.....
п
126 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРОЦЕССЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
М. В. Демчишин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В данной статье выделены и обобщены историко-педагогические условия, в которых происходили процессы становления и развития теории и практики внешкольного образования в России в период конца XIX - начала XX вв. Основное внимание уделено государственной политике в области внешкольного образования в этот период.
Ключевые слова: образование, внешкольное, социально-культурная деятельность, воспитание, народное образование, просвещение.
In this article historic-pedagogical conditions, under which the processes of establishment and development of theory and practice of non-school education took place, are pointef out and generalized. These processes took place in Russia in the period from the end of the XlXth to the beginning of the XXth century. Government policy concerning of out-of-school education during this period is particularly emphasized.
Key words: historic-pedagogical conditions, development of theory and practice of non-school education took place, Government policy.
Многие вопросы истории социально-культурной деятельности нашей страны не получили достаточного рассмотрения. Это вызвано различными причинами,например, как указывает профессор Н.Н. Ярошенко, такими ключевыми проблемами истории социально-культурной деятельности, как: 1) проблема, обусловленная диспропорциями в изучении различных периодов истории социально-культурной деятельности; 2) проблема дискретности источниковой базы истории социально-культурной деятельности; 3) проблема современной оценки и интерпретации научно-теоретических концептов педагогики социально-культурной сферы; 4) проблема адекватного переноса научного знания, достигнутого в предшествующие периоды, в современный педагогический контекст (см.: 4, с. 8-22).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
1 (39) январь-февраль 2011 126-129
Широта приведенного выше проблемного поля обусловливает интерес научной общественности к более тщательному и детальному изучению, в том числе истории внешкольного образования - явления социально-культурного воспитания, которое представляет собой уникальный синтез педагогической теории и практики, основанный на культурно-антропологических идеях свободного воспитания и культурного восхождения личности.
Тема становления теории и практики внешкольного образования в России в разное время рассматривалась видными современными исследователями истории социально-культурной деятельности: Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Кра-сильниковым, Ю.В. Литовкиным, Ю.А. Стрельцовым, Б.К.-Г. Тебиевым, Н.Н. Ярошенко и др. Источниковой базой для изучения в первую
.....
ш
Социально-культурная деятельность 127
очередь являлись работы теоретиков, деятелей, первопроходцев, занимавшихся теорией и методологией данного феномена в конце XIX -первой трети XX века, которые своей деятельностью написали яркую страницу истории народной педагогики нашей страны. Среди них: В.П. Вахтеров, В.И. Чарнолуский, Н.К. Крупская, С.О. Серополко, С.Т. Шацкий, А.Я. Закс, В.А. Зеленко, Е.Н. Медынский и другие видные педагоги, ученые и общественные деятели. Также исследователями активно используются материалы различных архивных фондов (в частности, отметим архив профессора Чарнолус-кого), периодической печати и т.д.
Рассматривая историю социально-культурной деятельности с позиции переосмысления изменений в народном просвещении, которые ранее (в конце XIX - начале XX века) имели место, поставим задачу данной статьи, которая сводится к выделению и обобщению основных историко-педагогических условий, влиявших на развитие или, наоборот, угасание (в зависимости от временного отрезка) внешкольного образования в России.
Основной темой, проходящей сквозь всю работу, является рассмотрение деятельности правительства в период конца XIX - начала XX века, именно правительства как главного центра, единственно способного к созданию этих самых условий - для реализации адекватными мерами масштабных перемен в области культуры и просвещения, основным объектом которых является рабочий класс.
Внешкольное образование как социально-педагогическое явление, социально-педагогический феномен возникло в дореволюционной России во второй половине XIX века, в период отмены крепостного права. Н.В. Чехов в своей книге «Народное образование в России с 60-х годов XIX века» (1912 год) писал: «Эпоха эта является началом важного перелома в русской общественной жизни, отразившегося почти во всех сферах ее. В области народного образования перелом этот выразился главным образом в том, что инициатива и руководство этим делом стали понемногу переходить из рук государства и правительства
в руки самого общества» (3, с. 5).
