56
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаче вского. Серия: Социальные науки, 2022, № 1 (65), с. 56-65
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.7
DOI 10.52452/18115942_2022_1_56
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2022 г. Е.А. Авдеев, М.Е. Ерохина
Авдеев Евгений Александрович, к.филос.н.; доцент кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь [email protected] Ерохина Мария Егоровна, аспирант кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.09.2021 Статья принята к публикации 24.01.2022
Рассматривается дифференциация содержания ценностных оснований иерархии групповых идентично-стей молодежи Северного Кавказа в зависимости от этнической и религиозной принадлежности. Анализ дискурса идентичности применяется для понимания влияния региональных особенностей и глобального контекста на формирование ценностных оснований самосознания полиэтничной молодежи и осмысления потенциала ее идентичности как ресурса развития Северного Кавказа. Эмпирические данные, отражающие значимость для молодых людей основных традиционных и современных ценностей, а также групповых идентичностей, были получены методом социологического опроса. В целом для молодежи региона характерны идентичности, сочетающие в себе традиционные и современные ценности. При этом ряд современных ценностей приобрели в глазах молодых людей общезначимый характер. Результаты исследования подтверждают и определенную зависимость различия в приоритете ряда традиционных ценностей и групповых идентичностей от этнической и конфессиональной принадлежности. Значимым дифференцирующим фактором остается религиозная принадлежность. При этом общим трендом является возрастание роли и значения современных и индивидуалистических установок. Для представителей народов Северного Кавказа этническая, регионально-республиканская и конфессиональная идентичность имеют большее значение, чем для русской молодежи. Российское самосознание в целом сформировалось и важно для большинства молодых людей, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности. Сохраняется конфликтогенный потенциал, обусловленный различиями в приоритетах ценностных оснований идентичности, риск локальных межэтнических конфликтов.
Ключевые слова: молодежь, Северный Кавказ, ценности, идентичность, этническая идентичность, национально-государственная идентичность, политика идентичности.
Введение
Кавказ - это регион, где проживают народы различной цивилизационной, этнокультурной и религиозной принадлежности. Здесь происходят сложные, разнонаправленные социокультурные процессы. Наряду с модернизацией имеют место и политизация этничности, этни-зация политики, реактуализация ряда традиционных социально-политических институтов и практик, этноклановых и родовых идентично-стей. На Северном Кавказе актуализируется проблема дальнейшей модернизации традиционной системы социально-политической организации общества, выработки модели развития на основе ее сочетания с современными цифро-
выми технологиями и управленческими практиками. Переосмысление традиционных и формирование современных надэтнических объединяющих ценностей, преемственность прошлого и настоящего могут стать социокультурными основаниями инновационного развития региона. Полиэтничная молодежная среда является своего рода «барометром» протекающих в регионе процессов. Предполагается, что современная молодежь, независимо от этнической принадлежности, в большей степени разделяет современные ценности. Для нее характерна смешанная идентичность. Молодые люди в основном включены в общероссийское культурное и образовательное пространство, их этническое самосознание проявляется преимуще-
ственно в социокультурной, а не политической плоскости. При этом продолжает сохраняться различие в приоритетах традиционных и современных ценностей в зависимости от этнической принадлежности. В сознании русской молодежи региона в большей степени преобладают современные ценности, а традиционные ценности имеют большее значение для молодых людей -представителей народов Северного Кавказа. Социальное неблагополучие, отсутствие перспектив самореализации на фоне сложных процессов трансформации и дезорганизации традиционных социальных норм и институтов, включенность молодежи в глобальные информационные потоки, транслирующие различный контент, в том числе и деструктивного характера, могут привести к утрате многих объединяющих нарративов российской идентичности. Это актуализирует риски конфликтности и формирования многочисленных разломов, носящих межпоколенческий, социальный, этнический и конфессиональный характер.
