Научная статья на тему 'Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию'

Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
797
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАСТРОЕНИЕ / INTERACTION / INTERACTIVE STATUS OF A PERSON / INTERPERSONAL ATTRACTION / SENTIMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хромов Владимир Вячеславович

Статья посвящена изучению межличностного взаимодействия людей. Показывается, что в процессе взаимодействия может меняться эмоциональное настроение и межличностная аттракция испытуемых. При этом выраженность этих изменений определяется сочетанием интерактивных статусов участников взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.316.6

В.В. Хромов

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНУЮ АТТРАКЦИЮ

Статья посвящена изучению межличностного взаимодействия людей. Показывается, что в процессе взаимодействия может меняться эмоциональное настроение и межличностная аттракция испытуемых. При этом выраженность этих изменений определяется сочетанием интерактивных статусов участников взаимодействия.

Взаимодействие, интерактивный статус личности, межличностная аттракция, эмоциональной настроение.

The article deals with studying the interpersonal communication of people. It is shown that in the process of interaction the sentiments of the participants and their interpersonal attraction can change. The intensity of these changes is determined by combination of interactive statuses of the participants of interaction.

Interaction, interactive status of a person, interpersonal attraction, sentiments.

В последние годы в психологии в качестве термина, объединившего широкий класс явлений, обозначающих эмоциональные отношения от симпатии до любви, утвердился термин «межличностная аттракция». В силу сложности определяемого данным термином явления до сих пор не существует его однозначного и точного определения. Большинство специальных психологически словарей и энциклопедий вообще не упоминают его, другие - дают противоречивые определения, кардинально отличные друг от друга.

Вообще необходимо отметить, что сам термин «аттракция» появился на Западе и изучался на базе американской психологической школы (А. Арон,

С. Аронсон, П. Датон, М. Калик, С. Кислер, И. Сильверман, Э. Хатфелд и др.).

В западных исследованиях чаще всего аттракция изучается как особенность объекта, которая способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом деятельность. При этом характеристики объекта как субъекта взаимодействия в совместной деятельности вообще не учитывались. Зачастую западное представление сводило аттракцию к внешней привлекательности, тем самым весьма ограничивая само понятие, лишая некрасивых людей возможности быть любимыми, получать симпатию и любовь, что, конечно же, неверно.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольши дают следующее определение межличностной аттракции: процесс предпочтения одних людей другими, взаимной симпатии, взаимного притяжения между людьми [3]. Тем не менее, понятие «межличностная аттракция» довольно абстрактное, т. е. сложно дать точное четкое определение данному феномену; и разные ученые определяют его по-разному. Поэтому уточним, что мы в своей работе под межличностной аттракцией будем понимать определенное эмоциональное отношение участников группового взаимодействия друг к другу и к ситуации взаимодействия.

Немаловажным является вопрос и о факторах межличностной аттракции. Исследование факторов данного явления началось с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Существуют различные исследования, посвященные изучению факторов межличностной аттракции. Так, например, Л.Я. Гоз-ман выделяет такие факторы, как: свойства объекта аттракции, свойства субъекта аттракции, соотношение свойств субъекта и объекта аттракции [2]. Другой исследователь, В. А. Янчук, говорит о том, что на межличностную аттракцию влияют: физическая привлекательность, пространственная близость, доступность, взаимность, сходство, эмпатия, личностная гармония [5].

Так или иначе, исследователи, занимающиеся проблемой факторов межличностной аттракции, делают акцент на характеристиках субъекта или объекта аттракции. Но ведь не только характеристики субъекта или характеристики объекта задействованы в возникновении межличностной аттракции. На наш взгляд, сам процесс взаимодействия людей также будет оказывать влияние на межличностную аттракцию. Данная проблема практически не изучена, поэтому в нашей работе мы попытаемся рассмотреть влияние на межличностную аттракцию такого фактора как характер взаимодействия людей. Под характером взаимодействия мы будем понимать определенное соотношение интерактивных статусов участников группового взаимодействия (интерактивный статус - позиция индивида в структуре внутригруппового взаимодействия по степени влияния на результат деятельности группы). По степени влияния индивида на результат деятельности в группе выделялись четыре уровня интерактивного статуса: «лидер», «ведущий», «ведомый», «подавляемый». Отсюда нами были выделены типы характеров взаимодействия: горизонтальное взаимодействие (схожие интерактивные статусы, взаимодействие с позиций пристройки рядом), вертикальное взаимодействие (разноуровневые интерактивные статусы, взаимо-

действие с позиций пристройки сверху - пристройки снизу).

