Научная статья на тему 'Влияние историко-психологических и мотивационных аспектов на подготовку летного состава ВВС РФ'

Влияние историко-психологических и мотивационных аспектов на подготовку летного состава ВВС РФ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PSYCHOLOGY / MILITARY PEDAGOGY / MOTIVATION / LEARNING PROCESS / MOTIVATIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосов Сергей Викторович

В статье раскрыты теоретико-методологические положения о влиянии индивидуальных психологических качеств военнослужащих, высказанные российскими и советскими военачальниками, которые явились основой в подготовке летного состава ВВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF HISTORICO-PSYCHOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ASPECTS ON THE TRAINING FLIGHT PERSONNEL OF THE RF AIR FORCE

The article considers theoretical and methodological propositions concerning the impact of individual psychological qualities of military personnel expressed by the Russian and Soviet military leaders that formed the basis for the training flight personnel of the Russian Federation Air Force.

Текст научной работы на тему «Влияние историко-психологических и мотивационных аспектов на подготовку летного состава ВВС РФ»

УДК 629.735 + 378.1

Колосов Сергей Викторович

кандидат военных наук, доцент кафедры связи факультета военного обучения ЮУрГУ (г. Челябинск) тел.: (922) 636-08-73

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ НА ПОДГОТОВКУ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВВС РФ

В статье раскрыты теоретико-методологические положения о влиянии индивидуальных психологических качеств военнослужащих, высказанные российскими и советскими военачальниками, которые явились основой в подготовке летного состава ВВС РФ.

Ключевые слова: психология, военная педагогика, мотивация, учебный процесс, мотивационная ориентация.

Kolosov Sergey Victorovich

PhD in Military Sciences, Associate Professor of the Department of Communication of the Faculty of Military Training of South Ural State University (Chelyabinsk)

tel.: (922) 636-08-73

THE EFFECT OF HISTORICO-PSYCHOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ASPECTS ON THE TRAINING FLIGHT PERSONNEL OF THE RF AIR FORCE

The article considers theoretical and methodological propositions concerning the impact of individual psychological qualities of military personnel expressed by the Russian and Soviet military leaders that formed the basis for the training flight personnel of the Russian Federation Air Force.

Key words: psychology, military pedagogy, motivation, learning process, motivational orientation.

Вопросы психологии рассматривались со времен Древней Греции такими философами как: Гераклит (530-470 гг. до н.э.), который говорил о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи являются модификацией огня; Демокрит (460-370 гг. до н.э.), который говорил о душе, как материальном веществе состоящим из атомов; Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - как об органической системе; Платон (427-347 гг. до н.э.) - как о самостоятельной субстанции. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Р. Декарт (15691650 гг. до н.э.) впервые высказал мысль о сознании, как начале человека. Ему же принадлежит высказывание «Мыслю, значит существую».

Просвещенный Восток еще в начале VI в. в системе образования основывается не на массовости и штампах посредственности, а на индивидуальном подходе к учащимся. Такой подход -единственный известный человечеству способ максимального раскрытия природных дарований людей. Это относилось и к содержанию и воспитанию армии и включало в себя военнопрофессиональную, физическую, нравственную и психологическую подготовку [2].

На каждом этапе эволюционного развития общества понятие «психологическая война» принимало более широкое значение и трансформировалось в научное направление.

Все рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и в целом с развитием человека и человеческого общества.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология, как самостоятельная наука и под влиянием постоянного технического прогресса решает проблемы анализа задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автономными устройствами, исследования совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними, анализа психологической структуры деятельности операторов, исследования факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов, исследования процессов приема человеком информации, анализа процессов переработки информации человеком, ее хранение и принятие решения, разработки методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессиональной ориентации; анализа процессов оптимизации обучения операторов.

Самостоятельной отраслью психологии является военная психология. Яркими представителями военной психологии являются российские и советские военачальники: А.В. Суворов (17301800 гг.), который обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск; Ф.Ф. Ушаков (1745-1817 гг.), Д.Н. Сенявин (1763-1831 гг.), М.П. Лазарев (1788-1851 гг.), П.С. Нахимов (1802-1855 гг.) и другие обосновали необходимость морально-психологической подготовки матросов на флоте. С.О. Макаров (1848-1904 гг.) предложил каждый поход использовать для приобре-

тения новых знаний и навыков. М.И. Драгомиров (1830-1905 гг.) опубликовал немало научных трудов, в которых обосновал психологические пути военного воспитания и обучения солдат. М.В. Фрунзе активно участвовал в организации психологических исследований с целью отбора и распределения личного состава. С.Л. Рубинштейн в годы Великой Отечественной войны активно работал над вопросами мотивации поведения воинов. К.К. Платонов с 1948 г. проводил экспериментальные исследования по теме «Психология летного труда», с целью обучения летного состава и психологического обеспечения профессиональной деятельности [1].