Методы
Рассматривая ценностные основания идентичности молодежи, авторы исходили из того, что процесс самоидентификации молодого человека с сообществом, в котором он существует, основывается на усвоении уже сложившихся социокультурных паттернов, норм, правил и ценностей. Это является ключом для вхождения в коммуникационное пространство того или иного сообщества. Социальная интеракция является непременным условием формирования идентичности. В связи с тем, что индивид в процессе социальной интеракции включается в различные сообщества (этнокультурные, религиозные, национальные и др.) и соотносит себя с многочисленными референтными группами, ему присуща множественность идентичностей [1]. Осмысление феномена самоидентификации возможно через определение характера и специфики взаимодействия между личностями и социальными группами, в процессе которых и происходит определение себя через принадлежность к группе себе подобных [2, 3]. Современное общество наряду с растущим разнообразием идентичностей характеризуется и смешанными идентичностями, конфликтом различных ценностных идентификационных оснований.
Настоящее исследование основано на сочетании качественных («понимающих») и количественных методов. Качественная методология позволяет увидеть проекцию современности на идентичность. Ценности и смыслы жизненного мира молодого человека формируются посред-
ством его включения в современные процессы, носящие как универсальный, так и региональный характер. В обществе модернити идентичность индивида переживает перманентные процессы трансформации. Его «Я» становится ломким и фрагментированным, а сам человек находится в постоянном поиске идентификационных оснований. Его «экспрессия нарциссиче-ской поглощенности собой» проявляется, прежде всего, в форме «хронического поиска удовольствия», что приводит к исчезновению чувств собственного достоинства и гражданского долга [4]. В посттрадиционном обществе вследствие плюрализации ценностей и смыслов происходит увеличение спектра идентификационных оснований. Это снова и снова ставит современного человека перед проблемой самоидентификации, погружая его в ситуацию постоянного выбора жизненного пути [5]. Информационная революция, сетевые формы организации и развитие цифровых технологий, появление целого ряда новых общественно-политических движений, идеологий и норм социальных взаимодействий изменяют природу общественных отношений, формируют новую социальную морфологию общества. В идентичности отражается как состояние, так и изменение общественных настроений. В процессе самоидентификации происходит рефлексия по поводу социально-политических практик и политических действий. Быстроменяющееся индивидуализирующееся общество «текучей современности» характеризуется отрицанием прежних форм социальности, избеганием ответственности, что размывает семейную, этническую и национальную идентичности. Процесс формирования идентичности в таком обществе, по словам З. Баумана, испытывает нехватку «паттернов, кодексов и правил, которым можно подчиняться, которые можно выбрать в качестве устойчивых ориентиров и которыми впоследствии можно руководствоваться» [6, с. 13]. При этом сама идентичность превратилась из данности в проблему.
В современном обществе увеличивается разрыв между «абстрактным универсальным инструментализмом» и «исторически укорененными партикуляристскими идентичностями». А идентичность «в исторический период, характеризуемый широко распространенным деструк-турированием организаций, делегитимаций ин-статутов, угасанием крупных общественных движений и эфемерностью культурных проявлений, становится главным, а иногда и единственным источником смыслов» [7, с. 27]. Все это приводит к появлению целого ряда новых идентичностей, основанных как на традицион-
ных этнокультурных и религиозных нормах, так и новых идеологиях, социальных движениях. Социокультурная динамика современности часто обгоняет сложившуюся систему ценностей и социальных норм, увеличивая разрыв между сложившейся институциональной системой и все новыми общественными потребностями, что приводит к «эффекту запаздывания». «Мы-образ» оказывается «далеко позади реальности глобальных взаимозависимостей», а «захваченные этими изменениями люди в своей личностной структуре, в своем социальном габитусе еще продолжают оставаться на более ранней стадии» социальности [8, с. 294, 317].
Обращение к категории «идентичности» обусловлено ее высоким эвристическим потенциалом. Она позволяет произвести концептуальный синтез ценностных и рационально мотивированных оснований социальной деятельности человека, соединить индивидуальный и коллективный срезы социального опыта, дает возможность зафиксировать состояние и одновременно отразить динамику представлений человека о своем месте в мире и о своем «я» [9, с. 21]. Анализ дискурса трансформирующихся идентичностей позволяет адекватно интерпретировать многие аспекты современной социальной реальности. Современные социальные исследования направлены на изучение комплекса оснований идентичностей, включающего в себя ценностные основы (духовные ориентиры и нравственные установки человека), эмоциональные и рационально мотивированные компоненты, соединяющие как индивидуальный, так и коллективный срез социального опыта. Современные социокультурные конфликты, актуализирующиеся в результате кризисов и трансформаций идентичности, становятся конфликтами различных ценностных систем.
