Влияние инвестиций на формирование социально-экономической политики регионов
Смольянова Ирина Викторовна,
аспирант кафедры государственного и муниципального управления,
Российский экономический Университет им. Г.В. Плеханова, [email protected]
В настоящее время в Российской Федерации происходит образование новых сфер влияния и политического контроля на социально-экономическое развитие регионов. В результате выявленных особенностей регионального развития, динамики государственного и частного инвестирования в экономику регионов, степени успешности реализации инвестиционных проектов демонстрируется роль политических факторов для стимулирования и регулирования инвестиционного и экономического роста регионов. Ключевую роль в инвестиционном процессе развития регионов выполняют региональные лидеры и политические институты. Автором проведен теоретический анализ конкурентоспособности регионов, обоснована разработка концепции реализации региональной инвестиционной политики посредством формирования системы государственной поддержки региональных объединений. В статье выявлены проблемы, возникающие в процессе привлечения инвестиционных ресурсов в регионы, предложены мероприятия и проанализированы механизмы повышения инвестиционного климата в регионах.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, регион, региональная политика, инвестиционная политика, региональное развитие, социально-экономическое развитие.
Введение
Существует широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых методов государственной поддержки инвестиционной деятельности регионов. В современной научной литературе затрагиваются такие проблемы, как категоризация мер государственной поддержки инвестиционных проектов, оценка их эффективности и разработка новых инструментов, учитывающих интересы объектов и субъектов государственной поддержки.
Целью исследования является теоретическое обоснование разработки концепции реализации региональной инвестиционной политики посредством формирования системы государственной поддержки региональных объединений.
Объектом исследования выступает система государственной поддержки региональных инвестиционных проектов как совокупность экономических, законодательных и организационных отношений.
Предметом исследования является региональная инвестиционная политика, возникающая в процессе формирования и государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, для обеспечения сбалансированного пространственного социально-экономического развития регионов.
Повышение инвестиционной активности региональных субъектов и факторы, влияющие на процесс формирования региональной инвестиционной политики, являются предметом исследования спектра социально-экономических наук. Интерес к феномену инвестирования в региональные проекты как возможность приумножения экономических активов, увеличения социального капитала и изучения множественных аспектов, побуждающих участников инвестиционных отношений к взаимодействию, связан с высокой ролью инвестиций в экономический рост конкретной территории. Вместе с тем в научной литературе остаётся открытым целый ряд вопросов: достаточно ли универсальны и валидны современные методы оценки инвестиционного климата регионов; насколько равнозначны параметры оценки инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков для формирования объективной средневзвешенной картины инвестиционного климата регионов; в какой степени сопоставимы статистические данные и субъективные экспертные оценки при составлении различных региональных инвестиционных рейтингов; в какой мере на принятие конкретных инвестиционных решений влияют данные рейтингов, инсайдерская информация, мнения специалистов, социально-психологические условия; какие из мер стимулирования инвестиционной активности регионального развития наиболее эффективны (государственные, финансовые, нефинансовые) и др.
X X
о
го А с.
X
го т
о
Методы исследования
Методологическая основа исследования опирается на положения теории инноваций и инновационной диффузии, институциональной теории и эволюционной теории экономической динамики.
м о м м
сч сч о сч
о ш Ш X
<
т о х
X
Работа выполнена с применением общенаучных методов, таких как дедукция, индукция, анализ и синтез, научное абстрагирование, сравнительный и исторический методы.
В отечественной научной литературе в большей мере проблематикой региональных инвестиций занимаются ученые-экономисты. В частности воздействию глобализации на трансформацию инвестиционной политики посвящены исследования Т.П. Елизаренко [4]. Институциональным аспектам формирования инвестиционного климата в российских регионах, созданию условий для привлечения международного инвестиционного капитала, изучению разнообразных мер государственной поддержки инвестиций посвящены работы А.А. Медведь [10].
Н. Работяжев [12] обращается к проблематике конструирования привлекательного международного имиджа страны и анализу политических рисков для иностранных инвесторов. Возможности и препятствия в деле привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях экономического кризиса рассмотрены в работе А.С. Солдатовой [15]. Многие научные труды посвящены проблематике инвестиционной деятельности в условиях международных санкций, направленных в отношении Российской Федерации, в частности, авторы рассматривают пакеты антисанкци-онных мер в различных отраслях российской экономики на примере регионов [1, 2, 8].
