Канд. ист. наук Л. И. Батюк
К 1020-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Принятие христианства - один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси. Крещение киевлян и дальнейшее обращение в христианство народов всей Русской земли имело свою предысторию. Крещение киевлян - это первое событие, которое прошло в один день. Крещение Руси -целая эпоха, которая растянулась на столетия.
В 2008 г. исполняется 1020 лет со дня принятия христианства на Руси. Христианизация восточных славян была важным актом той эпохи, который был осуществлен киевским князем Владимиром. Это был длительный и постепенный процесс, начало которого относится к более ранним временам, чем княжение Владимира. Восточная церковь Римской империи, от которой произошло крещение Руси, обладала для славян бесценным преимуществом, так как предлагала богослужение на родном древнеславянском языке.
Проследим в хронологическом порядке появление христианства в нашей стране.
Христианство было известно славянам с незапамятных времен. Царь Иван Грозный с гордостью заявлял: «...мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим.» [11]. Систематические набеги славян на Византию, происходившие начиная с VI в., неминуемо знакомили их с господствовавшей в этом государстве верой и с нравами его народа. Торговые связи с Византией и оставшиеся в Крыму племена после Великого переселения народов приняли христианство от готских племен. На юге мы имели отношения с некоторыми христианизированными хазарами. Это также говорит о том, что христианство было знакомо славянам задолго до его принятия.
Существует предание о принятии христианства в Константинополе киевскими князьями Аскольдом и Диром в 60-е гг. IX в. И сразу после этого события византийский патриарх Фотий учредил в Константинополе первую епархию для славян и варягов. В 866 г. он писал, что «россы. уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши.» [7. С. 101].
Летописец Нестор в Повести временных лет свидетельствует, что во времена князя Игоря в Киеве уже были христиане. Первой русской христианкой на княжеском троне была княгиня Ольга, которая приняла крещение в 955 г., и притом в зрелом возрасте. Мы считаем эту дату классической и оспаривать ее не собираемся. Летописи сообщают, что крещение состоялось при византийском императоре Константине Багрянородном. В крещении Ольга получила имя Елена в честь матери византийского императора Константина I.
В 988 г. князь Владимир, внук княгини Ольги, принял христианскую веру от византийского духовенства. В крещении он получил имя Василий. Князю Владимиру было приписано прозвание равноапостольного.
Нам понятны мотивы принятия христианства, так как в них были заинтересованы обе стороны. Византия стремилась привязать к себе религиозными узами своего сильного северного соседа, обретя в нем союзника в борьбе с беспокойными соседями. Нашему государству нужно было получить религиозно-идеологическую опору для укрепления начал государственности в формировавшемся феодальном порядке и объединении населения всех земель, т. е. политического и идеологического подчинения его единому властителю, который «...был поставлен от Бога на казнь злым и добрым на помилование...» [4]. Принятие христианства для Древней Руси также означало вхождение ее в союз христианских государств, тем самым открывая путь для политических контактов с Европой.
Первым митрополитом, пришедшим с Владимиром из Корсуня, был Михаил. Время его святительства прошло только в первоначальном распространении христианства по Руси, вследствие чего русская митрополия при нем еще не успела устроиться. Первое правильное ее устройство дал преемник Михаила Леонтий, который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Всех епархий тогда, по летописи, было шесть: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде. Далее к этому перечислению летопись прибавляет, что епископы были поставлены и в другие города, может быть, в Тмутаракань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. С увеличением княжеств росло количество и епархий. В связи с феодальной раздробленностью Киевской Руси на отдельные княжества богатый Новгород в 1165 г. выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа - тогда еще первый и единственный на Руси.
Кафедра первых митрополитов находилась в Переяславле. При Ярославе Мудром, когда был построен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, митрополит стал жить в Киеве, тем самым усиливая власть великого князя.
Введение новой веры сопровождалось постоянными волнениями в народе. О крещении новгородцев сохранилась пословица, что «Путятя крестил их мечом, а Добрыня огнем». Это говорит о том, что новая вера была встречена открытым возмущением и подавлением сопротивления, которое оказали новгородцы.
Сопротивление христианизации народов на севере государства было упорнее и ожесточеннее, чем на юге, так как они больше тяготели к Новгороду, чем к Киеву. Акты сопротивления народа христианизации продолжались в течение всего XI в. в разных местах Киевской Руси. Особые трудности вызвала христианизация неславянских племен и народностей - угро-финских и тюркских, поскольку помимо географических и этнических факторов большое значение имели признаки социальной принадлежности. Социальные низы Древней Руси принимали новую веру постепенно, так как в ее основе лежали не столько религиозные факторы, сколько причины социально-политического порядка.