Выявление и интерпретации многоаспектных и зачастую разнонаправленных современных процессов формирования ценностей, составляющих основы групповых макроидентич-ностей в контексте государственной политики идентичности, основных акторов идентитарных процессов предполагает анализ содержания дискурса идентичности. Самосознание молодежи Северного Кавказа формируется под влиянием как доктринального курса российского государства, направленного на формирование общих ценностных оснований российской идентичности, перевода этнической и религиозной идентичностей из политической в социокультурную сферу, так и ряда региональных и зарубежных акторов, действия которых направленны на политизацию этих идентичностей и формирование конфликтных настроений.
Конструирование национально-государственной (российской) идентичности, выступающей в качестве макрополитической, основанной на объединяющих надэтнических нарративах, ценностях гражданственности и патриотизма, памяти об общем прошлом, остается важным элементом политики современных государств. Такая идентичность основывается на чувстве принадлежности либо к нации (определяемой по разным основаниям), либо к наднациональному сообществу [10]. Достаточно небольшой период истории современного российского государства, проблемы, вызванные распадом СССР, последовавшие за ним кризис идентичности и всплеск этнического национализма актуализировали задачу формирования российской идентичности на основе соотнесения гражданина с государственно-политической общностью, развития гражданственности, формирования преемственности историко-культурного наследия и общих ценностно-символических оснований российского самосознания. В научном и публичном дискурсе России происходит осмысление нации как гражданско-политической общности, продолжаются процессы институциональных трансформаций, затрагивающих и сферу национальной политики. Сам процесс формирования государственно-гражданской идентичности не завершен, а попытки вынесения в публичное поле ряда законотворческих инициатив, например проекта закона «О единстве российской нации», вызвали большой резонанс. По словам В.А. Тишкова, «на смену старой советской и регионально-этнической идентичностям в качестве приоритетного пришло самосознание общероссийское... В некоторых регионах (республиках) этническая принадлежность может превалировать над общероссийской» [11, с. 411]. В.А. Аникин считает, что основными конструктами российской национально-государственной идентичности по-прежнему выступают идеи державности: «за ощущением «державы» у россиян стоит чувство общности как у представителей единого целого, существование которого основано на единстве взглядов на жизнь, норм и ценностей» [12, с. 225].
В современных идентитарных исследованиях широко применяются количественные методы. Отечественная наука имеет развитую социологическую традицию исследований трансформаций общественного сознания и идентичности россиян. Большой вклад в исследования характеристик групповых идентичностей россиян, контекста формирования этих идентично-стей и направленности их трансформаций, а также в разработку инструментария социологических опросов внесли многочисленные коли-
чественные исследования, проводившиеся коллективом ученых Института социологии ФНИСЦ РАН [13-18].
Сбор эмпирических данных, представленных в настоящей статье, был осуществлен авторами методом социологического опроса (анкетирования). Объектом опроса стали студенты ведущих вузов Северного Кавказа в возрасте 18-24 года (Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорский государственный университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставропольский государственный медицинский университет). Выбор этих вузов связан с полиэтничной молодежной средой, их значительной ролью в культурно-образовательном пространстве региона. Они аккумулируют представителей многих этнических и конфессиональных групп, проживающих на Северном Кавказе, формируя молодежную полиэтничную и поликультурную среду. Основой квот выборки молодых людей по полу и специальностям послужили данные Росстата по численности обучающихся по программам подготовки специалистов высшего звена, выпуску бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки [19, с. 76-79; 20, с. 89-91]. Было опрошено 1027 респондентов - 46% юношей и 54% девушек. Статистическая погрешность ±4%. Для анализа результатов исследования по этническому признаку, ответы на вопрос «Кем Вы считаете себя по национальности?» были объединены в две основные группы: русские и автохтонные народы Северного Кавказа (абазины, аварцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, кумыки, лезгины, ногайцы, осетины, рутульцы, табасаранцы, черкесы, чеченцы и др.). В выборку вошло 60% русских и 40% представителей народов Северного Кавказа. Разделение молодежи на две эти группы связано с существенными различиями социокультурных оснований идентичности. По религиозной принадлежности было выделено 3 группы: православные, мусульмане, атеисты и агностики или не относящие себя ни к какому вероисповеданию. В выборку было включено 48% православных, 25% мусульман и 27% не относящих себя ни к какому вероисповеданию. Опрос проводился в онлайн-формате.
