Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на телевизионное производство'

Влияние информационных технологий на телевизионное производство Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
198
23
Поделиться

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук, автор научной работы — Быков В. В.

Широкое использование компьютеров на всех стадиях технологического процесса ТВ-производства приведет к его полной информатизации на основе сетей и файловой передачи медиаинформации. Однако ТВ-программы создаются режиссерами, операторами, журналистами, актерами творческим персоналом. Зрителю безразлично, какими техническими средствами эти программы формируются. Говоря об информатизации, следует иметь ввиду техническую и технологическую сторону ТВ-производства. Средства информационных технологий позволяют лучше реализовать и расширить возможности персонала ТВ-предприятия в реализации их творческих планов.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на телевизионное производство»

16 декабря 2011 r. 10:14

Т-Comm #9-2010

(Технологии информационного общества)

Влияние информационных технологий на телевизионное производство

Широкое испо льзование компьютеров на всех стадиях технологического процесса ТВ-протводства приведет к его полной информатизации на основе сетей и файловой передачи медиаинформации. Однако ТВ-программы создаются режиссерами, операторами, журналистами, актерами - творческим персоналом. Зрителю безразлично, какими техническими средствами эти программы формируются. Говоря оо информатизации, следует иметь ввиду техническую и технологическую сторону ТВ-производства. Средства информационных технологий позволяют лучше реализовать и расширить возможности персонала ТВ-предприятия в реализации их творческих планов.

Быков В.В.,

Доцент кафедры телевидения МТУ СИ

Производители современного ТВ-оборудован ия предусматривают работу своих устройств в новой сетевой среде с файловой структурой сигналов, а передовые ТВ-предприятия применяют видеосети и готовятся к переходу на информационные технологии. Прогресс в развитии цифровых методов в ТВ, компьютерной техники и цифровых сетей передачи информации, который наблюдался в последнее десятилетие, коренным образом изменяет технологический процесс производства программ в телевидении. Особенно ярко это проявилось в использовании систем нелинейного монтажа и хранении медиаинформации на жестких магнитных дисках.

Важнейшую роль в посзпроизводстве играют компьютерные рабочие станции, которые позволяют управлять производством и осуществлять монтаж ТВ-программ из исходного отснятого материала. В инфраструктуре иос1 производства телевизионных ирофамм наблюдается переход к рассмотрению видеосигнала как потока данных, что влечет за собой глубокие изменения в технологических процессах, в подборе технических средств и подготовке технического и творческого персонала.

Видеоинформация на телецентрах формируется не только телевизионными камерами. ТВ-контент приходит на ТВ-предприятия от различных источников. Во время прямых трансляций короткие рекламные клипы и новостные материалы часто передаются по спутниковым и кабельным сетям. Отдельные сюжеты поступают в виде записей на магнитной ленте. С развитием информационной техники появился еще один вид доставки - в виде цифровых медиафайлов, позволяющий вещателям использовать узкополосные, а поэтому недорогие, 1Р-каналы для передачи контента [1; 2]. За рубежом многие ТВ-компании применяют этот метод доставки видеоматериала с последующей его записью в первичный видеосервер. Сложность и разнообразие поступающею материала не позволяет работникам студий в полной мере реализовать преимущества доставки в виде цифровых медиафайлов на основе потоковых методов.

Широко применяемые в телевидении цифровые потоковые форматы (ЭУСАМ, ОУСРИО, \1PHG-2. 1МХ и

другие) обеспечивают более высокое качество транспортировки виде- и аудиоинформации, чем в аналоговой среде. Но на телецентрах и цифровые сигналы мо-iyi терять качество вследствие многочисленных транскодирований в процессе подготовки ТВ-программ, поскольку многочисленные устройства и системы часто работают с различными форматами. Принятие единых файловых форматов может существенно снизить потери качества видеосигналов нри многочисленных последовательных обработках телевизионных сигналов.

Загрузка материала в файловой форме является самой быстрой и надежной. Одним из достоинств файловой передачи является то, что файлы перемещаются со скоростями, определяемыми сетями Ethernet и Fibre Channel (250 Мбит/с н более). Кроме гою, протоколы IP и проверка на ошибки гарантируют верную передачу. Материал вводится в сервер без потери качества, поскольку отсутствуют процессы кодирования/ декодирования. Файлы могут транслироваться в 20-30 раз быстрее чем в реальном времени, а метаданные защищаются от ошибок.

Использование 1Т-методов в телевидении предоставляет наибольшие преимущества ТВ-производства, если работа с медиаинформацией осуществляется в файловой форме. Однако в настоящее время только серверы могут передавать файлы друг другу. Специалисты SMPTE уже стандартизировали ряд файловых форматов для телевидения, а некоторые находятся в стадии разработки или утверждения. Наибольший интерес из них представляют форматы AAF и MXF.