Результаты исследования
Поиск решения для обеспечения сбалансированного пространственного развития экономики восточных и других отдаленных регионов Российской Федерации был важным аспектом социально-экономической политики во времена активного промышленного развития советской экономики. Множество механизмов сглаживания региональной дифференциации было разработано советскими учеными.
Важной вехой в эволюции механизмов территориального развития стала разработанная Н.Н. Колосов-ским теория территориально-производственных комплексов [9]. Теория предполагала планирование сочетания взаимосвязанных промышленных предприятий в регионе, что необходимо для повышения экономической эффективности данных производств. Подбор, по мнению ученого, необходимо реализовывать, исходя из природных, экономических, транспортных, географических и социальных условий региона.
Вследствие того, что сглаживание пространственного развития экономики регионов России не всегда может быть обеспечено рыночными механизмами, вопрос участия региональных властей в инвестиционных процессах, нацеленных на размещение и интенсификацию производства в отстающих регионах, приобретает особую актуальность. Важным инструментом воздействия региональных властей на привлечение инвестиций в регион является повышение региональной конкурентоспособности и управление инвестиционным климатом региона.
Существует множество определений конкурентоспособности региона. М. Портер разработал модель «конкурентного ромба», которая представляет собой основу конкурентных преимуществ региона [11]. В понятие «конкурентного ромба» заключены такие атрибуты региона, как условия для факторов, состояние спроса, наличие поддерживающих отраслей, устойчивая стратегия,
внутриотраслевая конкуренция. М. Портер отмечает, что факторы, образующие конкурентоспособность территории, создаются, а не наследуются. Конкурентоспособность региона, определяемая через призму системы территориального маркетинга, представляет собой совокупность конкурентных преимуществ территории, являющихся значимыми для потребителя [13]. При этом конкурентное преимущество в данном случае представляет собой набор социально-экономических характеристик региона, создающих для него определенные превосходства в сравнении с другими регионами.
Как отмечает С.А. Жданов, конкуренция региона часто отождествляется с конкуренцией региональных правительств за факторы развития производства при помощи таких инструментов, как улучшение региональной инфраструктуры, формирование экономической и налоговой политики [5]. Роль региональной власти в таком случае смещается от конкурентных преимуществ государственных компаний к созданию условий для появления преимуществ у частных региональных производителей.
Комиссия по росту и развитию Всемирного банка подчеркивает важность региональной конкуренции, отмечая, что успех в конкурентной борьбе за размещение производств в регионах зачастую определяется базовыми географическими и социально-экономическими факторами. При этом комиссия Всемирного банка утверждает, что правительства стран способны влиять на снижение диспропорций в региональном развитии путем повышения конкурентоспособности отдельных регионов за счет создания и улучшения инфраструктуры. По этому поводу был сформулирован ключевой постулат региональной конкуренции - региональная политика не должна пытаться создать пространственное единообразие в моделях роста и развития, она должна создать единство.
Анализ построения структурной модернизации экономик европейских стран подчеркивает, что важнейшим инструментом государства по управлению социально-экономическим развитием регионов является реализация инвестиционной политики территорий. При этом субъекты регионов и инструменты реализации инвестиционной политики регионов могут варьироваться в зависимости от целей проведения подобной региональной политики. Конечным результатом реализации инвестиционной политики является как общее увеличение инвестиционного климата региона, так и селективная поддержка конкретных инвестиционных региональных проектов, оказывающих существенный мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие региона.
Основные механизмы реализации региональной государственной поддержки инвестиционных проектов позволяют обеспечить снижение дифференциации в уровне социально-экономического развития между регионами. Таким образом, инвестиционная политика региона становится важным инструментом реализации программ региональной политики, обеспечивающей социально-экономическое развитие регионов. В этой связи, актуально рассмотреть опыт стран, использующих механизмы региональной политики в целях обеспечения сбалансированного территориального развития регионов.
Успешным примером реализации новых механизмов развития региональной инвестиционной политики является Китайская Народная Республика (КНР). В 1980 году
в стране были сформированы четыре особые экономические зоны, в которых введены определенные условия ведения экономической хозяйственной деятельности, в том числе механизмы налогового стимулирования [7]. Целью применения данного инструмента экономического развития являлось формирование оптимальной модели экономического развития отдельных регионов на основе факторов конкурентоспособности регионов за счет привлечения иностранных инвестиций [16]. Необходимо отметить, что особые экономические зоны заняли отдельное место в территориальном планировании экономики Китая наравне с другими регионами, а местные органы власти были наделены значительной самостоятельностью в принятии решений, касающихся социально-экономических вопросов развития данных территорий. Несмотря на то, что при формировании особых экономических зон КНР планировалось наделение их высокой долей автономии, в том числе от распределения финансовых ресурсов центральной властью. Фактически государство в лице федеральных органов власти стало крупнейшим инвестором, направляя финансовые потоки в строительство инфраструктуры и развитие промышленности для обеспечения экономической активности региона.
