Научная статья на тему 'Интернет-коммуникация как феномен глобализирующегося мира'

Интернет-коммуникация как феномен глобализирующегося мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3862
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ МИР / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / INTERNET COMMUNICATION / GLOBALIZING WORLD / INTERNET COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова И.В., Елинсон М.А.

Интернет-коммуникация является одним из условий и результатов становления глобализирующегося мира. Благодаря ей обеспечивается связанность информационными потоками. Для характеристики сложных и многоуровневых процессов в интернет-пространстве философы применяют термины «сети», «ризома», «аутопойезис», используют аналогии с развитием организмов и человеческих сообществ. Взаимодействие и взаимопроникновение интернети реального пространства в дальнейшем будет усиливаться. Избежать негативных последствий экспансии интернета может формирование культуры пользования им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET COMMUNICATIONS AS A PHENOMENON OF THE GLOBALIZING WORLD

Internet communication is one of the conditions for the formation of a global world community. A complex and ambivalent process of internet communication provides a growth of communication freedom, leads to organizing of new human communities in the network, expropriates internet users from their real life, turns Internet space into the sphere of influence on people’s consciousness in the flow of information trash. The researchers single out a number of ways in the study of Internet and communication space. One of them is connected with the study of the ‘net’ origin of a modern society, based on the internet technology. While thinking about it, M. Castells discovers a growth of interdependence of societies and their elements. He also pays attention to the fact, that the net becomes a structural unit of the economical organization but not a separate, individual or a collective subject. Local internet communities correspond to the ‘architecture’ of the net information society. Another approach describes extrapolation of ‘autopoiesis’ by N. Luhmann on the process of Internet communication offered by H. Maturana and F. Varela. The appearance of Internet communication gave new qualities to the community. They are autopoiesis of uncertainty and permanent restructuralization of the levels of complexity in social communication. One more metaphor ‘rhizome’, suggested by postmodernists G. Deleuze and F. Guattari, was taken from botany and meant a complex and branched root system. Nowadays it depicts the Internet as an organism. The principle of the connection and heterogeneity in rhizomorph structures lies in the idea of Internet development at the moment of its creation. Internet was projected as antihierarchic surroundings. Internet communication brought to the formation of such form of interrelation as Internet community with a complex, changing and developing system. A. I. Arslanova writes that we can see the dynamics of communities in the network, using social analogies. The interaction and mutual penetration of the Internet and real space will increase. The formation of culture while using the Internet will help us to avoid some negative consequences of its expansion. Reasonable regulation of Internet communication, the principle of its use for the sake of people will contribute to the formation of a harmonious Internet space.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникация как феномен глобализирующегося мира»

УДК 101.1:316

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА

© И. В. Фролова1*, М. А. Елинсон2

1Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. З. Валиди, 40.

Тел.: +7 (347) 272 8610.

*Email: irina.v.frolova@mail. ru

2Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. З. Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 229 96 06.

Email: maria_elinson@mail.ru Интернет-коммуникация является одним из условий и результатов становления глобализирующегося мира. Благодаря ей обеспечивается связанность информационными потоками. Для характеристики сложных и многоуровневых процессов в интернет-пространстве философы применяют термины «сети», «ризома», «аутопойезис», используют аналогии с развитием организмов и человеческих сообществ. Взаимодействие и взаимопроникновение интернет- и реального пространства в дальнейшем будет усиливаться. Избежать негативных последствий экспансии интернета может формирование культуры пользования им.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, глобализирующийся мир, интернет-сообще-

ство.