В 1024 г., как свидетельствует Повесть временных лет, состоялось восстание в Суздале [9]. В 1071 г. произошло еще одно крупное восстание в Новгороде, и это через 80 лет после того, как Добрыня, дядя Владимира по мате-
ринской линии, окрестил новгородцев. Все новгородцы стали на сторону защитников старой, языческой веры. Многие славяне приняли Иисуса Христа как еще одного дополнительного Бога. Троичный Бог воспринимался обращаемыми в христианскую веру как форма сожительства трех Богов.
Иоанн Креститель совпал с Купалой на том основании, что он сам крестил (купал) в воде. Прочное место в жизни народа занимали те обряды, которые бытовали в их семьях. В жилищах долгое время вдали от ока церковных и светских властей хранились статуэтки языческих божков. Среди семейных праздников и обрядов христианские нововведения прививались с большим трудом. Христианские браки заключались по-старинному - хождением вокруг ракитового куста, а то и просто при помощи умыкания девиц. Несколько проще вошел в быт обряд христианских похорон.
Для синкретизации (объединения) обеих религий большое значение имели бытовые праздники. Новые христианские праздники переплелись со славянско-языческими и во многом впитали в себя их содержание. Этому способствовало то обстоятельство, что на территории Римской империи христианские праздники были связаны с земледельческими языческими культами. В календарном отношении они приурочивались к тем же сезонам, что и праздники у славян. Получилось совпадение в сроках ряда праздников языческого и христианского календарей, которое облегчило их слияние. По форме они стали христианскими.
Основателем церкви в Древнерусском государстве считается Ярослав Мудрый. Его роль в этом отношении так охарактеризована летописцем: «. при нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться.» [3. С. 22-23]. Ярослав понимал, что церковь может оказать ему большую помощь в деле сохранения единства государства и мощи центральной власти в нем. Церковь на Руси была создана княжеской властью, которая по византийским канонам считалась божественной. Пропаганда этой идеи занимала во всей церковной проповеди еще большее место, чем популяризация основных догматических истин христианства.
В 1036 г. из Византии Русь получила первого митрополита русской церкви - грека Феопемпта, который обосновался уже непосредственно в Киеве. Киевская митрополия была богатейшей в составе Византийской патриархии. Феопемпт принял активное участие в приобщении славянских народов к христианству. Ему подчинялись епископы. При нем были заложены храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, началось строительство церквей и монастырей. Церковь объединяла христиан в церковную общину и создавала духовную основу объединения населения всех земель. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с ней - и книжное просвещение (богослужебные книги и богословская литература). Из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, к нам пришел первый межславянский литературный язык -старославянский. Он стал языком религиозной литературы. При монастырях стали возникать школы с учителями-священниками, появились книжники, собиравшие, переводившие и переписывавшие летописи.
Через назначаемых митрополитов Византийская патриархия оказывала немалое влияние на внутренние и внешние отношения в Древнерусском государстве. После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в религиозно-культурной сфере, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского церковного права.
В Древней Руси до принятия христианства источником права был обычай, или обычное право. Устная форма обычного права не давала возможности закрепить то или иное правовое положение. В 1Х-Х вв. на Руси еще отсутствовали письменные правовые сборники.
После принятия христианства основой для внутреннего церковного управления на Руси служили византийские Своды законов, или Номоканоны, включавшие церковные и государственные царские законы. Они существовали у нас в славянском переводе и назывались Кормчей книгой. Из византийских источников в свои церковные уставы и уставные грамоты делали заимствования князья Владимир и Ярослав. Эти грамоты уже определяли отношения между церковью и светской властью, устанавливали повинности феодально-зависимого населения и имели другие положения.
Постепенно наши князья стали настороженно относиться к законодательству Византии. Ярослав делал многое, чтобы избавиться от церковного влияния Византийской патриархии. В 1051 г. без согласия константинопольского патриарха он поставил митрополитом русского священника Иллариона, человека выдающихся дарований и большой по тому времени образованности. Илларионом были написаны многие литературные произведения. Наиболее известным стал его трактат «Слово о законе и благодати». Политико-правовые идеи Иллариона оказали определенное влияние на созданный при Ярославе первый писаный свод законов русского феодального права - Русскую Правду (1054).
В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, которое сохранилось до наших дней. Основная причина разделения - это борьба за верховенство в церкви между римскими папами и константинопольскими патриархами. Разделению церкви способствовали различия между западными и восточными церквами, ставшие явственными уже с VII в. Эти различия заключались в догматике и церковных обрядах.
16 июня 1054 г. папа Лев IX прислал в Константинополь своих легатов (уполномоченных) с особой миссией во главе с кардиналом Гумбертом. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий отказался вступать с ними в переговоры по существу папских обвинений. Представители Рима явились в церковь, где при большом стечении народа в присутствии патриарха возложили на алтарь папскую буллу (распоряжение римского папы), в которой содержалось отлучение от церкви патриарха и всех его приверженцев. Булла содержала обвинение руководства восточной церкви во всех мыслимых ересях. Патриарх, который в булле именовался «неправильно названным патриархом», ответил в адрес представителей Рима тем же. Был собран собор, в решении которого легаты характеризовались как «нечестивые люди», которые «пришли из тьмы в царство благочестия, чтобы низвергнуть истину» [5. С. 8991].
