ББК 033-082.03
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Н.В. Пеньшин
Кафедра «Организация перевозок и безопасность движения», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: автомобильный транспорт; государственное регулирование; рынок автотранспортных услуг; рыночные механизмы.
Аннотация: Дается краткий анализ лицензионной деятельности на автомобильном транспорте в Тамбовской области и анализ проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение ДТП. Рассматриваются направления государственного регулирования автотранспортной деятельности.
Главная задача государственного регулирования - обеспечить устойчивое и безопасное функционирование автомобильного транспорта с использованием всех рычагов воздействия, законодательно предоставленных Российской транспортной инспекции (РТИ).
В первую очередь - это механизм лицензирования. Лицензии предоставляются только тем юридическим и физическим лицам, которые полностью удовлетворяют лицензионным требованиям и условиям.
По состоянию на 1 января 2004 года лицензируемую деятельность на автомобильном транспорте в Тамбовской области осуществляют 2194 автовладельца, имеющих в общей сложности 7550 автомобилей. В том числе по перевозке грузов 1944 автовладельца с численностью 5628 автомобилей, по перевозке пассажиров автобусами 274 автовладельца с численностью 1612 автобусов, по перевозке пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе 114 автовладельца с численностью 450 автомобилей. Деятельность по перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении на автомобильном транспорте по удостоверениям допуска осуществляют 25 автовладельцев, имеющих в общей сложности 72 автомобиля.
Особое внимание при лицензировании уделяется профессиональной подготовке специалистов юридических лиц и предпринимателей. Выполнение данной задачи облегчается тем, что по инициативе Тамбовского отделения РТИ в предшествующие годы создана широкая сеть учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации специалистов автомобильного транспорта. В 2003 году на соответствующих курсах прошли обучение по дополнительной образовательной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» -320 должностных лиц и предпринимателей. Повысили квалификацию 160 специалистов. Аттестовано 310 специалистов предприятий и организаций, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте.
Основным рычагом воздействия на ситуацию в транспортном комплексе остается инспектирование.
В первую очередь подвергаются инспекторской проверке предприятия, допустившие рост дорожно-транспортных происшествий.
В 2003 году проверено на линии более 8 тыс. транспортных средств, в том числе 920, осуществляющих перевозки в международном сообщении. Проведено 1450 проверок. В результате проведенных мероприятий выявлено около 2000 нарушений, для их устранения выдано 520 предписаний, привлечено к административной ответственности 182 должностных лица, наложено штрафов на сумму около 100 тыс. рублей.
Обеспечивается координация инспекторских проверок и конструктивное взаимодействие с контрольными и надзорными органами других министерств и ведомств в соответствие с установленными законом периодичностью и оперативностью мероприятий по контролю. Проверки предприятий и организаций проводятся по графику, утвержденному главным федеральным инспектором в Тамбовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе.
В соответствие с выработанными Министерством транспорта Российской Федерации и Главным управлением ГИБДД МВД России направлениями взаимодействия территориальных подразделений РТИ и ГИБДД проводятся мероприятия по снижению и профилактике аварийности на автомобильном транспорте (операции «Автобус», «Внимание - дети», «Лицензия», «Переезд», «Челнок» и др.).
Регулярно осуществляются проверки автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, по выполнению ими требований, предъявляемых к этим перевозкам. Особое внимание уделяется не допущению случаев привлечения вновь принимаемых водителей, не прошедших соответствующей стажировки, для перевозок детей. Отработан порядок сопровождения колонн автобусов с детьми, осуществляющих организованные перевозки в зоны их массового отдыха и другие культурно-массовые мероприятия с участием детей. При отправке школьников в лагеря летнего отдыха в местах отправления обеспечивается обязательное присутствие сотрудников управления ГИБДД УВД области и областного отделения РТИ с целью контроля за выполнением автоперевозчиком всех требований по обеспечению безопасной перевозки детей.
