Научная статья на тему 'Влияние христианизации Руси на динамику культурно-политических процессов русского общества'

Влияние христианизации Руси на динамику культурно-политических процессов русского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2492
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костенко B. И.

В статье рассматриваются некоторые аспекты христианства, которые сыграли отрицательную роль в становлении русской культуры, ее государственно-правовых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Christianization of Russia on the dynamics of cultural and political processes in Russian society

In historical literature Christian religion formation is considered as an affirmative fact. But if we draw our attention to pithy description of Byzantine Orthodox culture, where Christian religion played essential role there are some features, that negatively impacted Russian culture and state-legal institutions formation will be discovered.

Текст научной работы на тему «Влияние христианизации Руси на динамику культурно-политических процессов русского общества»

УДК 331.8

В. И. КОСТЕНКО

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ НА ДИНАМИКУ КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются некоторые аспекты христианства, которые сыграли отрицательную роль в становлении русской культуры, ее государственно-правовых институтов.

В исторической литературе введение христианства традиционно рассматривается как положительный факт. Например, Д.И.Латышева, с позиции истории педагогики, подчеркивает, что «Введение христианства способствовало развитию культуры во всех направлениях: распространению грамотности, литературы, совершенствованию архитектуры, обогащению изобразительного искусства. Христианство определило и заповеди новой морали, основанной на любви, почитании родителей, порицании пороков» (1, с.95,96]. Как правило, однозначно в положительном плане трактуется введение христианства в ракурсе становления государстненно-право-вых институтов [2, с.34; 3, с. 135-137]. Но если обратиться к содержательной характеристике византийской православной культуры, центрсьлъным неотъемлемым элементом которой являлось христианство, то можно обнаружить ряд моментов, которые сыграли отрицательную роль в становлении русской культуры, ее государственно-правовых институтов.

Очень важно отметить, что со второй половины X века византийская православная культура находилась в состоянии упадка. В [X веке в Византии утвердилось ортодоксальное христианство, основанное на традиционных неизменных элементах, основанных на превосходстве «нерассуждающей» веры над «богомерзким» знанием [4, с.47-48]. Церковь стала частью государства, утверждала и освящала культ императорской власти и ее божественное происхождение. Церковь осуществляла профессиональные политические функции через образование и воспитание.

С приходом на Русь христианства сюда привносится и христианская парадигма политической культуры. Она имела авторитарный характер, поскольку отражала авторитарность Византийской империи, византийской культуры. Н.В.Бердяев подчеркивал, что в православии мало человеческого, нет никакой антропологии, православие «было принижением человеческой стихии, подчинением ее божеству, столь характерным для Востока исчезновением человека в боге» [5, с. 134]. Оно традиционно осуждает, отмечал С.Н. Булгаков, «обособляющее свободомыслие», а если оно противится разуму церковному, то переводится в разряд ереси [3, с. 121 ].

Именно восточная христианская религия Византии, столетиями освящавшая самодержавную неограниченную власть и поддерживавшая ее во всех, даже самых деспотических, проявлениях, принесла на Русь традицию духовного этатизма и способство-

вала его прорастанию в древнерусской культуре. Введение христианства по своему влиянию представляло подлинную глубокую революцию для духовной древнерусской культуры. Византийское православное христианство несло с собой совершенно новые ценности, новые воззрения и новые стереотипы поведения, в целом новые формы жизни, которые разрушали прочно укоренившиеся традиции и обычаи. В том числе политические, правовые обычаи демократической жизнедеятельности, складывавшиеся столетиями и отражавшие парадигму семей-но-общинной славяно-русской культуры. Христианская религия в корне меняла всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступала в конфликт со всем предшествующим миропониманием и мироощущением только складывавшегося единства древнерусского общества [6, с.115].

Выбор веры — это одновременно и выбор школы, характера образования, способа культурно-политической социализации, способа жизнедеятельности. Христианское обучение носило догматический, авторитарный характер. За неуспехи в учебе применялись разнообразные физический наказания: розги, палки, плетки и т.д. Религиозное обучение происходило в рамках христианских канонов по библейским книгам. Цель религиозного воспитания — слияние с богом и непротивление власти [7, с.94,95,150]. G византийским христианством был заимствован не новозаветный воспитательный и образовательный идеал с его проповедью любви, кротости, ценности каждого человека (западное христианство), а суровый, во многом варварский ветхозаветный идеал.

Этот идеал восточного христианства еще более усилился и приобрел значение непререкаемого догмата в середине XI века после того, как христианская церковь разделилась на западную и восточную. Христианство проповедовало обязанность подчинения власти, которая от бога. Религия и церковь в историческом становлении всегда поддерживали государство и особенно монархическую (императивную) власть. С этой позиции именно христианская религия способствовала в духовном плане отрыву власти от общинных основ жизнедеятельности русского общества, а значит, вносила в политическую деятельность, политическую власть тенденцию их обескуль-туривания.

Если обратиться к церковным источникам, то восхваление княжеской власти, приписывание ей всех земных добродетелей и возложение всех кар небесных на тех, кто княжеской власти не подчиня-

ется, составляет смысл и содержание «Слова о Законе и благодати», написанного Киевским митрополитом Илларионом в XI веке, и «Послания (моления) Даниила Заточника к Великому князю Ярославу Владимировичу» в XII веке [4, с.32-41, 48-54]. В этих источниках четко сформулировано, что подчинение князю всех и вся составляет обязанность всех, и в т.ч. ближайшего окружения князя — бояр. В этом состоит религиозная традиция обескультуривания политической власти. Церковь обязана служить власти, поскольку питается ее милостью. Поэтому Владимир Мономах в своем поучении наказывает детям своим: «за церковным порядком и службой надзирайте» [4, с.47].

Христианство, введенное на Руси и объявленное государственной религией, несло с собой особое умонастроение, противопоставлявшее древнерусскую славянскую куль туру и духовность. Русская духовность под воздействием византийского христианства, по сути дела, оказалась обескультуренной, лишенной индивидуального начала, житейско-мирских ориентации. Идеалом христианства были святость, а не знание, служение богу, а не самосовершенствование. Главную роль в нем играла охранительная традиция, а не развитие [6, с.91,92; 8, с. 141, 142],

Именно введение христианства во многом способствовало запоздалости развития общерусской культуры, ее оторванности от государственно-пра-! вон i,IX институтов, их антикультурности в части ан-| тропологического, человеческого существования, Í ведь церковь столетиями проповедовала, что закон ¡ и благодать состоят в послушании княжеской, цар-¡ ской власти, власти господина. В восточпо-христиан-ской культуре земное существование человека не представляло самоценности. Она проповедовала духовные стремления к смирению и благочестию, осуждение собственной греховности и аскетизм. Православная духовность, оторванная от реальной жизнедеятельности древнерусского общества, во многом способствовала с тановлению таких «добродетелей века», как пассивность и терпеливость, консерватизм и нетерпимость, склонность к утопиям и мифам (8, с.397,398).

На взгляд автора, нельзя игнорировать негативные последствия христианизации древнерусского общества для его культуры. С введением христианства и на его основе создается письменность, которая во многом не соответствовала сложившемуся языку и образу мышления, поскольку в ее основе греческая азбука. Русский философ Г.Г.Шпет так трактовал этот факт: «Нас крестили по-гречески, но язык нам дали болгарский. Что мог принести с собой язык народа, лишенного культурных традиций, литературы, истории?» [9, с.28]. Он считал, что русская мысль беспомощно «барахталась в буквенных сетях» болгарского перевода, оторванная от своих духовных источников. Перевод и списывание произведений византийской и болгарской письменности надолго задерживали развитие письменных форм русского языка и распространения грамотности [9, с.29,207], Различные исторические источники подтверждают наличие письменности у славян еще в VIII веке. В IX веке славянская письменность широко использовалась даже в быту «Договоры, заключенные Олегом в 911 г. и Игорем в 944 году, были составлены по-гречески и по-русски. Имелись также не сохранившиеся письменные договоры русских с греками в IX веке. В договоре 911 года сказано, что договоренности между христианами и русскими удостоверены «не только на словах, но и на письме» [10, с.23].

Первые школы учения книжного в XI веке открывались при княжеских дворах. В школу в обязательном порядке направляли детей именитых граждан, бояр. Матери оплакивали детей, направленных на обучение, как мертвых, ибо считали христианскую книжную грамоту опасным чародейством [ 11, с. 108].

Во второй половине XI века школы учения книжного находятся в ведении церкви, но уже в XII веке приходят в упадок, поскольку священники занимались обучением грамоте на дому в соответствии с традициями древнерусского семейного воспитания [7, с. 153]. Основной формой древнерусского воспитания было включение детей в различные виды деятельности с самого раннего возраста. До христианства еще в V1-IX веках у восточных славян существовала такая форма обучения, как ученичество мастером, наставником. Н.К.Карамзин отмечал, что с введением кириллицы русское наречье сохранилось в устном употреблении, и с того времени мы имеем два языка: книжный и народный (11, с. 18].

Таким образом, введение христианства с неизбежностью усилило противоречия в духовной культуре и способствовало раздроблению древнерусского общества. За крещением Руси последовал запрет языческой религии: сожжение языческих богов, казнь Волхвов, разрушение языческих капищ, запрет языческих праздников и обрядов, что вело к сопротивлению киевским князьям, уходу населения на окраинные земли (северо-восток). Население западных и восточных земель вплоть до конца XII века сопротивлялось введению христианства.

