Научная статья на тему 'Влияние горно-технических условий на надежность большегрузных карьерных автосамосва'

Влияние горно-технических условий на надежность большегрузных карьерных автосамосва Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние горно-технических условий на надежность большегрузных карьерных автосамосва»

мы высокого давления, заправляют техническими жидкостями, накачивают шины и т.д.

— Коротко об авторах

Квагинидзе В.С. — доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Корецкий В. Б. — кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.

-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,

2007

УДК 621.879:622.271.4

В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий

ВЛИЯНИЕ ГОРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА НАДЕЖНОСТЬ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

У^азвитие горных работ осуществляется в основном за счет

-ЛГ открытой добычи, которая в настоящее время характеризуется увеличением глубины разработок и коэффициента вскрыши, что вызывает необходимость применения горного и горнотранспортного оборудования большой единичной мощности и его интенсивной эксплуатации. Обновление парка технологического автотранспорта на карьерах идет по пути увеличения общей грузоподъемности парка автосамосвалов без увеличения количества машин (выбывающие автосамосвалы заменяются современными большей грузоподъемности (180^220т и более) и производительности). Эффективность при интенсивной эксплуатации машин обеспечивается их безотказной работой длительное время или соответствующим уровнем надежности.

Увеличение глубины карьеров приводит к усложнению горнотехнических условий разрабатываемых месторождений, которые в значительной степени определяют уровень надежности применяемых машин, оказывая влияние на формирование нагрузок на несущие конструкции и основные механизмы большегрузных карьерных автосамосвалов, определяющиеся величиной преодолеваемых уклонов и расстояниями транспортирования.

Для достижения высокого уровня производительности технологического автотранспорта большое значение имеет соблюдение рациональных параметров технологических схем транспортирования (уклоны, расстояния, формы трасс и др.). Увеличении глубины карьера, коэффициента вскрыши и как следствие объемов и высоты отвалов вызывает увеличение преодолеваемых уклонов и расстояний транспортирования внутри карьера и на отвалах, динамических нагрузок в основных

Наработка на ремонт и показатели ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов Автобазы Технологического Автотранспорта филиал ОАО ХК «Якутуголь»

Показатель Глубина карьера, м

75 150 225 300

Наработка на ремонт тыс. т/км 58,7 50,1 46,4 40,7

маш-час 110,3 102,1 93,3 89,4

Продолжительность ремонта

удельная, час/(ГВт-час) 0,98 1,25 1,45 1,74

базовая (Тб) 1,15 1,60 1,88 2,29

Трудоемкость

удельная, чел.-час/(ГВт-ч) 4,28 4,57 4,81 5,02

базовая ^б) 1,14 1,60 1,68 2,10

Стоимость ремонта

удельная, руб/(ГВт-час) 18,30 24,70 35,20 39,90

базовая (Сб) 1,04 1,54 1,85 2,08

механизмах, длительности работы агрегатов и узлов в режиме повышенных нагрузок при движении на подъем в загруженном состоянии и механических колебаний приводящих к значительным знакопеременным напряжениям в металлоконструкциях автосамосвалов.

Кроме этого значительно ухудшаются условия работы машин в карьерах на глубоких горизонтах. Измельчение и перемещение разрабатываемых горных пород, сопровождается значительным пылеобразованием (в отдельных случаях в зонах погрузки запыленность воздуха мелкими фракциями размером 30^40 мкм может достигать величин порядка 400 мг/м3), что интенсифицирует абразивный износ узлов трения механической системы. При работе в условиях сильной запыленности происходит более интенсивное загрязнение воздушных фильтров, что приводит к попаданию пыли в системы питания и смазки двигателей внутреннего сгорания и интенсификации процессов износа в узлах трения топливной аппаратуры, поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма, масляных насосов и др.

Влияние вышеперечисленных факторов вызывает сокращение межремонтных пробегов и увеличение параметра потока отказов вследствие чего увеличивается количество плановых и неплановых ремонтов, повышаются их объемы, продолжительность, трудоемкость и стоимость.

В таблице приведены величины наработки между ремонтами, удельные и базовые значения продолжительности, трудоемкости и стоимости ремонтов большегрузных карьерных автосамосвалов при транспортировании разрушенных скальных пород с различных горизонтов на разрезе «Нерюнгринский» филиал ОАО ХК «Якт-уголь».

Из анализа таблицы видно, что наработка между ремонтами при увеличении глубины карьера, расстояний транспортирования и преодолеваемых уклонов уменьшается со средней интенсивностью 86 т-км/м, а ремонтные нормативы (продолжительность, трудоемкость и стоимость) возрастают. При увеличении глубины карьера с 75 до 300 м значительно возрастает интенсивность износа деталей и узлов автосамосвалов, что приводит к росту примерно в два раза материальных, трудовых и финансовых затрат на проведение ремонтов.

— Коротко об авторах

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;

Корецкий В. Б. - кандидат технических наук, доцент, ТИ (Ф) ГОУ ВПО ЯГУ.

А____________

-------------------------------- © В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий,

Н.Н. Чупейкина, 2007

УДК 621.879:622.271.4

В.С. Квагинидзе, В.Б. Корецкий, Н.Н. Чупейкина

РАСЧЕТ РЕМОНТНЫХ БАЗ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И

сходными данными проектирования ремонтных баз являются: количество и состав принятого горного и транс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.