С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 616.857 - 053.2
ВЛИЯНИЕ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игнатенкова Т.В., Грибова Н.П.
ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», Россия, 214018, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 27.
Смоленский государственный медицинский университет, 214019, г Смоленск, ул. Крупской, д. 28. nevrofpk@ smol gmu. ru - Грибова Наталья Павловна
Резюме: Проводилось изучение влияния головных болей на успеваемость школьников старшего школьного возраста. Для выполнения поставленной задачи был обследовано 193 учащихся 9-10-ых классов общеобразовательных школ г. Смоленска в возрасте от 16 до 17 лет, их них 102 девочки, 91 мальчик.
В работе использовалось анкетирование, клинический осмотр, нейропсихологическое обследование.
В результате проведенного исследования выявлено, что из 193 обследованных учащихся у 108 детей отмечались жалобы на головную боль, что составило 55,96%.
При этом следует отметить, что головными болями в старшем школьном возрасте чаще страдают девочки, 70,59% случаев, 72 девочки из 102 обследованных.
В ходе исследования мы выявили, что из 108 пациентов, жалующихся на головные боли, у 70 отмечались трудности в освоении общеобразовательной программы, что составило 64,81%.
При изучении связи головной боли с нагрузкой выявлено следующее: среди 136 школьников, которые наряду с общеобразовательной школой посещают дополнительные занятия, головная боль зарегистрирована у 68 пациентов, что составило 50,00%, а среди 57 детей, обучающихся только в общеобразовательной школе, головная боль отмечалась в 70,18% случаев (у 40 школьников).
Исходя из приведенных данных, необходимо уделять большее внимание устранению причин, вызывающих головные боли у школьников старших классов. Ключевые слова: подростки, головная боль, успеваемость.
INFLUENCE OF HEADACHES ON THE PERFORMANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Ignatenkova T.V., Gribova N.P.
Regional State Budgetary Healthcare Institution "Smolensk Regional Clinical Hospital", address: pr. Gagarina 27, RU-214018 Smolensk, Russia
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.
59
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019
nevrofpk@smol gmu.ru - Gribova Natalia Pavlovna
Summary: The purpose of the investigation was to determine the impact of headaches on the performance of high school students. To accomplish this task, 193 pupils of 9-10th grades of secondary schools in Smolensk aged 16 and 17 years were examined, 102 of them were girls and 91 were boys.
For this purpose, the following methods were used: survey, clinical examination, neuropsy-chological examination.
During this investigation, it was found out that 108 out of 193 children had complaints of headache which amounted to 55.96%.
It should be noted that girls of senior school age suffer from headaches more often - 70.59% of cases, 72 girls out of 102 high school students examined.
During this investigation, we found out that 70 out of 108 patients complaining of headaches had difficulty in mastering general educational programs which was 64.81%.
When studying the connection of headaches with the load, the following was revealed: among 136 schoolchildren who attend extra classes along with general educational programs, 68 patients complained of headache which amounted to 50.00% and among 57 children studying only in secondary schools, headache was observed in 70.18% of cases (40 schoolchildren).
Based on the foregoing, it is necessary to give particular attention to eliminating causes of headaches in high school students.
Key words: adolescents, headache, performance.
Введение
Головная боль у подростков довольно распространённое явление. По данным разных авторов частота встречаемости головной боли у подростков варьирует от 5,9% до 82,0% [6, 9, 12, 13, 14, 15, 16].
Проводятся многочисленные исследования по эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению головной боли, но актуальность данной проблемы не снижается. Имеются работы, которые подтверждают, что у детей и подростков, жалующихся на головную боль, чаще отмечается синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушение речи, страдает развитие школьных навыков, отмечаются поведенческие нарушения. В то же время обследование школьников с жалобами на головную зачастую проводится поверхностно. Чаще всего данные жалобы связывают с перегрузкой школьной программы, нарушением режима сна и отдыха. [1-16].
