Научная статья на тему 'Влияние интернет-технологий на формирование пространства коммуникативных отношений между бизнесом, СМИ и потребителями'

Влияние интернет-технологий на формирование пространства коммуникативных отношений между бизнесом, СМИ и потребителями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1085
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СМИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлев Владимир Васильевич, Журавлева Анна Аркадьевна

В представленной статье исследуется роль и влияние интернет-технологий на процесс формирования и развития информационно-коммуникативного пространства между субъектами рыночных отношений. Рассматриваются проблемы, специфика и характерные черты выстраивания взаимоотношений между современными СМИ, журналистами, предпринимательскими структурами, потребителями, процесс коммерциализации средств массовой информации, трансформации взаимоотношений между СМИ и потребителями информационной продукции. Представлены основные инструменты интернет-маркетинга, формы и средства воздействия на покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интернет-технологий на формирование пространства коммуникативных отношений между бизнесом, СМИ и потребителями»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 004

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ, СМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

В. В.Журавлев

Южно-Уралъскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

А. А.Журавлева

Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

В представленной статье исследуется роль и влияние интернет-технологий на процесс формирования и развития информационно-коммуникативного пространства между субъектами рыночных отношений. Рассматриваются проблемы, специфика и характерные черты выстраивания взаимоотношений между современными СМИ, журналистами, предпринимательскими структурами, потребителями, процесс коммерциализации средств массовой информации, трансформации взаимоотношений между СМИ и потребителями информационной продукции. Представлены основные инструменты интернет-маркетинга, формы и средства воздействия на покупателей.

Ключевые слова: журналистика, интернет-журналистика, маркетинговые коммуникации, информационное пространство, интернет-технологии, СМИ, коммерциализация, потребители информации.

Интернет является мировой полифункциональной системой, средой для социальных коммуникаций, механизмом сосредоточения и распространения самой разнообразной информации. Основными функциями данной системы являются информационная, социальная, экономическая, создавшие возможности для резкого повышения влияния на сознание людей и вовлечения общества в довольно свободный процесс информационного обмена.

В настоящее время Россия устремилась в общем потоке технологического и организационного перехода к развитому информационному обществу, повышая тем самым свою экономическую устойчивость и конкурентоспособность, о чем более десяти лет назад говорил американский социологМ. Кастельс [6].

Руководство России, бизнес-элиты, видные общественные деятели прекрасно понимают, что развитие России, ее мощь и величие будут во многом зависеть от того, сможет ли наша страна разработать и сформировать собственную национальную модель информационного пространства, отражающую особенности деятельности и культурные ценности, присущие населению Российской Федерации.

В условиях кризиса и мировых санкций все более отчетливей становится и роль сети Интернет в обеспечении устойчивого развития экономики страны. Интернет-маркетинг, электронная торговля показывают, что интернет-технологии являются мощным инструментом, позволяющим добиваться соответствия современным требованиям информационной инфраструктуры рынка в Российской Федерации [7].

Не менее значима роль журналистики и в преодолении кризисных явлений, обеспечения свободной деятельности предпринимательского сообщества России, прозрачно-

сти осуществления экономических отношений, формирования ответственного диалога между властью и бизнесом. Понятно, что возможности журналистики, благодаря сети Интернет, многократно возрастают, но только при соответствующей поддержке со стороны государства, которое обязано обеспечивать оптимальные средства и механизмы поступательного развития киберпространства.

Одновременно с этим резко повышается ответственность журналистов, СМИ, оперирующих таким мощным информационным оружием, как Интернет. Информация в качестве экономического продукта породила ожесточенную борьбу между субъектами рынка и информационного пространства, борьбу не только за контроль над информационными ресурсами, но и за многократность использования информационных сообщений. Ожесточенная конкуренция вызвала к жизни новые формы управления системой коммуникаций и привела к появлению более динамичных инструментов воздействия на потребителей.

Интернет-журналистика привела к демонополизации информационных сетей и еще большей диверсификации медиапространства. По мнению Я. Засурского, развитие коммуникационных сетей зависит от следующих факторов - информационных потребностей, стратегии и технологии коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры [3]. Воздействие названных факторов оказало и соответствующее влияние на появление более современных технологий в деятельности средств массовой информации. Более того - серьезно изменились и расширились функции журналиста, вынужденного сочетать в одном лице профессиональные навыки фотографа, оператора, программиста. С другой стороны, успех журналиста стал во многом определяться умением работать с информацией в сети Интернет, контролировать и анализировать информационные потоки, быстро обрабатывать информацию и снова размещать ее в интернет-пространстве.

