Научная статья на тему 'Влияние информатизации на развитие системы высшего образования'

Влияние информатизации на развитие системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРАМЕТРЫ / РЕСУРСЫ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терованесов М. Р.

В статье рассмотрены основные черты информатизации системы высшей школы. Определены параметры данного процесса и особенности использования информационных ресурсов. Приведены статистические данные по влиянию информатизации на состояние национальной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main features of the computerization of the system of higher education. Describes the parameters of this process and features of the use of information resources. Provides statistics on the impact of information on the state of the national education system.

Текст научной работы на тему «Влияние информатизации на развитие системы высшего образования»

11. Documentation of the World Values Surveys: 1981-2008 wave [Електронний ресурс]. Режим доступу: www.wvsevsdb.com

12. Єфременко Т.О. Якісна характеристика економічної культури населення сучасної України (за

даними експертного опитування) // Український соціум. -2006. - № 3-4 (14-15). - С. 132-145.

13. World Economic Outlook Database: October 2012 [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.imf.org

Рецензент д.е.н., професор УкрДАЗТКірдіна О.Г. Експерт редакційної колегії к.е.н., доцент УкрДАЗТ Полякова О.М.

УДК 330.342:378.1 ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Терованесов М.Р., к.т.н., доцент, декан ф-та «Инфраструктура железнодорожного транспорта» (ДонИЖТ)

В статье рассмотрены основные черты информатизации системы высшей школы. Определены параметры данного процесса и особенности использования информационных ресурсов. Приведены статистические данные по влиянию информатизации на состояние национальной образовательной системы.

Ключевые слова: информатизация, система высшего образования, параметры, ресурсы, компьютеризация, качество образования.

ВПЛИВ ІНФОРМАТИЗАЦІЇ НА РОЗВИТОК СИСТЕМИ ВИЩОЇ ОСВІТИ

Терованесов М.Р., к.т.н, доцент, декан ф-ту «Інфраструктура залізничного транспорту» (ДонІЗТ)

У статті розглянуті основні риси інформатизації системи вищої школи. Визначені параметри даного процесу і особливості використання інформаційних ресурсів. Наведено статистичні дані впливу інформатизації на стан національної освітньої системи.

Ключові слова інформатизація, система вищої освіти, параметри, ресурси, комп'ютеризація, якість

освіти.

THE INFLUENCE OF INFORMATION ON THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

Terovanesov M.R.

The article considers the main features of the computerization of the system of higher education. Describes the parameters of this process and features of the use of information resources. Provides statistics on the impact of information on the state of the national education system.

Keywords: mformatization, the higher education system, parameters , resources, computerization, the quality of education.

Постановка проблемы. Необходимость реформирования системы высшего образования (СВО) связана с преобразованиями социальноэкономической жизни Украины. Перед высшей школой поставлены задачи, которые предусматривают повышение качества и конкурентоспособности образования, способность развиваться и функционировать в новых экономических условиях, интегрироваться в Европейскую и мировую образовательные системы. Г лобальные геополитические процессы

обусловливают тенденции к интеграции в различных областях общественной жизни, в частности, в образовании. Одним из аспектов коренных изменений в образовательной сфере является информатизация, т.е. процесс активного формирования и всеобъемлющего использования информационных ресурсов. Решение проблемы формирования трудовых ресурсов, соответствующих уровню развития общества, предполагает, в том числе, изучение эффективности использования информационных технологий в высшей школе.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы, касающиеся модернизации системы образования и пути их решения,

исследовали такие ученые, как Ю.Ю.ТТТвец. О.Ю. Чередниченко, К.А. Тимченко, И.В. Лютенко, С.О. Савченко, В.В. Меженская, Ю.В. Думанский, И.Е. Белик, Астахова В.И. и другие. Так Ю.Ю.Швец охарактеризовал инновационную составляющую

развития СВО и провел классификацию образовательных инноваций в высшем

профессиональном образовании [1].

