Научная статья на тему 'Влияние исследовательской деятельности учащихся и студентов на развитие их экологической компетентности'

Влияние исследовательской деятельности учащихся и студентов на развитие их экологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИПЫ РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / COMPETENCE / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITIES / TYPES OF RESEARCHERS' WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов А.А.

В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к становлению исследовательской деятельности учащихся, описан процесс создания исследовательской работы и его этапы, выявлены компетенции как элементы деятельности, формирующиеся в процессе работы над исследованием и подготовке его защиты, указана методика оценивания степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности, приводятся примеры достижений в различных конкурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PUPILS AND STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF THEIR ECOLOGICAL COMPETENCE

The article deals with the competency approach to the becoming of the students’ research activities, the process of creating the research work and its stages are described, competences as elements of activity being formed in the course of work on the research and the preparation of its defense are identified, the procedure for evaluating the degree of formation of skills and acquired habits of the research activities is pointed, examples of achievements in various competitions are given.

Текст научной работы на тему «Влияние исследовательской деятельности учащихся и студентов на развитие их экологической компетентности»

УДК 372.857

UDC 372.857

А.А. ПАВЛОВ

кандидат педагогических наук, доцент, учитель биологии, лицей №18 (Орел) E-mail:pavlovaa14@mail.ru

A.A. PAVLOV

Candidate of Pedagogics, Biology teacher, Lyceum №18,

Orel

E-mail:pavlovaa14@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

THE EFFECT OF PUPILS AND STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF THEIR ECOLOGICAL COMPETENCE

В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к становлению исследовательской дея-тельности учащихся, описан процесс создания исследовательской работы и его этапы, выявлены компетенции как элементы деятельности, формирующиеся в процессе работы над исследованием и подготовке его защиты, указана методика оценивания степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельно-сти, приводятся примеры достижений в различных конкурсах,

Ключевые слова: компетентность, экологическая компетентность, исследовательская деятельность, типы работ исследователей.

The article deals with the competency approach to the becoming of the students' research activities, the process of creating the research work and its stages are described, competences as elements of activity being formed in the course of work on the research and the preparation of its defense are identified, the procedure for evaluating the degree offormation of skills and acquired habits of the research activities is pointed, examples of achievements in various competitions are given.

Keywords: competence, environmental competence, research activities, types of researchers' work.

Вопросы реформы образования сегодня волнуют не только ученых, педагогов, родителей, но и общество в целом. Особенности развития мышления школьников позволяют утверждать, что исследовательскую деятельность они могут проводить в любом возрасте, на всех уроках, занятиях, начиная с начальной школы, но к этому их надо готовить. Предлагаемые программы рабо-ты с заинтересованными биологией детьми построена на вовлечение их в творческую деятельность с ранне-го возраста. Одним из направлений является исследовательская деятельность, способствующая развитию определенных компетенций, в том числе и компетенций экологической безопасности. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются УУД, где подтверждается необходимость выполнять разнообразные умственные операции с юного возраста.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Учебное исследование - это раскрытие своего творческого потенциала в индивидуальной или групповой деятельно-сти по решению интересной проблемы. Реализуется в разных формах, эффективнее всего через творческие объединения. Примерами таких объединений могут служить «Малая академия» экологического объедине-ния «Орел» и научное общество учащихся «Поиск», где учащиеся приобретают навыки ведения исследова-ния, прививается вкус к исследовательской деятельно-сти, вырабатывается исследовательский тип мышления,

возможность высказывания личной позиции по данной проблеме. Ученики лицея привлекаются к исследовательской работе и одновременно многие из них являются руководителями в младших группах, исследо-вательских объединений, кружков.

Межвозрастные группы, межклассовые научные образования, объединенные одной проблемой, делает учеников и учителей сотрудниками, где актив оказывает значительное влияние на остальных участников научно-го исследования. Такая организация работы обеспечи-вает более универсальное образование школьников.

Многолетний опыт организации и проведения исследовательских работ с учащимися показывает, что основные затруднения вызывают недостаток опыта в организации своей работы, неумение подготовить и правильно оформить исследовательскую работу. Создание ученической исследовательской работы - это длительный процесс, который занимает годы. Организуя исследование, руководитель должен четко представлять какой объект будет исследоваться (растительный, животный, грибы, микроорганизмы). Какие условия необходимы создать и где это возможно (станция юннатов, абинет биологии, лаборатория, биокомплекс).

