Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пятова Анастасия Викторовна

В данной статье рассмотрено влияние информационной среды на молодых людей, проживающих на территории многонационального Северного Кавказа, в контексте такой сложной психолого-педагогической категории, как идентичность. Проанализированы возможные пути формирования этнокультурной идентичности в условиях информационного общества. Целью исследования также стал анализ эмоциональной окрашенности этнической идентичности молодежи и определение актуальных показателей их восприятия собственной личности как части какой-либо социальной группы. В результате исследования сформирован ряд предложений и направлений практической работы с молодыми людьми, нацеленных на формирование их этнокультурной идентичности в условиях информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE INFORMATION ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF THE IDENTITY OF RUSSIAN YOUTH ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CAUCASUS

This article examines the influence of the information environment on young people living in the territory of the multinational North Caucasus in the context of such a complex psychological and pedagogical category as identity. Possible ways of forming ethno-cultural identity in the conditions of the information society are analyzed. The purpose of the study was also to analyze the emotional coloring of the ethnic identity of young people and to determine the current indicators of their perception of their own personality as part of a social group. As a result of the study, a number of proposals and directions for practical work with young people have been formed, aimed at shaping their ethno-cultural identity in the conditions of the information society.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

ния. Каждая ситуация для сознания является горизонтом возможностей. Каждая ситуация происходит в определении неопределённого, а не в использовании в деятельном репертуаре у личности определённых ситуационных элементов [2,96]. Креативность предполагает создание ноеых смыслов, при этом мораль выступает как онтологическое основание социального действия.

Заключение

В работе проанализированы основополагающие экспликации классического концепта социального действия, указано на их рациональный и норморегулирующий характер. Эволюционные изменения концепта социального действия рассмотрены исходя из феноменологических и системно-функциональных представлений о природе самого действия.

В ходе изучения современных социологических теорий выяснено, что Я и Другой в социальном действии выступа ют не как абсолютно независимые сознания, они являются динамической частью социальных систем, которые в свою очередь тоже эволюционируют. Выяснено, что рациональные и норморегули-рующие аспекты классического социального действия в ходе эволюции становятся соотнесёнными более с системами, чем с личностью, а для личности актуализируются коммуникативный и креативный аспекты, В свою очередь актуализация этих аспектов создает необходимость договорных корреляций моральных установок и эксплицирует фундаментальность моральных оснований для социального действия,

Литература:

1. Вебер М. Хозяйство и Общество. - И.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 445 с.

2. Йоас X. Креативность действия ! [Электронный ресурс] Режим доступа: https://does.google.com/ gview?uri = https://www.phantasti ke.com/ р hi losophy/creativitya ctionjoa s/doc/

3. Троицкий K.E "Политеизм ценностей" в аксиологической мысли Макса Вебера / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/politeizm-tsennostey-v-aksiologicheskoy-mysli-maksa-vebera

4. Шюц А., Парсонс Т. Теория социального действия: переписка. - М.: Элементарные формы, 2021. -224 с.

5. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Тол-котта Парсонсэ // Вестник РУДН. - Серия Социология. - 2003, - N»4-5. - С 6^34.

6. Касториадис К. Воображаемое установление общества. - М.т Гнозис; Логос, 2003. - 480 с.

7. Назарчук А. В Учение Никласа Лумана о коммуникации. - М.: 8есь мир, 2012. - 248с.

8. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации, - М.: Академический проект, 2003. -528 с.

9. Habermas J, Theorie des kommunikativen Handelns. - B„ Frankfurt, 1981,- 1216 s.

10. Кусраев Б.H. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.rU/articie/n/ teoriya-komrnutiikativnogo-cfeystvlya-yurgena-haberinasa

11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.-СПб.: Наука, 2001.- 242 с.

12. Гоффман И. Представления себя и другим. -СПб.: Питер, 2021.-304 с.