Современную коммуникацию трудно помыслить вне ее постоянно растущего и расширяющегося канала - интернет-коммуникации, ставшей одним из наиболее ярких феноменов эпохи глобализации. Символом нашей эпохи стала «Всемирная сеть» как основной и самый совершенный на сегодняшний день канал передачи информации. Задача философа - подвергнуть рефлексии новые феномены, осмыслить их сущность и влияние на социальность. Не случайно на XXIII Всемирном философском конгрессе «Философия как познание и образ жизни», состоявшемся в 2013 г. в Афинах, философии коммуникации и информации была посвящена секция, которую возглавлял глава оргкомитета конгресса К. Вудурис. Рассуждая о роли интернет-коммуникации в современном мире, можно констатировать, что она «переросла» формат средства передачи информации, изменила характер социального взаимодействия и обрела существование в качестве самостоятельного явления с собственной логикой развития, тесно связанного с процессом глобализации. Глобализация формирует своего рода единую символическую среду, в которой свободно циркулируют потоки медиаконтента вне зависимости от национальной и территориальной принадлежности их создателей [1; с. 120].

Обращаясь к исследованию интернета и коммуникативного пространства, Е. И. Горошко выделяет пять базовых подходов к его изучению: построение социальных прогнозов развития глобальной паутины; изучение сетевой природы современного общества, основанного на интернет-технологиях; исследование интернета как визуального образа мира; применение к изучению Интернета постмодернистских концепций; осмысление идеи сверхобщества (глобализирующегося общества) как нового типа общества, в котором интернет становится обязательной составляющей [2]. Думается, стереоскопическая картина реалий и трендов развития интернет-коммуникации, обеспеченных ею возможностей и ограничений, может появится на основе взаимодополнения всех перечисленных подходов.

Интернет, как и многие изобретения ХХ в., изначально создавался как военный продукт при непосредственном участии специалистов отдела информационных технологий министерства обороны США; затем к «сети» начали присоединяться научно-исследовательские институты и центры. Менее чем за четыре десяти-

летия Интернет произвел настоящую революцию в области трансляции информации. Еще пятнадцать-два-дцать лет назад сама по себе возможность моментального обмена письмами, рисунками, текстовыми файлами посредством электронной почты казалась воплотившимся в жизнь чудом высоких технологий. Сейчас сложно себе представить, как можно было без этого сервиса организовывать научные конференции, дистанционно работать над текстами с коллегами или учениками - студентами и аспирантами, искать информацию, общаться. Активное внедрение дистанционных интерактивных методов обучения также стало возможным благодаря Интернету. Вебинары, электронные публикации, интернет-тестирование прочно вошли в жизнь научного сообщества, в повседневность студентов и преподавателей современных вузов.

Интернет изменил и специфику социального взаимодействия, социальную коммуникацию. Для характеристики социального интернет-пространства с конца ХХ в. востребованным оказался термин «социальные сети», используемый в науке с 1950-х гг. В контексте Интернета социальная сеть - это программный сервис, виртуальная система, обеспечивающая формирование круга общения и взаимодействия участников сети, связь между пользователями и информационными ресурсами, создание и распространение информации [3, с. 104]. Как отмечает А. Б. Скуратов, в основе теории сетевой структуры, созданной М. Кастельсом, лежит утверждение о сетевой логике базовой структуры общества. Размышляя о современности, М. Кастельс обнаруживает рост взаимозависимости обществ и их элементов и подчеркивает, что «впервые в истории структурной единицей хозяйственной организации становится не отдельный субъект, индивидуальный или коллективный, а сеть, представленная многими личностями и организациями» [привожу по: 4, с. 10]. Локальные интернет-сообщества соответствуют «архитектуре» сетевого информационного общества, о чем свидетельствует их сетевая, децентрализованная форма организации и циркулирующая на основе самоорганизации информация внутри [4, с. 11].

Сложный и амбивалентный процесс интернет-коммуникации в современном мире объединяет разно-векторные тренды: обеспечивает рост коммуникационной свободы; ведет к становлению принципиально новых человеческих объединений - сообществ в сети ин-

1084

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

тернет, способствуя в то же время растущему отчуждению пользователей от реальной жизни; превращает интернет-пространство в новую арену воздействия на сознание людей, обрушивает на пользователей потоки информационного мусора.