Хозяйствующие субъекты, бизнес-сообщества получили в лице Интернет-журналистики дополнительный эффективный инструмент маркетинговых коммуникаций, новое средство манипулирования потребителями. Бизнес, обладающий огромными материальными возможностями, сумел добиться переориентации многих СМИ и значительной части представителей журналистики с решения значимых социальных проблем на защиту и продвижение интересов предпринимательских структур, утилитарных ценностей потребительской экономики. Такая ситуация характерна для всех стран, только в более цивилизованных, крепко стоящих на ногах государствах пытаются добиться симбиоза, определенной гармонии взаимоотношений и учета интересов всех участников коммуникационных взаимодействий - государства, бизнеса, СМИ, общественных организаций, потребителей. В странах с неустойчивыми социально-политическими, экономическими системами (Украина, Молдавия, Бразилия и др.) под давлением бизнеса, олигархических структур журналистика больше ориентирована не на сотрудничество, соучастие, а на успешную продажу и управление информацией в интересах крупного капитала и влиятельных заинтересованных лиц. Модель рыночного развития СМИ, журналистики начала третьего тысячелетия, особенно с ускоренным формированием киберпространства, стала ведущей [8. С. 37].

Обратим внимание на характерные черты и проблемы современной журналистики, на которые указывают в своих исследованиях Е. Вартанова, С. Гриняев, И. Дзялошинский, Я. Засурский, Н. Кириллова и др. Одной из главных задач журналистики во все времена являлось честное, правдивое освещение происходящих событий и процессов. К сожалению, в настоящее время достоверность информации вызывает огромные сомнения. Это вызвано и коммерциализацией журналистики, и представлением об информации как о товаре, который можно и нужно выгодно продать, и применением интернет-технологий.

А. А. Калмыков и Л. А. Коханова подчеркивают, что «упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними. Информационное общество - это общество

индустрии образов и знаний. Переориентация экономики от товаропроизводства к сервису перемещает информационный сервис, к которому можно отнести журналистику, в базовые секторы экономики. Целевая установка журналистики: управление информационными и коммуникационными секторами рынка» [5].

В то же время глобальные мировые сети заполнены таким количеством информации, что проверить её качество и точность удаётся далеко не всем и не всегда. Вал непроверенной, откровенно ложной информации заполонил сеть, затронул даже самые проверенные сайты. С. Н. Ильченко, рассуждая об опасностях, которые таит в себе фейковая журналистика, пишет: «сегодня на место "журналистики факта" приходят "правдоподобная журналистика", "журналистика мнений" и, наконец, "журналистика впечатлений"» [4. С. 14]. Исследователь подчеркивает, что «в современной медиакультуре имитация воспринимается как более правдоподобная информация, чем объективные и проверенные данные, сообщаемые обществу честными и квалифицированными журналистами» [4. С. 18].

Положение усугубляется жаждой наживы, прибылей, погоней за рейтингами. Это приводит к торжеству технологии двойных стандартов, подрыву деловой репутации, нивелированию истинных общечеловеческих ценностей. Обслуживая интересы нечистоплотных бизнес-структур, СМИ вводят в заблуждение доверчивых, законопослушных граждан страны, содействуют раскачиванию экономики, в итоге приводят к потере доверия населения к медиасообщениям.

Современные СМИ вовлечены в сферу рыночных отношений, отсутствует реальная независимость журналистки, которая обязана обслуживать интересы определенных политических и экономических элит. По сути, как и сфера образования, журналистика превратилась в обычную систему предоставления услуг потребителям. Произошло реальное снижение количества публикаций, медиасообщений, рассчитанных на читателей с высоким интеллектуальным уровнем восприятия информации. Сами СМИ, журналисты также прекрасно понимают, что их функционирование, доходы, зарплаты напрямую зависят от увеличения рекламных бюджетов, от внимания рекламодателей, что приводит к поиску путей увеличения рейтингов изданий, потаканию низкопробным вкусам и интересам потребителей информации. Так возникает порочный круг взаимного отрицательного влияния бизнеса, медиа и населения, вызывающий размывание традиционных ценностей, разрушение сложившейся культуры отношений и взаимодействий в обществе [1].

Необходимость отрабатывать вложения со стороны бизнес-структур, снижение интеллектуальной составляющей медиасообщений дает толчок широкому применению мани-пулятивных технологий средствами массовой информации, что, в свою, очередь находит поддержку и у государства, и у экономических субъектов, которые входят во вкус сознательного контроля и изменения общественного сознания населения, потребителей продукции.

