Научная статья на тему 'Комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения в системе среднего профессионального образования'

Комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / LEARNING / TEACHING METHODOLOGY / EDUCATIONAL INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

В статье рассмотрен комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела дисциплины (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдияров Касымбек Тулеуович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated approach to the use of information and telecommunication technologies in the learning process in secondary vocational edu

The article presents an integrated approach to the use of information and telecommunication technologies in the study of a relatively closed section of disciplines (with relatively stable content and well-established methods of teaching).

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения в системе среднего профессионального образования»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.Т. Алдияров

Актюбинский политехнический колледж ул. Рыскулова, 267, Актобе, Республика Казахстан, 030012

В статье рассмотрен комплексный подход к использованию средств информационных и телекоммуникационных технологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела дисциплины (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения).

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, процесс обучения, методика обучения, информатизация образования.

Основной формой организации обучения в современном колледже является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для системы среднего профессионального образования. Обучение учащихся большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы осуществляется в специально оснащенных учебных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов (классов) дидактическими и техническими средствами обучения и необходимостью совершенствовать различных типов уроков и их модулей. В связи с этим на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие надежды [1].

Современные ИКТ позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с использованием интерактивной доски. Преподаватель на таком уроке, сохраняя арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить за счет возможностей ИКТ. Для этого необходимы прежде всего обучающие электронные издания, которые можно легко встраивать в структуру урока.

К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать учителю такие средства ИКТ, которые он мог бы без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.

На сегодняшний день одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела дисциплины (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса, оснащенного необходимым оборудованием.

Алдияров К. Т. Комплексный подход к использованию средств информационных.

Вряд ли можно говорить, что произошел какой-то существенный перелом в сознании преподавателей-предметников и методистов в отношении перспектив использования средств ИКТ в организации учебного процесса. Организация учебного процесса в среднем профессиональном образовании по-прежнему останется классно-урочной, а подавляющее большинство существующих средств ИКТ рассчитано на индивидуальную работу.

В настоящее время для колледжей наиболее доступными образовательными средствами ИКТ являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски. Правда за редким исключением эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Преподавателей в первую очередь не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично. Такие средства ИКТ, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.

Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные («немые» кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты (пленки с нанесенным на них рисунком) для графопро-ектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы) [2].

Имеется многочисленная методическая литература, посвященная использованию на уроке как отдельных технических средств, так и их комплексов. Описаны достоинства и недостатки конкретных технических средств обучения. Для разных видов технических средств разработаны рекомендации по их применению, созданы варианты заданий для самостоятельной коллективной и индивидуальной работы и пр.

Несмотря на сказанное, перечисленные технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс. Компьютер и соответствующие средства информационных и телекоммуникационных технологий позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности существующих технических средств обучения и тем самым преобразить конструирование и проведение всех уроков.

Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п. Столь же просто реализовать наиболее популярные приемы работы с графопостроителем: наложение и снятие пленок, кэширование.

Информационные и телекоммуникационные технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мульти-

Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2011, № 2

медийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.

Информационные и телекоммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать должного эффекта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

[2] Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети // Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети. Вып. 1. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996.

AN INTEGRATED APPROACH TO THE USE OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

K.T. Aldiyarov

The Aktyubinsk polytechnical college

Ryskulova str., 267, Aktobe, Republic Kazakhstan, 030012

The article presents an integrated approach to the use of information and telecommunication technologies in the study of a relatively closed section of disciplines (with relatively stable content and well-established methods of teaching).

Key words: Information and communication technology, learning, teaching methodology, educational informatization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.