Научная статья на тему 'Влияние интеллекта на развитие личности'

Влияние интеллекта на развитие личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1387
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / INTELLIGENCE / PERSONALITY / DEVELOPMENT / ABILITY / COGNITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Вера Ивановна

Статья посвящена определению взаимосвязи интеллекта и развития личности. Автором отмечено, что интеллект и интеллектуальные способности являются одним из важных факторов успешности в жизнедеятельности человека, отражающих способность к познанию в качестве метода постижения действительности, обретения знаний и накопления опыта. В статье подробно рассмотрены концептуальные подходы к изучению интеллектуальных способностей и к каждому подходу выделены базисы теоретического осмысления. Автором отмечено, что на развитие уровня интеллекта влияют различные математические задачи, особенно олимпиадные и занимательные различной степени сложности. В статье представлены результаты опроса и анкетирования студентов педагогического образования по выявлению и соотношению влияния математических дисциплин на развитие интеллектуальных способностей и личностного развития человека. Выделено и обосновано на основании положений онтологической теории, что осуществление умственной деятельности связано с личностно-ориентированными знаниями, умениями и навыками, личностным ростом и развитием личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INTELLIGENCE ON PERSONALITY DEVELOPMENT

The article is devoted to determining the relationship between intelligence and personality development. The author noted that intelligence and intellectual abilities are one of the important factors of success in human life, reflecting the ability to cognize as a method of comprehending reality, gaining knowledge and accumulating experience. The article discusses in detail the conceptual approaches to the study of intellectual abilities and the bases of theoretical comprehension are highlighted for each approach. The author noted that the development of the level of intelligence is influenced by various mathematical problems, especially Olympiad and entertaining ones of varying degrees of complexity. The article presents the results of a survey and questionnaire survey of students of pedagogical education to identify and correlate the influence of mathematical disciplines on the development of intellectual abilities and personal development of a person. It is highlighted and substantiated on the basis of the provisions of the ontological theory that the implementation of mental activity is associated with personality-oriented knowledge, abilities and skills, personal growth and personality development.

Текст научной работы на тему «Влияние интеллекта на развитие личности»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Влияние интеллекта на развитие личности

Петрова Вера Ивановна,

к.п.н., Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича, Южный федеральный университет petrova_wera@mail.ru

Статья посвящена определению взаимосвязи интеллекта и развития личности. Автором отмечено, что интеллект и интеллектуальные способности являются одним из важных факторов успешности в жизнедеятельности человека, отражающих способность к познанию в качестве метода постижения действительности, обретения знаний и накопления опыта. В статье подробно рассмотрены концептуальные подходы к изучению интеллектуальных способностей и к каждому подходу выделены базисы теоретического осмысления. Автором отмечено, что на развитие уровня интеллекта влияют различные математические задачи, особенно олимпиадные и занимательные различной степени сложности. В статье представлены результаты опроса и анкетирования студентов педагогического образования по выявлению и соотношению влияния математических дисциплин на развитие интеллектуальных способностей и личностного развития человека. Выделено и обосновано на основании положений онтологической теории, что осуществление умственной деятельности связано с личностно-ориен-тированными знаниями, умениями и навыками, личностным ростом и развитием личности.

Ключевые слова: интеллект, личность, развитие, способность, познание.

о с

и

см о

Развитие интеллектуальных способностей и личности в целом выступает как стратегический ресурс общества. Именно поэтому назрела острая необходимость перехода от описания теорий природы интеллекта к практическому конструированию содержания процесса развития субъектов общества. Целью статьи является исследование взаимосвязей уровня интеллекта личности и ее способности к развитию.

На сегодня ключевые направления изучения интеллекта должны концентрироваться в рамках целостности познавательных способностей, к которым следует включать творческую деятельность, учебные навыки и такой термин как «интеллектуальная компетентность». Помимо того, необходимо учитывать специфику их применения субъектом при выполнении учебной, трудовой деятельности, межличностного контакта с социумом.

Преобладающим подходом в изучении характеристик становления личностного интеллекта, интеллектуальной компетентности остается его определение на основе психометрического измерения.

Первый разработчик шкалы измерения интеллекта Д. Векслер отмечал, что интеллект представляет собой грандиозную способность разумно и взвешено взаимодействовать со средой, рационально принимать решения и эффективно преодолевать все жизненные препятствия. Таким образом, интеллект можно определять как устойчивую систему умственных способностей [11].