Все перечисленные вопросы и направления развития психологии постоянно находили свое подтверждение в прошедших войнах и военных конфликтах. Особенности современных боевых действий авиации определяют необходимость максимального развития ряда профессионально важных качеств: личностных, интеллектуальных, психофизических, физиологических.

Личностные качества, такие как летная направленность, нравственность, сила воли и другие составляют основу профессиональной пригодности штурмана, так как только целеустремленный и волевой, способный к правильной самооценке человек способен в полной мере овладеть боевыми возможностями современного авиационного комплекса, грамотно и с высокой эффективностью использовать его по предназначению.

Интеллектуальные качества, такие как развитость ощущений и восприятия (летное чувство), четкость пространственных представлений, быстрота и помехоустойчивость мышления, способность сосредотачивать, правильно распределять и переключать внимание при большом объеме поступающей информации, способность действовать в непредвиденных ситуациях и при дефиците времени, определяют возможности штурмана в полной мере использовать в бою штатные средства разведки и радиоэлектронной борьбы, маневренные и боевые свойства современного самолета.

Психофизиологические качества (эмоциональная устойчивость, устойчивость к утомлению и монотонной работе в вынужденном темпе и т.д.) характеризуют умение штурмана управлять своим функциональным состоянием, при стрессе - гасить излишнее возбуждение, а также мгновенно переходить из состояния пассивного ожидания к активным действиям. Физиологические качества определяют надежность функционирования организма в условиях неблагоприятного воздействия факторов полета. Большое значение имеет вестибулярная устойчивость, а также способность переносить большие перегрузки в течение длительного времени, что особенно важно при выполнении полетов на современных высокоманевренных самолетах.

Принцип единства идеологического и психологического воздействия находит наиболее полное выражение на занятиях, полетах учениях, максимально приближенных к боевым. На них создается обстановка, ставящая воина в условия, когда он должен проявлять на практике осознанные долг, ответственность, честь мужество, свои морально-психологические качества и психологическую стойкость. В ходе занятий целесообразно создавать ситуации опасности, риска внезапности, напряженности, ибо нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество. Полеты в сложных условиях днем и ночью при выполнении летно-тактических упражнений и на учениях, на максимальную дальность с попутным выполнением стрельб, пусков ракет и дозаправкой топливом в воздухе днем и с посадкой при ограниченном остатке топлива на аэродромы соседей, прыжки с парашютом и т.д. - все это готовит летный состав к моральным перегрузкам.

Выполнение задач по функциональному предназначению тесно связано с основными протекающими психическими процессами штурманского состава в условиях летной деятельности, а именно: адаптация, явление контраста, последовательные образы, сенсибилизация, восприятие, представление, память, понятие, чувства, воля и т.д. [3, а 179-182, 266-268, 274-275].

Последовательные образы основаны на ощущениях. Они характерны при длительных полетах строем и над безориентирной местностью. В данном случае последовательный образ может явиться причиной нарушения установленных интервалов и дистанций между самолетами.

Адаптация - изменение чувствительности анализатора под влиянием длительного воздействия раздражителей или их отсутствия. Глаз, например, частично адаптируется к темноте в течение 4-5 мин., 20-30 мин. - хорошо и 60 мин. - полностью. Отсюда вытекает значение режима специального освещения рабочих мест летного состава при проведении ночных полетов.

Явления контраста - когда один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от условий восприятия. Так, после полетов на вертолете или дозвуковом реактивном самолете сверхзвуковая скорость полета и вертикальная скорость набора высоты, в несколько раз превышающие ранее виденные, становятся для летчика непривычными. Поэтому даже при самом старательном отношении он может допускать отклонения в режиме полета, выходящие за установленные нормативы.

Сенсибилизация - взаимодействие и взаимовлияние органов чувств в процессе ощущения. Так при потере радиосвязи экипаж более осмотрителен в зоне боевого маневрирования. Условия деятельности могут влиять на процесс ощущений непосредственно (дым, шум двигателя, вспышки взрывов и т.д.) и опосредованно - через мышление, чувства и волю.

Представление в профессиональной деятельности штурмана играют важную роль, помогая ясно и точно представлять работу сложнейших механизмов авиационной техники, моделировать полет и бой, а также свои действия в той или иной ситуации. Чем полнее и точнее представления штурмана, тем успешнее он овладеет сложной авиационной техникой. Нельзя понять по описанию принцип работы какого-либо прибора или механизма, если не иметь ясного представления о расположении его в самолете и взаимодействии его частей и т.д. Поэтому представления всегда включаются в практические действия в предстоящем полете и в особых случаях - важный элемент психологической подготовки (идеомоторная тренировка).

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, штурман вместе с тем далеко выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и поэтому непосредственно вообще не наблюдаемы.