13. Антипьев Л.Г., Маркова Ю.С. А. Турен о причинах кризиса социологии и путях выхода из пего / [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// cyberfeni n ka .ru/ar ticle/n/a-turen-o-prichina h-krizisa-sotsiologii-i-putya h-vyhoda-iz-nego

THE INFLUENCE OF THE INFORMA TiON ENVIRONMENT ON THE FORMA TiON OF THE IDENTITY OF RUSSIAN YOUTH ON THE EXAMPLE OF THE NORTH CA UCASUS

Pyatova Anastasiya Victorovna, Postgraduate student, Humanitarian Institute, North-Caucasus Federal University, Stavropol

This article examines the influence of the information environment on young people living in the territory of the multinational North Caucasus in the context of such a complex psychological and pedagogical category as identity. Possible ways of forming ethno-cultural identity in the conditions of the information society are analyzed. The purpose of the study was also to analyze the emotional coloring of the ethnic identity of young people and to determine the current indicators of their perception of their own personality as part of a social group. As a result of the study, a number of proposals and directions for practical work with young people have been formed, aimed at shaping their ethno-cultural identity in the conditions of the information society.

Keywords: identity; globalization; information environment;youth; wor/dview; culture; self-awareness.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.29

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В данной статье рассмотрено влияние информационной среды на молодых людей, проживающих на территории многонационального Северного Кавказа, в контексте такой сложной психолого-педагогической категории, как идентичность. Проанализированы возможные пути формирования этнокультурной идентичности в условиях информационного общества. Целью исследования также стал анализ эмоциональной окрашенности этнической идентичности молодежи и определение актуальных показателей их восприятия собственной личности как части какой-либо социальной группы. В результате исследования сформирован ряд предложений и направлений практической работы с молодыми людьми, нацеленных на формирование их этнокультурной идентичности в условиях информационного общества. Ключевые слова: идентичность; глобализация; информационная среда; культура; молодёжь; мировоззрение; самосознание.

Последние несколько десятилетий развитие информационного общества ассоци ируется с большим кол и чеством стремительно протекающих разнонаправленных интеграционных процессов, которые принято объединять единым термином "глобализация". Буквально двадцать лет назад в научной среде об этом явлении говорили преимущественно с экономической и политической точек зрения, однако сегодня глобализационные процессы в равной степени характерны и для культурной среды. Их влияние на современное информационное общество сложно переоценить, ведь без глобальной унификации и интеграции с мировой культурной практикой не было бы той социальной, экономической и политической среды, в которой мы существуем сегодня.

Глобализация - это многоаспектный процесс, имеющий большое количество положительных сторон, однако, не исключающий и значительных минусов. Так, культурологи отмечают, что для современного общества, особен но для людей, родившихся в начале90-х годов и позже, более характерно восприятие себя вне принадлежности к какому-либо этническому классу, нации или даже стране [4, с. 62]. У представителей этих поколений, которым на начало 20-х годов XXI столетия от 15 до 30 лет, активно формируется новый тип мировоззрения, который в исследованиях социологов и культурологов зачастую обозначается как транснациональный или космополитичный [2, с. 15S],

Одновременно с глобализационными процессами, происходящими в сфере культуры, в научной среде актуализируется вопрос о том, как современные и активно меняющиеся компьютерные и мобильные технологии и е целом информационная среда, характеризующаяся доступностью больших объемов информации и быстрыми темпами ее потребления, способна повлиять на поколение молодых людей с формирующимся сознанием и мировоззрением. Особенно этот вопрос актуален для самого многонационального региона России - Северного Кавказа. Поданным Министерства культуры Российской федерации на территории Северо-Кавказского Федерального округа проживают 42 народа, говорящих более чем на ста различных диалектах [б]. Культурная самобытность многих из них сегодня представляет собой сложный комплекс проблем, возникших во многом в контексте глобализационных процессов, характеризующихся стиранием каких-либо границ.