В то же время, для понимания природы развития интеллектуальных способностей человека в процессе жизнедеятельности, большое значение имеют не только тестовые показатели психометрического интеллекта, но и его когнитивные составляющие - ценностно-мотивационные, эмоциональные, личностные и другие. Кроме того, новейшие отечественные исследования интеллекта и креативности указывают также на принципиальную важность учета таких нейродинамических аспектов развития интеллекта, как показателей скорости умственных действий, нейропсихологи-ческих характеристик субъекта, метакогнитивных (когнитивно-стилевых) особенностей интеллектуальной деятельности, то есть сенсорной и интеллектуальной составляющих, с позиций возможностей диагностики индивидуальных интеллектуальных способностей. Эти исследования подтверждают необходимость консолидированной модульной диагностики для изучения психофизиологических,

неиропсихологических и психологических механизмов интеллектуальной деятельности [3].

Показатели функционирования этих механизмов свидетельствуют, что последние выступают в качестве способностей, ментальных ресурсов в регуляции индивидуальной и межличностной интеллектуальной деятельности, а также социального поведения. Единство сенсорных и интеллектуальных процессов порождает такое психическое явление, как сравнение, что, с иной стороны, являет собой наивысший уровень восприятия и эмпирической основой мышления [1]. Как известно, сравнение включает субъективное отражение в сопоставлении не только отдельных объектов (или их частей), но и их взаимосвязей. Оно заключается в выявлении общих черт сравниваемых объектов и их отличий. Сравнение - важный стратегический ресурс для эффективного решения проблем, возникающих в сфере общения, а потому оно играет важную роль в организации когнитивно-коммуникативных процессов [12].

Анализ различных современных научных исследований показал, что: была осуществлена трансформация значимого понятия «способность» в результате расширения содержания понятия «интеллект»; появились новые понятия - «компетентность», «менталитет», «социальный и эмоциональный интеллект» и т.п.; дефиниция «способность» в современных наработках исследователей применима во многих сферах умственной деятельности (социологии, психологии, педагогике, экономике труда и пр.); качественные методы используются вместе с методами тестового измерения интеллектуальных способностей [10].

Наиболее привлекательной на сегодня, в качестве теоретической концепции изучения интеллектуальных способностей субъекта, является «Онтологическая теория интеллекта» в случае ее исследования в формате психического опыта, который коррелирует со спецификой системы организации и эффективности умственной деятельности.

Базисом теоретического осмысления данной теории следует рассматривать следующие концептуальные подходы:

1) структурно-интегрированный (Л.М. Веккер, А. Либин и др.);

2) субъективный (С.Л. Рубинштейн, А.В. Бруш-линский и др.);

3) ресурсный (В.Н. Дружинин).

На основании данных подходов были сформулированы теоретические выводы для психологии интеллекта и, соответственно, выделены основы конкретной психической реальности.

Исходя из позиций структурно-интегрального подхода, характер каждого ментального объекта, который и является интеллектом личности, следует интерпретировать с позиций субстрата (ментального материала), функций (поведенческих характеристик личности) и непосредственно структуры (составных частей во взаимосвязи между собой). Так, базис данного подхода предусматривает, по крайней мере, три следующие последствия:

1. Комплексный подход в исследовании интеллектуальных способностей на основе модульной диагностики, позволяющий изучать субстрат, структуру и функции в их взаимосвязи и взаимообусловленности, то есть интеллект, как интегральную структуру индивидуальности. Этот подход вытекает из принципиальных положений психосоматической гармонизации развития человека, самоорганизации и саморегулировании, где формулировки более высокого уровня являются результатом связей нейропсихологических, ней-родинамических, эмоциональных, когнитивных, метакогнитивных составляющих и в совокупности представляют собой когнитивное личностное развитие.

Корреляция и саморегулирование такой системы, как интеллект, предполагают высокий порядок свободы на первичных уровнях развития, которая с течением развития (интеллектуального роста субъекта) снижается.

Так же и единицей развития умственной деятельности является переход от одного из ее компонентов более низкого уровня на более высокий уровень. Безусловно, такие переходы имеют место при наличии определенных условий и могут целенаправленно осуществляться в рамках системы психолого-педагогического мониторинга деятельности.

2. Специфика реализации интеллектуальных производных функций относится к специфике ментальных переживаний. Их качественная оценка способствует анализу сущности интеллекта в онтологических дефинициях, таких как: «ментальный опыт», «ментальное пространство и время» «ментальная структура» и т.д. В данном контексте исследование интеллекта субъекта выходит на первый план.

3. Дефинитивный характер интеллекта как комплексной системы имеет инвариантность, многомерность, нелинейную динамику развития, самоорганизацию. Личностный подход в психологическом аспекте исследования интеллекта основан на анализе внутренних условий умственной деятельности и содержит в формах изучения личностный опыт, что обусловлено опытом конкретного субъекта [4].

