Научная статья на тему 'Влияние государственной политики на процесс формирования сети общественных музеев Тамбовской области (1970–1990-е гг. )'

Влияние государственной политики на процесс формирования сети общественных музеев Тамбовской области (1970–1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
478
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / РУКОВОДСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / HISTORY OF MUSEUM / PUBLIC MUSEUM / STATE / POLITICS / LEADERSHIP / IDEOLOGY / MUSEUM NETWORK / HERITAGE / CULTURE / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будюкина Надежда Николаевна

Рассматриваются вопросы государственной политики в области отечественного музейного дела в 1970–1990 гг.; взаимоотношения музеев и власти, государственного руководства музеями. Выявляются социально-политические условия формирования и региональные особенности в деятельности общественных музеев Тамбовской области, а также степень влияния государственной политики на ее становление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Будюкина Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PUBLIC POLICY ON NETWORK FORMATION OF PUBLIC MUSEUMS IN TAMBOV REGION (1970–1990S)

The state policy in the field of national museums in 1970–1990 years, Museums and government relations, public management of the museum are considered. Social and political conditions of formation and regional peculiarities of the public museums of Tambov region, as well as the degree of influence of public policy on its formation are identified.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной политики на процесс формирования сети общественных музеев Тамбовской области (1970–1990-е гг. )»

УДК G69 (G9i)

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1970-1990-е гг.).

© Надежда Николаевна БУДЮКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории, директор Музейно-выставочного комплекса ТГУ им. Г.Р. Державина, e-mail: nadbudtambovi@rambler.ru

Рассматриваются вопросы государственной политики в области отечественного музейного дела в 1970-1990 гг.; взаимоотношения музеев и власти, государственного руководства музеями. Выявляются социально-политические условия формирования и региональные особенности в деятельности общественных музеев Тамбовской области, а также степень влияния государственной политики на ее становление.

Ключевые слова: история музейного дела; общественный музей; государство; политика; руководство; идеология; музейная сеть; наследие; культура; Тамбовская область.

Государственная политика в области музейного дела, руководство в работе музеев, их взаимоотношение с государственными и партийными органами является одной из главных проблем в музейной истории России. От руководящих установок и создания государством условий, в которых осуществляется деятельность музеев, зависит ее результативность на практике [1, с. 4]. Государственная политика в области музейного дела советского периода проводилась в жизнь, опираясь на программы и решения партии, государственные законодательные акты и государственные структуры управления музейным делом. Особое влияние оказывала идеология, которая «объединяла и цементировала все отрасли культуры и направляла их действия в единое русло выдвигаемых задач» [1, с. 228]. В середине ХХ в., в условиях меняющихся общественно-политических процессов, государственная политика в этой сфере характеризовалась жесткими административными мерами воздействия, строгой регламентацией работы музеев, перекосом в сторону культурно-просветительной работы в ущерб научно-исследовательской и фондовой. В результате достаточно долгих преобразований, реорганизаций и укрупнения управленческого аппарата, многочисленных изменений в «руководящих культурой» учреждениях, в конце 1950-х гг. сложилась схема управления музеями системы Министерства культуры, которая действовала вплоть до 1990-х гг. и непосредственным

образом влияла на ситуацию в сети общественных музеев. На местах музеи находились в ведении органов культуры исполкомов Советов областных, районных и городских народных депутатов.

Процесс организационной перестройки музейной работы начался в первой половине 1960-х гг. Постановление ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» выдвинуло задачу улучшения работы культурно-просветительных учреждений, в т. ч. и общественных музеев, как «подлинных центров агитационно-пропагандистской работы», которые

«своими специфическими приемами пропагандировали коммунистическую идеологию, помогая воспитанию нового человека» [2, с. 47]. Инициатива широких слоев населения, способствующая развитию общественных начал, в различных областях социальной жизни при деятельной поддержке партийных, советских, профсоюзных органов приобрела в 1960-1980-е гг. невиданный размах и стала неотъемлемой чертой «советского образа жизни». Государство умело направляло творческую инициативу масс по сохранению исторического и культурного наследия страны. Поэтому особенностью этого периода было активное и повсеместное строительство музеев, работающих на общественных началах и включение их в сложившуюся систему институтов данного профиля.