Результаты и их обсуждение
Информационные технологии создали среду сетевых сообществ, которые способствуют дальнейшей фрагментации идентификационных оснований. Молодые люди имеют возможность
выйти за пределы своих локальных сообществ и государственных границ, идентифицируя себя с самыми различными группами. Сетевые коммуникации формируют новую реальность, мало зависящую от привычных социально-политических институтов и практик. Это дает возможность целенаправленного использования дискурсов идентичности для политических манипуляций молодыми людьми. Политика идентичности становится «мягкой силой» для продвижения групповых интересов. На Северном Кавказе сохраняются риски актуализации эт-ноклановых, конфессиональных, радикалист-ских и сепаратистских групп, формируемых в сетевом пространстве. В условиях роста социального неравенства и углубления социокультурных размежеваний перед государством стоит задача повышения эффективности работы в информационном пространстве, формирования и развития через цифровые технологии не только мониторинга, но и широкого использования «мягкой силы» для формирования национально-государственной идентичности молодых людей полиэтничного региона. Молодежь, независимо от этнической принадлежности, стремительно усваивает современные представления о жизни, модели поведения и межличностных отношений. Для нее сегодня становятся актуальными проблемы, связанные с отсутствием возможностей успешной самореализации. Низкие темпы социально-экономического развития Северного Кавказа, безработица, социальная неустроенность и неблагоприятные условия для ведения бизнеса и общественной деятельности, размывание традиционных норм и отношений, недостаточная сформированность гражданских и национально-государственных интересов становятся основными рискогенными факторами радикализации молодежи, вовлечения ее в конфликты.
Вхождение России в современные глобали-зационные процессы, открытие границ, включение молодежи в современное глобальное ин-фокоммуникационное пространство привели к усилению влияния основных мировых и региональных социокультурных центров. Северный Кавказ оказался включенным не только в глобализацию западную, европейскую, но и в глобализацию исламскую. Так, А.А. Ярлыкапов отмечает, что «мусульмане всего мира постепенно вступают в эпоху «исламской глобализации», стремящейся стереть этнические и государственные границы между ними. В авангарде этого движения идет в первую очередь городская мусульманская молодежь» [21]. На Северном Кавказе продолжается миграция по линиям горы - равнина, село - город, стремительно растет население ведущих городских агломера-
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Важны ли для Вас такие традиционные ценности?»
Важны ли для Вас такие традиционные ценности? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Уважение к людям труда 91 93 93 93 89 92
Сильное государство 78 77 81 80 71 78
Патриотизм 64 66 75 69 42 65
Традиционная семья 59 72 69 82 37 64
Религия 30 65 46 79 2 43
Коллективизм 37 44 43 47 27 40
ций: Махачкала, Ставрополь, Владикавказ, Грозный. По мнению И.В. Стародубровской, «перетекание сельского населения в города разрушает целостность городской культуры, усиливает аномию и конкуренцию за ресурсы» [22]. Эти процессы сопровождаются трансформацией в сознании молодого поколения традиционных ценностей, их замещением современными и индивидуалистическими установками.
На Северном Кавказе сохраняются риски дестабилизации сложившейся в настоящее время относительно стабильной социально-политической ситуации, а также актуализации со стороны региональных политических элит попыток пересмотра политико-правового статуса его субъектов. Ключевая роль в этом случае вновь перейдет к этническому фактору. Деструктивный потенциал этнизации политики и политизации этнично-сти, риск мобилизации этнической идентичности этническими антрепренерами могут быть уравновешены обеспечением устойчивого социально-экономического развития субъектов региона, нивелированием разницы в уровне социально-экономического развития Северного Кавказа и остальных территорий России, а также дальнейшей интеграцией региона в общероссийское экономическое и социокультурное пространство.
