Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на качество образования'

Влияние информационных технологий на качество образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2591
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / УЧАЩИЕСЯ / EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION / THE INTERNET / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крошилин Сергей Викторович

Качество образования как социально-экономическая категория напрямую зависит от возрастающей интеллектуализации производства, развития рынка образовательных услуг и повсеместного применения информационных технологий (ИТ). Сегодня ИТ выступают и как средство обучения, и как объект изучения практически на всех уровнях образования. У современных ИТ есть множество преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. Однако есть и негативные стороны, от которых зависит качество образования. Результаты социологического исследования среди студентов, учащихся ПТУ и школьников, в частности свидетельствуют, что у 82% сотовый телефон подключен к Интернету. Подавляющее большинство из них пользуется телефоном во время занятий, в том числе 1/3 учащихся во время занятий «пребывают» в сети более 20 мин., а свыше 1/4 студентов – более 45 мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of information technologies on the quality of education

The quality of education as a socio-economic category is directly related to the growing intellectualization of production process, development of the educational services’ market and worldwide application of information technologies (IT). Today IT are both the means of education and the object of study actually at all education levels. Modern IT have a lot of advantages over the traditional education methods. However, there are also some negative features affecting the quality of education. The outcomes of a sociological study, conducted in 2011 among students in higher educational institutions, vocational and general secondary schools, show that 82% of them have their cell telephones hooked up to the Internet. Most of them use telephones during their lessons; one third stay in the Net over 20 minutes during lessons, and above a quarter – over 45 minutes.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на качество образования»

коллегии Минобрнауки России «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2011 г. и задачах на 2012 г.», г. Москва, 18 февраля 2012 г. URL: http://mon.gov. ru/ruk/ministr/dok/9298/ (дата обращения 12.05.2012 г.).

4. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009—

2013 гг. URL: http://www.fcpk.ru/catalog. aspx?CatalogId=301 (дата обращения 12.05.2012 г.)

5. Проект «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Минэкономразвития. М., 2010. URL: http://www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20101231_016 (дата обращения 12.05.2012 г.).

С. В. Крошилин

Влияние информоиионнын технологий но качество образования

Информационные технологии, которые сегодня используются практически во всех сферах деятельности, определяют движение к иному типу общества — к обществу знаний. По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран, что хорошо видно на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index), который состоит из 20 показателей по трем областям: социальной, информационной и компьютерной [1]. Россия находится на 34-м месте из 54 стран. Наилучшие показатели в нашей стране достигнуты в социальной сфере (20-е место), затем идет информационная сфера (32-е место) и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере (46-е место) [2].

Очевидно, что уровень развития информационных технологий влияет

на систему образования: содержание, технологии, управление и, как следствие, — на качество образования. Сами вопросы качества и содержания образования в связи с развитием информационного общества и экономики знаний приобретают приоритетное значение. Однако имеет место и обратная зависимость: сами информационные технологии (ИТ) в образовании влияют на его содержание и на качество обучения [3].

Интеграция ИТ в процесс образования во многом зависит от финансового положения учебного заведения. Например, государство в рамках Национального проекта «Образование» поставляло в школы и вузы современное компьютерное оборудование, интерактивные доски, проекторы, видео- и аудиоаппаратуру. Однако после завершения проекта на обслуживание полученной техники

у учебных заведений нет финансовых возможностей.

Очевидно, что развитие новых методов обучения (например, дистанционных форм) невозможно без использования новых технических и информационных средств. Поэтому необходимо проанализировать степень их использования на всех этапах образовательного процесса. Важным является показатель «число компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся». Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования в 2009/2010 г. имели 10 компьютеров на 100 человек, в общеобразовательных учреждениях — 6.

Разработка новых образовательных технологий, базирующихся на применении компьютеров и использовании информационных ресурсов, позволяет обеспечить практическую реализацию принципов открытого образования, а также значительный приток учащихся без увеличения площадей материально-технической базы, затрат на оплату коммунальных услуг и т.д. Учитывая платность современного образования, применение и развитие новых форм обучения на основе ИТ способно повлиять на конечную стоимость образовательной программы. Например, дистанционное образование значительно дешевле, нежели программа получения образования в очной форме.

