Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ХРОНОЛОГИЯ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ХРОНОЛОГИЯ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1678
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ) / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вахрушев Михаил Вячеславович, Рафиков Руслан Илдарович

Сложно представить современный мир без использования информационных технологий, которые используются во всех сферах жизни общества, что в значительной мере упрощает жизнь людей и делает ее комфортнее. В данной статье исследовано влияние информационных технологий на мировую экономику и рассмотрена хронология внедрения информационных технологий в экономические процессы начиная с зарождения первых электронно-вычислительных машин и заканчивая использованием облачных сервисов и искусственного интеллекта. Более подробно разобрано использование технологий искусственного интеллекта и облачных сервисов в микроэкономических процессах и изучены недостатки использования данных технических средств. Проанализировали возможные риски использования информационных технологий и какие неудобства они могут создать в ближайшем будущем, как повлияют на жизнь общества и людей в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE WORLD ECONOMY AND THE CHRONOLOGY OF THEIR IMPLEMENTATION IN ECONOMIC PROCESSES

It is difficult to imagine the modern world without the use of information technology, which is used in all spheres of society, which greatly simplifies people's lives and makes it more comfortable. This article explores the impact of information technology on the global economy and considers the chronology of the introduction of information technology in economic processes from the birth of the first electronic computers to the use of cloud services and artificial intelligence. The use of artificial intelligence technologies and cloud services in microeconomic processes is analyzed in more detail and the disadvantages of using these technical means are studied. We analyzed the possible risks of using information technologies and what inconveniences they can create in the near future, how they will affect the life of society and people in particular.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ И ХРОНОЛОГИЯ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ»

Влияние информационных технологий на мировую экономику и хронология их

внедрения в экономические процессы

The impact of information technologies on the world economy and the chronology of their

implementation in economic processes

Вахрушев Михаил Вячеславович

Студент 2 курса Факультет экономико-математический Нефтекамский филиал Уфимского Университета Науки и Технологий

Россия, Нефтекамск e-mail: mixail.vahrushev1998@gmail.com

Vakhrushev Mikhail Vyacheslavovich

Student 2 term

Faculty of Department of Economics and Mathematics Neftekamsk branch of University of Science and Technology

Russia, Neftekamsk e-mail: mixail.vahrushev1998@gmail.com

Рафиков Руслан Илдарович

Кандидат наук

Нефтекамский филиал Уфимского Университета Науки и Технологий

Россия, Нефтекамск

Rafikov Ruslan Ildarovich

Neftekamsk branch of University of Science and Technology

Russia, Neftekamsk

Аннотация.

Сложно представить современный мир без использования информационных технологий, которые используются во всех сферах жизни общества, что в значительной мере упрощает жизнь людей и делает ее комфортнее. В данной статье исследовано влияние информационных технологий на мировую экономику и рассмотрена хронология внедрения информационных технологий в экономические процессы начиная с зарождения первых электронно-вычислительных машин и заканчивая использованием облачных сервисов и искусственного интеллекта. Более подробно разобрано использование технологий искусственного интеллекта и облачных сервисов в микроэкономических процессах и изучены недостатки использования данных технических средств. Проанализировали возможные риски использования информационных технологий и какие неудобства они могут создать в ближайшем будущем, как повлияют на жизнь общества и людей в частности.

Annotation.

It is difficult to imagine the modern world without the use of information technology, which is used in all spheres of society, which greatly simplifies people's lives and makes it more comfortable. This article explores the impact of information technology on the global economy and considers the chronology of the introduction of information technology in economic processes from the birth of the first electronic computers to the use of cloud services and artificial intelligence. The use of artificial intelligence technologies and cloud services in microeconomic processes is analyzed in more detail and the disadvantages of using these technical means are studied. We analyzed the possible risks of using information technologies and what inconveniences they can create in the near future, how they will affect the life of society and people in particular.

