Научная статья на тему 'Влияние института государственных закупок на развитие Челябинской области'

Влияние института государственных закупок на развитие Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / РЕГИОН / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / INSTITUTE OF GOVERNMENT PROCUREMENTS / INSTITUTIONAL MECHANISM / REGION / WELFARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Е.А., Истомин С.В.

В статье рассмотрены ключевые аспекты института государственных закупок как звена системы государственного и муниципального управления. Определена взаимосвязь между развитием региона и институтом государственных закупок. В частности, на примере Челябинской области произведена оценка влияния федеральной контрактной системы и системы муниципального заказа на развитие региона и благосостояние населения. Произведена оценка рентабельности, конкурентности, прозрачности государственных закупок на примере Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of institute of government procurements on development of Chelyabinsk region

In article key aspects of institute of government procurements as link of system of the public and municipal administration are considered. The interrelation between development of the region and institute of government procurements is defined. In particular, on the example of Chelyabinsk region the assessment of influence of federal contract system and system of the municipal order for development of the region and welfare of the population is made. The assessment of profitability, competition, transparency of government procurements on the example of Chelyabinsk region is made.

Текст научной работы на тему «Влияние института государственных закупок на развитие Челябинской области»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330

Е.А. Истомина, С.В. Истомин

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ* *

В статье рассмотрены ключевые аспекты института государственных закупок как звена системы государственного и муниципального управления.

Определена взаимосвязь между развитием региона и институтом государственных закупок. В частности, на примере Челябинской области произведена оценка влияния федеральной контрактной системы и системы муниципального заказа на развитие региона и благосостояние населения. Произведена оценка рентабельности, конкурентности, прозрачности государственных закупок на примере Челябинской области.

Ключевые слова: институт государственных закупок, институциональный механизм, регион, благосостояние.

В рамках экономической теории до сих пор идут дискуссии относительно роли государства в экономике. При этом основной обсуждаемый вопрос возникает о степени вмешательства в рыночную экономику. Так же до сих пор нет однозначного мнения среди экономистов по поводу влияния институциональной составляющей на развитие отдельной территории или страны в целом.

Исходя из вышесказанного, целью данной статьи является оценка влияния института государственных закупок на развитие отдельно взятой территории. Оценка влияния института государственных закупок будет проводиться на основе Челябинской области.

Во все времена перед государством ставится множество задач, одна из которых это формирование социальной среды общества. С позиции института государственных закупок, государство решает задачи по созданию пакета общественных благ, которые обеспечивают минимальный уровень благосостояния населения, предоставляют их наиболее нуждающимся, выполняет задачи по обороне и безопасности страны, региона и общества в целом.

Экономическим сообществом неоднократно подымались вопросы о влиянии институциональных механизмов на развитие региона. Отражения данных вопросов можно найти в трудах таких отечественных авторов как Полтерович В.М., Бархатов В.И. [2], Истомин С.В. [3],

© Истомина Е.А., Истомин С.В., 2014. DOI: 10.15350/2221-7347.2014.11-12

* Публикация подготовлена в рамках поддержанных РГНФ научных проектов №13-3201261, №13-3201268.

7

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

Истомина Е.А. [4], Николаева Е.Н., Смотрицкая И.И. [8], Храмков А. и др. Развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и гармоничном развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства

Социально-экономическое развитие регионов - это объективный процесс, который происходит как в самом регионе, так и в стране в целом, под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно развитие регионов -субъективный процесс, который происходит под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня.

Приоритетной целью социально-экономического развития региона является повышение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие: повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Рассмотрим цели социально-экономического регионального развития: рост благосостояния населения, повышение уровня образованности населения, рост качества питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, развитие культурной жизни.

Для анализа эффективности влияния института государственных закупок на развитие Челябинской области необходим критерий, по которому можно оценить результаты воздействия на экономику региона. Одним из основных показателей развития территории, оценивающих результаты экономической деятельности хозяйствующих субъектов, является валовой региональный продукт (ВРП). ВРП (валовой региональный продукт) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). ВРП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной территории. Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров и услуг).

