Научная статья на тему 'Влияние инвестиционных процессов в регионе на занятость населения'

Влияние инвестиционных процессов в регионе на занятость населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЗАНЯТОСТЬ / СПРОС / МУЛЬТИПЛИКАТОР / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ / ЭКОНОМИКА / МИССИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНТЕРСИФИКАЦИЯ / INVESTMENT / EMPLOYMENT / DEMAND / MULTIPLIER / INVESTMENT ATTRACTION / EMPLOYMENT STRUCTURE / ECONOMY / MISSION / PROGRAM-TARGET PLANNING / INTENSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недохлебова Е.Б., Шуракова О.И.

В статье рассмотрена роль инвестиций в системе занятости в трактовке Д. Кейнса.. Проанализирована оценка инвестиционной активности в Дальневосточном федеральном округе. На примере Хабаровского края проведен анализ влияния инвестиционных проектов на процессы занятости. Разработаны предложения по интенсификации инвестиционных процессов.The article considers the role of investment in the employment system in the interpretation of John Keynes. The assessment of investment activity in the Far Eastern Federal District is analyzed. The analysis of the impact of investment projects on employment processes is carried out on the example of the Khabarovsk Krai. Proposals for the intensification of investment processes were developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиционных процессов в регионе на занятость населения»

УДК330.322:331.5 Е.Б. Недохлебова, канд. экон. наук

Хабаровский государственный университет экономики и права

О.И. Шуракова, канд. экон. наук

Хабаровский государственный университет экономики и права

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

В статье рассмотрена роль инвестиций в системе занятости в трактовке Д. Кейнса.. Проанализирована оценка инвестиционной активности в Дальневосточном федеральном округе. На примере Хабаровского края проведен анализ влияния инвестиционных проектов на процессы занятости. Разработаны предложения по интенсификации инвестиционных процессов.

Ключевые слова: инвестиции, занятость, спрос, мультипликатор, инвестиционная привлекательность, структура занятости, экономика, миссия, программно-целевое планирование, интерсификация.

The article considers the role of investment in the employment system in the interpretation of John Keynes. The assessment of investment activity in the Far Eastern Federal District is analyzed. The analysis of the impact of investment projects on employment processes is carried out on the example of the Khabarovsk Krai. Proposals for the intensification of investment processes were developed.

Keywords: investment, employment, demand, multiplier, investment attraction, employment structure, economy, mission, program-target planning, intensification.

Роль инвестиций в системе занятости населения первым определил Джон Кейнс, создав теорию инвестиций и сбережений. Инвестиции английский экономист Кейнс рассматривал в качестве инструмента «вовлечения в производственную сферу новых рабочих, что позволяет увеличить не только занятость населения, но и уровень национального дохода, повысить сбережения». Показатель занятости растет, по мнению Кейнса, в связи с возникающей причиной необходимости удовлетворения спроса со стороны новой рабочей силы. Данный коэффициент получил название мультипликатора, показывающего соотношение между количеством вложений и общей занятостью.

Иначе говоря, первоначальные инвестиции дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места, увеличивая в целом национальный доход.

В кейнсианской и марксистской теориях определяющим фактором занятости и безработицы выступают инвестиции. Отличие состоит в том, что, если для Кейнса причиной безработицы является недостаточный объем инвестиций, то для Маркса основополагающим является характер инвестиций, который определяется ростом органического строения капитала и техническим прогрессом. Сходство теорий заключается в движущих мотивах накопления, у Маркса и Кейнса они оди-

наковые, это прибавочная стоимость и максимизация прибыли. Таким образом, активизация инвестиционного процесса, создание инвестиционной привлекательности во все времена - актуальная проблема. Решение ее обеспечивает создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, стабильность и безопасность общества, выравнивание экономического развития регионов страны. Инвестиционная привлекательность любой социохозяйственной системы -сложное и многомерное понятие. Как правило, под ней понимается обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих целесообразность инвестирования в экономику страны, региона, муниципального образования. Оценка инвестиционной привлекательности включает:

- экономические условия (состояние макроэкономической среды, динамика ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляция, развитие высокотехнологичных производств, положение на рынке труда, ситуация в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и др.);

- государственную политику (степень государственной поддержки отечественных и иностранных инвестиций, формирование необходимой инфраструктуры и институтов, опасность национализации частного имущества, участие в международных договорах, соблюдение соглашений, преемственность политической власти, устойчивость государственных институтов и эффективность их деятельности и др.);

- нормативно-правовую базу (статус регламентирующих документов и порядок их корректировки, параметры ввода и вывода инвестиций из страны, налоговый, валютный и таможенный режимы, порядок создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, меры регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирование споров и др.);

- информационную открытость (свободный доступ к фактологическим и статистическим материалам о состоянии различных факторов и условий инвестиционной деятельности).