УДК 37.013.43 ВАК РФ 5.7.7/09.00.11

Ф Пятова А.В., 2022

си

0J

о си

-О Q-

9 к

У-

X ш О

со

S

163

ПЯТОВА Анастасия Викторовна, аспирант, Гуманитарный институт, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Даже рассмотренное с теоретической точки зрения такое положение вещей указывает на ключевую проблему глобализации, возникшую в контексте информационной среды - это размывание культурных и идентификационных границ, влекущее за собой смешение элементов разнородных культурных систем и утрату молодыми людьми значительной части их этнического самосознания. При этом следует отметить, что подобная проблема не может быть охарактеризована как диалог культур, при котором ни одна из сторон не испытывает сложности с осознанием собственной уникальности и самобытности. Диалог культур -это своеобразный обмен положительным опытом между общностями, некий полезный симбиоз. Влияние же глобализации на молодых людей, проживающих на территории Северного Кавказа, можно охарактеризовать как культурную ассимиляцию, являющуюся угрозой для потери значительной части национальной, религиозной идентичности, размывания многих традиционных понятий и процессов.

Без контроля со стороны информационная среда, представленная сегодня огромным количеством доступных ресурсов и объединяющая множество информационных потоков, представляет собой стихию, способную не только увлечь молодого человека, но и значительно повлиять на формирование его системы взглядов на мир, общество, природу и самого себя. Терабайты информации, доступные нам в любое время дня и ночи, далеко не всегда бывают действительно полезны и нужны, однако не каждый молодой человек, особенно находящийся в так называемом пубертатном периоде и не достигший совершеннолетия, способен отделить зерна от плевел, Иными словами, для многих молодых людей отделение нужной и полезной информации от ненужной, бесполезной или даже вредной представляет особую трудность. Об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного аналитическим агентством 'Vinci Agency" в 2021 году [3].

Молодые люди, находящиеся в процессе формирования мировоззрения и осознания своей идентичности, подвержены серьезному информационному влиянию. Именно в этот период важно помочь им в формировании этнокультурной идентичности, направить по верному пути и не позволить потеряться в огромном и зачастую опасном информационном поле. Эта задача становится актуальной в первую очередь для сферы образования, в рамках которой в нашей стране сегодня ведется ак-

тивная работа над педагогически грамотным формированием специальной информационной среды, которая способна повлиять на процессы мировосприятия молодого человека. Учитывая специфику Северного Кавказа как многонационального региона, данная работа должна выполняться точечно, с учетом особенностей каждого народа, что позволит в дальнейшем сформировать чувство идентичности не только по отношению к своей стране, но и к родному региону. Это, на наш взгляд, является залогом дальнейшего сохранения уникальной многонациональной культуры Северного Кавказа,

В качестве примера полезной инициативы, формирующей у молодого населения региона чувство идентичности, рассмотрим то, как проводится празднование Дня народного единства в столице Ставропольского края -Ставрополе. Одним из центральных событий празднования становится масштабная ярмарка подворий, включающая большое количество представителей различных национальностей, одетых е традиционные костюмы и представляющих гостям праздника различные традиционные блюда, изделия ручной работы и предметы искусства. Каждое подворье - это небольшой островок, очень наглядно демонстрирующий культуру того или иного народна. В организации и преставлении ярмарки подворий принимает участие большое количество молодых людей, сам праздник также популярен среди подростков и студентов благодаря атмосфере веселья, красочности, красивой и легкой для восприятия наглядности, с которой на нем представлены многие традиции. Для молодых людей это возможность увидеть все многообразие культуры Северного Кавказа, почувствовать себя частью общности не только региона, но и представителем своего народа, носителем его традиций и продолжателем культурных традиций.

