Научная статья на тему 'Влияние инновационной политики компаний на их конкурентоспособность в отрасли информационных технологий'

Влияние инновационной политики компаний на их конкурентоспособность в отрасли информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационной политики компаний на их конкурентоспособность в отрасли информационных технологий»

влияние инновационной политики компаний на их конкурентоспособность в отрасли информационных технологий

А.В. иШхАНоВ, доктор экономических наук, профессор А.П. долгов, кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет

В настоящее время руководством России осознана необходимость ускоренного перехода на инновационный путь развития, что позволит сократить долю экспорта сырья и увеличить уровень высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности. Ввиду ограниченности финансовых ресурсов выбор правильной инновационной стратегии играет решающее значение для достижения высокого экономического результата. Оптимальное направление развития той или иной отрасли промышленности не столь очевидно, как это может показаться на первый взгляд. Даже создатели самых высокотехнологичных продуктов в крупнейших ТНК мира далеко не всегда своевременно и правильно оценивают новые перспективные направления развития техники и технологий, которые уже через непродолжительное время производят настоящую революцию в соответствующих отраслях и существенно снижают конкурентоспособность тех компаний, которые не смогли вовремя определить необходимые приоритеты своего развития. Покажем это на

примере развития информационных технологий, как наиболее динамично развивающейся сферы экономики трех последних десятилетий, годовой оборот которой в настоящее время составляет более 200 млрд долл США.

Ведущий производитель вычислительной техники в мире корпорация IBM, отказываясь в 1940 г. внедрять компьютеры Атанасова, заявила, что она никогда не станет осваивать производство электронного цифрового компьютера. Компания IBM склонилась к варианту использования релейной цифровой вычислительной машины и уже в 1944 г. ею был создан Harvard Marc 1 массой более 30 т, длиной 15 м и высотой 2,5 м. Он содержал 18 тыс. ламп, 1 500 реле и 70 тыс. резисторов. Harvard Marc 1 производил операции сложения за 1 с, умножения — за 6 с, деления — за 12 с. К чести компании она вовремя оценила преимущества транзисторов перед электронными лампами, пересмотрев свою инновационную политику. У транзисторного компьютера IBM выпуска 1959 г. быстродействие составляло уже 220 тыс. опера-

ишханов Александр владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Кубанского государственного университета. Автор более 50 публикаций, включая 3 монографии. Читает курсы: «Международные налоговые отношения», «Национальная конкурентоспособность», «Зоны экономического благоприятствования», «Глобалистика». Сфера научных интересов: конкурентоспособность стран, экономическая глобализация, международные экономические отношения, оптимальные валютные зоны, межстрановая налоговая конкуренция, оптимизация налогообложения.

Долгов александр петрович. Кандидат экономических наук, доцент. В настоящее время работает на кафедре мировой экономики Кубанского государственного университета. Область научных интересов: вопросы развития транснациональных корпораций, проблемы инновационного менеджмента, глобализация экономики. Читает курсы: «Международная статистика», «Мировая финансовая система», «Управление качеством».

ций в секунду. Освоение новой техники позволило IBM увеличить оборот с 696 млн долл. США в 1955 г. до 1 810 млн долл. США в 1960 г. (в 2,6 раза), штат сотрудников компании за это время увеличился с 56,3 тыс. до 104,2 тыс. чел. (в 1,85 раза). С тех пор IBM является мировым лидером по производству мэйнфреймов, т.е. наиболее крупных компьютеров, имеющих большой объем памяти, и быстродействующий процессор, используемый для выполнения сверхбольших деловых, научных и военных программных приложений.

