ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
HISTORY OF RUSSIA
Научная статья Исторические науки
УДК 72
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-347-366
ВЛИЯНИЕ ИТАЛЬЯНСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ
ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛИКА БАШНИ СЮЮМБИКЕ КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ
Рамиль Равилович Хайрутдинов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, ramilh64@mail.ru
Флера Габдульбаровна Мухаметзянова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия,
florans955@mail.ru
Лидия Алексеевна Сыченкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, l.sichenkova @yandex. ru Олег Юрьевич Латышев
Международная Мариинская академия имени МД. Шаповаленко, Москва, Россия, papa888@list.ru Полина Александровна Латышева
Международная Мариинская академия имени МД. Шаповаленко, Москва, Россия, papa888@list.ru Радаэлли Массимо
Международная Мариинская академия имени МД. Шаповаленко, Москва, Россия, radamass1@gmail.com Луизетто Мауро
Международная Мариинская академия имени МД. Шаповаленко, Москва, Россия, maurolu65@gmail.com
Аннотация. В данной статье рассматриваются варианты культурно-исторического осмысления гуманитариями архитектурного стиля башни Сююмбике. Авторы рассматривают влияние архитектурных традиций Апеннинского полуострова эпохи позднего Средневековья и
0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Хайрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Сыченкова Л.А., Латышев О.Ю.,
Латышева П.А., Радаелли М., Луизетто М., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print) 347
Ренессанса на архитектурную концепцию башни Сююмбике. Гипотеза об «итальянском влиянии» находит подтверждение в фактах биографий известных архитекторов Аристотеля Фиора-ванти и Пьетро Антонио Солари, прибывших в Россию в XVII веке с Апеннинского полуострова.
Оценивается вклад апеннинских мастеров в развитие архитектуры Казанского КремляАвторами произведено сопоставление исторической иконографии башни Сююмбике Казанского кремля и современных версий ее художественных реконструкций. Делается вывод о продуктивности культурно-исторического синтеза в архитектурном облике казанской башни Сююмбике, вобравшей в себя элементы итальянского и восточного стиля, переосмысленного русскими зодчими.
Ключевыие слова: башня Сююмбике, «итальянский стиль архитектуры», Аристотель Фи-ораванти, иконография Казанского Кремля, Боровицкая башня, синтез архитектурных стилей
Для цитирования: Хайрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Сыченкова Л.А., Латышев О.Ю., Латышева ПА., Радаэлли М., Луизетто М. Влияние итальянских архитектурных традиций на формирование облика башни Сююмбике Казанского кремля. Наследие и современность. 2023^(4^347-366. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2021-6-4-347-366.
Original article Historical Sciences
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-347-366
INFLUENCE OF ITALIAN ARCHITECTURAL TRADITIONS
ON THE FORMATION OF THE APPEARANCE OF THE SYUYMBIKE TOWER OF THE KAZAN KREMLIN
Ramil R. Khairutdinov
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, ramilh64@mail.ru Flera G. Mukhametzyanova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, florans955@mail.ru Lydia A. Sychenkova
Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia,
l.sichenkova@yandex.ru
Oleg Yu. Latyshev
International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Moscow, Russia, papa888@list.ru Polina A. Latysheva
International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Moscow, Russia, papa888@list.ru Radaelli Massimo
International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Milano, Italy radamassi@gmail.com Luizetto Mauro
International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Piacen-za, Italy, maurolu65@gmail.com
© Khairutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Sychenkova L.A., Latyshev O.Y., Latysheva P.A., Radaelli M., Luizetto М., 2023 © Nasledie i sovremennosf, 2023
Abstract. This article examines options for cultural and historical understanding by humanitarians of the architectural style of the Suyumbike tower. The authors consider the influence of the architectural traditions of the Apennine Peninsula of the late Middle Ages and the Renaissance on the architectural concept of the Suyumbike Tower. The hypothesis of "Italian influence" is confirmed in the facts of the biographies of famous architects Aristotle Fioravanti and Pietro Antonio Solari, who arrived in Russia in the 17th century from the Apennine Peninsula. The contribution of Apennine masters to the development of the architecture of the Kazan Kremlin is assessed. The authors made a comparison of the historical iconography of the Suyumbike Tower of the Kazan Kremlin and modern versions of its artistic reconstructions. The conclusion is made about the productivity of cultural and historical synthesis in the architectural appearance of the Kazan tower Suyumbike, which incorporated elements of the Italian and Eastern style, rethought by Russian architects.