Рассматривая следующий - субъективный подход - необходимо выделить такие его теоретические базисы, как:

1) условия генетического характера и внешнего окружения процесса развития в рамках подхода не представляются выходящими на первый план как детерминанты интеллектуального развития, а отражают процессы, происходящие в психическом опыте субъекта;

2) содержание и состав деятельностного проявления интеллекта (контекст) обусловлены с учетом факторов и условностей данного контекста;

3) существует личностный уникальный контекст и соответствующие формы когнитивного подхода в рамках окружающей субъекта среды (интенцио-нальность, индивидуальность) [8].

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Третий подход - ресурсный - базируется на анализе учета субъективной интеллектуальной деятельности, которая перманентно динамично активирует (дезактивирует) определенную часть ресурсов, соответствующих жизненной ситуации. Ресурсный подход в онтологии теории интеллекта предусматривает такие положения:

1) интеллект изучается не в качестве локального ресурса (ему не присуща стабильность и инертность), а как континуум, содержащий несколько линий развития, что характеризует непрерывность его развития;

2) индивидуальную интеллектуальную способность следует интерпретировать в контексте исследования точки движения в субъективном n-мерном пространстве, где каждый вектор отражает конкретный вид ресурса и обосновывает мобильность личности;

3) ресурсы интеллектуального развития предполагают одновременное обновление и характеризуют неоднородность [2].

Онтологическое представление интеллекта с позиций разных подходов предусматривает методологию интерпретации реальных интеллектуальных способностей и достигнутых точек развития человека как индивида и члена группового взаимодействия в процессе совместной интеллектуальной деятельности [9].

Выделяются три основные формы в структуре ментального опыта - когнитивный, метакогни-тивный и интенциональный. Так, механизмы эффективной обработки информации разрабатываются: на уровне когнитивного опыта (включая концептуальные структуры); на метакогнитивном уровне - произвольная и непроизвольная саморегуляция уровня развития интеллекта; в рамках интенционального опыта - структуры личностного уровня выбора интеллектуальной деятельности, способствующие соответствию ее характеристик объективным требованиям окружающей действительности. В результате, в условиях повышения уровня интеллекта человек растет в первую очередь лично, познает процессы окружающей действительности, обогащает свой умственный опыт в сторону повышения интеллектуальных способностей, продуктивности и индивидуальности мышления.

Особое внимание по развитию уровня интеллекта уделяется математическим наукам, познания в которых предопределяет «математический» склад ума. Для решения вопроса, являются ли задачи по математическим дисциплинам аспектом, движущим развитие не только интеллекта, но личностного роста, был проведен опрос среди 30 студентов 1-2 курса педагогических специальностей высшего учебного заведения. Первично интеллектуальные способности 5 студентов были проверены по тесту IQ (англ. IQ -о intelligence quotient) Г. Айзенка. Среди испытуемых 8 человек показали результат выше средне° го (выше 110 баллов), 21 - от 90 до 110 баллов, ¡в 1 человек получил результаты ниже среднего (88

баллов). Далее респондентам было предложено анкетирование, вопросы которого сосредотачивались на соотношении интеллектуальных способностей, личностного развития, математических дисциплин и их взаимосвязей и взаимовлияний. Так, результаты опроса показали, что 18 студентов (60%) полностью уверены в тесной взаимосвязи увлечения (занятия) математикой и смежными направлениями с развитием личности и ее интеллекта. Отметим, что из данной группы: 7 человек имели высокие результаты Ю; 11 человек - средние; 9 студентов (30%) не уверены в тесной взаимосвязи, но предполагают взаимное влияние (из них 1 студент с Ю выше среднего и 9 студентов со средним уровнем Ю); только трое студентов (двое со средним показателем Ю и один студент с низким) уверены в отсутствии связей между дисциплинами математического характера и интеллектуальным, и личностным развитием.

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что повышению уровня развития интеллекта способствует: решение различных нестандартных математических и олимпиадных задач; выполнение заданий и творческих проектов с использованием креативных технологий и активных методов обучения [6, 7].

Научные факты исследований дают возможность рассматривать интеллектуальные характеристики как системные, которые возникают в результате взаимодействия личности и интеллекта [5]. Этот факт подчеркивал С.Л. Рубинштейн -в его интерпретации качественный переход интеллектуальных качеств в черты характера субъекта определяет саму личность, а не сугубо ее интеллект [8].

Проведенный аналитический обзор существующих работ по проблеме исследования показывает, что в основе развития личности лежит интеллектуальная способность к нему, происхождение которой возникает как основа для развития всех областей человеческого знания.

