Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменков Г.Е., Хитарова Е.Г.

Введенные санкции против России в 2022 г. оказали существенные изменения на логистические процессы компаний в сфере внешнеэкономической деятельности. Данная статья посвящена аналитическому обзору изменений тенденций в международных перевозках. Ряд международных транспортных компаний покинули рынок. Организации вынуждены искать новые пути перевозок своих товаров, что напрямую влияет на внешнеэкономическую деятельность Российского бизнеса. В статье приведены причины роста востребованности Китая и Казахстана для грузоперевозок, а также обозначены группы стран, перевозки через которые поможет укрепить дальнейшее сотрудничество и восполнить объемы потерянного экспорта для экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CHANGES IN LOGISTICS TRANSPORT ROUTES ON RUSSIA'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The sanctions imposed against Russia in 2022 had a significant impact on the logistics processes of companies in the field of foreign economic activity. This article is devoted to an analytical review of changes in trends in international transportation. A number of international transport companies have left the market. Organizations are forced to look for new ways of transporting their goods, which directly affects the foreign economic activity of Russian business. The article presents the reasons for the growing demand of China and Kazakhstan for cargo transportation, and also identifies groups of countries through which transportation will help strengthen further cooperation and replenish the volume of lost exports for the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ»

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

Г.Е. Артеменков, студент Е.Г. Хитарова, канд. филол. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-24-26

Аннотация. Введенные санкции против России в 2022 г. оказали существенные изменения на логистические процессы компаний в сфере внешнеэкономической деятельности. Данная статья посвящена аналитическому обзору изменений тенденций в международных перевозках. Ряд международных транспортных компаний покинули рынок. Организации вынуждены искать новые пути перевозок своих товаров, что напрямую влияет на внешнеэкономическую деятельность Российского бизнеса. В статье приведены причины роста востребованности Китая и Казахстана для грузоперевозок, а также обозначены группы стран, перевозки через которые поможет укрепить дальнейшее сотрудничество и восполнить объемы потерянного экспорта для экономики России.

Ключевые слова: экспорт, логистика, грузоперевозки, транспортные пути, внешнеэкономическая деятельность.

На российском рынке практически нет отрасли, которую бы не затронула волна санкций зарубежных стран в 2022 г. Финансовые обращения, внешнеэкономическая деятельность, кадровое управление, техническое оснащение и программное обеспечение - на каждый компонент организации, в той или иной степени сказались ограничения. Пострадала система по организации доставки сырья, материальных веществ и т.д. Логистическая система компании состоит из сложного механизма, в которую включен выбор транспортного средства, планирование транспортных процессов, обеспечение единства транс-портно-складского процесса и рациональная маршрутизация поставки.

Приостановили свою деятельность такие компании, как «UPS», «FedEx» и «TNT», а также «Maersk», «Mediterranean», «Shipping Company», «CMA» и «CGM» [3]. Служба международных доставок «DHL» - деятельность не приостановила, но ввела ограничения на экспортные операции в страны Евразийского экономического союза. Однако после введённых ограничений, часть партнеров компании «DHL» перешла к организации «СДЭК». Это касается бизнес-сегмента и экспресс-доставки грузов по России. В России по-прежнему

работают международные курьерские службы, такие как «DPD», «PonyExpress», «FedEx», «CityExpress», «FlipPost» и «КСЕ». Под санкции попали Российские транспортные компании - им было запрещено дислоцироваться в европейские порты, а автомобили из России и Белоруссии перестали пускать на территорию Евросоюза.

Перевозки через авиа-сообщение изначально владели небольшой долей на рынке грузоперевозок. После введения санкций это не сказалось на перелетах внутри России, но имеется тенденция увеличение логистических путей из-за перенаправления на новые транспортные коридоры [2].

На изменения в области грузоперевозок повлияли нововведения в Таможенном кодексе РФ. Это больше коснулось торговых отношений между Россией и другими странами, т.к. под запрет попали следующие виды товаров: медицинское оборудование, ортопедические изделия, промышленный текстиль, авиационные детали, крупные комплектующие детали космического оборудования и т.д. [6]. Основные положения, которые коснулись внешнеэкономической торговли:

- запрещено экспортировать за рубеж продукцию, которая имеет значение для

экономики России (водные суда, некоторые транспортные средства, медицинские товары и т.д.);

- в отдельных случаях могут экспортироваться некоторые виды предметов;

- запрещено вывозить продукцию в «недружественные» страны;

- разрешено вывозить из России отечественную продукцию [6].

