электронный научно-экономическии журнал
Влияние институциональных изменений государственной кадастровой оценки на налогообложение недвижимости
стр 64
Акимова М.С., к.э.н., доцент кафедры «Кадастр недвижимости и право»
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Пенза, Россия
e-mail: [email protected]
Улицкая Н.Ю., к.э.н., доцент кафедры «Кадастр недвижимости и право»
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Пенза, Россия
e-mail: [email protected]
Лоза И.Т., магистр направления «Землеустройство и кадастры»
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Пенза, Россия
e-mail: [email protected]
Akimova M.S., candidate of economic sciences, associate professor "Inventory of the real estate and right" The Penza state university of architecture and construction Penza, Russia
Ulitskaya N.Yu., candidate of economic sciences, associate professor "Inventory of the real estate and right" The Penza state university of architecture and construction Penza, Russia
Loza I.T., master of the Land Management and Inventories direction The Penza state university of architecture and construction Penza, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются институциональные изменения, произошедшие в государственной кадастровой оценке и их влияние на налогообложение объектов недвижимости. По официальным данным? спрогнозировано увеличение налоговых отчислений за счет изменения государственной кадастровой оценки в Пензенской области.
Ключевые слова: налогообложение, государственная кадастровая оценка, земля, недвижимость, кадастровая стоимость.
INFLUENCE OF INSTITUTIONAL CHANGES OF THE STATE CADASTRAL ASSESSMENT ON THE TAXATION OF THE REAL ESTATE
Annotation. In article the institutional changes which have happened in the state cadastral assessment and their influence on the taxation of real estate objects are considered. Increase in tax assignments due to change of the state cadastral assessment in the Penza region is according to official figures predicted.
Keywords: taxation, state cadastral assessment, earth, real estate, cadastral cost.
Налогообложение недвижимости с давних пор осуществляется в большинстве стран мира (кроме Бахрейна, Доминиканы, Израиля, Каймановых островов, Катара, Кувейта, Мальты, Монако, ОАЭ, Омана, Островов Кука и Фиджи, Островов Теркс и Кайкос, Саудовской Аравии, Сейшельских островов, Хорватии, Шри-Ланки) [7].
В силу того что чаще всего налог на землю и недвижимость относится к местным налогам, он является существенной доходной статьей муниципальных бюджетов, что позволяет властям выделять средства на расходы, связанные с инфраструктурой, ЖКХ и решать иные задачи социально-экономического развития территории. Например, налог пополняет местные бюджеты в Великобритании на 90%, в Австралии, Германии и Канаде - на 80%, в Дании - на 73%, в США - на 70%, в Швеции - на 69%, во Франции - на 52%, в России -около 20% [7, 8].
электронный научно-экономический журнал стр 65
Методики начисления налога на объекты недвижимости имеют существенные различия, что связано с особенности земельного строя стран. Так, например, налог может взиматься со стоимости покупки недвижимости, от инвентаризационной или кадастровой стоимости и т.п. В основном в методику закладывается один из следующих способов: по прогрессивной шкале; в расчете на квадратный метр; по фиксированной ставке, установленной муниципалитетами [5, 7].
В России налог продолжительный период рассчитывался исходя из остаточной балансовой стоимости для юридических лиц и от инвентаризационной стоимости объекта недвижимости для физических лиц [5. 8].
В результате реформ с 2006 г. налог начал определяться на основании государственной кадастровой оценки (ГКО) и стал рассматриваться как экономический стимулятор воздействия на эффективность землепользования [4, 9].
До недавнего времени массовая оценка выполнялась независимыми оценщиками с жесткой регламентацией процесса ГКО. Независимые оценщики и эксперты саморегулируемых организаций, проверяющие отчеты ГКО, несли имущественную ответственность [4].
Результаты этого периода (2006-2015 гг.) отражены в табл. 1. Сравнивая этот период с предыдущим, можно отметить повышение эффективности фискальной политики, что отразилось на росте числа налогоплательщиков и учтенных земельных участков (рис. 1). Снижение налогового бремени для налогоплательщиков стало возможным за счет пересмотра кадастровой стоимости земель: снижение в 2,2 раза [3].
Таблица 1. Динамика земельного налога в России за 10 лет
Год Количество налогоплательщиков, ед. Количество учтенных земельных участков, ед. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.
2006 18985212 24952595 59249604
2007 20774478 24607942 69289903
2008 22305165 24746620 84033593
2009 24384809 25608873 104285547
2010 28720585 27200411 131041774
2011 31784028 29022719 142502129
2012 34206227 30442995 151347309
2013 35093030 31291365 171822235
2014 34998225 31798212 197338219
2015 31637589 33796495 192377465
Составлено по данным Федеральной налоговой службы [10]
№ 6 (50) 2018
70000000
59249604
60000000
50000000
40000000
30000000
20000000
10000000
у = -2Е+07х+ 8Е+07
о
2005 год
2015 год
2020 год
количество налогоплательщиков, единиц
количество земельныхучастков, учтенных л базе данных налоговых органов, единиц,
сумма налога, подлежащаяуплате, тыс. руб.