В 1065 г. римский папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей. Но соединения церквей не произошло, поскольку продолжали сохраняться теологические разногласия.
В связи с расколом христианства Русь стала православной, так как христианство мы приняли из Византии. Слово «православие» является переводом греческого слова «ортодоксия», первая часть которого (орто) означает правильное, а вторая (доксия) имеет два значения - суждение и слава. Восточная христианская церковь перевела слово «ортодоксия» как православие, т. е. как правильно славить Бога. Слово «ортодоксия» у христианских писателей было известно еще во II в., в самом начале становления христианской церкви.
Называя себя православными, христиане подчеркивали правильность своей веры, точное соблюдение учения Христа и апостольских традиций, единство верующих. Православие - это Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь и православная вера, берущая начало с апостольских времен, сохраняющая и строго исполняющая соборные правила.
В настоящее время православные церкви действуют в Греции, в славянских странах, в Румынии, Грузии, на Ближнем Востоке. Церковные здания православной церкви обычно имеют форму креста. Для православного храма характерен иконостас - большая перегородка, украшенная иконами и отделяющая алтарь от собравшихся прихожан. В центре иконостаса располагаются две двери, через которые священник выходит во время осуществления евхаристии (причащения присутствующих на литургии хлебом и вином). Литургия -это основное христианское богослужение.
Все важнейшие вопросы церкви решались соборно, т. е. всеми церковными иерархами (высшими церковными чинами) на собрании - соборе. Постановления соборов были обязательными для исполнения всеми христианами. Христиане - это сторонники Иисуса Христа. Впервые они были названы так в 43 г. в Антиохии в «Деянии святых апостолов» (гл.11, ст. 26). Сначала это название применялось противниками новой общины как бранное слово, однако скоро вошло в обиход в самой общине.
Об Иисусе Христе написано множество книг. Нам хотелось бы отметить, что он родился в Вифлееме более двух тысяч лет тому назад. Запомнить это очень легко, так как его рождение ознаменовало собой новую эру в истории человечества, и современная система летосчисления ведет отсчет времени от Рождества Христова. В 30 лет Иисус Христос был крещен в реке Иордан Иоанном, названным за свою миссию Предтечей (предшественником) и Крестителем Господа Иисуса Христа. После крещения Иисус стал проповедовать Царство Божие и совершать невероятные чудеса. Господь избрал 12 учеников и послал их возвещать евангелие (с греч. - благая весть). Ученики Христа получили название апостолов, что значит «посланник». После смерти и воскресения Иисуса Христа число христиан стало быстро расти. Уверовавшие во Христа объединялись вокруг апостолов в общины, которые постепенно приобретали организованные устроения, т. е. церкви. Церкви, у истоков которых стояли апостолы, пользовались особым почитанием и были самыми многочисленными.
Церкви и епископии были построены во многих городах и считались церковными организациями единой церкви Христовой, или христианской. В целях сохранения единства христианского вероучения представители церкви стали организовывать специальные собрания - Вселенские соборы, на которых вырабатывалась общая для всех позиция по всем важнейшим вопросам. Первый Вселенский собор проходил в Нике в 325 г., это был собор епископов. Он был созван по инициативе императора Константина I.
Из истории принятия христианства как государственной религии нам известно, что в конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство. Его наиболее яркими проявлениями были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 286 г. император Диоклетиан повторно провел административное деление империи на Западную и Восточную части, в каждой из которых правил свой император. Легализация христианства в Восточной части Римской империи произошла в 311 г. и была связана с именем императора Галерия. С 313 г. христианство становится государственной религией за совместной подписью императоров-союзников Константина и Лициния.
В 324 г. Константин I перенес столицу Римской империи на восток - в новый город, возводимый недалеко от легендарной Трои. Этот город, получивший с 330 г. название Константинополя, стал восточным центром христианства. Он сыграл важную роль в судьбе нашего государства и нашего народа. Христианство дало человечеству основы морали и правовых отношений.
Подводя итог, следует отметить, что христианская религия и ее традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций.
Список литературы
1. Большой путеводитель по библии : пер. с нем. - М., 1993.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры. - М., 2003.
3. Гупперт Ф. Итоги четырехсотлетнего самобытного развития немецкого протестантизма к началу 20-го столетия : (По протестантским источникам). - Харьков, 1910.
4. Знаменский П. В. История русской церкви. - М., 2000.
5. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. - М., 1930.
6. КрывелевИ. А. История религий. - М., 1988. - Т. 1.
7. Малинин В. А. Русь и Запад. - Калуга, 2000.
8. Оливер П. 101 ключевая идея: мировые религии. - М., 2002.
9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965.
10. Хроника мировой культуры. - М., 2001.
11. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. I, II. - Лейпциг; СПб., 1907.