В основу музейной системы было положено единство «социальной сущности музе-

ев с одной классовой основой», «методологии, на базе которой стоились музеи, как социальные институты», «руководящей роли партии, построенной на принципах пролетарского интернационализма» и общая задача отражения государственной политики во всех областях социально-экономического и культурного развития...» [3, с. 21]. Главным условием организации музейного дела в СССР являлось создание оптимальных условий для выполнения музеями их социальных функций образования и воспитания трудящихся, идейной мобилизации масс на решение актуальных задач социалистического и коммунистического строительства [4, с. 22].

Общие идеологические установки нашли отражение в организации системы государственного управления музеями, легли в основу нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, пособий по организации всех направлений работы музеев. Поэтому общественные музеи стали активно использоваться партийными и государственными органами в качестве центров идеологической работы на местах. Размещаясь в центре конкретного сообщества людей, музеи создавали условия сохранения и преемственности традиций, одновременно решая пропагандистско-воспитательные задачи,

поставленные партией. Таким образом, общественные музеи были признаны «серьезным фактором в системе памятникоохранительных и культурно-просветительных учреждений страны» [5]. Создание, деятельность и организация всех направлений их работы были поставлены под жесткий партийный контроль. Вместе с тем были выработаны специальные требования к содержанию экспозиций, показу обязательных тем; рекомендованы формы работы с посетителем [6, с. 26]. Непременным условием было отображение руководящей роли КПСС в развитии всех отраслей хозяйства, культуры, науки, воспитания подрастающего поколения «коммунаров»; представление революционных, боевых традиций и трудовых успехов советского народа как достижения социалистической системы; включение разделов, посвященных жизни и деятельности В.И. Ленина [7]; вклад современного поколения строителей коммунизма в претворение идей классиков марксизма-ленинизма - деятельность партийных, профсоюзных, комсомоль-

ских и пионерских организаций своей местности [8]; пропаганда материалов съездов КПСС [9], Конституции 1977 г. [10].

Мощный импульс общественному музейному движению дало включение огромного числа людей, в частности, молодежи и школьников во всесоюзные акции, организованные под эгидой комсомола. В связи с 50-летием образования СССР в 1972 г. была объявлена Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция «Моя Родина - СССР», ставшая краеведческим движением и предусматривающая целую систему мероприятий -смотров, слетов, конференций, семинаров. В ее рамках прошли акции, носившие политическую окраску: «Ленин и теперь живее всех живых», «Имя Ленина на знамени нашем», «В боях отстояли Отчизну свою», «Из искры возгорелось пламя», посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, всероссийские походы пионеров и школьников «Дорогами ленинской мечты», посвященные 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, «Мое отечество», - 50-летию Всесоюзной пионерской организации им.

В.И. Ленина и 50-летию образования СССР. В этих акциях приняло участие более 10 млн школьников [6]. За сравнительно небольшой срок школьники Российской Федерации, участвуя в этих краеведческих акциях, создали около 40 тыс. школьных музеев [11]. Росту интереса к ленинской тематике способствовало празднование ленинских юбилейных дат. В постановлении ЦК КПСС «О 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина» была поставлена задача «Обратить особое внимание на воспитание трудящихся на примере жизни и деятельности В.И. Ленина, на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии и советского народа» [12, с. 351]. Отмечена необходимость обновления экспозиций государственных и общественных музеев, ленинских комнат с целью наглядности воплощения «ленинских заветов в жизнь», борьбы за наиболее эффективное использование возможностей развитого социализма, формирования марксистско-ленинского мировоззрения, пропаганды «исторических достижений, преимуществ нового строя» [13, с. 46]. Результаты этой работы представлялись в процессе всесоюзных смотров (смотров работы школьных музеев в 1977 г., ленинских ком-