Интернет предоставил пользователям беспрецедентную свободу коммуникативного действия, не существовавшую в прежних исторических формах коммуни-цирования, преодолевающую географические расстояния и социальные фреймы. Не случайно, рассуждая об эволюции Интернета, Е. А. Лавренчук экстраполирует на этот процесс предложенное применительно к живым системам У. Матураной и Ф. Варелой понятие «ауто-пойезиса», развитое в рамках теории коммуникации Н. Луманом. Масштабы и последствия разрастания социального пространства Интернета имеют во многом вероятностный характер. Заметна тенденция переориентация вектора коммуникации в сторону локальных групп, в сектор частных интересов и увлечений. По сути, появление интернет-коммуникации как феномена глобализирующегося мира парадоксальным образом усилило процесс атомизации социума и придало ему новые качества - аутопойезиса неопределенности и перманентного переструктурирования уровней сложности социальной коммуникации [5]. Уже не редкость, когда современный человек предпочитает сетевое общение реальному взаимодействию, при этом «общение ради общения» не дает сформироваться глубоким и ценным для личностного роста качествам.

Интернет-коммуникация привела к становлению принципиально новой формы социального взаимодействия - интернет-сообществу. Интернет-сообщества могут возникать на базе различных сетевых ресурсов: форумов, социальных сетей, онлайн-игр, чатов, блого-вых платформ, видеоконференций и т.д. Достаточными условиями являются объединяющая тема, возможность высказаться, регулярные взаимодействия с другими пользователями. При этом индивид включается в коммуникацию лишь при появлении актуальной для себя темы и взаимодействует лишь с теми членами своей социальной сети, которые вызывают у него интерес. Коммуникация в сообществах позволяет пользователям Интернета удовлетворять свою потребность в общении, идентифицировать себя с группами, близкими по интересам [6].

Динамика роста интернет-коммуникации стимулирует появление новых аналогий, изображающих Интернет как организм. Еще одна метафора, используемая для характеристики интернет-сообществ наряду с «сетью» - предложенная постмодернистами «ризома». Понятие «ризома», введенное в философский дискурс Ж. Делезом и Ф. Гваттари, было заимствовано из ботаники, где обозначало сложно-разветвленную корневую систему. Считая атрибутом мира децентрализованность и отсутствие иерархической системы ценностей, философы проводили аналогию между ризомой и бытием человека. Ж. Делез и Ф. Гваттари выделили ряд принципов, характеризующих ризоматическую систему: принцип связи и гетерогенности, принцип множественности, принцип неозначающего разрыва, принцип картографии и де-калькомании.

В. А. Емелин, анализируя сходство принципов организации ризомы и Интернета, обращает внимание на то, что принцип связи и гетерогенности в ризоморфных структурах был заложен в идею развития Интернета еще в момент его создания - Интернет проектировался как децентрированная и антииерархическая среда. В сети Интернет связь осуществляется напрямую между

компьютерами и сетевыми сегментами, а не через какой-то центральный пункт, который бы контролировал информационные потоки. Принцип неозначающего разрыва так же, как и принцип гетероенности, соответствовал целям, ради которых и создавался Интернет: он должен был продолжать работать, несмотря на наличие возможных разрывов в сети. Сейчас это свойство Интернета позволило локальным интернет-сообществам стать практически независимым от воли властей средством коммуникации [7].

Интернет-сообщество с его разветвленной, постоянно меняющейся, развивающейся сетью постоянно разрастается. Динамику сообществ в сети Интернет можно рассматривать, используя не только организми-ческие, но и социальные аналогии, о чем пишет А. И. Арсланова. Сообщества в сети Интернет на раннем этапе своего развития - этапе «виртуальной общины» (термин М. Кастельса) - по форме функционировали как первые социальные объединения человеческих индивидов в реальном мире. Одновременно им была присуща идеология свободы, определившая социальные процессы в Интернете 1990-х гг. и имеющая как положительные, так и отрицательные проявления. Высокий уровень демократизма Сети этого периода по сей день влияет на этические и законодательные предписания в пространстве Интернет.