Формат AAF (Advanced Autoring Format) предназначен для использования при создании кинофильмов ТВ-методами, в ТВ-иостпроизводстве, вещании и охватывает весь технологический процесс, включая съемку, монтаж, комиозитинг, формирование графики. Этот формат поддерживает широкий диапазон функций, необходимых в процессе постпроизводства и окончательного монтажа, и позволяет обмениваться медиаматериалами и метаданными между мультимедийными средствами различных производителей.

AAF-технология улучшает процесс постпроизводства, офаничивая много утомительных операций, упрощая работу и экономя время. Она позволяет сохранить

S6

информацию при переходе от одного процесса производства к другому и выбрать наилучшее ПО для каждого процесса.

MXF (Material Exchange Format) - файловый формат с широкой поддержкой метаданных, предназначенный для передачи материала на базовую ТВ-станцию, всио-могательных операций, для видеосерверов и обмена материалами как файлами данных по сетям передачи цифровой информации. Меньшие размеры контейнеров медиаматериала, чем у AAF, делают формат MXF удобным также для несложного монтажа новостных ТВ-программ, а менее сложная структура файлов - для архивирования и работы в реальном масштабе времени.

Файлы MXF являются упаковкой ятя различных ви-деоформагов (MPEG, DV и др.). Каждый файл содержит всесторонние метаданные и компоненты, которые позволяют считывать файлы MXF устройствами, совместимыми с AAF. Существенным отличием форматов MXF и AAF является то. что AAF содержит ссылки на внешние материалы, чтобы эффективно использовать этот формат при монтаже, a MXF всегда содержит полный материал и не требует ссылок на внешние данные.

В технологическом процессе ТВ-производства выделяются несколько основных стадий: съемка и передача материала на ТВ-станцию, постпроизводство, архивирование и выпуск программ в эфир. Эти четыре стадии имеют свои особенности и требуют для оптимизации процессов обработки различных файловых форматов.

При рассмотрении перспективных сетей для передачи медиаинформации в файловой форме особое внимания уде.тяется Gigabit Ethernet, обеспечивающей скорость передачи 1 Гбит/с. Передача видеоинформации по сетям с протоколом IP используется уже много лет. И это не только транс.тяния ТВ-программ но Интернету, но также видеоконференции и системы видеонаблюдения. Зарубежные вещатели рассматривают «видео через !Р» как средсгво распространения ТВ-продукции в реальном времени. Планируется передача с ПТС и других источников, удаленных от телецентра, включая трансконтинентальные линии связи. Такая технология передачи предоставляет несколько преимуществ: относительно низкую стоимость но сравнению с другими способами транспортировки и относительную простоту передачи информации в файловой форме.

Большое распространение получил метод «видео через 1Р» в режиме нереального времени. Он осуществляется путем накопления и последующей передачи файлов видеоданных - клипов и новостных материалов, собранных в отдаленных районах. Для этого не требуются широкополосные каналы, хотя часто и возникают трудности, связанные с большой продолжительностью трансляции. Обычно кодирование происходит в стандарте MPEG-2 с временным накоплением в кодере. Захваченные кодером файлы затем транслируются через IP-сеть на приемную сторону. Следующим шагом в эволюции «видео через 1Р» является передача программного контента в реальном времени. Экономические преимущества и птбкость передачи медиаиифор-

мации по ІР-сетям привлекают внимание многих вещателей.

В настоящее время большинство ТВ-предприятий работают на основе ленты, которая используется для накопления материала, перемещения контента от одного участка производства к другому, хранения подготовленных программ и архивирования. Обмен материала осуществляется физическим перемещением кассет с лентой или передачей сигналов в аналоговой или цифровой форме но коаксиальному кабелю. Такая схема сохраняется в основном и с переходом к цифровым сигналам с различными форматами сжатия, но видеомагнитофоны заменяются на серверы, а физическое перемещение материала - файловой передачей. Аналоговые архивы на ленте заменяются цифровыми архивами. в которых накопление контента происходит на ленте в файловой форме в единой файловой системе.

Использование высокоэффективной централизованной системы накопления медиаматериалов в телевизионном производстве может обеспечить продюсерам и вещателям значительные преимущества, которые уже разработаны в компьютерной индустрии и обеспечивают высокие характеристики, надежность и целостность (неизменность) данных.