Результаты эмпирического исследования подтверждают, что для молодежи Северного Кавказа характерна широкая палитра идентич-ностей (российская, этническая, регионально-республиканская и конфессиональная), которая находится в динамичном взаимодействии. Наиболее значимыми вопросами являются совместимость этих идентичностей, приоритетность для молодых людей общих ценностных оснований российского самосознания и поиск объединяющих все народы историко-культурных представлений, формирующих многонациональный российский народ. В регионе возможна реализация различных моделей развития этих иден-тичностей: от конкуренции и конфликта до гармоничного сочетания на основе разделяемых всеми общих ценностных основ.
Важным компонентом российской национально-государственной идентичности являются представления молодежи об общем прошлом, совместном сосуществовании разных народов в рамках единого государства. История Северного Кавказа сочетает в себе память как о насильственном присоединении, конфликтах и депортациях, так и об уважении к культуре, обычаям и традициям горских народов со стороны российского государства, его вкладе в социокультурное и социально-экономическое развитие региона. Посредством формирования общих ценностей, взглядов на жизнь и памяти об историческом прошлом у молодежи формируются и представления о национально-государственных интересах, любовь к своей стране и лояльность российскому государству. Для большинства опрошенных молодых людей продолжают оставаться значимыми ряд традиционных российских ценностей, таких как уважение к людям труда, сильное государство, патриотизм, традиционная семья. На важность ценностей религии и коллективизма указало меньшинство респондентов. При этом для представителей народов Северного Кавказа и мусульман ценность традиционной семьи, религии и коллективизма выше, чем для русской молодежи. Это связано с существенными различиями социокультурных оснований их идентичности (см. табл. 1).
В ценностном содержании идентичности молодежи региона, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, большую роль играют и современные ценности, такие как демократия и права человека, свобода самовыражения, политическая свобода и автономия личности, толерантность, индивидуализм и права меньшинств. Несмотря на значимые различия социокультурных оснований молодежи региона, существенную роль в формировании ее идентичности играет глобальное инфокомму-никационное пространство и единая образовательная среда (см. табл. 2).
Можно заключить, что для отдельных групп городской молодежи определяющими становят-
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что власть должна обеспечивать потребности граждан, а граждане должны позволять власти регулировать все стороны своей жизни?»
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос «Важны ли для Вас такие современные ценности?»
Важны ли для Вас такие современные ценности? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Демократия и права человека 88 89 89 85 92 90
Свобода самовыражения 85 81 84 78 88 85
Политическая свобода и автономия личности 81 79 80 76 85 82
Толерантность 72 73 72 70 73 73
Индивидуализм 71 71 69 66 80 73
Права меньшинств 53 54 52 51 60 55
(СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных)
Считаете ли Вы, что власть должна обеспечивать потребности граждан, а граждане должны позволять власти регулировать все стороны своей жизни? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Да 32 32 40 28 22 32
Нет 38 40 29 41 53 39
Затрудняюсь ответить 30 28 31 31 25 29
ся современные ценности, а для сельской молодежи наиболее значимы традиционные ценности. Исходя из этого возможно формирование конфликтной среды, усиление ценностных размежеваний, которое может перерасти в открытые конфликты между отдельными группами молодых людей. Это подтверждается и мнением респондентов, большинство которых (81%), независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, указывали на возможность конфликтов среди молодежи между теми, кто разделяет традиционные и современные ценности.
Патернализм как одна из исторически важных, сформированных веками характерных черт менталитета россиян утрачивает свою значимость для молодых людей вне зависимости от этнической принадлежности. Так, считают, что власть должна обеспечивать потребности граждан, а граждане должны позволять власти регулировать все стороны своей жизни, только 32% респондентов (см. табл. 3).