Е.Н. Медынский пишет, что возникновение и развитие внешкольного образования было тесно связано с развитием общественного движения. Действительно, повышение уровня образования, культуры различных слоев населения, в особенности так называемого большинства, то есть деревни, к тому же в то и так «неустойчивое» время, виделось формой общественного движения, «мощным средством политического воспитания масс», а также «одним из существеннейших средств борьбы за массы», что вызывало серьезные опасения у правительства.
Поэтому одним из условий возникновения и дальнейшего развития системы внешкольного образования в нашей стране была организация сети учреждений, работа которых, в первую очередь, не подрывала бы существующий режим.
Обратимся к фактам.
Во-первых, первые учреждения внешкольного образования (воскресные школы, вечерние школы, дополнительные и повторительные курсы - с 1859 года, народные библиотеки - с 1861 года) уже изначально имели характер, довольно далекий от революционного, что уже не случайно. Благодаря этому, возможно, они получили саму возможность возникнуть - без вмешательства правительства, которое хотя бы при намеке на революционный настрой, несомненно, чинило бы этому различного рода препятствия, а то и наложило бы запрет на их существование (что и было сделано позже в 1862 года).
Во-вторых, объектом, то есть сферой обслуживания зарождавшихся тогда учреждений внешкольного образования, в основном, являлась мелкая городская буржуазия, то есть «тот слой, который менее всего внушал в то время опасений правительству».
В-третьих, при первом же подозрении о ведении учреждениями внешкольного образования (воскресными школами) революционной пропаганды все названные учреждения в 1862 году были закрыты.
Прошло всего три года (с 1859 по 1862
.....
ш
128 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
год), и за этот краткий период правительство все-таки усмотрело «революционную пропаганду» в деятельности воскресных школ, не смотря на то, что, как пишет Е.Н. Медынский, правительственная сеть внешкольного образования, наоборот, является проводником в массы идеологии господствующего класса.
Однако с тезисом, что само существование внешкольного образования обуславливается необходимостью идеологической обработки масс в интересах правительства, полностью согласиться трудно по двум причинам. Во-первых, изначально к возникновению внешкольного образования правительство никакого отношения не имело, поскольку ничего не выигрывало - ни экономически, ни политически. Во-вторых, сеть внешкольного образования, возникновение которой явление все-таки неизбежное, скорее была просто использована государством в своих целях - и то лишь официально - «правительство стремилось обратить школы в очаги монархической и религиозной пропаганды». Официально - потому, что после закрытия учреждений внешкольного образования (в 1862 году) в 1864 году правительство все же их разрешило, но с большими ограничениями, усиленными впоследствии реакционным положением (1874 год): грамота в школах была ограничена только ее началами; в период внедрения опыта генерала Трепова запрещены были всякого рода чтения обществами и частными лицами; тексты для чтения были строго регламентированы, без малейших изменений и «самостоятельных» разъяснений лектора, хотя «в научном отношении являлись в подавляющим большинстве совершенно неудовлетворительными» и т.п. Так, например, в 1871 году в связи с массовой революционной пропагандой - распространением нелегальных брошюр - в Соляном городке были проведены народные чтения по «солдатской программе ». В связи с большой посещаемостью опыт был признан положительным. Тексты для чтения были выработаны все в том же «казарменном» духе (внедрение монархических и религиозных начал), отвечавшим их воспитательным заданиям.
В качестве следующего условия становле-
ния и развития внешкольного образования отметим государственную политику по ликвидации «отсталости» русского народа, причем отсталости во многих отраслях. Общественная потребность в как можно более полном ее искоренении назрела достаточно остро, о чем также пишет В.П. Вахтеров: «Чтобы духовно облагородить крестьянина и рабочего, воспитать его в самодеятельности и взаимопомощи, чтобы пробудить беспредельные, но скрытые и дремлющие в народе духовные силы и развить их, чтобы сделать народ причастным к общей культуре, необходимо съютить, сорганизовать воедино разрозненные силы местного населения не в кабаке и не на азартной игре, а на разумной общественной работе, на чтении, учении, самообразовании и на разумных воспитывающих развлечениях» (1, с. 187).
