Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ УМНОГО ГОРОДА'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ УМНОГО ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макаренко Екатерина Дмитриевна

В статье рассмотрена связь между феноменами человеческого потенциала, умного города и политическими факторами. Дано определение человеческого потенциала как комплексного многогранного понятия, включающего природные задатки индивида и накопленные навыки, а также охарактеризован феномен умного города как комплексной сложной системы, формирование которой непосредственно связано с техническим прогрессом, цифровизацией и информатизацией, определённым образом влияющей на человека и взаимодействующей с окружающей средой. Показана неразрывная связь между внедрением технологий умного города и накоплением и реализацией человеческого потенциала. Рассмотрена роль политических факторов в накоплении человеческого потенциала в умном городе, где наличие политических факторов, под которыми понимается в широком смысле влияние государственных властей на организацию повседневной жизни горожан признаётся неизбежно существующим. Выявлено, что политические решения, власти играют значительную роль в успешности раскрытия человеческого потенциала и внедрении технологий умного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION ON THE ACCUMULATION AND DISCLOSURE OF HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF SMART CITY TECHNOLOGIES

The article considers the relationship between phenomena of human potential, smart city and political factors. The article provides a definition of human potential as a complex multifaceted concept, including natural features of the individual and accumulated skills, and also characterises the phenomenon of intelligent city as a complex complex complex system, the formation of which is directly related to technical progress, digitalization and informatization, which in a certain way affects humans and interacts with the environment. The article shows inextricable connection between the introduction of smart city technologies and accumulation and realization of human potential. The article considers the role of political factors in the accumulation of human potential in a smart city, where the presence of political factors, which means in a broad sense the influence of state authorities on the organization of everyday life of citizens is recognized as unavoidable. It has been revealed that political decisions, authorities play a significant role in the success of human development and the introduction of smart city technologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАКОПЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ УМНОГО ГОРОДА»

Влияние государственного управления на накопление и раскрытие человеческого капитала в условиях реализации технологий умного города

Макаренко Екатерина Дмитриевна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: kate.makarenko2003@mail.ru

В статье рассмотрена связь между феноменами человеческого потенциала, умного города и политическими факторами. Дано определение человеческого потенциала как комплексного многогранного понятия, включающего природные задатки индивида и накопленные навыки, а также охарактеризован феномен умного города как комплексной сложной системы, формирование которой непосредственно связано с техническим прогрессом, цифровизацией и информатизацией, определённым образом влияющей на человека и взаимодействующей с окружающей средой. Показана неразрывная связь между внедрением технологий умного города и накоплением и реализацией человеческого потенциала. Рассмотрена роль политических факторов в накоплении человеческого потенциала в умном городе, где наличие политических факторов, под которыми понимается в широком смысле влияние государственных властей на организацию повседневной жизни горожан признаётся неизбежно существующим. Выявлено, что политические решения, власти играют значительную роль в успешности раскрытия человеческого потенциала и внедрении технологий умного города.

Ключевые слова: умный город, человеческий потенциал, городское управление, самореализация, инновации.

Современные крупные города, мегаполисы, активно развиваются и в процессе технического прогресса движутся к статусу "умных городов". Город - традиционное место проживания миллионов людей, а потому изменения в его устройстве и функционировании, внедрение передовых достижений технического прогресса в городскую жизнь и работу городских систем сказывается и на жителях.

Важнейшим показателем успешности государства является накопленный гражданами человеческий потенциал, который затем преобразуется в человеческий капитал - особенно ценный ресурс для постиндустриальной цифровой эпохи[3]. На его накопление влияет среда, в которой растёт и развивается человек, и таковой, в том числе, является город и те технологии, которые человека в этом городе окружают.

Таким образом, можно проследить наличие связи между организацией государственного управления и накоплением и трансформацией человеческого потенциала в контексте "умного города" как особой технической системы и политической единицы.Возникает проблема определения роли политического фактора в процессе накопления человеческого потенциала в умном городе.

Исходя из вышесказанного, исследовательский вопрос данной статьи можно сформулировать так: какую роль играет политический фактор в процессе накопления человеческого потенциала в умном городе? Следовательно, целью исследования является выявление связи характера организации политического управления и успешности накопления человеческого потенциала в крупных городах и мегаполисах.