Население Ростовской земли прогнало двух епископов и умертвило третьего. Спасались от христианства, уходя в другие земли [11, с.298,230]. Новгородцы отказались от практики насильственного распространения христианства, и вплоть до падения Новгорода в нем сохранялась древнерусская языческая культура и как следствие — общинно-вечевое государственное управление [12, с.24,54]. Только во второй половине XIII века христианство не встречает сопротивления и быстро охватывает население, особенно в северо-восточной Руси, чему способствовало татаро-монгольское нашествие.

П.П.Милюков отмечает, что народная масса «ничего из христианства не освоила в домонгольский период. Она оставалась языческой» [13, с.23]. Но христианская религия оказала значительное воздействие на духовную сферу жизнедеятельности княжеско-боярского сословия, она усилила его авторитарность как внутри, так и по отношению к древнерусскому населению.

На взгляд автора, объявление христианства основной (государственной) религией древнерусског о общества способствовало замедлению динамики культурно-политических процессов русского общества вплоть до XVIII века. Это выразилось в пресечении развития единого духовного и культурного пространства древнерусского общества, обескульту-ривании его политико-правовых институтов, их переориентации с народно-демократической направленности на этатическую. Указанные процессы способствовали прорастанию и распространению авторитарных тенденций общественного и государственного развития. Но наибольший вред христианизация Руси нанесла образованию и просвещению русского общества, в котором вплоть до конца XVII века не сложились образовательные учреждения и само образование. Они в начале XVIII века насильственно внедрялись Петром I и только в конце века получили признание и распространение.

Библиографический список

1. Латышева Д.И. История педагогики / История образования и педагогической мысли /: Учебное пособие. М.: Гар-дарики, 2002. - 603 с.

2. Балакин Ю.В.. Сорокин Ю.А. Очерки по отечественной истории. Учебное пособие. Омск: ОмГУ, 1994 — 400 с.

3 Булгаков С П Православие: Очерки учения православной церкви. М., Тера, 1991.-470 с.

4 Антология мировой правовой мысля. В 5 т. Т.4. Россия XI-X1X в.в. М.: Мысль. 1999. - 812 с.

5. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1У89. - 607 с.

6. .Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII в в. (сост.. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-поров). М.: Педагогика, 1985. — 580 с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания r первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. М : Т.Ц. «Сфера», 2001. - 512 с.

8. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - 608 с.

9. Шпет Г.Г Сочинения. М.: Правда, 1989. - 601 с.

10. Договоры Руси с Византией. Договор 911г. Договор 944 г. / Антология Мировой правовой мысли. В 5 т. Т.4. Россия Х1-Х1Х в.в. М.: Мысль, 1999. - 812 с.

11. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1988. — 768 с.

12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т.1. М.: Мысль, 1987. - 430 с.

13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2 ч.1. М.: «Прогресс-культура», 1994. - 415 с.

КОСТЕНКО Виктор Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции.

Статья поступила в редакцию 12.09.06. © Костенко В. И.

УДК 281.9 (571.1) Н.В.ЕЛИЗАРОВА

Омский государственный технический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв._

В статье исследуются причины кризиса Русской православной церкви в конце XIX — начале XX веков и рассматриваются способы его преодоления на примере Западно-Сибирского региона.

В конце XIX — начале XX вв. Русская православная церкопь переживала кризис. Духовенство утрачивало своё влияние на народ, что выражалось в его равнодушном отношении к церковным службам, нежелании жертвовать на церковные нужды, недоброжелательном о тношении к священнослужителям, оттоке в «иноверие». Это явление имело место по ряду причин.

Основная из них связана с общим нестабильным политическим положением страны. Так, в конце 70-х годов XIX в. в России произошёл всплеск революционного террора, завершившийся 1 марта 1881 г. убийством .Александра II и переходом от либеральных преобразований к контрреформам, введённым Александром III. Ещё одним историческим Событием, решительным образом повлиявшим на умонастроение россиян, стала первая русская революция 190.5— 1907 гг., которая во многом определила дальнейшее развитие духовной культуры в России. Нужно заметить, что Русская православная церковь основную причину своих пошатнувшихся позиций ви-

дела именно в этом событии. Так, в отчёте о состоянии благочиния №7 Томского уезда было зафиксировано: «У местного населения в религиозно-нравственном отношении ярко проступает религиозный индифферентизм, холодность к Богу, вере и церкви, а в отношении к духовенству — недоверие, нередко — нескрываемая неприязнь. В недоверии к гражданской власти и духовенству очевидны следы революционных волнений 1905 г.» [7]. Ослаблению влияния церкви также способствовала Первая мировая война 1914— 1918 гг. Затяжной кровопролитный характер войны спровоцировал в России длительный социально-экономический кризис, за которым последовал всплеск антиправительственных настроений среди населения. Параллельно с недовольством правящим режимом шла нота атеистических настроений.

Кроме сложной общественно-политической ситуации в стране, ослабившей российскую религиозность в XIX - начале XX вв., существовало ещё несколько причин, способствоваших падению прести-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.