Ключевые слова: Информационные технологии, искусственный интеллект (ИИ), облачные сервисы, мировая экономика, экономика, информационно-коммуникационные технологий (ИКТ).

Key words: technology, artificial intelligence (AI), cloud services, world economy, economics, information and communication technologies.

Сегодня информационные технологии играют важную роль в развитии бизнеса, менеджмента, производства и во многих других сферах мировой экономики. Они помогают ускорить процессы, повысить эффективность и качество работы во многих отраслях.

Так согласно отчету Международного союза электросвязи (ITU) за 2019 год [https://www.osp.ru/news/2019/1108/13037988], число пользователей Интернета в мире достигло 4,1 миллиарда человек, что составляет 54% населения планеты. Этот показатель продолжает расти, особенно в развивающихся странах, где быстро расширяется доступ к Интернету и смартфонам. Кроме того, в последние годы наблюдается значительный рост использования мобильных устройств и приложений. Согласно отчету App Annie за 2020 год [https://searchengines.guru/ru/news/2048003], в мире было загружено более чем 200 миллиардов мобильных приложений, что на 10% больше, чем в 2019 году. Это свидетельствует о том, что мобильные устройства и приложения становятся все более популярными для доступа к информации, коммуникации и развлечения.

В различных отраслях экономики также наблюдается значительный рост использования информационных технологий. Например, согласно отчету MarketsandMarkets за 2022 год [https://www.yahoo.com/lifestyle/digital-transformation-market-worth-1-150000677.html?guccounter=1], рынок облачных вычислений ожидает значительный рост в ближайшие годы, причем к 2027 году его объем может достигнуть 1548,9 миллиарда долларов США. Это свидетельствует о том, что компании все больше переходят на облачные технологии для управления данными и процессами.

И одной из основных областей, где информационные технологии нашли свое применение, является финансовый сектор. С помощью компьютерных систем и программных приложений, банки и другие финансовые учреждения могут быстро и точно обрабатывать большие объемы данных, управлять рисками и принимать решения на основе анализа данных.

Другой важной областью, где информационные технологии нашли свое применение, является электронная коммерция. Интернет-магазины, онлайн-платежи, электронные каталоги и другие электронные ресурсы позволяют потребителям быстро и удобно покупать товары и услуги, а компаниям - увеличивать продажи и расширять свой бизнес.

Но не только финансовый сектор и электронная коммерция получили преимущества от информационных технологий. В сфере производства, логистики, управления персоналом, маркетинга и других отраслях также широко используются компьютерные системы и программы. Например, с помощью информационных технологий компании могут управлять своими запасами, выстраивать оптимальные маршруты доставки, анализировать данные о покупателях и прогнозировать спрос на товары и услуги.

Еще одним примером использования информационных технологий в экономике является внедрение блокчейн-технологий. Блокчейн позволяет создавать децентрализованные системы, где информация хранится в зашифрованном виде и не может быть изменена без согласия участников сети. Это может быть полезно в различных сферах, например, при проведении финансовых транзакций или при управлении правами на интеллектуальную собственность.

Однако, вместе с преимуществами, информационные технологии также имеют свои риски и недостатки. Например, возможность кибератак, утечки данных и другие проблемы могут нанести ущерб как компаниям, так и потребителям.

Так же можно проанализировать влияние информационно-коммуникационных технологий на экономику, а именно, рассмотрим положительные и отрицательные аспекты. Вот некоторые из основных позитивных и негативных аспектов воздействия ИКТ на экономику:

Положительные аспекты:

- Увеличение производительности труда: ИКТ позволяют автоматизировать многие бизнес-процессы и повысить эффективность работы, что приводит к увеличению производительности труда и экономии времени и ресурсов.

- Ускорение коммуникации: ИКТ обеспечивают быструю и эффективную коммуникацию между компаниями и клиентами, что позволяет ускорить принятие решений и сократить время на решение проблем.