Индивидуальные особенности памяти штурмана проявляются весьма широко. Есть штурманы, которые легко запоминают, воспроизводят конкретные факты, тактико-технические данные конкретных образцов военной техники, формулы, позывные радиостанций и т.д. Другие лучше запоминают внутреннюю связь явлений и событий, их последовательность и логическое развитие, доводы, доказательства, теоретические положения. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности штурмана, память разделяют на образную (зрительную, слуховую и двигательную), эмоциональную, словесно-логическую. Военная авиация предъявляет к памяти штурмана свои специфические требования. Развитие памяти осуществляется постоянной тренировкой на занятиях, тренажерах и при подготовке к полету (запоминание тактико-технических данных, эксплуатационных параметров, последовательности и порядка действий в обычных условиях и в аварийной обстановке, запоминания положений инструкции экипажу, наставлений и других руководящих документов и т.д.).

Понятие - это форма мысли, в которой отображается сущность предмета или класса предметов, т.е. их существенные признаки, связи и отношения. Иметь понятие о каком-либо типе самолета - значит иметь несколько суждений об этом самолете, о его боевых возможностях, оборудовании и т.д. Чем больше суждений можно высказать по какому-либо вопросу, тем богаче по содержанию понятие.

Воля - это способность штурмана управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление нештатных ситуаций, возникающих в процессе подготовки и выполнения боевого задания. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех возможностей для наиболее рационального решения поставленной задачи. Волевое действие может быть простым и сложным, длительным и кратковременным, совершенным по собственной инициативе или по заданию других.

Психические процессы характеризуются психическими основными состояниями: внимание, психологическая готовность к выполнению функциональных обязанностей.

Внимание является направленностью сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. Штурман в полете получает и перерабатывает большой объем информации и совершает за несколько секунд многие десятки операций.

Психологическая готовность штурмана к полету - это испытываемое им состояние настроенности на полет, отмобилизованности, уверенности и собранности. Психологическая готовность штурмана к выполнению определенных задач летной деятельности является результатом психологической подготовки. Таким образом, итог проведения психологической подготовки штурманов -возникновение состояния психологической готовности к выполнению поставленной боевой задачи. На психическое состояние оказывает большое влияние психические свойства личности: направленность, способности, знания, умения, навыки.

Направленность накладывает отпечаток на его действия, поступки, поведение, его мысли, чувства, представление об окружающем. В летном обучении направленность личности штурмана определяет эффективность обучения.

Способности - это психические особенности штурмана, которые являются условием успешного обучения или выполнения какой-либо определенной деятельности.

Знания - это система представлений и понятий о явлениях и предметах окружающей нас действительности, коллективный опыт людей, взятый в обобщенном виде. Теоретическая и

наземная подготовка в летных училищах дает курсантам знания по авиационной технике, аэродинамике, тактике и общевоенным дисциплинам, чтобы подготовить их к полетам, т.е. курсантов знакомят с реальной действительностью, которая уже познана, систематизирована и обобщена другими людьми. Наличие твердых и глубоких знаний служит необходимым условием приобретения определенных умений и навыков, которые в летном деле не менее важны, чем знания.

Умение как способность применять на практике имеющиеся у него знания. Оно характеризует степень теоретической и практической подготовленности летного состава.

Интеллект - это совокупный умственный потенциал штурмана для реализации способностей, которые реализуются для адаптации к летной деятельности. Составляющими интеллекта являются способность к запоминанию и память, утомляемость, двигательные явления, речевой аппарат. Действия, установки, поведение в служебной деятельности и при выполнении полетных заданий - все это доступно пониманию при условии знания конкретной информации.

С учетом основных определений психологических качеств применительно к летной (штурманской) деятельности, необходимо отметить и такие качества, как мотив и мотивация, которые в свою очередь тесно связаны и влияют на процесс становления и воспитания личности.

Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности. После поступления в высшее учебное заведение во внутреннем мире курсанта происходят перемены, которые обуславливают радикальные изменения в мотивах, связанных с выбором профессии. Меняются его интересы и потребности, мотивы выбора профессии, получения высшего образования, жизненные планы, вся система ценностных ориентации. В этой связи представляется важным выявление направленности этих изменений.

Мотивы, которые формируются в процессе становления и воспитания, могут иметь внутренний или внешний характер. Такие мотивы, как понимание необходимости деятельности, в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, являются естественными и полезными, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам. Внешние мотивы имеют внешние проявления и связываются с получением результатов. В процессе обучения снижается роль внутренних мотивов к они становятся наравне с внешними мотивами, что может быть объяснено повышением прагматического отношения к будущей профессиональной занятости.

Правильно сформированный профессионально-познавательный статус курсанта в вузе, будет способствовать развитию его личностных качеств и успешному обучению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Военная педагогика: учеб. пособие / под. ред. А.А. Башлакова. М., 2008.

2. Журавлев И.В. Подготовка воинов Аллаха (VI - XIII века): историко-педагогическое исследование. М., 2003.

3. Ясперс К. Общая психология / пер. с нем. Л.О. Аконяна. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.