Данный пример показывает, как можно эффективно работать с такой сложной категорией, как идентичность, в условиях многонационального региона. На наш взгляд, молодой человек, вступающий в мир, подверженный глобализационным тенденциям и сталкивающийся с информационной средой, полной различных^ иногда и противоположных по смыслу идей, ценностей и верований, не будет испытывать растерянности и противоречивости, если научится пропускать получаемую информацию через призму своей этнокультурной идентичности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что рефлексия через этнокультурную идентичность - это ключевое для процесса воспитания молодежи Северо-Кавказского региона понятие, которое во многом способно повлиять на формированиетаких ключевых для жизни категорий, как мировоззрение, самоопределение и миропонимание,

Работа по формированию этнокультурной идентичности - это комплексный труд, который наиболее актуален в подростковом возрасте. Психологи подчеркивают, что у молодых людей от 14 до 18 лет наиболее высок риск агрессивных проявлений таких негативных паттернов поведения, как ксенофобия, расизм, национализм и др. [5, с. 106]. Для многонационального Северного Кавказа подобные проявления должны особенно жестко табуи-роваться, но не в виде запрета, а лосредствам формирования к ним устойчивого негативного отношения, что возможно реализовать с помощью методичной воспитательной работы, включающей исследование влияния информационной среды на сознание молодого поколения.

Однако, прежде необходимо ответить на вопрос, что же такое информационная среда в представлении молодых людей. Понимая то, какими ресурсами пользуются молодые люди более всего, информационную среду можно использовать как эффективный инструмент формирования этнического и культурного самосознания. На наш взгляд, наиболее востребованными среди молодых людей информационными ресурсами являются социальные сети. Это предположение подтверждается данными, полученными в ходе исследования, проведенного аналитической компании МесПазсоре. В опубликованном в 2021 году отчете сказано, что у молодых людей в возрастеот12 до 24 лет социальные сети занимают в среднем 29% суточного времени [1]. Это значит, что среднестатистический молодой россиянин посвящает со- 6ооо% циальным медиа около 5000% семи часов. При этом, соци- 40 00% альныесетидавнопереста- з00о% 2б,эо% ли быть просто средствами 2000% для виртуального обще- юоо% ния. Сегодня это полноцен- о оо% ные информационные гордость

площадки с большим количеством аудио- и видео контента. И если у подростка или молодого человека не развита способность к фильтрации информации, ее критическому восприятию и рефлексии, то есть риск

I

возникновения спутанной идентичности - состояния, при котором реципиент не может причислить себя ни к одной социальной группе, что чревато возникновением состояния болезненного самосознания,

Для определения актуальных показателей эмоционально окрашенности этнокультурной идентичности у молодых людей, проживающих на Северном Кавказе, мы провели исследование, основанное на психологической методике оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью.6 исследовании приняли участие жители всех семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), являющиеся представителями 14 различных национальностей; всего 905 молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет.

Методом проведения исследования был выбран онлайн-опрос. Выбор данного метода объясняется совокупностью следующих факторов; он позволяет избежать личного контакта с большим количеством людей, что ускоряет процессы сбора информации; позволяет охватить большую аудиторию, исключая при этом географический фактор; позволяет более оперативно отслеживать статистику получаемых анкет. Отметим, однако, что выбранный нами метод онлайн-опроса имеет некоторые ограничения, так как может охватить лишь ту аудиторию, которая имеет доступ к сети Интернет.

Респондентам была предложена анкета, включающая два раздела: вопросы, необходимые для сбора социально-демографичес-ких данных, включающие вопрос о возрасте и национальности, а также опросник "Шкала экспресс-оценки оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью" [7, с. 84], направленный на оценку эмоциональной окрашенности (валентности) этнической и культурной идентичности респондентов.

Результаты ответов респондентов на вопросы представлены ниже, на рисунке.