Согласно поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Во-первых, необходимо дать определение умного города. Далее будет дано определение

155

человеческого потенциала и установлено влияние технологий умного города на накопление и трансформацию человеческого потенциала. Наконец, после выявления того, какие факторы умного города непосредственно влияют на человеческий потенциал, будут сделаны выводы о политических факторах, влияющих на этот процесс.

Умный город - современная трактовка понятия

Понятие "умный город" широкое и многогранное. В зависимости от задач и цели конкретных исследований учёные дают разные определения, обращают внимание на разные аспекты данного понятия. В рамках данного исследования представляется необходимым дать как можно более исчерпывающую трактовку этого термина, так как на накопление и развитие человеческого потенциала могут оказывать влияние разные аспекты этого явления.

В первую очередь, "умным" город называют в случае, если многие привычные процессы в нём переведены в электронный формат, активно применяются технологии роботизации и автоматизация различных процессов[1]. В умном городе переведены в "цифру" все позволяющие данную операцию процессы. Это можно видеть на примере Москвы: внедрение цифровых государственных услуг, портала "Активный гражданин" (замена очных собраний жильцов домов и районов), широкое распространение бесконтактных сервисов и онлайн-маркетплейсов. Однако это - не исчерпывающая характеристика умного города. Помимо уровня технического прогресса в количественном измерении, важно оценивать глубину проникновения техники в функционирование городской системы и жизнь горожан.

Умные города характеризуются внедрением технологий искусственного интеллекта, которые обучаются непосредственно в процессе работы. Различные "умные" видеокамеры и автоматы уже проникли в жизнь москвичей и жителей других мегаполисов. Кроме того, важным аспектом развития умного города

является развитие самих его жителей. Во-первых, они учатся пользоваться передовыми технологиями, включаются в цифровые процессы, осваивают цифровую реальность, которая становится неотъемлемой частью городской жизни. Во-вторых, только благодаря обращению с технологиями продвинутых пользователей сами "умные" системы города благодаря искусственному интеллекту подстраиваются под ритм жизни горожан. Эту же мысль высказывал Т. Баки-си, определяя умный город следующим образом: "[Умный город - это] высокотехнологичный и интенсивно развивающийся город, объединяющий людей, информацию и элементы городской инфраструктуры с помощью новых технологий для создания конкурентоспособной и инновационной экономики, а также высокого качества жизни" [2].

Кроме того, умным городам свойственно устойчивое развитие или стремление к его реализации. Под устойчивым развитием понимается такая организация отношений между средой технологий, экономическим ростом и природными ресурсами, при которой человек не эксплуатирует, а бережно использует природу, вписываясь в естественную экосистему и восполняя её ресурсы. Устойчивый рост не предполагает последующий откат, который наступает в результате резкого экстенсивного роста. Можно сказать, что умный город -это зелёный город, в котором высокие технологии используются, в том числе, на благо экологии.

Таким образом, под "умным городом" следует понимать сложную систему взаимодействия человека, технологий и природы, в которой использование высоких технологий в рамках постиндустриальной экономики способствует становлению Индустрии 4-го порядка, основанной на внедрении информационных технологий, повышенной ценности коммуникаций и информации, а также автоматизации множества процессов. Это город, в котором люди обладают высоким уровнем цифровой грамотности, которая позволяет им не только взаимодействовать со сложными и передо-

Р»Р1

_ и ипСИ и

156

выми технологическими решениями, но и пользоваться информацией, ориентироваться в информационном потоке и подстраивать данные им технологии под себя. Наконец, умный город - это город, грамотно вписанный в окружающую его природную среду, не наносящий ей ущерб и не эксплуатирующий её ресурсы[8].

Человеческий потенциал и его накопление в умном городе

Человеческий потенциал также является сложным и многогранным понятием. В самом общем смысле его можно определить как совокупность врождённых и приобретённых черт и первичных навыков личности. К таковым К.Г. Герасимова относит характер человека, его личностный психотип, уровень образования, задатки и таланты, количество и качество социальных связей[4]. Использование всего этого в правильном русле в конечном счёте приводит к самореализации индивида. Важно подчеркнуть, что, в отличие от человеческого капитала, потенциал - это лишь совокупность задатков и потенциальных возможностей, которые может реализовать человек для достижения своих целей.