- Улучшение качества продукции и услуг: ИКТ позволяют компаниям улучшить качество продукции и услуг, предлагаемых клиентам, благодаря автоматизации процессов и использованию новых технологий.

- Сокращение затрат на производство: ИКТ позволяют компаниям сократить затраты на производство и управление, благодаря автоматизации бизнес-процессов и оптимизации использования ресурсов.

- Развитие новых рынков: ИКТ позволяют создавать новые рынки и бизнес-модели, что способствует росту экономики в целом.

Негативные аспекты:

- Риск кибератак: ИКТ могут стать объектом кибератак, что может привести к утечкам конфиденциальной информации и финансовым потерям.

- Неравенство: Некоторые группы населения могут оказаться исключенными из преимуществ, предоставляемых ИКТ, что может привести к усугублению неравенства в обществе.

- Безработица: ИКТ могут привести к сокращению рабочих мест в тех отраслях, которые стали менее востребованными благодаря автоматизации бизнес-процессов.

- Зависимость: Компании могут стать зависимыми от ИКТ и столкнуться с проблемами, если их системы перестанут работать или будут подвергнуты кибератакам.

- Эффект отдаленного роста: ИКТ могут привести к росту экономики в целом, но некоторые регионы или группы населения могут оставаться отстающими и не получать преимуществ, которые предоставляют ИКТ.

В качестве примеров негативного и положительного влияния ИКТ на экономику, рассмотрели данные по количеству кибератак и увеличения уровня производительности труда.

Что касательно киберпреступлений, то по данным отчета исследования компании Verizon за 2021 [https://www.verizon.com/business/resources/reports/2021-data-breach-investigations-report.pdf], всего 10% от общего числа кибератак были направлены на похищение конфиденциальных данных, с целью шпионажа, и целых 86% преступлений, где фигурирует утечка данных, были мотивированы финансовой составляющей.

Так одна из крупнейших кибератак десятилетия, связанных с финансами, была совершена в июне 2017 года вирусом под названием «Petya», хакерская атака затронула крупнейшие корпоративные сети компаний и государственных служб по всему миру. Вирус шифровал все файлы носителей информации компьютеров на ОС Microsoft Windows. в дальнейшем выдвигались требования перевести выкуп в биткоинах, после чего пострадавшие должны были получать коды дешифровки. Общий ущерб составил более 10 миллиардов долларов США и затронул компании и государственные органы России, Китая, Украины, стран Европы, США и так далее.

Теперь рассмотрим пример положительного влияния ИКТ, а именно проект «Цифровой завод НЭВЗ».

В планах проекта было полное перенесение всех активов в цифровое пространство и полную цифровизацию предприятия. По заявлениям руководителя проекта, уже на первом шаге внедрения системы было охвачено 36 единиц критического заводского оборудования, что позволило увеличить полезное время работы станков до 10%. Специальные программы мониторинга и датчики автоматически собирали информацию о работе оборудования и персонала, рассчитывали время работы станков и даже могли останавливать их. Так же была внедрена система «аварийная остановка», что полностью исключало человеческий фактор из данной системы. Персоналу остается только следить за работоспособностью системы, собирать, анализировать и классифицировать полученные данные и работать, непосредственно, над реализацией и проектированием продуктов, выпускаемых данным предприятием

Можно сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии имеют положительное влияние на экономику, но нельзя забывать и о негативных аспектах, необходимо принимать меры, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние ИКТ на экономику.

Помимо применения и влияния на экономику компьютерных технологий, можно рассмотреть хронологию их внедрения и использования. Так с момента изобретения первых компьютеров в середине 20-го века информационные технологии стали широко использоваться в различных сферах, включая экономику. Они позволяют обрабатывать большие объемы данных, ускорять процессы и повышать эффективность работы.