Широкое применение СМИ инструментов манипуляции общественным сознанием усугубляется наличием тенденции к использованию субъектами масс-медиа стандартизированной информации, которую предлагают главные мировые и национальные информагентства. В настоящее время редкий журналист занимается поиском, отбором и анализом новостных сообщений. В большинстве случаев он использует централизованные источники и совершенно не контролирует коммуникационные процессы. Тиражирование одной и той же информации заполняет информационное пространство, не оставляя места для развертывания какой-либо другой, отличной от предлагаемого стандартного набора сообщений, информационной реальности.

Подобные технологии постепенно приводят к отторжению от внимательного, вдумчивого восприятия новостей значительной части аудитории, желающей вникнуть в суть происходящих событий, понять истинный смысл тех или иных действий, процессов, про-

исходящих в окружающей среде. Различные исследования, опросы постоянно показывают снижение интереса к серьезным СМИ со стороны населения, особенно молодежи. Так, в студенческой среде, если студенты не имеют прямого или опосредованного отношения к информационно-коммуникационным потокам и процессам, сохраняется совсем небольшой процент тех, кто обращается за новостной информацией к солидным изданиям, теле и радиостанциям. Информацию черпают в сети Интернет, довольствуются теми разъяснениями, которые присутствуют на соответствующих сайтах и не испытывают большого желания найти и проанализировать другие медиаисточники.

Данная проблема порождена не столько снижением интеллектуальной активности людей, а скорее унификацией коммуникаций и перенасыщением коммуникационного пространства самой разнообразной информацией. Подача информации производится так, что это создает иллюзию информационной перегруженности населения различными политическими, экономическими, социальными новостями.

На самом деле многим вдумчивым потребителям продукции СМИ, наоборот, не хватает реальной информации, детального рассмотрения, изучения общественных, политических, социальных, экономических проблем, людям недостает сообщений аналитического характера, системного взгляда на события со стороны журналистов. Получается, что информации много, но, зачастую, как считают О. А. Кобелев, Н. Р. Маслова, П. В. Сорокалетов, она довольно поверхностна, не отличается целостностью и глубиной содержания. Чтобы привлечь внимание граждан к сообщениям, журналистам приходится усиливать давление на потребителей информации, предлагая им раздражители в виде страшных заголовков, пугающих новостей, создавать атмосферу ожидания неприятных, отрицательных событий и происшествий.

Отмеченные выше характерные черты и проблемы современных медиа выводят на одну из ведущих ролей в воздействии на сознание потребителя сети Интернет, чем умело пользуются бизнес-структуры, с успехом применяя для сбыта продукции разнообразные интернет-технологии.

Как показала практика бизнеса, использование инструментов интернет-маркетинга, электронных продаж, сетевого взаимодействия с потребителями позволили значительно сократить коммерческие издержки предприятий, создать эффективные прямые контрактные отношения между производителями, продавцами и покупателями продукции, резко улучшить качество и скорость информационного обмена между субъектами предпринимательства.

Роль интернет-инструментария в аллокационной деятельности современных российских предприятий трудно переоценить. Именно Интернет зачастую обеспечивает многим бизнес-структурам полноценный комплекс маркетинговых коммуникаций как технического, так и чисто функционального характера. Абсолютно все маркетинговые стратегии предприятий (ценообразование, брендинг, бенчмаркинг) базируются на использовании инструментов интернет-маркетинга [2]. По данным Росстата, благодаря коммерциализации сети Интернет, произошел весьма сильный рост продаж в сфере недвижимости, автомобилей, бытовой техники, туризма, инновационных технологий. В этом нет ничего особенного, так как усиленное применение инструментов интернет-маркетинга совпало с бурным вовлечением граждан России в сферу влияния мировой электронной паутины.

Прежде всего значительную помощь в развитии отечественных предприятий оказали такие инструменты, как портал компании, позволяющий добиваться расширения рынка сбыта, специализированный информационно-динамический проект по работе с клиентами, интернет-магазин. Помимо прямого эффекта, то есть увеличения доходов, они привели к косвенному эффекту, позволив увеличить клиентскую базу и снизить транзакци-онные издержки, а также улучшить сервисное обслуживание.

Взаимодействие бизнеса и потребителей, благодаря электронному взаимодействию, приобрело интерактивную направленность, так как инициатива коммуникаций стала ис-

ходить не только от производителей, но и от покупателей продукции. Возникают различные интерактивные сообщества, развивается открытый диалог, особая культура взаимоотношений на рынке продаж, что, не взирая на имеющиеся отрицательные аспекты деятельности в сети, все-таки содействует оптимизации бизнес-процессов и улучшению конкурентных позиций предприятия.