В периоды проведения Всероссийской акции «Автобус» проведена проверка 125 предприятий пассажирского автомобильного транспорта, частных автобусных компаний и индивидуальных предпринимателей.
В результате выявлены нарушения условий лицензирования у 78 автоперевозчиков, по всем фактам нарушений выданы предписания.
В рамках Всероссийской профилактической операции «Автобус» проведена операции «Челнок». В ходе осуществления контрольных мероприятий была проверена работа всех владельцев, осуществляющих указанные перевозки пассажиров. По результатам проверок выдаются предписания и устанавливаются сроки их выполнения.
В результате проводимых мероприятий резко улучшается подготовка автобусов к работе на маршрутах, в том числе повышается уровень технического состояния автобусов, улучшается санитарное состояние салонов и внешний вид автобусов, укомплектованность автобусов в части обеспечения безопасности перевозки средствами ликвидации последствий ДТП. Повышается культура обслуживания пассажиров.
Важным показателем проведенных мероприятий можно считать снижение количества дорожно-транспортных происшествий на пассажирском автотранспорте и стабилизацию уровня аварийности в 2003 году.
Государственное воздействие способствует выводу из сферы теневой экономики владельцев легковых автомобилей, занимающихся перевозкой пассажиров на коммерческой основе. Для этого применяется полное разнообразие форм и ме-
тодов работы с владельцами легкового автотранспорта, не имеющих основного места работы и владельцами личного транспорта, систематически осуществляющих перевозку пассажиров вне правового поля, проводится разъяснительная работа, направляются письма с разъяснением порядка осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом и мерах ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), выступления в средствах массовой информации, проведение всевозможных рейдов.
Если на 1 января 2004 года имели лицензию на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе 114 автовладельцев с численностью 450 автомобилей, то по состоянию на 1 ноября 2004 года имеют лицензии на перевозку пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе уже 158 автовладельцев с численностью 700 автомобилей.
Одной из главных причин аварийности на автомобильном транспорте, в том числе пассажирском и тяжести ее последствий является прежде всего недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей автотранспортных средств.
Учебные заведения области, осуществляющие подготовку водителей автотранспортных средств, в полном объеме не отвечают требованиям, предъявляемых к ним «Положением о порядке и сроках подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств», а также приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 апреля 1999 года № 644 «О введении в действие примерных программ подготовки водителей транспортных средств».
Низкое качество подготовки водителей автотранспортных средств имеет место в большинстве учебных заведений области.
Этому способствует недостаточный контроль со стороны комитета начального профессионального образования администрации области за соблюдением образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей автотранспортных средств, контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в лицензиях.
Важным итогом государственного воздействия является формирование цивилизованного рынка транспортных услуг, повышение уровня безопасности и качества перевозок пассажиров и грузов. Своевременно проводится работа по совершенствованию системы управления перевозками, взаимодействию с контрольно-надзорными органами и решению других задач, направленных на бесперебойную и безопасную перевозку населения. Однако эти меры не в полной мере изменяют ситуацию в лучшую сторону.
Солидная частная составляющая пассажирских перевозок обостряет ряд проблем, касающихся несовершенства внутрипроизводственных систем, обеспечивающих надежное техническое состояние подвижного состава; профессионального уровня водительских кадров; диспетчерского регулирования, а также контроля за соблюдением графиков и интервалов движения транспортных средств; организации работы легковых таксомоторов; компенсации затрат на перевозку граждан, имеющих право льготного проезда на пассажирском автомобильном транспорте и т.д.
В рамках подпрограммы «Реформирование пассажирского транспорта общего пользования» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» разработана программа обновления подвижного состава для пассажирских автоперевозок Тамбовской области «Новый автобус». Программа разработана в 2001 году и приобрела статус правового документа (закон Тамбовской области от 19.07.02 № 4 - З).