Keywords: Suyumbike tower, "Italian style of architecture," Aristotle Fioravanti, iconography of Kazan Kremlin, Borovitskaya tower, synthesis of architectural styles
For citation: Khairutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Sychenkova L.A., Latyshev O.Y., Latysheva P.A., Radaelli M., Luizetto M. The influence of Italian architectural traditions on the formation of the appearance of the Suyumbike tower of the Kazan Kremlin. Nasledie i sov-remennost' = Heritage and Modern Times. 2023; 6(4^347-366. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-4-347-366.
Башня Сююмбике - один из символов Казани, жемчужина в архитектурном ансамбле Казанского кремля. О башне существует огромное количество мифов и легенд, однако сложность изучения ее подлинной истории состоит в том, что не сохранилось никаких документальных свидетельств ее проектирования и строительства. Историками пока не обнаружено ни чертежей, ни рисунков архитекторов, ни описания процесса ее строительства. Известно, что первое иконографическое изображение башни (рис. 1) было сделано в 1701-1708 гг. нидерландским художником, писателем и путешественником Корнелисом де Брюйном (1652-1727).
Изображение нидерландского художника можно считать важным визуальным источником для датировки сооружения башни Сююмбике.
С начала XX века накоплена значительная историография по осмыслению архитектурного стиля башни, которая представлена трудами казанских историков, археологов, искусствоведов - Г.Н. Ахмерова, Н.А. Спасского, Р. Галлямова, П.М. Дульского, А.Х. Халикова, С.А. Саначина, И.Р. Рэмиевой, Ф.А. Рашидова, Б.Р. Рахимзянова, Р.Р. Хайрутдинова и др.
Предметом дискуссий специалистов до настоящего времени является дата сооружения памятника. Большинство современных ученых склонны считать, что башня построена между XVII-XVin вв., немногие датируют ее постройку второй половиной XVI в. Никто не знает точно ее функционального назначения. Типологические особенности башни не позволяют считать ее оборонным сооружением. Башня Сююмбике высотой 58 метров, на самой высокой точке Казани выполняла функции дозорной (сторожевой) башни. Еще ее считают «проездной башней», т.к. в ее первом ярусе есть ворота (рис. 1).
Рисунок 1 - Панорама Казанского Кремля (примерно 1701-1708 гг.). Рисунок Корнелиса де Брюйна. В книге «Путешествие через Московию в Персию и Индию» («Voyage de Corneille Le Brun par la Moscovie, en Persia, et aux Indes Orientales», 1718 1
Рисунок 2 - Башня на гравюре художника Э. Турнерелли начала XIX века
В литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») впервые встречается в 1832 году в казанском журнале «Заволжский Муравей». Постепенно это название становится общеупотребительным. В 2015 году в Касимове Рязанской области была проведена научная конференция о Сююмбике [2]. Конференция 2019 года в Казани «Татарская царица Сююмбике: от исторической реальности до исторической памяти», посвященная 500-летия со дня рождения Сююмбике 2 , осмысливала историю закрепления
1 Русский перевод книги де Брюйна «Voyage de Corneille Le Brun par la Moscovie, en Persia, et aux Indes Orientales» (1718) был сделан в 1873 году. См.: Бруин К. де. Путешествие через Московию. М., 1873[1].
2 Конференция проводилась в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
в национальной памяти мифа о связи названия башни с именем царицы Казанского ханства. Несмотря на богатую историографию о башне, вопрос о влиянии итальянского (апеннинского) стиля на ее архитектуру до настоящего времени не был темой специального изучения.
На протяжении столетия идет осмысление учеными архитектурного стиля башни на основе сличения с российскими и европейскими аналогами того времени. Историки архитектуры, искусствоведы, культурологи предпринимают попытки определить в архитектуре башни влияние русской, татарской и европейских архитектурных традиций. Явные элементы итальянского стиля в облике башни позволяют выдвинуть гипотезу о влиянии архитектурных традиций Апеннинского полуострова эпохи позднего Средневековья и Ренессанса на архитектурную концепцию башни Сююмбике.
Традиции архитектуры Апеннинского полуострова и прилегающих островов называют «итальянскими» условно, поскольку единого государства Италии к тому времени не существовало. Поэтому ни в одном старинном документе (манускрипте) не обнаружено упоминания об итальянском влиянии на внешний облик башни Сююмбике.
Попытаемся разобраться в этом вопросе. Итак, начнем с того, что авторами многих статей, предлагаемых вниманию гостей Казани, сообщается, что создателем проекта башни Сююмбике был архитектор Ри-дольфо Аристотеле Фиораванти (также возможны такие варианты написания, как Фьораванти, Фиеравенти, Фиораванте), называемый в наше время «итальянским»[з, с. 40] (рис. 3).