нат-музеев, музеев истории комсомола и пионерской организации, посвященных

60-летию ВЛКСМ и 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина в 1979-1989 гг.). В свете выдвинутых на ХХУ1 съезде Коммунистической партии «задач усиления воспитания молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях» VIII пленум ЦК ВЛКСМ «призвал юношей и девушек еще шире развернуть поиск неизвестных страниц эпопеи народного подвига, пополнить сеть музеев славы, установить памятники и обелиски в честь павших героев» [14, с. 1]. Всесоюзный поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа, всесоюзная поисковая экспедиция «Летопись Великой Отечественной» имели своей целью «усилить идейную закалку, героико-патриотическое воспитание молодежи, сохранить для будущих поколений бесценные свидетельства трудового и ратного подвига советских людей.» [14, с. 6]. Проведение экспедиции обеспечивалось разносторонней организаторской и пропагандистской работой районных и городских комитетов комсомола и штабов похода, ставшими направляющими и координирующими органами этой общественно-политической акции. В качестве активных участников были привлечены комсомольские работники и активисты, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, школ, ПТУ, политработники Вооруженных сил, руководители кружков и клубов ДОСААФ, члены общества «Знание» и мн. др. Проведение экспедиции было обеспечено всемерной информационной поддержкой со стороны центральной и местной периодической печати, радио и телевидения.

Активное участие во всесоюзных и всероссийских мероприятиях принимали и Тамбовские жители. Так, во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы, посвященному ХХV съезду КПСС и 60-летию Октября в 250 походах участие приняло свыше 6 тыс. юношей и девушек Жердевского района [15, л. 41]; в VI Всесоюзном походе по местам славы советского народа на Тамбовщине участвовало 253 тыс. тружеников промышленности и сельского хозяйства, воинов, студентов и учащихся. Они посетили места революционных собы-

тий, боевых действий в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, объекты социалистической индустрии, передовые хозяйства, создали фото и фонотеки о ветеранах войны и труда, написали десятки летописей предприятий, колхозов и совхозов, установили имена 756 ранее неизвестных воинов [16, с. 6]. Так, в результате поисковой работы отряда «Подвиг», проходившей под девизом «Поиск-80» в Моршанском Доме пионеров был создан музей боевой славы 80-й ордена Суворова Усманской стрелковой дивизии. В ходе V этапа Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР» были найдены материалы о двадцати Героях СССР и собран большой материал, вошедший в состав фондовых коллекций музея. Учащиеся школ № 5 и 14 г. Моршанска вместе с рабочими и инженерами Локомотивного депо и завода «Химмаш» совершили поездки в Тамбов и Волгоград, где начался боевой путь танковой колонны «Тамбовский колхозник». Разыскали около 200 солдат и офицеров колонны. По этим материалам был снят документальный сюжет, показанный по Центральному телевидению (1984 г.). Все найденные материалы легли в основу Музея танковой колонны «Тамбовский колхозник» локомотивного депо г. Моршанска [17]. К 60-летию со дня рождения Зои Космодемьянской в сентябре 1983 г. комсомольцами Котовска был совершен мотопробег, закончившийся на родине Героя Советского Союза в селе Осиновые-Гаи, в мемориальном школьном музее Зои и Шуры Космодемьянских [18, с. 3]. В рамках военно-патриотических и краеведческих акций создавались отряды Красных следопытов, в ходе работы которых были найдены материалы, заложившие фундамент музейных коллекций и основу деятельности будущих музеев школы № 6 г. Мичуринска [19, с. 4], школ № 5 [20, с. 4], № 8 [21, с. 4], № 24 [22, с. 4] г. Тамбова. В школе № 19 г. Тамбова был создан музей истории Второй гвардейской Армии. Под руководством главного энтузиаста музейного дела в школе

О.С. Завадской, активисты краеведческого движения стали непосредственными участниками многих слетов и встреч. В частности, в Тамбове прошли две Всесоюзные (1980, 1983) и три Всероссийские (1992, 1997, 2000) встречи, проходившие в стенах школы № 19