О.Ю.Чередниченко, К.А.Тимченко, И.В.Лютенко рассматривали влияние ресурсного обеспечения образовательного процесса на возможность комплексного оценивания качества вуза [2]. С.О.Савченко и В.В.Меженская исследовали воздействие экономических факторов и модель оптимального распределения финансовых средств высшего образования [3]. Ю.В.Думанский и И.Е. Белик проанализировали процессы стандартизации и сертификации, обобщив опыт внедрения в высшем учебном заведении системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами [4]. В работе В.И.Астаховой отражены факторы евроинтеграции, связанные с академической мобильностью [5].

Выделение нерешенных проблем. В рассматриваемых научных трудах были исследованы отдельные черты, отражающие тенденции в развитии СВО, но не были конкретизированы особенности информатизации высшего образования, не учтены динамика и инерционность исследуемых процессов, позволяющих всесторонне и комплексно охарактеризовать информационный образовательный ресурс, оптимизировать систему управления,

определить пути разрешения кризисных явлений.

Целью работы является выявление

параметров, определяющих особенности развития

информатизации системы высшего образования, для теоретико-методологического обоснования

процессов в образовательной сфере.

Изложение основного материала. Как известно, важнейшей функцией системы образования как государственного института является

эффективная подготовка кадров для обеспечения потребностей общества в устойчивом экономическом развитии. Динамично меняющиеся требования рынка труда, неблагоприятные изменения демографической ситуации, недофинансирование отрасли, влияние глобальных процессов на общественное развитие обусловливают кризисное состояние

образовательной сферы. Для разрешения существующего противоречия между запросами экономики и возможностями высшего образования требуется комплексное изучение его характеристик.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых выделены разнообразные функции системы высшей школы. Так, О.Ю. Красовская акцентировала внимание на профессионализации, взаимодействии образования с

социальной структурой общества, воспитательной, научно-исследовательской, общеобразовательной подготовкой [6,с.184]. А.Н.Асаул и Б. М. Капаров классифицировали функции СВО следующим образом: учебная (образовательная); экономическая; научно-квалификационная; научноисследовательская; интеллектуальная;

дополнительное и непрерывное образование; культурная; «ресурсно-стратегическая» [7, с.65]. И.Д. Еремина в качестве основных функций высшего образования выделила, прежде всего,

экономическую или народнохозяйственную

функцию, суть которой состоит в профессиональной подготовке новых поколений молодежи к трудовой деятельности [8, с.222].

Н.В. Бордовская и А.А. Реан среди функций СВО важнейшими считают такие: приобщение человека к миру науки и культуры; воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, которые опережают современное состояние общества, проектируя элементы его культурно-образовательных процессов; социализация человека и преемственности поколений; формирование общественной и духовной жизни человека и отрасли массового духовного производства; развитие региональных систем и национальных традиций; воплощение базовых культурных ценностей и целей развития общества; реализация и ускорение культурных изменений и превращений в общественной жизни и в конкретном человеке [9, с.224].

Таким образом, резюмируя

вышеизложенное, к основным функциям СВО следует отнести: образовательную, научно-

исследовательскую, информационную, социальноэкономическую, культурно-воспитательную.

Особенностью информационной является ее связь с другими функциями СВО. Так, качество предоставления образовательных услуг невозможно обеспечить без использования информационных технологий. Кроме того, с их помощью развиваются новые формы обучения, например, дистанционное образование. Концепция непрерывного образования также предполагает применение информационных ресурсов. Научно-исследовательская функция зависит от таких параметров, как условия проведения научных исследований, уровень кадрового обеспечения научной деятельности, оптимальность использования материальных ресурсов, что, в свою очередь, обусловливает достаточную

информатизациею данного процесса. Социальноэкономическая функция образования предполагает эффективность управления финансовыми ресурсами в образовательной сфере, что непосредственно связано с процессами компьютеризации высшей школы.

Информационная функция реализуется посредством использования информационных

ресурсов в образовательной сфере. Развитие

коммуникативных средств и изменение

педагогических подходов поставили задачу совершенствования самой технологии трансляции знания как образовательного субъекта в информационном обществе. Уровень

информационного потенциала определяется следующими параметрами: степень информатизации процесса образования; адекватность используемого программно-апаратного обеспечения требованиям образовательных программ; уровень подготовки субъектов образовательного процесса.

