УДК 332.142
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
© 2013
В.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Р.Р. Атаулов, асистент кафедры «Экономика и менеджмент» Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,
Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье проводится анализ значимости инвестиций в финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Рассматривая инвестиции как экономический фактор, необходимо прогнозировать и планировать инвестиции.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная привлекательность; экономический фактор; экономическая выгода; прибыль.
Являясь необходимым фактором развития страны, региона, а также создания или развития субъекта, инвестиции нацелены на получение экономической выгоды. Рассматривая инвестиции как экономический фактор, необходимо прогнозировать и планировать инвестиции. Анализ субъекта инвестиционного процесса, направление, цели, анализ возможностей инвестора, а также весь инвестиционный процесс от начала до конца важен при формировании инвестиционной политики хозяйствующего субъекта.
Понятие «инвестиций» раскрывается не только как вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом, но и охватывают все процессы, направленные на расширение сферы хозяйственной деятельности. Различают финансовые (операции с ценными бумагами) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). Экономическая природа категории «инвестиции» состоит в построении отношений между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства [9, с. 226]. Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров, услуг и доставке их к конечному потребителю. Инвестиции представляют собой капитал, приумножающей национальное богатство. Также под инвестициями понимаются экономические ресурсы, направленные на увеличение реального капитала общества, расширяющие или модернизирующие производственный процесс. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров [7, с.66]. Такие затраты определяются как инвестиции в «интеллектуальный капитал», приобретающие все большее значение на современном этапе развития экономики являясь, основным фактором современного экономического развития - интеллектуальный продукт, предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств. Так В.И. Бариленко пишет «Современное видение компании означает осознание необходимости интеграции в анализе и управлении традиционно учитываемого финансового капитала (вложенного в материальные активы) и интеллектуальный капитал» [1, с. 65].
Показатели доходности и рентабельности - важнейшие структурообразующие критерии для инвестиций, определяющие их приоритетность. Негосударственные источники инвестиций направляются, прежде всего, в высокорентабельные отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала. В этих условиях, сферы экономики с медленной окупаемостью вложенных средств остаются недоинвестированными. Эта полюсность экономической политики должна регулироваться результативной
налоговой стратегией, государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятий, осуществляемых правительством. Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов охватывает определенный период, который принято называть инвестиционным циклом. Если рассматривать реальные инвестиции, то инвестиционный цикл включает следующие этапы: научные разработки, проектирование, строительство, освоение [8, с.17].
Эффективность инвестиций определяется ростом национального дохода, влияющего на рост абсолютных размеров накопления, необходимых в производственном процессе. Только при абсолютном росте потребления, можно судить о высоком уровне эффективности инвестиций. Осуществляемая хозяйствующим субъектом инвестиционная деятельность для расширения своего производственного процесса играет стимулирующую роль для всей экономики. Покупка хозяйствующего организацией инвестиционных товаров, разного рода машин влечет за собой общее увеличение спроса на товарном рынке, что прямо содействует росту экономики в целом [4, с.26]. Существуют различия в доходах от инвестиций. Необходимое условие - доходы на производственные инвестиции должны быть больше доходов по альтернативным видам вложений. В противном случае, нет экономической выгоды от вложения средств в производство, которое всегда связано с риском. Инвесторы предпочитают получать доход от гарантированных операций по вложениям свободных инвестиционных ресурсов. Все инвестиционные действия сопровождаются изменениями в денежных потоках. Это обусловлено тем, что «деятельность коммерческих организаций направлена на достижение главной цели, связанной с извлечением прибыли, что является важной предпосылкой возникновения денежного потока» [3, с. 57]. Пока максимальный доход от инвестиций превышает издержки инвестирования, инвестиционные программы будут осуществляться. Пока стоимость предельного продукта, производимого вновь привлекаемыми работниками, больше издержек на дополнительную заработную плату, субъекта будут продолжать принимать новых работников. Но, если отдача, ниже, то выгоднее уменьшать вложения ресурсов и сокращать деятельность хозяйствующего субъекта. Если же инвестиционные издержки хозяйствующего субъекта (процент по займам, предназначенных для инвестиций) больше, чем предельный доход от данного вида вложений, а стоимость предельного продукта не покрывает издержек на оплату труда, такой субъекта придется свернуть свои инвестиционные программы и уменьшить численность занятых работников [5, с.11].