В качестве более полного определения человеческого потенциала можно привести следующее: "... [это] совокупность задатков, черт характера и способностей, которые при определённых условиях могут помочь человеку в достижении тех или иных целей, постановка которых может быть обусловлена как личными склонностями, так и запросами со стороны общества и иных структур. При этом, человеческий потенциал как способность достигать цели способен накапливаться, в том случае, если обеспечиваются комфортные условия для развития задатков и физического благополучия индивида" [7].

Можно заметить, что несмотря на то что человеческий потенциал во многом подразумевает внимание именно к личностным характеристикам, это также социальное, общественное понятие. Накопление и характер накопленного человеческого потенциала

зависят от того, в какой среде рос и воспитывался человек, какие возможности у него были для получения образования и наживания социальных связей. В этой связи следует вспомнить Джона Ролза, который писал, что для обеспечения полноценной самореализации индивидов необходимо справедливое государство, предоставляющее равные возможности для развития всем своим гражданам. В этом смысле человеческий потенциал также является гуманистическим понятием.

Теперь проследить связь между умным городом и накоплением человеческого потенциала не представляется сложным. Было перечислено, какими навыками и способностями должен обладать человек, чтобы вписаться в сложную технико-цифровую систему городских технологий высокоразвитого мегаполиса. Жизнь в окружении электронных сервисов, онлайн-служб и гаджетов, оснащённых искусственным интеллектом, меняет горожанина. Например, чтобы накапливать потенциал посредством образования, человек должен освоить цифровые образовательные площадки, которые сегодня повсеместно внедряются не только как самостоятельные, но и как компоненты традиционного школьного и высшего образования. Кроме того, в наращивании социальных связей и повышении эрудиции также необходимо обладание цифровой грамотностью, то есть такими важными способностями, как умение ориентироваться в информационном потоке и использовать технологии умного города в своих интересах[5].

Кроме того, для жизни в умном городе человек должен обладать определённым уровнем духовной культуры - осознанно подходить к использованию природных ресурсов, быть осведомлённым об экологических проблемах современности. Можно сказать, что в умных городах формируются индивиды нового, следующего поколения, накопления потенциала которых неразрывно связано с цифровыми технологиями.

Таким образом, для самореализации и самоактуализации своего потенциа-

157

ря

■.л Л

ла в умном городе человек должен обладать набором навыков, позволяющих использовать те возможности, которые предоставляет индивиду технический прогресс. Человек, помимо таких специальных навыков, должен обладать общими качествами, позволяющими вписаться в новую цифровую реальность. Новый индивид должен быть самостоятельным и коммуникабельным, так как многие процессы благодаря их упрощению и цифровизации теперь замкнуты на одного человека (даже для отправки заявления теперь не поможет работник в МФЦ - многие государственные услуги стали полностью электронными), но в то же время, для предотвращения формирования информационного вакуума вокруг себя человек должен уметь вступать во взаимодействие с различными людьми и уметь искать информацию для расширения своего кругозора и знаний.

Политический фактор накопления человеческого потенциала в умном городе

Как было показано, становление мегаполисов как умных городов подталкивает их жителей к приобретению новых способностей, навыков и качеств. Более того, повышается роль отдельных индивидов, которые становятся более самостоятельными звеньями в цепочках сложных информационных и цифровых коммуникаций, из которых соткана современная жизнь в высокотехнологичных городах. Кроме того, в умных городах повышается роль инноваций, для которых необходимо формирование мощной прослойки сотрудников интеллектуального труда различного уровня для обеспечения работы инновационных систем и разработки новых решений для них. Необходима также адаптация простых жителей к новым техническим решениям.

Так как город, помимо территориальной единицы, является ещё и политической единицей, имеющей собственное руководство, подчинённое вышестоящим инстанциям, власти неизбежно оказываются вовлечёнными в процесс развития умного города. Таким образом,

в развитии умного города имеет место политический фактор, под которым следует понимать меры, принимаемые городскими и региональными властями для обеспечения развития городской среды по «умной» траектории.