Линейная (сумма налог а, подлежащая уплате, тыс. руб.}
Рис. 1. Динамика и прогноз налогообложения в России (на примере земельных участков)
Составлено по данным Федеральной налоговой службы [10]
Однако, видимо, власть все же существующая система начисления налогов на недвижимость не устраивала, поэтому в 2016 г. принят ряд законов и нормативно-правовых актов, кардинально изменивших институт кадастровой оценки. С 2017 года осуществлена передача полномочий независимых оценщиков государственным бюджетным учреждениям. Государственные кадастровые оценщики несут административную ответственность в рамках выполнения должностных полномочий [1].
Например, в Пензенской области образовано государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» (ГБУ). ГБУ является подведомственным учреждением Департамента государственного имущества Пензенской области. Структуру ГБУ составляют:
- директор;
- архив;
- бухгалтерия;
- юридический отдел;
- отдел оценки (пока штат окончательно не укомплектован - 2 ведущих специалиста и 5 главных специалистов);
- кадастровый инженер (пока полностью штат не набран) [6].
Требования к государственным кадастровым оценщикам следующие:
1) наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в областях, перечень которых устанавливается органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере ГКО;
2) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
3) наличие опыта работы, связанной с определением кадастровой и (или) иных видов стоимости объектов недвижимости (не менее 3 лет) и осуществление профессиональной деятельности, связанной с определением стоимости объектов недвижимости (в течение 3 лет на день приема на работу);
4) опыт работы в бюджетном учреждении, связанный с определением кадастровой стоимости (не менее 3 лет) [1].
В связи с институциональными изменениями теперь ГКО проводится на основе: методологии определения кадастровой стоимости (единая универсальная формула, включающая множество ценообразующих факторов), непрерывности актуализации сведений, независимости и открытости процедур
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
анализ | прогноз | управление
электронный научно-экономическии журнал
№ 6 (50) 2018
проведения оценки на каждом этапе их проведения и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости. Проекты ГКО будут проверяться Росреестром [2].
На начальном этапе ГБУ было поручено проведение в 2017-2018 гг. ГКО земельных участков в населенных пунктах и нежилых помещений. ГБУ сегодня осуществляет сбор, обработку и систематизацию информации. По предварительным прогнозам, вырастет кадастровая оценка и соответственно повлияет на повышение налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований Пензенской области (рис. 2) [6].
I I
земельные участки (категория земель населенных пунктов) нежилые помещения
■ количество 522669 104 265
■ кадастровая стоимость существующая 222104310469,00 75266524688
■ налоговые отчисления 666 312 931,41 1 505 330 493,76
■ прогнозируемая кадастровая стоимость после проведения оценки 244 314 741 515,90 82 793 177 156,80
■ налог на имущество после проведения ГКО 732 944 224,55 1 655 863 543,14
■ увеличение поступления налоговых отчислений 66 631 293,14 150 533 049,38
Рис. 2. Прогнозируемое увеличение налоговых отчислений за счет изменения государственной кадастровой оценки в Пензенской области Составлено по данным ГБУ Пензенской области «Ггосударственная кадастровая оценка» [6] Таким образом, можно заключить, что изменение институциональной основы кадастровой оценки существенно повлияет на налогообложение.
стр 67
Список литературы
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2018).
2. Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» URL: http://www.consultant.ru/
3. Акимова М.С., Улицкая Н.Ю., Безногов М.В. К вопросу о новой базе налога на недвижимость в Пензенской области // European Social Science Journal. 2013. № 8-2 (35). С. 480-483.
4. Акимова М.С., Улицкая Н.Ю. Совершенствование системы налогообложения имущества на основе государственной кадастровой оценки объектов недвижимости: монография / Пенза, 2016.
5. Каминский А.В. Справедливые налоги на недвижимость под вопросом? // Экономические стратегии. 2016. № 3.
6. Оперативные данные ГБУ Пензенской области «Государственная кадастровая оценка».
7. Савиных В.А. Правовое регулирование государственной кадастровой оценки в аспекте налогообложения недвижимости: дисс... к.юр.н. Санкт-Петербург. 2017. 186 с.
8. Тевелева О.В. Кадастровая оценка по-новому. URL: http://отрасли-права.рф/article/21552 (дата обращения 01.03.2018).
9. Учинина Т.В., Строкина К.Н., Усанова Н.В. Проблемные вопросы оспаривания кадастровой стоимости земельных участков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 517.
10. Федеральная налоговая служба: официальный сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn48/related activities/statistics and analytics/forms/ (дата обращения: 11.12.2017).