Инвестиции необходимо реализовывать таким образом, чтобы отдача от последней истраченной инвестиционной денежной единицы была одинакова или больше по всем инвестиционным программам. Если же инвестиционные расходы распределяются так, что приращение полезности, получаемой от реализации одной инвестиционной программы меньше, чем от другой, то ресурсы используются таким образом, что они дают
меньше совокупной полезности, чем могли бы дать. Следовательно, полезность может быть повышена за счет меньшего количества вложенных денежных ресурсов на проекты, дающие незначительный прирост полезности, и больше на дающие значительный прирост полезности или прибыли. Инвестор, желающий максимально использовать вкладываемые средства, должен, перераспределять свои ресурсы именно таким образом и будет делать это до тех пор, пока прирост полезности от соответствующих инвестиций не станет одинаковым по всем направлениям. Рецепт достижения потребителями инвестиций максимального эффекта от них заключается в том, что они должны следить, чтобы предельная польза была одинакова по всем инвестиционным проектам и программам [5, с.12].
Определение эффективности инвестиционных средств посредством анализа способствует максимально возможному результату от их использования. Одной из процедур инвестиционного анализа является оценка эффективности капиталовложений в производственные мощности и оборудование [6, с. 93]. Следовательно, вложение инвестиционных ресурсов должны реализо-вываться так, чтобы максимальный эффект был дифференциальным для всех проектов, что позволит выбрать, между различными вариантами инвестиционных программ, наиболее выгодный с точки зрения прибыльности, т.е. объем производства и совокупная полезность от проекта будут максимальными. Прогнозируя инвестиционную деятельность, следует учитывать то, что инвестиции являются связующим звеном в цепочке вопросов развития страны в целом, модернизации экономики достижении стабильного экономического роста и увеличении конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках.
В рыночных условиях для любого хозяйствующего субъекта на первое место выступает привлечение реальных инвестиций в экономику. Расширение финансово-хозяйственной деятельности нацелено на привлечение дополнительных средств от инвесторов, заинтересованность которых в сохранении и преумножении временно свободного капитала. Ориентируясь на бизнес-план инвестиционные потоки, посредством производственной программы, участвуют в развитии хозяйствующего субъекта, укрепляют деловые отношения с партерами и повышают конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Инвесторы - основные субъекты инвестиционной деятельности, которыми могут быть вкладчики, покупатели, заказчики, кредиторы и другие участники инвестирования. Инвестор осуществляет самостоятельный выбор объектов инвестирования, определяет направления, объемы и эффективность инвестиций, контролирует их целевое использование, является собственником созданного объекта инвестиционной деятельности. Характерная особенность инвестора заключается в отказе от немедленного потребления имеющихся средств в пользу удовлетворения своих потребностей в будущем на новом, более высоком уровне.
Важнейшая задача инвестора - выбор объекта инвестирования, имеющего наилучшие перспективы развития и обеспечивающего высокую эффективность вложений. Выбор объекта вложения средств для потенциального инвестора не происходит спонтанно. Этому предшествует сложный процесс тщательного отбора, анализа и оценки всех возможных претендентов, из которых выбирается наиболее эффективный, привлекательный объект инвестирования [10].