Большинство субъектов Дальнего Востока до принятия мер государственной поддержки не отличались высокой степенью инвестиционной привлекательности. Так, по объемам инвестиций в основной капитал Дальний Восток на протяжении долгого времени являлся замыкающим среди регионов России и лишь в 2009 г. незначительно опередил Сибирский федеральный округ. Так, по сравнению с 2000 г. объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. в действующих ценах увеличился на 784,9 млрд руб., или в 15,6 раз (2000 г. - 53,6 млрд руб., 2009 г. - 838,5 млрд руб.).

Значительный рост инвестиционной активности произошел в 2017 г., когда объем инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе составил 1 217 млрд руб., что на 22 % выше, чем в предыдущем году. Лидерами среди субъектов Дальневосточного региона стали Амурская область (+44 %), Республика Саха (Якутия) (+40 %) и Сахалинская область (+25 %).

Таким образом, 2017 г. явился своеоб-

разной точкой инвестиционного роста, поскольку инвестиции в основной капитал на Дальнем Востоке опередили общероссийский уровень на 4,4 %.

Средняя добавленная стоимость на одного занятого в экономике Дальневосточного федерального округа составила 1 172 тыс. руб., что на 22 % выше общероссийского уровня (по данным за 2016 г.).

К концу 2017 г. в Дальневосточном регионе было реализовано 83 инвестиционных проекта, создано 107 новых предприятий и более 8 тыс. рабочих мест.

Сложившаяся на Дальнем Востоке структура инвестиций свидетельствует о приоритетности вложений в проекты, связанные с транспортом и логистикой (30 %). На долю обрабатывающих производств приходится 1/3 проектов, сельского хозяйства и строительного бизнеса - 8 %, добывающей промышленности - 6 %, сферы услуг - 5 %. Такое положение объясняется приоритетами инвестиционной политики государства и бизнеса на Дальнем Востоке, когда первые отдают приоритеты инфраструктурным, а вторые -быстро окупаемым объектам.

Далее более подробно остановимся на инвестиционных процессах, протекающих в Хабаровском крае.

В отличие от субъектов Дальнего Востока, где в 2017 г. произошел рост инвестиций, в Хабаровском крае прослеживается противоположная тенденция: инвестиционная активность по сравнению с 2016 г. снизилась на 4,7 %. Однако объем инвестиций в основной капитал в 2018 г. (по оценке) составил 132,9 млрд руб. (105,5 % к уровню 2017 г. в сопоставимых ценах). Анализ документов правительства

Хабаровского края, в частности Плана содействия реализации ключевых инвестиционных проектов в 2019 г., показал, что количественные показатели занятости по каждому инвестиционному проекту отсутствуют, а результативность оценивается только числом запланированных мероприятий.

Между тем численность рабочей силы в крае с 2000 г. по настоящее время снизилась на 5 % - с 765,2 тыс. человек до 728,4 тыс. человек. Прогноз структуры занятости на 2019 г., по данным Агентства по развитию человеческого капитала в Дальневосточном федеральном округе, свидетельствует о смещении занятых в третичный сектор экономики края: торговля - 18 %, промышленность - 15 %, транспорт и связь - 11 %, финансы и недвижимость - 9 %.

Численность занятых в экономике края в 2017 г. составляла 697,5 тыс. человек. В 2018 г. в численности рабочей силы 701,1 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 27,3 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ) 1 (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Численность занятого населения увеличилась по сравнению с 2017 г. на 0,5 тыс. человек (0,1 %), численность безработных уменьшилась на 8,4 тыс. человек (23,5 %). Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы, увеличилась на 1,0 тыс. человек (0,3 %). При этом численность населения в возрасте 15 лет и старше за год уменьшилась на 6,9 тыс. человек (0,6 %).

Преобладающая часть занятого населения (96,4 %) трудится по найму. В организациях различных форм собственности работают 637,4 тыс. человек (90,9 % общей численности занятых, включая работающих владельцев предприятий, фермерских хозяйств), 40,5 тыс. (5,8 % занятых) имели работу по найму у физических лиц. Более 20 тыс. человек (2,9 % занятых) в качестве основной или единственной работы занимались предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, 3,0 тыс. человек (0,4 %) заняты в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи или обмена. В неформальном секторе экономики было занято 9,7 % от общей численности занятых.