В 2000-е гг. интернет-сообщества обрели иную специфику. На данном этапе ключевой стала тенденция к фильтрации коммуникационных процессов. Пользователи Сети стремились войти в те сообщества, которые обеспечили бы им наиболее качественную коммуникацию. Однако фильтрация информации посредством социальной сети предполагает превалирование определенного «угла зрения», синтезируемого автоматически на основе активности каждого конкретного пользователя. Так, в частности, работает «персонализация» в Fa-cebook, синтезирующая новости таким образом, чтобы их было интереснее читать. В результате пользователь становится заложником «пузыря фильтров» (термин известного сетевого активиста Э. Парийзера).

Основным фактором, определяющим развитие социальных взаимодействий в Интернете 2010-х гг., является возросшее число его пользователей. Именно к этому времени оно достигло того уровня, когда можно говорить о массовизации Сети. Большинство активных интернет-пользователей оказываются буквально втянуты в «онлайн». При этом дискуссии, которые сегодня ведутся на интернет-сайтах, далеко не всегда отличаются глубиной, конструктивностью, стремлением добиться консолидированного результата. Это, в свою очередь, инициирует сознательное стремление к «ме-диадиете» и ценности состояния «оффлайн». Например, Д. Соловьев использует термин «медиаскетика» и понимает под ним образ жизни личности, осознающей механизмы функционирования современных средств массовой коммуникации и разумно, в меру использующих их [6].

Пренебрежение разумным ограничением интернет-коммуникации - как, впрочем, и любой другой формы коммуникации - приводит к растущему отчуждению пользователей от реальной жизни. Первые социальные интернет-сети предоставляли пользователям начальные возможности для общения, сегодня они беспрецедентно увеличились, вытесняя или подменяя непосредственное общение. По данным 2012 г., россияне занимают первое место по количеству времени, проведенному в Интернете и социальных сетях. В 2013 г. доля россиян-пользователей, которые выходят в

сеть каждый день, превысила 80% [8]. Практика социальных взаимодействий в локальных интернет-сообществах свидетельствует о том, что большинство их участников предпочитают не создавать, но потреблять информацию. При этом указанные индивиды предпочитают оставаться в локальном интернет-сообществе, не принимая участия в обмене сообщениями, во встречах и совместных действиях «активных» пользователей.

Интернет-зависимость становится актуальной проблемой нашего общества. Понятие «интернет-зависимости» было введено А. Голдбергом в 1995 г. и означало неконтролируемое желание постоянного пребывания в интернет-пространстве. Учитывая ежегодный рост числа пользователей сети Интернет, можно предположить, что популярность этих ресурсов будет только расти, привлекая все более молодую аудиторию. Следствием этого могут быть появление у подрастающего поколения проблем с осуществлением непосредственного общения в «реальном мире» [9, с. 128].

Ресурс Интернета сегодня широко используется для целенаправленного воздействия на его аудиторию. Е. Н. Кумпан отмечает, что технические особенности социальных сетей позволяют осуществлять на их основе не классическую вертикальную пропаганду, от источника к пассивно воспринимающей аудитории, а более эффективную - горизонтальную, интерактивную, обеспечивающую скорейшее распространение идей и соответственно массовую реакцию на них. Своеобразный эффект снежного кома - отличительная черта горизонтальной пропаганды. Действительно, в начале XXI в. информационные и мобилизационные возможности социальных сетей сделали их базовыми инструментами так называемых «цветных революций». В то же время, подчеркивает Р. В. Болгов, сами социальные интернет-сервисы (Facebook, Twitter, Youtube и др.) являются не акторами, а скорее, инструментами обеспечения интересов как традиционных участников мировой политики, так и новых, нарождающихся политических акторов (сообщества граждан-пользователей Интернета). Компании, которые управляют социальными интернет-сервисами (в частности, Facebook), также нередко становятся глобальными, приобретая статус ТНК. Интересы всех этих акторов лежат в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах [10, с. 55].

