УДК 331.8
В. И. КОСТЕНКО
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ НА ДИНАМИКУ КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются некоторые аспекты христианства, которые сыграли отрицательную роль в становлении русской культуры, ее государственно-правовых институтов.
В исторической литературе введение христианства традиционно рассматривается как положительный факт. Например, Д.И.Латышева, с позиции истории педагогики, подчеркивает, что «Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры, обогащению изобразительного искусства. Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков» (1, с.95,96]. Как правило, однозначно в положительном плане трактуется введение христианства в ракурсе становления государстненно-право-вых институтов [2, с.34; 3, с. 135-137]. Но если обратиться к содержательной характеристике византийской православной культуры, центрсьлъным неотъемлемым элементом которой являлось христианство, то можно обнаружить ряд моментов, которые сыграли отрицательную роль в становлении русской культуры, ее государственно-правовых институтов.
Очень важно отметить, что со второй половины X века византийская православная культура находилась в состоянии упадка. В [X веке в Византии утвердилось ортодоксальное христианство, основанное на традиционных неизменных элементах, основанных на превосходстве «нерассуждающей» веры над «богомерзким» знанием [4, с.47-48]. Церковь стала частью государства, утверждала и освящала культ императорской власти и ее божественное происхождение. Церковь осуществляла профессиональные политические функции через образование и воспитание.
С приходом на Русь христианства сюда привносится и христианская парадигма политической культуры. Она имела авторитарный характер, поскольку отражала авторитарность Византийской империи, византийской культуры. Н.В.Бердяев подчеркивал, что в православии мало человеческого, нет никакой антропологии, православие «было принижением человеческой стихии, подчинением ее божеству, столь характерным для Востока исчезновением человека в боге» [5, с. 134]. Оно традиционно осуждает, отмечал С.Н. Булгаков, «обособляющее свободомыслие», а если оно противится разуму церковному, то переводится в разряд ереси [3, с. 121 ].
Именно восточная христианская религия Византии, столетиями освящавшая самодержавную неограниченную власть и поддерживавшая ее во всех, даже самых деспотических, проявлениях, принесла на Русь традицию духовного этатизма и способство-
вала его прорастанию в древнерусской культуре. Введение христианства по своему влиянию представляло подлинную глубокую революцию для духовной древнерусской культуры. Византийское православное христианство несло с собой совершенно новые ценности, новые воззрения и новые стереотипы поведения, в целом новые формы жизни, которые разрушали прочно укоренившиеся традиции и обычаи. В том числе политические, правовые обычаи демократической жизнедеятельности, складывавшиеся столетиями и отражавшие парадигму семей-но-общинной славяно-русской культуры. Христианская религия в корне меняла всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступала в конфликт со всем предшествующим миропониманием и мироощущением только складывавшегося единства древнерусского общества [6, с.115].
Выбор веры — это одновременно и выбор школы, характера образования, способа культурно-политической социализации, способа жизнедеятельности. Христианское обучение носило догматический, авторитарный характер. За неуспехи в учебе применялись разнообразные физический наказания: розги, палки, плетки и т.д. Религиозное обучение происходило в рамках христианских канонов по библейским книгам. Цель религиозного воспитания — слияние с богом и непротивление власти [7, с.94,95,150]. G византийским христианством был заимствован не новозаветный воспитательный и образовательный идеал с его проповедью любви, кротости, ценности каждого человека (западное христианство), а суровый, во многом варварский ветхозаветный идеал.
Этот идеал восточного христианства еще более усилился и приобрел значение непререкаемого догмата в середине XI века после того, как христианская церковь разделилась на западную и восточную. Христианство проповедовало обязанность подчинения власти, которая от бога. Религия и церковь в историческом становлении всегда поддерживали государство и особенно монархическую (императивную) власть. С этой позиции именно христианская религия способствовала в духовном плане отрыву власти от общинных основ жизнедеятельности русского общества, а значит, вносила в политическую деятельность, политическую власть тенденцию их обескуль-туривания.
Если обратиться к церковным источникам, то восхваление княжеской власти, приписывание ей всех земных добродетелей и возложение всех кар небесных на тех, кто княжеской власти не подчиня-
ется, составляет смысл и содержание «Слова о Законе и благодати», написанного Киевским митрополитом Илларионом в XI веке, и «Послания (моления) Даниила Заточника к Великому князю Ярославу Владимировичу» в XII веке [4, с.32-41, 48-54]. В этих источниках четко сформулировано, что подчинение князю всех и вся составляет обязанность всех, и в т.ч. ближайшего окружения князя — бояр. В этом состоит религиозная традиция обескультуривания политической власти. Церковь обязана служить власти, поскольку питается ее милостью. Поэтому Владимир Мономах в своем поучении наказывает детям своим: «за церковным порядком и службой надзирайте» [4, с.47].
Христианство, введенное на Руси и объявленное государственной религией, несло с собой особое умонастроение, противопоставлявшее древнерусскую славянскую куль туру и духовность. Русская духовность под воздействием византийского христианства, по сути дела, оказалась обескультуренной, лишенной индивидуального начала, житейско-мирских ориентации. Идеалом христианства были святость, а не знание, служение богу, а не самосовершенствование. Главную роль в нем играла охранительная традиция, а не развитие [6, с.91,92; 8, с. 141, 142],
Именно введение христианства во многом способствовало запоздалости развития общерусской культуры, ее оторванности от государственно-пра-! вон i,IX институтов, их антикультурности в части ан-| тропологического, человеческого существования, Í ведь церковь столетиями проповедовала, что закон ¡ и благодать состоят в послушании княжеской, цар-¡ ской власти, власти господина. В восточпо-христиан-ской культуре земное существование человека не представляло самоценности. Она проповедовала духовные стремления к смирению и благочестию, осуждение собственной греховности и аскетизм. Православная духовность, оторванная от реальной жизнедеятельности древнерусского общества, во многом способствовала с тановлению таких «добродетелей века», как пассивность и терпеливость, консерватизм и нетерпимость, склонность к утопиям и мифам (8, с.397,398).
На взгляд автора, нельзя игнорировать негативные последствия христианизации древнерусского общества для его культуры. С введением христианства и на его основе создается письменность, которая во многом не соответствовала сложившемуся языку и образу мышления, поскольку в ее основе греческая азбука. Русский философ Г.Г.Шпет так трактовал этот факт: «Нас крестили по-гречески, но язык нам дали болгарский. Что мог принести с собой язык народа, лишенного культурных традиций, литературы, истории?» [9, с.28]. Он считал, что русская мысль беспомощно «барахталась в буквенных сетях» болгарского перевода, оторванная от своих духовных источников. Перевод и списывание произведений византийской и болгарской письменности надолго задерживали развитие письменных форм русского языка и распространения грамотности [9, с.29,207], Различные исторические источники подтверждают наличие письменности у славян еще в VIII веке. В IX веке славянская письменность широко использовалась даже в быту «Договоры, заключенные Олегом в 911 г. и Игорем в 944 году, были составлены по-гречески и по-русски. Имелись также не сохранившиеся письменные договоры русских с греками в IX веке. В договоре 911 года сказано, что договоренности между христианами и русскими удостоверены «не только на словах, но и на письме» [10, с.23].
Первые школы учения книжного в XI веке открывались при княжеских дворах. В школу в обязательном порядке направляли детей именитых граждан, бояр. Матери оплакивали детей, направленных на обучение, как мертвых, ибо считали христианскую книжную грамоту опасным чародейством [ 11, с. 108].
Во второй половине XI века школы учения книжного находятся в ведении церкви, но уже в XII веке приходят в упадок, поскольку священники занимались обучением грамоте на дому в соответствии с традициями древнерусского семейного воспитания [7, с. 153]. Основной формой древнерусского воспитания было включение детей в различные виды деятельности с самого раннего возраста. До христианства еще в V1-IX веках у восточных славян существовала такая форма обучения, как ученичество мастером, наставником. Н.К.Карамзин отмечал, что с введением кириллицы русское наречье сохранилось в устном употреблении, и с того времени мы имеем два языка: книжный и народный (11, с. 18].
Таким образом, введение христианства с неизбежностью усилило противоречия в духовной культуре и способствовало раздроблению древнерусского общества. За крещением Руси последовал запрет языческой религии: сожжение языческих богов, казнь Волхвов, разрушение языческих капищ, запрет языческих праздников и обрядов, что вело к сопротивлению киевским князьям, уходу населения на окраинные земли (северо-восток). Население западных и восточных земель вплоть до конца XII века сопротивлялось введению христианства.
Население Ростовской земли прогнало двух епископов и умертвило третьего. Спасались от христианства, уходя в другие земли [11, с.298,230]. Новгородцы отказались от практики насильственного распространения христианства, и вплоть до падения Новгорода в нем сохранялась древнерусская языческая культура и как следствие — общинно-вечевое государственное управление [12, с.24,54]. Только во второй половине XIII века христианство не встречает сопротивления и быстро охватывает население, особенно в северо-восточной Руси, чему способствовало татаро-монгольское нашествие.
П.П.Милюков отмечает, что народная масса «ничего из христианства не освоила в домонгольский период. Она оставалась языческой» [13, с.23]. Но христианская религия оказала значительное воздействие на духовную сферу жизнедеятельности княжеско-боярского сословия, она усилила его авторитарность как внутри, так и по отношению к древнерусскому населению.
На взгляд автора, объявление христианства основной (государственной) религией древнерусског о общества способствовало замедлению динамики культурно-политических процессов русского общества вплоть до XVIII века. Это выразилось в пресечении развития единого духовного и культурного пространства древнерусского общества, обескульту-ривании его политико-правовых институтов, их переориентации с народно-демократической направленности на этатическую. Указанные процессы способствовали прорастанию и распространению авторитарных тенденций общественного и государственного развития. Но наибольший вред христианизация Руси нанесла образованию и просвещению русского общества, в котором вплоть до конца XVII века не сложились образовательные учреждения и само образование. Они в начале XVIII века насильственно внедрялись Петром I и только в конце века получили признание и распространение.
Библиографический список
1. Латышева Д.И. История педагогики / История образования и педагогической мысли /: Учебное пособие. М.: Гар-дарики, 2002. - 603 с.
2. Балакин Ю.В.. Сорокин Ю.А. Очерки по отечественной истории. Учебное пособие. Омск: ОмГУ, 1994 — 400 с.
3 Булгаков С П Православие: Очерки учения православной церкви. М., Тера, 1991.-470 с.
4 Антология мировой правовой мысля. В 5 т. Т.4. Россия XI-X1X в.в. М.: Мысль. 1999. - 812 с.
5. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1У89. - 607 с.
6. .Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII в в. (сост.. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-поров). М.: Педагогика, 1985. — 580 с.
7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания r первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. М : Т.Ц. «Сфера», 2001. - 512 с.
8. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 608 с.
9. Шпет Г.Г Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601 с.
10. Договоры Руси с Византией. Договор 911г. Договор 944 г. / Антология Мировой правовой мысли. В 5 т. Т.4. Россия Х1-Х1Х в.в. М.: Мысль, 1999. - 812 с.
11. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1988. — 768 с.
12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т.1. М.: Мысль, 1987. - 430 с.
13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2 ч.1. М.: «Прогресс-культура», 1994. - 415 с.
КОСТЕНКО Виктор Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции.
Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Костенко В. И.
УДК 281.9 (571.1) Н.В.ЕЛИЗАРОВА
Омский государственный технический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв._
В статье исследуются причины кризиса Русской православной церкви в конце XIX — начале XX веков и рассматриваются способы его преодоления на примере Западно-Сибирского региона.
В конце XIX — начале XX вв. Русская православная церкопь переживала кризис. Духовенство утрачивало своё влияние на народ, что выражалось в его равнодушном отношении к церковным службам, нежелании жертвовать на церковные нужды, недоброжелательном о тношении к священнослужителям, оттоке в «иноверие». Это явление имело место по ряду причин.
Основная из них связана с общим нестабильным политическим положением страны. Так, в конце 70-х годов XIX в. в России произошёл всплеск революционного террора, завершившийся 1 марта 1881 г. убийством .Александра II и переходом от либеральных преобразований к контрреформам, введённым Александром III. Ещё одним историческим Событием, решительным образом повлиявшим на умонастроение россиян, стала первая русская революция 190.5— 1907 гг., которая во многом определила дальнейшее развитие духовной культуры в России. Нужно заметить, что Русская православная церковь основную причину своих пошатнувшихся позиций ви-
дела именно в этом событии. Так, в отчёте о состоянии благочиния №7 Томского уезда было зафиксировано: «У местного населения в религиозно-нравственном отношении ярко проступает религиозный индифферентизм, холодность к Богу, вере и церкви, а в отношении к духовенству — недоверие, нередко — нескрываемая неприязнь. В недоверии к гражданской власти и духовенству очевидны следы революционных волнений 1905 г.» [7]. Ослаблению влияния церкви также способствовала Первая мировая война 1914— 1918 гг. Затяжной кровопролитный характер войны спровоцировал в России длительный социально-экономический кризис, за которым последовал всплеск антиправительственных настроений среди населения. Параллельно с недовольством правящим режимом шла нота атеистических настроений.
Кроме сложной общественно-политической ситуации в стране, ослабившей российскую религиозность в XIX - начале XX вв., существовало ещё несколько причин, способствоваших падению прести-