Рисунок 3 - Лоренцо Лотто. Ридольфо Аристотель Фиораванти
Известно, что Ридольфо Аристотель Фиораванти был привезен в Казань Иваном Грозным (рис. 4), в первую очередь, не как архитектор, а как руководитель взрывных работ при взятии Казанского кремля [4].
Рисунок 4 - В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897 год. Фрагмент картины.
История многих европейских замков изобилует упоминаниями о том, что разрушившие их завоеватели впоследствии начинали вновь отстраивать захваченные ими архитектурные сооружения, но уже для собственных нужд и по своему усмотрению. Возможно, что по взятии Казанского кремля и исчерпании перечня инженерно-взрывных работ Иван Грозный мог переориентировать Ридольфо Аристотеля Фиораванти на создание новых архитектурных сооружений [5]. Однако те, кто выдвигает предположение о том, что Ридольфо Аристотель Фиораванти стал автором башни Сююмбике, опираются на определенное сходство её архитектуры с обликом Боровицкой башни, названной так по имени холма, на котором стоит, в свою очередь, Московский кремль 3 (рис. 5).
Рисунок 5 - Нижние ярусы башни Сююмбике (а) и Боровицкой башни (б). Фото: О.Ю. Латышев, 2017, 2005 г.
3 Башня на литографии А. Дюрана середины XIX века. Источник: https://testirovanie24.ru/ bashnya-syuyumbike-zhemchuzhina-kazanskogo-kremlya-i-simvol-goroda-krome-togo-ona-takzhe- izvestna-oge
Однако подобные предположения представляются почти лишенными логики. Боровицкую башню строил не Ридольфо Аристотель Фио-раванти, а первый главный архитектор Московского кремля Пьетро Ан-тонио Солари (рис. 6), приглашенный в Москву предшественником Ивана Грозного на троне Иваном Третьим Великим.
Рисунок 6 - Портрет Пьетро Антонио Солари
Но считать Пьетро Антонио Солари итальянцем, постулируя влияние итальянских традиций на облик башни Сююмбике, это также неверно, поскольку он родился в городе Кароне швейцарского кантона Тичино, и только при постройке Миланского собора совместно со своим отцом Джунифорте Солари мог по праву относиться к миланской архитектурной школе. Это, собственно, в дальнейшем и позволит действительно называть его «итальянским» зодчим.
Также следует отметить, что верхние ярусы башни Сююмбике, в отличие от нижних четвериков [6], в значительно большей степени похожи на верхние ярусы Беклемишевской (Москворецкой, Свибловой/Свирловой башни Московского кремля, стоящей справа от Боровицкой, ближе к Большому Кремлевскому дворцу [7] (рис. 9). Начинал сооружать эту башню коллега Пьетро Антонио Солари при строительстве в 1487-1491 годах Грановитой (Большой Золотой) палаты в Моковском кремле Марк Фрязин [8]. Возможно, что именно Пьетро Антонио Солари и является автором тех верхних ярусов, которые делают их схожими с верхними ярусами башни Сююмбике [9] (рис. 7, 8). Это тем более вероятно, поскольку именно ему выпало работать над завершением Беклемишевской (Москворецкой, Свибловой/Свирловой) башни Московского кремля [10].
1
Рисунок 7 - Боровицкая и Беклемишевская башни Московского кремля. Фото: О.Ю. Латышев, 2005 г.
Рисунок 8 - Верхние ярусы башни Сююмбике и Беклемишевской башни.
Фото: О.Ю. Латышев, 2017, 2005 г.
Ридольфо Аристотель Фиораванти (рис. 9) был знаменит своими культовыми сооружениями, в первую очередь - постройкой на территории Московского Кремля Успенского собора, а также ярким инженерным талантом, проявившимся при взятии Казани, куда он направился одновременно с Иваном Грозным как начальник артиллерии и как военный инженер. Что же касается Пьетро Антонио Солари, то его тоже, как и Ри-дольфо Аристотеля Фиораванти, призвал в Москву ещё предыдущий государь - Иван Третий.
Рисунок 9 - Басин П.В. Царь Иван III поручает Аристотелю Фиораванти заказ на чеканку монет в 1479 году. XIX век
Именно Пьетро Антонио Солари, а не Ридольфо Аристотель Фиораванти, считается строителем самых красивых башен в Московском кремле. Первой из них и стала вышеупомянутая Боровицкая башня, с которой сопоставляется внешний облик первых трёх ярусов башни Сююмбике. Боровицкая башня была возведена в 1490 году, сразу после приезда Пьетро Антонио Солари со своей бригадой в Москву на основе свежих впечатлений, полученных при строительстве Миланского собора (рис. 10).