Оценить эффективность института государственных закупок мы предлагаем на основе макроэкономического тождества, где суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВРП=С+^+Хп, где

С - личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;

Ig - валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых производственных предприятий и оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком "+", уменьшение - со знаком "-"). Важные инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике.

G - государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр. Однако, это лишь часть государственных расходов, которые включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи.

Хп - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

товаров и услуг, произведенных в данной стране, в том числе и расходы иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно необходимо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.

Данное тождество позволяет оценить влияние объемов государственных закупок на объем валового регионального продукта. Но при этом возникает необходимость определить основное понятие - институт государственных закупок.

С позиции институциональной экономики под институтом понимается набор правил, т.е. разработанные людьми формальные и неформальные законы, правила, ограничения, кодексы поведения. Под организациями, действующими в рамках институтов, подразумеваются - игроки, между которыми определяют институты. Таким образом, институт государственных закупок можно определить как основные правила по закупкам основных товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения основных функций и целей государства и его органов.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды [5]:

1. Расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2. Расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3. Расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

На современном этапе развития института государственных закупок, обеспечение выполнения основных функций государства должно происходить в основном за счет привлечения частного сектора, различных фирм и компаний. Институт государственных закупок предполагает вовлечение частных компаний в государственные закупки и развитие конкуренции среди них.

Институт государственных закупок регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно институциональной экономике, любой институт должен приводить к снижению трансакционных издержек, снижению энтропии и появлению благоприятных экономических эффектов (повышение качества продукции, снижение цен на продукцию и т.д.).

Анализ сложившегося института государственных закупок позволяет сделать вывод, что он приводит только к увеличению трансакционных издержек, в первую очередь за счет:

- появления новых субъектов в рамках института государственных закупок, в лице контрактных управляющих. Контрактный управляющий - это новое звено в системе государственных закупок, который должен присутствовать в каждом государственном и муниципальном учреждении по требованию института государственных закупок;

- появление новых инструментов в институте государственных закупок, например, запрос предложений, энергосервисные контракты, проведение при каждой закупке экспертизы товаров работ и услуг. Все это приводит к увеличению объема денежных ресурсов, отвлеченных от непосредственного осуществления закупок;

- увеличение документооборота между участниками института государственных закупок, что, при прочих равных условиях, увеличивает затраты рабочего времени участников института и увеличивает трансакцонные издержки.

9

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

Кроме увеличения трансакционных издержек, институт государственных закупок формирует систему ограничений, которая предполагает исключение из системы взаимодействия различных экономических субъектов. Примером ограничений могут выступать:

- реестр недобросовестных поставщиков. Он предполагает фиксацию отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов. Если хозяйствующий субъект включается в данный реестр, то он не имеет дальнейшей возможности работать в рамках института государственных закупок;

- обеспечение участия в закупке и обеспечение выполнения контракта. Ограничение предполагает снижение уровня риска для государственного или муниципального учреждения, осуществляющего закупку, путем отвлечения части денежных средств поставщика на отдельный счет или оформление банковской гарантии. Это приводит к исключению части участников, которые не могут извлечь часть оборотных активов и «заморозить» их до момента исполнения контракта;

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых исполнитель закупок со стороны государства будет взаимосвязан с непосредственным исполнителем контракта.

Тем не менее, не смотря на все вышеперечисленное, необходима всесторонняя оценка влияния института государственных закупок на развитие региона. При этом, за рабочую гипотезу примем, что увеличение трансакционных издержек и выстраивание системы ограничений, должно приводить к росту эффективности экономики территории и проявляться в росте валового регионального продукта и повышению уровня жизни населения региона.

Институт государственных закупок выстраивается на основе принципов бюджетного федерализма, построения бюджетной системы страны, что предопределяет его горизонтальную интеграцию с федерального уровня власти на региональный и муниципальный соответственно.