В начале 1950-х годов компьютеры еще были довольно большими и дорогими, и их использование было ограничено. Однако уже тогда некоторые компании начали использовать компьютеры для автоматизации производственных процессов и управления запасами. Но были и серьезные проблемы. Так внедрение ЭВМ в экономику в 1950-е г сдерживалось недостатком квалифицированных специалистов и ограниченными возможностями вычислительной. В основном электронные вычислительные машины 1 - и 2-го поколений применялись для автоматизации отдельных трудоемких управленческих задач, таких, как расчеты бухгалтерии, инженерные и технические задачи. Другими словами, на этом этапе компьютеры использовались исключительно как счетные машины.

В 1960-х годах компьютеры стали меньше и дешевле, и их использование стало более распространенным. К примеру, число предприятий и организаций в СССР, использующих ЭВМ в вычислительных центрах возросло почти в 4.5 раза. В этот период компьютеры использовались для обработки больших объемов данных в банковском секторе, что позволило банкам быстрее и точнее обрабатывать финансовые транзакции.

В 1970-х годах с использованием вычислительной техники третьего поколения информационные технологии стали широко использоваться в производственной сфере. Компьютеры использовались для автоматизации производственных процессов и управления запасами. Также в этот период началось использование электронных таблиц и баз данных. Но самое важное событие конца 1960х начала 1970х годов, а именно в 1969 году, - это зарождение глобальной компьютерной сети, в дальнейшем это достижение создаст огромный толчок в развитии абсолютно всех сфер жизни общества.

В 1980-х годах информационные технологии стали доступными для широкой аудитории. Компьютеры стали меньше и дешевле - появление IBM-PC - прародители современных персональных компьютеров, тем самым их использование стало более распространенным. В этот период компьютеры использовались для обработки больших объемов данных в банковском секторе, что позволило банкам быстрее и точнее обрабатывать финансовые транзакции.

В 1990-х годах информационные технологии стали неотъемлемой частью экономики. Интернет стал доступен широкой аудитории, и это привело к развитию электронной коммерции. Компании начали создавать свои сайты и продавать товары и услуги онлайн.

В 2000-х годах информационные технологии продолжали развиваться. Были созданы новые программные приложения и сервисы, которые позволяют управлять бизнесом и обрабатывать большие объемы данных. Также в этот период началось использование облачных технологий.

В 2010-х годах информационные технологии стали еще более распространенными и доступными. Были созданы новые сервисы, такие как голосовые помощники и искусственный интеллект, которые позволяют управлять бизнесом и обрабатывать данные еще более эффективно.

В данный момент искусственный интеллект и облачные технологии являются наиболее перспективными технологиями не только в жизни общества, но и в экономическом развитии.

В качестве первой технологии для более тщательного рассмотрения возьмем искусственный интеллект

(ИИ).

Искусственный интеллект — свойство искусственных интеллектуальных

систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.

В настоящее время использование искусственного интеллекта становится все более распространенным, и это приводит к изменениям в работе компаний. Алгоритмы ИИ позволяют проводить анализ больших объемов данных и составлять прогнозы, что помогает компаниям принимать эффективные и обоснованные решения. Кроме того, искусственный интеллект используется для автоматизации рутинных задач, что позволяет сотрудникам освободиться от лишней работы и сосредоточиться на более сложных и творческих задачах. Например, в розничной торговле компании используют чат-ботов на базе искусственного интеллекта для обработки запросов клиентов, что позволяет сотрудникам сосредоточиться на более важных задачах.

Искусственный интеллект находит все большее применение в различных отраслях, включая финансовую сферу, здравоохранение и энергетику. В финансовой сфере алгоритмы ИИ используются для выявления мошенничества и мониторинга транзакций, что помогает предотвратить огромные убытки. Кроме того, ИИ стимулирует инновации в отраслях, таких как здравоохранение, где системы визуализации на базе искусственного интеллекта помогают докторам быстрее и точнее диагностировать заболевания, а также в энергетической сфере, где алгоритмы ИИ используются для оптимизации систем возобновляемой энергетики, делая их более экономичными и эффективными. Более того, искусственный интеллект помогает выявлять новые методы лечения и лекарства путем анализа большого объема биомедицинских данных.