Однако о качестве получаемого образования в таких вузах стали говорить только сейчас, когда на рынок труда волной хлынули дипломированные специалисты, которые по причине низкого качества полученных знаний там просто не востребованы [4].

Так называемая дистанционная сдача сессий через Интернет применяется в коммерческих вузах, что

гарантирует не знания, а сдачу экзамена. Однако, согласно утверждению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования РФ Л. Глебовой, «...экзамен не может происходить в дистанционном режиме».

Согласно данным российских социологов, Россия заняла 27-е место в 2010 г. в мире по качеству образования. Примечательно, что в 1992 г. мы занимали 3-е место в том же самом рейтинге. Качество начального образования влияет на выбор образовательной траектории: того или иного учебного заведения системы начального (НПО), среднего (СПО) или высшего (ВПО) профессионального образования, а в последствии и работы, что в конечном итоге определяет статус индивида и уровень его доходов. «Хорошее образование» — это в большинстве случаев условие для получения «хорошей работы», а «хорошая работа» трактуется сейчас большинством россиян (90%) как работа за «хорошие деньги» [5. С. 44—71].

Для анализа современной ситуации с качеством образования было проведено исследование опрошены 4 категории респондентов — руководители и работники предприятий, преподаватели и учащиеся.

Результаты оценки уровня подготовки специалистов в системе образования по 10-балльной шкале приведены в табл. 1.

1/3 руководителей (32%) и 1/4 работников (25%) оценивают уровень подготовки специалистов на 5 баллов. Средний балл по всем категориям опрошенных составил 5,3 балла.

1 Выполнено в рамках проекта РГНФ «Влияние человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие регионального социума» № 11-32-00227а1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень подготовки специалистов в российской системе образования?», % от опрошенных

Категории опрошенных Баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Руководители 2 3 14 15

Работники 2 - 8 16

Преподаватели 8 - 15 15

Учащиеся 15 - 8 -

32 6 17 7 1 2

25 18 18 8 3 2

15 23 15 8 - -

8 8 31 30 - -

Выше оценивают уровень подготовки сами учащиеся (5,8 балла), а ниже среднего — руководители (4,6 балла). Следовательно, массовые оценки качества преподавания и подготовки выпускников явно тяготеют к «тройке» (2,6 балла по 5-балльной шкале). Качество образования практически всегда не выдерживает критики и у работодателей.

Основным требованиями при приеме на работу сегодня становится хорошее владение ИТ, знаниями в области коммуникаций и Интернета. Чуть больше 1/4 россиян сегодня постоянно используют навыки работы на компьютере в повседневной трудовой деятельности, и необходимость в этом с каждым годом только увеличивается. Чем выше занимая должность работника, тем более необходимо ему знать и применять в своей трудовой деятельности ИТ [6. С. 120].

В значительной степени это относится к работникам нефизического труда, а в развитых странах его использование практически на всех этих местах стало нормой, а для специалистов — просто обязательным. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным элементом самообразования. Востребованность

самообразования и непрерывного образования на основе ИКТ во всем мире в последнее время только возрастает. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в России самообразованием занимается 24% от общей численности лиц в возрасте 25—64 года, а в Норвегии, Австрии и Швеции — более 70%, в Словакии - 84% [7. С. 35-37].

Таким образом, положительным моментом при использовании ИКТ в образовании является повышение качества обучения за счет: большей адаптации обучаемого к учебному материалу; возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета; самоконтроля; доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня; поддержки активных методов обучения; образной наглядной формы представления изучаемого материала; развития самостоятельного обучения.

Существенной проблемой при внедрении ИКТ в образовательный процесс является информационная перегрузка учащихся, которая с каждым годом только увеличивается. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления, прежде всего среди образованных членов современного общества. Большинство

С.В. Кр ошилин

проблем возникает не в связи с тем, что ИКТ применяют в процессе обучения, а именно с тем, как их используют. Мало кто задумывается о том, что значит для учащегося «просидеть» все занятия за компьютером. Не обсуждают и вопрос о том, как воздействует на учащихся просмотр презентаций через мультимедийный проектор. Спорным остается ноу-хау по внедрению электронных учебников, книг (типа E-book) для учащихся, особенно в первых классах и т.д. и т.п.