Перед городскими, региональными и государственными властями стоят задачи не только обеспечения дальнейшего технического прогресса городов, но и адаптации под эти города жителей. На сегодняшний день это осознают и в России, где в новых стратегиях развития до 2030 и более отдалённых лет уже прямо упоминается накопление человеческого потенциала и человеческого капитала как важные задачи для обеспечения процветания городов. Так, например, стратегия развития Воронежской области до 2035 года уже опирается на констатацию факта наличия определённого уровня человеческого потенциала, реализации которого должны способствовать власти с целью выполнения данной стратегии. О человеческом потенциале граждан говорится и в стратегии развития города Москвы как умного города. Каким же образом власти могут способствовать накоплению и раскрытию человеческого потенциала в умном городе?

В качестве примера будет рассмотрена стратегия развития Москвы до 2030 года, так как в ней прямо прописывается, что мегаполис идёт по пути развития умного города. Следует заметить, что Москва развивается по модели «Умный город 2.0». В рамках такой модели в разработке стратегии развития города городские власти стремятся не просто внедрить как можно больше технологий и автоматизировать как можно больше процессов, но и учесть интересы граждан, а также культурные особенности среды.

Всего же существует пять моделей умного города. Для первой характерно внедрение цифровых технологий в организацию работы городской инфраструктуры, общая модернизация процессов без внимания к развитию отдельной личности, горожанина. В «Умном городе 3.0», помимо внимания к отдельной

личности со стороны государства, осуществляется постоянная обратная связь с жителями. В этой модели горожане начинают гораздо сильнее влиять на процесс модернизации города, здесь ценятся инициативность, активная жизненная позиция. «Умный город 4.0» характеризуется развитием не только технологий, но и жителей. В этой модели горожане также становятся «умными» - осваивают передовые технологии и становятся полноценными акторами в проведении городской политики. Они не только адаптируются к новой городской среде, но и сами участвуют в её формировании. Наконец, в наиболее совершенном «Умном городе 5.0» инновационные технологии ещё глубже проникают в жизнь городского сообщества. Происходит симбиоз между техникой, людьми и окружающей средой, благодаря чему обеспечивается наиболее полная реализация целей устойчивого развития ООН и более стабильное функционирование городской системы управления в целом[11]. Если говорить конкретно о Москве, то на данный момент как умный город она находится на стадии 2.0.

Уже на первых страницах стратегии можно заметить, что перспективы развития Москвы как умного города неразрывно связаны с реализацией нового человеческого потенциала,который накапливается в цифровой среде. В качестве одной из своих задач городские власти ставят исключение жителей из процессов, требующих низкоквалифицированного ручного труда. Москвичи будущего должны уметь контролировать городские процессы, активно участвовать в управлении городом и заниматься сложным интеллектуальным созидательным тру-дом[9, с. 25]. Для реализации этого как раз нужны такие новые качества как самостоятельность, осознанность и умение пользоваться технологиями новой цифровой среды.

Если говорить о генеральной стратегии, цели развития Москвы как умного города, то власти видят её следующим образом: ". это инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффек-

тивности деятельности и услуг в городе, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах" [8, с. 21]. Как было показано выше на примере одной из более конкретных задач, для достижения этой цели необходима реализация особого рода человеческого потенциала. Каким образом городские власти будут участвовать в его накоплении и реализации?

Если говорить о базовом уровне понятия "человеческий потенциал", то к нему относятся задатки и физические характеристики, которыми обладает индивид. Чтобы обеспечить повышение их качества, власти Москвы намерены на протяжение не одного поколения улучшать качество медицины и экологии в городе, используя новейшие технические решения, что и поможет формированию более совершенных предпосылок для накопления человеческого потенциала. Кроме того, человеческий потенциал состоит, в том числе, из паттернов поведения и привычек индивида, которые также можно регулировать, особенно на ранних этапах становления личности. Так, один из экспертов, Александр Чернов, убеждён, что и в этом возможно влияние политического фактора: власти Москвы могут способствовать формированию здоровых привычек у граждан не только путём внедрения каких-либо обязательных занятий, но и иными методами - через нативную пропаганду ЗОЖ в информационной среде, то есть в духе цифровой эпохи[9, с. 18].

