Научная статья на тему 'Нагрузки на вкладыши универсального шарнира скольжения привода прокатных валков'

Нагрузки на вкладыши универсального шарнира скольжения привода прокатных валков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нагрузки на вкладыши универсального шарнира скольжения привода прокатных валков»

УДК 621,77!.07

С.С.Данилов

НАГРУЗКИ НА ВКЛАДЫШИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ШАРНИРА СКОЛЬЖЕНИЯ ПРИВОДА ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ

Вопрос о положении результирующих сил в шарнире скольжения универсального шпинделя достаточно сложен и до последнего времени не решен.

Рассмотрим эту задачу, исходя из предположения абсолютной жесткости всех элементов шарнира. Как известно, [ 1 ] вкладыш шарнира в зависимости от угла поворота шпинделя нагружается по разному. В общем случае плоскости действия результирующих сил со стороны вилки и лопасти не совпадают ( рис. 1а ). Однако, теоретические плоскости действия сил можно совместить, добавив соответствующие моменты. Эквивалентная схема нагружения вкладыша представлена на рис.16.

Очевидно:

т

(1) (2)

где - нормальная сила со стороны вилки на вкладыш;

7, - сила трения ни контактной поверхности вкладыш-вилка. Рассмотрим плоскость действия результирующих сил Р1 и Р { рис.2 ). В общем случае сила Р не лежит на оси симметрии вкладыша, а смешена на величину ±у. тогда дополнительный момент относительно оси Х-ив

Мх = Р-у

(3)

Результирующая сила фения 7 приложена в точке приложения силы Р и определяется

1-Р-^

(4)

где ц - коэффициент трения скольжения в контакте с лопастью.

Рис.2. Расчетная схема действия сил на вкладыш.

Со стороны вилки на вкладыш по радиусу расточки г в контакте силы представим в функции углов аир, причем характер распределения этих сил примем по закону косинуса [ 2 ], тогда:

P(a)=p0cosa;

q(f3) = q0cosP (6)

и силы трения:

T(a) = P0/cosa: <7>

r(|B) = ?0/cosp, (8)

где Ри и q0 - соотвественно силы при а,- 0 и р= 0, значение q() условно, ввиду того, что при [3 = 0 контакт вкладыша с вилкой отсутствует; f- коэффициент трения скольжения в контакте с вилкой. Рассмотрим условия равновесия сил:

-t-a а

^Fiy=0; Т+ Jp0rcosa.sinada -2j p„f cos"ada-

-a я/2

- jq0cos^pdp- j"qHf cos|$sinpdp = 0;

JT Jt

—a --a

i ->

-t-a я/2

^Ftz=0; P- J parcos" ada- jq0rcospsinpdp-

-a я

- —a 2

+a я/2

~ | p0rf cosa sin a dct - Jq0rf eos" pdp =0;

-a я

- - a 1

^mom0Fj =0; Mx--— + Jp0fr"cosada + jq0rTcospdp = 0.

(9)

(10)

(П)

Jt/2-a

Здесь С - толщина лопасти.

После преобразовании:

„ Ya sin 2a q0fsin'a T - (2p0f + + —j—j - -= 0;

„ ( sin 2a q0r( . 2 _ x.sin2a, n P-p(Jrla +—— [--¿^-Isin a + fa.-f -1=0;

P , M , Q -y

p.y---h2p0fr' sin a +q0fr~(l - cosa) = 0.

( 12)

Для учета направления сил трения введем дополнительные коэффициенты п=± I и т — ± I, причем знак их определяется в зависимости от угла ф поворота шпинделя. При соответствующем выборе системы координат:

0 < ф < — 2

71 - ^

— < ф < к i

п = 1; м — 1 п-~ 1; т = ]

7t < ф <--

п = -1; т = -

Зтг

< Ф < 27С п- 1; т = -1

Для удобства аналитического исследования выгодно представить систему ( 12 ) в виде относительных величин, положив:

Р Р

Ро-Кр^-; ~ К ^ у = К у г.

Тогда решение системы (12) имеет вид:

sin 2a 7

a - (I + m • f • n • ц) aiA1jr". + m • f • n • ¡ii ■ a - (m ■ f + n • ja) sin a

f - 2- Л 2 sin 2a

a - --------

4

( 13)

J

(1-m-f)

Kq -

1 - Kp i a +

( sin 2a

2 J

. 2 J sin 2a ^ '

sm a - m - f a -

n - f.L • с

Ir

+ 2m-f KD sina + K„ sin

. 2 a

(14)

(15)

Если представить распределенную нагрузку по контактной поверхности .вилки в виде сосредоточенной силы ( см.рис. 2 ) Р. , можно получить величину смешения этой силы

г~

<•,<•' (' '' j

a;) arcsin

Ky-----—

(16)

где а0 - угол, определяющий положение результирующей силы на вилке.