Другим способом, влияния ИИ на экономику и бизнес, — это создание новых рабочих мест на рынке труда. Поскольку рутинные задачи выполняют системы на базе искусственного интеллекта, поэтому появляется большая необходимость в найме сотрудников для контроля, разработки, внедрения и управления этими системами. Так как все больше компаний начинают использовать огромные объемы данных (Big Data), то остается открытым вопрос нехватки специалистов, что создает новые рабочие места в области науки о данных, с которыми работают компании.

Но использование ИИ также влияет на конкуренцию между компаниями. Использование искусственного интеллекта дает конкурентное преимущество предприятиям, это позволяет им улучшать свои продукты и повышать эффективность своей работы, основываясь на обработанных искусственным интеллектом данных. С другой стороны, компании, которые предпочитают традиционные методы ведения бизнеса, могут уйти с рынка из-за неконкурентоспособности.

Использование искусственного интеллекта в экономике и бизнесе может привести к серьезным проблемам, связанным с конфиденциальностью, этикой и справедливостью. Системы искусственного интеллекта собирают и хранят большие объемы данных, что может привести к проблемам с конфиденциальностью и увеличить риск утечки данных. Кроме того, системы искусственного интеллекта могут принимать решения, не учитывая человеческих ценностей, этики и эмоций, что может привести к непредвиденным последствиям и этическим дилеммам. Одной из основных опасностей является то, что алгоритмы искусственного интеллекта могут увековечить существующие предубеждения и дискриминацию, что приводит к серьезным социальным последствиям. Также остается открытым вопрос о том, кто несет ответственность за принимаемые системами искусственного интеллекта решения. В целом, необходимо серьезно обдумать этические и социальные последствия использования искусственного интеллекта и принимать меры для минимизации негативных последствий.

В качестве второй технологии для более тщательного рассмотрения возьмем облачные сервисы.

Компании все чаще используют облачные сервисы для хранения и обработки данных. Эти сервисы работают на облачных хранилищах данных, что позволяет получать данные с любой точки входа, где есть доступ к сети интернет, без необходимости устанавливать программное обеспечение (ПО). Облачная инфраструктура также позволяет финансовым организациям и организациям других секторов экономики реализовывать совместные инициативы. Это дает возможность оперативно создавать новые бизнес-модели и ускорять вывод новых продуктов на потребительский рынок. Благодаря облачным сервисам компании могут значительно сократить затраты на разработку и поддержку своих собственных IT-решений и сосредоточиться на своей основной деятельности, предоставлении высококачественных продуктов и услуг своим клиентам.

Существуют следующие модели услуг в форме облачных сервисов:

IaaS (Инфраструктура как сервис) - это модель облачных вычислений, которая не дает потребителю услуг работать напрямую с программным обеспечением, а получать по подписке заранее настроенные виртуальные серверы, которые обладают заданной мощностью, пространством для хранения и доступом к сетям. Пользователь самостоятельно управляет арендованными вычислительными ресурсами, а также может настраивать программное обеспечение под себя, то есть для эксплуатации и развития своих собственных приложений — например, для управления базами данных, хранения электронных документов или систем для координации бизнес-процессов.

PaaS (Платформа как сервис) - это модель облачных вычислений, которая позволяет потребителю услуг получать платформу с готовым набором компонентов для создания и улучшения собственных приложений, а также среду управления платформой, которая позволяет быстро создавать прототипы и развертывать новые версии приложения. Например, мобильное приложение для банковского обслуживания, система управления клиентскими отношениями или автоматизированная банковская система могут быть разработаны и выпущены для пользователей за короткий промежуток времени, используя готовые компоненты и инструменты, предоставляемые сервис-провайдером.