Остановимся на некоторых аспектах влияния ИКТ на образование, образовательный процесс и успеваемость, а, следовательно, и на качество получаемых знаний.

1. Сотовая связь. Сегодня сотовый телефон есть практически у каждого обучающегося, причем сама сотовая связь — это, безусловно, благо современной цивилизации, которое дает возможность не только общаться по телефону, но и обмениваться быстрыми сообщениями. Однако подростки, увлекающиеся SMS или ICQ-пере-

пиской, становятся слишком от нее зависимыми. Такую зависимость стали называть новой болезнью — «текс-тофренией» [8]. То есть молодые люди не могут думать ни о чем другом, кроме сообщений, и постоянно порываются проверить, не пришло ли очередное послание, или написать новое. Если лишить подростка такой возможности, то можно столкнуться с классическим синдромом так называемой «ломки».

Все это приводит к тому, что учащиеся «вынуждены» пользоваться сотовым телефоном и во время занятий. Наше исследование показало, что сотовый телефон подключен к Интернету у 81,67% учащихся Очень часто учащиеся пользуются этой возможностью для общения с друзьями. Опрос показал, что многие отвлекаются на сотовый телефон во время учебы (ICQ, SMS, E-mail и т.п.). Было отдельно оценено время, потраченное ребенком на телефон во время занятий по разным уровням образования (табл. 2).

Таблица 2

Время, которое тратят учащиеся на сотовый телефон во время занятий, %

В школе и системе НПО

Время, мин 0 5 5-10 10-20 20-30 45

Указали, % 13,3 20,8 20,0 4,5 10,0 22,5

В системе ВПО

Время, мин 0 5 10 15 20 30 45 60 75 90

Указали, % 25,5 13,0 16,0 4,5 6,0 6,5 2,5 13,0 2,0 11,0

1 Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ «Влияние человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие регионального социума» № 11-32-00227а1. Опрошено 400респондентов: 76,8% — студенты, 19,0% — школьники и 4,2% — учащиеся НПО.

Результаты получились весьма интересными. Почти 1/5 часть (20,8%) тратит на телефон 5 мин., и почти столько же (22,5%) тратит на это 45 минут. 1/4 часть студентов (25,5%) не отвлекается на телефон, 13% отвлекаются на целый час, а 11% заняты телефоном до 90 мин. При этом абсолютно безразлично, какой из методов обучения (обычный или интерактивный) использует преподаватель, так как учащийся его не видит и, как часто бывает, не слышит.

2. Использование Интернета. Лавинообразное нарастание объемов информации заставляет молодежь по-другому мыслить. Встречая новое незнакомое понятие, молодой человек не берется за энциклопедию, не идет в библиотеку — он загружает «поисковик» (Яндекс, Google и т.п.) и там ищет новое знание для себя. Как правило, приобщение к Интернету и его ресурсам сейчас происходит с детства. Появилось понятие «детский Интернет» [9], ключевыми показателями которого являются следующие: около 8 млн пользователей Интернета в возрасте до 14 лет; 25% дошкольников пользуются сетью без надзора родителей; с 12 до 14 лет показатель контактов с нежелательным содержимым сайтов возрастает более чем в 2 раза; порносайты просматривают 32% интернет-аудитории детей до 14 лет; с сайтами азартных игр, ресурсами о насилии и другим нежелательным содержанием сталкиваются от 13 до 15% ребят.

Исследование показало, что возможность пользоваться Интернетом дома есть практически у каждого (95,8%). Используют Интернет для общения с друзьями (87,5%) и поиска информации (85%). Многие скачивают музыку (67,5%), фильмы (50%) и играют в сети (24,2%). Общение через Интернет происходит с помощью

социальных сетей. Самая популярная сеть — «Вконтакте» (29,2%), на 2-м месте «Мой мир» почтового сервера mail.ru (13,5%), на 3-ем — социальная сеть «Одноклассники» (8,1%). Вообще не общаются в социальных сетях только 4,2% опрошенных. Таким образом, в основном обучающиеся используют Интернет для общения (в том числе и на занятиях), что, разумеется, не способствует повышению качества образования.