г. Тамбова, на которые съехались «юные следопыты из других городов» страны [23, с. 5]. В процессе организации поисковой и краеведческой деятельности в области было создано более 4 тыс. экспедиционных отрядов, объединяющих около 92 тыс. человек. Среди них поисковые группы школ № 1, 2, 6, 17 г. Тамбова, сел Н. Александровка Мор-шанского, Митрополье Бондарского районов. В результате, в школах области в середине 1980-х гг. создано 34 музея, 198 комнат, залов боевой и трудовой славы [24, с. 4].

Заметно ослабление положения КПСС в жизни общества, а затем деидеологизация в начале 1990-х гг. внесли существенные коррективы в деятельность всех музеев, в т. ч. и общественных. Исчез политический и идеологический прессинг над музеями, цензурный контроль и политическое давление над экспозициями и работой сотрудников. В этих условиях функции управления деятельностью музеев полностью легли на плечи региональных органов культуры и образования.

Анализ взаимоотношений государственных, партийных структур и малых музеев позволяет выявить как позитивные, так и негативные стороны влияния государственной политики на формирование института общественных музеев и функционирование музейной сети. Музеи «сразу же после своего рождения оказывались стиснутыми шорами различного рода политических директив и ведомственных инструкций. Под государственным контролем оказывалось все содержание музейной деятельности, и вся творческая инициатива переводилась в русло посильного копирования форм и методов деятельности аналогичных государственных институтов» [5]. Так в параграфе 2 «Инструкции о порядке подготовки и открытия экспозиций музеев и выставок» отмечается, что все книги отзывов о работе музея в обязательном порядке должны контролироваться; параграф 4 этого же документа гласит: «все предназначенные к печати материалы для выставок подлежат контролю», к тематико-экспо-зиционному плану должны быть приложены акты экспертизы специальной комиссии [25]. В силу этих обстоятельств общественные музеи были очень похожими друг на друга, символизируя своего рода музейный эталон, характерный для всей страны. В основном они были стандартно едины по своему со-

держанию и направленности показа: природа, археология края, история и показ советского периода, начиная с событий Октябрьской революции, Гражданской войны и успехов социалистического строительства, заканчивая современностью. Определенная мода на музеи, погоня за количественными показателями часто вела к необоснованному созданию музеев, формализму в краеведческом движении. Не везде и не всегда открытию музея предшествовал поиск, сбор и обработка материала по избранной теме. Всесоюзные акции, с одной стороны, активизировали изучение исторического наследия страны, с другой - внесли некоторые моменты дезорганизации: не всегда нацеливали на серьезные исследования, часто работа сводилась к формальному подбору «экспонатов», проведению дежурных мероприятий и т. п. Такое положение дел в сочетании с отсутствием профессионального подхода к комплектованию и созданию экспозиций пагубно отражалось на музейных коллекциях, их сохранности. Зачастую ценные предметы наклеивали на стенды, в альбомы, прибивали гвоздями, выставляли в открытом показе. Что в результате приводило к порче и утрате множества памятников и исторических источников.

Вместе с тем пристальное внимание государства к работе общественных музеев имело и положительные стороны. В частности, государственные и партийные органы сыграли одну из решающих ролей в оформлении общественного музея как социального института. Такая позиция способствовала развитию законодательной основы деятельности данных музеев, росту их авторитета и повышения роли и значения «в выполнении памятникоохранительной функции государства» [26]. Благодаря чему в 1980-е гг. они заняли определенное место в системе культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений. Малые музеи рассматривались в качестве оптимальной формы организации краеведческой общественности, центров патриотического, эстетического и политического воспитания населения, объединения молодежи и ее привлечения к делу сохранения историко-культурного наследия. Для самих музеев партийные, профсоюзные, комсомольские организации, местные органы власти были опорой в решении организационных и финансовых вопро-

сов. Таким образом, государственные и партийные органы выступали в качестве руководящей и координирующей силы; играли одну из существенных ролей в формировании музейной сети региона, осуществляя контроль за общественной инициативой от «замысла» музея до его реализации. Благодаря этому малые музеи были введены в единое русло деятельности, что, прежде всего, положительно сказалось на формировании музейной сети региона. Одновременно с решением партийных задач, шел процесс сохранения, фиксации материальной культуры и историко-культурного наследия местных особенностей Тамбовского региона, а значит и преемственности культурных традиций.

1. Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985) / Музей и власть. Г осударственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.). М., 1991.

2. О задачах партийной пропаганды в современных условиях: постановление ЦК КПСС от 9.01.1960 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1972. Т. 8

3. Разгон А.М. Музейная сеть единого многонационального социалистического государства // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: сборник научных трудов. М., 1985.

4. Егоров Ю.С. Развитие музейной сети в условиях зрелого социализма (1960-1970-е гг.) // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: сборник научных трудов. М., 1985.

5. Туманов В.Е. Общественные музеи: современное состояние и перспективы развития // Музейное дело. Музей - культура - общество: сборник научных трудов. М., 1992. С. 147-167.

6. Организация и работа музеев на общественных началах. Курск, 1978.

7. Использование новых источников и материалов по ленинской теме в исторических и краеведческих музеях. М., 1980.

8. Задачи в свете труда Л.И. Брежнева «Актуальные вопросы идеологической работы КПСС». М., 1980.

9. Пропаганда материалов ХХV съезда КПСС историческими и краеведческими музеями. М., 1977.

10. Методические рекомендации по пропаганде Конституции развитого социалистического общества в краеведческих музеях. М., 1978.

11. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск. М., 1973.

12. Справочник партийного работника. М., 1980. Вып. 20.

13. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. М., 1985.

14. Летопись Великой Отечественной: постановление Бюро ЦК ВЛКСМ О проведении Всесоюзной поисковой экспедиции комсомольцев и молодежи, пионеров и школьников М., 1981.

15. Центр документации новейшей истории Тамбовской области. Ф-1045. Оп. 20. Д. 91. Л. 41.

16. Семенов Е.А. Проблемы совершенствования краеведческой работы с учащейся молодежью. Тамбов, 1980.

17. Музей боевой славы Дома пионеров Мор-шанска - центр патриотического воспитания школьников: путеводитель по музею / сост.

С.И. Тульман. Тамбов, 1985.

18. Бандурин С. Категория сложности // Тамбовская правда. 1986. 31 дек.

19. Афонин А. Уроки мира и мужества // Тамбовская правда. 1984. 9 июня.

20. Плотникова Н. Позывные памяти // Тамбовская правда. 1985. 5 апр.

21. Воронина Б. Сосновские встречи // Комсомольское знамя. 1984. 9 дек.

22. Гармаш В. Алые маки памяти // Тамбовская правда. 1986. 23 дек.

23. Михайлова Л. Школьная дорога длиною в жизнь // Мир информации. 2002. 6 мая.

24. Подлеснов А. На труд и на подвиг // Тамбовская правда. 1985. 16 июня.

25. Инструкция о порядке подготовки и открытия экспозиций и выставок. М., 1974.

26. Конституция СССР. 1977. Ст. 68.

Поступила в редакцию 9.09.20i2 г.

UDC 069(091)

IMPACT OF PUBLIC POLICY ON NETWORK FORMATION OF PUBLIC MUSEUMS IN TAMBOV REGION (1970-1990S)

Nadezhda Nikolayevna BUDYUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Russian History Department, Director of Museum Exhibition Complex of TSU named after G.R. Derzhavin, e-mail: nadbudtambov1@rambler.ru

The state policy in the field of national museums in 1970-1990 years, Museums and government relations, public management of the museum are considered. Social and political conditions of formation and regional peculiarities of the public museums of Tambov region, as well as the degree of influence of public policy on its formation are identified.

Key words: history of museum; public museum; state; politics; leadership; ideology; museum network; heritage; culture; Tambov region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.