Целесообразно проанализировать понятие инвестиционной привлекательности, которое рассматривается как совокупность показателей и характеристик хозяйствующего субъекта, помогающих инвестору выбрать его как объект инвестирования. Подтверждением высокой инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта служит его эффективная и прибыльная финансово-хозяйственная деятельность, что подтверж-
дает с позиции перспективного развития целесообразности осуществления инвестиций в данный объект. Необходимо заметить, что формирование системы показателей инвестиционной привлекательности - это сложный и продолжительный процесс, требующий последовательности действий, учитывающий индивидуальность каждого хозяйствующего субъекта. Основные этапы разработки показателей инвестиционной привлекательности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные этапы разработки инвестиционной привлекательности
С использованием достоверной информации об объекте инвестирования, его стабильности и доходности финансово-хозяйственной деятельности инвестор анализирует возможные риски, связанные с деятельностью хозяйствующего субъекта, оценивает уровень инвестиционной привлекательности и принимает управленческие решения по вливанию инвестиций с учётом экономической выгоды. Степень устойчивости хозяйствующего субъекта на рынке и её прибыльность можно оценить с помощью определения стадии жизненного цикла. Жизненный цикл субъекта - это тот промежуток времени, за который она проходит определенные стадии своего развития. Жизненный цикл первой стадии - это организация и его становление. Отличительной чертой первой стадии жизненного цикла является то, что она способствует уточнению сферы деятельности любого хозяйствующего субъекта и любой хозяйствующего структуры. На данном этапе становления хозяйствующего субъекта определяются цели, и происходит выбор стратегии деятельности, разрабатывается производственная и организационная структура, подбирается необходимый персонал, закупается оборудование, сырье, обуславливается организация производства продукции (товаров, работ и услуг) и управления.
Стабильность, эффективность, доходность и рентабельность деятельности хозяйствующего субъекта достигается только в том случае, когда коммерческая организация способна к трансформациям, эластично реагирует на динамику внешней среды, стремительно приспосабливается к рыночным требованиям, как конкурентов, так и покупателей. Удерживая данные позиции, коммерческая организация способна успешно функционировать на протяжении длительного периода времени, не опасаясь снижения рентабельности и банкротства и наоборот, если коммерческая организация вовремя не реагирует на требования стадий жизненного цикла, то его деятельность приведет к спаду деловой активности
и банкротству. Наиболее привлекательным для инвестора является коммерческая организация, находящаяся на стадии роста и зрелости, так как на данном этапе организация находится в наиболее стабильном и прибыльном положении, этому этапу присущи максимальная доходность и минимальные риски. При этом разработка инвестиционной привлекательности базируется на определении стадии жизненного цикла хозяйствующего субъекта с учетом её фактического финансового состояния.
Анализ инвестиционной привлекательности занимает первоочередное место в инвестиционном процессе. От грамотного проведения анализа деятельности хозяйствующего субъекта, от оценки её финансового состояния и от точности определения её места на рынке зависит достоверность определения её стадии жизненного цикла, которая и позволяет инвестору сделать вывод об её инвестиционной привлекательности [10, 11, 12].
Инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность качественных и количественных показателей, характеризующих её как объект инвестирования и дающих ей конкурентные преимущества при выборе инвестором объекта вложения своего временно свободного капитала. Инвестиционная привлекательность важна для инвесторов, так как анализ предприятия и его инвестиционной привлекательности позволяет свести риск неправильного вложения средств к минимуму. Как пишет Р.П. Булыга, инвестиции в интеллектуальный капитал - это "совокупность элементов неосязаемого (нематериального) потенциала фирмы, а также системы экономических отношений по его использованию для создания стоимости бизнеса" [2, с.44].