Улучшению всех качественных показателей компьютеров, т.е. уменьшению веса и расхода электроэнергии, увеличению скорости вычислений, было обусловлено изобретением полупроводниковых микросхем, которые стали использоваться вместо транзисторов. Мировым лидером по производству полупроводниковых микросхем является компания Intel, основанная в 1968 г. Робертом Нойсом — одним из изобретателей микросхем. Успешному ее развитию способствовали тесные деловые контакты с корпорацией IBM. В первом квартале 2006 г. доля серверной продукции на базе архитектуры Intel составила 84,7%. Достижению практически монопольного положения содействовал быстрый прогресс в технологии производства микросхем. Один из соучредителей корпорации Intel Гордон Мур еще около 40 лет назад заметил, что количество транзисторов на единицу площади интегральной микросхемы удваивается каждые два года. И действительно «закон Мура» подтверждается с 1965 г. Сохранение такой тенденции может привести к тому, что каждый квадратный сантиметр будет выделять больше тепла, чем поверхность солнца. Поэтому в настоящее время предлагаются различные аппаратно-программные решения проблемы, сводящиеся к распараллеливанию вычислений. Появилась идея многоядерных процессоров, позволяющих выполнять несколько потоков команд на независимых вычислительных ядрах, входящих в состав одного процессора. В последнее время по производительности микросхем компания Intel стала уступать AMD. Тогда Intel сменила стратегию, сделала упор на достижение сбалансированного соотношения производительности на один ватт потребляемой процессором электроэнергии за счет внедрения новых двуядерных процессоров. По прогнозам Intel это позволит обеспечить двукратный рост производительности по сравнению с нынешними платформами, сократить энергопотребление на 35% по сравнению с сегодняшним

процессором Intel Xeon и увеличить вычислительную мощность на 80% благодаря гибкому перераспределению нагрузки между всеми серверами в соответствии с изменениями требований. Оправдает ли себя такая стратегия, покажет будущее.

Уменьшение размеров, веса и стоимости компьютеров в сочетании со значительным ростом их вычислительной мощности позволило создать мини-компьютеры, которые стали использоваться в университетах, на предприятиях и в исследовательских лабораториях. Мини-компьютеры для IBM являлись альтернативной технологией, не сулящей высокой рентабельности. Поэтому новые компании Digital Equipment, Data General, Prime и Wang без помех со стороны IBM создали новый рынок мини-компьютеров и заняли на нем положение лидеров. Постепенное повышение вычислительной мощи мини-компьютеров при относительной их дешевизне по сравнению с мэйнфреймами привело к сокращению рыночной доли корпорации IBM. Попытки IBM создать свой конкурентоспособный мини-компьютер в рамках основной компании ни к чему не привели, так как для конструкторов это был неосновной продукт, да и финансировался проект по остаточному принципу.

Альтернативой мини-компьютерам стали персональные компьютеры (ПК). Появление ПК и программного обеспечения к ним произвело подлинную революцию в массовом использовании вычислительной техники и нанесло тяжелый удар по рынку мини-компьютеров. Особенно пострадала корпорация Digital Equipment. После появления ПК, объединенных в сеть, у большинства ее потребителей отпала нужда в мини-компьютерах. Четыре раза Digital Equipment делала неудачные попытки выйти на рынок ПК из основной компании. Но ей не удалось примирить две совершенно разные структуры затрат. Сотрудники компании среднего уровня, которые принимали участие в распределении ресурсов, не хотели вкладывать деньги, время и энергию в низкорентабельную продукцию, которой они считали производство ПК. Ресурсы шли на создание сверхбыстрого микропроцессора DEC Alpha, который обещал высокую прибыль.

В 1973 г. на компьютерном рынке мира господствовали IBM, DEC, Hewlett-Packard. Они недооценили важность использования микропроцессоров. Это дало шанс для мелких предпринимателей. В 1974 г. был создан первый в мире ПК «Altair». У него не было ни клавиатуры, ни мони-

тора, ввод и вывод данных осуществлялись через панель переключателей. Малейшая ошибка означала необходимость начинать все с начала. Когда ПК выключали, программа и данные терялись. Поэтому крупные корпорации не приняли всерьез эту разработку.

