СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВА Моисеева М.Б. Email: [email protected]
Моисеева Мария Борисовна - студент, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье анализируется влияние Интернета на различные сферы общественной жизни. Даётся краткая характеристика подходов к изучению Интернета в социологическом контексте. Рассматривается феномен Интернет-экономики. Исследуется влияние Интернета на ход развития политических конфликтов. Интернет представляется как популяризатор искусства и образования. Перечисляются основные процессы, посредством которых Интернет трансформирует установки и ценности отдельных людей и обществ в целом. Таким образом, выделяются оффлайн и онлайн сферы общественных процессов, которые взаимно влияют друг на друга.
Ключевые слова: Интернет, Интернет-экономика, политика идентичностей, виртуализация, глобализация, сетевое общество.
THE INTERNET IMPACT ON SOCIAL REPRODUCTION
Moiseeva M.B.
Moiseeva Maria Borisovna - Student, FACULTY SOCIOLOGY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: in this article the Internet impact on various aspects of social life is analyzed. There is a short characteristic of approaches that can be used for exploring the Internet in sociological context given. The phenomenon of the Internet Economy is considered. Influence of the Internet on the course of development of political conflicts is investigated. The Internet is also represented as the popularizer of culture and art. The main processes that demonstrate how the Internet transforms the way of thinking and values of individuals are listed. As a result, offline and online spheres of social processes, which affect each other, are distinguished.
Keywords: Internet, Internet Economy, the power of identity, virtualization, globalization, network society.
УДК 316.324.8
Интернет представляется возможным рассматривать как подсистему общества, выполняющую в нём определённые функции и влияющую на ход его развития.
Влияние Интернета на изменения в обществе рассматривается с точки зрения нескольких подходов. Один из них - концепция информационного общества, то есть, общества, в котором ключевую роль играет информация. Позднее на основе теории информационного общества была разработана концепция сетевого общества. Согласно М. Кастельсу, сетевое общество строится на создании глобальных сетей электронных коммуникаций. Интернет создаёт множество потоков, по которым циркулирует информация. Также Интернет занимает значимое место в теориях глобализации. Интернет является мощным катализатором глобализационных процессов благодаря возможности быстрого, эффективного, в большинстве случаев
бесплатного и доступного широким слоям населения установления связи между людьми, территориально отдалёнными друг от друга, а также циркулирующим в Интернет-пространстве потокам информации из разных точек земного шара. Наконец, концепция виртуализации предполагает создание виртуальных пространств. По А. Бюлю, компьютеры и в частности Интернет создают «параллельные миры», в которых реальные механизмы воспроизводства общества и взаимодействия между людьми заменяются виртуальными аналогами [2, с. 15]/
Обобщая эти концепции, можно заключить, что Интернет-пространство образует особую область отношений, в которой существуют хоть и основанные на опыте реального воспроизводства общества, но обладающие специфическими особенностями нормы, закреплённые или не закреплённые законодательно. Интернет способствует установлению большего числа слабых связей, появлению новых ролей и статусов. Образующиеся в Интернете коммуникационные сети, иерархические системы и нормы и правила взаимодействия оказывают воздействие на общество в целом.
Появляется специфическое коммуникативное пространство - Интернет-экономика. Под Интернет-экономикой понимается коммерческая деятельность, осуществляемая посредством Интернет-технологий. М. Кастельс выделял несколько черт, которые приобретает экономика благодаря Интернету [3, с. 97-98]:
1) масштабируемость - сеть может расширяться и сокращаться без существенных издержек;
2) интерактивность - возможность установления прямой связи между участниками отношений в любой момент времени;
3) гибкость - возможность построения динамичной структуры и организации компании в зависимости от изменяющихся целей;
4) брэндинг - определяющим для успеха товара является его имидж и узнаваемость, в то время как Интернет обеспечивает распространение информации о продукции по множеству каналов;
5) ориентация на потребителя - Интернет позволяет осуществить использование крупномасштабной производственной сети при адаптации продукта под определённого потребителя.
Под воздействием Интернета меняется структура занятости: возрастает число работников умственного труда, появляются новые профессии и новые ниши для ведения бизнеса.
Также развитие Интернет-экономики приводит к ряду проблем. В частности, в Интернет-пространстве сформировался особый сегмент - DarkNet, который используется для активизации и глобализации распространения незаконных товаров и услуг, в частности оружия и наркотиков.
Как и в экономике, часть политических отношений переносится из сферы оффлайн-отношений в Интернет-пространство. Влияние политической Интернет-коммуникации на общественное устройство достаточно спорно. Д. Моррис, Э. Коррадо и Ч. Фейрстоун считают, что Интернет способствует демократизации общества, в качестве одного из аргументов приводя факт создания электронного правительства. Существует и противоположный подход, согласно которому государство может использовать Интернет как средство манипулирования и контроля, закрепляя и усиливая свою власть. Однако население также располагает ресурсами борьбы за свои права и свободы, которую можно осуществлять как в оффлайн, так и онлайн-пространстве.