Следует рассмотреть две основные группы инвесторов - это кредиторы и участники бизнеса. К группе кредиторов относятся инвесторы, заинтересованные в получении доходов в качестве процентов на кредитные обязательства. В группу участников бизнеса, т.е. владельцев доли в бизнесе, отнесем заинтересованных лиц в получении прибыли от стоимости объекта инвестирования. Интересы инвесторов лежат в области оценки риска и доходности инвестиционного проекта, способности хозяйствующего субъекта генерировать прибыль и выплачивать дивиденды. Со стороны инвесторов определяются требования к объекту инвестирования, с учётом специфики финансово-хозяйственной деятельности, уровню доходности и прибыльности деятельности, уровню обусловленных рисков, связанных с невозвратностью вложенного капитала или недополучением дохода на каждый рубль вложенного капитала. Однако стоит заметить, что особый акцент инвесторов-кредиторов делается на способность хозяйствующего субъекта выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов. Для инвесторов, участвующих в бизнесе, - свидетельство того, что объект инвестирования способен освоить полученные инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора. Несмотря на то, что инвестор, прежде чем вовлечь свободный капитал в инвестирование, выдвигает различные требования к хозяйствующему субъекту при принятии решения об инвестировании, зачастую эти субъекта не соответствуют перечисленным требованиям инвестора. Следовательно, стоит отметить важность проведения анализа инвестиционной привлекательности при принятии управленческих решений и целесообразно рассматривать его в качестве самостоятельного направления экономического анализа. Анализ возможности инвестирования строится на базе достоверной, оперативной и своевременной информации. Используя системный подход для разработки стратегии инвестирования, изучается конъюнктура рынка, как на макроуровне (инвестиционный климат государства в целом), так и на микроуровне (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта), что позволяет инвесторам выбрать такую коммерческую организацию, которая будет
иметь перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта. При формировании стратегии инвестирования обеспечение инвестора планируемой прибылью, с минимальными рисками возможно при использовании системного подхода в аналитическом обосновании. Одновременно инвестор рассматривает, к какой отрасли принадлежит коммерческая организация (развивающиеся или депрессивные отрасли) и её территориальное расположение (регион, федеральный округ и т.д.), так как данные направления играют важную роль и отличаются уровнем инвестиционной привлекательности.
Роль инвестиций в деятельности любого хозяйствующего субъекта и любой коммерческой организации, на современном этапе развития экономики нашей страны, заключается в обеспечении экономической эффективности субъекта в части возобновления и увеличения производственных ресурсов. Следовательно, можно утверждать, что инвестиции осуществляются с целью получения дохода в виде прибыли и становятся напрасными, если они не приносят хозяйствующего субъекта прибыли. Инвестиционную привлекательность предлагаем оценивать, как уровень доходов инвестора, который он может получить на вложенные средства. Данная оценка обусловлена тем, что в реальных условиях хозяйствования необходимо формировать инвестиционную среду, способствующую повышению инвестиционной привлекательности коммерческих организаций, как для иностранных, так и для российских инвесторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитическое обеспечение инновационного развития бизнеса: Монография. Под ред. Проф. В.И. Бариленко. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013. - 304 с.
2. Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов хозяйствующего субъекта. Правовые, учетные и методологические аспекты: учебное пособие для вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - ЮНИТИ-ДАНА, 2012 -343с.
3. Гогина Г.Н., Соколова А.А. О денежных потоках субъекта оптовой торговли. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7.
4. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-р экон. наук, проф. В.А. Слепова. -М.: Экономист, 2005. - 478 с.
5. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. .Инвестиции: теория и практика / Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. -509 с.
6. Методология и инструментарий управленческого учёта, анализа и аудита инвестиционной деятельности коммерческих организаций : монография / под общ. Ред. А.И. Кривцова. - Самара: Самарский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. - 400с.
7. Некрасова И.В. Инвестиции: учебное пособие / И.В. Некрасова, В.А. Алешина, А.И. Зотова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 311 с.
8. Чернов А.Н. Инвестиционная стратегия: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 158 с.
9. Шнайдер, О.В., Шнайдер, В.В. Условия инвестиционной привлекательности как фактор финансово-хозяйственного благополучия / О.В. Шнайдер, В.В. Шнайдер // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7. С. 225- 229.