Процесс создания исследовательской работы вклю-чает следующие этапы: формирование замысла; со-ставление плана работы; поиск и отбор материалов; изучение материалов; составление плана; систематизация материалов; написание текста; оформление.

А.А. Павлов A.A. Pavlov

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

На первом этапе каждый ученик, группа должны выбрать объект и тему исследования, которую предлагает руководитель исследования, утвержденную на научно-методическом совете (лицея, школы). Каждый ученик должен сам выбрать заинтересовавшую его тему. После определения темы исследователь или творческая груп-па составляют рабочую программу исследовательской работы, где формируется проблема, определяется ее актуальность, цель, задачи, этапы выполнения, ожидаемые результаты, определяется реальная выполнимость. Составляется план работы: работа с литературой, публикациями, а также исторический анализ проблемати-ки сследования.

Следующий этап - изучение материала, необходимого для осмысления темы; накопление знаний; правильное составление плана реферата.

Вся собранная учащимися информация фиксируется в виде библиографических карточек, записей, прямых цитат, ксерокопий, алфавитных каталогов по проблеме исследования. Также приобщаются собранные графики, схемы, аннотации, конспекты. Найденные материалы осмысливаются с помощью операций анали-за, сравнения, классифицируются, бобщаются и могут быть представлены в виде обзора.

Таким образом, итогом формирования первоначального навыка работы с литературой является способность учащегося написать «обзор литературы по проблеме исследования».

Знания по изучаемой проблеме, полученные в ходе работы с научной литературой, позволяют перейти непо-средственно к проведению поисково-реобразующего этапа исследования.

Эксперимент - наиболее важная часть исследования. Для его проведения разрабатывается программа, в которой описывается все этапы проведения эксперимента, составляется план исследования: цель, задачи, методы, порядок проведения, число наблюдений, формы учета, анализ и обработка данных, форма отчета. признаком исследовательской деятельности является наличие стандартов оформления и представления творческого работы, которые имеют жесткие рамки: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, моногра-фия, популярная статья где четко определены логика из-ложения, характер языка, объем, структура.

Любой из перечисленных выше видов более или ме-нее развернутого изложения результатов работы одер-жит следующие основные части:

- титульный лист;

- теоретическое обоснование;

- описание опытно-экспериментальной работы;

- анализ и обобщение;

- заключение;

- библиография;

- приложения.

В настоящее время выделяют следующие типы аучно-исследовательский работ учащихся:

проблемно-реферативные творческие

работы; краеведческие работы;

экспериментальные творческие работы; натуралистические и описательные; исследовательские творческие работы; проектно-конструкторские творческие. Соотношение типов работ юных исследователей представлено в таблице 1.

Таблица

Соотношение типов работ юных исследователей с 1998 по 2013 годы

1.

Возраст исследователей

э 5S

s 1 ii i >= 1 >5 i S « о ж <и

Типы работ о

Проблемно-реферативные 5 7 8 15 26

Краеведческие 11 13 19 18 12

Экспериментальные 3 4 4 8 11

Натуралистические 15 18 24 26 29

Исследовательские 0 3 7 23 19

Проектно-конструкторские 1 4 2 7 17

По данным таблицы 1 построена гистограмма 1, по-казавшая соотношения типов работ.

Анализ таблицы и гистограммы показал, что боль-ше всего было натуралистических работ, а менее - экспериментальных и проектно-конструкторских. Наиболее распространенными направлениями исследования в последние годы стали проблемы загрязнения окружающей среды и способы сделать эту среду чище и безопаснее для жизни людей; проблемы поиска новых энергетических источников, проблемы снижения металлоемкости различных изделий; проблемы рационального режима тру-да и отдыха людей; проблемы бионики и кибернетики, проблемы толерантности в межнациональных отношениях; проблемы законотворчества в сфере социально-экономической защиты интеллектуальной собственности малообеспеченных слоев населения нашей страны.