Человеческий потенциал также составляют навыки работы с новейшими техническими решениями. В России, в том числе и в Москве, уже активно прорабатывается вопрос открытия "живых лабораторий"[10] и образовательных кластеров, где дети и взрослые могут как осваивать новые технологии, получая необходимые навыки, так и реали-зовывать свой потенциал в более серьёзных разработках, например, в молодёжных центрах инновационного творчества^].

159

Согласно стратегии развития, Москва в 2030 году будет городом, в управлении которым самое активное участие будут принимать именно жители [9, с. 34]. Для этого необходимо не только освоение цифровых сервисов, важных для гражданского участия, но и наличие самой культуры участия в решении городских проблем. С этой целью власти намерены внедрять цифровые сервисы, через которые жители смогут сообщать о городских проблемах, обсуждать вопросы городского благоустройства и др. Участвуя в таких инициативах, жители получают новые навыки, усваивают новые паттерны поведения. Они становятся внимательнее к окружающей их среде, активнее и самостоятельнее, а эти качества также вкладываются в общий человеческий потенциал.

В стратегии развития города Москвы большое внимание уделено образованию^, с. 40а]. Власти намерены обеспечить большую персонификацию образовательных процессов, развивать электронные образовательные сервисы и др. Кроме того, одной из целей социального развития города является обеспечение равных возможностей для жителей получать качественную медицинскую помощь, образование, пользоваться общественными благами.

Все вышеперечисленные инициативы напрямую связаны с накоплением человеческого потенциала. Становится очевидно, что их реализация связана именно с работой властей, ведь именно они занимаются вопросами медицинского обеспечения, развития образовательной сферы и городской среды. Получается, что для накопления и реализации человеческого потенциала важна не только среда в виде продвинутого уровня города, но и работа властей. С одной стороны, власти должны быть готовы предоставлять жителям гораздо большую степень свободы в вопросах городского управления, то есть быть демократичнее. Но с другой стороны, власти должны быть эффективны в вопросах претворения намеченных инициатив в жизнь, то есть важным становится низкий уровень коррупции во властных

структурах и высокая степень открытости и подотчётности. Только при такой работе властей можно говорить о дальнейшем прогрессе города как умной системы.

Выводы

Таким образом, была показана тесная связь между человеческим потенциалом, умным городом и политическим фактором. Было дано определение умного города как сложной многогранной системы, характеризующейся не только повсеместным внедрением передовых технологий, но и особым отношением между умными технологиями и людьми, между умным городом и окружающей средой.

Далее, было дано раскрытое определение человеческого потенциала, выявлена его специфика и те базовые факторы, которые влияют на его накопление и реализацию. Затем было выяснено, что именно в умном городе происходит накопление и реализация, а также обогащение человеческого потенциала как набора качеств, связей, знаний и умений. Это происходит за счёт пользования передовыми технологиями и формирования личности в новой среде, в окружении цифровых технологий, информационных потоков, умных технологий.

Наконец, на примере стратегии развития города Москвы как умного города было показано, какую роль играют городские власти в накоплении человеческого потенциала, то есть, была раскрыта роль политического фактора. Именно власти выступают главным бенефициаром внедрения и развития цифровых технологий и умных систем, они же заинтересованы в обучении жителей обращаться с ними и использовать их в своих интересах. Без участия со стороны властей невозможно планомерное внедрение технологий умного города, повышение качества образования и медицины, а всё это непосредственно влияет на накопление человеческого потенциала в умном городе.

Литература

1. Cohen B. Barcelona: A smart city model for a planet. 2011. URL: https//www.

3.

4.

fastcodesign.com/1679017/barcelona-smart-city model-for-the-planet.2011.