Как видно из выражения ( 16 ), величина смещения сил на вилке зависит от величины смещения сил на лопасти.

Исследование полученных выражений ( 15 )и ( 16 ) показало, что:

- смещение сил в шарнире шпинделя определяется исключительно условием трения на контактных поверхностях ( величины ц и / ). Для "идеальных" условий ( ц = 0 и/= 0 ) получаем Ку~ 0 и сх0 = 0. то есть смещение сил

отсутствует. Отсюда вытекает важный практический вывод о важности решения проблемы смазки шарниров;

- влияние изменения геометрических соотношений шарнира шпинделя, то есть величины (С / 2 г) , незначительно. Так для всего диапазона реально существующих шарниров отношение (2 г / С) колеблется в пределах 1,5 - 2,3. Разница в положениях сил от этого фактора составляет около 1

- наиболее существенным является влияние условии трения на контактных поверхностях. Например, при изменении коэффициента трения на лопасти в пределах 0,01 < ц < 0,1, то есть в 10 раз при постоянном / = 0,1 величина Ку,

изменяется в пределах до 30 %.

Еще большее влияние на смещение сил оказывают условия трения на контактной поверхности вилки. Так, для аналогичного случая изменения в 10 раз коэффициента трения в контакте с вилкой 0,01 < / < 0,1, при |д = 0.1 величина К изменяется на 85 %.

— г гтгг ГГ"Г~ —г—- 1 I ■--г 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г" 1 -- 1 1 ^ ТТ" ■]

I и

1 1

— 1 1 ! 1 — 1

— г , » 1 [

■ Г .... / 1 1

-- - ч

;

I 1 — 1 1

1 , 1 ! \

О 1Уб п/з П/2 2/3 -п 5/6 Т* я в

Угол поворота шпинделя

Рнс.З. Изменение коэффициента К у смещения сил на лопасти в зависимости от угла поворота шпинделя

35°

30°

25°

20°

0 Г/6 1Т/3 Я/2 2/3^ Ъ/Ы* П

О

Угол поворота ипинделя оС

Рис.4. Изменение угла СХ0 положения результирующей силы на вилке в зависимости от угла поворота шпинделя.

Если учесть, что в течение одного оборота шпинделя величины ци/ являются переменными, зависящими от скорости скольжения, то картина смещения сил в шарнире становится еще более сложной. В качестве примера с учетом влияния скорости скольжения элементов шарнира были определены смещения сил для шарнира шпинделя, слябинга 1150 по следующим данным: Диаметр головки шарнира - I) — 1250 мм. Диаметр расточки вилки - (1=2г = 590 мм. Толщина лопасти - С' — 360 мм.

Угол наклона шпинделя - у = 7

Угловая скорость

7 ы

-ь.гнс

3 и 4. изменения

Полупенные результаты представлены в виде кривых на рис.

Наиболее неблагоприятным случаем является случай направления сил трения, происходит резкое изменение величины смещения, что вызывает в элементах шарнира циклические напряжения, определяющие его усталостную прочность. Если эти моменты совпадают с технологическими максимальными нагрузками (захват металла валками, динамические нагрузки и др.), вероятность аварийной поломки шарнира наибольшая.

Выводы:

1. Установлено смещение сил в шарнире шпинделя и получены выражения, определяющие эти смещения.

2. Определено, что наибольшее неблагоприятное влияние на смещение сил оказывают условия трения в контакте вилка - вкладыш.

3. Изменения положения сил в шарнире в течение одного оборота шпинделя приводят к возникновению циклических напряжений в элементах шарнира.

4. Наиболее неблагоприятными с точки зрения распределения сил, а, следовательно, и прочности шарнира фазовыми положениями шпинделя следует считать кратные углу поворота к/2 от исходного положения.

Сиолио г.р афиче ский спас о к

1. Данилов С. С Статика универсального шпинделя прокатного стана // Сб. тр. первой Всесоюз. конференции по расчетам на прочность металлургических машин . Сб. 24 . - М.: 1969 . - С.51-59.

2, Тхрпаев А.И. Самотормозящие механизмы.- М,: Машиностроение, 1976. -207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.