Таким образом, изучение интеллектуальных качеств личности продиктовано попыткой преодолеть существующий разрыв интеллектуальных и личностных аспектов. Контекстуальное определение состава интеллектуального и личностного развития в их единстве базируется на целостности и системности психологического механизма, который не предполагает «безличность» интеллекта и неинтеллектуальную личность. Любое интеллектуальное качество человека, представляющее собой сложное целостное образование с характерными многоуровневыми связями, представляет собой моносистему, являющуюся подсистемой такого системного образования, как человек. Подходы в онтологии интеллекта и его развития продуцируют выводы о взаимосвязях личностного развития и интеллекта субъекта, что проявляется не только в развитии умственных способностей, но и в формировании способностей индивидуального психического опыта.

Литература

1. Данкан Д. Где рождается интеллект / пер.с англ. Бюро переводов «Пароль». М.: Карьера Пресс, 2015. 256 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: 3-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2019. 349 с.

3. Кузнецова А.Я. Когнитивные исследования в образовании // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-6. С. 1324-1327.

4. Либин А.В. Дифференциальная психология: 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 442 с.

5. Митрофанов Д.В. Психолого-педагогический анализ понятия «интеллектуальная культура» // Психолого-педагогический журнал Гау-деамус. 2019. Т. 18. № 39. С. 15-24.

6. Петрова В.И. Развитие креативности у студентов педагогического образования при изучении дисциплины «компьютерная графика» // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С 59-67.

7. Петрова В.И. Особенности работы с одаренными детьми по математике. // Современное педагогическое образование. 2019. № 12. С.123-127.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 705 с.

9. Ткач Е.А. Интеллект и его влияние на самореализацию личности // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Т. 3. № 4. С. 16-39.

10. Фугелова Т.А. Психологические основы личностной активности: на примере зарубежных теорий // В мире научных открытий. 2015. № 5-7 (65). С. 2603-2611.

11. Furnham A., Treglown L. High potential personality and intelligence // Personality and Individual Differences, 2018. Vol. 128. P. 81-87.

12. Lechner C., Danner D., Rammstedt B. How is personality related to intelligence and achievement? A replication and extension of Borghans et al. and Salkever // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111. P. 86-91.

13. Stanciu M.M., Papasteri C. Intelligence, personality and schizotypy as predictors of insight // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 134. P. 4348.

INFLUENCE OF INTELLIGENCE ON PERSONALITY DEVELOPMENT

Petrova V.I.

Southern Federal University

The article is devoted to determining the relationship between intelligence and personality development. The author noted that intelligence and intellectual abilities are one of the important factors of success in human life, reflecting the ability to cognize as a method of comprehending reality, gaining knowledge and accumulating experience. The article discusses in detail the conceptual approaches to the study of intellectual abilities and the bases of theoretical comprehension are highlighted for each approach. The author noted that the development of the level of intelligence is influenced by various mathematical problems, especially Olympiad and entertaining ones of varying degrees of complexity. The article presents the results of a survey and questionnaire survey of students of pedagogical education to identify and correlate the influence of mathematical disciplines on the development of intellectual abilities and personal development of a person. It is highlighted and substantiated on the basis of the provisions of the ontological theory that the implementation of mental activity is associated with personality-oriented knowledge, abilities and skills, personal growth and personality development.

Keywords: intelligence, personality, development, ability, cognition. References

1. Duncan D. Where the intellect is born / translated from English. Translation agency "Password". Moscow: Career Press, 2015.256 p.

2. Druzhinin V.N. The Psychology of General Ability: 3rd ed. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019.349 p.

3. Kuznetsova A. Ya. Cognitive research in education // Fundamental research. 2014. No. 6-6. S. 1324-1327.

4. Libin A.V. Differential psychology: 6th ed., Rev. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020.442 p.

5. Mitrofanov D.V. Psychological and pedagogical analysis of the concept of "intellectual culture" // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2019.Vol. 18.No. 39. S. 15-24.

6. Petrova V. I. Development of creativity among students of pedagogical education while studying the discipline "computer graphics" // Pedagogical informatics. 2019.No. 1. C 59-67.

7. Petrova V.I. Features of work with gifted children in mathematics. // Modern pedagogical education. 2019. No. 12. P. 123127.

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. SPb.: Peter, 2015.705 p.

9. Tkach E.A. Intelligence and its influence on self-realization of the individual // Communicology: electronic scientific journal. 2018. Vol. 3. No. 4. P. 16-39.

10. Fugelova T.A. Psychological foundations of personal activity: on the example of foreign theories // In the world of scientific discoveries. 2015. No. 5-7 (65). S. 2603-2611.

11. Furnham A., Treglown L. High potential personality and intelligence // Personality and Individual Differences, 2018. Vol. 128. P. 81-87.

12. Lechner C., Danner D., Rammstedt B. How is personality related to intelligence and achievement? A replication and extension of Borghans et al. and Salkever // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111. P. 86-91.

13. Stanciu M.M., Papasteri C. Intelligence, personality and schizo-typy as predictors of insight // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 134. P. 43-48.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.