Еще одна черта интернет-коммуникации - обилие информационных потоков. По данным исследователей, избыток данных, направленных на человека, негативно сказывается на его состоянии (ведет к «стрессам, устойчивому расстройству нервной системы, межличностным конфликтам, болезням») [11, с. 115]. Более того, существует специальный диагноз - «синдром информационной усталости» (англ. information fatigue syndrome), введенный нейрофизиологом Д. Льюисом. Он подразумевает «специфическое психологическое состояние человека, ведущее к неверным оценкам, умозаключениям и к принятию неудовлетворительных, даже ошибочных решений» [11, с. 112]. К тому же для интернет-пространства характерна «молниеносная» реакция на собы-

тия - их оценка попадает в сеть без рефлексии, необходимой для объективного отражения реальности и носит ситуативный характер.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что интернет-коммуникация является одним из условий существования глобализирующегося мира, обеспечивая его связанность информационными потоками. Взаимодействие и взаимопроникновение интернет- и реального пространства в дальнейшем будет усиливаться. Переизбыток виртуального общения у отдельных индивидов может привести к протестным явлениям, сознательному отказу от взаимодействий в Сети, но сегодня и в будущем интернет-коммуникация будет выполнять, прежде всего, утилитарные функции передачи и интерпретации информации. Избежать негативных последствий может формирование культуры пользования Интернетом. Разумное регулирование интернет-коммуникации, принцип использования ее во благо других людей будет способствовать построению гармоничного интернет-пространства. Являясь символом современной эпохи, интернет-коммуникация не должна подменять или вытеснять другие виды коммуникации, в особенности - живую и непосредственную интеракцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие. 2009. №1. С. 117-126.

2. Горошко Е. И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении. Харьков: ФЛП Либуркина Л. М., 2009. 816 с.

3. Кумпан Е. Н. Украинский кризис 2014: информационное противостояние в пространстве социальных сетей // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 2014. .№1-2. С.104-113.

4. Скуратов А. Б. Сетевая структура и ризоморфность локальных интернет-сообществ крупных российских городов // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. Вып. №33. С. 8-13.

5. Лавренчук Е. А. Аутопойезис социальных сетей интернет-коммуникаций // Вестник РГГУ. 2009. №12: Серия «Философия: Социология». С. 48-56.

6. Соловьев Д. Как меняются люди под воздействием медиа? URL: http://cossa.ru/articles/234/13669/ (дата обращения: 11.04.2012).

7. Емелин В. Е. Глобальная сеть и киберкультура. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm

8. Развитие Интернета в регионах России. Весна 2014. Яндекс. URL: http://download.yandex.ru/company/ya_intemet_ regions_2014.pdf.

9. Митичева Т. И., Маслова В. С. Проблема активности молодежи в социальных сообществах интернет-сети // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2015. №5(95). C. 126-128.

10. Болгов Р. В. Сообщества пользователей интернет-проектов // Вестник МГИМО-университета. 2013. №1. С. 55-60.

11. Еляков А. Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исследования. 2010. №12. С.107-114.

12. Арсланова А. И. Сообщества в сети Интернет: формирование и развитие (социально-философский анализ) ... дис. ... канд. философ. наук. Уфа, 2014. 148 с.

13. Арсланова А. И., Фролова И. В. Новая коммуникационная ситуация (философские размышления) // Съвременни философски изследвания. Велико Търново: Университетско изд-во «Св. Кирилл и Методий», 2011. С. 259-270.

Поступила в редакцию 05.09.2015 г.

