Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / MOTOR INTERESTS / TRAINING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Королев Михаил Александрович, Клычкова Ольга Владимировна

Рассмотрен вопрос о степени влияния индивидуальных особенностей студентов на успешное усвоение физических упражнений в процессе занятий по физической культуре. Выявлены наиболее важные показатели физического развития, физической подготовленности и некоторые психологические особенности студентов первого курса. В результате обозначены наиболее эффективные средства и методы обучения двигательным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Королев Михаил Александрович, Клычкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDIVIDUAL FEATURES OF FIRST COURSE STUDENTS ON THE SUCCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The question of the degree of influence of individual characteristics of students on the successful mastering of physical exercises in physical culture lessons is considered. The most important indicators of physical development, physical fitness and some psychological character - ristics of first - year students were revealed. As a result, the most effective means and methods of teaching motor actions have been identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

УДК 387.147.88

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

INFLUENCE OF INDIVIDUAL FEATURES OF FIRST COURSE STUDENTS ON THE SUCCESS

OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Королев Михаил Александрович

студент

Институт сервисных технологий Российский государственный университет туризма и сервиса

г. Подольск, Россия Mikhail Korolev Alexandrovich

student

Institute of service technologies Russian state University of tourism and service

Podolsk, Russia

научный руководитель Клычкова Ольга Владимировна

старший преподаватель Институт сервисных технологий Российский государственный университет туризма и сервиса

г. Подольск, Россия scientific supervisor

Klychkova Olga Vladimirovna

senior lecturer department of higher education Institute of service technologies Russian state University of tourism and service

Podolsk, Russia

Аннотация. Рассмотрен вопрос о степени влияния индивидуальных особенностей студентов на успешное усвоение физических упражнений в процессе занятий по физи-ческой культуре. Выявлены наиболее важные показатели физического развития, физической подготовленности и некоторые психологические особенности студентов перво-го курса. В результате обозначены наиболее эффективные средства и методы обуче-ния двигательным действиям.

Abstract. The question of the degree of influence of individual characteristics of students on the successful mastering of physical exercises in physical culture lessons is considered. The most important indicators of physical development, physical fitness and some psychological character-ristics of first-year students were revealed. As a result, the most effective means and methods of teaching motor actions have been identified.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, двигательные интересы, эффективность обучения.

Keywords: physical development, physical fitness, motor interests, training efficiency.

Введение. Организация учебного процесса по физической культуре в вузе направлена, прежде всего, на поиск физических упражнений, адекватных физиологическим возможностям организма при сохранении и укреплении здоровья обучающейся молодежи. Особенно обучение в вузе оказывает влияние на организм первокурсников. Так как в этот возрастной период (17-18 лет) заканчивается перестройка гормональной системы, что снижает ее адаптивные возможности, в том числе и к учебной среде вуза [3].

Одним из основных параметров индивидуальных особенностей организма студентов является физическое развитие, которое напрямую связано с состоянием здоровья. Физическое развитие рассматривают в двух аспектах: как процесс изменения естественных морфофункциональных свойств и как состояние организма, которое поддается коррекции средствами физической культуры [2].

Роль физической подготовленности студентов многогранна. Физическая подготовленность не только способствует укреплению здоровья и высокой работоспособности, но и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, косвенно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптация к условиям труда [5].

Дифференцированный подход к проведению занятий со студентами разных медицинских групп здоровья значительно повышает эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий в высших учебных заведениях [4].

Определение уровня развития физических качеств и способностей студентов первого курса обучения позволяет определить основные задачи их дальнейшего физического совершенствования. Учет значений показателей физической подготовленности студентов в ходе дальнейшей организации учебного процесса обеспечивает успешное решение данных задач [1].

Организация педагогического процесса без достаточного учета индивидуальных особенностей - одна из причин отставания части занимающихся в овладении физическими упражнениями в объеме установленных программ вуза. Поэтому комплексное изучение индивидуальных особенностей занимающихся и учет их при обучении способствуют устранению причин этого отставания и его предупреждению.

Цель - выявить индивидуальные особенности и потребности студентов-первокурсников для дальнейшего обучения и совершенствования на занятиях по физической культуре.

Задачи:

1) Установить особенности физического развития студентов первого курса факультета;

2) Проследить динамику показателей физической подготовленности в течении одного семестра обучения и произвести сравнительный анализ параметров;

3) Выявить популярные виды физической активности у студентов разных факультетов методом анкетного опроса;

4) На основании полученных результатов внести корректировку в планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Организация и методы исследования. Испытуемые - студенты первого курса учебной группы 05.МДТ-20-1 в количестве 19 человек (9 юношей и 10 девушек). Средний возраст которых составил 19,2±0,89 лет. Для выявления индивидуальных особенностей занимающихся был подобран комплекс испытаний и исследований: физическое развитие определялось по общепринятым методикам биометрии, сила мышц рук и плечевого пояса - по количеству подтягиваний и отжиманий, скоростно-силовые качества - при помощи упражнения прыжок в длину с места, общая выносливость по бегу 3000 м. Анкетный опрос позволил ранжировать двигательный выбор студентов по интересам.

Методы: Педагогическое наблюдение, метод контрольного тестирования, метод физиологических индексов, инструментальные методы (динамометрия, спирометрия), математическая обработка данных.

Результаты исследования. Физическое развитие студентов при поступлении в вуз в пределах физиологической нормы. Наблюдаются не самые высокие параметры соотношения массы и длины тела (индекс Кетле выше нормы на 17 %). Силовой индекс у юношей довольно высокий (59,9%), а вот девушки имеют ограниченные параметры силового индекса в пределах 35%. Это говорит о том, что необходимо включать в занятия упражнения силового характера и работать над снижением жирового компонента массы тела. За счет лишней массы тела у девушек происходит снижение жизненного индекса на 13,8 % от максимального. Показатели емкости легких требуют введения в занятия циклических упражнений, связанных с развитием аэробной выносливости и комплексов дыхательных упражнений (см. табл.1)

Занятия по физической культуре будут наиболее эффективными, если будут учитываться личностные физкультурно-спортивные интересы обучающихся студентов их потребности. Установлено, что на первом курсе выбираемые виды двигательной деятельности не имеют ярко выраженной оздоровительной направленности (см.рис.1). Поэтому на занятиях необходимо мотивировать студентов на сохранение и укрепление здоровья: обеспечить потребность в движении; дать дополнительные знания, умения и навыки. Формировать интерес к занятиям: использовать задания оптимальной сложности, соревновательные методы. Прививать навыки самостоятельного использования средств и методов оздоровления.

Таблица 1

Физическое развитие студентов первого курса учебной группы 05. МДТ-20-1 в период поступления в вуз (Х±а)

Контингент испытуемых Длина тела, см Масса тела, кг Весо-ростовой индекс (Кетле), г/см Силовой индекс, % ЖЕЛ, мл ЖИ, мл/кг

Юноши (п= 9) 176,9± 2,45 69,9±1,95 395±2,28 59,9±1,98 3178,6±138 51,7±3,52

Нормы: 174,7-181,2 65,0 325-375 70-75 4422 60

Девушки (п= 10) 168,9±3,12 61,5±2,03 366±2,67 34,9±1,68 2836,2±214 46,5±4,04

Нормы: 164,6 57,7 325-375 40-50 3209 48

Примечание: ЖЕЛ - жизненная емкость легких (мл); ЖИ - жизненный индекс (мл/кг)

Таблица 2

Показатели физической подготовленности студентов - первокурсников учебной _группы 05.МДТ-20-1 (Х±о)_

Качества Сила Выносливость Ловкость Гибкость

Тесты Подтягивание Кросс 3 км. Челночный бег Наклон вперед

(юноши); Отжимания (девушки); (кол-во раз) (юноши), 2 км (девушки); (мин., с) 100 (10х10) м, (с) сидя на полу, (см)

Юноши 9,8±0,98 13.56,00±3,01 28,2±1,41 8,5±1,98

(п=9)

Оценка: «уд.» «уд.» «хор.» «уд.»

Девушки 13,3±1,54 12.44,00±3,24 30,3±1,87 14,2±0,87

(п = 10)

Оценка: «уд.» «уд.» «уд.» «хор.»

Ранжирование видов двигательной активности установил, что 34 % опрашиваемых выбирают спортивные игры, 26 % отдают предпочтение силовым видам, 20 % - ОФП, 12 % легкая атлетика и только 8 % - оздоровительной ходьбе и бегу (см.рис.1).

Интересы

8% ■ Игровые виды спорта

12% 34%

■ Силовые виды

20%

26%

Рис. 1. Популярность видов двигательной активности среди студентов первого курса

учебной группы 05.МДТ-20-1

Выводы: Комплексное исследование, проведенное нами позволило выявить причины, мешающие усвоению материала и предопределить трудности, которые могут встретиться в процессе обучения. Средства физического воспитания надо подбирать в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности, а методы - с учетом психологических особенностей занимающихся.

Литература

1. Динамика физической подготовленности студентов первого курса техни-ческого вуза / А. А. Ахматгатин, А. В. Вайнер-Кротов, О. В. Яловенко, Г. В. Вишнякова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.- С. 28.

2. Вьюшкин С. Г. Физическое развитие студентов-первокурсников и необходимость его коррекции / С. Г. Вьюшкин, А. Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. II. - С. 119 - 122.

3. Карагодин А. М. Оценка уровня соматического здоровья студентов первого курса в период адаптации к учебной деятельности в техническом вузе / А. М. Карагодина, Е. Г. Прыткова, Н. Д. Жегалов // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 2. - ч. 1. - C. 170-182.

4. Мартынова Е. Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья / Е. Ю. Мартынова, М. М. Колокольцев // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.- C. 385.

5. Полкова К. А. Физическая подготовленность студентов ТИ (Ф) СВФУ в субъективных и объективных показателях // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3.- C. 28.

References

1. Ahmatgatin A. A., Vajner-Krotov A. V., Jalovenko O. V. and Vishnjakova G. V. (2018), "Dynamics of physical fitness of first-year students of a technical university", Modern problems of science and education, no.4, pp. 28.

2. Vjushkin S. G. and Vikulov A. D. (2014), "Physical development of first-year students and the need for its correction", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, Vol.II, pp.119 -122.

3. Karagodina A. M. ,Prytkova E. G. and Zhegalov N. D.(2020), "Assessment of the level of somatic health of first-year students during the period of adaptation to educational activities in a technical university", Teacher XXI century, no. 2, Vol.1, pp.170 -182.

4. Martynova E. Ju. and Kolokol'cev M. M. (2016), "Physical development and physical fitness of university students of different functional health groups, Modern problems of science and education", no.6, pp. 385.

5. Polkova K. A. (2017), "Physical fitness of TI (F) NEFU students in subjective and objective indicators", International student scientific bulletin, no.3, pp. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.