Б. Гейтс и П. Ален решили оснастить ПК «Альтаир» компьютерным языком Бейсик. Но так как максимальная емкость памяти ПК «Альтаир» составляла всего 4 кБт, то они придумали вводить текст программы на бумажную перфоленту. В 1975 г. они организовали товарищество MicroSoft (MSFT) для разработки программного обеспечения ПК. Когда появились дискеты 5,25 дюйма для ПК, Б. Гейтс написал программу для управления файлами на диске.

Корпорация IBM опоздала с выходом на рынок ПК на 7 лет. Ее успеху в этом сегменте рынка способствовало то, что компания привлекла к своей работе небольшие в то время предприятия MSFT и Intel, а также создала независимую организацию для производства ПК далеко от своей штаб-квартиры. Теперь автономная компания могла строить структуру затрат применительно к условиям конкуренции на рынке ПК, закупать необходимые компоненты у любых поставщиков, продавать продукцию по своим каналам. Следовательно, была создана иная сеть формирования стоимости, чем в производстве мэйнфреймов. На первых этапах ПК предпочитали строить из компонентов, приобретаемых у известных поставщиков и на основе испытанных технологий, невелики были затраты на проведение научных исследований, поэтому накладные расходы были невелики и независимая компания удовлетворялась меньшей нормой прибыли. В результате даже относительно небольшой рынок сбыта покрывал затраты и обеспечивал получение прибыли.

Следует отметить, что компания MSFT убедила IBM выпускать ПК с оперативно-запоминающим устройством (RAM) не 16 кБт, как это было на ПК других фирм-конкурентов, а 64 кБт и продавать свои ПК в комплекте с дисководом, а не лентопротяжным механизмом. Контракт между IBM и MSF о разработке дисковой операционной системы для ПК (MS DOS) был подписан в ноябре 1980 г., с тем чтобы к моменту выпуска своего первого ПК операционная система была готова. Кроме того, IBM заявила, что будет способствовать всем сторонним разработчикам без ограничений.

До 1984 г. шла борьба между операционными системами MS DOS и CP/M, закончившаяся по-

бедой MS DOS. Наличие хорошего программного обеспечения и достаточно надежных ПК привели к тому, что все крупнейшие производители компьютеров пошли по пути совместимости с IBM PC.

В это же время компания Apple бросила вызов IBM, выпустив ПК Макинтош — первый в мире компьютер с графическим оконным интерфейсом, «мышью» и накопителями на 3,5-дюймовых дисках. Мир пользователей ПК разделился на два лагеря: РС-юзеров и Мас-юзеров. Несмотря на вышеперечисленные инновации, компания Apple в этой войне проиграла. решающее слово сказало лучшее программное обеспечение IBM PC.

росту популярности ПК способствовали электронные таблицы. С 1979 г. в продаже были главным образом программы VisiCalc и SuperCalc. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе с этими программами, MSFT решила создать свою электронную таблицу для работы на возможно большем числе разных типов компьютеров. Для облегчения ее адаптации к разным платформам программу решили писать на языке «Си». Созданная MSFT электронная таблица была названа MultiPlan и была признана лучшей программой 1982 г. Но в 1983 г. появился Lotus 1-2-3, написанный на языке «Ассемблер» для №М PC. К концу 1984 г. Lotus 1-2-3 превзошел по объему сбыта MultiPlan.

К началу 1980-х гг. IBM PC по сути стал стандартом аппаратного обеспечения и операционных систем, но на прикладные программы стандарты не распространялись. Так, опыт работы с текстовым редактором WordStar был бесполезен при переходе на Lotus 1-2-3, не было стандартов связи прикладных программ с принтерами. В результате матричные принтеры Epson, Apple, HP требовали различных промежуточных программ (драйверов), позволяющих им воспринимать данные прикладной программы. У пользователя уходило до 20 мин на настройку текстового процессора под соответствующий монитор или принтер.

Для устранения этого неудобства Б. Гейтс считал необходимым разместить между MS DOS и приложениями промежуточную программу, которая бы регистрировала конкретный принтер и монитор системы. Пользователь был бы освобожден от непосредственной работы с DOS. Второй функцией этой программы должна была стать надстройка графического интерфейса над MS DOS и внесение единообразия во все прикладные программы, которые будут выполняться этой системой.