Выполненная исследовательская работа подлежит представлению и публичной защите. В ходе подготовки, в которой учащиеся приобретают опыт и навыки веде-ния дискуссии, защиты своей точки зрения, оттачивают свою речь. Наиболее распространенным на современ-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016

ных научно-практических конференциях школьников является представление тезисов статей, выступления с докладами, презентации.

При подготовке к выступлению, учитывается существование нескольких вариантов представления исследовательской работы.

Классическая модель - устное выступление с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

- обзор использованных литературных источников по данной проблеме и их интерпретация;

- обоснование выбранных научных подходов, методик по решению данной научной проблеме исследования;

- интерпретация результатов, выводов по содер-могут анию работы.

Индивидуальная модель - подразумевает раскрытие личностных аспектов работы и концентрирует внима-ние а следующих аспектах работы:

- обоснование выбора темы;

- оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты работы;

- личная значимость работы и полученных результатов;

- перспектива продолжения работы.

Творческая модель предполагает:

- оформление стенда с документами по теме исследования;

- демонстрация наглядных материалов: видеозаписей, слайдов, аудиозаписей, оригинальный фрагмен-

ов части исследования;

- выводы по работе;

- могут быть представлены и не исследовательские информационно-реферативные работы.

Таким образом, в процессе работы над исследованием и подготовке её защиты формируются элементы деятельности (компетенции):

- мыследеятельностные;

- презентационные;

- коммуникативные;

- поисковые;

- информационные.

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, смысление полученных результатов.

Важнейшей оценкой для ученика в исследовательской деятельности является общественное признание его состоятельности (успешности, результативности, компетентности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности соответствующих компетенций важ-о для учителя. У обучающегося можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении исследовательской работы;

работая в группе и четкость ее выполнения;

3. использование в практической деятельности приобретенных знаний, умений и навыков;

4. работа с информацией, её количество, объём;

5. успешность владения освоенными методиками;

6. оригинальность способов решения проблемы, самостоятельность;

7. подготовка, оригинальность в проведении презентации;

8. общественное значение полученных результатов.

В лицее №18 города Орла за десятки лет работы

сложилась система формирования экологической культуры и компетентности учащихся, одним из компонентов которой является исследовательская деятельность школьников. Выполненные исследовательские работы ыть объединены в комплексную работу, дающую наглядное представление об исследуемом объекте. Примером являются исследования лесного пригород-ного урочища «Медведевская дача», проводившиеся с 1996 года. За эти годы были исследованы многие фито-ценозы, грибы, беспозвоночные и позвоночные живот-ные. Фитоценозы урочища за пятнадцать лет изучались есятками учащимися.

Это позволило лицеистам подготовить работы, представленные на различных конкурсах и получившие высокие оценки. Наибольших успехов добились Верижникова Наталья (неоднократный призёр Всероссийских олимпиад по экологии и конкурсов «Подрост»), Кузнецова Елена, Костина Татьяна, Митина Татьяна и Верижникова Мария. Типы леса изучал Швецов Валерий (победитель первого национального юниорского лесного конкурса), а гименомицеты - Солоненко Полина (призёр конкур-са «Подрост»). Муравьёв и других беспозвоночных исследовали Крывьязюк Владимир, Серебряков Евгений, Морунова Елена (призёры конкурсов «Подрост») и Ляскина Марина (призёр Всероссийского конкурса имени М. Шолохова). Насекомоопыляемые растения разных фитоценозов и активность в них насекомых-опылителей изучались Гавриковой Татьяной (победителем кон-курсов «Юность, наука, культура»; призёром конкур-сов «Подрост», «Первые шаги» и конкурса России и сопредельных стран им. Мантейфеля), а также Аленичева Маргарита, которая стала победительницей Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» и была награждена серебряным крестом. Два разных варианта комплексного исследования получили высшие награды Всероссийских конкурсов: конкурса «Первые шаги» (медаль Э. Галуа) и конкурса «Человек на Земле» (диплом «Хранители Земли» высшей ступени).

За последние двадцать лет члены экообъединения «Орёл» лицея №18 17 раз были победителями и 26 раз призёрами различных Всероссийских и Международных конкурсов, на которых получено 5 грантов Президента РФ, 17 медалей, 24 кубка, 107 дипломов и грамот.

Проведение исследований способствовало формированию экологической компетентности учащихся, многие из которых поступили и успешно учатся в вузах. Бывшие ученики защитили две докторские и 15 канди-датских диссертаций.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

Библиографический список

Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.