Опрошенные молодые люди хотят самостоятельно выстраивать свою траекторию жизни и не рассчитывают на поддержку государства. Это подтверждается и мнением опрошенных, в подавляющем большинстве своем (95%), независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, указавших на важность для
себя быть свободным и самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни. Характерной чертой, определяющей жизненную траекторию респондентов, является индивидуализм, который проявляется в приоритете для большинства индивидуального успеха, признания и благополучия над успехом и благополучием своего народа, величием Родины. Можно предположить, что открытость и доступность интернет-среды, в которой молодые люди проводят достаточно много времени, делает ее одним из основных акторов формирования ценностных оснований идентичности (см. табл. 4).
Результаты исследования показывают, что ряд традиционных оснований этнической идентичности для молодых людей представителей народов Северного Кавказа имеет большое значение. Так, 74% респондентов, относящих себя к северокавказским народам, указали на важность следования национальным обычаям и традициям, среди русской молодежи таких лишь 44% (см. табл. 5). Можно предположить, что стираются традиционные ценностно-культурные основания этнической идентичности русской молодежи региона. В основе ценностно-символического наполнения ее идентичности начинают преобладать современные ценности и гражданские установки. В целом
Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос «Что для Вас является более значимым?» (СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных)
Что для Вас является более значимым? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Индивидуальный успех, признание и благополучие 66 55 60 50 75 62
Успех и благополучие Вашего народа и величие Родины 18 31 23 35 11 23
Затрудняюсь ответить 16 14 17 15 14 15
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос «Важно ли для Вас следовать национальным обычаям и традициям?» _(СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных)_
Важно ли для Вас следовать национальным обычаям и традициям? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Важно 16 38 22 46 5 24
Скорее важно 28 36 37 36 16 31
Скорее не важно 26 9 21 5 32 20
Не важно 19 8 7 5 38 16
Затрудняюсь ответить 11 9 13 8 9 9
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос «Важно ли для Вас следовать религиозным обычаям и традициям?» _(СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных)_
Важно ли для Вас следовать религиозным обычаям и традициям? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакие»
Важно 13 44 20 56 3 24
Скорее важно 20 29 31 30 4 23
Скорее не важно 25 9 28 4 17 19
Не важно 31 13 8 5 71 25
Затрудняюсь ответить 11 5 13 5 5 9
для молодежи региона характерны смешанные формы идентичности, сочетающие традиционные и современные ценностные основания.
Имеются существенные различия в оценках важности следования религиозным обычаям и традициям между русской молодежью и представителями северокавказских народов. Роль религиозной идентичности для последних значительно выше. Только для 33% русской молодежи следование религиозным обычаям и традициям сохраняет свою важность (ответы «важно» и «скорее важно»), а среди молодых людей - представителей северокавказских народов таких респондентов 73%. Существенные различия выявлены и среди православных (51%) и мусульман (86%) (см. табл. 6).
Значимым маркером идентичности является осознание молодыми людьми своей связи, привязанности к той или иной социальной общности. Наиболее значимым для респондентов является осознание своей связи с ближайшими родственниками и малой Родиной. Далее значимой является эмоциональная связь со страной, людьми своей национальности и религии, при этом для представителей народов Северного Кавказа и мусульман осознание связи с людьми своей национальности и религии гораздо более значимо, чем для русской молодежи (см. табл. 7). По степени значимости для молодежи преобладает важность осознания их связи с малыми социальными группами (близкие родственники, малая Родина). Значимость этниче-
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько важно для Вас осознавать свою связь...» (СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных, ответы «Важно»)
Насколько важно для Вас осознавать свою связь... Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
с ближайшими родственниками (родителями, братьями, сестрами, супругом, супругой, детьми) 92 91 92 92 90 91
с малой Родиной (место, в котором прошло Ваше детство и с которым Вы эмоционально связаны) 75 80 81 84 63 77
с моей страной 57 61 66 61 42 58
с людьми моей национальности 41 73 53 79 29 52
с людьми моей религии 28 59 41 69 9 39
Таблица 8
Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие из идентичностей для Вас являются наиболее важными?» (СКФО, март-апрель 2021 г., % от числа опрошенных, ответы «Важно»)
Какие из идентичностей для Вас являются наиболее важными? Национальность Вероисповедание Всего, и=1027
Русские Народы Северного Кавказа Православие Ислам «Никакое»
Российская идентичность (принадлежность к Российскому государству) 57 52 64 50 45 55
Региональная идентичность (чувство принадлежности к малой Родине) 51 64 57 67 43 55
Этническая идентичность (принадлежность к определенному народу) 39 73 51 76 30 51
Религиозная идентичность (принадлежность к определенной религиозной общности) 26 58 39 67 7 37
ского самосознания для молодых людей, разделяющих современные ценности, снижается. При этом для кавказских народов и мусульман оно по-прежнему имеет большое значение. При реализации негативного сценария развития региона это может стать определяющим дестабилизирующим фактором.