60%

11.50%

7.70%

3 80%

Спокойная Никаких чувств Обида Ущемление уверенность униженность

■ Показатели ответов респондентов

Рисунок - Результаты опроса респондентов с применением психологической методики оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

165

По итогам проведенного онлайн-опроса мы сделали выводы, что большинство респондентов, а именно 50% опрошенных или 452 человека испытывают чувства спокойной уверенности в отношении своей этнической и культурной принадлежности. Данная группа респондентов знает родной язык и традиции своего народа, общается с родственниками, проявляет уважение к своей и другим этническим группам. Данное чувство не относится ни к негативным (обида, ущемление), ни к гиперпозитивным (гордость) проявлениям ощущения своей культурной и этнической идентичности. Данная эмоция характеризуется исследователями как наиболее оптимальный вариант нормы [7,1 02].

Значительное количество опрошенных оценили свои чувства,связанные с этнической и культурной принадлежностью, как гордость (26,9% или 243 человека). Данная эмоция также может характеризоваться как норма, особенно для более сознательного возраста (от 18 лет и старше), однако, для подростков чрезмерное проявление и культивирование гордости в отношении своей этнической идентичности, может привести к некорректному восприятию других этнических групп. Данная эмоция нуждается в контроле со стороны педагогов и психологов образовательныхучреж-дений.

Никаких чувств по отношению к своей этнической и культурной идентичности не испытывают 11,5% опрошенных или 104 человека, Данная категория опрошенных демонстрирует отсутствие интереса к жизни всвоейэтногруп-пе, а также не стремится к ассимиляции культуры.

Это же количество опрошенных (11,5% или 104 человека) указали, что ощущают негативные реакции по отношению к своей этнической и культурной идентичности, что не является нормальной эмоцией и может говорить о сформированной у них спутанной этнокультурной идентичности.

Подводя итоги опроса, важно отметить, что несмотря на высокий показатель респондентов, выразивших ощущение спокойной уверенности, достаточно велико совокупное число опрошенных, не испытывающих эмоций по отношению к своей культурной и этнической идентичности, а также тех, кто воспринимает свою идентичность негативно. И первая, и вторая группа, в совокупности составившая 23% опрошенных, находятся в зоне риска. Нейтральное восприятие своей культурной и этнической идентичности является пограничным

и нуждается в корректировке в сторону спокойной уверенности, чтобы избежать появления в будущем возможных негативных реакций. Негативное же восприятие требует тщательной коррекционной работы.

На наш взгляд, для увеличения числа молодых людей, испытывающих ощущение спокойной уверенности, необходимо в первую очередь проводить организованную работу по выстраиванию информационной политики в социальных сетях. Также особое внимание следует обратить на работу с молодыми людьми в офлайн формате. Она должна осуществляться как непосредственно - при личном контакте с молодыми людьми, так и опосредованно -путем проведения соответствующей культурной и информационной политики. В частности, формирование культурной и этнической идентичности в информационной среде требует следующих условий:

1. Обеспечения социализирующего влияния социальных сетей, создания тематических групп, добавление в информационную повестку сведений, помогающий молодому человеку сориентироваться в определении себя как части какой-либо социальной группы.

2. Организация контроля за воздействием социальных сетей на молодых людей, в особенности на несовершеннолетних. Контроль за обеспечением необходимого уровня сформированное™ знаний о нормах и ценностях гуманистического общества, собственной этнической группы.

3. Взаимодействие в процессе формирования этнокультурной идентичности педагогов, психологов образовательныхучреждений, родителей несовершеннолетних мол одых людей,

4. Регулярноепроведение в образовательных учреждениях и вне их (в городских и сельских культурных пространствах)тематических мероприятий, направленных на формирование этнокультурной идентичности.

Литература:

1. Аудитория соц. сетей // [Электронный ресурс} // Mediascope. - URL: https://rnediascope.net/upioacf/ iblock/de3/Social_nriedia_Mediascope_ 1S042022.pdf (дата обращения 20.08.2022 г.)

2. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе/ В. А. Емелин. - М.: Канон+, 2017. - 355 с.

3. Клиповое мышление: как меняется потребление информации в XXI веке II [Электронный ресурс] И РБК. - URL: https://trends.rbc.ru/tfends/ i nnovation/601 г47899з79473885121626 (дата обращения 20.08.2022 г.