SaaS (Программное обеспечение как сервис) - это модель облачных вычислений, которая позволяет потребителю получать готовое приложение, при этом любое развитие и дальнейшее сопровождение приложения остается в рамках ответственности поставщика услуги. Например, клиент может купить подписку на облачный сервис, предоставляющий систему автоматизации бухгалтерского учета или кадрового делопроизводства, и использовать ее без необходимости разрабатывать и поддерживать собственное программное обеспечение.

BaaS (Банк/Бизнес как сервис) - Это новая модель облачных технологий, которая предоставляет клиентам более готовое решение для автоматизации бизнес-процессов, чем когда-либо ранее. Вместо предоставления просто технологических возможностей, данная подписочная модель предоставляет готовый автоматизированный бизнес-процесс, который позволяет гибко управлять объемом работ, переданных компании. Эта модель является принципиальным шагом в облегчении управления бизнес-процессами и снижения затрат на разработку и поддержку своих собственных приложений.

Эти модели облачных вычислений предоставляют пользователям готовые решения для управления бизнес-процессами, не требуя значительных затрат на разработку и поддержку собственных приложений. Они также позволяют пользователям сосредоточиться на своих основных бизнес-процессах, а не на управлении технологической инфраструктурой.

Современные компании стремятся упростить свою бизнес-деятельность и повысить ее эффективность, перенося часть своих функций в облачные сервисы. Информационная безопасность, учетно-операционная деятельность и управление рисками - это лишь некоторые из этих функций. Обычно компании используют публичные облачные хранилища крупных IT-компаний, таких как Google или Microsoft, чтобы обеспечить себя

надежной инфраструктурой и защитить свои данные от утечек и взломов. Например, DBS Bank, входящий в состав сингапурской финансовой холдинговой компании, открыл мобильный банк-клиент DigiBank в Индии. Этот банк находится в публичном облаке и использует учетно-операционную систему банка DBS, размещенную на инфраструктуре холдинга DBS. Такой подход позволяет банку сократить затраты на разработку и поддержку собственных IT-решений и сосредоточиться на своей основной деятельности - предоставлении качественных финансовых услуг своим клиентам.

В целом, можно сказать, что информационные технологии являются неотъемлемой частью современной экономики. Они позволяют ускорить процессы, повысить эффективность и качество работы во многих отраслях, а также создать новые возможности для развития бизнеса. Однако, важно помнить о возможных рисках и проблемах, связанных с использованием информационных технологий.

Список используемой литературы:

1. Раюшкин, Э. С. Облачные сервисы в цифровой экономике / Э. С. Раюшкин, В. О. Колесникова. — // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 38-40.

2. Искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение: в чём разница. — // Skillbox Media: URL:

https://skillbox.ru/media/code/iskusstvennvY intellekt mashinnoe obuchenie i glubokoe obuchenie v chyem raznits a

3. Как искусственный интеллект решает задачи бизнеса и делает нашу жизнь лучше. —// vc.ru: URL: https://vc.ru/ml/210518-kak-iskusstvennvv-intellekt-reshaet-zadachi-biznesa-i-delaet-nashu-zhizn-luchshe

4. Апокин И.А. История вычислительной техники: от простейших счет, приспособлений до сложных релейных систем - М.://Наука, 1990. 262 с.

5. Кай-Фу Ли ИИ-2041. Десять образов нашего будущего - 2021 - С. 1-600

6. 2021 Data Breach Investigation Report. — // Verizon: URL: https://www.verizon.com/business/resources/reports/dbir/#archive

7. Вирус нового поколения: как кибератака NOTPETYA изменила мир. —// Gazeta.ru: URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/06/26/13132537/petva is three.shtml

8. Без цифровизации нет будущего: проект «Цифровой завод НЭВЗ». —//up-pro.ru: URL: https://up-pro.ru/librarY/information_svstems/automation_production/cvfrovoj-nevz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.