Средний возраст занятых составил 40,9 лет (у мужчин - 40,1 лет, у женщин - 41,9 лет). Более половины (62,9 %) имеют высшее и среднее профессиональное образование. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляла 72,3 %, среди мужчин -53,8 %. Занятость по полу и месту проживания: среди занятых по методологии МОТ доля женщин составила 48,9 %, доля городских жителей - 84,4 %.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,0 раз превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2018 г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 5,5 тыс. человек, что на 12,2 %

меньше по сравнению с 2017 годом. Одна из причин таких отклонений - методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 12,8 % (3,5 тыс. человек) составляли пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях, обучающиеся в образовательных организациях, которые, согласно российскому законодательству, не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Уровень безработицы, рассчитанный без этой категории граждан, в 2018 г. составил 3,3 %. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований рабочей силы и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины, скорее, субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

Среди безработных по методологии МОТ доля женщин составила 42,5 %, доля городских жителей - 69,6 %. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2018 г. это превышение составляло 2,3 раза.

Приведенные данные свидетельствуют о положительном влиянии инвестиционной активности в крае на повышение эффективности занятости населения, хотя и не в полной мере.

В настоящее время в условиях ограниченных финансовых ресурсов (бюджет

края является дотационным) особенно важным являются правильно расставленные приоритеты инвестиционной деятельности. В Хабаровском крае они обозначены в стратегии социально-экономического развития до 2030 г. и базируются на системе благоприятных экономико-географических факторов. В качестве ключевых необходимо отметить значительные природные ресурсы, географическое положение, транспортную инфраструктуру и наличие промышлен-но-инновационного центра Дальнего Востока - г. Комсомольска-на-Амуре.

Вместе с тем доля Хабаровского края на Дальнем Востоке и в России по некоторым показателям начинает снижаться. Причиной этого является исчерпание экстенсивных факторов, то есть возможностей, связанных с увеличением использования природных и трудовых ресурсов, имеющихся основных фондов. Без принятия мер по стимулированию инновационного развития края экономические проблемы будут обостряться, что в конечном итоге может привести к замедлению экономического роста.

Предотвращение этих тенденций требует массированного привлечения отечественных и иностранных инвестиций для модернизации и технического перевооружения приоритетных секторов экономики. Для выявления их необходима разработка миссии и стратегических направлений развития региона.

Миссия в обозримой перспективе видится как формирование на базе края промышленно-индустриального центра Дальнего Востока. Стратегическими направлениями ее выполнения являются:

промышленно-инновационное развитие; усиление коммуникационной (транспортной) связующей основы субъектов региона; формирование центра переработки природных ресурсов; создание плацдарма освоения природных ресурсов Охотского моря; расширение функций контактной зоны России и АТР; формирование селитебных центров юга Дальнего Востока. Тогда целью управления инвестиционными процессами явится создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на эти стратегические направления. Наиболее распространенным инструментом управления экономическими процессами на уровне регионов и муниципальных образований в настоящее время является программно-целевое планирование, а инструментом - долговременные целевые программы. Последние включают цель и систему производственных, научно-исследовательских, организационно-экономических, социальных и других заданий и мероприятий, связанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, направленных на решение наиболее эффективным путем конкретных проблем. Подобные программы необходимы в регионах для интенсификации инвестиционных процессов. Применительно к условиям Хабаровского края акцент необходимо сделать на следующих направлениях, мероприятиях и проектах:

- поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности, включающая:

- организационную поддержку:

- подготовку бюджетных заявок для включения инвестиционных проектов края в перечень федеральных программ;

- информационно-консультационное обеспечение разработки инвестиционных проектов;

- административное сопровождение социально значимых инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации;

- проведение маркетингового исследования существующего имиджа края с точки зрения его инвестиционного климата среди потенциальных инвесторов и в краевом бизнес-сообществе;

- организация системы мониторинга, оценки инвестиционной привлекательности и результативности инвестиционных проектов;

- анализ законодательной базы по инвестиционной деятельности и внесение изменений в краевые нормативно-правовые акты;

- финансовую поддержку:

- предоставление налоговых льгот (отбор инвестиционных проектов и/или организаций, имеющих право получать налоговые льготы);

- предоставление на конкурсной основе бюджетных кредитов;

- субсидирование части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам;

- предоставление краевых бюджетных гарантий по кредитам финансовых учреждений города;

- предоставление льгот по аренде кра-

евого имущества, используемого в целях реализации инвестиционного проекта;

- финансирование на конкурсной основе социально значимых для края инвестиционных проектов с использованием форм государственно-частного партнерства;

- оказание консультационной помощи субъектам инвестиционной деятельности по формированию пакета документов на получение субсидий и кредитов из бюджетных и внебюджетных источников;

- информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Хабаровском крае:

- ведение и обновление реестра инвестиционных проектов, реализуемых в крае;

- совершенствование и развитие раздела «Инвестиции» на ^еЬ-портале правительства края;

- ежегодный выпуск и обновление информации инвестиционного паспорта края;

- издание и распространение сборника инвестиционных предложений (включая перевод на иностранный язык) организаций и предпринимателей, в том числе выпуск электронной версии и размещение на web-портале края;

- электронная и почтовая рассылка сборника инвестиционных предложений потенциальным отечественным и иностранным инвесторам, представительствам иностранных государств;

- анализ инвестиционной деятельности отечественных и иностранных компаний, работающих на дальневосточном рынке;

- формирование позитивного имиджа

Хабаровского края как инвестиционно привлекательной территории Дальнего Востока:

- подготовка и размещение в СМИ, на сайтах ведущих информационных агентств материалов об экономических процессах и инвестиционных возможностях Хабаровского края и его предприятий, объявлений об инвестиционных проектах или конкурсах, изменениях в инвестиционном краевом и муниципальном законодательствах;

- организация разработки и выпуска презентационных материалов (брошюр, плакатов, компакт-дисков и т.д.);

- распространение презентационных материалов, в том числе через консульские учреждения, представительства России за рубежом;

- обеспечение участия официальных делегаций Хабаровского края на тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях;

- развитие отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации;

- развитие инвестиционной инфраструктуры Хабаровского края:

- стимулирование финансового лизинга, содействие краевых и муниципальных органов власти в накоплении инвестиционного потенциала организациями, предоставляющими услуги по финансовому лизингу;

- создание базы данных о незадей-ствованных площадях на промышленных предприятиях с информацией об их правовом статусе, инженерных сетях и коммуникациях, дорожно-транспортной системе, условиях, стоимости аренды и приобретении их в собственность;

- создание подготовленных «промышленных площадок»: проведение комплекса землеустроительных работ, постановка сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрация прав на земельный участок, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

- создание перечня свободных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры;

- мониторинг эффективности работы элементов инвестиционной инфраструктуры, существующих в Хабаровском крае;

- проведение обучающих семинаров для специалистов в области привлечения инвестиций;

- организация подготовки кадров правительства Хабаровского края, администраций муниципальных образований по проблемам инвестиционной деятельности;

- организация процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами и субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями, объединениями путем проведения обучающих семинаров, «круглых столов» и др.;

- создание современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов;

- привлечение инвестиций в инновационную сферу:

- проведение инвестиционных бизнес-презентаций с привлечением потенциальных инвесторов и руководителей промышленных предприятий;

- повышение эффективности отраслей экономики и инвестиционной активности предприятий Хабаровского края:

- разработка адресных (целевых) инвестиционных программ муниципальными образованиями, включающих проекты, направленные на интенсификацию их социально-экономического развития;

- мониторинг инвестиционных процессов и проектов в разрезе видов экономической деятельности;

- разработка механизмов привлечения инвестиций в сферу недвижимости, в том числе создание условий для расширения рынка земли, активизации строительной деятельности.

В качестве основных целевых индикаторов, с помощью которых оценивается эффективность реализации мероприятий региональной инвестиционной программы, можно рекомендовать 3 группы показателей:

- характеризующие динамику инвестиций в сопоставимых ценах, в том числе на душу населения;

- результирующие, отражающие влияние инвестиций на состояние региональной экономики - объем отгруженных товаров собственного производства, оборот розничной торговли по всем каналам реализации, ввод в действие жилых домов, численность занятых в экономике и среднемесячная заработная плата;

- показывающие эффективность использования инвестиций - инвестиционная отдача, получение доходов на 1 руб. инвестиций, производительность труда.

Выбранные индикаторы, на наш взгляд, наиболее удачным образом отражают процессы инвестиционной деятельности в регионе и показывают степень

влияния запланированных мероприятий на повышение его инвестиционной привлекательности и обеспечение занятости населения.

Список использованных источников

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // www.gks.ru/.

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю // habstat.gks.ru

3 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. М. : Прогресс. 1978. 496 с.

4 Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф.Энгельс // Соч. - 2-е изд. Т. 1. 510 с.

5 Яковлева Е. Б. Рынок труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Б. Яковлева. М. : Юрайт, 2018. 219 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Васильев Я. Т. Региональная занятость и рынок труда / Я. Т. Васильев. Новосибирск : Наука, 2000.

7 Занятость и рынок труда : новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / отв.ред. Л. С. Чижова. М. : Наука,1998.

8 Казначеева Н. Л. Занятость в условиях новой хозяйственной системы / Н. Л. Казна-чеева. Новосибирск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.