3. Информационные ресурсы. Многие из опрошенных (80,8%) указали, что используют Интернет и для выполнения учебных заданий, как правило, это поиск курсовых работ и рефератов. Однако лишь около половины учащихся пользуется образовательными порталами (48,72%). 1/3 опрошенных (35,9%) знают, что они (образовательные порталы) есть, но не знают, как на них выйти. Другим (15,38% опрошенных) эти порталы вообще не нужны. В результате, как показывает собственный практический опыт, качество рефератов и курсовых работ учащихся с каждым годом лишь ухудшается. Студент зачастую не имеет ни малейшего представления, что написано в его работе.

Следовательно, использование Интернет-источников и ресурсов в образовательном процессе — это, безусловно, благо, так как такого объема информации и широты охвата нет ни в одной библиотеке мира. С другой стороны, это приводит к деградации аналитического мышления у студентов и школьников, так как фраза «Яндекс — найдется все!» для многих становится панацеей для решения любого задания.

Распространение Интернета и других информационных ресурсов привели к тому, что современная мо-

СВКр ошилин

лодежь стала меньше читать. Причем с каждым годом количество прочитанных книг учащимися сокращается. В основном многие читают лишь то, что задают в учебном заведении. Совсем не читают 4,2%. 1/3 опрошенных (30,4%) читают одну или две книги за год. 3—4 книги в год прочитывает 20,9%, 5-10 - 22,6% опрошенных. Из опрошенных 68,9% предпочитает читать с листа (книга, журнал, распечатанный лист и т.п.), 9,2% — с экрана (монитор, букридер, телефон и т.п.). Почти 1/5 часть (21,8%) не видит разницы, с чего читать. На чтение книг у обучающихся практически не остается времени, так как большинство из них все свободное время проводят в Интернете (44,7% — 3 часа и больше) и получают необходимую информацию оттуда. А релевантность предо -ставляемой информации в Интернете остается под большим вопросом.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения — это, безусловно, качественный прорыв в российском образовании. Благодаря таким технологиям стано-

вится возможным шире, нагляднее, интерактивно и современно представлять учебный материал учащимся.

С применением ИКТ в образовании появилась возможность обучаться дистанционно, что весьма актуально для такого государства, как Россия. Как правило, все крупные учебные заведения сосредоточены в центральных районах, и для получения качественного образования жителям отдаленных регионов приходится ехать учиться в «центр», что для многих весьма затратно. Развитие дистанционного образования могло бы решить проблему равного доступа к образованию. Однако практическая реализация многих идей далека от совершенства, и о качестве получаемого таким способом образования сегодня говорить не приходится — оно слишком отличается (в худшую сторону) от традиционных форм. Причина тут не в самих технологиях, а в способах их применения. От того, как их использовать, зависит не только качество получаемого образования в российском социуме, но и поступательное развитие экономики и всей страны.

Литература

1. USIA - Index Measures Information Wealth Of Nations. URL: http://www.hri.org/ news/usa/usia/1996/96-06-06.usia.html

2. Информационные технологии в образовании. URL: http://technologies.su/ informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii

3. Информационные технологии в системе образования URL: //ksr. giop.ru/REOS/giep/giep.nsf/html/ INFORMACIONNETEHNOLOGII_1

4. Соболев Б. Лжевузы // Программа «Вести 20:00» от 12.02.2012. URL: http://www. vesti7.ru/news?id=32104

5. Дубин Б., Зоркая Н. Система российского образования в оценках населения: проблема уровня и качества // Вестник об-

щественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 3.

6. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Изд-во «Весь Мир», 2010.

7. Индикаторы образования: 2011 : стат. сб. М.: Национальный исследовательский ун-т «Высшая школа экономики», 2011.

8. SMS-зависимость подростков. URL: science.compulenta.ru/page1.html/ archive/index.php ?PAGEN_1=258/

9. Дети в Интернете: порно-сайты просматривают 32% ребят до 14 лет. URL: http://rumetrika.rambler.ru/review/0/ 4140?article=4140 Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.