Рисунок 10 - Миланский собор. Фото: Jakub На1ип
Все последующие сооруженные им башни Московского кремля были уже значительно меньше похожи на многочисленные башенки Миланского собора: 1490 г. - Константино-Еленинская башня. 1491 г. -Спасская (Фроловская) башня; 1491 г. - Никольская башня. 1491 г. - Сенатская башня; 1492 г. - Угловая Арсенальная (Собакина) башня.
Но сведений о поездках Пьетро Антонио Солари в Казань не сохранилось. Поэтому с осторожностью можно строить предположения об опосредованном, косвенном влиянии облика Боровицкой и Беклемишевской башен Московского кремля Пьетро Антонио Солари на облик башни Сююмбике.
Более того, ещё в 1912 году историк С.П. Бартенев в проведённом им кропотливом исследовании башен Кремля называл Боровицкую башню наиболее своеобразной из всех рассмотренных им башен:
«Среди всего множества башен Италии и иных стран Европы ей нельзя приискать прототипа. В России можно указать лишь на один памятник, имеющий с ней сходство, это — башня Сумбеки (т.е. Сююм-бике - Р. Х.) в Казани. Отличие Боровицкой башни от других проездных башен Кремля усиливается ещё тем, что ея отводная стрельница поставлена не прямо, как в них, а сбоку и имеет призматическую, а не квадратную форму» [11].
Данную мысль С.П. Бартенева можно было бы истолковать как предположение об обратном влиянии, когда башня Сююмбике своим внешним обликом продиктовала бы в дальнейшем форму Боровицкой, Беклемишевской и последующих башен авторства Пьетро Антонио Солари. Однако вопрос обратного влияния архитектурного облика башни Сююмбике был забыт на пятьдесят лет.
В октябре 1911 года российский архитектор А.В. Щусев (рис. 11), выигравший закрытый конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве, получил заказ на проект площади трех вокзалов (будущей Комсомольской площади) в Москве. Архитектор обратился к изучению облика башни Сююмбике (рис. 12).
Рисунок 11 - А.В. Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото: П.К. Остроумов. 1914 г.
а) б) в)
Рисунок 12 - Сопоставление внешнего башни Сююмбике (а), входной группы Казанского вокзала (б) и Боровицкой башни (в). Фотооткрытки (1; 2). Фото: О.Ю. Латышев, 2005 г.
С этой целью А.В. Щусев направил своих учеников в Казанский кремль для произведения точных обмеров башни Сююмбике [12]. Очертания казанской башни легли в основу архитектурной идеи «Площади трех вокзалов» [13]. Облик здания Казанского вокзала гармонично сочетался с силуэтом Боровицкой башни Московского кремля 4. Возвращаясь к истории проекта башни Сююмбике, следует учитывать факты, которые говорят не в пользу того, что Ридольфо Аристотель Фиораванти мог зарисовать уже существовавшую до него в Казани башню Сююмбике и передать данный рисунок Пьетро Антонио Солари [10]. Во-первых, хотя и принято считать, что Ридольфо Аристотель Фиораванти умер не ранее 1485-1486 гг., но и Пьетро Антонио Солари прибыл в Москву, где они могли бы встретиться, не ранее 1490 года. Во-вторых, Ридольфо Аристотель Фиораванти лишь по осторожным предположениям умер в Российском государстве. Никем из авторов найденных нами источников ничего не говорится о Москве как месте его кончины [14].
Наконец, в-третьих, чрезвычайно маловероятно, что Ридольфо Аристотель Фиораванти, подорвавший свои силы при суровом российском климате накануне своей кончины, искал встреч со вновь прибывшим в Москву с молодым своим преемником Солари, чтобы передать ему свои зарисовки из Казани [15]. Ридольфо Аристотель Фиораванти мог даже не знать о прибытии Солари и его бригады в Москву. Все вышеперечисленные факты, на наш взгляд, практически исключают возможность их встречи и возникновение преемственности архитектурных традиций.
4 Здание Казанского вокзала строилось с перерывами на первую мировую войну. Строительство началось в 1913, а закончилось в 1917 году, с незавершенной отделкой.
Более того, возникает вопрос о том, существовали ли зарисовки древнего облика башни Сююмбике? Как известно, в книге известного немецкого путешественника, географа, ориенталиста, историка, математика и физика Адама Олеария (рис. 13), которая содержит наиболее раннее изображение Казанского кремля в 1638 году не присутствует сколько-нибудь явственных очертаний башни Сююмбике [16]. Столь широко одарённого и определенно аккуратного человека сложно заподозрить в невнимательности по отношению к столь выразительному архитектурному сооружению, которое должна была бы представлять собой башня Сююм-бике [17, с. 96-111].