Основной целью программы является обновление подвижного состава для пассажирских автоперевозок, повышение качества и безопасности перевозок, снижение социальной напряженности. Указанной программой предусмотрены мероприятия по дальнейшему совершенствованию работы городского пассажирского автотранспорта за счет внедрения автоматизированной радионавигационной и телекоммуникационной системы управления и безопасного функционирования транспортной системы, которая позволит обеспечить диспетчерское управление транспортом, безопасность пассажиров в пути следования, оперативное определение мест чрезвычайных происшествий, повышение оперативности при оказании медицинской помощи и эвакуации пострадавших, предупреждение захвата и угона транспортных средств.
С частными автобусными компаниями проводится работа по разработке стратегии развития своего бизнеса до 2010 года, с отражением в ней: развития производственной базы; профессиональной подготовки специалистов; долевого участия в диспетчеризации перевозок; обновления подвижного состава, мер по обеспечению безопасности дорожного движения, возможностей предприятия по финансированию строительства, содержания остановочных пунктов и павильонов с размещением на них расписания движения и режима работы транспорта.
В целях внедрения в областном центре современной радионавигационной системы диспетчерского управления работой городского пассажирского транспорта организована поездка в Ярославль по изучению опыта. Мэром города Тамбова поддерживаются такие начинания.
Новизна государственного регулирования, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения заключается на наш взгляд в следующем.
1. Полном обновлении нормативно-правовых документов, действующих в транспортном комплексе, приведя их в соответствие с существующим законодательством Российской Федерации и с учетом происшедших в стране перемен.
2. Профессиональной компетентности, которая должна подтверждаться наличием диплома о высшем образовании автомобильного профиля для руководителей предприятий и диплома о высшем или среднем специальном образовании для других должностных лиц. Это же требование необходимо распространить и на должностных лиц транспортных цехов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также предпринимателей при использовании ими наемных водителей (есть предприниматели, имеющие в своем парке более 50-ти автомобилей).
Требуется также упорядочить систему повышения квалификации специалистов юридических лиц и предпринимателей. Необходимо, во-первых, совместить повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом с аттестацией исполнительных руководителей и специалистов организаций, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, во-вторых, повышение квалификации и аттестация руководителей автотранспортных предприятий должны проходить по отдельным более сложным программам и на более высоком уровне.
3. Укрепление функций по изучению и анализу рынка транспортных услуг системой мониторинга.
4. Необходимо не ослаблять, а усиливать механизм государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, так как ежегодно в Тамбовской области погибают и получают увечья около 2000 человек.
5. В создании единого информационного пространства, контрольно-надзорных мероприятий.
1. Коноплянко В.И.. Организация и безопасность дорожного движения / В.И. Коноплянко. - М.: Транспорт, 1980. - 34 с.
2. Черкесов О.Н.. Оптимизация эффективности работы автотранспортного предприятия / О.Н. Черкесов. - Воронеж: ВГТУ, 2002. - С. 160-164.
The Influence of State Regulation on the Road Safety N.V. Penshin
Department “Organization of Transport and Road Safety”, TSTU
Key words and phrases: automobile transport; state regulation; transporting services market; market mechanisms.
Abstract: Brief analysis of licensing of automobile transport in Tambov region and analysis of preventive measures against road casualties is given. Trends in state regulation of automobile transport operation are studied.
EinfluB der staatlichen Regelung auf die Sicherheit des StraBenverkehrs
Zusammenfassung: Es wird die kurze Analyse der Lizenztatigkeit auf dem Kraftverkehr im Gebiet Tambow und die Analyse der Durchfuhrung der prophylaktischen MaBnahmen, die auf die Senkung der Verkehrsunfalle gerichtet sind, angegeben. Es werden die Richtungen der staatlichen Regelung der Kraftverkehrtatigkeit betrachtet.
Influence de la regulation d’etat sur la securite de la circulation routiere
Resume: Est donnee une breve analyse de l’activite de licence du transort vehiculaire de la region de Tambov ainsi que l’analyse des mesures preventives orientees sur la diminution des accidents routiers. Sont envisagees les directions de la regulation d’etat de la circulation routiere.