Институт государственных закупок оказывает непосредственное влияние на развитие общественного благосостояния регионов и страны в целом. Развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Исходя из этого, развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете - к изменениям условий жизни человека.

На сегодняшний день роль института государственных закупок приобретает особую значимость. Трансформация экономика возлагает на него одну из ведущих ролей, институт государственных закупок станет посредником в финансовом планировании на уровне государства в целом.

Ежегодно государство тратит десятки миллионов рублей на создание общественных благ. Динамика стоимости государственных и муниципальных контрактов представлена на рис. 1.

год

♦ государственные контракты Я муниципальные контракты

Рис. 1. Динамика государственных и муниципальных контрактов

(Источник: данные Федеральной службы государственной статистики)

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Так в 2013 году было заключено контрактов на 5881289,5 млн. руб. При этом, государство не берет на себя функцию по их созданию, государство вступает в экономические, контрактные отношения с хозяйствующими субъектами по поводу создания таковых.

На рисунке 2 представлена динамика соотношения уровня денежных доходов населения Челябинской области с величиной прожиточного минимума. Данный показатель является одним из ключевых и в Челябинской области, он имеет отрицательную тенденцию, начиная с 2009 года.

Согласно постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 233 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по РФ за IV кв. 2013 г.» для трудоспособного населения величина прожиточного минимума составляет 7896 рублей, для пенсионеров 6023 рубля. Таким образом, по Челябинской области в среднем доход составляет 23500 рублей, хотя ожидания у населения гораздо выше.

400 300 SR 200 100 0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

год

Рис. 2. Соотношение величины денежных доходов населения с прожиточным минимум в Челябинской области

(Источник: данные Федеральной службы государственной статистики)

Любое развитие, в том числе, если мы рассматриваем развитие региона, требует определенной финансовой составляющей. Если рассматривать это с позиции экономической теории, то необходимо вспомнить про ВРП - валовой региональный продукт. Динамика ВРП и объема государственных и муниципальных закупок по Челябинской области представлена на рисунке 3.

год

Рис. 3. Динамика валового регионального продукта и объема закупок по Челябинской области

(Источник: данные Федеральной службы государственной статистики)

ГЗ

ВРП

11

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

Если сопоставить рисунки 2 и 3, то мы наблюдаем следующее: рост ВРП, рост объемов финансирования на государственные и муниципальные закупки по Челябинской области. И, если вернуться к экономической теории, мы должны были бы наблюдать рост уровня жизни населения, но мы наблюдаем несколько иную картину. Уровень жизни населения имеет отрицательную тенденцию, когда ВРП и объемы закупок растут. Соответственно, мы можем подтвердить гипотезу относительно роста трансакционных издержек на примере Челябинской области.

2

1

0

2007

2008

2009

2010

год

2011

2012

2013

Рис. 4. Уровень конкурентности государственных закупок в Челябинской области

(Источник: данные Федеральной службы государственной статистики)

В Челябинской области, наблюдается, не смотря на все экономические барьеры входа на рынок государственных закупок, деловая активность субъектов хозяйствования. Так в2007 году средне количество участников торгов составляло 3 фирмы, к концу 2013 года среднее количество составило 6 заявок. Такой рост деловой активности хозяйствующих субъектов можно расценить как положительный, но не смотря на это, стоит помнить и о том, что эффективного инструмента контроля добросовестных и наоборот не добросовестных фирм в институте государственных закупок пока нет. Точнее будет сказать, что институт государственных закупок имеет такой инструмент как реестр недобросовестных поставщиков, но его работа позволяет переза-регистрировать фирмы и вновь и вновь участвовать в закупках заинтересованным субъектам. Кроме того, ни для кого не секрет, что крупные компании, которые имеет достаточно капитала могут себе позволить открыть несколько фирм и создавать мнимую конкуренцию, что позволит выиграть одной из фирм одного и тоже лица. Также, рост деловой активности в Челябинской области и по России в целом можно отметить за счет расширения информационного пространства института государственных закупок, проведения транформаций, вызванных построением Федеральной контрактной системы.