I
а
Рисунок 13 - Юрген Овенс. Адам Олеарий, 1669 г.
Маловероятно также, что от взора Адама Олеария башню высотой 58 метров могли перекрывать очертания иных, более крупных сооружений Казанского кремля 5. Если принимать во внимание, что и для данного сооружения грунт оказался явно слабым, что привело к его последующему проседанию и появлению эффекта «Пизанской башни», то более высокие сооружения вряд ли бы могли найти место на территории Казанского кремля тех лет [18].
Кроме этого, и так называемый «Чертеж Казанский» 1692 года в последующей книге авторства голландского политика, предпринимателя, картографа, бургомистра Амстердама Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария», также не содержит легко узнаваемых очертаний башни Сююмбике [19] (рис. 14).
5 Историографическое описание Казанской губернии, что прежде было царство Болгарское, потом Казанское..., сочинённое Уфимскаго леснаго стата землемером титулярным советником Капитоном Мильковичем, 1804 года // Библиотека Санкт-Петербургской духовной академии. Рук. № 315 Л. 22 об.
Первое историческое изображение силуэта ансамбля Казанского Кремля с башней Сююмбике (рис. 1) принадлежит нидерландскому путешественнику и художнику Корнелису де Брюйну (1652-1727) (рис. 15). Нидерландский художник, путешественник и писатель в самом начале XVIII века совершил два больших путешествия на Восток. 28 июля 1701 г. де Брюин направился в Россию, Персию и Ост-Индию, он вернулся на в родную Гаагу только в октябре 1708 года. По результатам путешествия Корнелис де Брюин опубликовал две книги, иллюстрированные его собственными зарисовками.
Рисунок 14 - а) Так называемый «Чертеж Казанский» из книги «Северная и Восточная Тартария» Николааса Витсена 1692 года. б) Якоб ван Мушер. Портрет Николааса Витсена
Рисунок 15 - Портрет Корнелиса де Брюйна (1652-1727) и обложка его книги «Путешествие через Московию в Персию и Индию»
В одной из книг «Путешествие через Московию в Персию и Индию» сохранился рисунок нидерландского художника с натуры ансамбля Казанского Кремля, где есть изображение башни Сююмбике.
Если предположить, что вместо взорванных под руководством Ри-дольфо Аристотеля Фиораванти фрагментов Казанского кремля Иван Грозный заказал ему постройку новых сооружений, то они совершенно необязательно должны были быть столь же высокими, как башня Сююм-бике [20]. Если предполагать ее появление уже в петровскую эпоху, то, вполне возможно, её облик мог унаследовать определенные черты итальянской архитектуры от вполне вероятно сооруженных Ридольфо Аристотелем Фиораванти «компенсационных» построек, равно как и новый облик кирпича, о чем также часто упоминается в различных источниках. Татарские архитекторы вполне могли учиться у Ридольфо Аристотеля Фиораванти и его учеников, на основе чего башня Сююмбике и приобрела соответствие многим италийским канонам.
В начале XXI столетия скульпторы А.В. Головачева и В.А. Демченко вместе с архитектором Р.М. Забировым разработали для ансамбля Казанского кремля памятник интернациональному коллективу строивших его зодчих (рис. 16). Тем самым было ещё раз продемонстрировано межнациональное единство взглядов и концепций, нашедших свое отражение в облике как башни Сююмбике, так и архитектурного ансамбля Казанского кремля в целом.
Рисунок 16 - Памятник архитекторам Казанского кремля (скульпторы А.В. Головачева и В.А. Демченко, архитектор Р.М. Забиров) на фоне Благовещенского собора. Фото: О.Ю. Латышев, 2017
В XX веке изображение башни Сююмбике как символа Казани стало тиражироваться на многих изделиях художественного промысла, открытках, почтовых марках (рис. 17, 18).
На основе проведенного сравнительно-сопоставительного анализа сохранившихся сведений можно обнаружить следы влияния «итальянского стиля» на архитектурный облик башни Сююмбике, глубоко переосмысленного русскими зодчими. В результате такого культурно-исторического синтеза появился такой памятник, который сохраняется в коллективной памяти как шедевр казанской архитектуры.
Рисунок 17 - Ваза для цветов. Казанская губерния, с. Пестрецы, 1911-1916 гг. (глина, цветная глазурь) Сокровища Республики Татарстан. Альбом НМ РТ. Казань, 2012. С. 159.