В дальнейшем Б. Гейтс сформулировал ряд требований к программе, которую позже назвал Windows:

1. Независимость от аппаратного обеспечения.

2. Работа в графическом режиме.

3. ПодцержкаприкладныхпрограммWYSSГWYG (что на экране, то и на печати).

4. Стандартизация внешних характеристик прикладной программы.

В корпорации IBM хотели разработать эту программу самостоятельно, без Б. Гейтса, но он обратился к конкурентам — компании Apple. В ноябре 1985 г. появилась программа Windows серии 1.03. В том же году появилась электронная таблица Excel, вытеснившая Lotus 1-2-3 и дошедшая в различных модификациях до наших дней. Через два года MSFT выпустила Windows серии 2.0, главным отличием которой было наличие перекрывающихся окон (инновация Макинтош). В результате между компаниями Apple и MSFT началась многолетняя судебная тяжба.

Удачной инновацией Б. Гейтса было объединение различных прикладных программ (текстового редактора Word, электронной таблицы Excel, электронной почты Outlook, системы управления базами данных Access, система презентаций PowerPoint) во взаимосвязанный блок MicroSoft Office. Это давало пользователю возможность решать большинство возникающих перед ним задач, не обращаясь к программам конкурентов. До сих пор основную часть доходов MSFT дают Widows и MicroSoft Office. Темпы роста основных экономических показателей корпорации MSFT впечатляют (см. таблицу).

Через 15 лет после своего создания корпорация MSFT по своему обороту приблизилась к величине оборота компании IBM в 1960 г., а по уровню выработки на одного штатного работника превзошла IBM в 12,2 раза.

Монопольное положение MSFT на мировом рынке программных продуктов является одновременно ее силой и слабостью, т.к. уже появились конкуренты. Бесплатной альтернативой Windows является операционная система Linux, появившаяся в 1991 г. и к настоящему времени существенно потеснившая Windows на рынке программных продуктов. В отличие от Windows система Linux поставлялась вместе с исходными кодами, поэтому любой пользователь мог беспрепятственно изменять и улучшать ее, а затем делиться наработками с остальными членами Linux-сообщества. Если в создании первой версии Windows участвовали всего 20 человек и в создании других версий тоже участвовало ограниченное число программистов, то в совершенствовании операционной системы Linux участвует неограниченное число программистов из различных стран мира. В результате ограничений по времени и трудовым ресурсам компания MSFT вынуждена латать многочисленные дыры в новых версиях Windows вскоре после их продажи.

Открытым кодом заинтересовались Sun Microsystems и IBM, которые стали устанавливать программу Linux на свои серверы. В 2001 г. корпорация IBM вложила около 1 млрд долл. США в развитие Linux, тем самым помогая конкурентам компании MSFT и обеспечивая миграцию пользователей с платформы Intel в мир мэйнфреймов, серверов и рабочих станций IBM.

О том, что компания MSFT вступает в очень сложный период своей деятельности, свидетельствует факт, что в июне 2006 г. председатель совета директоров MSFT Б. Гейтс заявил о намерении отойти от ежедневного участия в руководстве корпорации. Мнение аналитиков по этому поводу разделилось: одни считают, что софтверная компания нуждается в переменах, чтобы противосто-

Динамика экономических показателей корпорации MicroSoft

год оборот, млрд долл. сШ А рост оборота за 5 лет, % числ. раб., тыс. чел. рост числ. раб. за 5 лет, % выработка на 1 раб., тыс. долл. рост выраб. на 1 раб. за 5 лет, %

1985 0,140 0,9 155,6

1990 1,183 845,0 5,6 622,2 211,3 135,8

1995 5,940 502,1 17,8 317,9 333,7 158,0

2000 22,960 386,5 39,2 220,2 585,7 175,5

2005 36,840 160,5 57,1 145,7 645,2 110,2

Среднегодовой темп прироста, % 34,1 9,0 7,8

Источник: Рассчитано авторами по материалам статьи Р. Богатырева «IBM против Microsoft». «Мир ПК». 2005. № 6. С. 60 - 65.