Рассмотрим эффективность функционирования института государственных закупок в Челябинской области на основе методики, предложенной в работе Ковалевой Е.А.

Рентабельность института государственных закупок это интегральный показатель. Значения для Челябинской области колеблется от 4 до 6%. В целом, можно сказать, что это является приемлемым уровнем, но необходимо вспомнить вновь о том, что институт государственных закупок работает по принципам бюджетного федерализма. Соответственно сэкономленные финансовые ресурсы, которые получают распорядители бюджетных средств освоить своевременно на необходимые товары работы и услуги не имеют возможности и это ведет к тому, что они во-первых не заинтересованы не лично не с позиции работы механизма государственных закупок в экономии бюджетных средств, а во-вторых не работает механизм освоения сэкономленных средств. Следовательно, это является еще одним противоречием, которое ведет к росту трансакционных издержек в рамках института государственных закупок.

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Динамика рентабельности института государственных закупок на примере Челябинской области

Таким образом, увеличение трансакционных издержек и выстраивание системы ограничений, приводит к росту валового регионального продукта и снижению уровня жизни населения региона. Необходимо принять меры стимулирующего характера для хозяйствующих субъектов к участию в закупках, но в тоже время необходимо разработать жесткие алгоритмы действий в рамках механизма института государственных закупок, т.к. существующий механизм что, что пытается выстроить федеральная контрактная система увеличивает количество противоречий и не соответствует тем принципам, которые были провозглашены ею первично.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. № 233 Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за IV кв. 2013 г.

2. Бархатов В.И., Капкаев Ю.Ш., Плетнев Д.А., Сорокин Д.А. Развитие и экономический рост региона. Челябинск, 2004.

3. Истомин, С.В. Модель поведения хозяйствующих субъектов в рамках институционального механизма России [Текст] / С.В. Истомин // Вестник ЧелГУ. Серия «Экономика». - Челябинск: ЧелГУ. -2012. - № 9(263). Экономика. Вып. 37. - С. 68-72.

4. Ковалева Е.А. Анализ эффективности государственных закупок на электронных торговых площадках [Текст] / Е.А. Ковалева // Вестник ЧелГУ. Серия «Экономика». - Челябинск: ЧелГУ. - 2012. -№10 (264). - С. 53-60.

5. Кулиш М.С. Построение системы управления стоимостью закупки для рационального выбора поставщиков //Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 445-451.

6. Крюкова Ю.С. Государственное регулирование экономики мезо-уровня посредством системы государственных закупок товаров (работ, услуг) // Региональные проблемы преобразования экономики/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала, «Наука ДНЦ». - 2010.

7. Петров Д.А. «Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику» // Конкурентное право. 2013. № 3. С. 2-5.

8. Смотрицкая И.И. «Проблемы формирования федеральной контрактной системы: теория и практика» //Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 39-52.

9. Фамиева К.И. Принципы построения федеральной контрактной системы в Российской Федерации// Вопросы управления. 2013. №2(23).

Статья поступила в редакцию 30.11.2014.

ИСТОМИНА Евгения Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, Челябинский государственный университет.

13

Новый университет. 2014. № 11-12(45-46)

ISSN 2221-7347

ИСТОМИН Степан Владимирович - кандидат экономических наук, доцент, Челябинский государственный университет.

UDC 330

E.A. Istomina, S. V. Istomin

INFLUENCE OF INSTITUTE OF GOVERNMENT PROCUREMENTS ON DEVELOPMENT OF CHELYABINSK REGION

In article key aspects of institute of government procurements as link of system of the public and municipal administration are considered. The interrelation between development of the region and institute of government procurements is defined. In particular, on the example of Chelyabinsk region the assessment of influence offederal contract system and system of the municipal order for development of the region and welfare of the population is made. The assessment of profitability, competition, transparency of government procurements on the example of Chelyabinsk region is made.

Keywords: institute of government procurements, institutional mechanism, region, welfare.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.