Развитие конкурентоспособности региона в Российской Федерации должно стать ключевым приоритетом федеральной и региональной власти. Это требует применения системного подхода при управлении конкурентоспособностью региона. Г.Ю. Гагарина и Л.Н. Чайни-кова отмечают, что управление конкурентоспособностью должно опираться на принципы достижения поставленных целей, следования стратегическим приоритетам, адаптации к меняющейся внешней среде, индивидуального подхода к каждому элементу системы и экономичности [3]. Для целей укрепления позиций региона авторы предлагают создать Агентство развития региональной конкурентоспособности. Для достижения поставленной перед агентством цели необходимо формирование внутри нее функционально-организационных структур, отвечающих за пять основных направлений деятельности: повышение эффективности управления региональной экономикой, повышение инвестиционной, инновационной и конкурентной активности, формирование человеческого капитала. Таким образом, качественные преобразования в стратегическом управлении регионом способны ускорить процессы повышения его конкурентоспособности.
Г.М. Зинчук и А.С. Макекадырова раскрывают понятие конкурентного потенциала аграрных территорий, как механизма развития конкурентоспособности региона. Конкурентный потенциал выступает как характеристика, отражающая способность производить продукцию на определенной территории, удовлетворять потребности товарных рынков, выполнять работы и оказывать услуги в соответствии со сложившейся специализацией и конкурентными возможностями региона [6]. Конкурентный потенциал является важным фактором успешной деятельности хозяйствующих субъектов. По мнению авторов, актуальность формирования и развития конкурентного потенциала аграрных территорий обусловлена повышением значимости производства продуктов сельскохозяйственного назначения и увеличением их доли в макроэкономических показателях для системы продовольственной безопасности страны и всей экономики регионов в целом. При этом, рассматривать конкурентный потенциал необходимо в комплексе с трудовым и
инновационным потенциалом региона, а также в соответствии с исторически сложившимися тенденциями формирования экономики региона.
Проведение эффективной политики регионального развития конкурентоспособности регионов невозможно без анализа информации о социально-экономическом потенциале региона. Социально-экономический потенциал выступает важным элементом возможностей роста экономики региона и помогает государственным органам РФ в подготовке стратегических программ социально-экономического развития [14].
Во многих регионах РФ сохраняются системные проблемы, связанные с латентной социокультурной напряженностью регионов, присутствием теневой экономики, сложностями выстраивания системы общественно-политических взаимодействий. Необходимо понимать, что устранение указанных проблем требует большего времени и конкретных решений на местах. К особенностям регионального политического режима, способствующим эффективной реализации региональной инвестиционной политики отнесём: способность региональных элит к политическому лавированию в условиях санкционного давления; умение действовать в условиях реализации доминантных политико-экономических интересов федеральной власти в системе взаимодействий «центр-регионы», в контексте которых наиболее четко проявляются процессы складывания баланса центростремительных и этно-региональных интересов. В результате чего, выстраивается новая структура региональной элиты, включающая как представителей местных этно-элит, так и делегирование представителей федеральных «властей». К особенностям политического режима регионов, препятствующим инвестиционной активности, относится социокультурная конфликтность, которая имеет место быть в мультикультурном регионе, проявляется и в динамике взаимоотношений региональных политических элит. Генезис регионального режима связан с активизацией политических факторов инвестиционного процесса региона и способствует экономическому росту региона и активности инвесторов.
Несмотря на указанные проблемы в процессе привлечения инвестиций в регионы, государственные органы постоянно разрабатывают механизмы формирования инвестиционного климата регионов. Минэкономразвития РФ приняло методические рекомендации для регионов по формированию инвестиционных деклараций, комитетов и агентств развития.