1086

ohhocoohfl. c'ouho.torhfl. ky^btypo.torhfl h no^hto^ofh^

INTERNET COMMUNICATIONS AS A PHENOMENON OF THE GLOBALIZING WORLD

© I. V. Frolova1*, M. A. Elinson2

1Bashkir Academy of Public Service 140 Zaki Validi St., 450008 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

2Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: + 7 (347) 272 8610. *Email: irina. v.frolova@mail. ru

Internet communication is one of the conditions for the formation of a global world community. A complex and ambivalent process of internet communication provides a growth of communication freedom, leads to organizing of new human communities in the network, expropriates internet users from their real life. turns Internet space into the sphere of influence on people's consciousness in the flow of information trash. The researchers single out a number of ways in the study of Internet and communication space. One of them is connected with the study of the 'net' origin of a modern society. based on the internet technology. While thinking about it. M. Castells discovers a growth of interdependence of societies and their elements. He also pays attention to the fact, that the net becomes a structural unit of the economical organization but not a separate, individual or a collective subject. Local internet communities correspond to the 'architecture' of the net information society. Another approach describes extrapolation of 'autopoiesis' by N. Luhmann on the process of Internet communication offered by H. Maturana and F. Varela. The appearance of Internet communication gave new qualities to the community. They are autopoiesis of uncertainty and permanent restructuralization of the levels of complexity in social communication. One more metaphor 'rhizome'. suggested by postmodernists G. Deleuze and F. Guattari, was taken from botany and meant a complex and branched root system. Nowadays it depicts the Internet as an organism. The principle of the connection and heterogeneity in rhizomorph structures lies in the idea of Internet development at the moment of its creation. Internet was projected as antihierarchic surroundings. Internet communication brought to the formation of such form of interrelation as Internet community with a complex, changing and developing system. A. I. Arslanova writes that we can see the dynamics of communities in the network, using social analogies. The interaction and mutual penetration of the Internet and real space will increase. The formation of culture while using the Internet will help us to avoid some negative consequences of its expansion. Reasonable regulation of Internet communication, the principle of its use for the sake of people will contribute to the formation of a harmonious Internet space.

Keywords: Internet communication, globalizing world, Internet community.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Sergeev E. Yu. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2009. No. 1. Pp. 117-126.

2. Goroshko E. I. Informatsionno-kommunikativnoe obshchestvo v gendernom izmerenii [Information-communication society from a gender perspective]. Khar'kov: FLP Liburkina L. Moscow. 2009.

3. Kumpan E. N. Golos minuvshego. Kubanskii istoricheskii zhurnal. 2014. No. 1-2. Pp. 104-113.

4. Skuratov A. B. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. Vyp. No. 33. Pp. 8-13.

5. Lavrenchuk E. A. Vestnik RGGU. 2009. No. 12: Seriya «Filosofiya: Sotsiologiya». Pp. 48-56.

6. Solov'ev D. Kak menyayut-sya lyudi pod vozdeistviem media? URL: http://cossa.ru/articles/234/13669/ (data obrashcheniya: 11.04.2012).

7. Emelin V. E. Global'naya set' i kiberkul'tura. URL: http://emeline.narod.ru/rhizome.htm

8. Razvitie Interneta v regionakh Rossii. Vesna 2014. Yandeks. URL: http://download.yandex.ru/company/ya_internet_regions_2014.pdf.

9. Miticheva T. I.. Maslova V. S. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota. 2015. No. 5(95). Pp. 126-128.

10. Bolgov R. V. Vestnik MGIMO-universiteta. 2013. No. 1. Pp. 55-60.

11. Elyakov A. D. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. No. 12. Pp. 107-114.

12. Arslanova A. I. Soobshchestva v seti Internet: formirovanie i razvitie (sotsial'no-filosofskii analiz) ... dis. ... kand. filosof. nauk. Ufa. 2014.

13. Arslanova A. I.. Frolova I. V. S''vremenni filosofski izsledvaniya. Veliko T"rnovo: Universitet-sko izd-vo «Sv. Kirill i Metodii». 2011. Pp. 259-270.

Received 05.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.