10. http ://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site 1238/html/ media90388/9Schneider
11. Крамин Т.В., Леонов В.А. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 39-45.
12. Никифорова Е.В., Кривцов А.И. Особенности стратегического инвестиционного анализа // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 86-94.
THE IMPACT OF INVESTMENT ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT
OF THE BUSINESS ENTITY
© 2013
V.V. Schneider,Ph.D., associate Professor of the Department «Economy and management» R.R. Ataylov, assistant of the Department «Economy and management»
Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article analyses the significance of investments in financial and economic activities of commercial organizations. Considering investments as an economic factor, it is necessary to predict and plan investments. Analysis of the subject of the investment process, direction, objectives, potential analysis of the investor and the investment process from beginning to end is important when formulating investment policy of the business unit.
Keywords: investments; investment attractiveness; the economic factor; the economic gain profit.
УДК 658.012
О ВЗАИМОСВЯЗИ ИННОВАЦИЙ И МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
© 2013
О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерского учёта, анализа и аудита» П.Ю. Лапаев, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции развития использования научных и технологических разработок в малом бизнесе, повышающих необходимость научной разработки данной проблемы, в частности через изучение связи инноваций и бизнеса.
Ключевые слова: инновация; малый бизнес; предпринимательство; инноватор; изобретатель.
В современном обществе, когда социальные, экономические, политические и культурные изменения зачастую происходят скачками, инновации как никогда важны для малого бизнеса. Как следствие, эта область исследования также является быстроразвивающейся с большим количеством публикуемых работ. Однако они в основном сосредоточены на исследовании управленческой активности в большом бизнесе и просматривается низкий уровень активности по отношению к малому бизнесу.
В современном, технологически ориентированном обществе к малому бизнесу есть определенный набор ожиданий, особенно на интернациональном уровне. Часто эффективное использование технологических инноваций считается необходимым условием выживания малого бизнеса. Необходимо уточнить, что же подразумевается под «малым бизнесом».
Малый бизнес - это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий формально не входящих в объединения. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации регулируется Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который был принят 24 июля 2007 года. Согласно трактовке этого закона, официально малый бизнес определяется как «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям». Среди условий, определяемых 209-ФЗ, в контексте данной статьи особое внимание стоит обратить на фактор средней численности работников за предшествующий календарный год, для малого предприятия такой показатель не должен превышать 100 человек, также особо выделены микропредприятия, до 15 человек. [1]
Следует отметить, что малым предприятиям по инициативе Правительства Российской Федерации (от 23 сентября 2009 года) оказывается государственное содействие (рис. 1).
Теперь следует очертить круг того, что следует рассматривать в качестве понятия «инновация». Классически оно может быть рассмотрено с точки зрения «предпринимательства», то есть с исторической и научно-производственной стороны.
V-x-
( \ 1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в
V у Пенсионный фонд на уровне 14% (с 2011).
2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
4.Освободить компании, работающие в сфере образованияи здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
5.Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
б. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС._
/^Ч-
/ \ 7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность
V J бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
Рисунок 1 - Перечень основных государственных направлений в области поддержки малого бизнеса
Теперь следует очертить круг того, что следует рассматривать в качестве понятия «инновация». Классически оно может быть рассмотрено с точки зрения «предпринимательства», то есть с исторической и научно-производственной стороны.
Однако одно использование технологической разработки не сделает бизнес инновационным, необходимы условия, при которых будет стимулироваться креативный подход к его применению и дальнейшему совершенствованию. Начало XXI века можно охарактеризовать как гонку технологий, когда желания потребителя направлены в первую очередь на получение высокотехнологичного продукта. Однако бесконечная гонка технологий невозможна, рано или поздно разработчики «упираются в потолок технологий». В таких условиях на первый план выходит именно креативное использование уже существующих технологий. Ярким примером такого положения может быть социальная сеть Twitter - это оригинальная, креативная идея, которая благодаря технологиям получили взрывообразное распространение по