Такой противоречивый подход указывает на сложные патогенетические процессы, которые приводят к нарушениям в состоянии здоровья подростков и требуют дальнейшего изучения.
Целью настоящей работы явилось изучение влияния головной боли на успеваемость детей старшего школьного возраста
Методика
Для выполнения поставленной задачи было обследовано 193 учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ г. Смоленска в возрасте от 16 до 17 лет, из них 102 девочки и 91 мальчик.
В работе использовалось анкетирование, клинический осмотр, нейропсихологическое исследование (Немов Р.С., 2003).
Статистичекая обработка результатов исследования проведена с помощью методики В.М. Бенсмана (2002г)
Результаты исследования
В результате проведенного исследования выявлено, что из 193 обследованных учащихся у 108 детей отмечались жалобы на головную боль, что составило 55,96%. При этом следует отметить, что у девочек головная боль зарегистрирована в 70,59% случаев, у 72 девочек из 102 обследованных. Мальчики жаловались на головную в 39,56% случаев, 36 мальчиков из 91 (рис. 1). Выявлена высокая достоверность различий, p<0.001.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
I
О норма И головная боль
девочки
мальчики
Рис. 1. Головная боль у учащихся старших классов.
Далее мы изучали, как часто школьники, страдающие головными болями, испытывали трудности с обучением в рамках общеобразовательной программы. В ходе исследования мы выявили, что из 108 пациентов, жалующихся на головные боли, у 70 отмечались трудности в освоении общеобразовательной программы, что составило 64,8%. Лишь у 38 школьников, отмечающих головные боли, проблем с обучением не зарегистрировано, что составило 35,19%. Различия достоверны, p<0.001 (рис.2).
Рис.2. Успеваемость учащихся с головной болью.
При получении вышеприведенных данных мы проанализировали, как дети проводят время, оставшееся от выполнения школьной программы, и выяснили следующее:
кроме обязательных занятий 136 школьников из 193 занимаются дополнительно в кружках и спортивных секциях, то есть 70,47%, и лишь 29,53% (57 детей) дополнительное образование не получают, а свободное время чаще проводят у телевизоров и за мониторами компьютеров (рис 3). Выявлена высокая достоверность различий, р<0.001.
Рис. 3. Наличие дополнительных занятий у школьников.
Следующим шагом было изучение связи головной боли с нагрузкой. В результате отмечено следующее: среди 136 школьников, которые наряду с общеобразовательной школой посещают дополнительные занятия, головная боль зарегистрирована у 68 пациентов, что составило 50,00%, а среди 57 детей, обучающихся только в общеобразовательной школе, голов-
62
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ная боль отмечалась в 70,18% случаев (у 40 школьников). Различия достоверны, р<0.05 (рис.4).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
доп. занятия основ, занятия
Рис. 3. Наличие дополнительных занятий у школьников с головной болью. Обсуждение результатов исследования
Анализируя полученные данные можно отметить следующее: головная боль в старшем школьном возрасте чаще встречается у девочек; у школьников, страдающих головными болями, отмечаются трудности в освоении общеобразовательной программы;
большинство старшеклассников наряду с общим получают дополнительное образование, при этом жалобы на головные боли у детей, которые имеют больше свободного времени, отмечаются не реже, а даже чаще.
Кроме того следует учитывать особенности подросткового периода развития, наличие перенесенных заболеваний, а также воздействие провоцирующих факторов, таких как учебная и эмоциональная нагрузка, нарушения режима труда и отдыха, которые приводят к возникновению головных болей и снижению успеваемости у детей старшего школьного возраста.
К сожалению, до настоящего времени не разработаны суточные нормы учебной нагрузки для школьников с учётом их особенностей здоровья, а свободное от занятий время используется не с пользой для здоровья, а зачастую даже во вред. Много времени дети проводят, сидя у экрана телевизора и монитора компьютера. Заключение
Выявленные особенности необходимо учитывать при решении вопросов профилактики, своевременной диагностики и адекватной терапии головных болей у подростков, а также
С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 при разработке программ по формированию здорового образа жизни, комфортной среды обитания и создания условий для эффективного обучения и отдыха. Литература
1. Алтунбаев Р.А., Хайрутдинова О.С. Особенности цереброваскулярной системы у больных с мигренью. // Головная боль: актуальные вопросы диагностики, терапии и медицинской реабилитации. Мат-лы Рос. научно-практич. конф. М., 13-14 мая, 2016. - С. 10-11.
2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия-новые вызовы. // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - Т. 11. - №2. - С. 7-11.
3. Герасименко М.Ю., Воропаев А.А., Трошин В.Д. Неинвазивная нейромодуляция в лечении сосудистых цефалгий. // Головная боль: актуальные вопросы диагностики, терапии и медицинской реабилитации. Мат-лы Рос. научно-практич. конф. М., 13-14 мая, 2016. - С. 12-14.
4. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Рунова О.С. Оптимизация работы детской поликлиники в условиях реформирования здравоохранения. // Заместитель главного врача. - 2014. - №7. - С. 16-23.
5. Жданова Л.А., Салова М.Н. Современные подходы к медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. // Заместитель главного врача. - 2013. -№2. - С. 22-29.
6. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Хондракян Г.Ш. и др. Первичные головные боли у детей и подростков. - М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2015. -96с.
7. Сергеев А.В. Мигрень и головная боль напряжения у детей: основные подходы к эффективной терапии. Часть 1. // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - №5. - С. 64-69.
8. Сергеев А.В. Мигрень и головная боль напряжения у детей: основные подходы к эффективной терапии. Часть 2. // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - № 6. - С. 21 -25.
9. Сергеев А.В., Рачин А.П. Современное состояние проблемы головной боли напряжения у детей и подростков. Головная боль: актуальные вопросы диагностики, терапии и медицинской реабилитации. // Мат-лы Рос, научно-практич. конф. М., 13-14 мая, 2016. - С. 73-80.
10. Стайнер Т.Дж., Пемелера К., Йенсен Р. и др. Европейские принципы ведения пациентов с наиболее распространёнными формами головной боли в общей практике. Практическое руководство для врачей. Пер. с англ. Ю.Э. Азимовой, В.В. Осиповой. М.: ООО «ОГГИРП», 2010. - 56 с.
11. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В. и др. Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения. // Журнал неврологии и психиатрии. - 2013. - Т.113. - №5. - С. 31-35.
C M O n E H C K H M ME fl H Ц H H C K H M A n b M A H A X - №3, 2019
12. Abu-Arafeh I., Razak S., Sivaraman B., Graham C. Prevalence of headache and migraine in children and adolescents: a systematic review of population-based studies. // Dev Med Child Neurol. - 2010. - V.52. - №12. - P. 1088-1097.
13. Bonfert M., Straube A., Schroeder A.S., Reilich P., Ebinger F., Heinen F. Primary Headache in Children and Adolescents: Update on Pharmacotherapy of Migraine and Tension-Type. Headache. // Neuropediatrics. - 2013. - V.44. - P.3-19.
14. Genizi J., Srugo I., Kerem C.N. The cross-ethnic variations in the prevalence of headache and other somatic complants among adolescents in Northern Israel. // J. Headache Pain. - 2013. - № 14. P.21.
15. Genizi J., Gordon S., Kerem N.C., Srugo I., Shahar E., Ravid S. Primary headaches, attention deficit disorder and learning disabilities in children and adolescents. // J. Headache Pain. - 2013. -№14. - P.54.
16. Rho Y.I., Chung H.J., Lee K.H. et al. Prevalence and clinical characteristics of primary headaches among school children in South Korea: a nationwide survey. // Headache. - 2012. - V.52. -№4. - P. 592-599.