Действительно, изучая работы конца XIX - первой трети XX века (В.П. Вахтерова, В.И. Чарнолуского, С.О. Серополко), нельзя не обратить внимание на ужасающую отсталость русского народа, достаточно сказать, что к 1917 году почти 50% широких слоев населения были неграмотными, отсутствовала квалификация в той или иной профессии, крайне низким был культурный уровень населения.
Однако, как отмечает В.И. Чарнолуский, и в России, и в других странах в области образования к народным массам, далеко отставшим по умственному развитию от культурных верхов, применялись такие же приемы, какие стали привычными по отношению к детям. «Народ трактовался как "незрелый", не способный сам разобраться, как следует, в своих желаниях и поэтому нуждающийся в такой же опеке, как дети».
В статье Н.К. Крупской «Основы политико-просветительной работы» говорится об умышленном содержании в темноте масс при царском режиме. Причем «царское правительство прекрасно понимало, что, раз массы овладеют знанием, они не станут терпеть, чтобы ими распоряжались помещики да богачи».
Отсюда следует, что экономически для страны было нужно и выгодно всенародное просвещение, пусть небольшими темпами (по
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 129
разным причинам), пусть неорганизованно и т.п., а вот политически - именно для правящего класса - как раз наоборот. «Само правительство, крепко держа в руках школу, где оно имело возможность внедрять в подрастающие поколения "чувства преданности церкви и престолу", складывать идеологию их по-своему, не вело в этот период никаких работ в области внешкольного образования, поскольку экономические условия истребовали еще настойчиво повышения культурного уровня трудящихся, а политические интересы господствующего класса властно выдвигали требование обратное - всемерной охраны "народной темноты" и невежества» (2, с. 680).
Другим важным условием, при котором возникло и существовало внешкольное образование, является деятельность государства в области просвещения в этот период.
В.И. Чарнолуский в Энциклопедическом словаре 1911 года пишет: «Что касается внешкольного образования, то до последнего времени оно развивалось главным образом путем "частной инициативы": личной работой граждан над своим умственным развитием и образовательными учреждениями, создававшимися или благотворительностью, или различными свободными союзами граждан». Этот тезис дает возможность понять смысл существования сети внешкольного образования, а именно его развитие путем «частной инициативы» и в первую очередь как формы образования взрослых. В.И. Чарнолуский, конечно, несколько «сужает» сферу деятельности внешкольного образования исключительно формой образования взрослого населения и поднятием их культурного уровня, тем самым как бы принижая
его достоинства, но здесь главное, что оно вообще возникло именно с целью образования, а тем более, на личные средства. Что же еще может служить более убедительным доказательством отсутствия в деятельности правительства четких действий, направленных на становление и развитие внешкольного образования, о пользе которого сомневаться не приходится?
Итак, по нашему мнению, одними из основных историко-педагогических условий, при которых происходили процессы становления теории и практики внешкольного образования в России при непосредственном участии государственной политики, являлись следующие:
1. Организация сети учреждений, работа которых, в первую очередь, не подрывала бы существующий режим.
2. «Двойная» государственная политика по ликвидации «отсталости» русского народа.
3. Отсутствие в деятельности правительства четких действий, направленных на становление и развитие внешкольного образования.
Напрашивается неизбежный вывод: деятельность государства в этот период следует считать фактором, существенно сдерживающим становление внешкольной работы в нашей стране.
Однако несмотря на все сложности, связанные с экономической отсталостью, политической нестабильностью, жесткой идеологией, в дореволюционный период был накоплен значительный опыт просвещения и организации досуга населения, и именно этот опыт, по утверждению Г.Я. Никитиной, «явился основой для дальнейшего развития после революции 1917 года».
Примечания
1. Вахтеров, В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование / В.П. Вахтеров. - М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1917. - 208 с.
2. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование / Е.Н. Медынский // БСЭ. - 1-е изд. - Т. 11. - М.: Сов. энциклопедия, 1930. - С. 678-691.
Книгоиздательство
3. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Н.В. Чехов. - М.: «Польза», В. Антик и Ко, 1912. - 224 с.
4. Ярошенко, Н. Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н.Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 8-22.