Российская идентичность является общим надэтническим консолидирующим фактором. Она основывается на осознании своей принадлежности к российскому государству, многонациональному народу Российской Федерации, российской истории и культуре. В структуру такой идентичности входит общая память о прошлом, совместных трудностях, лишениях, успехах и победах, а также уникальный опыт и многообразие этнических культур. Отечественные политологи в конструкт российской (национально-государственной) идентичности включают «многообразие национально-этнических групп, проживающих на территории страны, и восприятие образа Родины, а не только государ-
ства с его формальными институциональными признаками» [23, с. 99]. Исследование показало, что такая идентичность сформировалась у большинства респондентов, независимо от этнической принадлежности. При этом региональная, этническая и религиозная идентичность гораздо значимее для представителей народов Северного Кавказа и мусульман, чем для русской молодежи (см. табл. 8). Существенные различия в приоритетах национально-государственной, этнической, региональной и религиозной идентичности между молодыми людьми - представителями народов Северного Кавказа и русскими несут в себе риски конфликтности и могут спровоцировать переход бытовых конфликтов в локальные межэтнические конфликты.
В целом для полиэтничной молодежи региона характерно чувство принадлежности к России, своему народу и региону. Все это может стать ресурсом консолидации, формирования надэтнических и надгрупповых солидарностей в
молодежных сообществах. Общероссийское самосознание молодых людей региона по-прежнему основывается на сохраняющейся общности взглядов на жизнь, норм и ценностей, при этом основным консолидирующим фактором является чувство принадлежности к стране.
Заключение
Ценностное поле, лежащее в основе идентичности молодых людей Северного Кавказа, формируется на основе как традиционных, так и современных ценностей. В целом для молодежи региона характерны смешанные формы идентичности, сочетающие различные ценностные основания. При этом ряд современных ценностей приобрели для опрошенных молодых людей общезначимый характер. Значимым дифференцирующим фактором среди молодежи остается религиозная принадлежность. Меньше всего «модернистов» и больше «консерваторов» среди молодых мусульман и представителей северокавказских народов. Больше всего «модернистов» и меньше «консерваторов» среди не относящих себя ни к какому вероисповеданию и русских. При этом общим для молодежи трендом является возрастание роли и значения современных ценностей, толерантности и индивидуалистических установок. Эти тенденции связаны как с воздействием глобальных экономических и социокультурных процессов, включением молодежи в глобальное интернет-пространство, сетевые сообщества, так и с особенностями трансформации российского и регионального сообщества. Сохраняется вероятность конфликтов между теми, кто разделяет традиционные и современные ценности, риски их перехода на уровень локальных межэтнических столкновений. Можно предположить, что помимо этнической неоднородности и различий в ценностных приоритетах важными региональными факторами формирования идентичности выступают размежевания по линиям равнина и горы, город и село - жители горских селений в гораздо большей степени ориентированы на традиционные идентичности. Возрастают ценностные различия между молодежью, включенной в современное глобальное инфокомму-никационное пространство, стремительно усваивающей современные ценности, и старшими поколениями. Сегодня основной вектор социокультурных процессов в молодежной среде направлен на развитие современных ценностей, при сохраняющейся региональной специфике. Интерес молодых людей к этничности, религии и традициям проявляется преимущественно в социокультурном, а не политико-идеологическим контексте. Для представителей народов
Северного Кавказа этническая и регионально-республиканская идентичность имеют большее значение, чем для русских молодых людей. Значение конфессиональной идентичности снижается для молодежи, при этом сохраняются значимые различия в зависимости от этнической принадлежности. Российское самосознание в целом сформировалось и важно для большинства молодых людей, независимо от национальной принадлежности. При этом имеет место различие в приоритетах идентичности между русской и северокавказской молодежью, что сохраняет риски иррационализации конфликтов за счет апелляции к защите этнокультурных и конфессиональных ценностей, групповых идентичностей. Открытость и доступность интернет-среды превращает ее в один из основных акторов формирования ценностных оснований идентичности молодежи. Необходим дальнейший анализ деструктивных социокультурных и политических факторов идентификации молодых людей полиэтничного региона в контексте определения единых ценностных оснований российской самосознания и наполнения государственной политики идентичности ориентирами на личностное саморазвитие и моральные нормы, поддерживающие доверие и социальную солидарность в полиэтничных сообществах.
Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для молодых ученых -кандидатов наук № МК-431.2021.2.
Список литературы
1. Goffman E. Presentation of Self in Everyday Life. New York, Garden City: Doubleday, 1959. 255 p.
2. Social Identity and Intergroup Relations / Ed. H. Tajfel. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. 532 p.
3. Turner J. Rediscovering the Social Group: A Self-Categorization Theory. Oxford: Basil Blackwell, 1987. 216 p.
4. Якушина О.И. Идентичность в социологической теории Э. Гидденса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12685 (дата обращения: 27.08.2021).
5. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991. 264 p.
6. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
8. Элиас Н. 2001. Общество индивидов. М.: Праксис, 336 с.
9. Идентичность: личность, общество, политика / Под науч. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир, 992 с.
10. Малинова О.Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся
публичной сфере // Политическая экспертиза: ПО-ЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 5-28.
11. Тишков В.А. Российская идентичность: внутренние и внешние вызовы // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 4. С. 408-412.
12. Аникин В.А. Кризис и национальное самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 203-232.
13. Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 3. С. 232-242.
14. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
15. Дробижева Л.М. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого будущего государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С 9-24.
16. Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37-50.
17. Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400 с.
18. Ядов В.А. Трансформация постсоветских обществ: что более значимо - исторически традиционное или недавнее прошлое // Социологические исследования. 2014. № 7. C. 47-50.
19. Женщины и мужчины России. 2020: Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 239 с.
20. Труд и занятость в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. M., 2019. 135 с.
21. Ярлыкапов А.А. Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе // Кавказ и глобализация. 2012. Т. 6. № 3. С. 115-128.
22. Стародубровская И. Трансформация Северного Кавказа: от традиционного общества к современному // Сайт Московского Центра Карнеги. URL: https://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_62_96-105.pdf (дата обращения: 23.08.2021).
23. Попова О.В. О нерешенных проблемах теории государственной политики идентичности в российской политологии // Политическая наука. 2020. № 4. C. 86-110.
VALUE-SEMANTIC BASIS OF THE NORTH CAUCASUS YOUTH IDENTITY E.A. Avdeev, M.E. Erokhina
The North-Caucasus Federal University
The authors consider the differentiation of the value-semantic foundations of self-awareness and the hierarchy of group identities of the North Caucasus youth, depending on ethnic and religious affiliation. The methodology of this article combines of qualitative and quantitative research strategies. The analysis of the identity discourse is used to understand the impact of regional characteristics and the global context on the formation of value-semantic foundations of self-awareness of polyethnic youth and understanding the potential of their identity as a resource for the development of the North Caucasus. Empirical data reflecting importance of the main traditional and modern values for young people, as well as group identities were obtained through a sociological survey. In general, the regional youth is characterized by hybrid identities that combine different narratives. A number of modern values have become a generally valid and universal for young people. There is continued a certain dependence of the differentiation of the priorities of value narratives and group identities on ethnic and confessional affiliation. Today, the main vector of socio-cultural processes in the youth environment aims at the development of modern values, while maintaining regional specificity. Young people's interest in ethnicity, religion and traditions manifests primarily in the sociocultural, rather than political and ideological context. Further identity research of youth is needed in the context of defining common value-semantic foundations of Russian self-awareness and filling the state identity policy with guidelines for personal self-development and moral norms that support trust and supra-ethnic solidarity.
Keywords: youth, North Caucasus, values, identity, ethnic identity, national-state identity, identity politics.