Захлебный А. Н., Дзятковская, Е. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 3-8.

Демьянков Е.Н., Бейцук С.Б. Роль дополнительного образования в подготовке школьников по биологии. М. Гуманитарный вестник, 2015, №2. С. 36-37.

Демьянков Е.Н., Тимофеева Л.Л. Биология. Природа живая и неживая в задачах, проблемных вопросах и интересных фактах. ОГУ имени И.С. Тургенева. 2016. 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зимняя И. Л. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. М.; Уфа, 2003.

КазаковаН. Ф. Формирование компетенции старшеклассников в сфере экологического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2004. 186 с.

Лебедев В. В. Структурирование компетенций - перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии. 2007. №2. С. 97-103.

Национальная доктрина образования Российской Федерации // утверждена Постановлением Правительства России 4 октября 2000.

Образование для решения экологических проблем. Программа развития АсЭкО // Вести СоЭС. 2000. № 3. С. 3-6.

Павлов А.А. Охранять природу - охранять Родину. Система экологической и природоохранной работы в школе. Учебно-методическое пособие. Орел, Региональный экологический центр, ООО ПФ «Картуш», 2010. 296 с.

Павлов А.А. Исследования учащихся в природе. Учебно-методическое пособие. Орел, Региональный экологический центр, «Картуш», 2010. 124 с.

Пронина Л.А. Методологические принципы исследования. Виды творческих работ, их подготовка, структура и представление. М.: ИКАР, 2009. С. 15 - 22.

Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

Селезнева Е.В. Сущностная характеристика акмеологической культуры личности // Мир психологии. 2004. № 1. С. 166-174.

Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А.А. Пинского. М.: «Мир книги», 2001. 95 с.

ХуторскойА.В. Современная дидактика. Теория, методология, практика. СПб.: Питер, 2001. 639с.

References

Dakhin A. Competence and competency: how much of them a Russian schoolchild has // Public Education. 2004. № 4. Pp. 136-144.

Demyankov E.N., BeytsukS.B. The role of additional education in preparing students for biology - M. Humanitarian Gazette. 2015. №2. Pp. 36-37.

Demyankov E.N., Timofeeva L.L. Biology. Nature animate and inanimate in the problems, concerns and interesting facts. OSU named after I.S.Turgenev. 2016. 191 p.

Zakhlebnyi A.N., Dzyatkovskaya E.N. Environmental competence - a new planned result of environmental education // Environmental education: before school, in school, out of school. -2007. № 3. Pp. 3-8.

Zhimnyaya I.L. Person's competence- a new quality of education result / I.L. Zhimnyaya // Problems of quality of education. M.; Ufa, 2003.

Kazakova N.F. Formation of competence of high school students in environmental education: Candidate dissertation in pedagogical sciences: 13.00.01. - Izhevsk, 2004. 186 p.

Lebedev V.V. Structuring competence - a perspective direction in solving the problems of education // School technology. 2007. №2. Pp. 97-103.

National Doctrine of Education of the Russian Federation // approved by the Decree of the Government of Russia, 4 October 2000.

Education for solving environmental problems. Development Programme ASEKO // News SEU. 2000. № 3. Pp. 3-6.

Pavlov A.A. Protect nature - to protect the homeland. The system of ecological and environmental work in the school. A teaching aid. Orel, the Regional Environmental Center, LLC PF "Cartouche", 2010. 296 p.

Pavlov A.A. Students' research in nature. Educational handbook. Orel, the Regional Environmental Center, "Cartouche", 2010. 124p.

Pronin L.A. Methodological principles of research. Kinds of creative works, their preparation, structure and presentation. M.: ICAR, 2009. Pp. 15-22.

Selevko G. Competences and their classification // Public Education. 2004. № 4. Pp. 138-143.

Selezneva E.V. The essential characteristic of the acmeological culture of the person // World of Psychology. 2004. № 1. Pp. 166174.

The strategy of modernization of general education: Materials for the development of documents to update general education / Ed. A.A. Pinskii. M.: "Mir Knigi", 2001. 95 p.

KhutorskoiA.V. Modern didactics. Theory, methodology, practice. SPb.: Peter, 2001. 639 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.