Перечисленные параметры относятся к качественной составляющей, характеризующей процесс информатизации. Также целесообразно выделить количественные параметры, а именно:

компьютеризация образовательного процесса; использование глобальных компьютерных сетей в образовательном процессе; количество используемых программных средств и их обновление.

Основным критерием оценки

информационного потенциала может служить

рациональность использования компьютерного обеспечения и эффективность затрачиваемых средств. Особенностью данного вида ресурсов, по сравнению с другими, является высокий моральный износ и необходимость постоянного усовершенствования или замены. Отвлечение значительных финансовых ресурсов для решения указанной проблемы требует построения оптимальных моделей их управления и

использования.

Информатизация образования способствует сокращению разрыва между странами с разным уровнем развития путем доступа к информационным и познавательным ресурсам. С другой стороны, недостаточная степень информатизации общества и особенно системы образования приводит к отставанию высшей школы в обеспечении качества обучения и снижению конкурентоспособности. Для национальной СВО данные процессы проявляются как кризисные явления, оказывающие отрицательное влияние на экономику в целом.

В соответствии со статистикой Евростата, приведенной в исследованиях С.Н.Снеговой и Л.А.Македонской [10, с.85], Украина отстает от других стран по числу персональных компьютеров на 100 человек. Этот показатель в Украине составляет 2,5, в Российской Федерации — 10,1; Польше — 14,2; Франции — 37,0; Германии — 48,5; Японии — 82; США — 85. В общеобразовательных учебных заведениях Украины — 1,3 компьютера на 100 учащихся. Для сравнения: в России — 10,4; Польше — 14,6; Франции — 38; Германии — 52; Японии — 86; США — 95.

Зависимость системы образования от уровня информатизации общества можно рассматривать как существенный недостаток данного аспекта глобализации. Непрерывное совершенствование информационных ресурсов требует постоянного обновления материально-технической базы, что в условиях стран с низким жизненным уровнем делает

невозможным отвлечение дополнительных средства на образовательную сферу. В свою очередь данный недостаток ставит вузы этих стран в неконкурентное положение с вузами развитых стран. Согласно данным международной статистики, по интегрированному показателю качества системы высшего образования, характеризующего, в том числе уровень информатизации, Украина среди 139 стран находится на 46 месте, отставая от большинства европейских стран [11].

Низкий уровень качества образования отрицательно сказывается на конкурентоспособности национальной СВО, и, как следствие, приводит к ухудшению показателей по академической мобильности студентов. В условиях коммерциализации образования, данный процесс обусловливает существенное пополнение бюджета и решение финансовых проблем образовательной отрасли. Украина в число общепризнанных стран, принимающих студентов-иностранцев на учебу не входит. По состоянию на 2011/2012 г. в вузах 1-11 уровней аккредитации обучалось 265 студентов, III-IV уровней аккредитации - 42715 студентов (в основном страны ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и СНГ) [13]. Для сравнения, в США число студентов-иностранцев в 2012г. достигло 723 тыс.чел, а в Г ермании - 250 тыс.чел.

Таким образом, решение проблемы

информатизации образования или поддержания информатизации на должном уровне становится неотъемлемой частью политики в области

образования и перестает быть сиюминутной

проблемой, которую можно было бы решить за счет осуществления периодических финансовых вливаний.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Изложенное позволяет сделать

следующие выводы. Информатизация образования определяется количественными и качественными параметрами. К качественным относятся: степень информатизации процесса образования; адекватность используемого программно-апаратного обеспечения требованиям образовательных программ; уровень подготовки субъектов образовательного процесса. Количественные параметры включают:

компьютеризация образовательного процесса; использование глобальных компьютерных сетей в образовательном процессе; количество используемых программных средств и их обновление.