4. Летов Е.Ё. Сетевая идентичность в контексте культурных процессов информационного общества: дис ... канд. филос. наук, АЛ„ 2014.— 140 с.

ASPECTS OF SOCIOPOLITICAL SECURITY OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF A SPECIAL MILITARY OPERATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN UKRAINE: PHILOSOPHICAL AND POLITICAL ANALYSIS

5. Переславцева Л.И. Информационная среда как 6. Статистическая отчетность на 2020 - 2021 годы

фактор формирований духовнонравственной // [Электронный ресурс] П Официальный сайт

культуры современной молодежи // Вестник Ко- Министерства культуры РФ. - URL: https://

стромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: stat.rnkrf.ru/forms/(дата обращения 20.08.2022 г.)

Педагогика. Психология. Социальная работа. 7. Татарко А.Н. Методы этнической и кросскуль-

Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - №1- турной психологии / А.Н. Татарко, Н, М, Лебедева.

1. - С. 105^107. - М.: Изд, дом Высш. шк. экономики, 2011. - 236 с.

CU

CU

-0 0-

Streletsky lyakov Hyich, PhD of Philosophical sciences retired colonel, cathedra of military-political work in the army, j—-Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar

The purpose of the study is to carry out a scientific and theoretical analysis of the essence of the special military CJ operation (SMO) of the Russian Federation in Ukraine, to prove conditiona/ity in the relevant philosophical and political aspects, to re veal the reactionary political essence different russophobic concept, to offer actions aimed at strengthening and developing Russian society in various spheres of its being. The scientific novelty has already ^ consisted in the formulation of the problem itself, which is analyzed in unique aspects of its content: ontological, axiological, legal, political and military-strategic. The result of the analysis carried out is the conclusion about the objective necessity of SMO, about its preventive nature, and proposal of rational solution of a number of urgent problems of modern Russia. These results are conditioned by the research methodology, which was based on the world-system and structural-functional analysis.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: special military operation; analysis; nationalism; neo-fascism; ideology; propaganda. DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.30

E

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ УДК 1 1б7

РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ВАК РФ 5.7.7/09.00.11 ОПЕРАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ НА УКРАИНЕ: ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цель исследования - осуществить научно-теоретический анализ сущности @ Стрелецкий Й.И., 2022 Специальной военной операции (СВО} РФ на Украине, доказать ее обусловленность в соответствующих философских и политологических аспектах, раскрыть реакционную политическую сущность различных русофобных концепций, предложить меры, направленные на укрепление и развитие российского общества в различных сферах его современного бытия. Научная новизна состоит уже в постановке самой проблемы, которая анализируется в уникальных ее аспектах: онтологическом, аксиологическом, правовом, политологическом и военно-стратегическом. При этом содержание каждого из них раскрывается в конкретных дискурсах. Результатом осуществленного анализа является вывод об объективной необходимости СВО, о ее превентивном характере, также предложения по рациональному решению ряда актуальных проблем современной России. Методологическую основу этих положений составил инструментарий мир-системного и структурно-функционального анализов.

Ключевые слова: специальная военная операция; экзистенциональная угроза; аспекты анализа; национализм; неофашизм; идеология; пропаганда.

В бытии общества, как и в жизни человека, есть события нежелательные, болезненные и даже трагичные, но, тем не менее, необходимые. Таковыми они являются в силу их объективной сущности, обусловленной системой факторов, независимых от желания нетолько руководства страны, но и ее народа. Примером такого социального феномена явилась начатая 24 февраля этого года СВО России на Украине. Необходимость проведения СВО в данной статье осмысливается и доказывается на теоретическом уровне - философс-ко-политологическом анализе проблемы СВО, который осуществ-

СТРЕЛЕЦКИЙ Яков Ильич, кандидат философских наук, профессор, полковник в отставке, кафедра Военно-политической работы в войсках {силах), Краснодарское высшее военное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.