Изменение межличностной аттракции нами измерялось опосредованно, через изменение эмоционального состояния испытуемых, а именно через изменение их самочувствия и настроения.

Цель нашего исследования - выявить влияние характера взаимодействия на изменение эмоционального состояния субъектов взаимодействия.

Объект исследования - процесс межличностного взаимодействия. Предмет - влияние характера взаимодействия на изменение эмоционального состояния субъектов взаимодействия.

При постановке гипотез исследования мы опирались на трансактную теорию Э. Берна. Основным положением теории является то, что общение продолжается при непересекающихся транзакциях и прекращается при пересекающихся трансакциях. Эту идею мы перенесли и на взаимодействие людей с различными интерактивными статусами [1].

В качестве гипотезы мы предположили, что характер взаимодействия будет оказывать влияние на изменение эмоционального состояния испытуемых, в частности, - на изменение самочувствия и настроения:

- при горизонтальном взаимодействии интерактивных статусов участников группового обсуждения изменения в их эмоциональном состоянии будут происходить преимущественно в позитивном направлении;

- при вертикальном взаимодействии интерактивных статусов участников группового обсуждения изменения в их эмоциональном состоянии будут происходить разнонаправлено, в зависимости от того, пересекались или не пересекались трансакции испытуемых в процессе взаимодействия.

Для проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методики:

- для выявления характера взаимодействия проводился эксперимент по методу интерактометрии;

- для диагностики эмоционального состояния использовались модифицированный вариант опросника САН (самочувствие, активность, настроение).

Статистическая оценка различий в полученных распределениях эмпирических данных выполнялась с помощью ф* - критерия Фишера (угловое преобразование Фишера).

В качестве независимой переменной выступал характер взаимодействия субъектов совместной деятельности. Независимая переменная принимает следующие значения:

- горизонтальное взаимодействие (пристройка рядом);

- вертикальное взаимодействие (пристройка сверху);

- вертикальное взаимодействие (пристройка снизу).

Контроль данной переменной осуществлялся с помощью методики «Интерактометрия», которая представляет собой проведение групповой дискуссии по решению заданий на упорядочивание последовательности определенных элементов [4].

Зависимой переменной являлось эмоциональное состояние испытуемых. В качестве конкретных характеристик эмоционального состояния нами были выделены самочувствие и настроение испытуемых. Контроль данной переменной осуществлялся с помощью модифицированного варианта методики САН (самочувствие, активность, настроение), а именно: производилась оперативная оценка самочувствия и настроения испытуемых до и после внутригруппового взаимодействия.

Вся выборка (72 участников) была поделена нами на небольшие группы по 3 - 4 человека, т. е. испытуемые взаимодействовали именно внутри «своей» группы. Важное условие: люди должны были быть знакомы между собой. Это имеет значение, так как важно, чтобы у испытуемых на начало эксперимента уже было сформировано определенное эмоциональное отношение друг к другу.

В первую очередь, участникам эксперимента предлагался модифицированный вариант методики САН, чтобы замерить у них общее эмоциональное состояние. После этого им предлагалось совместно, в составе 3 - 4 человек, решить задачу (методика «Ин-терактометрия»), т.е. непосредственно само взаимодействие. Далее вновь замерялось эмоциональное состояние испытуемых с помощью все той же методики САН, проводилась статистическая оценка различий распределений данных, полученных при первом и втором измерениях. Рассмотрим полученные эмпирические данные.