Таким образом, российские транспорт-но-логистические компании изменили распределение своего парка, чтобы обес-

печить достаточную загрузку автомобилей. Основной фокус внимания компаний направлен на паназиатский рынок, а именно - Китай и Казахстан. Роль крупнейшего торгового партнера России - Китая укрепляется на протяжении последних годов. Грузооборот между Россией и Китаем за первые семь месяцев 2022 года составил 97,7 млрд долларов, это на 24,4% выше показателей за аналогичный период 2021 года (74,9 млрд долларов) [1].

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

Рисунок. Объем грузооборота между Россией и Китаем 2021-2022, млрд. долл. [1]

Востребованность маршрутных путей через Казахстан обусловлена тем, что пограничные переходы «Забайкальск» и «Краскино» перегружены, а транспортировка через Казахстан позволяет сократить время. К тому же, перечень товаров, которые можно перевозить через Казахстан достаточно велик. К нему относятся палле-тированные грузы, негабаритные грузы, оборудование и некоторые виды опасных грузов. В Китае наблюдается тенденция периодически введенных ограничений на фоне пандемии еоу1ё-19, этот фактор тоже играет важную роль [4].

Тенденция логистических перевозок напрямую связана с экспортом российских товаров. В сложившейся ситуации, перспективы внешнеэкономической деятельности России построены на разностороннем сотрудничестве с дружественными странами.

1. Государства, с которыми России уже имеет сформированные экономические взаимоотношения: Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.

2. Азия и Ближний Восток: Алжир, Вьетнам, Египет, Китай, Индия и Турция.

3. Потенциально перспективные рынки Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

4. Малайзия, Кения, Марокко и прочие страны, которые востребованы для импорта из России определенных категорий товаров. К таким мерам можно отнести упрощённые таможенные процедуры и параллельный импорт [5].

Таким образом, логистические стратегии российских компаний и транспортировочных организаций вынуждены меняться на фоне геополитических разногласий. Направление перевозок через Казахстан становится всё более востребованной для бизнеса, поскольку традиционные пути через Китай перегружены и имеют свои особенности.

Кризис логистического процесса на фоне санкций позволит перестроить России вектор внешнеэкономической деятельности на ряд других стран и увеличить объемы торгового оборота с «дружественными» государствами. Для достижения данной стратегии, субъектами экономического рынка осуществляется поиск и укрепление сотрудничества с компаниями, осуществляемых транспортировку това-

ров. В связи с этим оправдана важность планы, анализируют производственные изучения английского языка как междуна- задачи, выполняют творческие работы. родного средства коммуникации. Следует Опора - традиционные учебные пособия, отметить, что «будущие управленцы в инновации - использование ПК» [7]. Это сфере агробизнеса, экологии, агрономы, позволит повысить уровень макроэконо-экономисты-международники на занятиях мики страны и избежать зависимости от составляют на иностранном языке бизнес- партнеров из «недружественных стран».

Библиографический список

1. Внешняя торговля: Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения 24.02.2023).

2. Как изменилась структура экспорта и импорта России в 2022 году «Открытый журнал». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.open-broker.ru/research/ (дата обращения 24.02.2023).

3. Стратегия импортозамещения в экспортоориентированном регионе России «Российский внешнеэкономический вестник». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rfej.ru/rvv (дата обращения 24.02.2023).

4. Официальный сайт компании ООО «Стандарт Line» / «Перевозки грузов через Казахстан». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://s-standard.ru/ (дата обращения 24.02.2023).

5. «Транспортная блокада» // Сетевое издание «forbes.ru». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/461923-osadnoe-polozenie-kak-rossijskij-biznes-okazalsa-v-transportnoj-blokad (дата обращения 24.02.2023).

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 24.02.2023)

7. Хитарова Т.А. Сравнительный анализ традиционных методов и новых технологий преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции / Ответственный за выпуск М.В. Шаталова: Кубанский государственный аграрный университет, 2016. - С. 260-262.

THE IMPACT OF CHANGES IN LOGISTICS TRANSPORT ROUTES ON RUSSIA'S

FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

G.E. Artemenkov, Student

E.G. Khitarova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The sanctions imposed against Russia in 2022 had a significant impact on the logistics processes of companies in the field of foreign economic activity. This article is devoted to an analytical review of changes in trends in international transportation. A number of international transport companies have left the market. Organizations are forced to look for new ways of transporting their goods, which directly affects the foreign economic activity of Russian business. The article presents the reasons for the growing demand of China and Kazakhstan for cargo transportation, and also identifies groups of countries through which transportation will help strengthen further cooperation and replenish the volume of lost exports for the Russian economy. Keywords: export, logistics, cargo transportation, transport routes, foreign economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.