Таким образом, Интернет сам по себе не способствует демократизации общества или усилению государственного контроля. Интернет отражает политические процессы, которые происходят в обществе: взаимодействия, сформированные в реальности, продолжаются в Интернет-пространстве. Интернет становится инструментом реализации политических целей правящих элит, оппозиции, социальных движений и отдельных людей, вовлечённых в политическую жизнь,
ускоряет и направляет процессы политической борьбы и может повлиять на их исход. Интернет является площадкой для информационных войн и борьбы за идентичности, участники которых используют как технические знания, так и навыки построения имиджа и «политику идентичностей».
Кроме того, существенно воздействие Интернета на культурную жизнь общества. Интернет играет огромную роль в популяризации искусства. На сегодняшний день все сферы искусства, так или иначе, представлены в Интернет-пространстве. Интернет также оказывает существенное влияние на сферу образования. Поиск информации с помощью поисковых машин осуществляется более эффективно и масштабно, чем в печатных изданиях. Также создаются многочисленные ресурсы для получения онлайн-образования и самообразования, от курсов иностранного языка по Skype до получения дистанционного высшего образования.
Интернет трансформирует образ жизни людей в целом и ментальность современного общества. Это влияние можно определить по нескольким направлениям: глобализация, виртуализация, динамизм и фрагментирование мышления.
1. Глобализация. Интернет является глобальным культурным пространством, где потоки информации циркулируют из одного конца мира в другой, постоянно обновляясь. Это приводит к тому, что представление о мире как о наборе непересекающихся культурных паттернов разрушается, а к национальному сознанию примешиваются компоненты ментальностей других культур, при этом чёткие границы и рамки между идентичностями стираются.
2. Виртуализация рассматривает Интернет-пространство как сферу симуляции и имитации, в которой воспроизводятся подобия реальных объектов посредством образов и знаков. Через Интернет люди приобщаются к опыту, который они не переживали непосредственно, однако он также воспринимается как переживаемый и определённым образом встраивается в картину мировосприятия людей [7, с. 150].
3. Динамизм Интернет-среды проявляется в том, что и сама информация в Интернете регулярно обновляется и пополняется, и техническое развитие Интернета идёт быстрыми темпами. Эти тенденции определяют направление общественного развития в сторону увеличения гибкости и изменчивости.
4. Наконец, Интернет способствует развитию эмпирического и фрагментированного мышления. Интернет строится по общему для современной культуры принципу коллажирования, представляя собой несвязный поток разнородной информации. У пользователей Интернета нет необходимости воспринимать целостную картину явления или события, и их мышление подстраивается под форму, в которой подаётся информация. Это приводит к переориентации ментальности с логического мышления в категориях целого на эмпиризм.
Таким образом, Интернет играет важную роль в воспроизводстве общества, влияя на процессы формирования информационного и сетевого общества, виртуализации и глобализации. Социальные процессы и взаимодействия переносятся в Интернет-пространство, где они видоизменяются в соответствии со спецификой пространства и, в свою очередь, влияют на развитие общества вне Интернета. Интернет с одной стороны создаёт дополнительную специфическую область социальных отношений, опосредованную телекоммуникационными технологиями, с другой видоизменяет социальные отношения и социальную структуру, способы организации совместной деятельности и ценностные ориентации людей.
Список литературы /References
1. Авзалова Э.И. Современная дискуссия о роли Интернета в политике. Учёные
записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2014. Т. 156. № 1.
С. 208-213.
2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2000.
3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
4. Красильникова Е.В. Природа Интернет-Экономики. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право, 2010. Том 10. № 2. С. 8-14.
5. Магомедов А.А. Интернет и политика: Кризис или новое дыхание современной демократии? Власть, 2014. № 6. С. 30-35.
6. Масленченко С.В. Актуальные тренды в развитии и регулировании Интернет-экономики. Вестник Белгородского юридического института МВД России, 2014. № 2-1 С. 114-119.
7. Найдёнышев К.В. Интернет как явление информационной культуры 1990-х 2000-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. № 133. С. 147-152.
8. Пелипенко А.А. Интернет как феномен эволюции культуры. Власть, 2015. № 1. С. 164-169.
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТОМ Моисеева М.Б.1, Дорофеев Д.Н.2, Матвеев М.С.3 Email: [email protected]
1Моисеева Мария Борисовна - студент; 2Дорофеев Денис Николаевич - студент; 3Матвеев Михаил Сергеевич - студент, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются функции, которые различные международные и межправительственные организации осуществляют в связи с управлением Интернетом. Перечисляются конкретные организации: ICANN, IETF, W3C, ISOC и другие. Приводится краткая характеристика их деятельности и внутренней структуры. Выявляются взаимодействия и взаимозависимости между различными организациями. Наконец, делается заключение о значении регулирующих международных и межправительственных организаций в Интернет-пространстве. Ключевые слова: Интернет, управление Интернетом, международные организации, межправительственные организации, ICANN.
THE ROLE OF INTERNATIONAL AND INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN INTERNET GOVERNANCE PROCESS Moiseeva M.B.1, Dorofeev D.N.2, Matveev M.S.3
1Moiseeva Maria Borisovna - Student;
2Dorofeev Denis Nikolaevich - Student;
3Matveev Mikhail Sergeevich - Student, FACULTY SOCIOLOGY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG