Научная статья на тему 'О некоторых вопросах психологической подготовки военных летчиков'

О некоторых вопросах психологической подготовки военных летчиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1073
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / АВИАЦИОННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APTITUDE / AVIATION SPECIALIST / MILITARY PILOT / MENTAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макипов Аскар Советканович, Норбаев Асхат Султанович

Статья посвящена анализу зарубежного опыта по определению профессиональной пригодности военных авиационных специалистов, а также их морально-психологической готовности к выполнению боевых задач. В исторической ретроспективе прослеживается процесс психологического отбора летного состава военной авиации, на примере России, а также ведущих зарубежных государств США, Германии, Италии, Франции. При этом соответственно акцентируется внимание на применении дифференцированного подхода к оцениваемому контингенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах психологической подготовки военных летчиков»

5. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome (дата обращения: 14.06.2018).

6. Хохлов В.С. Боевые подвиги военных связистов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.sibsutis.ru/artides/2010__%28p52-56%29.PDF/ (дата обращения: 12.06.2018).

7. Связисты в годы Великой Отечественной войны. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://red-odysseus.livejournal.com/104664.html/ (дата обращения: 15.06.2018.

8. Женщины в Великой Отечественной войне: влияние и роль, интересные факты. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/artide/384184/jenschinyi-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-vliyanie-i-rol-interesnyie-faktyi/ (дата обращения: 15.06.2018).

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ Макипов А.С.1, Норбаев А.С.2 Email: Мakipov650@scientifictext.ru

'Макипов Аскар Советканович - кандидат исторических наук, начальник кафедры, кафедра общественных дисциплин; 2Норбаев Асхат Султанович — магистрант, факультет военно-гуманитарных наук Национальный университет обороны им. Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена анализу зарубежного опыта по определению профессиональной пригодности военных авиационных специалистов, а также их морально-психологической готовности к выполнению боевых задач. В исторической ретроспективе прослеживается процесс психологического отбора летного состава военной авиации, на примере России, а также ведущих зарубежных государств США, Германии, Италии, Франции. При этом соответственно акцентируется внимание на применении дифференцированного подхода к оцениваемому контингенту.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, авиационный специалист, военный летчик, психологическая подготовка.

ABOUT SOME QUESTIONS OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF

MILITARY PILOTS Мakipov A.S.1, Norbaev A.S.2

'Makipov Askar Sovetkanovich - Candidate of history, Head of the Department, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES; 2Norbaev Ashat Sultanovich — Undergraduate, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, NATIONAL DEFENSE UNIVERSITY NAMED AFTER THE FIRST PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN - YELBASY, ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article is devoted to the analysis of foreign experience in determining the professional suitability of military aviation specialists, as well as their moral and psychological readiness to perform combat missions. In historical retrospect, the process of psychological selection of flight personnel of military aircraft is traced, on the example of Russia, as well as leading foreign States of the USA, Germany, Italy, France. At the same time, attention is focused on the application of a differentiated approach to the estimated contingent.

Keywords: aptitude, aviation specialist, military pilot, mental preparation.

УДК: 6'2.88'

Анализ развития авиационной техники и вооружения, совершенствования его боевых возможностей предъявляет повышенные требования, как к профессиональным знаниям, так и физической, психофизиологической и морально-психологической подготовкам личного состава военно-воздушных сил.

Военные летчики - элита во многих армиях мира. В мировой авиации накоплен солидный опыт исследований в области психологического отбора и подготовки летного состава, освещения проблем

их профессиональной пригодности. Особенности морально-психологической подготовки летного состава заключаются в том, что возникает необходимость применения дифференцированного подхода к оцениваемому контингенту. Здесь отмечается, группа летных профессий, объединенных по принципу общности основных характеристик деятельности (летчики, штурманы, бортинженеры и др.), а также отдельная летная профессия (летчик истребительной, фронтовой, транспортной, вертолетной авиации).

Необходимо отметить, что профессия военного летчика по своей сложности и специфичности занимает, на наш взгляд, первое место в военном деле. «Летчик одноместного самолета единолично выполняет функции водителя сложнейшего транспортного средства, штурмана, оператора управления системами, тактика, радиста каждая из которых достаточно сложна и представляет собой фактически самостоятельную специальность. Деятельность лётчика происходит в условиях перемещения в трехмерном пространстве, нередко вне видимости земли при воздействии знакопеременных перегрузок, перепадов атмосферного давления и т.д.» [1].

Российский теоретик авиации Н.Е Жуковский указывал: «... далеко не всякий может летать: требуется очень большое внимание, согласие всех движений, находчивость и хладнокровие». Именно на заре развития авиации, в ней возникла система контроля состоянию здоровья и психического развития человека. «Установлено, что различные индивидуально-психологические качества летчика могут либо способствовать, либо мешать успешному освоению летной деятельности и эффективному выполнению профессиональных задач [2].

Английские военные теоретики при изучении опыта Первой мировой войны выявили следующее: «2% летных аварий были непосредственно связаны с боевыми операциями, 8% явились результатом дефектов материальной части, и 90 % были вызваны непригодностью пилотов к летному делу» [1].

В изученных различных источниках также имеются сведения о том, что военные ведомства, Германии Италии и Франции использовали психологов для отбора военных летчиков. Наиболее масштабные исследования в этой области были выполнены в США. Одной из успешных программ тестирования в период войны стали процедуры отбора пилотов и экипажей армейской авиации.

В настоящее время специалисты ведущих зарубежных государств в области психологического отбора в авиацию уделяют большое внимание изучению личностных особенностей. К примеру, в США для разработки системы психологического отбора летного состава военной авиации была создана «Программа авиационной психологии».

Военные теоретики, занимавшиеся изучением летного труда, отмечали, «сложные своеобразные условия летной службы и обучения предъявляют особые требования к человеку, что успех в летном деле зависит в значительном мере от личных качеств летчика, и они более значимы, чем в любой другой профессии» [1].

В советский период истории научные исследования были направлены для создания системы психологического отбора специалистов для ВМФ, Сухопутных войск, ПВО и Ракетных войск, при этом «. методические и организационные походы к этой проблеме в значительной мере соответствовали приемам обоснования системы психологического отбора в авиации. Научные исследования по проблеме психологического отбора военных специалистов в 80-90-е годы в основном были направлены на анализ эффективности и безопасности их деятельности; обоснование новых и уточнение существующих профессиональных требований к кандидатам на обучение авиационным специальностям...» [1].

К наиболее значимым в профессиональном отношении следует, отнести интеллектуальные, физические, личностные, психофизиологические качества военного летчика. При этом, психологическая подготовка составляет неотъемлемую часть всей системы обучения и воспитания летного состава во всех армиях мира. «Особенности летного труда определяются специфическими условиями, в которых протекает профессиональная деятельность летного состава, сложностью и многообразием задач, особенностями психофизиологического состояния в полете, высокими требованиями, предъявляемыми к летчику. Деятельность летчика связана с необычными пространственно-временными отношениями с окружающей средой: отрыв от земли, подъем на высоту, большая скорость перемещения в пространстве» [3].

Обосновано с научной точки зрения, что психологическая подготовка способствует развитию психологических механизмов, психических функций и состояний, которые способствуют выполнению полетного задания и обеспечению его безопасности, формированию психологической готовности к действиям в любых условиях полета.

Вместе с тем, по утверждению российского исследователя Д.В. Гандлера: «Авиационные руководители . не считают использовать психологию для повышения эффективности и надежности летной деятельности. Психологическое обеспечение авиации до сих пор по настоящему

не стало реальностью. Парадоксально, но факт, эти же самые люди очень часто и многословно распространяются о «человеческом факторе». А ведь человеческий фактор - категория психологическая» [4].

При проведении психологической подготовки военного летчика обращают внимание на различные факторы, непосредственно влияющие на его летную работу. «К ним можно отнести: твердую уверенность в выполнении полетного задания; уверенность в надежной защите авиационной техники; метеорологические условия, время года и суток (простые и сложные, день, ночь, зима, лето); содержание конкретного полетного задания и подготовка к нему (полет на полигон, полет по маршруту, взлет с ускорителями ..); анализ ошибок летчика в ходе полного разбора полетов; взаимоотношения с командирами, с товарищами по службе; взаимоотношения в семье»[5].

Приведем лишь небольшой пример психологического аспекта подготовки к действиям летчика к действиям в особых случаях полета, частности, при усложнении условий захода на посадку. «Степень воздействия аварийной ситуации на летчика, а следовательно, эффективность и надежность его действий определяется обстоятельствами возникновения и течения ситуации... Причем различия в степени готовности летчиков успешно действовать в аварийной ситуации наиболее существенно проявляются при поступлении недостаточно определенной, ложной или противоречивой информации о случившемся. Поэтому можно сделать вывод о связи особенностей поведения, прежде всего с особенностями подготовки каждого летчика. В понятие «подготовка» мы вкладываем широкий смысл, включаем весь прошлый опыт данного летчика» [6].

На протяжении всего процесса учебно-боевой, боевой деятельности, обращается внимание, на необходимость поддержки военного летчика как личности, в его становлении как специалиста. «Доказано, что летчик-асс - это личность, обладающая развитым самоконтролем, ориентированная на точность выполнения социальных требований, умеющая хорошо контролировать свои эмоции и поведение, доводить всякое дело до конца, обладающая целенаправленностью и личностной интегрированностью» [7].

Таким образом, анализ материалов, специальной научно-методической литературы позволил осознать необходимость психологической подготовки военных летчиков. Развития авиационной техники и вооружения, совершенствования его боевых возможностей, а также учет неблагоприятных факторов, действующих во время полета предъявляет повышенное внимание психологической подготовленности летчика, к принятию им рациональное решения в той или иной ситуации. К качественному решению вопросов психологической подготовки личного состава военно-воздушных сил необходима научная база. Многие наработки в исследуемом вопросе не дошли до главного потребителя - летчика инструктора, отсутствует необходимая психолого-методическая подготовка летчиков-инструкторов. Человеческий фактор, как причина успеха или неудачи полета становится более значимым.

Список литературы / References

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2. Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. 120 с.

3. Психологические особенности деятельности военных летчиков // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/805101/psihologiya/psihologiches/ (дата обращения: 17.09.2018).

4. ГандлерД.В. Профессиональная психодиагностика. М.: Воентехиздат, 2007. 336 с.

5. Ена А. Психологическая подготовка летчика к полетам // [Электронный ресурс]. Режим доступа: ww.nnrwe.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmona/ (дата обращения: 19.09.2018).

6. Психологическая подготовка летчика к выполнению захода на посадку в усложненных условиях // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ooobskspetsavia.ru/2015/10/15/psixologicheskaya-podgotovka-letchika-k-vypolneniyu-zaxoda-na / (дата обращения: 21.09.2018).

7. Ожигова Л.Н. Самооценка личности как критерий проф псих отбора курсантов летчиков. // Материалы 5-й Всероссийской НПК: ВУНЦ ВВС «ВВА». Кубанский гос. ун-т, 2014. 299 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.