мы высокого давления, заправляют техническими жидкостями, накачивают шины и т.д.
— Коротко об авторах
Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;
Корецкий В. Б. — кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.
-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,
2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий
ВЛИЯНИЕ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ
У^азвитие горных работ осуществляется в основном за счет
-ЛГ открытой добычи, которая в настоящее время характеризуется увеличением глубины разработок и коэффициента вскрыши, что вызывает необходимость применения горного и горнотранспортного оборудования большой единичной мощности и его интенсивной эксплуатации. Обновление парка технологического автотранспорта на карьерах идет по пути увеличения общей грузоподъемности парка автосамосвалов без увеличения количества машин (выбывающие автосамосвалы заменяются современными большей грузоподъемности (180^220т и более) и производительности). Эффективность при интенсивной эксплуатации машин обеспечивается их безотказной работой длительное время или соответствующим уровнем надежности.
Увеличение глубины карьеров приводит к усложнению горнотехнических условий разрабатываемых месторождений, которые в значительной степени определяют уровень надежности применяемых машин, оказывая влияние на формирование нагрузок на несущие конструкции и основные механизмы большегрузных карьерных автосамосвалов, определяющиеся величиной преодолеваемых уклонов и расстояниями транспортирования.
Для достижения высокого уровня производительности технологического автотранспорта большое значение имеет соблюдение рациональных параметров технологических схем транспортирования (уклоны, расстояния, формы трасс и др.). Увеличении глубины карьера, коэффициента вскрыши и как следствие объемов и высоты отвалов вызывает увеличение преодолеваемых уклонов и расстояний транспортирования внутри карьера и на отвалах, динамических нагрузок в основных
Наработка на ремонт и показатели ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов Автобазы Технологического Автотранспорта филиал ОАО ХК «Якутуголь»
Показатель Глубина карьера, м
75 150 225 300
Наработка на ремонт тыс. т/км 58,7 50,1 46,4 40,7
маш-час 110,3 102,1 93,3 89,4
Продолжительность ремонта
удельная, час/(ГВт-час) 0,98 1,25 1,45 1,74
базовая (Тб) 1,15 1,60 1,88 2,29
Трудоемкость
удельная, чел.-час/(ГВт-ч) 4,28 4,57 4,81 5,02
базовая ^б) 1,14 1,60 1,68 2,10
Стоимость ремонта
удельная, руб/(ГВт-час) 18,30 24,70 35,20 39,90
базовая (Сб) 1,04 1,54 1,85 2,08
механизмах, длительности работы агрегатов и узлов в режиме повышенных нагрузок при движении на подъем в загруженном состоянии и механических колебаний приводящих к значительным знакопеременным напряжениям в металлоконструкциях автосамосвалов.
Кроме этого значительно ухудшаются условия работы машин в карьерах на глубоких горизонтах. Измельчение и перемещение разрабатываемых горных пород, сопровождается значительным пылеобразованием (в отдельных случаях в зонах погрузки запыленность воздуха мелкими фракциями размером 30^40 мкм может достигать величин порядка 400 мг/м3), что интенсифицирует абразивный износ узлов трения механической системы. При работе в условиях сильной запыленности происходит более интенсивное загрязнение воздушных фильтров, что приводит к попаданию пыли в системы питания и смазки двигателей внутреннего сгорания и интенсификации процессов износа в узлах трения топливной аппаратуры, поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма, масляных насосов и др.
Влияние вышеперечисленных факторов вызывает сокращение межремонтных пробегов и увеличение параметра потока отказов вследствие чего увеличивается количество плановых и неплановых ремонтов, повышаются их объемы, продолжительность, трудоемкость и стоимость.
В таблице приведены величины наработки между ремонтами, удельные и базовые значения продолжительности, трудоемкости и стоимости ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов при транспортировании разрушенных скальных пород с различных горизонтов на разрезе «Нерюнгринский» филиал ОАО ХК «Якт-уголь».
Из анализа таблицы видно, что наработка между ремонтами при увеличении глубины карьера, расстояний транспортирования и преодолеваемых уклонов уменьшается со средней интенсивностью 86 т-км/м, а ремонтные нормативы (продолжительность, трудоемкость и стоимость) возрастают. При увеличении глубины карьера с 75 до 300 м значительно возрастает интенсивность износа деталей и узлов автосамосвалов, что приводит к росту примерно в два раза материальных, трудовых и финансовых затрат на проведение ремонтов.
— Коротко об авторах
Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;
Корецкий В. Б. - кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.
А____________
-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,
Н.Н. Чупейкина, 2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий, Н.Н. Чупейкина
РАСЧЕТ РЕМОНТНЫХ БАЗ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И
сходными данными проектирования ремонтных баз являются: количество и состав принятого горного и транс-