Предприятием с гибкой цифровой инфраструктурой постпроизводства является например компания RED (Великобритания). Она использует сети GSN (Gigabit System Network со скоростью передачи до 1000 Мбит/с), Gigabit Ethernet и даже 10-Gigabit Ethernet, а также в систему управления медиаресурсами с совершенствованием многопользовательского доступа к материалам и взаимодействия отдельных пользователей. На RED используются NAS (накопители с подключением к сети) и SAN (сегь накопления медиаинформации). Эти технологии накопления данных обладают существенным преимуществом для телевидения перед накопителями с прямым доступом (DAS). NAS и SAN высокого уровня, предлаїяемьіми компаниями IBM и SG1, являются открытыми решениями, не привязанными к каким-либо определенным системам. Они могут легко приспосабливаться ко многим потокам телевидения высокой четкости и цифрового кинопроизводства, играя ведущую роль в широком диапазоне систем ТВ-проиводства.

Цифровые методы существенно оптимизировали многие процессы во время постпроизводства. Например, формирование анимационного животного сейчас снизилось в несколько раз. Сетевые взаимосвязи ТВ-предприятня RED по производству контента позволяют более эффективно взаимодействовать художникам, монтажерам и аниматорам. Значительно сокращает время работы над проектом одновременное выполнение ввода/вывода информации, просчета материала и архивирования. Новые методы работы стати возможными с введением высокоскоростных сетей и пакетов нро-грамм управления контентом, отработанных в сфере информационных технологий.

С переходом к цифровому вещанию, ростом числа каналов, объемов вещания и его оперативности проблема накопления материала и его затребования становится важнейшей задачей для всех телекомпаний. И это

в значительной степени определяет переход к информационным технологиям в ТВ-производстве и распределении программ. Компьютеры, устройства хранения информации на дисках, системы нелинейного монтажа и сетевые системы решают все проблемы цифрового телевидения. Они предоставляют такие преимущества как. постоянная готовность к использованию, относительно невысокая стоимость, многочисленные производители и в большинстве случаев готовая технологическая база, отработанная в IT-мире. Однако еще нет идеальных решений для работы с медиаматериалом и управления нм. Телевидение имеет специфические черты, связанные не только с его технической стороной, но и с тем, что исходный программный материал создается режиссерами, операторами, актерами - какие бы аппаратно-программные средства не использовались в процессе производства.

Неизбежный переход к автоматизированным методам в телевидении требует подчас принципиального изменения структуры аппаратурного комплекса и связей между отдельными его компонентами. И это не только переход от аналоговых методов к цифровым, сопровождающийся подбором новых аппаратных средств, но и тщательный выбор упаковки цифровых потоков, которые циркулируют в подсистемах ТВ-производства и между ними. Сращивание компьютеров и ТВ-систем выдвигает новые требования и к кодированию этих цифровых потоков. Вместе со стандартом SDI. который широко используется для передачи информации в видео факте цифровых анпарагно-студийных комплексов, и потоковыми форматами DVCAM, DVCPRO, MPEG-2, IMX появляются файловые форматы, которые позволяют наиболее полно реализовать преимущества новых компьтеризированных ТВ-систем и усфойств.

Заключение

Учитывая современные тенденции информатизации, производственный комплекс передового перспективного телецентра представляет собой мощный вычислительный комплекс с разнообразной периферией и многочисленными терминалами пользователей. Системы нелинейного монтажа уже давно вытеснили монтажные комплексы с ленточными видеомагнитофонами, а видеосерверы прекрасно справляются с записью и выдачей видеоинформации. Мощная информатизация телевидения до современного уровня произошла за какие-то 10 лет. Наступление информационной техники на телевидение и компьютеризация большинства процессов ТВ-производства может создать впечатление о полном уходе от фадиционного ТВ. Однако информатизация принципиально затрагивает только компоновку про-трамм, их распределение и архивирование. Режиссеру и журналисту предоставляется возможность подготовить свои проекты сидя на рабочем месте настольного компьютерного терминала, который обеспечивает доступ ко всем материалам и даже позволяет общаться со своими коллегами, обмениваясь с ними информацией. Однако съемка исходных видеосюжетов в студии или вне ее практически сохраняется в прежнем виде. Съемка телекамерами будет всегда жрать решающую роль в интеллектуальных достоинствах ТВ-программ. От режиссера. журналиста, телеоператора требуется те же знания технических возможностей съемочного оборудования. художественный вкус, умение организовать съемочный процесс.

Вычислительная техника предоставила творческому и техническому персоналу инструменты с широчайшими возможности компоновки профамм, их графического оформления и распределения зрителям.

Литература

Переход от фадиционных методов в телевидении к информационным технологиям в ТВ-производстве и распределении медиаинформации станет крупнейшим шагом в ТВ-индусфии.

1. Быков В.В. Файловые форматы в телевидении. Труды МТУСИ. Том I. - 2008.

2. Быков В.В. Сети и файловые форматы в ТВ-произвостве. «Broadcasting». - 2005. - №8. - С. 42-45.