Рисунок 18 - Казанский кремль на почтовом блоке «1000 лет Казани» (2005 г.). Фото: С. Воронцова-Ногтева. Художественное оформление: Х. Бетрединова.
Литература
1. Бруин К. де. Путешествие через Московию / Пер. с фр. П.П. Барсова, провер. по гол. подлиннику О.М. Бодянским. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1873. 292 с.
2. Казанская царица Сююн-бике в истории народов России: сб. статей / под общей ред. Б.Р. Рахимзянова. М.: Квадрига, 2015. 160 с.
3. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Социальная педагогика. 2012. № 12-1. С. 40.
4. Саначин C. Иконография и планы Казанского Кремля о возрасте Сююм-бекиной башни // Казань. 2002. № 9. C. 37-475. Гервер. Описание города Казани // Труды ИОАИЭ. 1907. Т. XXIII. Вып. 3. С. 4.
6. Бусева-Давыдова И.Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в русской архитектуре конца XVII века. Архивная копия от 25 февраля 2020 на Wayback Machine / / Архитектурное наследство. № 33, 1985. С. 220-225.
7. Рашитов Ф.А. История татарского народа: С древнейших времён до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2001. 288 с.
8. Зверев С.М., Латышев О.Ю. Научно-педагогическое сотрудничество вузов и культурно-просветительских учреждений в области художественного краеведения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 71-79.
9. Галлямов Р. «Башня Сююмбике ханской мечети...» // Казанское ханство: Актуальные проблемы исследования / Материалы Научного семинара «Казанское ханство: Актуальные проблемы исследования» 5 февраля 2002 года. Казань: Издательство «Фэн», 2002. C. 215-237.
10. Чайкина Л.П., Латышев О.Ю. Литературное краеведение средствами медиаобразования как путь социализации детей-сирот // Проблемы современного образования. 2014. № 1. С. 129-140.
11. Бартенев С.П. Кремлёвские стены и башни в XIX столетии // Московский Кремль в старину и теперь. 1912-1916. Т. 1. М.: Издание Министерства Императорского двора, 1912. С. 57-209.
12. Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М.: Стройиздат, 1978. 191 с.
13. Васькин А.А. Щусев: Зодчий всея Руси. М: Молодая гвардия, 2015. 460 с.
14. Лангель И.Ф. Краткое медикофизическое и топографическое обозрение города Казани и губернии оной. СПб.: В Медицинской типографии, 1809. 48 с.
15. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот / проблемы современного образования. 2013. № 4. С. 150-161.
16. Казань в памятниках истории и культуры / Под ред. С.С. Айдарова, А.Х. Халикова, М.Х. Хасанова, И.Н. Алеева. Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. 282 с.
17. Свиридова А.Ю., Чайкина Л.П., Латышев О.Ю. Медиаобразование в краеведческой практике школы-интерната для детей-сирот / Медиаобразование. 2013. № 4. С. 96-111.
18. Демура С.П., Латышев О.Ю. Медиабезопасность сферы историко-художественного краеведения в социализации детей-сирот // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). С. 184-188.
19. Историко-архитектурный анализ изображения города Казани голландским мастером Корнелисом де Брейном. [Электронный ресурс]: http:// vestnik.spbu.ru/html20/s02/s02v2/14.pdf Архивная копия от 17 июля 2021 на Wayback Machine
20. Халиков А.Х. Что, башня, в имени твоём? // Татарстан. 1992. N° il- l2. C. 60-65.
21. Ахмеров Г.Н. Избранные труды. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1998. 237 с.
22. Дульский П.М. О некоторых казанских вандализмах в прошлом // Материалы по охране памятников Отдела по делам музеев. Вып. 2. Казань, 1928. C. 44-4S.
23. Краткое медико-физическое и топографическое обозрение Казанской губернии и губернскаго города Казани: Окончание / ^чин. г. надв. сов. и кав. Лангеля, Казанской врачебной управы инспектора // Всеобщий журнал врачебной науки. 1813. W 5. C. 3-23.
24. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // ^циальная педагогика, 2013. W 2. C. 69-65.
25. Pэмиева ИР. Pус, татар hэм терек эдэбиятларында ханбикэ Cеембикэ образы. Казан: [б. и.], 2009. 243 с.
26. ^кровища Pеспублики Татарстан. Альбом НМPT/ Автор идеи, координатор, главный редактор, составитель T.P. Назипова. Казань: Логос. 2012. 216 с.
27. ^а^кий Н.А. Очерки по родиноведению. 2-е изд. Казань: М.А. Голубев, l9l2. 376 с.