В 2021 году был утвержден региональный инвестиционный стандарт, являющийся системой поддержки новых инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации, включающий в себя создание инвестиционной декларации региона, агентства развития, инвестиционных комитетов, создание и запуск инвестиционной карты субъекта, внедрение свода инвестиционных правил. К внедрению «пилотных» проектов приступило 12 регионов Российской Федерации (г. Москва, Московская, Сахалинская, Тульская, Воронежская, Новгородская, Нижегородская, Челябинская, Волгоградская области, Республика Татарстан, Мордовия и Забайкальский край). В регионах РФ сейчас ведётся комплексная работа по улучшению инвестиционного климата регионов и созданию благоприятных условий для введения и развития бизнеса. В числе значимых результатов работы - переход на цифровизацию экономики и предоставление услуг населению, сокращение сроков прове-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
сч сч о сч
о ш Ш X
<
m о х
X
дения процедур регистрации бизнеса и объектов недвижимости, повышение уровня развития государственно-частного партнерства. Для инвесторов регионы готовы предложить привлекательный пакет экономических и законодательных преференций, позволяющих успешно вести бизнес. Для поддержки и развития бизнеса предусмотрено более 100 программ государственной поддержки.
Обсуждение
Региональные инвестиционные проекты в Российской Федерации являются как частной инициативой бизнеса, так и инициативой федеральных и региональных органов власти, преследующих цель экономического роста регионов. Сущность региональных инвестиционных проектов (РИП) в Российской Федерации заключается в их соответствии целям стратегического развития экономики регионов, в связи с чем органы власти заинтересованы в оказании поддержки таким проектам. Статус субъекта, инициировавшего РИП, не всегда оказывает существенную роль на реализацию такого инвестиционного проекта в регионе. Возникновение РИП как частной инициативы бизнеса в регионе определяется в большей степени наличием рыночных возможностей и уровнем инвестиционного климата в регионе. Региональные инвестиционные проекты, инициированные органами государственной власти, носят директивный характер, во многих случаях не зависят от инвестиционного климата в регионе и, как правило, создают базу для мультипликативного роста экономики региона. При этом основой формирования РИП вне зависимости от статуса их субъекта является система государственных документов (стратегий, программ, концепций и планов), регламентирующих вектор социально-экономического развития регионов.
Региональные власти сталкиваются с рядом проблем в процессе привлечения инвестиций в регионы, в частности, связанных с исторически сложившимися способами хозяйствования, ресурсными и финансовыми возможностями, ментальными и политико-культурными характеристиками общества, укорененными обычаями и нормами поведения, системой взаимоотношений «власть-бизнес-гражданское общество». Особую роль в современной политике регионов играет коммуникация, соответственно, проблемы брендинга территорий, реализации имиджевых проектов требуют от властей нетрадиционных и гибких форм взаимодействия со всеми участниками регионального инвестиционного процесса.
Выводы
Развитие конкурентоспособности регионов в Российской Федерации должно стать ключевым приоритетом региональных властей. Это требует применения системного подхода при управлении конкурентоспособностью регионов. Для формирования устойчивого социально-экономического развития регионов необходима выработка системных мер, охватывающих все отрасли экономики и социальной сферы, обеспечивающих качественный переход в новое состояние развития региональной экономики. В условиях свободного рынка данный переход, основанный исключительно на рыночных отношениях, невозможен, в результате чего требуется активная поддержка государственных органов власти.
Действующую сегодня систему государственной поддержки региональных инвестиционных проектов в Российской Федерации необходимо усовершенствовать
в процессе ее формирования и реализации для улучшения показателей социально-экономического развития регионов.
Литература
1. Бабюк И.А. Инвестиционная политика в условиях экономических санкций (на примере Санкт-Петербурга) // ПОЛИТЭКС. - 2018. - № 1. - С. 68-76.
2. Вякина И.В. Воспроизводство основного капитала в условиях инвестиционного кризиса: институциональные факторы и ограничения // ПСЭ. - 2017. - № 1 (61). - С. 44-48.
3. Гагарина Г.Ю., Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность России и ее регионов: организационный аспект управления // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 8. - С. 117-129.
4. Елизаренко Т.П. Влияние глобализации на инвестиционные процессы в субнациональных образованиях России // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 8). - С. 1692-1702.
5. Жданов С.А. Теоретические основы региональной конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2015. - № 5(59). - С. 91-95.
6. Зинчук Г.М., Макекадырова А.С. Концептуальные основы формирования и развития конкурентного потенциала аграрных территорий // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.- 2017.
- № 4 (94). - С. 138-143.
7. Иванов С.А. Особые экономические зоны в Китае: уроки для дальневосточной политики // Россия и АТР. -2014. - № 4 (86). - С 129-141.
8. Коварда В.В., Рогов Р.А. Исследование основных проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Вестник евразийской науки. - 2019. - № 1. - С. 1-15.
9. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль. - 1969. - 335 с.
10. Медведь А.А. Инвестиционный процесс: стимулирующая политика государства // Вестник ГУУ. - 2017. -№ 2. - С. 151-158.