Таблица 1

Изменение самочувствия испытуемых в зависимости от характера взаимодействия

Характер взаимодействия Самочувствие

Ухудшилось Не из- ме- ни- лось Улучшилось

Горизонтальное взаимодействие (пристройка рядом) 0 % 6 % 94 %

Вертикальное взаимодействие (пристройка сверху) 47 % 14 % 39 %

Вертикальное взаимодействие (пристройка снизу) 24 % 19 % 57 %

Как мы и предполагали, в процессе группового обсуждения в большинстве случаев происходит изменение самочувствия испытуемых. При этом, когда взаимодействие происходит по типу «пристройка снизу», где транзакции не пересекаются (например, ведомый-лидер), в основном самочувствие испытуемых улучшается. Это может быть связано с тем, что испытуемый, который строит общение из позиции «пристройка снизу», на бессознательном уровне понимает, что он взаимодействует с индивидом, который берет большую часть ответственности за происходящее на себя. Соответственно, сам этот испытуемый начинает меньше переживать, а, как известно,

душевное спокойствие - залог хорошего самочувствия. Возможно, поэтому при вертикальном взаимодействии (пристройка снизу) у многих испытуемых улучшается их самочувствие.

В случае, когда взаимодействие строится по типу «пристройка сверху», где вероятность пересекающихся транзакций увеличивается (например, лидер-ведущий), самочувствие испытуемых примерно в равных долях как улучшается, так и ухудшается, хотя все-таки больше наблюдается ухудшение самочувствия.

В то же время (как и ожидалось на уровне гипотез) наиболее явное позитивное изменение самочувствия испытуемых произошло при горизонтальном взаимодействии, т. е. когда общение индивидов строилось по типу «пристройка рядом» (например, ведущий-ведущий). Это может быть связано с тем, что испытуемый, интуитивно понимая, что общается с членами «своей» группы «на равных», неким образом расслабляется. Отсюда, возможно, и улучшение самочувствия испытуемых при горизонтальном взаимодействии практически во всех случаях.

Оценка различий с помощью углового преобразования Фишера обнаружила статистически значимые различия на 1 %-м уровне значимости:

- между горизонтальным взаимодействием (пристройка рядом) и вертикальным взаимодействием (пристройка сверху);

- между горизонтальным взаимодействием (пристройка рядом) и вертикальным взаимодействием (пристройка снизу).

То есть по показателю самочувствия выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Рассмотрим далее результаты по изменению настроения испытуемых в зависимости от характера взаимодействия.

Таблица2

Изменение настроения испытуемых в зависимости от характера взаимодействия

Как и предполагалось, в процессе группового обсуждения в большинстве случаев происходит изменение самочувствия испытуемых. Наиболее явное позитивное изменение настроения испытуемых произошло при горизонтальном взаимодействии, т.е. когда общение индивидов строилось по типу «пристройка рядом» (например, ведущий-ведущий). В ситуации с вертикальным взаимодействием мы наблюдаем дифференциацию изменения настроения, как в позитивную, так и в негативную стороны. При этом, как и в случае с самочувствием, позитивное изменение настроения более выражено при вертикальном взаимодействии с позиций пристройки снизу, менее вероятной с точки зрения пересечения транзакций, чем при таком же по типу взаимодействия статусов испытуемых, но при направленности пристройки сверху.

Статистическая оценка обнаружила значимые различия в улучшении настроения на 1 %-м уровне:

- между горизонтальным взаимодействием (пристройка рядом) и вертикальным взаимодействием (пристройка сверху);

- между горизонтальным взаимодействием (пристройка рядом) и вертикальным взаимодействием (пристройка снизу).

Подводя итоги, отметим следующее: наша гипотеза о том, что характер взаимодействия будет оказывать влияние на изменение эмоционального состояния испытуемых, в частности, - на изменение самочувствия и настроения, подтверждается. Нами было выявлено и статистически проверено, что, действительно, при различных интерактивных статусах участников группового взаимодействия происходят изменения в их эмоциональном состоянии. На направление этих изменений влияет соотношение интерактивных статусов участников и тип реализуемых при взаимодействии трансакций (пересекающиеся или непересекающиеся).

Литература

1. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психотерапия / Э. Берн. - М., 2006.

2. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М., 1987.

3. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольши. - СПб., 2002.

