ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К.Т. Алдияров
Актюбинский политехнический колледж ул. Рыскулова, 267, Актобе, Республика Казахстан, 030012
В статье рассмотрены цели и принципы обучения в системе среднего профессионального образования, влияющие на эффективность обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, процесс обучения, методика обучения, информатизация образования.
Использование средств информатизации оказывает положительное влияние на результативность труда педагогов, а также на эффективность обучения учащихся. В то же время любой опытный учитель подтвердит, что достаточно часто на фоне положительного эффекта от внедрения информационных и коммуникационных технологий во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения учащихся, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что информатизация обучения должна осуществляться комплексно.
Необходимо комплексное обучение педагогов основам информатизации образования. Для этого важно осуществить поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать ее содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно изменяющихся и развивающихся средств информатизации.
Основными целями подготовки педагогов в области информатизации образования являются:
— ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
— формирование представления о роли и месте информатизации образования в информационном обществе;
Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2011, № 3
— формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения средств информационных и телекоммуникационных технологий; обработки, представления, хранения и передачи информации;
— ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучеб-ной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений;
— формирование знаний о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества;
— выработка у педагогов устойчивой мотивации к участию в формировании и внедрении информационной образовательной среды;
— обучение языку информатизации образования (с параллельной систематизацией терминологии);
— предоставление педагогам дополнительной возможности раскрыть обучаемым роль и место информационных технологий в современной мире.
Одно из первостепенных мест в содержании обучения в области информатизации образования занимают вопросы уместного, оправданного и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании.
Использование информационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если оно будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Очевидно, что в систему подготовки педагогов должно войти знакомство с несколькими группами таких потребностей, определяемых как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности педагогов.
В первую группу потребностей можно отнести потребности, связанные с формированием у обучаемых определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро- и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного.
Вторая группа потребностей определяется необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями. Потребности этой группы возникают в ситуациях, связанных с вычислениями, проверкой и обработкой результатов вычислений. Наряду с этим потребности второй группы возникают при отработке типовых умений по каждой дисциплине и при формировании общеучебных умений (общелогических — систематизации и классификации, анализа и синтеза, рефлексивных — умений планировать эксперимент, осуществлять сбор и анализ информации).
Третья группа потребностей определяется необходимостью формирования у учащихся творческих умений. Такие потребности возникают при решении оптимизационных задач, в которых из ряда возможных вариантов выбирается один —
Алдияров К. Т. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий.
наиболее рациональный с определенной точки зрения, при решении задач на выбор самого экономичного решения или наиболее оптимального варианта протекания процесса. Потребности этой группы возникают при постановке и решении задач на проверку выдвигаемых гипотез, при необходимости развития конструктивно-комбинаторных творческих умений. Сюда же можно отнести и потребности, вытекающие из необходимости моделирования процессов или последовательности событий, что позволяет ученику делать выводы о факторах, оказывающих влияние на протекание процессов или событий. И, наконец, к этой же группе можно отнести потребности, возникающие в ходе лабораторного эксперимента, требующего для своего проведения приборов, недоступных для конкретного учебного заведения или очень длительного (короткого) промежутка времени. При этом такой лабораторный эксперимент может проводиться в рамках педагогических измерений и также повлечь за собой необходимость использования соответствующих информационных и телекоммуникационных технологий.
Четвертая группа потребностей связана с необходимостью формирования у учащихся определенных личностных качеств, воспитания ученика. Потребности, относимые к данной группе, возникают для организации моделирования, создающего возможности нравственного воспитания обучаемых через решение социальных, экологических и других проблем. Также потребности в использовании средств информатизации образования могут возникать для формирования у обучаемых чувства ответственности по отношению к другим людям, по отношению к себе и собственному организму.
Приведенные факторы свидетельствуют, с одной стороны, о необходимости подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования. С другой стороны, названные проблемы говорят о том, что применение средств информационных и телекоммуникационных технологий в обучении учащихся по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы среднего профессионального образования. В использовании средств информационных и телекоммуникационных технологий необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
INFLUENCE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES EFFECTIVENESS OF EDUCATION IN THE SYSTEM SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
K.T. Aldiyarov
The Aktyubinsk polytechnical college Ryskulova str., 267, Aktobe, Republic Kazakhstan, 030012
In the article the search for goals and principles of learning in secondary vocational education, influencing the effectiveness of teaching using information and telecommunication technologies.
Key words: Information and communication technology, learning, teaching methodology, educational informatization.