2S. Хайрутдинов P.P. Деятельность управления по делам архитектуры CНК TACCP по охране культурного наследия в 40-е годы XX века // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. l52, кн. 3. Ч. 2. Гуманитарные науки. 2010. C. i84-l90.
29. Халиков А.Х., Алишев C.X. История Казани. Кн. I. Казань: Татар. кн. изд-во, l988. 349 с.
References
1. Bruin K. de. Puteshestvie cherez Moskoviyu / Per. s fr. P.P. Barsova, prover. po gol. podlinniku O.M. Bodyanskim. M.: Imp. O-vo istorii i drevnostei ros. pri Mosk. un-te, lS73. 292 s.
2. Kazanskaya tsaritsa Syuyun-bike v istorii narodov Rossii: sb. statei / pod ob-shchei red. B.R. Rakhimzyanova. M.: Kvadriga, 20l5. l6o s.
3. Kryukova O.E., Latyshev O.Yu. Sotsial'no psikhologicheskaya adaptatsiya detei-sirot sredstvami ekskursionno-turisticheskoi i kraevedcheskoi deyatel'nosti // Sotsial'naya pedagogika. 2012. W i2-l. S. 40.
4. Sanachin C. Ikonografiya i plany Kazanskogo Kremlya o vozraste Syuyumbekinoi bashni // Kazan'. 2002. W 9. C. 37-47.
5. Gerver. Opisanie goroda Kazani // Trudy IOAIE. l907. T. XXIII. Vyp. 3. S. 4.
6. Buseva-Davydova I.L. Ob istokakh kompozitsionnogo tipa «vos'merik na chetverike» v russkoi arkhitekture kontsa XVII veka. Arkhivnaya kopiya ot 25 fevralya 2020 na Wayback Machine // Arkhitekturnoe nasledstvo. W 33, 1985. S. 220-225.
7. Rashitov F.A. Istoriya tatarskogo naroda: S drevneishikh vremen do nashikh dnei: Uchebnoe posobie dlya natsional'nykh shkol, gimnazii, litseev. Saratov: Regional'noe Privolzhskoe izdatel'stvo «Detskaya kniga», 2001. 288 s.
ISSN 26l9-02l4 (Print)
363
8. Zverev S.M., Latyshev O.Yu. Nauchno-pedagogicheskoe sotrudnichestvo vuzov i kul'turno-prosvetitel'skikh uchrezhdenii v oblasti khudozhestvennogo kraevedeniya // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017. № 5. S. 71-79.
9. Gallyamov R. «Bashnya Syuyumbike khanskoi mecheti...» // Kazanskoe khanstvo: Aktual'nye problemy issledovaniya / Materialy Nauchnogo seminara «Kazanskoe khanstvo: Aktual'nye problemy issledovaniya» 5 fevralya 2002 goda. Kazan': Izdatel'stvo «Fen», 2002. C. 215-237.
10. Chaikina L.P., Latyshev O.Yu. Literaturnoe kraevedenie sredstvami mediaobrazovaniya kak put' sotsializatsii detei-sirot // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2014. № 1. S. 129-140.
11. Bartenev S.P. Kremlevskie steny i bashni v XIX stoletii // Moskovskii Kreml' v starinu i teper'. 1912-1916. T. 1. M.: Izdanie Ministerstva Imperatorskogo dvora, 1912. S. 57-209.
12. Afanas'ev K.N. A.V. Shchusev. M.: Stroiizdat, 1978. 191 s.
13. Vas'kin A.A. Shchusev: Zodchii vseya Rusi. M: Molodaya gvardiya, 2015. 460 s.
14. Langel' I.F. Kratkoe medikofizicheskoe i topograficheskoe obozrenie goroda Kazani i gubernii onoi. SPb.: V Meditsinskoi tipografii, 1809. 48 s.
15. Makarova L.N., Latyshev O.Yu. Ispol'zovanie sredstv turistskokraeved-cheskoi deyatel'nosti na uroke geografii v protsesse sotsializatsii detei-sirot / problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013. № 4. S. 150-161.
16. Kazan' v pamyatnikakh istorii i kul'tury / Pod red. S.S. Aidarova, A.Kh. Kha-likova, M.Kh. Khasanova, I.N. Aleeva. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1982. 282 s.
17. Sviridova A.Yu., Chaikina L.P., Latyshev O.Yu. Mediaobrazovanie v kraevedcheskoi praktike shkoly-internata dlya detei-sirot / Mediaobrazovanie. 2013. № 4. S. 96-111.
18. Demura S.P., Latyshev O.Yu. Mediabezopasnost' sfery istorikokhudozhestvennogo kraevedeniya v sotsializatsii detei-sirot // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 21 (312). S. 184-188.