2. Nam T., Pardo T.A. Conceptualizing smart city with dimensions of technology, people, and institutions // Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Research. 2011. Р. 282-291. URL: https:// inta-aivn.org/images/ cc/Urbanism/ background%20documents/dgo_2011_ smartcity.pdf

С. И. Абрамян, А.А. Федотов Формы человеческого потенциала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 10-2. Герасимова К.Г. Человеческий потенциал: иметь или реализовывать? Авторская методика комплексной социологической оценки степени самореализованности. // Научно-исследовательский социологический центр, 2017.

Иванов О.И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования // СОЦИС, 2014. -№ 6. - С. 89-95.

Кононов В.М. Человеческий потенциал как фактор инновационной политики России в современной исторической ситуации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 1 (19).

7. Кузьмина А. С., Липецкая М.С. и др. Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах // Центр стратегических разработок (ЦСР), 2018. - 178 стр.

8. Макаренко Е.Д. Феномен человеческого потенциала в общества эпохи Индустрии 4.0 // Социология. 2022. № 4.:

9. Москва 2030: умный город // [Электронный ресурс] URL: https://www. mos.ru/upload/alerts/files/3_Tekststrate-gii.pdf (Дата обращения: 09.11.2022)

10. Мухаметов Д.Р. Развитие человеческого капитала в «Умных городах» России: сети и «Живые лаборатории» // Мир новой экономики. 2020. № 2.

11. Серегина Т.Н. Умный город как феномен информационного общества:

5.

6.

социально-философский анализ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. № 3.

THE INFLUENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION ON THE ACCUMULATION AND DISCLOSURE OF HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF SMART CITY TECHNOLOGIES

Makarenko E.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article considers the relationship between phenomena of human potential, smart city and political factors. The article provides a definition of human potential as a complex multifaceted concept, including natural features of the individual and accumulated skills, and also characterises the phenomenon of intelligent city as a complex complex complex system, the formation of which is directly related to technical progress, digitalization and informatization, which in a certain way affects humans and interacts with the environment. The article shows inextricable connection between the introduction of smart city technologies and accumulation and realization of human potential. The article considers the role of political factors in the accumulation of human potential in a smart city, where the presence of political factors, which means in a broad sense the influence of state authorities on the organization of everyday life of citizens is recognized as unavoidable. It has been revealed that political decisions, authorities play a significant role in the success of human development and the introduction of smart city technologies.

Keywords: smart city, human potential, urban management, self-realization, innovations.

References

Cohen B. Barcelona: A smart city model for a planet. 2011. URL: https//www.fastcode-sign.com/1679017/barcelona-smart-city model-for-the-planet.2011. Nam T., Pardo T.A. Conceptualizing smart city with dimensions of technology, people, and institutions // Proceedings of the 12th Annual International Conference on Digital Government Research. 2011. R. 282-291. URL: https://inta-aivn.org/images/cc/Urban-ism/background%20documents/dgo_2011_ smartcity.pdf

2.

161

ГЧ

■.л J

3. S. I. Abramyan, A.A. Fedotov Forms of human potential // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 10-2.

4. Gerasimova K.G. Human potential: to have or to realize? The author's methodology for a comprehensive sociological assessment of the degree of self-realization. // Research sociological center, 2017.

5. Ivanov O.I. Human potential: issues of theory and methodology of research // SOCIS, 2014. - No. 6. - P. 89-95.

6. Kononov V.M. Human potential as a factor of Russia's innovation policy in the modern historical situation // Science of man: humanitarian research. 2015. No. 1 (19).

7. Kuzmina A.S., Lipetskaya M.S. and others. Priority directions for the implementation

of smart city technologies in Russian cities // Center for Strategic Research (CSR), 2018. - 178 pages.

8. Makarenko E.D. The phenomenon of human potential in the society of the Industry 4.0 era // Sociology. 2022. No. 4.:

9. Moscow 2030: smart city // [Electronic resource] URL: https://www.mos.ru/upload/ alerts/files/3_Tekststrategii.pdf (Date of access: 09.11.2022)

10. Mukhametov D.R. Development of human capital in "Smart cities" of Russia: networks and "Living Laboratories" // World of New Economics. 2020. № 2.

11. Seregina T.N. Smart city as a phenomenon of the information society: socio-philosophical analysis // Izvestiya TulGU. Humanitarian sciences. 2022. № 3.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.