4. Хромов, В.В. Интерактометрия и ее возможности по изучению диалогического взаимодействия / В.В. Хромов // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2010. - С. 183 - 186.

5. Янчук, В.А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы / В.А. Янчук // Обучение и воспитание. - 1998. - № 5. - С. 48 - 56.

Характер взаимодействия Настроение

Ухудши- лось Не изменилось Улучши- лось

Горизонтальное взаимодействие (пристройка рядом) 0 % 6 % 94 %

Вертикальное взаимодействие (пристройка сверху) 29 % 21 % 50 %

Вертикальное взаимодействие (пристройка снизу) 28 % 10 % 62 %

АБДУЛЛОЕВ Негматулло Сайдуллоевич / ABDULLOEV Negmatullo Sydulloevich Кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики и информатики, Политехнический институт таджикского технического университета им. акад. М.С. Осими (г. Худжанда) / Candidate of Science (Physics and Mathematics), senior lecturer, department of higher mathematics and computer science, Polytechnic institute of Tajik technical university named after academician M.S. Osimi (Khujand).

АНИСИМОВА Елена Павловна / ANISIMOVA Elena Pavlovna Аспирант кафедры теории перевода и речевой коммуникации, Казанский (Приволжский) Федеральный университет / Postgraduate student, department of theory of translation and speech communication, Kazan (Privolzhskiy) Federal university. E-mail: [email protected]

БОНДАРЕВИЧ Александр Андреевич / BONDAREVICH Alexander Andreevich Аспирант кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена / Postgraduate student of UNESCO department “Education in policultural society”, Russian state pedagogical university named after A.I. Herzen. E-mail: [email protected]

ВАЗЬЯНСКИИ Альберт Мерзадзянович / VAZYANSKIY Albert Merzadzyanovich Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Волжский государственный инженерно-педагогический университет / Candidate of Science (Economics), associate professor, department of Economics of organization, Nizhniy Novgorod state pedagogical university. E-mail: [email protected]

ВАРЛАМОВА Зинаида Николаевна / VARLAMOVA Zinaida Nikolaevna Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Курганский государственный университет / Candidate of Science (Economics), associate professor, head of the Management department, Kurgan state university. E-MAIL: [email protected]

ВАСИН Владимир Николаевич / VASIN Vladimir Nikolaevich Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил, «Военновоздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Ярославль) / Candidate of Science (Pedagogy), associate professor, department of physical training, The military educational center of Air Forces «Air Force Academy named after prof. Zhukovskiy N.E. and Gagarin Y.A. (Yaroslavl). Е-mail: [email protected]

ВЕТРОВА Татьяна Александровна / VETROVA Tatyana Alexandrovna Кандидат филологических наук, доцент кафедры связи с общественностью и журналистики, Череповецкий государственный университет / Candidate of Science (Philology), associate professor, department of public relations and journalism, Cherepovets state university. E-mail: [email protected]

ВИНОГРАДОВ Вадим Витальевич / VINOGRADOV Vadim Vitalievich Аспирант кафедры экономики, Череповецкий государственный университет / Рostgraduate student, department of Economics, Cherepovets state university. E-MAIL: [email protected]

ГАРИНА Екатерина Петровна / GARI^ Ekaterina Petrovna Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Волжский государственный инженерно-педагогический университет (г. Нижний Новгород) / Candidate of Science (Economics), associate professor, department of Economics of organization, Volga state engineering and pedagogical university. E-mail: address [email protected]

ГАЧИН Александр Николаевич / GACHIN Alexander Nikolaevich Аспирант кафедры информатики, Череповецкий государственный университет / Postgraduate student, department of wmputer science, Cherepovets state university. Е-mail: [email protected]

ГЕРУС Юлия Александровна / GERUS Julia Alexandrovna Аспирант философского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет / Postgraduate student, Philosophy faculty, S.-Petersburg state university. Е-mail: [email protected]

ГОРИНА Яна Михайловна / GORINA Yana Mikhailovna Аспирант ИСЭРТ РАН, преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Вологодский филиал Санкт-Петербургский государственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.