19. Istoriko-arkhitekturnyi analiz izobrazheniya goroda Kazani gollandskim masterom Kornelisom de Breinom. [Elektronnyi resurs]: http://vestnik.spbu.ru/ html20/s02/s02v2/14.pdf Arkhivnaya kopiya ot 17 iyulya 2021 na Wayback Machine
20. Khalikov A.Kh. Chto, bashnya, v imeni tvoem? // Tatarstan. 1992. № 11- 12. S. 60-65.
21. Akhmerov G.N. Izbrannye trudy. Kazan': Tat. knizhn. izd-vo, 1998. 237 s. 22.Dul'skiiP.M.Onekotorykhkazanskikhvandalizmakhvproshlom//Materialy po okhrane pamyatnikov Otdela po delam muzeev. Vyp. 2. Kazan', 1928. S. 44-48.
23. Kratkoe mediko-fizicheskoe i topograficheskoe obozrenie Kazanskoi guber-nii i gubernskago goroda Kazani: Okonchanie / Sochin. g. nadv. sov. i kav. Langelya, Kazanskoi vrachebnoi upravy inspektora // Vseobshchii zhurnal vrachebnoi nauki. 1813. № 5. S. 3-23.
24. Pilyugina E.V., Latyshev O.Yu. Shkola yunogo ekskursovoda kak sredstvo razvitiya sotsial'nogo turizma // Sotsial'naya pedagogika, 2013. № 2. S. 69-65.
25. Remieva I.R. Rus, tatar hem terek edebiyatlarynda khanbike Seembike obrazy. Kazan: [b. i.], 2009. 243 s.
26. Sokrovishcha Respubliki Tatarstan. Al'bom NM RT / Avtor idei, koordinator, glavnyi redaktor, sostavitel' G.R. Nazipova. Kazan': Logos. 2012. 216 s.
27. Spasskii N.A. Ocherki po rodinovedeniyu. 2-e izd. Kazan': M.A. Golubev, 1912. 376 s.
28. Khairutdinov R.R. Deyatel'nost' upravleniya po delam arkhitektury SNK TASSR po okhrane kul'turnogo naslediya v 40-e gody XX veka // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. T. 152, kn. 3. Ch. 2. Gumanitarnye nauki. 2010. S. 184-190.
29. Khalikov A.Kh., Alishev S.Kh. Istoriya Kazani. Kn. I. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1988. 349 s.
Авторы публикации Хайрутдинов Рамиль Равилович,
кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Российская Федерация. E-mail: ramilh64@mail.ru Мухаметзянова Флера Габдульба-ровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории Российской академии наук) Института международных отношений Казанского федерального университета, Казань, Российя. Сыченкова Лидия Алексеевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Клио+» Института международных отношений КФУ, главный научный сотрудник «Центр музейного проектирования», Казань, Российская Федерация. Латышев Олег Юрьевич, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Российская Федерация. Латышева Полина Александровна, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Российская Федерация.
Радаэлли Массимо, доктор филологических наук, глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.
Authors of the publication Ramil R. Khairutdinov, Ph.D. in History, Associate Professor, Director of the Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation. E-mail: ramilh64@mail.ru
Flera G. Mukhametzyanova, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Historical and Social Education (on the basis of the Institute of General History of the Russian Academy of Sciences) of the Institute of International Relations of Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation. Lydia A. Sychenkova, Doctor of History, Leading Researcher at the Klio + Laboratory of the Institute of International Relations of KFU, Chief Researcher at the Museum Design Center, Kazan, Russian Federation.
Oleg Yu. Latyshev, Doctor of Pedagogics, Ph. D. in Philology, full member of the IAU, MAY, EAE, ISA, MOO AD UTK, corresponding member, MAPN, Professor of Cypress University, USA, Professor RAE, President, International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalen-ko, Moscow, Russian Federation.
Polina A. Latysheva, executive Director, Shapovalenko International Mar-iinsky Academy, Moscow, Russian Federation.
Radaelli Massimo, Doctor of Philology, Head of the Italian National Branch, International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Milan, Italy.
Авторы публикации
Луизетто Мауро, доктор филологических наук, почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 06.07.2023. Одобрена после рецензирования: 08.08.2023.
Принята к публикации: 14.08.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Authors of the publication
Luizetto Mauro, Doctor of Philology, Honorary Vice President, International Mariinsky Academy named after M.D. Shapovalenko, Piacenza, Italy.
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info Submitted: 07.06.2023. Approved after peer reviewing: 08.08.2023.
Accepted for publication: 08.14.2023. The author has read and approved the final manuscript.