкладыши, 4 - камень б) схема нагружения Лопасги

У I

в) схема нагружения опасного сечения лопасги

- 4 и1

г.

А *

ь 1Е

'Чгй

м

Рис.1

Усилия 7. к // } н и момент Тх вызывают в сечении касательные напряжения х.,1,, И Тг соответственно, изгибающие моменты М^иМу -нормальные напряжения МСТ .

Наибольшие эквивалентные напряжения при этом будут равны:

в середине длинной стороны сечения (т.А)

б середине короткой стороны сечения (т.Е)

(7)

С,

£ = J<^,+ 3(T£+T5)2 (8)

■ в vraax

CT_+CTV (9)

В качестве расчетных принимаются максимальные из этих напряжении Произведем расчет напряжений в лопасти шарнира универсального шпинделя наружным диаметром D — 500 мм, передающим вращающий момент Т - 200 кН'М. Размеры элементов шарнира:

- толщина лопасти с = 140 мм

- цитрина ветви лопасти а = 170 мм

- ширина прорези под камень в = 140 мм

- расстояние от оси вкладышей

до опасного сечения Д- 120 мм.

Значения напряжений в указанных точках опасного сечения определяются выражениями

а, = 6 • М. / ас2 а = 6 • М v / са2 zJv=l-Ys!2-ac х f= 3 ZK ¡2-ас

,2

т Т, / к ■ ас т 11.= Тх-к1/к-асг!

где коэффициенты к и к1 зависят от отношения п—а/с. В частности, при 1.21 к ~ 0,219, А', = 0,93 [7], Результаты расчетов сведены в таблицу. Из таблицы следует, что при передаче части вращающего момента через камень, зона наибольшей напряженности опасного сечения лопасти перемещается со средины длинной стороны сечения ее ветви в середину короткой стороны и в углы. Например, при доле вращающего момента, передаваемого через камень, равной 50 %. напряжение в середине длинной стороны уменьшается в 15 раза, а в середине короткой стороны и в углах увеличивается соответственно в 1,65 и в 1,64 раза по сравнению с максимальными напряжениями в обычных условиях. С увеличением доли момента, передаваемого через камень, данные показатели также увеличиваются.

Таблица. Параметры нагруженности и напряженности лопасти универсального шарнира О - 500 мм

Параметр Доля момента, передаваемого через камень

0% 10% 20% 30 % 40 % 50 "4. 60% 70% 80% 90% 100 %

~ У* кН 54,54 49,09 43,62 38,18 32,72 27,27 21,82 16.36 10,95 5,45 0

= кН 0 21,44 42,87 64,31 85,74 107,18 128,62 150,05 171,49 192,93 214,36

тх кНм 1,54 1,40 1,74 1,83 1,93 2,02 2,10 2,21 2,31 2,41 2,50

му кНм 0 2,57 5,14 7,72 10,29 12,86 15,43 18,01 20,58 23,15 25,72

м2 кНм 6,54 5,89 5,23 4,57 3,92 3,27 2,62 1,96 1.31 0,65 0

МПа 0 3,8 7,6 11,4 15,3 19,1 22,9 26.7 30,5 34,3 38,1

МПа 11,8 10,6 9,4 8,2 7,1 5,9 4,7 3.5 2,4 1.2 0

< МПа 3,4 3,1 2,7 2,4 2,1 1,7 ■ 1,4 1,0 0,7 0,3 0

< МПа 0 1,4 2,7 4,1 5,4 6,8 8,1 9,5 10.8 12,2 13,5

МПа 2,1 1,9 2,4 2,5 2,6 2,8 2,9 3,0 3,2 3,3 3,4

МПа 2,0 1,8 2,2 2,3 2,4 2,6 2 7 2,8 3,0 3,1 3,2

МПа 15,2 13,7 13,0 11,8 10,8 9,8 8,8 7,8 7,2 6,3 5,5

МПа 3,5 6.7 11,4 14,7 20,4 25,1 29,6 34,2 38,8 43,3 47,8

МПа 11,8 14,4 17,0 19,6 ?? 4 25___ 27,6 30,2 32.9 35,5 38, [

Учитывая, что размеры элементов шарнира универсального шпинделя как правило пропорциональны его наружному диаметру, указанные изменения напряженности будут характерны и для других типоразмеров шпинделей.

Таким образом, при нарушениях расчетных схем нагружения несущих элементов шарнира универсального шпинделя, связанных, прежде всего, с износом вкладышей, и передачей части вращающего момента через камень, максимальные результирующие напряжения в лопасти могут увеличиться в 153 раза. Для предотвращения этого явления необходимо в конструкции универсальных шарниров исключить возможность замыкания монтажных зазоров между лопастью и камнем, например, путем обеспечения их сопряжения по цилиндрической поверхности [8].

Библиографический список

1. Динамика и прочность прокатного оборудования / Ф.К.Иванченко, П.14. Полу хин, U.A. Тшкин и др. - М-: Металлургия, 1970. 486 е., ил.

2. Исследование прочности деталей и узлов прокатных станов / П.И. Полу хин, ВТ'. Анциферов, Ю.Д. Железное и др. - В кн.: Труды I. Всес. конф. по расчетам на прочность металлургических машин. - М.: ВНИИМетМаш, № 24, 1969: с. 17-30.

3. ¡амин Л.Я. Повое в конструировании и расчете универсальны* шарниров с вкладышами скольжения. - В кн.: Производство крупных машин / Сб.статей НИИ ТЯЖМ ЛШУралмашзавода. выл XXII: Прокатное оборудование.- М.: Машиностроение, 1473, с,172-184.

4 Королев A.A. Механическое оборудование прокатных цехов черной и цветной металлургии. - М.: Металлургия, 1976. - 544 е., ил.

5. Це-лков А.И.. Смирш/н в В. Прокатные станы. - М,: Металлургиздаг, 1958. - 432 е., ил.

6. Смирнов ВВ.. Яковлев P.A. Механика приводов прокатных станов. - М.: Металлургия, 1977. - 216 е., ил.

?. Справочник машиностроителя в 6 томах. Том 3 / Под общ. ред. С.В.Серенсена. М.: Машгиз, 1955, - 564 е., ил.

8. A.c. 625789 (СССР). Шарнир универсального шпинделя ! В.В.Суглобов, С.С.Данилов, В.И.Хя.шик» и др. - Опубл. в Б.П.. 1978. № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.