11. Портер М. Конкуренция: учебное пособие; пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс». -2000. - 495 с.
12. Работяжев Н. Социально-политические факторы формирования инвестиционного имиджа России // Мировая экономика и международные отношения. - 2011.
- № 3. - С. 57-66.
13. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер. - 2009. - 368 с.
14. Смольянова И.В. Социально-экономический потенциал как фактор развития региона: сущность и оценка // Инновации и инвестиции. - 2022. - № 3. - С. 224-228.
15. Солдатова А.С. Пути развития инвестиционной деятельности в условиях кризиса // Молодой исследователь Дона. - 2018. - №1 (10). - С. 149-152.
16. Чао В., Полоник, С.С. Современная экономика Китая. - Минск: Право и экономика. - 2016. - 157 с.
The impact of investment on the formation socio-economic policy of the
regions Smolyanova I.V.
Plekhanov Russian University of Economics
JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20
At the present time in the Russian Federation there is a formation of new spheres of influence and political control of the regions, including in the economy of investment. As a result of the identified features of regional development, the dynamics of public and private investment in the regional economy, the degree of success of investment projects demonstrates the role of political factors to stimulate and regulate the investment and economic growth of regions. The key role in the investment process of regional development is played by regional leaders and political institutions. The author conducted a theoretical analysis of regional competitiveness, justified the development of the concept of regional investment policy through the formation of the system of state support of regional associations. The article reveals a number of problems arising in the process of attracting investment resources to the regions, proposes measures and analyzes mechanisms to improve the investment climate in the regions.
Keywords: investments, investment climate, region, regional policy, investment policy, regional development, socio-economic development.
References
1. Babyuk I.A. Investment policy in the conditions of economic sanctions (on
the example of St. Petersburg) // POLITEX. - 2018. - No. 1. - pp. 68-76. (In Russ.)
2. Vyakina I.V. Reproduction of fixed capital in the conditions of the invest-
ment crisis: institutional factors and constraints // PSE. - 2017. - № 1 (61). - pp. 44-48.
3. Gagarina G.Yu., Chaynikova L.N. Competitiveness of Russia and its re-
gions: organizational aspect of management // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2014. - No. 8. - pp. 117-129. (In Russ.)
4. Elizarenko T.P. The impact of globalization on investment processes in
subnational entities of Russia // Fundamental research. - 2014. - No. 12 (part 8). - pp. 1692-1702. (In Russ.)
5. Zhdanov S.A. Theoretical foundations of regional competitiveness // Bulle-
tin of the Saratov State Socio-Economic University. - 2015. - № 5(59).
- pp. 91-95. (In Russ.)
6. Zinchuk G.M., Makekadyrova A.S. Conceptual foundations of the formation
and development of the competitive potential of agrarian territories // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics.- 2017. - № 4 (94). - pp. 138-143. (In Russ.)
7. Ivanov S.A. Special economic zones in China: lessons for Far Eastern pol-
icy // Russia and the Asia-Pacific region. - 2014. - № 4 (86). - pp. 129141. (In Russ.)
8. Kovarda V.V., Rogov R.A. Investigation of the main problems of attracting
foreign investment in the Russian economy // Bulletin of Eurasian Science. - 2019. - No. 1. - pp. 1-15. (In Russ.)
9. Kolosovsky N.N. Theory of economic zoning. - M.: Thought. - 1969. - 335
p. (In Russ.)
10. Medved A.A. Investment process: stimulating state policy // Bulletin of GUU. - 2017. - No. 2. - pp. 151-158. (In Russ.)
11. Porter M. Competition: a textbook; translated from English / M. Porter. -M.: Publishing house "Williams". - 2000. - 495 p. (In Russ.)
12. Rabotyazhev N. Socio-political factors of the formation of the investment image of Russia // World economy and international relations. - 2011. -No. 3. - pp. 57-66. (In Russ.)
13. Sachuk T.V. Territorial marketing. - St. Petersburg.: Peter. - 2009. - 368
p.
14. Smolyanova I.V. Socio-economic potential as a factor of regional development: essence and evaluation // Innovations and investments. - 2022.
- No. 3. - pp. 224-228. (In Russ.)
15. Soldatova A.S. Ways of development of investment activity in the conditions of crisis // Young researcher of the Don. - 2018. - №1 (10). - pp. 149-152. (In Russ.)
16. Chao V., Polonik, S.S. Modern Economy of China. - Minsk: Law and Eco-
nomics. - 2016. - 157 p. (In Russ.)
X X
o
00 >
c.
X
00 m
o
ho o ho ho