ять жесткой конкуренции со стороны сообщества программного обеспечения с открытым кодом, а другие высказываются за прежнюю стратегию развития.

Анализ истории превращения MSFT из малого предприятия в мирового монополиста на рынке программных продуктов и в одного из основных конкурентов корпорации IBM позволяет сделать несколько выводов:

1. Успех малых предприятий на рынке обусловливает узкая специализация.

2. Стремительному развитию малых предприятий способствует тесное сотрудничество с какой-либо крупной ТНК. Такое сотрудничество взаимовыгодно, т.к. малое предприятие получает возможность стать международным стандартом в своей узкой нише, а ТНК может сосредоточиться на основных видах своей деятельности. У малого предприятия даже появляется преимущество перед ТНК, т.к. при попытке ТНК как-либо ограничить деятельность малого предприятия оно легко может сменить партнера. Так, компания MSFT в свое время перешла от сотрудничества с IBM на Apple и, развившись в крупнейшую ТНК мира, стала одним из его серьезнейших конкурентов.

3. Достижение успеха малым предприятием не обязательно должно основываться на каких-либо крупных научно-технических прорывах, иногда достаточно одной оригинальной идеи. Одним из примеров может служить идея открытых исходных текстов (Open Source) или отказ от продажи программных продуктов в «коробочном исполнении» и переход на условно-платное получение программного продукта, как это было с операционной системой GNU/Linux, или просто Linux.

Альтернативой использованию ПК стали ноутбуки. Основатель компании Compaq Р. Кэнион провел опрос пользователей IBM PC с целью выяснить, что они хотели бы улучшить в персональных компьютерах. Большинство пользователей указали на портативность и мобильность. результаты проведенного опроса дали основание для разработки ноутбука. Несмотря на то, что он по многим параметрам качества уступал выпускавшимся в то время ПК, а по стоимости превосходил их в 3 —4 раза, уже за первый год объем его сбыта составил 110 млн долл. США. За три года работы компания Compaq попала в список «пятисот лучших компа-

ний мира», составляемый журналом «Fortune». У компании Apple это заняло 5 лет.

рынком ноутбуков заинтересовались такие компании, как Acer, Dell, LG, Samsung, Sony, Toshiba, выпустив ноутбуки собственной конструкции. другие крупные ТНК просто поглотили более мелких производителей ноутбуков. Так появились компании HP-Compaq и Lenovo-IBM.

Непрерывное уменьшение размеров и веса компьютеров при одновременном возрастании их вычислительной мощи привело к появлению в последнее десятилетие нового класса — карманных компьютеров (КПК), или «наладонников», как их иногда называют за малые размеры. Вес современных КПК колеблется от 100 до 200 г. Их вычислительные возможности сопоставимы с ПК конца 1990-х гг. Для них разрабатываются разнообразные программы, включая карты мира и конкретных городов, умеющие в паре с GPS-приемником показывать координаты пользователя на местности, преобразовывать меры длины и одежды, времени и валюты, разнообразные игры, просмотр и редактирование цифровых фотографий. В отличие от ноутбука КПК:

1. Обеспечивают доступ к информации практически мгновенно, для этого не нужно загружать Windows.

2. Ввод информации можно осуществлять с помощью стилуса (специальной палочки), хотя некоторые модели КПК позволяют подключать клавиатуру.

3. Для набора текста можно использовать «виртуальную клавиатуру» на экране КПК и нажимать на нужные пользователю клавиши стилусом.