Таким образом, сеть Интернет, являющаяся своеобразной формой массовой информации, оказывает очень серьезное влияние на формирование особого, специфического пространства коммуникативных отношений между экономическими субъектами, традиционными СМИ, потребителями и способствует эффективности бизнес-деятельности.

Список литературы

1. Журавлев, В. В. Диверсификация бизнеса как путь повышения эффективности предприятий сферы туризма [Текст] / В. В. Журавлев, А. М. Лопарева // Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 81-83.

2. Журавлев, В. В. Основы стратегического менеджмента: учеб. пособие [Текст] / В. В. Журавлев. - Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2012. -159 с.

3. Журналистика в информационном обществе: новые возможности и новые вызовы. Материалы круглого стола [Текст] / под ред. Т. В. Ершовой. -М.: Академический проект, 2004. - С. 14-17.

4. Ильченко, С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации [Текст] / С. Н. Ильченко // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 апреля 2016 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016.-С. 14-18.

5. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика [Электронный ресурс] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с. - URL: http://www.evartist.narod.ru/ textl6/022.htm (дата обращения: 15.08.2017).

6. Кастельс, М. Галактика Интернет [Текст] /М. Кастельс. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-268 с.

7. Кириллова, Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2008. -416 с.

8. Лозовский, Б. Н. Четвертая власть и общество: на тернистом пути к согласию [Текст] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: УрГУ, 2001. - 174 с.

INFLUENCE OF INTERNET TECHNOLOGIES ON FORMING THE SPACE OF COMMUNICATIVE RELATIONS BETWEEN BUSINESS, MEDIA AND

CONSUMERS

V. V. Zhuravlev

South UralState University, Chelyabinsk, zhur.65@mail.ru

A. A. Zhuravleva

ChelyabinskState University, Chelyabinsk, anettazhuravleva@gmail.com

In the presented article, the role and influence of Internet technologies on the process offormation and development of information and communication space between subjects of market relations is examined. The problems, specific features and characteristic features of building relationships between modern media, journalists, business structures, consumers, the process

of commercialization of the media, the transformation of the relationship between the media and consumers of information products. Presented by the basic tools of Internet marketing, forms and means of influence on buyers.

Keywords: journalism, Internetjournalism, marketing communications, information space, Internet technologies, media, commercialization, consumers of information.

References

1. Zhuravlev, V. V. and Lopareva, A. M. (2014) Diversifikatsiya biznesa как put' povysh-eniya effektivnosti predpriyatiy sfery turizma ^Diversification of business as a way to increase the efficiency of tourism enterprises], in: Sostoyaniye i perspektivy razvitiya ekonomiki v us-loviyakh neopredelennosti [=State and prospects of economic development in conditions of uncertainty], Ufa, pp. 81-83. (InRuss.).

2. Zhuravlev, V. V. (2012) Osnovy strategicheskogo menedzhmenta: ucheb. posobiye [^Fundamentals of strategic management: textbook, allowance], Chelyabinsk, 159 p. (In Russ.).

3. Zhurnalistika v informatsionnom obshchestve: novyye vozmozhnosti i novyye vyzovy (2004) [=Journalism in the information society: new opportunities and new challenges], Chelyabinsk, 159 p. (InRuss.).

4. Il'chenko, S. N. (2016) Feykovaya zhurnalistika как element sovremennoy shou-tsivili-zatsii [=Fakejournalism as an element of modern show civilization], in: Zhurnalistika tsifrovoy epokhi: как menyayetsya professiya [=Journalism of the digital age: how does the profession change], Yekaterinburg, pp. 14-18. (In Russ.).

5. Kalmykov, A. A. and Kokhanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], available at: http://www.evartist.narod.ru/textl6/022.htm, accessed 15.08.2017. (In Russ.).

6. Kastel's, M. (2005) Galaktika Internet [=Internet Galaxy], Yekaterinburg, 268 p. (In Russ.).

7. Kirillova, N. B. (2008) Mediamenedzhment как integriruyushchaya sistema [=Media management as an integrating system], Moscow, 416p. (In Russ.).

8. Lozovskiy, B. N. (2001) Chetvertaya vlast'i obshchestvo: na ternistom puti к soglasiyu [=Fourth power and society: on the thorny path to agreement], Yekaterinburg, 174 p. (In Russ.).

Журавлев Владимир Васильевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Института Спорта, туризма и сервиса, ЮжноУральский государственный университет.

zhur.65@mail.ru

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.

anettazhuravleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.