Отличительной особенностью

информационных ресурсов является их высокий моральный износ и необходимость постоянного усовершенствования или замены. Основным критерием оценки информационного потенциала может служить рациональность использования компьютерного обеспечения и эффективность затрачиваемых средств. Определение потенциала информационного ресурсов позволит

оптимизировать управление процессами в образовательной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Швец Ю.Ю. Концептуальные подходы к созданию инновационно-ориентированной системы по оказанию образовательных услуг итехнологической поддержке инновационных процессов втерриториальном воспроизводственном комплексе / Ю.Ю.Швец // Теория и практика управления. Экономика и управление. - 2012г. -№1. - С.69-73.

2. Чередниченко О.Ю. Технология комплексного оценивания качества (на примере ресурсного обеспечения вуза) / О.Ю. Чередниченко, К.А. Тимченко, И.В. Лютенко //Вестник ХНТУ. Проблемы высшей школы. - 2011. -№2(41). - С.264-268.

3. Савченко С.О. Моделирование оптимального распределения финансовых средств высшего учебного заведения / С.О. Савченко, В.В. Меженская // Вісн. Східноукр. нац. ун-ту ім. В. Даля. - 2011. - № 2[156]. - Ч.1.

- С.264-268.

4. Думанский Ю.В. Внедрение системы менеджмента качества в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького / Ю.В. Думанский, И.Е. Белик // Університетська клініка. - 2011. -Т.7.- №2. - С.125 -127.

5. Астахова В. И. Основные тенденции развития академической мобильности украинских студентов / В.И.Астахова // Академическая мобильность - важный фактор образовательной евроинтеграции Украины : материалы Междунар. науч.-практ.конф., Харьков, 16-19 нояб. 2010 г. / М-во образования и науки Украины, Харьк. облгосадминистрация, Совет ректоров вузов Харьк.

региона, Нар. укр. акад. ; [редкол.: В. И. Астахова и др.] -Харьков : Изд-во НУА, 2010. - 364 с.

6. Красовська O^. Роль освіти в сучасних глобальних умовах / O^. Красовська // Бюлетень Міжнародного Нобелівського економічного форуму. -2011. -№ 1 (4). - C. 182-188.

7. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / [Асаул А.Н., Капаров Б. М.] ; под ред. А. Н. Асаула. - ОПб.: «Г уманистика», 2007.

- 280с.

8. Еремина И. Д. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / И. Д.Еремина // Філософія науки: традиції та інновації. -2010. - №1(2). - C.221-230.

9. Педагогика: педагогически теории, системы, технологии: учеб пособие / [Под ред. CA. Cмирнова]. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 512 с.

10. деловая C.H Тенденции развития дистанционного образования в Украине / СК^еповая, Л.А.Македонская // Демографія, економіка праці, соціальна економіка і політика. - Вісн. Бердянського ун-ту менеджменту і бізнесу. - 2011. - № 1(13) - C. 84-87.

11. Xavier Sala-i-Martin .The Global Competitiveness Report 2010-2011 / World Economic Forum.

- Geneva, Switzerland , 2010. - 516 с.

12. Oсновнi показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2011/12 навчального року /Державний комітєт статистики України [Электронный ресурс]. — Електронні текстові дані. — Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/ Monday, 17 January 2013 22:02:05.

Рецензент д.э.н., профессор ДонИЖТЗайцева К.В. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Сухорукова Т.Г.

УДК 378:658.8

МЕТОДИЧНІ ЗАСАДИ ФОРМУВАННЯ ІМІДЖУ ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ

Тягунова Н.М., к.е.н., доцент, декан товарознавчо-комерційного факультету (ВНЗ Укоопспілки «ПУЕТ»)

У статті запропоновано обґрунтування створення позитивного іміджу. Виходячи з цього, розглядаються основні етапи та особливості формування іміджу вищих навчальних закладів.

Ключові слова.: імідж, вищі навчальні заклади, ринок освітніх послуг, внутрішній імідж, зовнішній імідж.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Тягунова Н.М., к.э.н., доцент декан товароведно-коммерческого факультета (ВУЗ Укоопсоюза «ПУЭТ»)

В статье предложено обоснование создания позитивного имиджа. Исходя из этого, рассмотрены основные этапы и особенности формирования имиджа высших учебных заведений.

Ключевые слова: имидж, высшие учебные заведения, рынок образовательных услуг, внутренний имидж, внешний имидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.