По используемой платформе (т.е. виду операционной системы и ее требованиям к КПК) все карманные компьютеры делятся на две конкурирующие между собой группы — PalmOS и PocketPC. На рынке смартфонов и коммуникаторов (гибридов телефона и КПК) с ними конкурирует ОС Symbian. До появление Palm на рынке в небольшом количестве были клавиатурные органайзеры Psion и Newton компании Apple. Требования к Newton были определены в результате проведения фокус-групп и многочисленных опросов клиентов. За два года с момента появления Newton на рынке КПК Apple продала около 140 тыс. этих компьютеров. Для малого предприятия это было бы триумфом, а для корпорации Apple новый компьютер не стал источником роста, т.к. его продажи за первый год составили примерно

1% от доходов компании. Поэтому Apple посчитала компьютер Newton своей неудачей, но именно он определил стратегию создания КПК на долгие годы вперед.

Первые КПК Palm не отличались хорошими мультимедиа-возможностями и экзотическими особенностями, у них был монохромый экран, но имелась отличная синхронизация с ПК и до 40 ч автономной работы. В то время КПК Palm считались идеальными электронными органайзерами, так как они были надежными, и имелось большое количество программ.

Позднее на рынке появилась компания MSFT со своей версией операционной системы — Windows Compact Edition, известной в настоящее время под торговой маркой Pocket PC. Первые версии этой программы были неудачными, но программа использовала более мощные процессоры и мультимедийные возможности, цветной экран и идеологию, максимально приближенную к настольным ПК. В последнее время компьютеры обеих семейств имеют сходные характеристики и примерно одинаковый круг применения, т.к. Palm OS компьютеры добавили себе мультимедийных возможностей, а Pocket PC — надежности и удобства в работе. Появился новый конкурент в лице фирмы Sharp со своими «наладонниками» Zaurus под управлением специальной карманной версии ОС Linux. Какая из этих версий операционных систем победит, покажет будущее.

В настоящее время у КПК есть некоторые нерешенные проблемы:

1. «Карманные» редакторы текстов плохо обрабатывают таблицы.

2. Браузеры отражают веб-страницы на КПК не идеально.

3. Почтовые программы не справляются с письмами, в которых вложены файлы «сложных» форматов.

4. Емкости батареи хватает не больше чем на 6-7 ч работы аудиоплеера.

5. Проблемы работы КПК с русскоязычной информацией из-за отсутствия на клавиатуре кириллицы.

Предыдущий опыт работы отрасли информационных технологий показывает, что темпы роста

качества в альтернативных технологиях производства компьютеров очень высоки, поэтому вероятнее всего в ближайшие годы перечисленные недостатки будут устранены. Последний недостаток дает шанс отечественным предприятиям разработать и успешно реализовать свои КПК не только в России, но и в других государствах СНГ, где немалая доля русскоговорящего населения.

Появились устройства, сочетающие функциональность КПК и мобильного телефона, которые называют коммуникаторами и смартфонами. Название зависит от акцента, сделанного на тот или иной элемент комбинации выполняемых функций. Так, например, коммуникатор — это КПК с функционалом мобильного телефона, а смартфон — мобильный телефон с функционалом КПК, которые иногда называют «умные мобильные телефоны» под управлением операционной системы Smartphone 2002, принадлежащей MSFT.

Таким образом, из проведенного выше анализа развития индустрии вычислительной техники можно сделать вывод о том, что определяющей тенденцией такого развития было уменьшение размера и веса компьютеров с одновременным увеличением их вычислительной мощи и функциональных возможностей, соединение в одном аппарате функциональных возможностей продукции ряда отраслей (вычисления, связь, съемка и показ фотографий и видеофильмов, ориентация на местности, различные игры и др.). Чаще всего внедряли инновации и создавали новые рынки малые предприятия, т.к. для крупных ТНК небольшие рынки не представляли интереса, у них была иная структура затрат, более высокие требования к рентабельности выпускаемой продукции и иная мотивация персонала. Так, увеличивая выпуск и качество своей продукции, малые предприятия начинают вытеснять ТНК из занимаемых ими рыночных секторов в секторы с более мощных по производительности и размерам компьютеров (мини-компьютеров и мэйнфреймов). Попытки ТНК конкурировать с малыми предприятиями в рамках своей структуры затрат не удаются, им остается либо поглотить малое предприятие, либо выделить из своей структуры малое предприятие, способное конкурировать на новом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.